Реферат по предмету "Психология"


Физиологические механизмы познавательных процессов

Тема: Физиологическиемеханизмы познавательных процессов
 

Содержание:
Введение
1. Психофизиология как наука
2. Физиология познавательных способностей человека
2.1 Теория сознания
2.3 Сознание и мозг.
2.4 Физиология мышления.
2.5 Рефлекторная теория свойства памяти.
Заключение
Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ
 
Еще в глубокой древностибыло обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним,объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные-человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психическойжизнью.
Психика определяется каксвойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и наоснове формируемого при этом психического образа целесообразно регулироватьдеятельность субъекта и его поведение. Из этого определения следует, чтоосновными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собойотражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Психические процессывыступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психическиепроцессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладаютопределенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относятпараметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. Наоснове психических процессов формируются определенные состояния, происходитформирование знаний, умений и навыков. Одна из групп психических процессов-познавательные.
К познавательнымпсихическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием ипереработкой информацией(сознание). В их число входят ощущение, восприятие,представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря даннымпроцессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однакосами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если онидля него не значимы. Одни события у нас остаются в памяти надолго, а другие мызабываем на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для наснезамеченной. Это связано с тем, как физиологически протекает механизмзапоминания.
В данной работерассмотрим психофизиологию, как науку, а также попытаюсь раскрыть физиологическиемеханизмы познавательных процессов, которые напрямую взаимосвязаны и завися отсознания человека.

1. Психофизиология какнаука
Первая попытка выделитьпсихофизиологию в самостоятельный раздел психологии связано с именем немецкогопсихолога В.Вундта, который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундтвыделил в психологии два направления исследование. Первое — физиологическаяпсихология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом –психофизиологический эксперимент. Второе направление- «психология народов». Этообласть высших психических функций изучаемых методом анализакультурно-исторических продуктов – языка, мифов, искусства, обычаев и пр. Термин«физиологическая психология» получила широкое распространение на Западе. П.Милнер, известный своими работами в области психофизиологии влечения представилновые данные о принципах строения и функциональной организации мозга, офункциональных механизмах мотивации и эмоций, включая опыт по самораздражениюмозга, исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.
Новое направлениепсихофизиология получила официальный статус в мае 1982 г. На Первом Международномконгрессе психофизиологов. На нем была создана международнаяпсихофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессом по психофизиологии/ Соколов У.Н. «Теоретическая психофизиология»., М.,1986 г. с.6).
При обсуждении вопроса отом, что считать предметом психофизиологии, были высказаны различные суждения втом числе мнение о необходимости использовать в психофизиологическомисследовании на человеке только неинвазивные методы( не проникающие черезповерхность кожи), которые предполагают лишь регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ),электрокардиограммы(ЭКГ), кожно-гальванического рефлекса (КГР) и др. Однако этапозиция не получила поддержки. Основная дискуссия развернулась по поводу мненияо том, считать ли предметом психофизиологии изучение нейронных механизмов психическихпроцессов и состояний или же ограничить задачу психофизиолога исследованиефизиологических механизмов психических явлений на макроуровне с помощьюрегистрации объективных показателей, например таких, как ЭЭГ, вызванныепотенциалы, КГР и др.
Позиция сторонниками первойточки зрения ( Х. Дельгадо и Е.Н. Соколов) основывались на большом личномтеоретической и экспериментальном опыте нейронной и суммарной электрическойактивности мозга у животных и человека. Ими разработаны методы телеметрической регистрацииповедения и мозговой активности при электрической, химической, а позже иэлектромагнитной стимуляции мозга животных на расстоянии. Прием физиологическихпоказателей и воздействие на мозг осуществлялись с помощью радиосигналов. Этопозволило проводить опыты на животных в условиях свободного поведения в средеестественного обитания и сложившихся социальных взаимоотношений между особямистаи. Также исследование были связаны с изучение принципов кодирования информациив нейронных сетях. Ими выявлено принципиальное сходство процессов обработкиинформации на объектах различного физиологического уровня( моллюск, лягушка, рыба,кролик, обезьяна, человек)
Данилова Н.Н.Психофизиология., М., 2002 г. с.7/. Однако в ходе дискуссии большинствоисследователей высказалось за изучение психических функций по суммарным показателямактивности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качествесамостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучениефизиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкоераспространение получили психофизиологические исследования с привлечениемметодов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.
