Реферат по предмету "Психология"


Феномен личности в психологии. Теория личности

Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Реферат
на тему:
Феноменличности в психологии. Теория личности
Подготовила студентка 1-го курса,
Физического факультета,
Группы ФМ-11
Шостак Инна Николаевна
Брест 2010

Понятие человек,личность, индивидуальность и их соотношение
Как в общественной науке,так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность»,«индивидуальность».
 
Понятие о человеке
Коренным или родовым,исходным понятием является понятие человек. Человек– это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностьюпознавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствиис этим поступать и действовать разумно.
Человек, существообщественное, и это самый существенный признак. Человек – носитель сознания,которое является общественным продуктом.
Понятие о личности
Понятие «личность» несколькоуже, чем понятие «человек». Личность – категория общественно-историческая.Общественная сущность и социальные функции личности являются главнымипоказателями в ее характеристике. Личность – объект исследования толькообщественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики,психологии, педагогики и т.д.
Личность — деятель общественного развития,сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющийопределенную общественную роль. Роль – это социальная функцияличности; например, роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы– управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.
Позиция личности – это система ее отношений.Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиямжизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным,трудовым и т.д. Отношения различают не только по их направленности на объект,но и по уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные иглубокоосознанные. Малоосознанные отношения – это мимолетноечувство симпатии или антипатии. Глубокоосознанное – этопринципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, авнутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, сознаниемдолга и обязанности. Материалистическая философия и психология рассматриваютличность как социальную сущность. Личность – это тот же человек, но взятый состороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиологисследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как кличности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами, которые приопределении личности и ее структуры равное место отводят и социальному ибиологическому. К. Маркс писал, что сущность личности «составляет не ее борода,не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Личность– сознательный индивид. Нельзя понять общественной роли личности, не анализируяее психологии: мотивов деятельности, способностей и характера, а в некоторыхслучаях и особенностей ее телесной организации, например типа нервнойдеятельности.
Понятие обиндивидуальности
Индивидуальность – этоличность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в видуоригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либоглавенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающую.
Индивидуальность можетпроявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всехсферах психической деятельности.
Индивидуальностьхарактеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
Житейской практике и внауке наряду со словом «индивидуальность» используют и слово «индивид». Под индивидомследует понимать данного конкретного человека со всеми присущимиему особенностями./> /> /> /> /> /> /> />
ИН
Д
И
В
И
Д
У
А
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь   />
Индивид
Субъект
Личность   /> /> /> />
 
 
 
 
 
 
 
 

Общественнаясущность личности
 
Личность как объектобщественных отношений
Личность человека какчлена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических,трудовых отношений. Личность находится также в сфере политических,идеологических отношений. На психологию личности вместе с тем влияет ипсихология социальной группы в которую личность входит. Впроцессе общения люди влияют дуг на друга, вследствие чего формируется общностьво взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду,людям, собственным качествам. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «действительноедуховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительныхотношений». Продолжая эту мысль в « Немецкой идеологии», К. Маркс и Ф. Энгельсутверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом наоснове своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение являетсяфактором и духовного, нравственно-психологического развития.
Личность каксубъект общественных отношений
Личность не только объектобщественных отношений, но и субъект, т.е. является деятелем общественногоразвития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят еене по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественныхзакономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытностиличности, ни ее ответственности за свое поведением перед обществом. Личность –существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться сположением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силыобществу или жить личными интересами.
Личность всоциалистическом обществе
Между общественнымразвитием и развитием личности существует органическая и непосредственнаясвязь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связьприобретает все более и более гармонический характер. Развитие личности при социализмеи коммунизме тесно связано развитием коллективных начал жизни. Только вколлективе, писал К. Маркс, возможно подлинная свобода личности, ее социальнаязащищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, рассвет всехее способностей и дарований.
 
