Введение
Современноероссийское общество уже на протяжении нескольких лет переживает периодизменения ценностных основ всех сфер жизни человека, в том числе и егопрофессиональной деятельности. На сегодняшний день прежниеценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом несоответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы.
Этаобщественная проблема особенно актуальна для каждого человека, которыйнаходится на одном из этапов профессионального становления, а именно – этапевыбора профессии. Под профессиональным самоопределением мы понимаемсамостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологическихвозможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, атакже нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретнойсоциально-экономической ситуации.
Методологический подход кпроблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализисследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующеезаключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ –начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ееразвития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так ипонимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург и др.).
Вместе с тем современнаяпсихолого-педагогическая практика продолжает базироваться на позицияхонтологического подхода к ценностно-смысловому развитию, ориентированного наочевидную, прямую ориентацию личности на те или иные ценности, соответствующиеличной онтологии, взглядам формирующего. В условиях современной России средстваонтологического подхода не решают в полной мере остро стоящую проблемутрансляции ценностно-смысловых оснований и развития студентов в данной области.
Даннаяпроблема снимается, на наш взгляд, через обращение к методологическому подходу,требования которого состоят в следующем:
· ясностьличностных, ценностно-смысловых оснований формирующего. При чем в ходепсихолого-педагогической деятельности, направленной на формированиеценностно-смысловых установок студентов происходит дальнейшее уточнениеоснований педагога, его ценностно-смысловое развитие, что связано сдиалогичностью педагогического процесса в рамках методологического подхода;
· сопряжениеонтологического и организационно-деятельностного аспектов личностного бытия.Данное требование реализуется нами через обращение к смысловой (онтологической)схеме стратегирования Н.Г. Алексеева. На основании данной схемы мы выделяемследующую схему сопряжения онтологического и организационно-деятельностногоаспектов личностного бытия в рамках методологического подхода.
Методологический подходработает с ценностно-смысловым видением респондента и ориентирован напостроение его личной жизненной перспективы, в ходе чего происходит уяснениесамим респондентом собственных жизненных установок, прояснение имперспективности такой жизненной позиции и принятие решения о последующемдвижении по данной жизненной траектории или о необходимости ее изменения.Методологический подход к исследованию и формированию ценностно-смысловыхустановок студентов предполагает сопряжение проблемы их ценностно-смысловогоразвития с проблематикой организации субъектом собственного жизненного пути, спроблемой жизненной стратегии личности. По сути, речь идет о постановке иисследовании вопроса о сущности и динамике развития ценностно-смысловыхустановок в рамках проектирования субъектом индивидуального жизненного пути, поскольку реальнаяпроработка личностных ценностей и смыслов, реальное ценностно-смысловоедвижение возможно только тогда, когда человек находится в ситуациисамоопределения, проектирования собственного жизненного пути.
Исходяиз позиций методологического подхода, мы считаем, что ценностно-смысловоеразвитие студентов может происходить при конструировании в образовательномпроцессе следующих условий, базовое из которых — включение студентов вдеятельность, направленную на самодиагностику, самоисследование исамопроектирование собственной жизненной позиции, своего жизненного пути – входе этой деятельности, направленной на саморазвитие студентов вценностно-смысловом и организационно-деятельностном плане, необходимоконструировать психологические условия следующего уровня:
•Развитие рефлексивности как субъективной способности к исследованию собственнойжизни и деятельности, ее процессов.
•Расширение личностного коммуникативного пространства субъекта как способа само-и взаимоэкспертизы его участников.
•Сопряжение ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание,планирование и проектирование способа реализации ценностей.
•Развитие способности к прогнозированию – предвидению результатов и последствийсобственной деятельности и возможности их соотнесения с личностными ценностями.
Наосновании описанных условий нами было сконструирована методика проектированияжизненного пути как одно из средств работы с ценностно-смысловой сферойстудентов в рамках методологического подхода. Как показывают наблюдения запроцессом деятельности студентов по выполнению методики и анализ полученных имипродуктов и самоотчетов, реализация выделенных нами условийценностно-смыслового развития студентов в рамках особым образом организованнойдеятельности, направленной на проектирование студентами собственного жизненногопути, действительно ведет к их ценностно-смысловому развитию:
•повышению степени осмысленности, осознанности ценностно-смысловых установок,переведению ценностных ориентаций в собственные ценностно-смысловые установки;
•осознанию качества собственных ценностно-смысловых установок, расширению личнойвременной перспективы студентов, что способствует их движению в направлениидуховности, в духовно-нравственном направлении как пространстве предельного иискреннего добра, поскольку способность видеть то, что попадает в этопространство или противоречит ему, зависит от дальности и перспективности взорана жизнь;
•повышению субъектной наполненности ценностно-смысловых установок, ихдеятельностной состоятельности, способности субъекта к воплощению собственногоценностного понимания бытия в реальную жизнь.
