Реферат по предмету "Психология"


Ценностно-смысловое развитие студентов

Введение
Современноероссийское общество уже на протяжении нескольких лет переживает периодизменения ценностных основ всех сфер жизни человека, в том числе и егопрофессиональной деятельности. На сегодняшний день прежниеценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом несоответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.
Этаобщественная проблема особенно актуальна для каждого человека, которыйнаходится на одном из этапов профессионального становления, а именно – этапевыбора профессии. Под профессиональным самоопределением мы понимаемсамостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологическихвозможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, атакже нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретнойсоциально-экономической ситуации.

Методологический подход кпроблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализисследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующеезаключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ –начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ееразвития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так ипонимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург и др.).
Вместе с тем современнаяпсихолого-педагогическая практика продолжает базироваться на позицияхонтологического подхода к ценностно-смысловому развитию, ориентированного наочевидную, прямую ориентацию личности на те или иные ценности, соответствующиеличной онтологии, взглядам формирующего. В условиях современной России средстваонтологического подхода не решают в полной мере остро стоящую проблемутрансляции ценностно-смысловых оснований и развития студентов в данной области.
Даннаяпроблема снимается, на наш взгляд, через обращение к методологическому подходу,требования которого состоят в следующем:
·         ясностьличностных, ценностно-смысловых оснований формирующего. При чем в ходепсихолого-педагогической деятельности, направленной на формированиеценностно-смысловых установок студентов происходит дальнейшее уточнениеоснований педагога, его ценностно-смысловое развитие, что связано сдиалогичностью педагогического процесса в рамках методологического подхода;
·         сопряжениеонтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия.Данное требование реализуется нами через обращение к смысловой (онтологической)схеме стратегирования Н.Г. Алексеева. На основании данной схемы мы выделяемследующую схему сопряжения онтологического и организационно-деятельностногоаспектов личностного бытия в рамках методологического подхода.
Методологический подходработает с ценностно-смысловым видением респондента и ориентирован напостроение его личной жизненной перспективы, в ходе чего происходит уяснениесамим респондентом собственных жизненных установок, прояснение имперспективности такой жизненной позиции и принятие решения о последующемдвижении по данной жизненной траектории или о необходимости ее изменения.Методологический подход к исследованию и формированию ценностно-смысловыхустановок студентов предполагает сопряжение проблемы их ценностно-смысловогоразвития с проблематикой организации субъектом собственного жизненного пути, спроблемой жизненной стратегии личности. По сути, речь идет о постановке иисследовании вопроса о сущности и динамике развития ценностно-смысловыхустановок в рамках проектирования субъектом индивидуального жизненного пути, поскольку реальнаяпроработка личностных ценностей и смыслов, реальное ценностно-смысловоедвижение возможно только тогда, когда человек находится в ситуациисамоопределения, проектирования собственного жизненного пути.
Исходяиз позиций методологического подхода, мы считаем, что ценностно-смысловоеразвитие студентов может происходить при конструировании в образовательномпроцессе следующих условий, базовое из которых — включение студентов вдеятельность, направленную на самодиагностику, самоисследование исамопроектирование собственной жизненной позиции, своего жизненного пути – входе этой деятельности, направленной на саморазвитие студентов вценностно-смысловом и организационно-деятельностном плане, необходимоконструировать психологические условия следующего уровня:
•Развитие рефлексивности как субъективной способности к исследованию собственнойжизни и деятельности, ее процессов.
•Расширение личностного коммуникативного пространства субъекта как способа само-и взаимоэкспертизы его участников.
•Сопряжение ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание,планирование и проектирование способа реализации ценностей.
•Развитие способности к прогнозированию – предвидению результатов и последствийсобственной деятельности и возможности их соотнесения с личностными ценностями.
Наосновании описанных условий нами было сконструирована методика проектированияжизненного пути как одно из средств работы с ценностно-смысловой сферойстудентов в рамках методологического подхода. Как показывают наблюдения запроцессом деятельности студентов по выполнению методики и анализ полученных имипродуктов и самоотчетов, реализация выделенных нами условийценностно-смыслового развития студентов в рамках особым образом организованнойдеятельности, направленной на проектирование студентами собственного жизненногопути, действительно ведет к их ценностно-смысловому развитию:
•повышению степени осмысленности, осознанности ценностно-смысловых установок,переведению ценностных ориентаций в собственные ценностно-смысловые установки;
•осознанию качества собственных ценностно-смысловых установок, расширению личнойвременной перспективы студентов, что способствует их движению в направлениидуховности, в духовно-нравственном направлении как пространстве предельного иискреннего добра, поскольку способность видеть то, что попадает в этопространство или противоречит ему, зависит от дальности и перспективности взорана жизнь;
•повышению субъектной наполненности ценностно-смысловых установок, ихдеятельностной состоятельности, способности субъекта к воплощению собственногоценностного понимания бытия в реальную жизнь.

