--PAGE_BREAK--
1.4. Факторы, оказывающие влияние на семейные конфликты
А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:
— сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т.п.
— длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи;
— трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни;
— трудности, связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического решения проблемы в начале второго этапа, то есть после появления в семье первого ребенка, завершения образования, освоения профессии, ухода за ребенком, первичного обзаведение имуществом, решения семейной проблемы.
По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа:
— связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме;
— адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе;
— проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором.
Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла — это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.
Ситуационные нарушения — это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений — это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.
Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее и интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному.
Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение).
Также выделяют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. В таких семьях реже возникают конфликты. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая» степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира. Действительно, способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако, решение семейной проблемы — это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.
Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям и конфликтным ситуациям связан с понятием латентного нарушения функционирования семьи. Латентное нарушение — это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь. Однако, при попадании семьи в экстремальные условия, оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях, так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства друг к другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства.
В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизация семьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье.
1.5. Модель благополучной семьи
Модель благополучной семьи отражает:
юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке;
полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;
четность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;
экономическую обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по данному региону;
социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно закрепленной ее государственной поддержки;
социальную направленность: основные направления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основ-ном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры.
При определении уровня благополучия молодой семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.
В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество выполнения ею социальных функций:
обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;
обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;
обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;
обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе — профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);
обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.
Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных органов власти, социальных институтов государства и общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ (программ субъектов РФ и муниципальных образований), в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.
Процесс становления благополучной молодой семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
1.6. Факторы: благополучные и неблагополучные отношения в семье
Благополучные или неблагополучные отношения в семье можно рассматривать как факторы готовности супругов к конструктивному решению семейных конфликтов. В благополучной семье ее члены стремятся избегать конфликтов или решать их, т.е. они готовы конструктивно решать возникающие конфликты, супруги в этом заинтересованы. Они заботятся о чувствах, переживаниях и эмоциональном состоянии друг друга. При неблагоприятных отношениях, ситуация в семье будет противоположной. Если рассматривать крайне неблагоприятные отношения, близкие к разводу, становится очевидным то, что члены семьи не намерены конструктивно решать конфликты, им этого уже не нужно. В такой момент их будет больше интересовать, например, вопрос разделения имущества. Случаются ситуации когда супруги по-разному оценивают степень благополучности своих отношений, что тоже может привести к конфликту.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
По каждому пункту краткий вывод.
Нами было исследовано…… и выявлено, что
Проведя анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных семье и ее благополучности, мы можем сделать вывод, что благополучная семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью, положительными эмоциональными связями и взаимопомощью. В условиях благополучной семьи обеспечивается развитие личности и реализация личных интересов каждого члена семьи.
ГЛАВА 2.
2.1. Организация и методы исследования
В исследовании принимали участие тридцать супружеских пар в возрасте от 20 до 50 лет, имеющие стаж совместной жизни от 2 до 30 лет. Все респонденты – представители разнообразных профессий, имеют различный уровень образования, социальный статус, проживают в городе Ярославле. Все опросники заполнялись в домашней обстановке.
Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методики:
1) Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF);
2) Опросник ПЭА (А. Н. Волкова);
3) Опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова).
2.2. Описание методов диагностики.
Висбаденский опросникявляется личностным. Предназначен для диагностик ряда особенностей характера человека, а также сферы его межличностных, в первую очередь, семейных отношений.
Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве X. Дайденбаха.
Разработаны два варианта вопросов: отдельно для мужчин и для женщин (по 85 вопросов в каждом). Они представляют собой утверждения и высказывания, которые сформулированы от имени людей различного происхождения, возраста и пола. Предполагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий.
Предусмотрены 4 варианта ответов, которые при обработке переводятся соответственно в следующие баллы: да — 4 балла, скорее да — 3 балла, скорее нет — 2 балла, нет — 1 балл. Авторами выделено 27 шкал опросника, что является достаточно большим количеством для исходного числа вопросов. Ряд из них носят несколько умозрительный характер (например, 14. Контакты; 19. Вера, религия, церковь; 20. Тело — ощущения; 25. Ты; 26. Мы; 27. Пра-мы). Имеются 2 шкалы с одним названием, но различным содержанием (14. Контакты; 22. Контакты).
