Реферат по предмету "Психология"


Факторы готовности супругов к конструктивному решению семейных конфликтов

--PAGE_BREAK--
1.4. Факторы, оказывающие влияние на семейные конфликты

А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:

— сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т.п.

— длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи;

— трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни;

— трудности, связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического решения проблемы в начале второго этапа, то есть после появления в семье первого ребенка, завершения образования, освоения профессии, ухода за ребенком, первичного обзаведение имуществом, решения семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа:

— связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме;

— адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе;

— проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором.

Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла — это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.

Ситуационные нарушения — это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений — это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее и интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному.

Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение).

Также выделяют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. В таких семьях реже возникают конфликты. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая» степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира. Действительно, способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако, решение семейной проблемы — это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.

Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям и конфликтным ситуациям связан с понятием латентного нарушения функционирования семьи. Латентное нарушение — это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь. Однако, при попадании семьи в экстремальные условия, оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях, так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства друг к другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства.

В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизация семьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье.

1.5. Модель благополучной семьи

Модель благополучной семьи отражает:

юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке;

полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;

четность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;

экономическую обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по данному региону;

социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно закрепленной ее государственной поддержки;

социальную направленность: основные направления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основ-ном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры.

При определении уровня благополучия молодой семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.

В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество выполнения ею социальных функций:

обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;

обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;

обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;

обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;

обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе — профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);

обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.

Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных органов власти, социальных институтов государства и общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ (программ субъектов РФ и муниципальных образований), в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.

Процесс становления благополучной молодой семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.

1.6. Факторы: благополучные и неблагополучные отношения в семье

Благополучные или неблагополучные отношения в семье можно рассматривать как факторы готовности супругов к конструктивному решению семейных конфликтов. В благополучной семье ее члены стремятся избегать конфликтов или решать их, т.е. они готовы конструктивно решать возникающие конфликты, супруги в этом заинтересованы. Они заботятся о чувствах, переживаниях и эмоциональном состоянии друг друга. При неблагоприятных отношениях, ситуация в семье будет противоположной. Если рассматривать крайне неблагоприятные отношения, близкие к разводу, становится очевидным то, что члены семьи не намерены конструктивно решать конфликты, им этого уже не нужно. В такой момент их будет больше интересовать, например, вопрос разделения имущества. Случаются ситуации когда супруги по-разному оценивают степень благополучности своих отношений, что тоже может привести к конфликту.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

По каждому пункту краткий вывод.

Нами было исследовано…… и выявлено, что


Проведя анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных семье и ее благополучности, мы можем сделать вывод, что благополучная семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью, положительными эмоциональными связями и взаимопомощью. В условиях благополучной семьи обеспечивается развитие личности и реализация личных интересов каждого члена семьи.



ГЛАВА 2.

2.1. Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие тридцать супружеских пар в возрасте от 20 до 50 лет, имеющие стаж совместной жизни от 2 до 30 лет. Все респонденты – представители разнообразных профессий, имеют различный уровень образования, социальный статус, проживают в городе Ярославле. Все опросники заполнялись в домашней обстановке.

Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методики:

1) Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF);

2) Опросник ПЭА (А. Н. Волкова);

3) Опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова).

2.2. Описание методов диагностики.

Висбаденский опросникявляется личностным. Предназначен для диагностик ряда особенностей характера человека, а также сферы его межличностных, в первую очередь, семейных отношений.

Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве X. Дайденбаха.

Разработаны два варианта вопросов: отдельно для мужчин и для женщин (по 85 вопросов в каждом). Они представляют собой утверждения и высказывания, которые сформулированы от имени людей различного происхождения, возраста и пола. Предполагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий.

Предусмотрены 4 варианта ответов, которые при обработке переводятся соответственно в следующие баллы: да — 4 балла, скорее да — 3 балла, скорее нет — 2 балла, нет — 1 балл. Авторами выделено 27 шкал опросника, что является достаточно большим количеством для исходного числа вопросов. Ряд из них носят несколько умозрительный характер (например, 14. Контакты; 19. Вера, религия, церковь; 20. Тело — ощущения; 25. Ты; 26. Мы; 27. Пра-мы). Имеются 2 шкалы с одним названием, но различным содержанием (14. Контакты; 22. Контакты).