Сегодня в сферу интересовпсихофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущенийвосприятия, памяти и обучения, поведения и психической деятельности, а также межполушарныеотношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиологияиндивидуальных различий принципы кодирования и обработки информации в нервнойсистеме и др.
Таким образом,психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и о нейронныхмеханизмах психических процессов, состояний и поведения. Современнаяпсихофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, что определяетсятенденцией в науке и интеграции различных дисциплин, изучающих работу мозга(нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии, психофизиологии,нейропсихологии и др.), в единую нейронауку.
 

2.Физиология познавательных способностейчеловека
 
2.1 Теории сознания
 
О том, что представляетсобой сознание, высказывается разнообразие мнений. Можно определить сознаниекак субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемыхбессознательным процессам, например таким, которые возникают в вегетативнойнервной системе. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том,что с ним происходит или что он воспринимает.
Среди разных позицийследует выделить два принципиально различающихся подхода к определениюсознания. Одно из них возникло в философии. Сознание рассматривается каксовокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективнымипереживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передавать их другимс помощью речи, действий или продуктов творчества. Этот взгляд разделяется П.В.Симоновым, рассматривающим сознании как совместное знание. Он пишет: « Сознаниеесть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающихобразов художественных произведений может быть передано, стать достижениемдругих членов общества, в том числе других поколений, в виде памятниковкультуры». /Спиркин А.Г. Сознание и самосознание., М., 1972 г. с.236/.
Другое определениесознания имеет своим истоком экспериментальную физиологи. Оно рассматриваетсознание как определенное состояние бодрствующего мозга или как уровеньреактивности мозга. Дана точка зрения предполагает существование различныхуровней сознания – от глубокой комы до полного бодрствования. В медицинскойпрактике именно это содержание вкладывается в понятие сознания.
Сознание может бытьшироким или узким. Широту сознания определяет количество каналовраспространения локальной активации, моделирующей информационные сети нейронов.Чем больше задействовано локальных модуляторов, тем шире сознание. Частичноевыключение локальных модуляторов, приводит к сужению поля сознания. Это можнонаблюдать при гипоксии, когда в ЭЭГ лобных отделов коры локально усиливаетсямедленные волны, сопровождающиеся эйфорией и нарушением операций планирования.
Существует множествотеорий о механизмах сознания в которых предпринимается попытка сформулироватьнеобходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можноразделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельныхструктур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяютсознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминаниеи желание. На деле эти два подхода не исключают друг друга так как специальныеоперации, связанные с сознанием, реализуются с участием нейронных сетей,находящихся в конкретных структурах мозга./Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии., М., 1998г. с.432/.
Изучая процессы концентрациии индукции возбуждения, их распределение по коре, И.П. Павлов создал теориюсознания, которая получила название теории светлого пятна . Он связывалсознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышеннойвозбудимости, которая может перемещаться по коре. При этом сознание необязательно связано с символьными операциями – второй сигнальной системой иречевой деятельность. По И.П. Павлову, сознание есть у человека и у животных.
Теория сознания Дж.Экклса исходит из особой функции дендритов пирамидных клеток коры. Наличиесистемы пирамидных нейронов является характерной чертой неокортекса. Находясь внижних слоях коры, они на уровне 4 слоя коры собираются в дендритный пучок, которыйдостигает 1 слоя. Дж. Экклс предложения, что субъективный( психологический) феномен,выявляемый интроспективными методами, которому он дал название «психон», связанс пучком дендритов пирамидных клеток, идущим к поверхности коры. Пучокдендритов от группы 70-100 соседних и средних пирамид был назван «дендроном».Каждый дендрон обладает множеством синапсов, на которых оканчиваются бутонытерминалей аксонов. Дж. Экклс приписал дендрону функцию носителя единицысознания. Отдельному дендрону соответствует отдельный психон как единицалокального ощущения. Множество психонов представляет все разнообразиесубъективных явления. Сознание есть следствие психонов, генерируемых соответствующимидендронами. Его теория сознания сводится к установлению связей между психонамии отдельными дендронами. /Данилова Н.Н. Психофизиология., М., 2002 г. с.305/.
