Характеристика моделейхарактера
1. Оральный характер
Если поведенческий паттерн индивида характеризует чувство депривации,сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мыговорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы вовзаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, топодавлены.
Оральныйхарактер принимает благоприятную реальность и отвергает неблагоприятную, но неотрицает действительность, как это делает шизофреник.
Ко мнеобратился пациент за помощью в связи с постоянными приступами депрессии. Крометого он жаловался, что ему трудно удержаться на работе.
Во времяпервой нашей встречи я спросил его, как он относится к работе, и он очень нехотел принять саму мысль о том, что работать необходимо. Такая установкахарактерна для орального характера. Провоцируя, я спросил не чувствует ли он,что мир обязан обеспечить ему жизнь, и он без колебаний ответил «да». Он не могаргументировать такую позицию, но она передавала внутреннее чувство лишения.Человек с такой установкой ведет себя так, словно уверен, что его обманули вправе по рождению, и он будет тратить жизнь, стараясь добиться того, что емупринадлежит по наследству.
Людям с такимхарактером обычно не удается сохранить работу на долгое время. Одна пациенткапризналась, что, как только у нее появляется уверенность в работе, она тут жеделает что-нибудь, чтобы ее уволили или уходит сама.
Нередко делодоходит до того, что человек восстает против необходимости работать или, чточаще всего, против требований трудовой дисциплины. Альтернативой работе – быладепрессия.
Любовныеотношения у человека с оральным характером сопряжены с теми же проблемами, чтои функция работы. Его интерес нарциссический, требования велики, а реакцииограничены. Он ждет понимания, симпатии и любви и очень чувствителен к любойхолодности партнера или окружающих его людей. Там где другой человек не можетудовлетворить нарциссические требования, у человека с оральным характеромпоявляются чувства неприятия обиды и враждебности. Поскольку его партнер имеетсобственные потребности, которые человека с оральным характером удовлетворитьне способны, ситуация все время остается конфликтной. Такие люди оченьзависимы, но это часто маскируется враждебностью.
Постепенноепринятие реальности – одна из целей терапии лиц с оральным характером,поскольку оно обращает их к внешнему миру. Остается еще одна важная проблема.Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означаетстрах потерять любовь объекта, таится в бессознательном, как огромная опасностьи угроза. Аналитический подход связывает депрессию с этим страхом.
Человек можетотдавать себе отчет, что жить обладая оральным характером трудно. Егосупружеская жизнь неудачна. Мой пациент однажды обнаружил, что его жена любитдругого человека. Это не было для него неожиданностью, но он пришел в ярость,сила которой не соответствовала его чувствам к жене. Ненависть делала егосильным, но он не знал, что делать с этой силой. Анализ теперь мог раскрыть всеинфантильные тенденции его личности. Его как ребенка, интересовали толькособственные потребности и чувства.
Работая соральным характером, крайне важно довести до сведения пациента, что то что онсчитает любовью, другие воспринимают, как обращенное к ним требование любитьего. Утверждение «я тебя люблю» для такого; человека означает «я хочу, чтобы тыменя любила». Такай позиция в любовных отношениях не основана на взросломпаттерне поведения, в котором другой человек рассматривается как тот, ктообеспечивает удовлетворение нарциссических притязаний.
Человеку соральным характером присуще желание поговорить и удовольствие от говорения. Этотипично. Он любит рассказывать о себе, как правило выставляя себя выгодномсвете. Такой человек легко оказывается в центре внимания и не беспокоится поповоду своего эксгибиционизма. Оральному характеру важны внимание, интерес илюбовь.
Эта потребность в вербальном выражении сопровождается высоким уровнемвербального интеллекта. Интеллектуальные способности такого человека никак неотражаются на его достижениях, но тем не менее он обладает преувеличеннымпредставлением Я о себе самом. Правда, такая напыщенность Я имеет место впериоды хорошего самочувствия и возбуждения, но в моменты отчаяния ибезнадежности в общей картине преобладают чувства беспомощности и неадекватности.