Проблема личности всовременной буржуазной психологии
Личность стоит в центревнимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросшийинтерес к личности определяется как политическими, так и производственнымицелями. Значение личности – предпосылка эффективного управления еедеятельностью. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередкопротивостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяютсятакие, как биологическая, биосоциальнаяисоциальная.Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом.Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическаяиндивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе еговлияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловленобиологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальнымвлечением. Представителей биосоциальной концепции разрывает личности как бы надве половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическуюприроду, в то время как направленность личности определяется социальнымиявлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процессощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека,зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде. Широкораспространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В СШАособенно разрабатывается так называемая теория социализации.Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становитсяличностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение приэтом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время какэкономические и психологические отношения людей и их влияние на личность неучитывается. Буржуазные психологии, исследуя поведение человека в группе,объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремлениеличности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазнымпорядкам. В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметьразличный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейныхпозиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллективаи личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являютсяпринципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы – действиемколлективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения кконформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемаятеория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения –результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежнойпсихологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человекв жизни играет какую-то роль, одному ему предназначению. В зависимости отисполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений сдругими людьми. Исследование роли личности важно как для психологическойтеории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологиироль рассматривается только в системе психологических отношений, без учетаматериальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позицииличности, так и ее место в общественной жизни. Каждая из этих теорий объясняетсоциальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности илисреды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизничеловека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу игнорируютдействительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Дляразработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А.Ф.Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблемуотношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальныхусловий жизни.
 
Психологическаяструктура личности
Как всякая организация,психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальныхособенностей психического склада, можно установить типическую структуруличности.
 
Основные компонентыличности
Первый компонентструктуры характеризует направленность личности, илиизбирательное отношение человека к действительности. Направленность включаетразличные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейныхи практических установок. При этом один из компонентов направленностидоминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорнуюроль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельностьличности.
Второй компонентопределяет возможностиличности включает ту систему способностей,которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны ивзаимодействуют друг с другом. Как правили, одни из способностей доминируют,другие подчиняются.
Третьим компонентом вструктуре личности является характер, или стиль поведениячеловека в социальной среде. Характер – сложноесинтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и формадуховной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однакопредставляет сложную систему ее свойств, направленности и воли,интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей,проявляющихся в темпераменте. Четвертым компонентом, надстраивающимся над всемиостальными, будет система управления, которую обычно обозначаютпонятием «я». «Я» — образование самосознания личности, оноосуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтрольи коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни идеятельности. Структура личности будет неполной, если исключить из неепсихические процессы и состояния.
Психическиепроцессы, свойства и состояния в структуре личности
 
Психическиепроцессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через нихформируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют натечение процесса. В процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойстваи целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшемколичественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретическихи практических задач формируется волевая организация личности, определяющая ито, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни.
На основе психическихпроцессов образуются психические свойства, их определеннаясистема, которая регулирует протекание психических процессов.
Психическиесвойства личности– это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественныйуровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.
Характер протеканияпсихических процессов, как и проявления свойств, зависит от состоянияпсихической активности личности. Под психическим состоянием следуетпонимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровеньпсихической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженнойактивности личности. По определению С.Л. Рубинштейна, состояниеявляется эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельностьпротекает.
Структура психическойжизни личности сложна, многогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаныи взаимообусловлены. С развитием личности происходят изменения в ее структуре.Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. Она содержиттипические для индивида системы свойств, характеризующие его как человека, откоторого можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определенныхпоступков и действий.
Личность каксамоуправляемая система
Личность как самоуправляемаясистема осуществляет:
1.   вызов, задержку процессов (действий,поступков),
2.   переключение психическойдеятельности,
3.   ее ускорение или замедление,
4.   усиление или ослабление активности,
5.   согласование побуждений,
6.   контроль за течением деятельностипутем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями,
7.   координацию действий.
Для решения этих задач формируютсяследующие основные механизмы «я»: 1) контроль; 2) согласования;3)санкционирования; 4) усиления.
Контроль — осуществляется произвольнымвнимание, он направлен не только на внешний, но и внутренний мир. Благодаряпроизвольному вниманию восприятие становится более полным и точным, движения ив целом действие осуществляется по задуманному плану, мыслительные процессы нетеряют целенаправленности и логичности и т.д.
Чрезвычайно важнойфункцией «я» является согласование. Процесс согласования, какговорил И.П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью иморальными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления.Согласование завершается санкционированием, т.е. утверждениемнамерения и определения плана действий. Санкции могут быть различными взависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересамиили высокими моральными принципами. Санкция характеризует не тольконаправленность, но нередко и личность в целом. Многие психологи, в особенностиА.Ф. Лазурский и М.Я. Басов, придавали исключительное значение волевомуусилию. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевойсаморегуляции личности, «я», стоящее в центре самосознания, в актахсамоуправления использует различные психические процессы, основными из нихявляются воля, мышление. «я», входя в структуру личности, имеет собственнуюструктуру, которая включает: 1) представление о том, каково «я» есть, и каково«я» должно быть в идеале, 2) совесть. Имеющую тенденцию у морально воспитанногочеловека привести в соответствие реальное поведение к идеальному.Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное, или повседневное,и 2) перспективное, которое определяется дальними целями.Самоуправление может различаться по типам. Первый определяетсякак морально-волевой и второй– как аморально-волевой.
 
