Реферат по предмету "Психология"


Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания

Сахалинский Государственный УниверситетИнститут педагогики
Кафедра психологии
Мартыненко Наталья Александровна
Учет типологии личности ребенкастаршего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания.
Курсовая работа по психологии поспециальности 03100 – «педагогика и психология» (очная форма обучения)
Научный руководитель:
ст. преподаватель Полькина И.П.
Южно-Сахалинск
2007Содержание.Ведение…………………………………………………………………………….3Глава 1: Учет типологии личности ребенка старшегодошкольного возраста педагогом…………………………………………………………………………..4
            1.1. Определение понятия «типология личности»……………………….4
         1.2.Классификация типов личности……………………………………...6Глава 2: Процесс воспитания детей старшего дошкольноговозраста.2.1.Содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..16
2.2. Возрастныеособенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.....……………………………………………..19
2.3. Роль взрослого в воспитаниидетей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..22
2.4. Особенности воспитания детейстаршего дошкольного возраста в зависимости от типа  личности…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………..29
Приложение 1………………………………………………………………31
Приложение 2………………………………………………………………38
Приложение 3………………………………………………………………48
Введение.Проблемой типаличности занимались многие ученые-психологи. Среди них: К. Юнг, разработавшийтеорию типов личности, которая связана с движением психической энергии ивоплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или инойчеловек более предпочтительно ориентируется в мире; К. Леонгард, создавший своюклассификацию типов личности на основе акцентуированных черт характера; И.П.Павлов разработал свою теорию типов личности на основании типа центральнойнервной системы. В своей работе я решила опираться на теорию типов личности К.Г. Юнга, так как она наиболее удобна для проведения исследований с детьмистаршего дошкольного возраста. Сама же тема учета типа личности в процессевоспитания раскрыта в науке немногими учеными. Среди них я могу назвать двухамериканских психологов К. Бриггс и И. Бриггс Майерс. Эти два психолога развилитеорию К. Юнга и вывели 16 типов личности и дали рекомендации по их воспитаниюв семье.Объектом моегоисследования является сама личность ребенка, а предметом, соответственно, еготип личности. Цель исследования состоит в том, чтобы установить влияние учетатипа личности ребенка в процессе воспитания. Основные задачи исследовательскойработы: 1) провести теоретический анализ понятия «тип личности» и уточнитьметоды его учета в процессе воспитания; 2) проверить на практике работы в ДОУнаиболее эффективные методы учета типологии личности ребенка; 3) датьметодические рекомендации по теме исследования. В подготовке к проведениюисследования я предположила, что если педагог в своей работе с детьми учитываеттип личности каждого ребенка, то у детей повышается уровень эмоциональногокомфорта и улучшается статус в группе.
Учеттипологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом.Определениепонятия «типология личности».
Человеческий опыт илиотдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическимобразом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой длямногочисленных систем типологий. С ранних времен культурной истории делалисьпопытки категоризировать индивидуальные установки и поведенческие образцы(паттерны) для того, чтобы объяснить само различие между людьми.
Наиболее древняя,известная нам система типологии – это система, разработанная восточнымиастрономами. Они классифицировали характер в терминах четырех тригонов(треугольников), соответствующих четырем элементам – воде, воздуху, земле иогню. Например, воздушный тригон в гороскопе состоит из трех воздушных знаковЗодиака – Водолея, Близнецов, Весов; огненный состоит из Овна, Льва и Стрельца.Согласно этому воззрению, тот, кто родился под этими знаками несет в себевоздушную или огненную стихию и имеет соответствующий темперамент и судьбу;аналогичная картина имеет место для водного и земного тригонов. Эта система вмодифицированной форме дожила в астрологии до наших дней.
С этой древнейкосмологической схемой близко соседствует физиологическая типология греческоймедицины, согласно которой индивиды были расклассифицированы как флегматики,холерики, меланхолики и сангвиники; она основывалась на определениях секрецийтела (флегма, кровь, черня желчь и желтая желчь). Эти описания все ещенаходятся в общем языковом обиходе, хотя медицински они уже давно вытиснилисьдругими, более современными терминами [1;10].
Тип личности, или простотип, — это система понимания различных стилей мышления, присущих разным людям.Впервые теория типов личности была разработана швейцарским психологом К. Юнгом.Затем она была значительно развита двумя американками, матерью и дочерьюКатарин Бриггс и Изабель Бриггс Маейрс.