Смысложизненныеориентации студентов-психологов с разным уровнем профессиональногосамоопределения
Представлениясовременной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны отдействительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборепрофессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей,слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются напрофессии, которые кажутся им современными, престижными и даже «выгодными»,в некоторой степени заменяя идеальный образ профессионала «идеальнымобразом жизни». В результате учащиеся общеобразовательных школ и дажестуденты либо принимают не до конца осознанное решение относительнопрофессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Всëэто в определенной мере может препятствовать успешному профессиональномусамоопределению.
В ходеанализа психологической литературы нами было установлено, что для наиболееэффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности емунеобходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределениялежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом,осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходепланирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать бóльшихуспехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, вкоторой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности,является профессия психолога.
В рамкахнашего исследования были изучены особенности смысложизненных ориентацийстудентов-психологов Воронежского государственного университета, обладающихразным уровнем профессионального самоопределения. Смысложизненные ориентации человека– цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией –являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяетсделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровнеосмысленности жизни личности. В целом, на основе изучения смысложизненныхориентаций можно оценить способность личности к структурированию своихотношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуреэтих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. При этомсогласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными»,т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
Вкачестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий междусмысложизненными ориентациями студентов-психологов с разным уровнемпрофессионального самоопределения в неосознаваемом компоненте и об ихотсутствии в осознаваемом компоненте смысложизненных ориентаций.
Исследованиембыло охвачено 83 человека в возрасте от 17 до 22 лет, выборку составилистуденты различной степени профессиональной подготовленности и включенности вучебно-профессиональную деятельность, из которых 47 студентов обучались напервом курсе, а 36 – на четвертом.
Дляизучения осознаваемого компонента смысложизненных ориентацийстудентов-психологов нами был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, а для изучения неосознаваемого компонента – методика определениявременнóй перспективы Ж. Нюттена. Основными показателями для сравнениявыступали следующие шкалы: «цели в жизни», «процесс жизни илиинтерес и эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизниили удовлетворенность самореализацией» и категории, выделенные нами в ходеанализа результатов: «настоящее» (ближайшая временнáяперспектива), «ориентация на будущее», «саморазвитие», «дело»(учеба, профессия), «социальные ценности» (религия, познание, наука),«материальные ценности», «создание собственной семьи», «заботаоб окружающих», «развлечения и отдых», «забота о себе»(для себя).
Основываясьна полученных результатах, мы делаем вывод о том, что в осознаваемом компонентесмысложизненных ориентаций студентов-психологов с разным уровнемпрофессионального самоопределения различия обнаружены не были. Степеньосмысленности жизни студентов выделенных групп существенно не отличается. Ихжизнь делают более осмысленной восприятие самого процесса жизни какинтересного, наполненного смыслом и наличие целей в будущем. Различия быливыявлены при сравнении неосознаваемых компонентов смысложизненных ориентаций.Для студентов-психологов с высоким уровнем профессионального самоопределенияхарактерна тенденция к обладанию высокими показателями смысложизненныхориентаций на настоящее, на создание собственной семьи, заботу об окружающих изаботу о себе. У студентов с низким уровнем профессионального самоопределения всодержании смысложизненных ориентаций была обнаружена тенденция к обладаниюматериальными благами, отдыхом и развлечениям.
Такимобразом, смысложизненные ориентации студентов-психологов на достижениематериальных благ, развлечения и отдых могут затруднять их профессиональноесамоопределение, а значит и возможность самореализоваться и достичь успехов впрофессиональной деятельности.
Карьерныеориентации студентов – психологов
В современныхсоциально – экономических условиях особую актуальность приобретаютпсихологические исследования карьерных ориентаций. В литературе представленыисследования, посвященные различным аспектам изучения этого феномена:формирование карьерной ориентации студентов техникума (О.Л. Поминова, 2001);связь креативности и карьерных ориентаций менеджеров (Е.А. Кочанова, 2003);особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовскогообучения (О.П. Терновская, 2006); динамика карьерных ориентаций личностируководителя (Т.Г. Гнедина, 2006); особенности влияния карьерных ориентацийженщин на воспитание детей (Е.В. Киселева, 2006); карьерные ориентацииспециалистов в рекламном деле (Ю.А. Бурмакова, 2007); развитие карьерныхориентаций молодых преподавателей медицинского вуза как инновационнаяпедагогическая деятельность (А.С. Соколова, 2007).
Одним изважных периодов развития карьерных ориентаций является период обучения в вузе,когда происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработкипланов, определяющих успешность карьерно — профессионального развития в целом.Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретныхпредставлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, стребованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Цель данного исследования –изучение карьерных ориентаций студентов – психологов.
