Реферат по предмету "Психология"


Учебные материалы курса Социальная психология

Для быстрого поискапараграфа используйте команду “перейти” в меню “Правка”
¹1. Предмет социальной психологии .....................1
¹2. Понятие социальной ситуации   …2
¹3. Общение: коммуникация, социальная перцепция,
    интеракция… 4
¹3.1. Определение процесса коммуникации… 4
¹3.2.Модель процесса коммуникации… 5
¹3.3.Виды обратной связи в коммуникации… 7
¹4. Понятие социальной перцепции… 9
¹4.1. Что влияет на процесс межличностного
 восприятия...................................................................10
¹4.2. Наиболее типичные ошибки межличностного
восприятия .....................................................................12
¹4.3Эмпатия ................................................................12
¹5. Цели и структура взаимодействия
 (интерактивная сторонаобщения)… 13
¹5.1. Типы взаимодействия… 17
Литература к курсу“Социальная психология”… 20
           
¹1. Предмет социальной психологии
Одноиз возможных определений предмета социальной психологии может бытьсформулировано следующим образом: социальная психология — наука, изучающаякак люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятсядруг к другу.
            Приэтом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предметсоциологии и психологии личности:
            Социологияи социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведетсебя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изученииповедения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до оченьбольших — обществ). Социальная психология изучает — индивидов, людей,составляющих эти группы — что думает человек о других, как они на него влияют,как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельныхлюдей, а индивида — на группу. Например, рассматривая супружеские отношения,социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., асоциальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почемуопределенные люди привлекают друг друга.
            Сходствосоциальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отраслипсихологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиесяизучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутреннихмеханизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологиконцентрируются на том, как вцелом люди оценивают друг друга, каксоциальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно илижестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

¹2. Понятие социальной ситуации.
 
            Ситуация- совокупность обстоятельств, положение, обстановка
            Обстоятельство- условия, определяющие положение, существование чего-нибудь.
            (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. — М., 1987. — С. 587).
 
            Одним изважнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальнаяситуация”.
            Ситуацияможет рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессевзаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как ксуществующей независимо от ее участника или участников.
            Впервом случае ситуация — это определенный сценарий, ждущий своего исполненияактерами. Приверженцы символического интеракционизма всегдаподчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только «актерская»интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ееобъективные характеристики (например, званный обед для разных участников).
            Ещеодна точка зрения символических интеракционастов состоит в том, что многиеопределения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно этой точкезрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить взаимоприемлемоепонимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств, помочь друг другуправильно идентифицировать себя и уменьшить возможные неудобства. Все мыоказываемся в ситуациях таких как работа, совместная вечеринка и т.п., гдекаждый ведет себя таким образом, чтобы соответствовать своим поведением самымсущественным и общепризнанным чертам ситуации, несмотря на то, что наблюдаемыеформы поведения могут быть различными или даже противоречащими друг другу. (Нанудистском пляже внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков вповедении, в то время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свестиэти признаки на нет).
            Когдамы считаем, что ситуация — это нечто, существующее только в «голове»индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких«действующих лиц», объективные и количественные черты ситуацииперестают оказывать влияние на индивида.
            Другойподход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо отиндивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуациидействительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создаютситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеетизмеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг сдругом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физическогоконтакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторыепсихологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительноеколичество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, какведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуациинеприемлема.
            Изучениеобъективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-первых, трудноклассифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их количествопрактически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по месту, где онипроисходят: дома, на работе, на отдыхе… Другой путь — классификация всоответствии с типом отношений — формальные, интимные, конкурентные,сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательнонайдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С другой стороны,разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной итой же ситуации, например, игра для любителя и профессионала.
            Другимподходом к классификации ситуаций является попытка использовать типичные длябольшинства людей характеристики их восприятия:     
            включенность- невключенность
            простая- сложная
            проявляетсяактивность — проявляется пассивность
            приятная- неприятная
            интимная- публичная
            чувствокомфорта — чувство неловкости
            известнокак себя вести — неизвестно как себя вести
            дружесткая- враждебная
            случайная- регулярная
            организованная- спонтанная
            сотрудничество- конкуренция
            формальная — неформальная
 