Респондентам была дана инструкция:
«Этот опросник не является «тестом» в обычном смысле этого слова. Скорее, Вы отразите в нем самих себя. Поэтому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то «неправильно», ведь каждый человек имеет право на свое личное мнение. И это ваше личное мнение.
Мы просим Вас оценить эти высказывания. При этом у Вас есть четыре возможности для ответа: -2; -1; +1; +2.
Если Вы согласны с каким-нибудь утверждением, поставьте напротив него цифру +2:
Если Вы не согласны с каким-либо утверждением, поставьте напротив него цифру –2:
Может случиться и так, что вы затрудняетесь как полностью подтвердить, так и полностью отвергнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях. В таких случаях у Вас есть еще две возможности:
Если Вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверждение чаще подходит для Вас, нежели не подходит, то Вы можете поставить цифру +1:
Если вы скорее согласны с каким-либо утверждением, чем можете подтвердить это, то поставьте цифру -1:
Пожалуйста, выберите для каждого высказывания только один вариант ответа. Поскольку вы не можете ответить «неправильно», не раздумывайте долго, а быстро отмечайте свои ответы один за другим.
Слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в первую очередь ваших настоящих родителей. Если Вы росли преимущественно у родственников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в таком случае тех воспитателей, которые были для вас «родителями» (например, бабушка, дядя, сестра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т.д.).
Теперь приступайте к работе. Мы уверяем Вас, что все ваши ответы останутся в тайне».
Программа опросника ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом. Супружеская пара — центральный элемент семьи как малой группы. Стабильность семьи, ее развитие, благополучие, педагогический потенциал и многие иные характеристики существенно зависят от особенностей супружеской пары. Однако было бы натяжкой сводить проблемы семьи к супружеским проблемам и искать в них причину семейного неблагополучия во всех без исключения случаях.
Предлагаемая программа включает девять пунктов, которые характеризуются по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик. (например, социально-экономические и демографические характеристик, добрачные отношения, микроокружение семьи и др.).
Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений.
Респондентам была дана инструкция:
«Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: «Да» (согласен, это так), «Нет» (не согласен, это не так) или выбрать ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать). Выбрав ответ, поставьте «галочку» в соответствующую графу бланка».
Назначение методики — экспресс-диагностика степени удовлетворенности — неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики являются В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).
В основе опросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.
Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностики кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи.
Описание методики
Текст методики состоит из 24 утверждений, которые могут быть сведены к шести следующим типам:
1. Сравнение своего брака с другими браками.
2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.
3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.
4. Собственная оценка супруга по ряду параметров.
5. Установка на изменение характера супруга.
6. Мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.
Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: «верно», «трудно сказать», «неверно» (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.
Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0 — 16 баллов — абсолютно не благополучные
17 — 22 – неблагополучные
23 — 26 — скорее неблагополучные
27 — 29 – переходные
29 — 32 — скорее благополучные
33 — 38 – благополучные
39 — 48 — абсолютно благополучные.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых отношений с другими людьми.
Респондентам была дана инструкция:
«Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.Выполняйте работу по возможности быстро».
2.3. Результаты эмпирического исследования
Анализ результатов данного исследования, целью которой является выявление связи между готовностью супругов к конструктивному решению семейных конфликтов и их личностными взаимоотношениями, проводился методами прикладной статистики.
Применялись следующие методы:
— метод ранговой корреляции Спирмена;
— Uкритерий различий Манна-Уитни.
С целью диагностики ряда особенностей характера человека нами был проведен Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Были получены результаты по 27 шкалам: аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, честность, усердие и т.д. Данные были занесены в таблицу №2 (см. приложение №1). По всем шкалам были получены средние значения, например по шкале «Аккуратность» средним значением среди всех пар является 7,6, когда минимальный полюс данной шкалы 3 (беспорядок, небрежность, Содом и Гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой), а максимальный – 12 (педантичность, стерильность, уборка). По данным этого исследования можно сделать вывод о невысоком уровне конфликтности исследуемых семей, т.к. при критических значениях конфликты были бы неизбежны. По остальным шкалам в среднем результаты исследования попадаю в диапазон от 7,3 до 8,3, что подтверждает наше предположение о наличии у исследуемых пар личностных качеств, способствующих снятию напряжения и конструктивному разрешению конфликтов. Для удобства статистической обработки мы суммировали значения каждой шкалы для каждого испытуемого.