Широкую известностьполучила теория повторного входа, которую предложил и теоретически разработалДж.Эдельман. Он предположил, что элементарные процессы сознания являются прерывистымито есть требуют циклического повторения некоторой последовательности событийпри наличии повторного входа в одну и ту же группу клеток. Это означает, чтосистема сознания построена таким образом, что сигнал, возникший внутринекоторой системы, входит в нее повторно, как если бы он был внешним сигналом.Распространяя этот принцип на работу нейронных связей, автор предложил, что сенсорнаяинформация от внешней и внутренней среди после е предварительной обработки в первичнойнейрональной группе повторно входит в нее, возвращаясь после дополнительнойобработки в других группах клеток. При этом параллельно в эту же группынейронов поступает информация в виде ассоциированных сигналов из долговременнойпамяти. Соединение этих двух потоков информации и составляет один цикл, илиповторяющуюся фазу, активности сознания. Важной чертой теории сознания Дж.Эдельмана является не только положение о повторном входе возбуждения. Онподчеркивает связь сознания с операциями обращения к долговременной памяти./ВеккерЛ.М. Психические процессы., М.,1974 г., с.246/.
Иваницкий А.М. в своейтеории «информационный синтез как основа ощущений» исходит из результатовсобственных исследований связи волн вызванного потенциала с субъективнымипоказателями восприятия стимула. Сначала возбуждение от проекционной коры,вызванное сенсорным стимулом, поступает к ассоциативной. Для зрительноймодальности ассоциативные отделы находятся в височной коре. Затем сигналпоступает к структурам лимбико–гиппокампального комплекса и подкорковым центрамэмоций и мотиваций. Оттуда возбуждение вновь возвращается в кору, включая еепроекционные отделы, по системе диффузных проекций. Затем к обработке информацииподключается и лобная кора. Информация о значимости извлекается из памяти — определяет появление ощущения. Движение возбуждения составляет психическиймониторинг происходящих изменений во внешней и внутренней среде. У человекавозникшее ощущение затем опознается, категоризируется, что требует участиялобных отделов коры, включая вербальные центры. Реакция последних возникаетпримерно на 200 мс позже ощущения. /Соколов П.В. Созидающий мозг., М., 1993г.с.107/.
«Прожекторная теориясознания» предложена Ф. Криком. Он предложил наличие специального аппарата,создающего « луч прожектора», создав его с особой формой внимания и гамма-осцилляциями в электрической активности мозга. Также он указал на зависимостьсознания от механизма некоторых форм кратковременной памяти.
Модель сознания Крикапостроена на анализе работы зрения. С его точки зрения, зрительная кора –наиболее удобный объект для изучения сознания.
Различные отделызрительной коры отвечают на разные признаками зрительных объектов. Нейроны-детекторы первичной первой зрительной коры ( 4) реагируют на простыехарактеристики стимулов, например на определенным образом ориентированнуюполоску. Нейроны кортикальных областей более высокого порядка отвечают на болеесложные признака( на определенные черты лица). Нейроны области V5 реагируют главным образом надвижение зрительного стимула и не отвечают на цвет и форму. В области V4 находят нейроны отвечающие на цвети форму предметов, нейроны области 7а — на положение стимула в пространствеотносительно головы и тела. Но как возникает целостные зрительные образы,сцены, которые мы видим перед собой? Отвечая на этот вопрос, Ф.Крикпредположил, что в любой момент определенные нейроны, расположенные в разных картикальныхзонах, могут кооперироваться, чтобы сформировать некоторый вид глобальнойактивности. Ее появление и соответствует зрительному осознанию.
Согласно теории Крика,нейронные процессы, попадающие под луч прожектора внимания, определяютсодержание нашего сознания, в то время как нейронные процессы вне светапрожекторы образуют подсознание.
По Крику, сознаниекритически зависит от некоторых форм памяти и внимания. Он предлагает выделятьследующие главные черты концепции сознания:
— информация, получаемаяо целостном объеме, распределена по мозгу;
— формирование целостногообраза объекта предполагает участие быстрого механизма внимания;
— целостный образявляется результатом объединения нейронов в единую систему с помощью осциллятора40 Гц, создающего синхронизацию разрядов по частоте и фазе;
— выделяются две формытекущей памяти (сенсорная и рабочая), каждая из них выполняет свою функцию по отношениюк сознанию./Данилова Н.Н. Психофизиология, М.,2002г., с.311/
Особое место средиразличных теория сознания занимает концепция К. Прибрама.
