/>/>Содержание
Введение
1. Адаптация как фактор дезорганизации и мобилизации
2. Мобилизация и профессиональная направленность
3. Дезорганизация у студентов
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Деятельностьстудентов может проходить скачкообразно под влиянием различных факторов,которые могут оказывать как мобилизующее значение, так и дезорганизующее.
Актуальностьпроблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации вновых социально-экономических условиях, а также изучение личностных процессов,связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.
К числу такихпроблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развитияпрофессиональной направленности личности на том этапе профессиональногосамоопределения, когда выбор направления профессионального развития ужесовершен, то есть на стадии студенчества, когда началось обучение какой-либопрофессии.
Цель даннойработы – изучить факторы, которые влияют на мобилизацию и дезорганизацию деятельностистудентов.
Задачи:
1. изучение теоретических источников;
2. выявление мобилизующих факторов;
3. выявление дезорганизующих факторов.
/>/>1. Адаптация как фактор дезорганизации имобилизации
При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьмиоткрывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно —весь мир перед ними и они войдут в него тем путем, который каждый наметил длясебя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход всамостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.
Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода ксамостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы иликолледжи. Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, чтопроизошла непоправимая катастрофа: все их жизненные планы рухнули, поставленныецели недостижимы. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снованачинать работу по самоопределению. Часть юношей и девушек настаивают на своемвыборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбираютучебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однакоэтот путь таит в себе опасность последующего разочарования.
Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек,поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы.Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но у тех, кто выбралпрофессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один несправляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третийсомневается в правильности выбора вуза.
Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождаютотрицательные переживания, связанные:
1. с уходом вчерашнихучеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;неподготовленностью к обучению в вузе;
2. с неумениемосуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения идеятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроляпедагогов;
3. с поиском оптимальногорежима труда и отдыха в новых условиях;
4. с налаживанием быта исамообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.[1]
В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалыс иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В поведении юношей и девушекпроявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешнейагрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением особственной неполноценности.
В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональноми жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии иреальностью ее освоения. Студент, который раньше на обозримых семинарах мог как«ученик» сотрудничать с профессором, — отмечает Б. Ливехуд, — должен теперь впотоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомецчитает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки организоватьсеминарскую работу уже на первых семестрах, эти семинары не могут статьподлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников. Этовозможно лишь позже, когда около половины всех начинающих «испарится». Ноподобное «испарение» многих тысяч молодых людей в каждом случае идет рука обруку с отчаянием и чувствами неполноценности и может надолго оставить след впоследующей жизни[2].
Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическуюпрофессиональную деятельность в сочетании с обучением в ВУЗе, трудности связаны,прежде всего, с расхождением идеальных представлений об условиях и содержаниидеятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, темсильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важнонайти свое место в обществе, построить новые отношения с другими.Неудовлетворенность молодого человека существующими формами общения, неумениепонять и выразить свои бурные, волнующие, но смутные переживания приводят кнакоплению невысказанного, неосознанного, сокровенного. Из этих переживанийберут начало увлечения юношей и девушек ритмичной, выразительной музыкой,стихосложением, рисованием, которые и выступают способами творческогосамовыражения и самопознания[3].
Важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросыпрофессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентовэкзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяютсявопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной исоциальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения исамопознания[4].
Переход квзрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренниепротиворечия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны,молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретаетстатус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у негоеще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные«взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодой человекстарается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятиирешений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влияниемобстоятельств. Он болезненно воспринимает, когда, как ему кажется, ограничиваютего самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однаковнутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно[5].
Таким образом,негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений сдругими, способов и форм учебной деятельности, привычных условийжизнедеятельности и т.п. — и вступлением в новый период жизни, для которого нетеще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало связано с новымивозможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданскойответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.2. Мобилизация ипрофессиональная направленность
В качествеосновного мобилизирующего фактора у студентов можно выделить факторнаправленности на профессию.