Для исследования семейного благополучия нами был проведен опросник ПЭА. В результате были получены эмпирические данные по трем шкалам (см. приложение №2): понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. Для анализа связей нами были использованы только первые две шкалы, т.к. по нашему мнению понимание и эмоциональное притяжение имеют большую значимость для эмоциональной обстановки в семье. В среднем все испытуемые оценили понимание в семье на 22,9 баллов при максимальном значении 30, а минимальном 0. Это говорит о достаточно высоком уровне понимания в исследуемых супружеских парах.
С целью выявление степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре нами был проведен опросник удовлетворенности браком. Данные исследования были занесены в таблицу №3 (см. приложение №2).
В результате проведенного нами исследования, было выявлено следующее распределение супружеских пар по категориям, результаты представлены в табл. №1.
Таблица №1
№
Категории
Количество пар
1
абсолютно не благополучные
2
неблагополучные
2
продолжение
--PAGE_BREAK--
3
скорее неблагополучные
2
4
переходные
2
5
скорее благополучные
6
6
благополучные
12
7
абсолютно благополучные
6
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализируя полученное распределение, можно сделать вывод о том, что большинство исследуемых пар являются благополучными.
С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена была выявлена прямая значимая связь между положительными личностными качествами и пониманием в семье (см. приложение №3). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,7 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на понимание супругов в семье. Рассмотрим эту связь на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Доверие». В семье, где люди доверяют друг другу, можно открыто рассказать о своих чувствах и мыслях, идеалах, мечтах, сильных и слабых сторонах, не видя в этом никакого вреда. Там царят понимание, любовь, терпимость и сочувствие, горе и радость делятся на всех, мечты и заветные желания стараются осуществлять вместе. Одними из важных социальных потребностей человека являются потребности во внимании, понимании, поддержке и заботе. Все это каждый человек стремиться найти в семейном кругу, в первую очередь в лице своего супруга. Если эти потребности удовлетворяются, то отношения супругов поднимаются на более высокий уровень. На этом примере мы показали взаимосвязь положительных личностных качеств и понимания в семье. Остальные личностные качества, показанные нами в остальных шкалах так же положительно влияют на понимание в семье.
Для анализа взаимосвязи между положительными личностными качествами и эмоциональным притяжением был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №4). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,42 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на эмоциональное притяжение. Данную связь можно наглядно продемонстрировать на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Честность». Это тоже один из принципов развития в семье. Сейчас очень много лжи в человеке, в семье, в обществе. И она влияет на жизнь. Честный взгляд на себя, на события, на других людей позволяет увидеть истинные причины проблем, а значит, и найти верные решения. Поэтому развитие честности включено как обязательный элемент в фундамент построения счастливой семьи и положительно влияет на эмоциональные отношения в семье.
С целью выявления взаимосвязи между удовлетворенностью супругов браком и положительной направленностью их личностных качеств был так же использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №5), который оказался незначительно ниже критического значения, что говорит о наличии тенденции взаимосвязей этих показателей. Эту связь можно подтвердить примером. Рассмотрим шкалу Висбаденского опросника «Бережливость» и ее влияние на удовлетворенность супругов браком. Бережливость можно рассматривать в нескольких аспектах: не только как нормальное отношение к ресурсам, но и как отношение к ценностям в браке. Если супруги ценят нажитые совместным трудом материальные ресурсы, а так же бережно относятся друг к другу, это способствует повышению удовлетворенности браком. Возможна и противоположная ситуация, именно поэтому мы говорим лишь о наличии тенденции.
