Реферат по предмету "Психология"


Характер и его типы. Акцентуация характера

--PAGE_BREAK--Основные типы акцентуаций характера. (по А. Е. Личко. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций)[12].
Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. Не смотря на хорошие способности, умение схватывать на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Главная черта—почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Всегда тянутся в компанию, не переносят одиночество, стремятся к лидерству—роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко оказываются в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Новые люди, места, предметы привлекают. Легко воодушевляясь, часто не доводят начатое до конца, меняют “хобби”. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. Могут возникать ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п. 

Циклоидный тип.В детстве не отличаются от сверстников. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и ровного настроения. Длительность фаз меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто — требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих тяготит, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность, в эти дни они становятся вялыми домоседами. Мелкие неудачи переживаются тяжело. В период подъема бросаются в глаза не свойственные им рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить. 

Лабильный тип[13].В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и резко от ничтожных и незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких людей отличают глубокие чувства, привязанность к тем, кто их любят. Утраты переносятся тяжело. Свойственна преданная дружба. Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях первые признаки возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность. Самооценка отражает заботу о здоровье. Срывы возникают тогда, когда осознается нереальность надежд и желаний. 

Сенситивный тип[14]. С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к общению с незнакомыми. На самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее. К родным бывают привязаны, даже при холодном обращении с ними. Отличаются послушанием. Увлечения двоякие. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы), удовольствие от процесса занятий. Другие увлечения обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Самооценка имеет высокий уровень объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют.

Психастенический тип[15].В детстве, наряду с робостью, проявляется моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда начинаются фобии, т. е. боязнь новых людей и предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью. Критический период — первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями, ответственностью. Главные черты- нерешительность, склонность к рассуждениям, мнительность в виде опасений за будущее — свое и близких, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, мыслей: как бы не случилось чего-нибудь ужасного с ними или с близкими. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Нерешительность проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Но принятое решение должно быть немедленно исполнено. “Повышенная ответственность” может быть связана с большой надеждой родителей на выдающиеся успехи в учебе, музыке. Подросток страшится её не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. 

Шизоидный тип[16].С первых лет дети любят играть одни. Мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы, не по-детски сдержаны и холодны. В подростковом возрасте все черты заостряются. Бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью чувствовать страдания других, а не с желанием получить садистское наслаждение. Внутренний мир закрыт для посторонних и заполнен фантазиями и увлечениями. Могут раскрываться неожиданно перед человеком малознакомым, но чем-то импонирующим. Увлечения необычны, постоянны. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби, которые нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Любят одинокие многочасовые прогулки. Ударам по “слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, где необходимо быстро вступать в неформальные контакты (формальные контакты, в отличие от сенситивных подростков, при шизоидной акцентуации даются относительно легко). Непереносимым является также грубое насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие психические травмы переносятся стойко. В целом шизоидная акцентуация обычно не препятствует хорошей социальной адаптации. 

Эпилептоидный тип.Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается. Вспышки возбуждения при первом впечатлении кажутся внезапными, но аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным. Хорошо адаптируются к строгой дисциплине, умеют подольститься к начальству, заполучить власть над другими и умело использовать ее для своей выгоды. Среди увлечений — склонность к азартным играм, страсть к обогащению. Коллекционирование привлекает материальной ценностью. В спорте заманчиво развитие силы. Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обнаруживается при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспотическую власть, под влиянием алкогольного опьянения. 
Истероидный тип. Главная черта — эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитается даже негодование в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этим. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, чтобы привлечь внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств, переживания театральны, при склонности к позерству. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, чтобы обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, к истерическому неврозу, к демонстративным нарушениям поведения. 

Неустойчивый тип[17].С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). Все увлечения, требующие труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно — коммуникативный тип хобби, да азартные игры. Отсюда многочасовая пустая болтовня, детективно-приключенческие интересы. Веселая компания важнее преданного друга. К занятиям спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл заманчивы как источники наслаждения скоростью с рулем в руках. Угоняют машины и мотоциклы с целью покататься. Главное “слабое звено" неустойчивой акцентуации — остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе. 

Конформный тип[18].Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо—думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений. Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Слабое место в конформном характере—непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации. 

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. Существует два рода сочетаний. Промежуточные типы обусловлены прежде всего генетическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. Амальгамные типы — это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. 



Воздействие суггестии (внушения)[19] в соответствии с типом акцентуации:

Возможные типы акцентуаций суггеренда[20]:

1. Демонстративный (истероидный тип). Предположить наличие у человека истероидных черт характера дают основание следующие особенности его поведения[21]:

· излишняя аффектация поведения;

· постоянное стремление быть на виду;

· поиск признания;

· желание “себя показать”, усиливающееся в присутствии свидетелей, т.е. стремление все делать “на публику”;

· эгоцентричность поведения;

· неустойчивость настроения;

· крайняя нетерпимость к критике;

· естественное, открытое, контактное поведение — лишь наедине с кем-то.