Нельзя необратить внимания на депрессивные тенденции. Их наличие представляет собойпатогномику оральных тенденций. Личность с подобной доминантой имеет оральнуюструктуру характера. Депрессия наступает после снижения активности и утратывидимого благополучия. Состояние восторженности и депрессии цикличны, но это невсегда легко заметить. Его депрессия – состояние очень стойкое. На глубинномуровне у него обнаруживаются проблемы с восприятием собственных желаний. Такойчеловек обычно говорит: «Я не знаю чего хочу». Материальные желания редкобывают значительными для таких людей.
Агрессия иагрессивные чувства у человека с оральной структурой характера выражены слабо.Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь желаемого.Отчасти это связано с отсутствием сильного желания, отчасти – со страхомнеудачи. Такой страх проявляется с легкостью, причем оправдывает переживаниепостоянного разочарования. Человек надеется получить желаемое, не прилагаяусилий; таким образом он может избежать разочарования, которого так боится.Гнев пробудить нелегко. Вместо него можно увидеть сильное раздражение. Можетбыть много крика и ярости, но при этом нет сильного чувства. Нельзязаблуждаться принимая за гнев враждебные фантазии или мечты. В поступках илижестах очень трудно выявить полноценное выражение враждебности.
Оральныйхарактер – это «прилипчивый» тип. В экстремальном случае он способен высасыватьчужую силу и энергию. Неумение стоять на собственных ногах является вернойхарактеристикой такой структуры Я.
Еще однахарактерная черта оральной структуры – чувство внутренней пустоты, котораяприсутствует независимо от внешнего поведения человека.
Кроме того, такие люди испытывают одиночество даже в любовныхотношениях.
Абрахамсчитал, что об оральности можно говорить, если присутствуют: чрезмернаяпатологическая зависть, невротическая скупость, меланхолическая серьезность иливыраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрезмерная говорливость,острая потребность во внимании, враждебность, нетерпеливость, беспокойство и,наконец, болезненно острая охота к еде и различные оральные привычки (курение ит.д.).
Не все из этих черт являются типичными для орального характера, но онипримешиваются к подавленности и фрустрации, возникшей в результате раннейтяжелой депривации. Враждебность свойственна всем невротическим характерам, нопри оральной структуре она бессильна, впрочем, как и все действия таких людей.
Все психологические и биологические проявления орального характера имеютнечто общее. С точки зрения биоэнергетики оральный характер представляет собойнедозаряженный организм; он похож на пустой мешок. Энергии хватает, чтобыподдерживать жизненные функции, но ее недостаточно для полного заряда мышечнойсистемы.
Почему оральный характер не может зарядить себя энергией? Ведь она естьв среде в виде пищи, кислорода, удовольствия от любви и работы. Ответ очевиден.Структура характера порождается иммобилизацией агрессивного влечения. Еслиорганизм боится или не может дотянуться и взять, то все, что существует вовне,становится бесполезным. Но у орального характера есть потребности, которыедолжны удовлетворяться. Он относится к ним инфантильно, то есть требует, чтобывнешний взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с егостороны.2. Мазохистский характер
Проблемамазохизма была и по-прежнему остается одной из самых трудных терапевтическихпроблем, стоящих перед психоаналитиком. Если аналитик проявляет чуткость икомпетентность, оральный характер хорошо поддается аналитической интерпретации.С мазохистским характером дело обстоит иначе. Отрицая существование первичногомазохизма, то есть влечения к смерти, по Фрейду, мы все же соглашаемся, чтоклинический мазохизм – это садизм, обращенный на себя.
Мазохистчасто испытывает сильную тревогу. Однако оральный характер, может быть ещеболее тревожным. Но тревожность мазохистского типа характера отличается оттревожности орального типа. Первый переживает ее под давлением социальныхотношений, а второй – из-за ситуации, с которой он еще не встретился. Егоинертность не эквивалентна оральной депрессии. Один из пациентов метко назвалее «мазохистским болотом или трясиной». Люди с другим типом характера никогдасознательно не переживают негативные чувства так, как это делают мазохисты.