Существуют четырекомпонента, или «предпочтения», которые образуют тип человека. Вот они:
1)          откуда людиполучают энергию;
2)          какого родаинформацию они склонны замечать и запоминать;
3)          как они принимаютрешения;
4)          как ониорганизуют мир вокруг себя.
Так как у каждогочеловека есть склонность к одной из сторон каждого предпочтения, всего возможны16 различных комбинаций предпочтений.  Тип личности – это четырехзначный код,который отражает предпочтения человека в каждом измерении.
Первое предпочтениеописывает источник, откуда человек черпает энергию: изнутри, из своих мыслей ивпечатлений, или извне, из окружающих его людей и вещей. Это называютинтроверсия (I) и экстраверсия (E).
Второе предпочтениеопределяет, какую информацию человек склонен замечать и запоминать.Предпочтение к сенсорному (S)восприятию означает то, что он фокусируется на настоящем и доверяет толькотому, можно измерить и наблюдать непосредственно. Напротив, люди, обладающиеинтуитивным (N) восприятием, склонны замечать то,что могло бы быть, легко видят возможности и связи между явлениями, они смотрятскорее не на настоящее, а в будущее.
Третье предпочтение типаличности относится к способу принятия решений. Люди, предпочитающие логические (T) суждения, принимают решенияаналитически, на основании объективных критериев. Те же, кто предпочитаетэтические (F) суждения, принимают решения исходяиз различных критериев, главным образом, из своей собственной субъективнойиерархии ценностей и из того, каким образом их решение скажется на другихлюдях.
Четвертое и последнеепредпочтение относится к способу организации мира вокруг себя. Склонность крациональному (J) означаетжелание организовать свою жизнь так, чтобы получить чувство контроля надситуацией. Тяготение же к полюсу иррационализма (P) означает стремление оставлять ситуацию открытой, чтобыиметь возможность реагировать на изменение условий [16;36].Классификациятипов личности.Юнговская типологическая модель.
В то время как болееранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом илиэмоциональными поведенческими образцами, модель Юнга связана с движениемпсихической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, накотором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире.
С этой точки зрения Юнгвыделили восемь типологических групп: две личностных установки – интроверсию иэкстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение,интуицию и чувство – каждая из которых может действовать либо интровертивным,либо экстравертивным образом.
Интроверсия, пишет Юнг,«в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящейся куединению  натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться отобъектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».Соответственно, экстраверсия – «нормально характеризуется подвижной,чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся кданной ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности иотбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто внезнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботнойуверенностью». [5;77]
Функция мышленияотносится к процессу когнитивной познавательной мысли. Ощущение есть восприятиес помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения илиоценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е.чувствительность к бессознательным содержаниям).
Экстравертный мыслительныйтип.
Экстравертное мышлениеобусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие. В случаеэкстравертного мышления любое суждение строится на критерии, получаемом извнешних условий, т.е. тех, которые передаются традицией или образованием.Согласно Юнгу, экстравертный мыслительный тип – «человек, который имеетстремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость отинтеллектуальных выводов». [6;585]. Человек такого типа придает решающую силуобъективной действительности, или, соответственно, её объективноориентированной интеллектуальной формуле, — и при том не только по отношению ксамому себе, но и по отношению к окружающей среде.
Интровертныймыслительный тип.
Мышление в интровертнойустановке ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Фокусируется лимыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивацияисходит изнутри. Интровертное мышление не зависит ни от непосредственногопереживания, ни от общественных традиционных идей. Оно не в меньшей степенилогично, чем экстравертное мышление, но не мотивируется ни объективнойреальностью, ни какими-либо директивами извне.
Экстравертныйчувствующий тип.
Чувство экстравертноготипа, как и экстравертное мышление, ориентированно объективными данными иобычно пребывает в гармонии с объективными ценностями. Без экстравертногочувства «цивилизованная» общественная жизнь была бы, фактически, невозможной.Коллективныек выражения в культуре всецело зависят от этого. Экстравертныечувствующие типы обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они быстрооценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой длядругих. Эктсравертный чувствующий тип может уделять мыслям значительное времяи, фактически, быть чрезвычайно умным, но мышление, тем не менее, всегда будетподчинено чувству.
Интровертныйчувствующий тип.