Учитывая все это, суггестивное воздействие на таких лиц лучше проводить с глазу на глаз, без посторонних. Во время воздействия при его спокойном состоянии желательно больше обращать внимание на его хорошие качества и успехи. Если же личность такого типа возбуждена и в присутствии других его поведение приобретает выраженную театральность, лучший эффект дает резкий окрик типа “Стойте!”, “Сядьте!”, “Тихо!”, “Помолчите!”, “Неправда!” и т. п., после чего сразу же должны последовать фразы внушения. При этом необходимо вскользь подчеркивать положительные качества личности и его успехи. Речь суггестора[22] при этом должна быть темпераментной (нельзя давать опомниться), слова — конкретными, вескими, решительными, категоричными.

2. Замкнутый тип[23]. Это молчаливый, замкнутый человек, всем своим поведением показывающий, что лишние разговоры ему неприятны. Как правило, такая скрытность — своего рода маска, за которой скрывается его нерешительность, робость, стеснительность. Общение с такими людьми должно быть предельно лаконичным. Содержание внушения должно опираться на реальные факты, быть очень конкретным. Таким людям нравятся сильные личности (хотя они это скрывают), поэтому ими хорошо выполняются любые приказы, произнесенные уверенным тоном.

3. Развязный тип[24]. Бывает, что внутреннюю неуверенность человек маскирует своей излишней развязностью. Необходимо различать людей, стремящихся все время что-то доказывать окружающим и убеждающих в чем-то самих себя. Несмотря на их мнимую веселость и псевдообщительность, общение с такими людьми должно быть сдержанным, предельно лаконичным, одобрение — скупым и только за конкретное выполненное дело, за достигнутый результат. Любое перебарщивание обязательно вызовет подозрительность, которая будет препятствовать выполнению цели воздействия.

4. Возбудимый тип[25]. Это люди с неуравновешенным характером, склонные к импульсивному поведению, аффективным реакциям. Вспышки беспочвенного гнева у них могут чередоваться с периодами излишней предупредительности, услужливости, рьяно демонстрируемой лояльности. В момент приступа гнева не нужно с ними спорить, пытаться что-то доказать и показать. Единственное, что даст эффект — внезапное переключение их внимания, отвлечение от предмета возбуждения. В момент возникшего спокойного состояния нужно провести необходимое внушение ровным, спокойным голосом. Наряду со сдержанностью, сохранением определенной “дистанции” важно настойчиво проводить свои идеи. Необходимо чередовать переключение на нейтральную тему и вновь — на подлежащие внушению вопросы.

5. Тревожно-мнительный тип[26]. Такие люди хорошо воспринимают волевую, уверенную манеру поведения суггестера. На них отлично действуют слова, произносимые спокойно и авторитетно, а также разумная похвала их действиям. Учитывая их неуверенность в себе, не следует давать им задания, рассчитанные на длительный период. Каждая инструкция должна быть краткой и четкой. После выполнения задания необходимо дать таким людям понять, что все они сделали правильно, похвалить или, спокойно проанализировав неудачу, дать новую краткую инструкцию.

Хорошо подвержены внушению те, кто[27]:

·Проявляют свою слабохарактерность (робкие, стеснительные, пугливые).

·Не склонны подвергать слова других сомнению (простодушные, доверчивые).

·Люди с низкой самооценкой — покорные, предрасположенные к зависимости от других (ищут себе “хозяина”, очень услужливые).

·Обладают слабым логическим мышлением.

·Имеют медленный тип психической деятельности.

·Впечатлительны и суеверны.

·Страдают психопатией, импотенцией, наркоманией.

Трудно поддаются внушению те, кто:

· Занимают активную жизненную позицию (энергичные, инициативные).

·Обладают сильными волевыми качествами (а также самолюбивые, высокомерные).

·Имеют очень замкнутый и угрюмый характер.

·Исключительно эксцентрично и откровенно проявляют свои чувства.

·Не зависят ни от кого, а, напротив, имеют кого-то, зависящего от себя.

Проведению внушения способствуют[28]:

·Воздействие не на одного человека, а на группу людей или на толпу.

·Экстравертированность суггеренда (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов).

·Полное отсутствие информации (неосведомленность или некомпетентность) или же ее чрезвычайная противоречивость.

·Очень авторитетный (как живой, так и печатный) и при этом хорошо знакомый источник.

·Внутреннее ощущение зависимости от кого-то или чего-то у суггеренда.

·Сильное психофизическое истощение и переутомление объекта.

·Некая тревожность, стрессовое состояние или психологическая напряженность суггеренда (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации).

·Явная желательность или приятность внушаемой информации.