Суть его голографической теориисостоит в том, что информация о входных сигналах распределена по нейроннойсистеме точно так же, как она распределена по всему узору физической голограммы.Распространение свойств голограммы на функции мозга означают, что в мозгеинформация о каждой точке объекта распределена по голографическому экранумозга, что делает ее регистрацию устойчивой к разрушению. При том любая малаячасть голограммы содержит информацию обо всем объеме и, следовательно, можетвосстановить ее. С уменьшение куска голограммы, с которой восстанавливаетсяинформация происходит снижение ее разрушающей способности. Голограммаодновременно может хранить множество различных изображение.
Развивая свою теориюотражения мира, К. Прибрам связывает память, которая сохраняет и воспроизводитинформацию по голографическому принципу, с гиппокампальной формацией. Такимобразом информация о внешнем пространстве записывается через системупараллельных каналов на множество пирамидных клеток гиппокампа. Разные группынейронов, воспроизводя образ внешнего пространства, подчеркивает од их ееаспектов. Считывание информации со всех каналов делает картину внешнего мираболее точной и совершенной. Если принять гипотезу, что одной из функцийгиппокампа является актуализация из долговременной памяти заведомо избыточнойинформации для последующего отбора наиболее полезной, то в процедуру считыванияинформации должны вовлекаться все параллельно работающие каналы, кодирующие несовсем совпадающие аспекты внешнего мира./Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиологиявысшей нервной деятельности. М, 1997 г. с.92/.
2.2 Сознание и мозг
Обработка информацииосуществляется в дискретных нейронных сетях. Не все процессы обработки в такихсетях осознаются. Те процессы, которые обеспечивают осведомленность человека окогнитивных операциях, а точнее об их результатах, образуют особую субсистемусознания, ее высший уровень. Это свойство осведомленности обеспечивается включениев ее состав механизма, регулирующего генерализованные и локальные активациимозга.
Процессы активации, атакже особая операция в виде повторного входа возбуждения непрерывноподдерживают высокий уровень активности нейронных сетей высшей субсистемысознания. Последняя находится под иерархическим контролем, выполняемым всоответствии с правилам сверху вниз. Командные сигналы из префронтальной корыдостигают идей и концептов, в закодированной коре, извлекают необходимую ипереводят ее в рабочую память для контроля за исполнением поведения.
Высший уровень сознанияне может существовать без участия моделирующей системы мозга. Генерализованныеи локальные влияния из неспецифической системы ствола и таламуса сходятся наклетках нейрональных сетей коры, создавая условия, необходимые для обработкиинформации. Прерывание связей нейрональных сетей, обрабатывающих информацию, ссистемой активации, которая моделирует их операции, вызывает нарушение сознания.
Зависимость сознания отмоделирующей системы мозга дает основание связывать сознание с определенным состояние мозга, а не с содержаниеинформационных процессов. С этих позиций «…сознание- это специфическоесостояние, при котором только и возможна реализация высших психическихфункций./Корнилова Т.В., Экспериментальная психология. Теория и методы.,М.,2002г. с.153/.
Выход из этого специфическогосостояния приводит к выключению высших психических функций при сохранениимеханизмов жизнедеятельности. Существуют разные формы отключения сознания:медленно- волновой сон, обморок, наркоз, эпилептический припадок, травма мозга,отравление. Общим элементом для всех форм потери сознания является выключение,или дезорганизация, различных механизмов моделирующей системы мозга.
Различают глобальное илокальное прерывание сознания. Потеря сознания при нокауте –пример глобального отключениясознания, когда удар приходится на ретикулярную формацию ствола мозга. Прилокализации эпилептического очага в диэнцефальных структурах мозга припадокначинается с внезапной и глобальной потери сознания. Этот эффект отсутствует,если эпилептический очаг находится вне структур моделирующей системы мозга.Если же он возникает в коре, припадку предшествует появление специфическихощущений, зависящих от функций области его локализации /Симонов П.В. Созидающиймозг., М., 1993 г. с. 292/.
Одним из примеровлокального отключения сознания является зрительное игнорирование, возникающеепри поражении неспецифического таламуса. Обычно оно бывает односторонним.Несмотря на сохранность специфической системы, человек не обрабатывает вниманиена сигнал. Зрительное игнорирование подобно состоянию невнимания.