Чувство в интровертнойустановке принципиально определяется субъективным фактором. В своейнезаинтересованности объектом  оно столь же отлично от экстравертного чувства,сколь интровертное мышление от экстравертного. Юнг описывает цель интровертногочувства как «не приспособить себя к объекту, а подчинить его себе вбессознательном усилии реализовать лежащие в нем образы». То, что справедливодля интровертного мышления, в равной степени справедливо и для интровертногочувства, только в первом случае мы имеем дело с мыслью, а во втором – счувством. Оба ориентированы прежде всего на внутренние образы, а не на внешниефакты. Образы интровертного мышления привязаны к мыслям и идеалам; образыинтровертного чувства характерно проявляются как ценности. Так как интроверсияданного типа подавляет внешнее выражение, такие люди редко высказываются поповоду того, что они чувствуют.
Экстравертныйощущающий тип.
Экстравертное ощущениепревосходит остальные функции в стремлении ориентироваться на объективнуюреальность. В экстравертном ощущении субъективный компонент заторможен иливытеснен. Реакция – ответ на объект, обусловлена объектом. Данный типвыискивает те объекты,  — и людей, и ситуации, — которые возбуждают самыесильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешниммиром. Хотя у таких людей недостает терпения или понимания абстрактнойреальности, их ощущение объективных фактов развито крайне хорошо. Они хозяеывадеталей жизни. Они могут читать карты, легко находить дорогу в незнакомомгороде; они не забывают о назначенных встречах и всегда пунктуальны.
Интровертный ощущающийтип.
В интровертной установкеощущение изначально основано на субъективном компоненте восприятия. Хотя самаего природа делает его зависимым от объективных стимулов, ощущаемый объектстоит на втором плане по отношению к ощущающему субъекту. Ощущение являетсяфункцией иррациональной, потому что оно ориентированно не логическим процессом суждения,но лишь тем, что есть и тем, что происходит. Интровертный ощущающий типнапоминает высокочувствительную фотографическую пластину. Физическаячувствительность к объектам и другим людям включает каждую малейшую тень идеталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и запах, извуки, которые они издают. Субъективный фактор в ощущении в сущности тот жесамый, что и у других интровертных типов. Это бессознательная дислокация,которая изменяет ощущение  — восприятие, в своем источнике, лишая его, такимобразом, возможности чисто объективного влияния. Субъективное восприятие скорееориентировано на значение, которое пристает к объектам, нежели на присущие имфизические свойства.
Экстравертныйинтуитивный тип.
Интуиция – это функциябессознательного восприятия. В экстравертной установке интуиция направлена навнешние объекты или ими обусловлена. Когда такой способ функционированияпредпочтителен, то можно говорить об экстравертном интуитивном типе. Первичнаяцель интуиции – постигнуть те аспекты мира, которые не понимаются другимифункциями. Интуиция подобна шестому чувству, которое «видит» нечто, чего вдействительности нет. У экстраверта, у которого интуиция ориентирована внаправлении вещей и других людей, наблюдается необычная способность ощущать то,что происходит «за сценой». Там, где сравнительно мирское восприятие ощущающеготипа видит «вещь» или «лицо», интуитив прозревает душу. Когда интуициядоминирует, мышление и чувство оказываются более менее подавленными, в то времякак ощущение – другая иррациональная функция, но настроенная на физическуюреальность – пребывает в наибольшей доступности к сознанию.
Интровертныйинтуитивный тип.
Интуиция, как и ощущение,есть иррациональная функция восприятия. Там, где ощущение мотивированно физическойреальностью, интуиция ориентирована на реальность психическую. Интровертнаяинтуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитив видитпроисходящее «за сценой», устремляет туда свой взор, очаровывается темивнутренними образами, которые приносятся в его жизнь.  Интровертный интуитивныйтип обладает сверхобычной способностью вынюхивать будущее, еще непроявленныевозможности и ситуации. Но интуиция направлена вовнутрь, следовательно, такиелюди прежде всего обнаруживаются среди пророков, поэтов, художников-  средипервобытных людей таковыми являются шаманы. На более светском уровне люди этоготипа склонны быть мистическими мечтателями. Общаются они с трудом, постояннопребывая в недоразумении и имея недостаточно хорошее суждение о себе и о других[12;88].Классификация типов личности К.Бриггс и И. Бриггс Майерс.
Эта классификацияосновывается на различных комбинациях 4 основных предпочтений личности:интроверсия (I) и экстраверсия (E); сенсорное (S) и интуитивное (N) восприятие; логические (T) и этические (F) суждения; рациональный (J) и иррациональный (P) способ организации мира вокругсебя.
INFP– интроверт, интуит, этик,иррационал.