Современные теорииличности
 
Фрейдизм,психологизм
 
Фрейдизм – наиболее известное за пределамипсихологии направление в объяснении природы личности человека. Своим названиемэто направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856 – 1939). Фрейдсформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личностьчеловека состоит из трех компонентов (уровней): Оно (Ид, Id), Я (Эго, Ego), Сверх -Я (Superego).
Оно – это бессознательная часть психики,врожденные инстинкты влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Каксчитал Фрейд, Оно подчиняется принципу удовольствия. Достижениеудовольствия есть первый принцип поведения, т.е. главная цель жизничеловека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция ксохранению примерного внутреннего равновесия.
Я –это сознание человека. По Фрейду, Янаходится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляясексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данномобществе неприемлемыми. На сознание воздействует три силы: Оно, Сверх –Яи общество. Я старается остановить гармонию между ними,подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
Сверх–Я – это носитель моральных стандартов,совесть личности. Если Я принимает решение или совершает действиев угоду Оно и в противовес Сверх -Я не пускаетинстинкты в Я, и тогда энергия этихинстинктовсублимируется, трансформируется, воплощается в формах деятельности, которыеодобряются обществом (творчество, искусство, общественная деятельности), илипроявляется в формах поведения (сны, описки, шутки, особенности забывания).Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни ипсихике человека. Таким образом, человек у Фрейда – это противоречивое,изначально порочное мучающееся, невротичное и конфликтное существо.
 
Бихевиоризм
Основатель бихевиоризмаДжон Уотсон (1878 — 1958) так сформулировал кредо нового направления:«Предметом психологии является поведение». С точки зрения бихевиоризм личностьесть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данномучеловеку. Ведущая форма бихевиоризма – «стимул – реакция» (С — Р). Основной недостатокэтого направления – слишком упрощенное представление о человеке.
Когнитивные теорииличности
Когнитивные теорииличности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать»,поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять,оценить, использовать и действовать в соответствии с ней.
Поступок человекавключает три компонента: 1) собственно действие; 2) мысли; 3) чувства,испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступкимогут быть разными, так как при этом мысли и чувства различались. Оказавшись вреальной ситуации, человек часто не имеет возможности всесторонне анализироватьобстоятельства (мало времени, нехватка знаний), но он делает выбор и совершаетпоступок.
Ситуации создаютпотенциальные силы, способствующие или препятствующие реализации намерений,планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный –канал ситуационных явлений для человека, можно добавить кардинально измененияего поведения. При этом важно помнить, что субъективная интерпретация ситуацииесть более значимый фактор принятия решения, чем «объективность» значение этихситуаций.
Гуманистическиетеории личности
Предметом исследованиягуманистической психологии являются, здоровье, гармоничные личности, достигшиевершины самоактуализации.
Абрахам Маслоу, один ихведущих психологов в области исследований мотивации в США, разработал такназываемую иерархию потребностей. Она включает следующие ступени.
1.    Физиологические потребности –потребности дыхании, пище, продолжении рода, самозащите.
2.    Потребность в надежности – стремлениек материальной надежности, здоровью, обеспеченности в старости и т.д.
3.    Социальные потребности – потребностьв общении, контактах с другими людьми.
4.    Потребность в уважении, осознаниесобственного достоинства.
5.    Потребность в развитии личности, всамореализации, самоактуализации, в осмыслении своего предназначения.
Кроме того, А. Маслоувыделил и описал принципы мотивации человека:
v  мотивы имеют иерархическую структуру;
v  чем выше уровень мотива, тем менеежизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можнозадержать их реализацию;
v  пока не удовлетворяются низшиепотребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Как только низшиепотребности удовлетворяются, они утрачивают свою мотивирующую силу;
v  более высокие потребности повышаютготовность к большей активности.

Используемаялитература
1. Ананьев Б.Г. О проблемахсовременного человекознания. М., Наука, 1977.
2. Ануфриев Е.А. Социальная роль иактивность личности. Изд-во МГУ, 1971.
3. Ковалев А.Г. Психология личности.3-е изд. М., Просвещение, 1970.
4. Мясищев В.Н. Основные проблемы исовременное состояние психологии человека. – В сб.: Психологическая наука СССР.М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. т. 2.
5. Общая психология: Учеб. пособиедля студентов пед. О-28 институтов/ В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д.Виноградов и др.; Под ред. В.В. Богословского и д.р. – 3-е изд. перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1981. – 383 с., ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.