Мырассматриваем карьерные ориентации с позиции аксиологического подхода какценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя ипланируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается втом, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целейчеловека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным иобладает личностным смыслом в профессиональной деятельности (В.А.Чикер, Л.Г.Почебут, 2002).
Вэмпирическом исследовании мы ставили перед собой задачу исследованияособенностей карьерных ориентаций студентов-психологов. В исследованиипринимали участие студенты 1, 3, 5 курсов факультета психологии Уральскогогосударственного педагогического университета, всего 112 человек.
Вэмпирическом исследовании был использован следующий диагностическийинструментарий: опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.ЭВинокуровой, В.А. Чикер), методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц),методика «Шкала контроля за действием» (Ю.Куль). Дляматематико-статистической обработки данных использовалась программа SPSS.
Анализируявыборы карьерных ориентаций можно сделать вывод о том, что наиболее выбираемымкарьерным якорем на всех курсах является преобладание якоря «стабильность».Данная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, длячеловека важно, чтобы события были предсказуемы. По данным исследователейданный якорь является наиболее значимым в обществе, которое на протяжениидлительного времени находилось в ситуации кризиса. Возможно, именно даннаяпотребность обусловила выбор государственного, а не коммерческого вуза дляполучения высшего образования. Также часто выбираемым на 5 курсе является якорь«интеграция стилей жизни». Студенты старших курсов стремятся кинтеграции разных сторон своей жизни (семья, карьера, друзья и др.). Возможно,так как, одной из опасностей в работе психолога является синдром эмоциональноговыгорания, именно баланс разных сторон жизни является моментом профилактикиданного явления.
Сопоставляявыборы карьерных ориентаций студентов, можно сделать вывод о том, что студенты1 курса чаще, чем студенты 3 и 5 курсов выбирают карьерную ориентацию «вызов».Основная ценность данного типа – конкуренция, победа над другими, социальнаяситуация рассматривается с позиции «выигрыш — проигрыш». Человекориентирован на то, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами,нынешние первокурсники переживали ситуацию конкуренции (на факультетепсихологии стабильно высокий конкурс при поступлении), радость победы вситуации конкуренции, поэтому данный якорь представлен в их выборах. В процессеобучения на факультете психологии студенты узнают о том, что одним из наиболеезначимых моментов в работе психолога является не конкуренция, а сотрудничествос коллегами (например, супервизия, ко-терапия, прохождение личной терапии идр.), моменты конкуренции в работе психолога представлены минимально. По другимкарьерным ориентациям различий не обнаружено.
Следующийэтап исследования направлен на выявление связи ценностей личности (по Ш.Шварцу) с ценностями карьеры (рассматривали только средние и высокие значениякоэффициента корреляции Пирсона, значение не ниже 0,5). Ш. Шварц сгруппировалразные ценности в соответствии с общностью их целей и выделил ценностные типы,в основе различий лежит общая мотивационная цель. Выявлены следующие корреляциимотивационных типов и якорей карьеры: тип конформность – якорь служение, типдоброта – якорь служение, тип самостоятельность – якорь автономия, типстимуляция – якорь предпринимательство, тип гедонизм – якорь автономия и якорьменеджмент, тип достижение – якорь менеджмент, тип власть — якорь менеджмент иякорь предпринимательство. Таким образом, некоторые ценности личности находятотражение в карьерных ценностях. Например, тип самостоятельность – якорьавтономия. Главной целью типа самостоятельность является самостоятельностьмышления, выбора способов действия, что находит отражение в карьерной ценностиавтономия, когда в работе важно самому принимать решения, быть свободным оторганизационных предписаний и ограничений.
Заключение
Порезультатам методики «Шкала контроля за действием» испытуемыхразделили на две группы в зависимости от способа саморегуляции – ОС («Ориентацияна состояние») и ОД («Ориентация на действие»). Выявленыстатистически значимые различия в данных группах по следующим ценностям:конформность, традиции, доброта. Для ОС-испытуемых характерны такие ценностикак сдерживание действий, которые могут навредить другим, принятие и сохранениетрадиций, которые присутствуют в культуре, сохранение благополучия близкихлюдей. Отметим, что различия в этих ценностях обозначены на уровне убеждений,нормативных идеалов, в ценностях на уровне поведения различия не обнаружены. Вякорях карьеры различия также не выявлены.
Дальнейшееисследование карьерных ориентаций студентов – психологов может быть основой дляразработки психологических технологий, направленных на поддержку студентов вмоделировании и построении их карьерных планов.
Списоклитературы
1. ГинзбургМ.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка /М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. – 2007. – № 3.
2. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д.А. Леонтьев. – М.,2009.
3. МарковаА.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 2009.
4. ПряжниковН.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. – М., 2009.
5. ФонаревА.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р.Фонарев. – М., 2007.
6. ЧудновскийВ.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. – М., 2008.