Самое главное в INFP – это то, что ими управляют ихличные ценности и глубокие чувства. Их эмоциональная жизнь является основой ихличности и её нельзя игнорировать или принижать. Их ценности определяют все,что они делают, и являются главным критерием, на основании которого онипринимают решения. INFP оченьчувствительны и огромное значение придают достижению и поддержанию внутреннейгармонии и баланса. Кроме того, они являются самым идеалистичным из всех типови доверяют своему собственному оригинальному видению и восприятию мира. Вечныемыслители INFP верят, что все предметы в миреобладают своим собственным значением и душой. Они нуждаются в постоянной любви,поддержке и защите от делового, оказывающего сильное давление и иногдабесчувственного мира.
ENFJ– экстраверт, интуит, этик,рационал.
Ключ к подлинномупониманию ENFJ любого возраста – это осознаниетого, что самым важным для них являются их крайне развитые чувственныеценности. Эти ценности – главный критерий, на основании которого ENFJ принимают решения и оцениваютокружающий мир. Прежде всего, они нуждаются в гармоничных отношениях с другими.Им нужно выражать свою любовь и заботу и, в свою очередь, чувствовать себялюбимыми. Для ENFJ очень важно, чтобы их понимали иценили. Кроме того, ENFJ обладаютхорошими творческими способностями и гордятся своей способностью находитьразличные решения проблем.
INFJ– интроверт, интуит, этик, рационал.
Фундаментальнымикачествами INFJ являются их живое воображение,оригинальное видение мира и своего места в нем. Они способны видеть связи иотношения между вещами и полностью очарованы этим своим собственным видением.Как правило это чувствительные люди, которые могут профильтровать абсолютно всесквозь свое крайне развитое чувство хорошего и правильного, основанное на ихочень личной иерархии ценностей. Объективная самооценка у INFJ появляется тогда, когда оничувствуют, что их ценят за независимый взгляд, слышат и уважают их идеи,поощряют их мечтательность и позволяют им смотреть на возможности жизни сквозьпризму своего воображения.
ENFP– экстраверт, интуит этикиррационал.
Ключ к пониманию ENFP любого возраста  — это пониманиетого, что ими руководит их крайне развитое чувство возможного. Они обладаютненасытным любопытством испытывают потребность говорить обо всех своихоригинальных идеях, вне зависимости от того, может ли из них получиться что-нибудьпутное. Себя они считают прежде всего людьми идеи, но, кроме того, они являютсякрайне чувствительными и нуждаются в том, чтобы другие понимали и уважали ихчувства и ценности.
ENTJ– экстраверт, интуит, логик,рационал.
ENTJ – это сильные, самоуверенные илогичные люди, которыми движет их интеллектуальное любопытство, и которые хотятпреуспеть в любых своих начинаниях. Они наделены творческими способностями иизобретательностью, и их воодушевляет все необычное и возможное. Главное, чтонужно знать об ENTJ любоговозраста – это то, что они всегда стремятся приобрести знания, а затемпродемонстрировать свою компетентность внешнему миру. ENTJ – это энергичные, активные и трудные для воспитаниядети. Они во всем требуют справедливости, и для того, чтобы они росли иразвивались правильно, им нужно давать многочисленные точные и логичныеобъяснения и предоставить возможность для опыта и самостоятельных наблюдений.
ENTP– экстраверт, интуит, логикиррационал.
ENTP энергичны, веселы, любят приключенияи обладают творческими способностями. Однако постоянно быть рядом с ними можетбыть нелегко как физически, так и интеллектуально. Самой существеннойхарактеристикой всех ENTPявляется их способность видеть возможное. Они видят возможности повсюду иполучают энергию, обсуждая и делясь своими соображениями с теми, кто ихокружает. Кроме того, они стремятся понять, почему мир устроен именно так, а неиначе, и желают изменить его к лучшему, или, по крайней мере, немного егоусовершенствовать. ENTP– это логичные и аналитичные люди,которые всегда готовы узнавать и изучать новое.
INTP– интроверт, интуит, логик,иррационал.
Самая важная и развитаячерта характера INTP любоговозраста – это их острое чувство логики и справедливости. Они крайне аналитичныи принимают решения на основании логических последствий действий. Кроме того, INTP– это творческие и оригинальныемыслители, способные повсюду видеть новые возможности. Для того, чтобывоспитывать INTP, вам потребуется терпение иготовность позволить им изучать мир, следуя своему природному любопытству, ипрокладывать свой собственный и часто исключительный путь. Оченьиндивидуалистичные и независимые INTPнуждаются в свободе, испытаниях и постоянной возможности изучать новое.
