Реферат по предмету "Психология"


Учебно ознакомительная практика по психологии

--PAGE_BREAK--
Этические принципы и правила работы практического психолога образования
          Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.
          Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
   1.Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
   2.Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
   3.Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.
   4.Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
   5.Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
   6.Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.
   7.Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
   8.Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.
   9.Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
   10.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.
   11.Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
   12.Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
   13.Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
   14.Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
   15.Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
   16.Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
   17.Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Кабинет психолога
Требования к помещению и интерьеру:
          Кабинет создан на базе обычного класса, находится на первом этаже. Кабинет разделен на зоны:
   1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
   2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
   3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
          Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
Температурный режим:
          Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная.
Освещенность и цвет:
          Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.
Методические материалы:
          В кабинете находится литература по направлениям:
   — Общая психология
   — Психологические процессы
   — Методология
   — Диагностика
   — Коррекция
   — Педагогическая психология
   — Основы медицинской психологии
   — Основы конфликтологии
   — Возрастная психология
   — Методическое обеспечение (учебники)
  
Содержание кабинета
Парты
11 штук.
Стулья
27 штук.
Горшки цветочные
43 штук.
Дипломы
11 штук.
Шкафы
9 штук.
Ваза
1 штук.
Рамка для фотографии
1 штук.
Подставка под дискеты
1 штук.
Компьютер
1 штук.
Ковер
1 штук.
Кресла
4 штук.

Методики
     Психодиагностическое исследование проведено в 4 классе (футбольная команда), состоящего из пятнадцати  мальчиков.
 
1. Методика “Отношение к предметам”
Под редакцией И.В. Дубровиной
     Цель:
Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.
     Инструкция:
 Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
     Красный – предмет нравится (к)
     Черный – не нравится (ч)
     Зеленый – иногда нравится, иногда не нравится  (з)
    
     В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.
     Обработка результатов:
 Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например такой результат: красный – 9, черный – 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:
    
     Высокий уровень: 8-10 баллов
     Средний уровень: 4-7 баллов
     Низкий уровень: от 3 и ниже
\s
Процентное соотношение показателей учащихся 4 класса
 по познавательной активности
     Результаты по данной методике:
Для детей 4 класса характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№ 2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие учебные предметы. У 33% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне.  Этим ученикам нравятся от 5 до 7 учебных предметов.
2. Методика “Шкала успешности”
     Цель:
Определить уровень самооценки учащихся в учебной деятельности
     Инструкция:
 Методика проводится на том же самом листе со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает Определить насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными. Ниже приводится шкала ответов:
– очень успешен 3. – достаточно успешен
5. – не успешен совсем
После предлагается еще варианты  2  и  4, промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно.
   Обработка результатов:
 Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9 – 1), а сумма пятерок вторыми (9-1).
Сравнивается первое число из методики “Отношение к предметам” и из методики “Шкала успешности”. Если оба числа равны или близки друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценка успешности адекватная.
    Если показатель из методики “Отношение к предметам” меньше показателя методики “Шкала успешности” на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная.
    Если же показатель методики “Отношение к предметам” больше чем показатель методики “Шкала успешности”, то самооценка испытуемого заниженная.
    Может быть вариант, что оба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.
                                                  \s
              Самооценка успешности учебной деятельности
    Результат по данной методике:
Адекватная самооценка учебной деятельности также сформирована у 60% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения ситуации.
Для 33 % детей характерна  заниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок.
У одного ученика выявлена устойчивая низкая самооценка. Это составило 7% от общего количества учеников.
3. Методика определения школьной мотивации
А. Г. Лускановой
     Цель:
Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
     Инструкция:
 Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:
     1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
         в) нет
     2. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?
         а) иду с радостью
         б) бывает по – разному
         в) чаще хочется остаться дома
     3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
         а) пошел бы в школу
         б) не знаю
         в) остался бы дома
     4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
         а) не нравится
         б) бывает по – разному
         в) нравится
     5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
         а) не хотел бы
         б) не знаю
         в) хотел бы
     6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
         а) нет
         б) не знаю
         в) хотел бы
     7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
         а) часто
         б) редко
         в) не рассказываю
     8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
         а) мне нравится наш учитель
         б) точно не знаю
         в) хотел бы
     9. У тебя в классе много друзей?
         а) да
         б) мало
         в) нет друзей
     10. Тебе нравятся твои одноклассники?
         а) нравятся
         б) не очень
         в) не нравятся
     Обработка результатов:
За проставленные буквы начисляются следующие баллы:
         а – 3 балла
         б – 2 балла
         в – 0 баллов
     Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:
         21 – 30 баллов высокий уровень школьной мотивации
         15 – 20 баллов средний уровень школьной мотивации
         14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации                                                   
                             Школьная мотивация учащихся 4-в класса
     Результаты по данной методике:
Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость.  У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.
         У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.
         Для мальчика № 2 характерно проявлением низкого уровня по всем используемым методикам, что свидетельствует о дезадаптации ученика.  
4. Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” Х. Г. Галямовой
     Цель:
   Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.
     Инструкция:
   Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:
 
     а) да
     б) иногда
     в) нет
     Ниже приведены вопросы по данной методике:
         1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?
         2. Говорите ли вы с родителями “по душам”, советуетесь ли по личным вопросам?
         3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
         4. Знают ли родители ваших друзей?
         5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
         6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?
         7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?
         8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
         9. “Детские праздники” – предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?
         10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?
         11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?
         12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?
         13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?
         14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?
     Обработка результатов:
   Подсчитываются баллы за буквы:
         а) – 2 балла
         б) – 1 балл
         в) – 0 баллов
   Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:
         20 – 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей
         14 – 19 баллов средний уровень удовлетворенности
         13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения
     Результаты по данной методике:
   В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60%  учеников. Для класса, состоящего только из мальчиков (команда футболистов) этот показатель является довольно высоким. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам,  редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.
                                    \s
                               Удовлетворенность общением в семье
В целом для учеников 4-го класса характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим.

Коррекция
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.