Респондентам была дана инструкция:

«Этот опросник не является «тестом» в обычном смысле этого слова. Скорее, Вы отразите в нем самих себя. Поэтому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то «неправильно», ведь каждый человек имеет право на свое личное мнение. И это ваше личное мнение.

Мы просим Вас оценить эти высказывания. При этом у Вас есть четыре возможности для ответа: -2; -1; +1; +2.

Если Вы согласны с каким-нибудь утверждением, поставьте напротив него цифру +2:

Если Вы не согласны с каким-либо утверждением, поставьте напротив него цифру –2:

Может случиться и так, что вы затрудняетесь как полностью подтвердить, так и полностью отвергнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях. В таких случаях у Вас есть еще две возможности:

Если Вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверждение чаще подходит для Вас, нежели не подходит, то Вы можете поставить цифру +1:

Если вы скорее согласны с каким-либо утверждением, чем можете подтвердить это, то поставьте цифру -1:

Пожалуйста, выберите для каждого высказывания только один вариант ответа. Поскольку вы не можете ответить «неправильно», не раздумывайте долго, а быстро отмечайте свои ответы один за другим.

Слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в первую очередь ваших настоящих родителей. Если Вы росли преимущественно у родственников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в таком случае тех воспитателей, которые были для вас «родителями» (например, бабушка, дядя, сестра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т.д.).

Теперь приступайте к работе. Мы уверяем Вас, что все ваши ответы останутся в тайне».

Программа опросника ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом. Супружеская пара — центральный элемент семьи как малой группы. Стабильность семьи, ее развитие, благополучие, педагогический потенциал и многие иные характеристики существенно зависят от особенностей супружеской пары. Однако было бы натяжкой сводить проблемы семьи к супружеским проблемам и искать в них причину семейного неблагополучия во всех без исключения случаях.

Предлагаемая программа включает девять пунктов, которые характеризуются по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик. (например, социально-экономические и демографические характеристик, добрачные отношения, микроокружение семьи и др.).

Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотноше­ний между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, ото­браженные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверж­дений.

Респондентам была дана инструкция:

«Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супру­га (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: «Да» (согласен, это так), «Нет» (не согласен, это не так) или выбрать ответ «Не знаю» (затрудняюсь ска­зать). Выбрав ответ, поставьте «галочку» в соответствующую графу бланка».

Назначение методики — экспресс-диагностика степени удовлетвореннос­ти — неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики явля­ются В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).

В основе опросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам, кото­рое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в раз­личных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.

Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических об­следованиях, при работе с разводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностики кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи.

Описание методики

Текст методики состоит из 24 утверждений, которые могут быть сведены к шести следующим типам:

1. Сравнение своего брака с другими браками.

2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.

3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или про­шлом.

4. Собственная оценка супруга по ряду параметров.

5. Установка на изменение характера супруга.

6. Мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: «верно», «труд­но сказать», «неверно» (или их семантические аналоги). Утверждения содер­жат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сфор­мулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.

Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

0 — 16 баллов — абсолютно не благополучные                                 

17 — 22 – неблагополучные                                           

23 — 26 — скорее неблагополучные                                

27 — 29 – переходные                                                    

29 — 32 — скорее благополучные                                    

33 — 38 – благополучные                                     

39 — 48 — абсолютно благополучные.                  

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.

Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых отношений с другими людьми.

Респондентам была дана инструкция:

«Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.Выполняйте ра­боту по возможности быстро».
2.3. Результаты эмпирического исследования

Анализ результатов данного исследования, целью которой является выявление связи между готовностью супругов к конструктивному решению семейных конфликтов и их личностными взаимоотношениями, проводился методами прикладной статистики.

Применялись следующие методы:

— метод ранговой корреляции Спирмена;

— Uкритерий различий Манна-Уитни.

С целью диагностики ряда особенностей характера человека нами был проведен Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Были получены результаты по 27 шкалам: аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, честность, усердие и т.д. Данные были занесены в таблицу №2 (см. приложение №1). По всем шкалам были получены средние значения, например по шкале «Аккуратность» средним значением среди всех пар является 7,6, когда минимальный полюс данной шкалы 3 (беспорядок, небрежность, Содом и Гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой), а максимальный – 12 (педантичность, стерильность, уборка). По данным этого исследования можно сделать вывод о невысоком уровне конфликтности исследуемых семей, т.к. при критических значениях конфликты были бы неизбежны. По остальным шкалам в среднем результаты исследования попадаю в диапазон от 7,3 до 8,3, что подтверждает наше предположение о наличии у исследуемых пар личностных качеств, способствующих снятию напряжения и конструктивному разрешению конфликтов. Для удобства статистической обработки мы суммировали значения каждой шкалы для каждого испытуемого.