Предполагают, что причинаклинических случает зрительного информирования лежит в нарушениях либо самойсистемы активации, либо механизмов, контролирующих локальную активацию.
Различные дефекты зренияпомогают многое понять в механизмах сознания. Новые открытия связаны с изучениемпоражения зрения, известного как «слепой взгляд». Анализ природы этой патологиизрения показал, что осознанное восприятие требуют объединения информации от системы«Где» и «Что» /Данилова Н.Н. Психофизиология., М.,2002 г., с.313/.
Процесс осознаниязрительного объекта предполагает взаимодействие двух независимых субсистемзрительного анализатора «Что» и «Где». Первая опознает объект, его физические качества, вторая – его локализацию взрительном поле. Субсистема «Что», использующая вентральный зрительный путь,осуществляет анализ различных признаков сигналов в области V1, V2, V3, V 4, V5 интеграциив нижневисочной коре на ее контрастном экране признаков. Система «Где»(дорзальный зрительный путь) представлена ретинотопической проекции в зоне V1 (поле 17), которая затем трансформируется в констатныйэкран локализации стимулов. Это достигается в результате объединенияретинальных и проприоцептиных сигналов от движения глаз на нейронахпариетальной коры. Оба потока информации от систем «ЧТО» и «Где» с помощьюмеханизма локальной активации объединяются в рабочей памяти (префронтальнойкоре), что и порождает субъективный образ объекта./ Спиркин А.Г. Сознание исамосознание., М.,1972 г. с.326/.
2.3 Физиология мышления
Мышление – это работамозга, в результате которой может при помощи слов и образов представить ивыразить саамы различные состояния своего организма и свое отношение к реальносуществующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Уже из общегоопределения следует, что существенную роль в этой главнейшей функции мозгачеловека играют слова и образы, т.е временные связи, сформированные врезультате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самымиразличными деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическимаппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом. В результатеанализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них,временные связи не только накапливаются, но извлекаются из памяти и служатматериалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постояннообразующихся связей.
Эти механизмы обладаютсвойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате и происходитизвлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связейи систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.
В современной физиологииэти механизмы представляются рефлекторными, что не исключает наличия в пределахрефлекторности циркуляторных процессов лежащих в основе саморегуляции./ВоронинЛ.Г. Физиология высшей нервной деятельности., М.,1972 г.с.142/.
К другому механизмусаморегуляции относится механизм поддержания порой собственного тонуса через ретикулярную формацию. Случаи,когда под влиянием коры возбуждаются эмоциональные структуры, в вследствиеэтого повышается собственный тонус коры, относятся к явлению кортикальной саморегуляции,которые осуществляются через лимбико-кортикальные двусторонние и внутрикортикальные связи. К механизмам мозговой саморегуляции относятся также акцептордействия и нервная модель стимула.
Таким образом, временныесвязи это как бы строительный материал, из которого аналитико — синтетическиемеханизмы мозга формируют высшую нервную деятельность.
Временные связи учеловека, несмотря на общие закономерности их образования, качественноотличаются от временных связей животных. Вследствие этого и мышление человека иживотных качественно отличаются. И.П. Павлов «мышление» у собаки называетконкретным, являющимся результатом анализирования и синтезирования падающих наее органы чувств раздражений. Человеку же принадлежит «высшее мышление»,основанное на отвлечении от действительности, благодаря наличию у негомеханизма сигнала сигналов – второй сигнальной системы. Обучение, мысль,мышление, знание- процесс образования временных связей, а пользование ими –понимание. И.П. Павлов полагал, что физиологическая сущность понимания – это нечто иное, как использование ранее сформированных временных связей, ассоциаций. /СоколовЕ.Н., Теоретическая психофизиология., М.,1986г., с.141/.
Разгадка внутреннихмеханизмов ума, разума, интеллекта, представляющих в свете знаний как саморегуляторныемеханизмы приема и переработки информации, остается главнейшей задачей науки омозге.
Итак, образное иабстрактное мышление у человека есть результаты аналитико- синтетической деятельностимозга и ее механизмов — сигнальных систем. Образное и абстрактное мышлениечеловека органически связаны, как и их механизмы – первая и вторая сигнальныесистемы.