¹3. Общение: коммуникация, социальная перцепция,интеракция.
            Психологическийсловарь (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) дает следующееопределение общения: сложный многогранный процесс установления иразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместнойдеятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
            Компонентыобщения иначе называют сторонами общения (см. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. — МГУ, 1988.). Естественно, что все стороны общения неразрывноедины, однако в целях изучения целесообразно рассматривать их по отдельности. Вэтом параграфе рассматриваются:
*коммуникация — обмен информацией;
*социальная перцепция — восприятие и понимание людей;
*интеракция — социальное взаимодействие
 
 ¹3.1. Определениепроцесса коммуникации
 
            Существуетдостаточно большое количество определений коммуникации. В зависимости от точкизрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация это:
·    передача информации с целью получить ответ;
·    координация значений между индивидом и аудиторией;
·    обмен информацией о идеях или переживаниях;
·    обмен элементами поведения, образа жизни посредствомнабора правил;
·    достижение единства в перечне символов в умах людей — проще говоря, достижение взаимопонимания;
·    чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие,разделяемое с кем-либо;
·    передача информации от одного человека или группыдругому человеку или другой группе;
            Имеютсядаже определения того, чем коммуникация не является: «Коммуникация не естьтолько передача информации от источника во вне; этот процесс лучше понимать каквоссоздание информационных идей посредством ключевого символа или темы».
            Вовсех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например,подчеркивается идея обмена — информацией, идеями, переживанием, опытом и т.д.Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определениекоммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят втом, что люди: а)
осознаютобъекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл
(значение);г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому
коммуникация может бытьопределена как процесс, используемый людьми для того, чтобы выразить смыслобраза мира, в котором они живут и действуют, и иметь возможность обмениватьсязначимыми для себя образами посредством различных символов.
            Крометого, процесс коммуникации:
·    динамичный — это процесс постоянного создания смыслов;
·    протяженный во времени — это не единичный акт, анепременное условие взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца;
·    циркулярный — нет линейной последовательности взаимодействий;люди вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций;
·    неповторяемый — поскольку постоянное воссозданиесмыслов приводит к изменениям индивидуальных образов мира;
·    необратимый — сделанное сообщение не может бытьвозвращено от того, кто принял его;
·    сложный — осуществляется во многих контекстах и намногих уровнях: внутриличностном, межличностном, организационном, социальном,культурном.
            Кромеэтого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое человеком вприсутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или уход) имеетценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое человек можетосознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать для созданиявпечатления или образа, имеет отношение к процессу коммуникации. Никто не можетне вступать в этот процесс, находясь в присутствии других.
 
            ¹3.2.Модель процесса коммуникации.
            Все, что мы хотимвыразить в процессе коммуникации существует в виде “ментальных образов”:невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости), побуждений (желаний,потребностей), воображаемых картин реальности (как будет выглядеть работа послеее завершения) и т.д. Поскольку люди не могут непосредственно читать мысли другдруга, “отправитель информации” должен каким-то образом закодировать своесообщение и использовать какой-либо информационный канал, чтобы оно дошло до“получателя информации”:
/>


 информационный канал             
 
 
            Существуетмного способов, посредством которых мы можем “доставить” свое сообщение поадресу: например, выражать его словами устно или в письме. В этом случае мыбудем иметь в виду два различных используемых канала коммуникации.
            Коммуникационныеканалы (средства)- это инструменты или приемы, способствующие передачекоммуникационного сообщения. Но это не просто средства, обеспечивающие контактучастников коммуникации. Коммуникационные каналы помогают достичь общегопонимания того, кто к кому обращается, с какой целью, по какому поводу, в какихусловиях, с какой степенью доверия. Кроме того, в качестве канала коммуникациимогут быть использованы и невербальные средства: прикосновение, особая поза,жест и т.д. Проходя по каналу коммуникации, сообщение достигает “получателяинформации”, который, для того чтобы правильно понять его, должен раскодироватьего. Понятно, что основным средством кодирования и раскодирования информациислужит письменная и устная речь.
            Этамодель коммуникации носит название линейной. Линейная моделькоммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информацияпередается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли, эмоции,смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и “внедряются” вполучателя информации. Однако, более или менее полно отображая процесскоммуникации, например, в случае радио- или телевизионной передачи, линейнаямодель перестает работать при рассмотрении межличностной коммуникации.Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации. Эта реакция(вербальная или невербальная) является обратной связью, а моделькоммуникации, учитывающая наличие обратной связи называется интерактивной:
/>
 