ESTJ– экстраверт, сенсорик, логик,рационал.
Самое главное, что нужнознать о ESTJ любого возраста – это то, что ониявляются в высшей степени логичными, ответственными и честными людьми. Ониверят лишь тому, в чем убедились на собственном опыте и обычно бывают оченьточными и практичными. ESTJнеобходимо, чтобы все указания и ожидания высказывались прямо и ясно. Страстножелающие добиться поставленных целей и выполнить взятые на себя обязательства,они хотят, чтобы другие люди верили их словам и уважали в них надежных икомпетентных людей.
ISTJ– интроверт, сенсорик, логик,рационал.
Самое главное, что нужнознать о ISTJ любого возраста – это то, что онизапоминают те факты, которые пережили на собственном опыте, и доверяют толькоим. Они гордятся своей точностью и способностью запоминать мельчайшие детали ипринимать логичные и объективные решения. Превыше всего остального они являютсяреалистичными и практичными людьми.

ESFJ– экстраверт, сенсорик, этик,рационал.
Самое главное, что нужнознать о ESFJ любого возраста – это то, что они всегдаиспытывают сильную потребность в любви и понимании. Они обычно бываютзаботливыми и чувствительными детьми, которые всегда знают мнения и чувствадругих и придают им большое значение. Им нравится, когда их утешают и постояннонапоминают им, как сильно их любят, и как другие довольны и поведением. Приэтом ESFJ являются очень реалистичными ипрактичными детьми, которым требуется структура и последовательность, и поэтомуони всегда предпочитают, чтобы все оставалось по старому.
ISFJ– интроверт, сенсорик, этик, рационал.
Самая характерная черта ISFJ – их постоянная осведомленность втом, что происходит в данный момент, и их буквальный способ восприятия мира.Внимательные, осторожные и следящие за тем, чтобы все шло, так как всегда, ISFJ чувствуют себя лучше всего тогда,когда они точно знают, что должно произойти, и что от них ожидается. Ласковые,заботливые и любящие, ISFJнуждаются в тесных и нежных отношениях с дорогими им людьми. Превыше всегоостального в жизни они ценят предусмотрительность, безопасность и стабильность.Для того, чтобы чувствовать себя спокойно, они должны знать, что в состоянииконтролировать ситуацию.
ESTP– экстраверт, сенсорик, логик,иррационал.
ESTP обычно бывают веселыми,восторженными и общительными детьми, которые всегда находятся в действии иготовы переступить любое ограничение. Они с головой погружаются в жизнь и лишьпотом задумываются о последствиях своих действий. ESTP любого возраста руководствуются своими импульсами ижеланием познать мир на собственном опыте. ESTP нужно больше непосредственного опыта, кристальноясных указаний и физической свободы, чем всем остальным детям.
ISTP– интроверт, сенсорик, логик,иррационал.
Самое главное, что нужнознать о ISTP любого возраста – это то, что ониявляются независимыми и реалистичными людьми, которыми руководит стремлениеузнавать новое, испытывать свои физические способности и справляться струдностями. Любознательные и логичные ISTP становятся страстными исследователями, обладающимипотребностью познавать мир и раскрывать принципы его работы посредством прямогоконтакта. Они всегда принимают мир таким, какой он есть, и больше всего насвете хотят быть свободными и самостоятельно контролировать свою жизнь.
ESFP– экстраверт, сенсорик, интуит,иррационал.
Самое главное, что нужнознать о ESFP любого возраста – это то, что онипринимают жизнь именно такой, какой она является нам в настоящий момент, истараются прожить её как можно более полно. ESFP – нежные и дружелюбные люди, которые заботятся освоих семьях и друзьях, а так же об общем благополучии. Они очень реалистичны ибуквально воспринимают мир. ESFPотлично знают, что жизнь дана нам для того, чтобы ею наслаждаться.
ISFP– интроверт, сенсорик, этик,иррационал.
Самое главное, что нужнознать о ISFP любого возраста – это то, что они добрыеи покладистые дети, которые всегда видят мир таким, какой он есть. Крайненежные и чувствительные они все принимают близко к сердцу. Кроме того, ониэнергичны и независимы, и с удовольствием без всякого предварительно планадействий изучают окружающий мир. Они скромны и легки в общении, тихи инепритязательны. Однако за их холодноватой и спокойной наружностью скрываютсястрастные и глубоко чувствующие люди, которым требуется постоянная поддержка,терпение и внешние проявления нежности[16;52].Процессвоспитания детей старшего дошкольного возраста.Содержаниевоспитания детей старшего дошкольного возраста.