Райх отмечалследующие черты мазохистского характера: «Субъективное, хроническое ощущениестрадания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническаясклонность к тому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию (моральныймазохизм), а также навязчивое стремление мучать других, которое заставляетпациента страдать не меньше, чем его объект. Все люди с мазохистским характеромпроявляют специфическую неловкость, статичную манеру вести себя в контактах сокружающими, причем часто столь заметную, что она похожа на умственнуюнедостаточность.
Только тогда,когда имеют место все эти черты, которые определяют ключевые моменты личности иее типичные реакции, они составляют в сумме мазохистскую структуру характера.
Мазохист неотрицает реальность, как шизофреник, но и не отвергает своих требований, какчеловек орального типа. Он принимает реальность, одновременно сражаясь с ней,он признает рациональность своих требований, в то же время сопротивляясь им. Онбольше, чем кто-либо другой, пребывает в состоянии тяжелого конфликта.
Райхподчеркивал, что «мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокация истрадания, объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любитьего, которое чрезмерно и не может доставить удовольствия. Это специфическимазохистский механизм, его не встретишь в других формах невроза». Но почемутребование любви чрезмерно? Райх говорит: «Мазохист пытается облегчитьвнутреннее напряжение и снять тревожность неадекватным способом, а именнотребованием любви, которое принимает форму провокации и злобы». Разумеется этозаканчивается неудачей. Человек с мазохистским характером едва ли не осознает,что такая неудача неминуема. Это случалось много раз и, пожалуй, являетсянеоспоримым фактом. Можно добавить, что на каком-то определенном уровне онхочет этой неудачи. Есть ли это потребность в наказании, о которой мы так многочитали? Существуют две интерпретации. Первая – неудача оправдывает собственнуюнеадекватность такого человека. Он возлагает вину на других. Вторая – успехпугает мазохиста, он освещает его, словно прожектор, и вызывает сильнейшуютревогу, связанную с эксгибиционизмом.
Центральнаяпроблема мазохизма – потребность получать удовольствие и удовлетворение отстраха или переживания того, что другие воспринимают как неудовольствие. Вобычном случае это потребность страдать выражается чаще всего в фантазиях,которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в провоцирующем поведении,которое приводит его к самобичеванию и униженности. В первом случае фантазии отом, что его истязают, – необходимое условие для того, чтобы достигнутьразрядки в половом акте. Провоцирующее поведение выполняет подобную функцию.Униженность ведет к садизму, который раскрывает более глубокие чувства. Послеборьбы с партнером, мазохист сексуально лучше функционирует.
У мазохиста очень суровое сверх-Я. Потребность страдатьинтерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство вины и угрызениясовести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть. Эта скрытаяненависть полностью оправдывает суровость сверх-Я, или совести. Остается вопросо том, как импульс, т.е. ненависть, изначально направленный наружу, можетоборачиваться внутрь на себя самого?
Cреди качествхарактеризующих мазохиста, первое место занимает субъективное ощущениестрадания и несчастливой судьбы, которое объективно проявляется, как тенденцияжаловаться. Он страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание.Однако мазохиста трудно убедить в том, что одно с другим не связано, чтоудовлетворение его жалоб не избавит его от страдания. Мазохисту всегда кажется,что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Еслитак, то в этом виноват кто угодно.
Для мазохистахарактерно то, что чем больше он прикладывает усилий, тем более безнадежнойстановится ситуация. Он находится в западне, и чем больше старается выбратьсяиз нее, тем больше в ней вязнет. Пока агрессия направлена внутрь, нужнопомнить, что его активность самодеструктивна по своей природе. Именно это«старание» создает западню для мазохиста. Его усилия не направлены нарациональные требования ситуации. Он старается завоевать одобрение,расположение, получить любовь за то, что искренне старается.