            Вданном случае, естественно, сохраняется кодирование и раскодированиеинформации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако, наиболее важно, чтов процессе коммуникации отправитель информации в то же время является и ееполучателем, и наоборот, тот, кто получает информацию, не остается пассивным, ав той или иной форме реагирует на поступающие к нему сигналы. Функция обратнойсвязи состоит в том, чтобы по мере развития коммуникационного процессаобеспечить согласованность “ментальных образов” вовлеченных в него людей,
            Однакопо собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности (иначе говоря,взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно, если принять вовнимание, что у каждого из участников коммуникации имеется свое собственное пространство,которое он использует обмениваясь ментальными образами со своимипартнерами. При этом здесь имеется в виду не просто физическое пространство,но скорее опыт человека в общении, его состояние, настроение, социальный статуси т.п. Например:
            партнерА здоров — партнер Б болен
            партнерА прожил долгую насыщенную жизнь — партнер Б молод и неопытен
            партнерА клиент — партнер Б консультант и т.д.
            Проблемаличностного пространства в коммуникации настолько важна, что необходимоприменить еще одну модель — трансактивную:
/>

                 информационный          информационный 
                      шум                        шум
            Вэтой модели “коммуникатор 1” и “коммуникатор 2” рассматриваются как получателии отправители информации, кодирующие, раскодирующие сигналы обратной связи ииспользующие коммуникационные каналы. Для того, что обозначить силы,препятствующие свободному прохождению информации, используется понятие “информационныйшум”. Шум может быть физическим (например, переполненное помещение).Физиологический шум может нарушать коммуникацию из-за неблагоприятногобиологического состояния коммуникаторов (болезнь, усталость). Психологическийшум относится к тому или иному психологическому состоянию партнеров. Так,например, один из них может быть раздражен, или захочет преувеличить значимостьтого, что он сделал, чтобы похвастать, или будет слишком застенчив и т.п.Следует обратить внимание на взаимное наложение личностных пространств впроцессе коммуникации. Это наложение и составляет общий для обоихкоммуникаторов смысл, достигаемый в общении.
¹3.3.Виды обратной связи в коммуникации.
            Дляпредставителейкоммуникативных профессий необходимо правильноиспользовать различные виды обратной связи. Обратная связь — это вербальный илиневербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответомна инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи сказываетсяна том, какая информацияпередается, какие средства используютсядля ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она имеетсигнальнуюфункцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы можем изменить смысл ихарактер сообщения с тем, чтобы добиться большего взаимопонимания. В этомслучае обратная связь имеет корретивную функцию.
            Количествои качество обратной связи влияет не только на процесс непосредственнойкоммуникации, но и влияет на характер дальнейших взаимоотношений партнеров. Поэтомуимеет смысл говорить об обратной связи как условии эффективной коммуникации.Внимание к тому, какой эффект ваша обратная связь имеет на партнера и на вассамих, как она способствует достижению целей коммуникации, является однимиз компонентов профессиональной компетентности в общении. 
            Обратнаясвязь может быть директивной (оценочной) и недирективной (безоценочной).
            Директивнаяобратная связь основана на выражении собственной позиции и взглядов. Онаиспользуется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка зренияоказала влияние наобраз мыслей или поведение партнера. Здесь надо помнить о том, что оценка,критика и даже похвала затрудняют самовыражение, приводят в действие механизмыпсихологической защиты. Непременное условие употребления директивной обратнойсвязи — полное понимание обращенного к вам высказывания и обстоятельств, вкоторых оно сделано. Оценочное высказывание (если оно необходимо) следуетсделать по возможности неопределенным, звучащим как выражение вашей собственнойсистемы взглядов или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указатьпричины, которые привели вас к тому или иному оценочному выводу.
            Цельнедирективной обратной связи — создать у партнера ощущениепсихологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать высказыватьсвои мысли. Безоценочность обратной связи достигается отсутствием в ней мненийили взглядов, особенно выраженных в категоричной форме. Безоценочная обратнаясвязь применяется по крайней мере в двух случаях: 1) если мы хотим узнатьбольше, получить нужную информацию; 2) если хотим дат возможность партнеруобдумать ситуацию, высказать собственную идею или решение.
            Впервом случае средствами обратной связи являются соответствующим образомсформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующиезаинтересованнойть. В этих же случаях целесообразно прибегать к парафразированию,воспроизведению смысла выражаемого собеседником (подробно об этом см. вразделе “Психологическое консультирование”).
            Безоценочнаяобратная связь ведет к созданию атмосферы психологической поддержки, делаетобщение более открытым. Она используется и как “разведка” состояния партнера, икак средство помочь ему справиться с его раздражением, неуверенностью и т.п.

¹4. Понятие социальной перцепции.
            Восприятие ипознание людьми друг друга подчиняется общим законам восприятия — одного изважных познавательных процессов. Процесс восприятия позволяет намупорядочивать, структурировать мир вокруг нас, иными словами, придавать ему тоили иное значение. Поэтому следует начать с указания на уровни структурированиямира.
            1. Селекция.Процесс восприятия начинается с выбора объекта, на который стоит обратитьвнимание. Имеется несколько факторов, влияющих на этот выбор:
* более интенсивныестимулы легче привлекают внимание;
* повторяющиеся стимулыпривлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиесястимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание;
*КОНТРАСТНЫЕ и/илиизменяющиеся СТИмулы легче привлекают внимание.
            Селекция — необъективный процесс. Он опосредован субъективным опытом, интересами, знаниями ит.д.
            2. Организация.Процесс восприятия состоит и в упорядочивании объектов с тем, чтобы придатьэтому порядку определенный смысл. Примером может служить мелодия среди хаосазвуков или распознавание того или иного значения синонимов. Процесс организацииможет оказаться довольно сложным, как, например, на следующем рисунке: сколькоздесь треугольников?
/>

                                                            
/>

           
3. Интерпретация. Имеется несколько факторов, влияющих на то, как мыпонимаем то, что воспринимаем:
* Прошлый опыт.
* Убеждения по поводу того,как люди должны себя вести или ведут себя обычно;
* Ожидания того или иногоповедения со стороны других людей.
* Знания о воспринимаемомпредмете.
           
            Все эти факторынередко ведут к искажению восприятия. Чтобы преодолеть эту трудностьпредлагается прием, называемый «Проверка восприятия». Онсостоит в имплицитных или эксплицитных высказываниях, включающих:
            * описаниеинформации, полученной по сенсорным каналам;
            * возможнуюинтерпретацию информации;
            * просьбу оподтверждении интерпретации
            Например,сравните:
а) “Почему ты на менясердишься?”
б)“Когда выходя ты хлопнулдверью, я решил, что ты сердишься на меня. Это действительно так?”
или:
а)”Что с тобой происходит?
б) “Последнее время я редковижу тебя веселым. Это заставляет меня думать, что ты чем-то озабочен. Я правили нет?”
            Тренировка:сделайте трехступенчатую верификацию следующих ситуаций:
            1. Как вамкажется, вы предложили преподавателю ценную идею. Последний безразличновзглянул на вас и сказал, что немедленно подумает об этом. После этого прошлотри недели.
            2. Обычнодружелюбно настроенный знакомый не здоровается с вами три дня подряд.
 
¹4.1. Что влияет на процесс межличностного восприятия?
 
1. Социальные роли. Универсальность социальных ролей объясняется связьюих происхождения с принципами организации общества — генетическим, родственным,профессиональным и т.д. Поэтому каждый человек является носителем целогорепертуара ролей:
* дитя, старик, мужчина,женщина — роли, данные нам биологически;
* мать, отец, сын и т.д. — роли, определенные связью (в данном случае родственной) с другими людьми;
* учитель, врач, менеджер — роли, задаваемые содержанием профессиональной деятельности.
            Определениетого, что такое социальная роль, включает в себя несколько пунктов:
* сущность социальной роли,ее содержание не зависят от индивидуальности человека;
* однако содержаниесоциальной роли рождает определенные требования к ее носителю, которыеобусловлены ожиданиями со стороны других людей: “оценка” исполнителя зависит оттого, насколько полно он оправдывает эти ожидания;
* исполнение социальной ролисвязано с индивидуальными психологическими особенностями человека — сущностьсоциальной роли “мать” внеиндивидуально, но нет двух одинаковых матерей.
Влияние социальной роли намежличностное восприятие может заключаться в следующем:
* ожидания со стороныокружающих не четко определены (ролевая неопределенность);
* носитель роли может имеетразные ожидания со стороны тех, с кем вступает в контакт (ролевая перегрузка);
* т.к. у человека всегдабольше, чем одна роль, их характеристики могут приходить в противоречие друг сдругом (ролевой конфликт).
            Задание:продумайте примеры, иллюстрирующие каждый из названных факторов, влияющих намежличностное восприятие.
2.Самооценка. Самооценка — этокомпонент образа-Я, отражающий мнение человека по поводу собственной ценности.Люди с низкой самооценкой склонны иметь на себя негативный взгляд. Онииспытывают чувство зависимости, имеют трудности в общении, сомневаются в своихсилах. Высокая самооценка, напротив, дает возможность человеку чувствовать себяуверенно, независимо, комфортно. Хотя считается, что иметь высокую самооценку предпочтительнее,т.к. она ассоциируется с лучшими результатами в работе и получении от неебольшего удовлетворения, новейшие исследования позволили выявить и некоторые ееизъяны. Например, люди с высокой самооценкой имеют тенденцию проявлять эгоизм ихвастливость в ситуациях, где они испытывают давление. Таким образом, высокойсамооценка, как и многое другое хорошее в жизни, должна быть в меру.
            Самооценкавозникает под влиянием обстоятельств и того как к нам относятся окружающие.Важно, однако, при этом понимать, что влияние на самооценку оказывает мнение невсех людей, а только тех, которых человек относит к своей референтной группе.Референтной группой называется реальная или условная социальная общность, скоторой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценностикоторой он ориентируется в своем поведении.
            Впроцессе межличностного восприятия следует иметь в виду следующее:
 Люди с высокой самооценкой Люди с низкой самооценкой 1. Думают хорошо о других 1. С неприязнью относятся к другим. 2. Ждут принятия от других. 2. Хотят от других сочувствия, жалости. 3. Не опасаются оценок со стороны других. 3. Чувствительны к возможной негативной реакции со стороны других, боятся зрителей. 4. С теми, за кем признают преимущество, не испытывают стеснения или напряжение 4. Со стороны тех, в ком видят превосходство, чувствуют угрозу. 5. Способны защитить себя от негативных оценок 5. Испытывают трудности при необходимости защититься от негативных оценок.
 
 
¹4.2.Наиболее типичные ошибки межличностного восприятия.
Наиболеетипичным ошибками являются следующие:
            1.Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.
            2.Мы попадаем под влияние первого впечатления.
            3.Мы склонны воспринимать других похожими на нас.
            4.Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.
            5.Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами
 Задание:приведите примеры, иллюстрирующие каждую из вышеназванных ошибок вмежличностном восприятии.
 