2.4Рефлекторная теория свойств памяти
С мышление неразрывносвязана память. Изучение памяти долгое время принадлежало, главным образом, психологии.Вначале- эмпирически, а затем и путем эксперимента психологи установили рядобщих понятий, которыми теперь широко пользуются в обыденной жизни и науке. Известно,что память основана на следующих тесно связанных процессах: запоминание,сохранении, воспроизведении и узнавании.
Противоположнымзапоминанию является забывание. Существует два вида памяти- краткосрочная инесколько типов: эмоциональная- запоминание пережитых чувств
Вдохновения, радости,печали, ужаса и подобных состояний, двигательная, выражающаяся, в запоминанииразличного рода движений, образная, или зрительная, слуховая, вкусовая иподобные виды памяти, характеризующиеся запечатлением образов предметов, воспринимаемыхчерез различные органы чувств; и наконец, словесно-логическая память — запечатление и сохранение мысли, обозначенной словами. Установлено, что уразных людей может в какой-то степени преобладать тот или иной тип памяти.Однако при этом у любого человека словесно-логическая память занимает ведущееположение.
О физиологическихмеханизмов памяти и ее процесса можно было создать общее представление только послетого, как И.П. Павловым был открыт феномен условного рефлекса и сформулированы закономерности,по которым он вырабатывается. Доказано, что запоминание любых образов,представление, впечатлений есть сохранение временных нервных связей. При этом,временным связям, как общему механизму условных рефлексов, придается широкоезначение. Считается, что они могут образовываться не только в результатенепосредственного взаимодействия элементов внешней и внутренней среды,являющихся физиологическим механизмом этих психических явлений(образа,представления, впечатления), но и благодаря опосредованию из через слова.
Образовавшиеся временныенервные связи после более или мене длительной тренировки сохраняются в течение значительногоинтервала времени или даже всей жизни организма. Это и есть не что иное, какпамять на прошлые события. Некоторые временные связи могут храниться довольнодолго, даже если они не тренируются. Известны случаи, когда старый человекпомнит слова языка, выученные в детстве хотя всю жизнь он говорил на другомязыке. Длительно сохраняющиеся профессиональные навыки, а если они и несколькоослабевают со временем, то для их восстановления требуется немного усилий.Каким образом временные связи так долго хранятся в памяти, до сих порнеизвестно. / Вартанян Г.А., Локов М.И., Механизмы Регуляции памяти.,М.,1986г., с.217/.
Физиологический анализпамяти и явлений, с ней связанных (воспоминание, узнавание, забывание и т.п.),в настоящее время затруднителен. По этому поводу физиологи высказывают толькосамые общие взгляды. Современно очевидно, что процесс извлечения информации изпамяти осуществляется при помощи общих, но избирательно действующих нервныхпроцессов: если возбуждение активирует нужную временную связь, то торможениеугнетает те временные связи, которые являются помехой процессу извлечения. При известныхобстоятельствах торможение усиливает возбуждение по закону взаимной индукции итем самым способствует образованию нервной связи. Если надобность в условномрефлексе миновала, то но при помощи тормозного процесса угнетается, а егоцентральный механизм – временная связь – каким-то образом сохраняется в памяти.Причем возникает явление угашения условного рефлекса, которое представляетсобой физиологический механизм забывания. Забывание может быть частичным илиполным. Однако в обоих случаях забывания возможно оживление хранящихся в памятивременных связей под влиянием различных обстоятельств, вызывающих сильноевоображение головного мозга. Это происходит потому, что забывание есть неполная отмена временных связей, а торможение их, и если повышается противоположныйпроцесс-возбуждения, то они могут быть расторможены. /Греченко Т.Н., СоколовУ.Н., Нейрофизиология памяти и обучения., Л.,1987г. с.90/.
В том случае, когда подвоздействием забытого предмета или явления оживляется временная связь, можноговорить, что произошло узнавание этого предмета или явления. Если же врезультате оживления временных связей в процессе аналитико–синтетическойдеятельности мозга обнаруживается нужная в данный момент временная связь, являющаясямеханизмом какого – либо двигательного или речевого навыка, можно сказать, чтоосуществилось явление воспоминания. Вопрос о физиологическом механизмекратковременной и долговременной памяти и их взаимоотношения до сих поростаются без ответа. Но факт наличии этих видов памяти и последовательность ихочевидна, так же как и период перехода кратковременной памяти в долговременную,называемый консолидацией, — реальное явление. Согласно клиническим данным консолидацияпамяти происходит в течении 15 мин, потому что пациенты забывают все события,которые были в этот отрезок времени до мозговой травмы.