Успеха прилечении мазохистской структуры характера можно достичь, если «упросить»пациента выразить свои негативные чувства. Этим людям легче всего удаетсявыражение таких чувств как «я не хочу», «я тебя ненавижу» т.д. Сдерживаниеагрессии вызывает негативные чувства. До тех пор пока имеется эта базиснаянегативная установка добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этимслоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности и терапевту. Нилюбовь, ни одобрение не могут преодолеть барьер, и никакие позитивные чувстване в силах пробиться сквозь вето. Это также причина того, что мазохист страдает.Он хочет вырваться, но не осмеливается, он хочет чтобы вы его освободили, но неверит вам. Ф.М. Достоевский верно отметил эту черту мазохиста в «БратьяхКарамазовых». Отец Зосима говорит: «Что есть ад? Страдание о том, что нельзяболее любить». Все так пронизано недоверием, что мазохист не доверяет дажесамому себе, своим действиям и успехам.
В общении с другими людьми мазохист может иметь довольно глупый вид. Этовызвано смущением, которое обычно испытывают такие пациенты. Они страдаютпотому, что способность выразить мысль и чувство блокированы. Несмотря навнешнюю неуклюжесть, мазохист очень умен и чувствителен. Он проницателен, точновоспринимает и понимает поведение других людей. Он игнорирует те силы, которыеопределяют его собственное поведение. Он. использует свои умственныеспособности для того, чтобы поставить их на службу собственному недоверию, иони, таким образом, играют зловещую роль в его личной жизни.
3.Фаллически-нарциссический характер
С точки зрения психологии типы характера дифференцируются в зависимостиот структуры Я, то есть от того, каково их отношение к реальности.Биоэнергетически их можно различить по генитальной функции. Оральная имазохистская структуры относятся к догенитальным типам: их установка поотношению к реальности является инфантильной, или детской. Но эти структуры нескованы панцирем. Соответственно другую категорию составляют типы характера,основанные на генитальности. Они в той или иной степени сохраняют контакт среальностью и снабжены панцирем. Поскольку их невротическая сущностьпроявляется в виде психологической и соматической ригидности, мы называем ихригидными. К этой категории относится женская истерическая структура характера.Соответствующая мужская структура – фаллически-нарциссический характер.
Однако необходимо внести ясность, почему мы различаем женскую и мужскуюригидные структуры.
При оральном и мазохистском характерах женщины и мужчины переживаютодинаковые проблемы. Эти типы являются догенитальными, поэтому половые различияздесь не имеют большого значения. А вот генитальные проблемы мальчиков идевочек различаются. Хотя основное нарушение у обоих полов в разной степениобусловлено ригидным аффектом, паттерн поведения зависит от половойпринадлежности.
Райх говорил, что термин «фаллически-нарциссический» обозначает типхарактера, который можно разместить «между компульсивным неврозом и истерией».Истерия, однако – это не тип характера, а симптом. Хотя в целом он и связан схарактером, но не всегда. Мужчины не страдают истерическими параличами.Образование симптома зависит от особых условий, а структура характерапостоянна. Те различия между компульсивным, истерическим ифаллически-нарциссическим характерами, которые делал Райх, основаны наособенностях характера, а не на динамике энергетических процессов. «Есликомпульсивному характеру, как правило, присущи сдерживание импульсов,самоконтроль и депрессивность, истерическому – нервозность, живость,беспокойство и лабильность, то типичный фаллически-нарциссический характерсамоуверен, нередко высокомерен, гибок, энергичен и выразителен. Однако, этичерты не всегда удается строго разграничить. Люди с сильно выраженнымикомпульсивными чертами часто бывают высокомерными, а гибкость и живостьсмешиваются друг с другом. Эта путаница проявляется в замечании Райха, которыйрассуждал о фаллически-нарциссическом характере, писал: «Выражение лица носитсильный маскулинный оттенок, а может быть и женоподобным, даже девичьим,несмотря на атлетическое строение».
Рассмотрим типичный фаллически-нарциссический характер» на примерепациента, которым мне пришлось иметь дело.
Молодой человек, чуть старше тридцати лет, обратился ко мне с жалобой напреждевременную эякуляцию. Он достигал высшей точки через минуту после началаполового акта, всегда значительно опережал партнершу, и это его беспокоило.Кроме того он читал книгу Райха «Функция оргазма» и чувствовал, что мог быбольше получать удовольствия от сексуальных контактов. Адвокат по профессии, онуспешно работал и был уверен в будущем.
Я детальнорассказываю об этом потому, что фаллически-нарциссический характер не так ужчасто приходит к психоаналитику. Обычно такие люди достаточно успешны в своейпрофессиональной деятельности, хорошо адаптированы в социальном окружении исексуально привлекательны для противоположного пола. Райх отмечал, что одной изхарактерных черт таких людей является «агрессивная храбрость», которая какправило ведет к успеху. С другой стороны, это «агрессивное поведение само посебе выполняет функцию защиты». Если учесть этот факт, райховская концепция«генитального характера» становится идеализацией; в таком случаефаллически-нарциссический мужской характер может ранжироваться от почти полногоздоровья до тяжелого невроза. Райх пишет: «Относительно здоровые представителиэтого типа благодаря свободной агрессии социально активны, импульсивны,энергичны и, как правило, продуктивны, но, чем более невротичен характер, темболее своеобразными и односторонними бывают их достижения. Это описаниеподходит к моему пациенту. Его поведение отличалось амбициозностью, которуюможно было объяснить весьма успешной адвокатской деятельностью. Он былсамоуверен, откровенен и все-таки насторожен. Прошло шесть месяцев. Хотя длянас обоих было очевидно, что пациент не отдается полностью ни работе, ни любви,все мои усилия изменить его характер и выпустить на волю его чувства идущие изглубины души, оставались безуспешными.
Мы оба знали,что пациент амбициозен. Нам было известно, что он опасался глубоких чувств кдевушке и страдал от преждевременного семяизвержения. Все элементыфаллически-нарциссического характера были налицо. Но ригидность тела и психикиоставались без изменений. Единственной эмоцией, которую он не выражал был плач.
Ключ к еголичности обнаружился, когда он представил себе, что терапия может не принестиуспеха. Когда мы начали обсуждать эту проблему, он заметил, что никогда нетерпел неудачу в том, к чему стремился. Он никогда не проваливал школьныхэкзаменов, напротив его оценки всегда были выше средних. В социальной ипрофессиональной жизни он всегда достигал того чего хотел. Как он добивалсяэтого? Упорством. Если он стремился к чему-нибудь очень важному, он не моготдыхать, пока не чувствовал, что сделал все, чтобы его усилия увенчалисьуспехом.
Изучив этотмомент, я понял, что это не было навязчивостью. Пациент не терпел мысли онеудаче, но только если речь шла об очень важном. В таких случаях мысль онеудаче вызывала сильную тревогу, и пациент удваивал усилия, чтобы добитьсяжелаемой цели. Решительность, с которой он устремлялся к успеху, была с однойстороны основана на сильном страхе неудачи, а с другой – на вознаграждении,которое сулило успех. Эти рамки поведения были достаточно широкими, чтобыпациент имел возможность вести себя гибко. Многие неудачи благодаря механизмуизменения важности целей воспринимались без проявления тревоги. Кроме того,этот механизм задействовался, когда дело касалось и значимых для него целей.
Теперь японял, почему в предыдущие шесть месяцев терапия стояла на месте. Пациентстарался достичь спонтанных чувств, действуя внутри структуры характера. Это тоже самое противоречие, которое содержится в указании «постарайся расслабиться».
Мой пациентрешительно стремился к любви, то есть отдаться нежным чувствам. Но, если напори решительность пациента являлись факторами, отвечающими за социальные ипрофессиональные успехи, то они же были ответственны и за главный аспект егоневроза.
Давление,ответственность и борьба вызывают одеревенение или усиливают ригидность. Страхнеудачи связан с чувством ответственности.