·Жесткая категоричность заявлений и требований.

·Шоковая неожиданность сообщения.

·Недостаток времени для принятия суггерендом решения.

·Повторяемость подсовываемой информации.

·Абсолютная логичность (или видимость этого) и особая эмоциональность сообщаемой информации.


Проблема характера в современной психологии.

Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обознания тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос»[29].

Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Лярошфуко, Лябрюйер, Вовенарг). Характер — одно из стержневых понятий и в литературоведении[30].

Большое место проблема характера занимала и в нашей отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. Предложенные Лесгафтом и Лазурским типологии характеров не маскировали, а скорее обнажали многообразие индивидуальных характеров в пределах одного и того же типа.

Почему же столько ученых привлекает данный предмет?

Рассмотрим некоторые причины, которые выделяет Н. Д. Левитов  в своей статье.

1.     тенденции отождествлять характер с личностью, которая будто бы является более изученной, чем характер;

2.     отнесение характера к этике и тем самым признание незакономерности его включения в систему психологии;

3.     сомнение в возможности изучения характера как уникального явления[31].

Нередко психологи склонны считать личность и характер синонимическими понятиями и поэтому не находят нужным выделять характер. Так, Дреджер пишет, что нельзя отчетливо дифференцировать «характер» и «личность». Немецкий термин означает приблизительно то же самое, что «личность» для многих английских и американских авторитетов. Согласно Кендлеру, личность — «организация конфигураций поведения, которая характеризует личность как индивидуума в различных ситуациях. Данное определение с полным основанием может быть отнесено к характеру. Такое же значение имеет и определение, сделанное Байроном. «Сфера личности» определяется как та отрасль психологии, которая имеет дело с измерениями индивидуальных различий. Эти измерения понимаются как варианты личности.

Не отождествляя характер в широком и скорее формальном смысле с личностью, можно считать его особым аспектом личности. Согласно нашему определению, характер представляет собой «индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки»[32].

Мы предпочитаем в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной их самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в самом понимании того, что такое личность и какова ее психологическая структура.

Характер не только аспект, но и компонент личности. К сожалению, нет общепринятого понимания структуры личности. К. К. Платонов сделал попытку детально разработать структуру личности, представив ее как объединение нескольких субструктур, но эта попытка вызывает большие сомнения[33].

Следует признать, что до настоящего времени сохраняет свою убедительность та структура личности, которую предложил СЛ. Рубинштейн в пятой части своей книги «Основы общей психологии». Он различал в личности направленность, способности, темперамент, характер и самосознание. Несколько искусственно к этим действительно важнейшим компонентам личности присоединен ее жизненный путь, который имеет большое значение для понимания генезиса личности, но не идет в один ряд с направленностью, способностями, темпераментом, характером и самосознанием. Фактически понимание компонентов личности, выдвинутое С. Л. Рубинштейном, разделяется А. Г. Ковалевым, когда он говорит о сложных структурах, противопоставляя эти структуры простым и в этом отношении сближаясь с Айзенком, предложившим иерархическую структуру личности, начинающуюся с простых реакций и кончающуюся сложными чертами и типами.

Понимание характера не только как аспекта, но и как компонента личности вполне оправдано. Как компонент личности характер в работах всех советских психологов трактуется как выражение черт направленности или системы отношений и волевых черт[34].

Кэттел среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу и слабость «сверх-я», что, по его заявлению, «соответствует общепринятому значению характера». Сила «сверх-я» в данном случае означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а слабость «сверх-я» — слабость воли человека, неустойчивого в своих действиях, непринципиального.

Несомненно, волевые черты наиболее проявляются в характере как компоненте личности, где они варьируют в зависимости от черт направленности и потому должны изучаться в целостном характере.

Следует восстановить в правах психологию характера как предмет человековедения, что, несомненно, должно помочь глубже понять личность во всем многообразии ее индивидуальных и типических вариантов[35].


Заключение.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. 

Физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности, характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания. Характер связан с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика- в спокойной деловитости. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой[36]. 


Список литературы:

1.     Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

2.     Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html /  дата обращения: 5.01.2011

3.     Мир словарей / mirslovarei.com/content_psy/SUGGESTOR-39566.html / дата обращения: 30.12.2010

4.     Мир словарей / mirslovarei.com/content_psy/SUGGEREND-39564.html / дата обращения: 4.01.2011

5.     Типы характера, изучение характера. Индивидуально-психологические особенности характера / www.effecton.ru/282.html / дата обращения: 5.01.2011 

6.     Философская энциклопедия / dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3419/%D0%A1%D0%A3%D0%93%D0%93%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF / дата обращения: 4.01.2011

7.     Философская энциклопедия / dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3419/%D0%A1%D0%A3%D0%93%D0%93%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF / дата обращения: 4.01.2011

8.     Характер в структуре личности / www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011





--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :