Реферат по предмету "Психология"


Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения

КурскийГосударственный Технический Университет
Курсоваяработа по социологии
«Феноменчеловеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивногоповедения»
Теоретическийанализ темы исследованияПроблемаагрессивности одна из самых значимых проблем в жизни общества. Почему людипорой стремятся причинить боль и страдания окружающим? Что движет воином,сознательно идущим на смерть, наперекор инстинкту самосохранения? Почемуродители избивают собственных детей? Как может самоубийца поднять руку насамого себя? И как в благополучных семьях вырастают будущие насильники иубийцы? Мало кто знает ответы на эти вопросы. Мир стал настолько жесток, чтомы, сами того не замечая, причиняем друг другу боль. Именно поэтому, на мойвзгляд, эта тема очень актуальна на сегодняшний день. Понять сущностьагрессивности, ее истоки, овладеть ею, чтобы в дальнейшем не причинить больдругому человеку – вот главные задачи, поставленные мною в своей работе.Феноменчеловеческой агрессииИздревлечеловечество проявляло интерес к феномену человеческой агрессии. Особенно этоверно для представителей правящих классов, из века в век озабоченных практикойуправления своими подданными и стратегиями направленного воспитаниязаконопослушных и исполнительных членов общества. Склонность к агрессивному,захватническому, насильственному поведению досталась нам в наследство от нашихживотных предков. Завоевание новых территорий, получение свободного доступа кнаиболее богатым источникам удовольствия, стремление контролировать наибольшеечисло членов сообщества и распоряжаться запасами пищи и питья – всем этим болееили менее успешно занимались наши далекие предки. Как и большинство животных, представителирода человеческого существенно различаются по степени склонности к проявлениюагрессии: помимо тихонь и недотрог есть драчуны и забияки. Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этоттермин подразумевает большое разнообразие действий. Самослово «агрессия» означает « поведение человека в отношении других людей,которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Разныеученые и философы по-разному оценивают этот феномен. Согласно одному изопределений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащееугрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное,несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те илииные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерениеобиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец,третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессияпопыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Сила,направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целогоспектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажноезначение при формировании приличного уровня агрессивности играют многиебиологические и конституционные факторы – характер рациона человека в немалойстепени определяет его воинственность. Но так или иначе, в основе всякойагрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный,мимолетный или затяжной. По своей сути, всякая агрессия является ничем иным,как проявлением активного, деятельного недовольства человека условиями окружающейжизни, ближними или самим собой.
Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что её попросту трудно переоценить. Существует точка зрения, согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых — уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.
Типы агрессии по ФроммуВвидутого, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезнымоказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. ЭрихФромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии: ·         Доброкачественная агрессияПоего мнению, это « биологически адаптивная агрессия – реакция на угрозувитальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна какживотным, так и людям; она носит взрывной характер и возникаетспонтанно как реакция на угрозу; а следствие её – устранение либо самой угрозы,либо её причин».
В «доброкачественнойагрессии» он выделил несколько видов:1. Псевдоагрессия. Под этим понятием онпонимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которымне предшествовали злые намерения»а)Непреднамеренная агрессия. Ярким примером непреднамеренной агрессии являетсяслучайное ранение человека. Классический пример – это проверка револьвера инепроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека. Врезультате – несчастный случай.б)Игровая агрессия. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство,ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никакихотрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Так, например, игрок в своемсражении с противником просто точно выполняет свои достижения, а не желаетнанести ему преднамеренный вред.
в) Агрессия как самоутверждение. Важнейшийвид псевдоагрессии – самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит отaggradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде«двигаться на», «на-ступать». Концепция агрессии как самоутверждения находитподтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов иагрессивным поведением. Есть один очень важный факт: установлено, что тот, ктобеспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, вцеломведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качествоцелеустремленной наступательности. Агрессия самоутверждения повышаетспособность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижаетпотребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении).Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательнойактивности, поэтому ему гораздо сложнее достугнуть поставленной цели из-заопределенных комплексов.
г) Оборонительная агрессия.Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. «Человек,как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам»[I, с.371]. Каждый человек нуждается в эмоциональномравновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценойизбавиться от боли и страха. Результат всего этого – оборонительная агрессия.·         Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность.
По мнению Э. Фромма,«биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитнойот нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификойтолько для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133].
Главные проявления такой агрессии– убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кромеполучения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт,а некий человеческий потенциал.
Такая агрессия встречается в двухразличных формах: спонтанной и связанной со структурой личности.
1.        Спонтанные формы.
Спонтанные проявленияагрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивнымпотенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующихусловиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этотпотенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политическиеконфликты, нужда, чувство обездоленности).а)Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести – это ответная реакцияиндивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо изчленов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред.Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайнов языке бытует выражение «жажда мести».б)Эстатическая деструктивность. Если человек страдает сознанием одиночества,беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свою проблему путемперехода в состояние экстатического транса, где он (как бы «вне себя») приходитк единению с самим собой и с природой. Для этого есть много возможностей (употреблениенаркотиков, сексуальный акт, различные ритуалы). Человек, накладывающий на себяруки, тоже относится в какой-то степени к этой категории.2.Деструктивный характер: садизм.
Существуют различныеформы садизма, поэтому мне не хотелось бы подробно их описывать. Главная егоцель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия илиотсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другимсуществом, чувство своего всемогущества – вот главная сущность садизма.