При изучении фаллически-нарциссической структуры характера вопрос обамбициозности является первостепенным. Фаллически-нарциссического индивидахарактеризует его напор, то есть его агрессия. Это динамический фактор, воснове которого лежит энергетическое функционирование. Райх отмечал; «С точкизрения конституции вполне возможно, что повышенное количество либидознойэнергии, которое вырабатывают эти типы, делают агрессию все более интенсивной».Если это утверждение верно, встает вопрос, что же невротического содержится вэтом процессе. Или же оно верно только потому, что описывает внешнее, а неврозсостоит в том, что реальное и внешнее различаются. Другими словами, человекфаллически-нарциссического типа ведет себя так, словно обладает огромнойполовой потенцией. Такие люди хвастаются своими завоеваниями и силой (силаподразумевает количество половых актов за ночь). В действительности же ихоргазмическая потенция, то есть способность переживать удовольствие,пропорционально этому снижена. Причиной частых половых актов являетсяневозможность получить удовлетворение сразу. Таким образом» агрессия человекафаллически-нарциссического типа характера преувеличена, чтобы скрытьконституциональную слабость. Если приравнять агрессию к достижению, мы можемописать типы характеров следующим образом: оральный характер боится достичь,мазохист достигает, а потом отступает, а фаллически-нарциссический характерхватает. Его хватание основано на страхе неудачи или поражения. Но еслисексуальное либидо меньше, чем его притязания, и если агрессия слабее, чемвыглядит внешне, как же объяснить динамику полового влечения, амбициозность иякобы «повышенное количество либидозной энергии»?
Мы отнесли фаллически-нарциссический характер к генитальному типу. Этоозначает, что энергетический – маятник прочно закреплен в мозговом игенитальном функционировании. Это также означает, что данный тип структуры неявляется недозаряженным, как оральный характер, и не зависит от чувства вины,как мазохистский. Поскольку определяющее характер нарушение появляетсясравнительно поздно, около трех лет, механизм защиты или реагирования натравмирующее переживание отличается от других типов. Генитальность ужепроявлена, и давление в виде фрустрации или наказаний приводит к тому, чтоорганизм становится негибким» Это тот же самый процесс, который наблюдается приистерической структуре характера. Все что я обозначил как ригидные структуры,обязательно имеют панцирь, напоминающий трубу, кирасу или кольчугу. Толщинаэтих «доспехов» и их диаметр различны. Широкая труба свидетельствует скорее оповерхностном панцире. Узкая возникает из-за спастичности глубокой мускулатуры,она более ригидна и негибка.
Если понять природу этого панциря можно объяснить большинство аспектовфаллически-нарциссической структуры характера. Ригидная трубообразная структуранаправляя поток энергии в мозг и гениталии, зачастую чрезмерно их заряжает.Вместе с тем ригидность снижает психологическую и соматическую гибкостьорганизма.
Лица с ригидной структурой будут проявлять большую импульсивность, чем догенитальныетипы характера. Это верно, но только отчасти. Когда дело касается агрессии,фаллический мужчина демонстрирует более сильную импульсивность, чем любойдругой невротический характер. Тоже самое касается и его напора при достиженииматериальных успехов. Однако в его агрессивности отсутствует гибкость испонтанность. Чрезмерная ригидность структуры благоприятствует генитальности иреальности, и вместе с тем она ограничивает эти функции. Мы говорили очеловеке, который генитально агрессией и страдает преждевременнымсемяизвержением. Половая разрядка происходит задолго до того, как вся излишняяэнергия опускается вниз и достигает пениса. Поэтому, чтобыразрядить напряжение, одного акта оказывается недостаточно.