В традиционныхисследованиях ученых-педагогов категории «содержание воспитания» отводится одноиз основополагающих мест в номенклатуре педагогических понятий. Вместе с тем,особенностью его трактовок в теоретических работах разных авторов являетсяединство в уклонении от конкретной формулировки: «содержание воспитания зависитот цели, которую ставит перед собой воспитатель».
Общим местом этогофеномена является отождествление содержания с процессом, который определяетсяцелью. В свою очередь процесс воспитания представлен содержательными сторонамиили направлениями [1;375].
Физическое воспитание.
Одной из сторон развитияличности является физическое развитие, которое самым непосредственным образомсвязано со здоровьем человека. Деятельность взрослого, направленная наукрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания.Понимаю общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровьяребенка, разные авторы формируют задачи физического воспитания по-разному.
В дошкольной педагогикепринято выделять три группы задач физического воспитания. Задачи первой группы(оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решениязависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Задачи второй группы(воспитательные) направлены на развитие качеств личности и потребности вфизическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами.Третья группа – задачи, связанные с формированием у ребенка осознанногоотношения к своему здоровью.
Нравственноевоспитание.
Нравственное воспитание –целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества иконкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладеваетпринятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений,присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям,природе, себе.
Как известно, дошкольныйвозраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя способы общения, поведения,отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы,подражание взрослым.
В первую группу задачнравственного воспитания входят задачи формирования его механизма. Втораягруппа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях,обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами [4;103].
Трудовое воспитание.
Большое значениетрудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который в своих работахопределили теоретический и методологический взгляд на труд детей. Так жебольшое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А.Сухомлинский.
Первое отличие трударебенка от труда взрослого состоит в том, что ребенок не создает в своем трудеобщественно значимых материальных ценностей. Это не значит, что у труда ребенканет результата, что то, что он делает никому не нужно. Труд дошкольников имеетобщественное значение.
Еще одной отличительнойособенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовуюзадачу, дети переключаются на игру – играют с водой во время умывания,обыгрывают трудовые действия и т. д.
Труд ребенка носитситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишьформирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многиежизненно важные качества личности.
На основе классификацииЮ. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группызадач трудового воспитания:
1) помощь ребенку вовладении трудовой деятельностью 9в освоении структуры деятельности,приобретении трудовых навыков);
2) развитие личностиребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формированиевзаимоотношений, приобретение социального опыта взаимодействия).
Умственное воспитание.
В работах отечественных изарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальны дляумственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первыесистемы дошкольного воспитания – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованияхА. П. Усовой, а. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, чтовозможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше,чем считалось ранее. Ребенок может познавать не только внешние, наглядныесвойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля и М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих воснове многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа ирешения разнообразных задач.
Об умственном развитииребенка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровнюсформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельномутворческому познанию.
Для полноценногоумственного развития ребенка необходимо заботиться о развитии его мышления. Всвязи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольноговозраста являются:
1) сенсорное воспитание;
2) развитие мыслительнойдеятельности;
3) становление речи;
4) воспитаниелюбознательности;
5)формирование системыэлементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
 
Эстетическоевоспитание.
«Эстетическое воспитание– целенаправленный процесс формирования творческой личности, способнойвоспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественныеценности» (Б. Т. Лихачев). Такое определение имеет отношение к зрелой личности.Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое вокружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства,сами стремятся рисовать, петь, лепить, танцевать, сочинять стихи.
Эстетическое воспитание –важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственногоопыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороныдействительности, повышает познавательную активность. Результатом Эстетическоговоспитания является эстетическое развитие.
Задачи эстетическоговоспитания можно представить двумя группами. Первая группа направлена наформирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматриваетсяследующее6 развить умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках,искусстве, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.Вторая группа направлена на формирование художественных умений в области разныхискусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, развитиюсобственного творчества. Эти группы задач дадут положительный результат лишьпри условии их тесной взаимосвязи в процессе воспитания [10;410].
Возрастныеособенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – этоначало всестороннего развития и формирования личности. В этот периоддеятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти,мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познаниямира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементыабстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким онего видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [3;89].
Умственное воспитаниеформирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения инавыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитанииу ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям.Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказываетсущественное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Трудовое воспитаниезнакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступнымтрудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду.Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость,сообразительность[7;302].