Для исследования семейного благополучия нами был проведен опросник ПЭА. В результате были получены эмпирические данные по трем шкалам (см. приложение №2): понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность. Для анализа связей нами были использованы только первые две шкалы, т.к. по нашему мнению понимание и эмоциональное притяжение имеют большую значимость для эмоциональной обстановки в семье. В среднем все испытуемые оценили понимание в семье на 22,9 баллов при максимальном значении 30, а минимальном 0. Это говорит о достаточно высоком уровне понимания в исследуемых супружеских парах.

С целью выявление степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре нами был проведен опросник удовлетворенности браком. Данные исследования были занесены в таблицу №3 (см. приложение №2).

В результате проведенного нами исследования, было выявлено следующее распределение супружеских пар по категориям, результаты представлены в табл. №1.

Таблица №1

 №

Категории

Количество пар

1

абсолютно не благополучные



2

неблагополучные        

2
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3

скорее неблагополучные

2

4

переходные

2

5

скорее благополучные

6

6

благополучные

12

7

абсолютно благополучные

6
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализируя полученное распределение, можно сделать вывод о том, что большинство исследуемых пар являются благополучными.

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена была выявлена прямая значимая связь между положительными личностными качествами и пониманием в семье (см. приложение №3). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,7 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на понимание супругов в семье. Рассмотрим эту связь на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Доверие». В семье, где люди доверяют друг другу, можно открыто рассказать о своих чувствах и мыслях, идеалах, мечтах, сильных и слабых сторонах, не видя в этом никакого вреда. Там царят понимание, любовь, терпимость и сочувствие, горе и радость делятся на всех, мечты и заветные желания стараются осуществлять вместе. Одними из важных социальных потребностей человека являются потребности во внимании, понимании, поддержке и заботе. Все это каждый человек стремиться найти в семейном кругу, в первую очередь в лице своего супруга. Если эти потребности удовлетворяются, то отношения супругов поднимаются на более высокий уровень. На этом примере мы показали взаимосвязь положительных личностных качеств и понимания в семье. Остальные личностные качества, показанные нами в остальных шкалах так же положительно влияют на понимание в семье.

Для анализа взаимосвязи между положительными личностными качествами и эмоциональным притяжением был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №4). Нами был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмена равный 0,42 при критическом значении 0,36, что доказывает значимость и достоверность изучаемой нами связи. В результате этого можно сделать вывод о том, что доминирование положительных личностных качеств благоприятно влияет на эмоциональное притяжение. Данную связь можно наглядно продемонстрировать на примере одной из шкал Висбаденского опросника «Честность». Это тоже один из принципов развития в семье. Сейчас очень много лжи в человеке, в семье, в обществе. И она влияет на жизнь. Честный взгляд на себя, на события, на других людей позволяет увидеть истинные причины проблем, а значит, и найти верные решения. Поэтому развитие честности включено как обязательный элемент в фундамент построения счастливой семьи и положительно влияет на эмоциональные отношения в семье.   

С целью выявления взаимосвязи между удовлетворенностью супругов браком и положительной направленностью их личностных качеств был так же использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. приложение №5), который оказался незначительно ниже критического значения, что говорит о наличии тенденции взаимосвязей этих показателей. Эту связь можно подтвердить примером. Рассмотрим шкалу Висбаденского опросника «Бережливость» и ее влияние на удовлетворенность супругов браком. Бережливость можно рассматривать в нескольких аспектах: не только как нормальное отношение к ресурсам, но и как отношение к ценностям в браке. Если супруги ценят нажитые совместным трудом материальные ресурсы, а так же бережно относятся друг к другу, это способствует повышению удовлетворенности браком. Возможна и противоположная ситуация, именно поэтому мы говорим лишь о наличии тенденции.