Выбор профессии — одно из главных решений в жизни человека. Онопределяет:
Ø кем быть, т.е. какоезанять место в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этотвид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовныхпотребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков;
Ø к какой социальнойгруппе принадлежать, т.е. соответствующий социальный статус индивида;
Ø где работать, ибо«дерево» общественного разделения труда не представлено в каждом регионе всемисвоими ветвями, поэтому выбор профессии связан и с выбором места жительства;
Ø с кем работать,поскольку занятия различаются по проценту мужчин и женщин, возрасту,социальному составу и т.п.;
Ø какой стиль жизниизбрать, ибо он тесно коррелируется с определенными занятиями;
Ø в конечном счете — всюжизнь[6].
Выборпрофессии — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов,продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальныхособенностей субъекта выбора профессии.
Впсихологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выборпрофессии, и какие факторы влияют и на этот процесс. По этому вопросусуществует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительныеаргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессиональногосамоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
Рядисследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессиикак на выбор деятельности[7]. В этомслучае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристикичеловека как субъекта деятельности, а с другой — характер, содержание, видыдеятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь какпроцесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделанправильно, если психофизиологические данные личности будут соответствоватьтребованиям профессии, трудовой деятельности. Однако этот взгляд недооцениваетактивного начала личности выбирающего.
В контекстепонимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точказрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональныйинтерес или профессиональная направленность[8]. Несомненно,этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъектавыбора профессии.
Существует ещеодин взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий вцелостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытомличности, и процесс профессионального самоопределения простирается далеко вбудущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечномсчете, течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов,влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент навременном аспекте — на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планыличности в других областях, например в личной жизни[9].
Указание наизбирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает,однако, психологического содержания его профессиональной направленности.
Понятие «отношениек профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражаетлишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основеположительного положения нескольких человек к одной и той же профессии могутлежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системымотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальномпсихологическом содержании.
В понятии профессиональная направленность можно выделитьотдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики[10]. К первой относят полноту и уровеньнаправленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость.
Полнота и уровень направленности несетсодержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и взначительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотойпрофессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивовпредпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всегоначинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонамисодержания определенной деятельности, или процессом длительности, или скакими-либо внешними атрибутами профессии.
Чем полнеепрофессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет длячеловека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение,получаемое от реализации данного намерения.
Таким образом,одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении еемотивов: отдельного мотива до более распространенной системы мотивов.Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и теже мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивоввсегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивымогут быть различным образом организованы, находиться в различных отношенияхсоподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.
Следовательно,мы можем говорить о том, что направленность на профессию является одним изфакторов для мобилизации. С другой стороны, именно мобилизация может являтьсяосновой для выбора и определения дальнейшей направленности.
Основной показатель уровня направленности — содержательностьи глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов,образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточновысокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальноевзаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условииможно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности впроцессе труда. И опять эти же факторы являются основными для мобилизациистудентов на определенную деятельность, например, на учебу, для достижения иовладевания необходимой профессией.
Высокий уровень профессиональной направленности — это такачественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единствоинтересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышениеуровня профессиональной направленности образует основное содержание ееразвития./>/>3. Дезорганизация у студентов
Выше былиописаны факторы, которые влияют на мобилизацию студентов. Однакополного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам.Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив,внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеетчастный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивови повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальноезначение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим являетсяинтерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможностьуглубления этого интереса[11].
Проявлениеизбирательно-положительного отношения человека к определенной профессиипонимается как начало их взаимодействия, особенностью которого являетсянесоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессиии личностным смыслом ее предпочтения. Но в данном случае можно выделить такойкомпонент как возраст. Не всегда выбор студентов по поводу будущей профессиисделан правильно под влиянием именно возрастных особенностей. И в процессеучебы возможны изменения взглядов, перемена профессиональной направленности,разочарованность в выбранной профессии. Эти факторы могут быть расценены какосновные, которые будут влиять на дезорганизацию.