Фаллический мужчина считает, что у него большаяпотенция, поскольку способен за ночь совершить несколько половых актов, дающихразрядку. Но сила агрессии не измеряется числом ее появлений. Поскольку удовлетворениезависит от степени накопления напряжения перед разрядкой, фаллический мужчина,как правило, получает мало удовольствия 'от сексуальных переживаний. Егоамбициозность объясняется динамикой этих процессов. Энергия постоянно поступаетк выходам, а удовлетворение от разрядки ограничено. Естественно, человекпостоянно испытывает влечение. Легко также понять, почему фаллический мужчинаищет себе «женщину-агрессора». Поскольку сексуальное удовлетворение неполное,возникает чувство неудовлетворенности сексуальным партнером. Человек надеется,сознательно или бессознательно, что новый партнер может принести ему большееудовлетворение. В порыве возбуждения, вызванного погоней за новымивзаимоотношениями, часто так оно и бывает. Когда же эти условия исчезают и возникаетпрежняя ситуация, сексуальное удовольствие пропадает, и погоня возобновляется.Этот процесс, происходящий на генитальном уровне, является типичным, илихарактерологическим. Фаллический мужчина, чем бы он ни занимался, никогда ненаходит глубокого удовлетворения, и он вкладывает силы в дальнейшую погоню изавоевание. Подобную амбициозность, необходимо отличать от творческой исозидательной деятельности здорового индивида.4. Шизоидный характер
Если бы индивид никогда явно не отрывался от реальности, правомерно лиописывать его структуру как шизоидную? Такой диагноз зависит от тенденций, а неот событий. Фенихел определяет шизоида несколько иначе: «Человека, нестрадающего настоящим психозом, но проявляющего отдельные черты или механизмышизофренического типа, можно назвать «шизоидом», «амбулаторным шизофреником» итому подобным образом». Такие индивиды обнаруживают признаки, какневротических, так и психотических патогенных механизмов. Далее Фенихел делаетважное с динамической точки зрения добавление: «Зависит от обстоятельств, будетли психотическая диспозиция беспокоить и дальше или же она стихнет». Именноналичие «психотической диспозиции» в противоположность психотическому поведениюи отличает шизоида от шизофреника. Но что такое «психотическая диспозиция»?Указание на «отдельные черты» или «механизмы» как проявление такой диспозиции,возможно и окажет помощь, но постановка диагноза на основе их наличия илиотсутствия таит в себе серьезную опасность.
Все исследователи едины во мнении, что в шизоидном характере имеет местоаффективное нарушение.
«…Эмоции таких людей, как правило неадекватны… Они ведут себя так, «какбудто» ощущают связь с другими людьми». Хотя такое утверждение в сущностиверно, это трудно счесть отличительным признаком. Невротики тоже обнаруживаютнеадекватные эмоциональные реакции, демонстрируют поведение «как будто» ипользуются механизмами «псевдоконтакта» в отношениях с другими людьми. Но…агрессия шизоида является «как будто» агрессией, «изображением» агрессивности,способом пережить и вынести близкие отношения с людьми. Он не ощущает агрессиюкак неотъемлемую часть реального существования.
Психотическую диспозицию следует прежде всего принимать в терминахпсихологии Я. Сравним ее с другими типами характера. Ригидной структуре характераприсущи прежде всего агрессивность, решительность и нечувствительность. Ееустановку можно выразить словами «я хочу». Желание может ослабнуть илиусилиться в зависимости от физической силы и витальности тела. Сила Я зависитот того, насколько человек свободен от догенитальных влечений, которые могутпримешиваться в структуре. Таким образом, у нас есть количественный икачественные факторы. Для мазохистской структуры характерны сомнения,нерешительность и амбивалентность. Ее базальную установку характеризуетвыражение «я не хочу», хотя внешне такой человек может изо всех сил старатьсядостичь успеха. Он неминуемо потерпит неудачу. Агрессия мазохиста обращенавовнутрь, она самодеструктивна. Несмотря на физическую силу, Я мазохистаслабее, чем у ригидного характера. Его генитальная функция менее надежна, аустановка к реальности отличается нерешительностью. Оральный характер обладаетслабым агрессивным влечением. Его установку можно определить как «я не могу».Эта неспособность справиться с требованиями реальности приводит к ихотвержению. Он таит глубокую обиду на несправедливость социальной системы. ЕгоЯ слабое, связанное с оральными потребностями и чувством депривации, но онореальное. Оральный характер в значительной мере идентифицирован с установкойсвоего Я, которую он воспринимает, как основу личности. Отказаться от нееозначает для него потерять свою идентичность, к которой он привык.