Важнейшей составнойчастью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственныйдошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствуетформированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическоевоспитание способствует развитию творческих способностей детей, формируетэстетический вкус и потребности.
Игра является важнейшейдеятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения егоинтересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игреребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым.Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенностьв себе.
К концу дошкольногопериода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того,чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытомчеловека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.
В биологическом отношениистаршие дошкольники переживают период второго округления: у них по сравнению спредыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелетподвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивноеразвитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способностьвыполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрогописьма.
В старшем дошкольномвозрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функциибольших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическаяфункции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношениепроцессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.По сравнению со средним дошкольным возрастом чувствительность к цветуувеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%,зрительные на 80% (А.Н.Леонтьев)[8;200].
Познавательнаядеятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения.Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие старших дошкольниковотличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой исвежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью,усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим,принимает организованный характер.
Внимание старших дошкольниковне произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольноевнимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивациейучения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей старшегодошкольного возраста от эмоционально- образного переходит кабстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитываетпримерно 3500-4000 слов.
Большое значение впознавательной деятельности старшего дошкольника имеет память, которое попреимуществу имеет наглядно-образный характер[18;75].
Рольвзрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Взрослый выполняет встановлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителемценностей и человеческого опыта;
2) является организаторомпроцесса воспитания и обучения.
       Первая функция (взрослый – носительценностей) может реализоваться различными способами, в том числе ицеленаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитателипреднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делаясебя образцом для подражания. Такая демонстрация требует большого такта,чувства меры, особенно, когда дело касается моральных явлений.
  С точки зренияпедагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима дляразвивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такаяособенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых.
Ведущий метод,способствующий реализации функции в целенаправленной форме, для ребенка –наблюдение, а для взрослого организация совместной деятельности, педагогическиеситуации, показ.
Вторая функция взрослогов формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачисоциального опыта.  Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляясвою профессиональную деятельность.
Родители же могутцеленаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, темсамым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка[17;43].
Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителейвырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение  часто затрудняемсяобъяснить, что же это такое — хорошие родители.
Будущие родители думают,что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особымиметодами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знаниянеобходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими техродителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте,всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которыеутверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могутс абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей вразличных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назватьхорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях,теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, незнают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут жесчитают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у нихиспуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том,любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредныхпривычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров,неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровьедетей.
    При оценке любойчеловеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Ввоспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует.Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, какпостигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
  В родительском труде,как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, инаше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Ктому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети.Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны инеповторимы.
  Родители составляютпервую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшуюроль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери,мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства,окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные отдругих эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми иродителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходимадля поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистинежизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовькаждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причемесли в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность,то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функциюподдержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мирачеловека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека,поддержания телесного и душевного здоровья.
  Именно поэтому первойи  основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том,что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка недолжно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самаянеобходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любомвозрасте любовно и внимательно.
  И тем не менееподчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любвидиктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев,расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когдаутрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологамидоказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманиичасто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейномувоспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать, чтонеобходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своихповседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию,необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что еголюбят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения иконфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супруговдруг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможноправильное формирование психического мира человека, только на основе любвиможно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
  Многие родителисчитают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагаячто, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности,эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все этинеблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когдасоздается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундаментанеизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любяти о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ниот того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях идетском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, сколичеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегдавидимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которыевключается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главнойвоспитательной цели.
  Глубокий постоянныйпсихологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию,которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контактнеобходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение ипереживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать иосознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
  Основа для сохраненияконтакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизниребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным,проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которыепроисходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, чтоконкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости отвозраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общимизакономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье[13;423].
 
Особенности воспитания детей старшегодошкольного возраста в зависимости от типа  личности.
В ходе подготовки кпроведению исследовательской работы нами было предположено, что учет типаличности каждого из детей группы поможет разделить их на подгруппы. Всоответствии с этим, нами была выдвинута гипотеза о том, что учет типа личностиребенка в процессе воспитания в первую очередь повлияет на повышение уровняпсихологического комфорта, и повышения его статуса в группе.
Для определения уровняпсихологического комфорта нами была использована методика «Несуществующееживотное» (см. приложение 1), в которой основное внимание было уделено беседе сребенком о нарисованном им животном, а именно вопросам о месте обитанияживотного и о наличие у животного друзей, их количестве. Большая часть детейуказала, что их несуществующие животные живут на открытых пространствах и у нихочень много друзей, однако, несколько детей сказали, что их животные живут внорах и повалах, и что друзей у них нет.