Нами было выдвинуто предположение, что существует разница в восприятии семьи в целом между женщинами и мужчинами. Данная гипотеза была проверена с помощью Uкритерия Манна-Уитни, который показал нам отсутствие значимых различий между этими показателями, что говорит об одинаковом восприятии понимания в семье, эмоционального притяжения, удовлетворенности браком мужчинами и женщинами.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.

2. Гаспарян В.А. Семья на пороге ХХІ века: социологические проблемы .-М.: Наука, 172с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. 160с.

4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И. Антонов.-М.: Наука, 2000.

5. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-Л: Изд-во ЛГУ, 1982.-128с.

6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов-СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

8. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 2007.-42с.

9. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее еволюция в условиях перехода к постниндустриальному обществу.-Курск, 2001.- 218с.

10. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1990.

11. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000.- 125с.

12. Психологическая культура семейных отношений. Методические материалы.- М.: Высшая школа, 1988.-336с.

13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007 – 464с.

14. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2004.-375с.

15. Синицына Л.Н. Гендерные стереотипы и реальность современной культуры.-М.: Наука, 2002.-102с.

16. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 1996.

17. Социальная психология /под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-224с.

18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, М., 1983.

19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе «Этика и

психология семейной жизни» М.,1999.

20. Фромм Э. Мужчина и женщина.-М.: Изд-во АСТ, 1998.-512с.

21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

22.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

 

23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, 2000.-512с.

24. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

25. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.


--PAGE_BREAK--

--PAGE_BREAK--



Приложение №3.

                                                           Таблица №4



Сумма по первой методике

Ранг

Понимание

Ранг

D

D2

1

423

16

49

22

-6

36

2

461

27

49

22

5

25

3

445

25

49

22

3

9

4

417

13

46

15,5

-2,5

6,25

5

403

6,5

36

2

4,5

20,25

6

452

26

54

27

-1

1

7

483

29

48

20

9

81

8

475

28

55

28





9

424

17,5

50

24

-6,5

42,25

10

406

8,5

40

4,5

4

16

11

380

4

45

12

-8

64

12

359

1

40

4,5

-3,5

12,25

13

371

2

41

7

-5

25

14

375

3

46

15,5

-12,5

156,25

15

406

8,5

47

18,5

-10

100

16

386

5

43

9

-4

16

17

408

10

46

15,5

-5,5

30,25

18

412

11

40

4,5

6,5

42,25

19

419

14

45

12

2

4

20

403

6,5

23

1

5,5

30,25

21

425

19

43

9

10

100

22

427

20

43

9

11

121

23

439

22,5

45

12

10,5

110,25

24

431

21

47

18,5

2,5

6,25

25

424

17,5

53

26

-8,5

72,25

26

443

24

56

29

-5

25

27

439

22,5

46

15,5

7

49

28

420

15

52

25

-10

100

29

414

12

40

4,5

7,5

56,25

30

501

30

56

30

















P=0,7













Pкр=0,36














    продолжение
--PAGE_BREAK--

Приложение №4.

     Таблица №5



Сумма по первой методике

Ранг

Эмоциональное притяжение

Ранг

D

D2

1

423

16

46

19

-3

9

2

461

27

44

17

10

100

3

445

25

50

26,5

-1,5

2,25

4

417

13

44

17

-4

16

5

403

6,5

36

5,5

1

1

6

452

26

44

17

9

81

7

483

29

53

28

1

1

8

475

28

54

29

-1

1

9

424

17,5

49

23,5

-6

36

10

406

8,5

41

12,5

-4

16

11

380

4

22

1

3

9

12

359

1

41

12,5

-11,5

132,25

13

371

2

37

7,5

-5,5

30,25

14

375

3

47

20

-17

289

15

406

8,5

33

4

4,5

20,25

16

386

5

48

21

-16

256

17

408

10

41

12,5

-2,5

6,25

18

412

11

37

7,5

3,5

12,25

19

419

14

42

15

-1

1

20

403

6,5

32

3

3,5

12,25

21

425

19

36

5,5

13,5

182,25

22

427

20

49

23,5

-3,5

12,25

23

439

22,5

26

2

20,5

420,25

24

431

21

49

23,5

-2,5

6,25

25

424

17,5

49

23,5

-6

36

26

443

24

38

9

15

225

27

439

22,5

55

30

-7,5

56,25

28

420

15

41

12,5

2,5

6,25

29

414

12

50

26,5

-14,5

210,25

30

501

30

40

10

20

400













Р=0,42













Pкр=0,36
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.