¹4.3Эмпатия
            Всесказанное выше иллюстрирует, что мы действительно выбираем, организуем иинтерпретируем поведение других людей не всегда точно. В профессиональномобщении возникает задача научиться понимать людей не только со своейсобственной, но и с их позиции. Способность “ставить себя на место других”,“влезать в шкуру” другого человека называется эмпатией.
            Эмпатия- производное от греческих слов, которые означают “чувствование”.Подразумевается, что эмпатия — это нечто большее, чем просто интеллектуальноепонимание партнера. Она требует восприятия объектов, ситуаций, людейтакого же как и у человека, чьи мысли и чувства мы пытаемся понять. Эмпатируя,мы понимаем глубокие мотивы поступков человека, переживаем во многом сходные сним эмоции.
            Эмпатияотличается от симпатии. Слово “симпатия” происходит от греческого “сочувствие”.В этом случае мы переживаем свои собственные чувства по отношению к кому-либо(например, расположение, дружелюбие и т.д.)
            Эмпатияулучшает межличностные отношения, однако развивать в себе эти способностисовсем не просто. Прежде всего необходимо научиться особое отношение к себе,ситуации и партнеру. Составляющими такого отношения являются следующиекачества:
            *Открытость.Здесь имеется в виду способность на время “отложить в сторону” своисобственные убеждения, точку зрения, ценности и сконцентрироваться наубеждениях, точке зрения и ценностях другого. Это особенно трудно, когдапозиция партнера радикально отличается от вашей. Первая реакция — подумать исказать что-то вроде “Это глупо!”, “Я бы на твоем месте ...” и т.п. Открытоститрудно достичь, т.к. многие люди смешивают понимание точки зрения другого ипринятия ее. Однако понимание и принятие чьей-то позиции далеко не одно и тоже. 
            *Воображение.Воображение необходимо, чтобы представить себе эмоциональный фон поведенияи/или мысли другого. Счастливый в семейной жизни или одинокий человек должениспользовать воображение, чтобы “эмпатировать” причины развода своего друга.Так же, как психолог-консультант, чтобы проникнуть в существо проблемы клиента.
            *Приверженность.Проявить эмпатию вовсе не просто. Поэтому следует искренне желать проникнуть вскрытый или искаженный манипуляциями внутренний мир партнера. Слышать то, с чемвы не согласны, или то, что вам не нравится, не всегда приятно и требует времени.Если вы стремитесь быть эмпатичным, будьте готовы преодолевать трудности.
¹5. Цели и структура взаимодействия (интерактивнаясторона общения)
            Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь(Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).
            Этоопределение взаимодействия необходимо дополнить некоторыми существеннымихарактеристиками:
1.Взаимодействие осуществляется на вербальном и невербальном уровне.
Вербальнымисредствами, т.е. словами, речью, мы передаем мысли, делимся наблюдениями,отдаем распоряжения и т.д. То же самое можно делать и с помощью невербальныхсредств — жестов, мимики, поз, интонации голоса, взгляда. Невербальные средствачрезвычайно многообразны, и часто имеют решающее значение осуществлениивзаимодействия. Можно привести следующую классификацию типов невербальнойкоммуникации:
            1.Кинестетические — связанные с движениями тела
*Положение тела в пространстве
*Поза
*Жесты
*Мимика
            2. Голосовые
*ударение
*выделение слов
*тон
*тембр
*громкость
*паралингвистические(восклицания, вздохи и т.п.)
            3.Прикосновения
*какой и к какой части тела
*как долго длится контакт
*есть ли ответное движение
*присутствует ли кто-нибудьеще
*какие уже сложилисьвзаимоотношения
            4. Одежда
*обозначает социальный статус
*обеспечивает идентификацию ссоциальной группой
*является украшением исредством сексуальной привлекательности
            5. Дистанция
*интимная
*межличностная
*социальная
*публичная
            6. Территория
*своя
*чужая
2.Во взаимодействии поведение универсально
Вситуации взаимодействия поведение не может быть лишено универсальности. Дажеесли нам кажется, что мы “ничего не делаем”, у партнера создается впечатление онашем состоянии, мыслях, возможных будущих поступках. Прочитывание происходитна невербальном уровне и возникает еще до того, как произнесено первое слово.Э. Берн указывал, что взаимодействие возникает в тот момент, когда человекосознает, что не находится в одиночестве.
3.Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно.
Восприятиемыслей и состояния человека нельзя абсолютизировать. Его поведение зависит оттого, каким он сам видит себя в той или иной ситуации. Оценка не всегдасовпадает с образоя-Я другого человека Неприятие этого факта приводит кобострению взаимоотношений тогда, когда кто-либо отказывает партнеру в правевидеть ситуацию своими глазами, навязывает ему свое мнение. Для любого человекаестественно создавать собственный образ партнера и ситуации. Поэтомувзаимодействие может быть эффективным только в условиях равенства и взаимногоуважения, а ответственность за создание атмосферы доверия во взаимоотношенияхлежит на всех партнерах и распределяется поровну.