Смысложизненныеориентации студентов-психологов с разным уровнем профессиональногосамоопределения
Представлениясовременной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны отдействительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборепрофессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей,слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются напрофессии, которые кажутся им современными, престижными и даже «выгодными»,в некоторой степени заменяя идеальный образ профессионала «идеальнымобразом жизни». В результате учащиеся общеобразовательных школ и дажестуденты либо принимают не до конца осознанное решение относительнопрофессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Всëэто в определенной мере может препятствовать успешному профессиональномусамоопределению.
В ходеанализа психологической литературы нами было установлено, что для наиболееэффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности емунеобходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределениялежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом,осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходепланирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать бóльшихуспехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, вкоторой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности,является профессия психолога.
В рамкахнашего исследования были изучены особенности смысложизненных ориентацийстудентов-психологов Воронежского государственного университета, обладающихразным уровнем профессионального самоопределения. Смысложизненные ориентации человека– цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией –являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяетсделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровнеосмысленности жизни личности. В целом, на основе изучения смысложизненныхориентаций можно оценить способность личности к структурированию своихотношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуреэтих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. При этомсогласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными»,т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
Вкачестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий междусмысложизненными ориентациями студентов-психологов с разным уровнемпрофессионального самоопределения в неосознаваемом компоненте и об ихотсутствии в осознаваемом компоненте смысложизненных ориентаций.
Исследованиембыло охвачено 83 человека в возрасте от 17 до 22 лет, выборку составилистуденты различной степени профессиональной подготовленности и включенности вучебно-профессиональную деятельность, из которых 47 студентов обучались напервом курсе, а 36 – на четвертом.
Дляизучения осознаваемого компонента смысложизненных ориентацийстудентов-психологов нами был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, а для изучения неосознаваемого компонента – методика определениявременнóй перспективы Ж. Нюттена. Основными показателями для сравнениявыступали следующие шкалы: «цели в жизни», «процесс жизни илиинтерес и эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизниили удовлетворенность самореализацией» и категории, выделенные нами в ходеанализа результатов: «настоящее» (ближайшая временнáяперспектива), «ориентация на будущее», «саморазвитие», «дело»(учеба, профессия), «социальные ценности» (религия, познание, наука),«материальные ценности», «создание собственной семьи», «заботаоб окружающих», «развлечения и отдых», «забота о себе»(для себя).
Основываясьна полученных результатах, мы делаем вывод о том, что в осознаваемом компонентесмысложизненных ориентаций студентов-психологов с разным уровнемпрофессионального самоопределения различия обнаружены не были. Степеньосмысленности жизни студентов выделенных групп существенно не отличается. Ихжизнь делают более осмысленной восприятие самого процесса жизни какинтересного, наполненного смыслом и наличие целей в будущем. Различия быливыявлены при сравнении неосознаваемых компонентов смысложизненных ориентаций.Для студентов-психологов с высоким уровнем профессионального самоопределенияхарактерна тенденция к обладанию высокими показателями смысложизненныхориентаций на настоящее, на создание собственной семьи, заботу об окружающих изаботу о себе. У студентов с низким уровнем профессионального самоопределения всодержании смысложизненных ориентаций была обнаружена тенденция к обладаниюматериальными благами, отдыхом и развлечениям.
Такимобразом, смысложизненные ориентации студентов-психологов на достижениематериальных благ, развлечения и отдых могут затруднять их профессиональноесамоопределение, а значит и возможность самореализоваться и достичь успехов впрофессиональной деятельности.
Карьерныеориентации студентов – психологов
В современныхсоциально – экономических условиях особую актуальность приобретаютпсихологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представленыисследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена:формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова, 2001);связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова, 2003);особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовскогообучения (О.П. Терновская, 2006); динамика карьерных ориентаций личностируководителя (Т.Г. Гнедина, 2006); особенности влияния карьерных ориентацийженщин на воспитание детей (Е.В. Киселева, 2006); карьерные ориентацииспециалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова, 2007); развитие карьерныхориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационнаяпедагогическая деятельность (А.С. Соколова, 2007).
Одним изважных периодов развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе,когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработкипланов, определяющих успешность карьерно — профессионального развития в целом.Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретныхпредставлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, стребованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Цель данного исследования –изучение карьерных ориентаций студентов – психологов.
Мырассматриваем карьерные ориентации с позиции аксиологического подхода какценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя ипланируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается втом, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целейчеловека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным иобладает личностным смыслом в профессиональной деятельности (В.А.Чикер, Л.Г.Почебут, 2002).
Вэмпирическом исследовании мы ставили перед собой задачу исследованияособенностей карьерных ориентаций студентов-психологов. В исследованиипринимали участие студенты 1, 3, 5 курсов факультета психологии Уральскогогосударственного педагогического университета, всего 112 человек.
Вэмпирическом исследовании был использован следующий диагностическийинструментарий: опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.ЭВинокуровой, В.А. Чикер), методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц),методика «Шкала контроля за действием» (Ю.Куль). Дляматематико-статистической обработки данных использовалась программа SPSS.
Анализируявыборы карьерных ориентаций можно сделать вывод о том, что наиболее выбираемымкарьерным якорем на всех курсах является преобладание якоря «стабильность».Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, длячеловека важно, чтобы события были предсказуемы. По данным исследователейданный якорь является наиболее значимым в обществе, которое на протяжениидлительного времени находилось в ситуации кризиса. Возможно, именно даннаяпотребность обусловила выбор государственного, а не коммерческого вуза дляполучения высшего образования. Также часто выбираемым на 5 курсе является якорь«интеграция стилей жизни». Студенты старших курсов стремятся кинтеграции разных сторон своей жизни (семья, карьера, друзья и др.). Возможно,так как, одной из опасностей в работе психолога является синдром эмоциональноговыгорания, именно баланс разных сторон жизни является моментом профилактикиданного явления.
Сопоставляявыборы карьерных ориентаций студентов, можно сделать вывод о том, что студенты1 курса чаще, чем студенты 3 и 5 курсов выбирают карьерную ориентацию «вызов».Основная ценность данного типа – конкуренция, победа над другими, социальнаяситуация рассматривается с позиции «выигрыш — проигрыш». Человекориентирован на то, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами,нынешние первокурсники переживали ситуацию конкуренции (на факультетепсихологии стабильно высокий конкурс при поступлении), радость победы вситуации конкуренции, поэтому данный якорь представлен в их выборах. В процессеобучения на факультете психологии студенты узнают о том, что одним из наиболеезначимых моментов в работе психолога является не конкуренция, а сотрудничествос коллегами (например, супервизия, ко-терапия, прохождение личной терапии идр.), моменты конкуренции в работе психолога представлены минимально. По другимкарьерным ориентациям различий не обнаружено.
Следующийэтап исследования направлен на выявление связи ценностей личности (по Ш.Шварцу) с ценностями карьеры (рассматривали только средние и высокие значениякоэффициента корреляции Пирсона, значение не ниже 0,5). Ш. Шварц сгруппировалразные ценности в соответствии с общностью их целей и выделил ценностные типы,в основе различий лежит общая мотивационная цель. Выявлены следующие корреляциимотивационных типов и якорей карьеры: тип конформность – якорь служение, типдоброта – якорь служение, тип самостоятельность – якорь автономия, типстимуляция – якорь предпринимательство, тип гедонизм – якорь автономия и якорьменеджмент, тип достижение – якорь менеджмент, тип власть — якорь менеджмент иякорь предпринимательство. Таким образом, некоторые ценности личности находятотражение в карьерных ценностях. Например, тип самостоятельность – якорьавтономия. Главной целью типа самостоятельность является самостоятельностьмышления, выбора способов действия, что находит отражение в карьерной ценностиавтономия, когда в работе важно самому принимать решения, быть свободным оторганизационных предписаний и ограничений.

