Реферат по предмету "Психология"


Факторы психического развития

Федеральноеагентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермскийгосударственный технический университет
Лысьвенскийфилиал

Реферат на тему:
/>Факторы психического развития
 
 
Выполнил студентгр.
Проверил преподаватель
Лысьва 2008

Содержание.
Введение
1. Средовые и генетические факторы развития человека
2. Проблемавлияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение
Список использованной литературыВведение.
Современная психологияразвития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики втерминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользупонимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современнаяпсихология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических)и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психическогоразвития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление оединстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

1. Средовые игенетические факторы развития.
Я бы выделил, двавопроса психологии развития адресованных генетическим исследованиям. Первыйвопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второйвопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках.Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление отом, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо онастановится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов,профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что рольнаследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Мне кажется,что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются втечение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образажизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостьюведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людейпредставляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными отначала жизни до ее конца. Также я хотел бы отметить, что генетические факторыстановятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности втечение жизни. Другим важнейшим фактом, для понимания природы психическогоразвития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Примеромэтого служит мировая литература по близнецам, в которой говорится, что общаясреда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда какее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.
Ответ на второй вопрос:постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируетсяв области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетическиеисследования показали, что влияние генетических и средовых факторовнеравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так ипо своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученныесовременными учеными, позволяют выделить два важных переходных периодагенетических влияний в развитии интеллекта. Первый — это переход отмладенчества к раннему детству и второй — от раннего детства к младшемушкольному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды какважнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, чтогенетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вкладнаследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, чтоактивизированы все генетические программы, тогда как незначительный вкладгенетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что дляреализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения,и родители, и общество) должны максимально способствовать реализациигенетических возможностей ребенка. Под наследственностьюпонимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей,заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможностьутверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическомкоде, хранящем и передающем эту информацию. Наследственная программа развитиячеловека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а такжеразвитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменениюусловий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, преждевсего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма,как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а такжевидовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задаткиречи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Значительный теоретический интереспредставляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенномувиду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математикеи т. п.).
2. Проблемавлияния среды и наследственности на развитие личности.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды»,«ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминацииразвитияличности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий,находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собойпродукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывестиобщие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные фактытого, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, наспортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копироватьих манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной«среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции истереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастсяпредсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументысторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма»,согласно которым пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда»выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) втеориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности супорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честныхи бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлениемсо стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позициюэкспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.
Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разномупредставителями противоположных направлений в решении проблемы соотношениянаследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и«средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время.Отечественный психолог (А.Г. Асмолов) считает, что в их основе лежитмеханистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов былапереведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследованийпроблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях.Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, (А.М.Эткинд)обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований вэтой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями,взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований,за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний разубеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но еслини ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинствочеловеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самыхразных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующимобразом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие междусредой и наследственностью. Выход в различного рода двухфакторных теорияхдетерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы осоотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или,как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личностичеловека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн)и теорияконфронтации двух факторов (З.Фрейд).
Мне бы хотелось отметить теориюВ.Штерна, он писал, что её концепция представляет компромиссныйвариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двухпротивоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, тоистина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не естьпростое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятиевнешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешнимиусловиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так идля отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзяспрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что внем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие —только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении». Иными словами,В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то естьсоциального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаютсячеловеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда)и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению новогосостояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, чтопредложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственнопсихологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих изорганизма, является выражением диалектического взаимоотношения организмаи среды.
Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном,является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамкипсихологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиесяболее ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. послевыделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схемукак на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В.Штерна иГ.Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двухфакторов. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной«псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическаяпозиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического исоциального в жизни человека.
А в другой теории, был поднят вопрос одетерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического исоциального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Этатеория выступила в психоанализе (З.Фрейда), а затем в индивидуальной психологии(А.Адлера), аналитической психологии (К.Юнга), а также многих представителейнеофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорнии др.). В менее явной форме идея оконфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направленийизучения личности в современной психологии.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергаласькритическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что вмировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкоепротивопоставление: «личность» и «общество». По мнению (А.Г. Асмолова),пансексуализм психоаналитической теории (З.Фрейда), его настойчивое стремлениевидеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный принциплюбых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в историичеловечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонниковпсихоанализа. Многочисленные попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затемК.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действиялибидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути«социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченноезначение сексуальных влечений в жизни личности.

Заключение.
Развитие человека –неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей,формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать какгенетические возможности человека, так и воздействия среды, общества икультуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, котораяреализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к темили иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована,а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Этопериоды качественных изменений в психической организации человека и егоповедения. Возрастные циклы психического развития человека отражаютуниверсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует ииндивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общегохода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо прилюбых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья.В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпаразвития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация илизадержка его развития может только специалист в области психологии развития.

Список использованной литературы
 
1.   Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
2.   Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2000.
3. Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение»,Москва, 1983 г.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1.– М., 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.