Что же можносказать о структуре Я шизоидной личности? В ней не проявляется ни одна из этихбазальных установок и проявляются все до одной. Порой шизоид ведет себя оченьрешительно, но это длится недолго. Агрессия не вязнет в мазохистском болоте,она попросту разрушается. Когда она вздымается, возникает ощущениевсемогущества, поскольку оно не подвергается проверке реальностью. Эта функцияотносительно недоразвита. Такое всемогущество агрессии отличается от раздутогоЯ и восторженности орального характера тем, что оно представляет собой истинноематериально влечение. Оно воспринимается как сила действия, но не как силамысли. Там, где оральный характер не может ничего совершить из-за своегораздутого Я, шизоид способен к конструктивному творчеству. Если Я не сдерживается,оно способно разрушить барьеры реальности, отзывая путь к новому чувствованию идеянию. Подобными достижениями мы во многом обязаны таким художникам, как ВанГог, Гоген и др. Это желание без Я. У шизоидной личности нет прочноукоренившихся установок «я не хочу» и «я не могу». Поскольку базальнаяустановка шизоида проистекает из отрицания ценностей материальной реальности, унего нет потребности за эту реальность бороться. Но иногда у него можнообнаружить установки и тенденции, внешне напоминающие оральные и мазохистские.Они складываются вследствии специфического опыта в его биографии. Но они не связаныс Я, не проявляются в ситуации переноса и не выражаются в виде глубокогосопротивления. В действительности для шизоида характерно то, что он имеет какбы несколько реальных механизмов защиты Я. Поэтому, если с ним установленхороший контакт, терапия может продвигаться на удивление успешно.
Шизоидныйхарактер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннегоубеждения в истинности ее ценностей. Он не контролирует свои реакции подобноневротику, полагающему, что контроль возможен. Он больше, чем невротик,находится во власти внешних сил. Он сразу и непосредственно отвечает на любовь,но столь же быстро застывает в ситуации, которую воспринимает как негативную.
Еслиоторванный от реальности шизофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоидспособен избежать этого отрыва и сохранить Я. Но это Я слабее, еще слабеечем Я орального характера. Не то, чтобы шизоид не чувствовал себя – ончувствует. Но его ощущение себя в материальной реальности слабое. С другойстороны, он обладает большой способностью испытывать духовные чувства,нежность, симпатию. Шизоид воспринимает себя как духовную Личность, полнуюглубоких чувств, нежности, симпатии и т.д. К несчастью, ему трудносфокусировать эти чувства на объекте материального мира, поскольку он неидентифицирован с Я и ему трудно контролировать свою моторную координацию. Насамом деле шизоидный характер может на короткое время сфокусировать нежныечувства на другом человеке. Однако напряжение, вызванное попыткой поддерживатьконтакт, приводит к разрыву. Термин «моторная координация» следует понимать какхарактеристику движения, интегрированного с соответствующим чувством. Шизоидспособен к диссоциированным движениям; он может быть прекрасным артистомбалета. Типичным является диссоциированное чувство, экспрессивные движениязатруднительными. Для этого состояния характерна тенденция к расслоениювлечений, к диссоциации движения и чувства.
Еслишизофреник в своем отрыве от реальности страдает от деперсонализации, тошизоидный характер сохраняет тонкую нить, связывающую ум и тело. Он используетсвое тело так, как мы пользуемся автомобилем. Он не чувствует, что это еготело, а скорее ощущает его, как место своих чувств и мыслей. Это не являетсяинфантильностью, поскольку нет инфантильной идентификации с телесным удовольствием.Тело человека является непосредственной реальностью, своеобразным мостом,соединяющим его внутреннюю реальность с материальной действительностью внешнегомира. Это как раз является ключевым моментом в терапевтическом воздействии нашизоидную личность… Результатом этого будет усиление и развитие Я, которое пословам Фрейда, «есть прежде всего выражение телесного Я».