Нами было выдвинуто предположение, что существует разница в восприятии семьи в целом между женщинами и мужчинами. Данная гипотеза была проверена с помощью Uкритерия Манна-Уитни, который показал нам отсутствие значимых различий между этими показателями, что говорит об одинаковом восприятии понимания в семье, эмоционального притяжения, удовлетворенности браком мужчинами и женщинами.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.
2. Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы .-М.: Наука, 172с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.
4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И. Антонов.-М.: Наука, 2000.
5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-Л: Изд-во ЛГУ, 1982.-128с.
6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов-СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
8. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 2007.-42с.
9. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее еволюция в условиях перехода к постниндустриальному обществу.-Курск, 2001.- 218с.
10. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990.
11. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000.- 125с.
12. Психологическая культура семейных отношений. Методические материалы.- М.: Высшая школа, 1988.-336с.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007 – 464с.
14. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2004.-375с.
15. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры.-М.: Наука, 2002.-102с.
16. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996.
17. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-224с.
18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983.
19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе «Этика и
психология семейной жизни» М.,1999.
20. Фромм Э. Мужчина и женщина.-М.: Изд-во АСТ, 1998.-512с.
21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
22.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.
23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, 2000.-512с.
24. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.
25. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
Приложение №3.
Таблица №4
№
Сумма по первой методике
Ранг
Понимание
Ранг
D
D2
1
423
16
49
22
-6
36
2
461
27
49
22
5
25
3
445
25
49
22
3
9
4
417
13
46
15,5
-2,5
6,25
5
403
6,5
36
2
4,5
20,25
6
452
26
54
27
-1
1
7
483
29
48
20
9
81
8
475
28
55
28
9
424
17,5
50
24
-6,5
42,25
10
406
8,5
40
4,5
4
16
11
380
4
45
12
-8
64
12
359
1
40
4,5
-3,5
12,25
13
371
2
41
7
-5
25
14
375
3
46
15,5
-12,5
156,25
15
406
8,5
47
18,5
-10
100
16
386
5
43
9
-4
16
17
408
10
46
15,5
-5,5
30,25
18
412
11
40
4,5
6,5
42,25
19
419
14
45
12
2
4
20
403
6,5
23
1
5,5
30,25
21
425
19
43
9
10
100
22
427
20
43
9
11
121
23
439
22,5
45
12
10,5
110,25
24
431
21
47
18,5
2,5
6,25
25
424
17,5
53
26
-8,5
72,25
26
443
24
56
29
-5
25
27
439
22,5
46
15,5
7
49
28
420
15
52
25
-10
100
29
414
12
40
4,5
7,5
56,25
30
501
30
56
30
P=0,7
Pкр=0,36
продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение №4.
Таблица №5
№
Сумма по первой методике
Ранг
Эмоциональное притяжение
Ранг
D
D2
1
423
16
46
19
-3
9
2
461
27
44
17
10
100
3
445
25
50
26,5
-1,5
2,25
4
417
13
44
17
-4
16
5
403
6,5
36
5,5
1
1
6
452
26
44
17
9
81
7
483
29
53
28
1
1
8
475
28
54
29
-1
1
9
424
17,5
49
23,5
-6
36
10
406
8,5
41
12,5
-4
16
11
380
4
22
1
3
9
12
359
1
41
12,5
-11,5
132,25
13
371
2
37
7,5
-5,5
30,25
14
375
3
47
20
-17
289
15
406
8,5
33
4
4,5
20,25
16
386
5
48
21
-16
256
17
408
10
41
12,5
-2,5
6,25
18
412
11
37
7,5
3,5
12,25
19
419
14
42
15
-1
1
20
403
6,5
32
3
3,5
12,25
21
425
19
36
5,5
13,5
182,25
22
427
20
49
23,5
-3,5
12,25
23
439
22,5
26
2
20,5
420,25
24
431
21
49
23,5
-2,5
6,25
25
424
17,5
49
23,5
-6
36
26
443
24
38
9
15
225
27
439
22,5
55
30
-7,5
56,25
28
420
15
41
12,5
2,5
6,25
29
414
12
50
26,5
-14,5
210,25
30
501
30
40
10
20
400
Р=0,42
Pкр=0,36
продолжение
--PAGE_BREAK--