С позиции теориивременных связей легко объясняются механизмы кратковременной и долговременнойпамяти, наблюдающиеся при запоминании, например номеров телефонов, словиностранного или родного языка. Впервые встретившееся слово закрепляется впамяти ненадолго не только потому, что образовалась нестойкая временная связь,еще не подвергшаяся глубокому анализу, а, главным образом, потому, что еще не установилсяширокий контакт ее с другими системами речевых связей и со связями,сформировавшимися в результате непосредственного воздействия предметов иявлений. Так, многократно повторявшееся «зарубежное» иностранное слово,несмотря на длительную тренировку, недолго хранится в памяти, и в то же времяиностранное слово, произнесенное всего два-три раза в составе осмысленной фразыт.е. определенной речевой структуры, точно входит в словарный запас. Поэтомудлительное сохранение речевой связи (долговременная память) обусловливается нетолько тренировкой ее, но и широтой контактов с другими системами речевыхсвязей, т.е. формирование смысловых временных связей./Конорский Ю.,Интегративная деятельность мозга., М., 2002. г. с.227/.
Таким образов, всесвойства памяти: фазность (кратковременность и долговременность), процессы(запечатление, сохранение, воспроизведение и узнавание), типы (эмоциональная,двигательная, образная, словесно-логическая) могут быть объяснены рефлекторнойтеорией как результат формирования и сохранения временных связей. Однаковнутренние механизмы памяти, несмотря на многочисленные нейрофизиологические, биофизическиеи нейрохимические исследования, остаются все еще не выясненными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенногоследует, что существует тесная связь между психикой и мозгом. Однако и в нашидни продолжается обсуждаться данная проблема, известная с конца 19 века как психофизиологическая.Поэтому рассматривая механизмы познавательных процессов необходимо всегдапомнить о том, что они находятся в тесном взаимодействии между психическими и физиологическимипроцессами и обусловливают друг друга. При этом мозг человека является темматериалом «субстратом», который обеспечивает возможность функционированияпсихических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессызаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.
Теория функциональныхсистем П.К. Анохина говорит о том, что психические явления и физиологическиепроцессы играют важную роль сознания. Более того механизм познавательныхпроцессов невозможно без одновременного участи психических и физиологическихпроцессов.
А.Р. Лурил предложилвыделить аналитически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающиефункционирование психических явлений, которые по его мнению также тесно взаимодействуютс механизме познавательных процессов. По мнению ученого, именной третий блок предназначендля поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярнуюформацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, обеспечивает функциимышления, а следовательно и сознания.
Наука не стоит на месте,продолжает развиваться и психофизиология. Много еще «темных пятен», которые досих пор не изучены этой наукой. Исключение не составляют и физиологическиемеханизмы познавательных процессов, которые продолжают изучаться иисследоваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1.      ВартанянГ.А., Локков М.Н., Механизмы регуляции памяти., М., 1986 г.
2.      ВеккерЛ.М., Психические процессы., Л., 1974 г.
3.      ВоронинЛ.Г., Физиология высшей нервной деятельности., М.,1979 г.
4.      ГреченкоТ.Н., Соколов Е.Н., Нейрофизиология памяти и обучения., Л.,1987 г.
5.      ДаниловаН.Н., Психофизиология., М., 2002
6.      ДаниловаН.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности., М.,1997 г.
7.      КонорскийЮ., Интегративная деятельность мозга., М.,1970 г.
8.      КорниловаТ.В., Экспериментальная психология. Теория и методы., М.,2002
9.      РубинштейнС.Л., Основы общей психологии., М., 1998 г.
10.    Сапогова Е.Е., Психологияразвития человека., М., 2002 г.
11.    Симонов П.В., Созидающиймозг., М., 1993 г.
12.    Соколов Е.Н. Психофизиологиянаучения: Курс лекций., М., 1997
13.    Соколов Е.Н.,Теоретическая психофизиология., М., 1986 г.
14.    Соколов Е.Н., Физиологиявысшей нервной деятельности., М., 1981 г.
15.    Спиркин А.Г., Сознание исамосознание., М., 1972 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.