На рисунке 1представлены основные этапы при выборе профессии./> />
Рис. 1. Этапы формирования профессии
Если на любомиз данных этапов произойдет «сбой», например, изменяться намерения, будутказаться перспективы не такими заманчивыми, какие казались ранее, то это будетслужить основой для изменения и переориентации целей и, следовательно, поведетза собой дезорганизацию, как учебного процесса, так и внутреннего состояния.
Существеннымкритерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей испособностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет кработнику. Несомненно, что такое соответствие будет оптимальным, чем сильнеегармония между склонностью и способностями студента. И опять повторимся, еслисклонности и способности в освоении данной профессии изменяться, то это поведетза собой дезорганизацию между желанием и данным положением дел.
Встреча сдеятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, можетактуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношениивсего, что касается данной деятельности. Она становится все болеепритягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны егопсихической деятельности. Но с другой стороны, может возникнуть противоречиемежду тем, что студент себе воображал и реальной деятельностью, что опятьприведет к дезорганизации в поведении и в отношении к учебе.
Формированиеличности будущего профессионала, а на данный момент студента, необходиморассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на нашвзгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта наобъект, а обратное воздействие — его избирательное отношение к внешнимвоздействиям. По мере формирования личности должна возрастать роль осознания исамосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержаниемработы (учебы), это приводит к положительным результатам.Факторы Мобилизация Дезорганизация Цели учебы усиление ослабление Мотивы достижения усиление ослабление Ценностные ориентации усиление изменение Близкое знакомство с профессией усиление интереса изменение, пересмотр установок на профессию Направленность на профессию усиление ослабление, изменение
/>/>Заключение
Большоезначение при выборе профессии для студента оказывает тот комплекспсихологических феноменов, который определяет формирование устойчивойпрофессиональной направленности каждого человека. Выбор профессии будет сделанправильно, если психофизиологические данные личности будут соответствоватьтребованиям профессии и трудовой деятельности. Если эти данные совпадают, томожно говорить о мобилизации всех сил на достижение цели (получение именно этойпрофессии), если данные не будут совпадать, или в процессе учебы изменятьсякакие-либо установки, мотивы, перспективы, то это будет основным дезорганизующимфактором, влияющим на деятельность студента.
Изменившиесясоциально-экономические условия привели к выявлению новых потребностейобщества, которое уже не может быть удовлетворено уровнем подготовки молодогопоколения. Требуется целенаправленно и систематически развивать интеллектучащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии важно для любойработы, и строительная деятельность не является исключением. Для того чтобыделать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии.Вместе с тем знание психологии дает возможность контролироватьсобственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять инаправлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.
В понятии профессиональной направленности, как необходимогомобилизующего фактора, можно выделить отдельные стороны, выражающие еесодержательную и динамическую характеристики: полноту и уровень направленности,ее интенсивность, длительность и устойчивость.
Психологическимимеханизмами профессиональной направленности личности могут выступать: структурамотивов и ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющихпрофессионально важные качества.
Знаниепсихических закономерностей, применение в процессе деятельности определенныхпсихологических методов помогает регулировать и строить взаимоотношения сзаинтересованными людьми, глубже познавать объективную действительность,правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практическойдеятельности.
Характеризуярезультат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностныеориентации на будущую профессию. Ценностные ориентации, как форма сознания целиоказывает регулирующие воздействия на всю деятельность, связанную с достижениемцели.
/>/>Список литературы
1. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формированиизначимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии.– М.: Эксимер, 1997.
2. Кузнецова И.В. Психологический анализпринятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 1977.
3. Кулюткин Ю.Н.Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность. – М.: Педагогика, 1977.
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.
6. Основы педагогики и психологии высшейшколы. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психологияразвития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
8. Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессиюпедагога. // Вопросы психологии. — 1996. — №4.
9. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Просвещение, 1985.
10. Шавур П.А. Психология профессионального определения вранней юности. – М.: Педагогика, 1991.
11. Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. –СПб.: Питер, 2003.