Заключение
Порезультатам методики «Шкала контроля за действием» испытуемыхразделили на две группы в зависимости от способа саморегуляции – ОС («Ориентацияна состояние») и ОД («Ориентация на действие»). Выявленыстатистически значимые различия в данных группах по следующим ценностям:конформность, традиции, доброта. Для ОС-испытуемых характерны такие ценностикак сдерживание действий, которые могут навредить другим, принятие и сохранениетрадиций, которые присутствуют в культуре, сохранение благополучия близкихлюдей. Отметим, что различия в этих ценностях обозначены на уровне убеждений,нормативных идеалов, в ценностях на уровне поведения различия не обнаружены. Вякорях карьеры различия также не выявлены.
Дальнейшееисследование карьерных ориентаций студентов – психологов может быть основой дляразработки психологических технологий, направленных на поддержку студентов вмоделировании и построении их карьерных планов.

Списоклитературы
1.        ГинзбургМ.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка /М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 2007. – № 3.
2.        ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д.А. Леонтьев. – М.,2009.
3.        МарковаА.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 2009.
4.        ПряжниковН.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. – М., 2009.
5.        ФонаревА.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р.Фонарев. – М., 2007.
6.        ЧудновскийВ.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. – М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Работа НА Бердяева Смысл истории
Реферат Пользователи информации финансовой отчетности
Реферат Внутрішня і зовнішня торгівля Торгівельні компанії XVI-XVII століття
Реферат Сравнительно-историческое языкознание
Реферат Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»
Реферат Методы комбинированной общей анестезии
Реферат Диагностика финансовой деятельности предприятия
Реферат Kluwer Academic Publishers. The Netherlands. 1994. нх-5 А. Т. Фоменко. Критика традиционной хронологии античности и средневековья (Какой сейчас век? ). реферат
Реферат Пространство и время 5
Реферат Расцвет и упадок Нового царства Реформа Эхнатона
Реферат Преподавание литературы в школе неудавшиеся реформы
Реферат Исследование параллельной работы трёхфазных двухобмоточных трансформаторов
Реферат Политические теории XIX ст. консерватизм, либерализм, социализм
Реферат Fdr Essay Research Paper
Реферат Учет денежных средств на предприятии на примере ООО СК Исток Сервис