Для определения статусаребенка в группе мною был использован метод «Социометрии» (приложение 3;таблица 1).
Для определения типаличности ребенка я использовала вопросы, определяющие уровень экстраверсии иинтроверсии из подросткового опросника Айзенка (приложение 2).
В ходе проведенияисследования было установлено, что трое из десяти детей имеют интровертный типличности, а семеро – экстравертный. В соответствии с полученными данными мноюбыли предложены следующие методы для работы с детьми этих типов: относительноинтровертов воспитателю было рекомендовано не торопить их с принятием решения вкакой-либо ситуации, предлагать им поиграть в тихие спокойные игры, не требующиебыстрого переключения с одного вида деятельности на другой; для экстарвертов женаоборот было предложено занимать их как можно более активными видамисовместной деятельности, требующей частой смены видов действий и большогоколичества общения с окружающими людьми.
Через две недели мною былпроведен итоговый срез результатов с помощью метода «Социометрия». Результатыпредставлены в приложении 3 таблице 2.
Используя в ходеобработки полученных результатов g-критерийзнаков, мы можем сделать вывод о том, что учет типа личности ребенка в процессевоспитания приводит к улучшению его положения в группе.Заключение.
В завершение можносделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности в различных видахдеятельности следует развивать и раскрывать в дальнейшем. Что главная роль ввоспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкомуокружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школеи т. д.
В ходе исследования мноюбыло установлено, что учет типа личности ребенка в процессе воспитания имеетдостаточно весомую роль в развитии личности в целом, так как влияет на умениеустанавливать контакты с другими детьми даже у интровертов, для которых пойтина контакт с человеком достаточно трудная задача. В заключительной части второйглавы мною были даны рекомендации по организации деятельности детей двух типов– экстравертов и интровертов. Озвучу их еще раз: интровертов рекомендуется  неторопить их с принятием решения в какой-либо ситуации, предлагать им поиграть втихие спокойные игры, не требующие быстрого переключения с одного видадеятельности на другой; экстарвертов же наоборот следует занимать как можноболее активными видами совместной деятельности, требующей частой смены видовдействий и большого количества общения с окружающими людьми.
 
Список использованной литературы.
1. Бондаревская Е. В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб.пособие для студ. сред. и выш. учеб. Заведений. – Ростов-н/Д: «Учитель»,1999.-  560с.
2. Бескина Р.М., Виноградова М.Д.«Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке,техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
3. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121«Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С.,Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов среднихпедагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия»,1997г. – 240с.
5. Ковальчук Л.И. Индивидуальныйподход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А.«Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб.заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
7. Подласый И.П. Педагогика:Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение»:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольнаяпсихология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебныхзаведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
9. Урунтаева Г.А., Афонькина.Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
10. Харламов И.Ф. «Педагогика»:Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с
11. Леонгард Карл Акцентуированныеличности. Пер. с нем. Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. – 544с.
12. Д. Шарп Психологические типыЮнговская типологическая модель. Перевод с английского В. Зеленского. 2 изд-е,перераб. и доп. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 216с.
13.  «Популярная психология дляродителей» под редакцией А.А.Бодалева, М.: Педагогика 1998г. – 536с.
14. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейноевоспитание» М.: Просвящение 1990г. – 382с.
15. К. Г. Юнг: Психологиябессознательного. М.: Канон. 1995 – 428с.
16. Какого типа ваш ребенок?/Пол Д.Тайлер, Барбара Бэррон-Тайлер; пер. с англ. А. Г. Вронской. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 429с.
17. Фридман Л. М. Психологиявоспитания. Книга для тех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208с.
18. Белкина В.Н. Психология раннего идошкольного детства: учеб. пособ. для студ. выш. учеб. заведений. – М.: Академическийпроект; Гаудеамус, 2005. – 256с.
19. Воспитание и обучение ребенкашестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада/ Н. А. Ветгулина, Р. С. Буре,Т. И. Осокина, и др.: под. ред. Л. А, Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М.:Просвещение, 1987. – 160с.
20. Тейлор К. Психологические тесты иупражнения для детей/ пер. с англ. Е. Рыбиной. – М.: Апрель Гресс, изд-воЭксма, 2003. – 224с.
21. Чернецкая Л. В. Психологическиеигры и тренинги в детском саду  — Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 128с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.