Типы агрессии по Бассу
По мнению Баса, агрессивныедействия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная— пассивная и прямая — непрямая.[VI] Ихкомбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивныхдействий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружиемили избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие наддругим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.1.Физическая– активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиениеили ранение при помощи огнестрельного оружия. 2.Физическая– активная – непрямая. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с цельюуничтожения врага.3.Физическая– пассивная – прямая. Стремление физически не позволить другому человекудостичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).4.Физическая– пассивная – непрямая. Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказосвободить территорию во время сидячей демонстрации). 5.Вербальная– активная – прямая. Словесное оскорбление или унижение другого человека.6.Вербальная – активная – непрямая. Распространение злостной клеветы или сплетено другом человеке.7.Вербальная– пассивная – прямая. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросыи т.д. 8.Вербальная– пассивная – непрямая. Отказ дать определенные словесные пояснения илиобъяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которогонезаслуженно критикуют).

Факторы, способствующиеагрессии
Главной целью в областиагрессии остаются поиски её причин и анализ природы тех факторов, которыеспособствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направленияпоисков:
1) Выявление ряда индивидуально-личностныхпризнаков. Они содействуют осознанию роли и места самого субъекта агрессии втех различиях, которые наблюдаются в проявляемых им видах деятельности. Так,например, американские социологи и психологи К. Джеклин, Р. Джин и другиеисследуют агрессию с точки зрения половых характеристик субъекта. Ученые П.Бэлл, Э.О`Нил, Р. Роджерс и другие уделяют большое место вопросу о том, какоевоздействие оказывает на проявление межличностной агрессии расоваяпринадлежность индивида.
2) Стремление раскрытьприроду действия внешних факторов, оказывающих также весьма существенное влияниена проявление агрессивности. Речь идет о негативных факторах окружающей среды,таких как влияние шума, загрязнение воды, воздуха, большого скопления людей,посягательство на личное пространство и др.
Определенное место висследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли такихфакторов, как алкоголь и наркотики. Тем более, что в настоящее время, это однаиз самых важных проблем в мире.
Еще в детстве ребенок черпает знания об агрессивном поведении из трех основных источников. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм и они редко получают травмы во время таких игр. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность (по Бассу) к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм.[V] Под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем, установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкие уровень агрессии.
Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение.
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. То есть поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации. Большинство современных теорий показали, что агрессивное поведение определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора. Черты характера играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или жертвами. В повседневной жизни мы уверены, что только черты характера влияют на поведение человека, считая, что на поведение людей не влияют ни время, ни обстоятельства. Но многие исследователи утверждают, что человеческие существа на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или чувствовать в одной и той же манере независимо от течения времени или различных ситуаций, и заявляют, что реакции людей в значительной степени обусловлены текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на перемену во внешних условиях.
Поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расовые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой агрессии: так, лица, питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них неприязнь «чужаками», нежели с членами собственной группы.
Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.
Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма.
Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые (впрочем, пока еще довольно скудные) данные свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
И наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях — говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций.
К внешним проявлениям агрессии имеют различные биологические процессы. Действительно, можно говорить о наследуемой склонности к криминальному поведению, это отнюдь не означает, что агрессия как таковая просто передается из поколения в поколение. Половые гормоны, и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях, связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограниченна. Более того, есть все основания думать, что и механизм наследования предрасположенности к агрессии, и механизм влияния половых гормонов на степень агрессивности человеческого поведения могут иметь общую природу.
Биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия, и правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Заключение
 
На протяжении многих веков сущность человеческой агрессии рассматривалась с различных позиций – с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. В процессе ее изучения возникает больше вопросов, чем ответов. На сегодняшний день мы знаем уже довольно много об истоках агрессии, о факторах, порождающих ее. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе. Помимо этого, существует очень много разногласий – у разных философов своя точка зрения.
Человек — весьма агрессивное существо, Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым.
Таким образом, у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было каждый человек должен стремиться предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.
 

Список используемой литературы
 
I.        Сельченок. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия- М: АСТ, 2005.II.     Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии инауке.- М.,1991, с.89-133.
III.    Морозов А.В.Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальныхучебных заведений -2-е изд. – М: Академический проект; Триста, 2005-336с.
IV. Фромм.Э. Анатомия человеческой деструктивности – М, 1994.
IV.    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.
VI. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.