            Определениевзаимодействия требует так же уточнения его структуры и целей.
1.Структура взаимодействия
            Нашевзаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со своими строгимиправилами последовательности действий. Действительно, мы не задумываясьпринимаем позу или выражение лица отличное от тех, которые имели бы водиночестве, стоит другим людям нарушить его. При встрече с незнакомымчеловеком мы автоматически выбираем дистанцию большую, чем та, на которой мы быобщались с приятелем. Если эта дистанция непреднамеренно уменьшается, мыприносим извинения с помощью давно устоявшихся словесных штампов. Длятренировки сами попробуйте нарушить ритуальный порядок взаимодействия, а еслибоитесь, попробуйте вообразить себе такого человека.
            Ещеодин пример — разговор. Здесь неизбежно присутствует ряд этапов, без которыхвзаимодействие немыслимо. Во-первых, это установление контакта. Намииспользуется набор невербальных и вербальных сигналов для того, чтобы сообщитьдруг другу о готовности вступить в контакт. Вновь представьте ситуацию, вкоторой говорящий или слушающий недостаточно подготовлены к тому, что ониделают. Не меньшее искусство — окончание разговора, выход из контакта.Нарушение фиксированного порядка действий вызывает здесь массу неловкостей.Опять не обойтись без набора сигналов, дающих обеим сторонам информацию о том,что разговор подошел к концу. При этом, это — общепринятые сигналы, понятныекак заклинание.
            Поэтомумы можем говорить о структуре взаимодействия. Есть смысл выделить в нейдвакомпонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний). Первыйсоставляет этикет. Второй относится к психологической стороне взаимодействия.Дело в том, что вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый рядпотребностей, связанных с поддержанием психического равновесия. Естьпотребности, которые мы можем удовлетворить только вместе и посредством другихлюдей. Чаще всего эти потребности кажутся нам настолько естественными, что неосознаются, принимаются как нечто составляющее фон, задний план сцены. Тем неменее, они сущетсвуют и требуют расхода психической энергии. Ритуальныйхарактер взаимодействия позволяет экономить силы, не изобретая каждый разсредства для налаживания оптимальных отношений.
2)Цели взаимодействия.
            Цельвзаимодействия является удовлетворения ряда социальных потребностей.
            *Потребностьв предсказуемости ситуации и поведения других людей. Одна из потребностейчеловекасостоит в том, чтобы мир был по возможности предсказуем. Огромный исложный репертуар форм поведения подразумевает, что удовлетворить эту потребностне так просто. Однако существование имплицитных правил общения помогает решатьэту проблему.Предсказуемая последовательность общения освобождает отнеобходимости обращать внимание на мелкие детали и направляет внутренние силына решение более важных задач.
            *Потребностьв контроле над интимностью/доступностью (регулирование внутриличностогопространтства).
Дляподдержания психологического равновесия чедовеку необходимо обмениваться сокружающими сигналами о том, насколько он в данный момент доступен для других,или в какой степени желает сохранить автономность. В физическом смысле мысохраняем определенную дистанцию от окружающих, являющуюся сигналом о степенидоступности и готовности к контакту. Имеются и другие, кроме дистанции,невербальные сигналы, позволяющие контролироват внутриличностное пространство.
            *Потребностьв определении принадлежности и статуса.
Когдалюди собираются вместе, они различными способами обозначают свой статус ипринадлежность к той или иной группе. Они располагаются определенным образомотносительно друг друга, выражают общность интересов и позиций взглядами,жестами, определяют свою близость или отдаленность от других.
            *Потребностьв поддержании хороших отношений.
Людямсвойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с другом.Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на психическомсостоянии. Поэтому взаимодействие — это серия ритуальных действий, служащихсигналами наших добрых намерений по отношению к другим людям.
            Выделяютсядва вида обменов для поддержания отношений:
а)развивающие — те, которые имеют место тогда, когда отношения складываютсянормально, и следует только сохранить их на том же уровне;
б)корректирующие — те, которые используются для того, чтобы исправить отношения,качество которых не удовлетворяет.
            *Потребностьв самопрезентации (самопредъявлении).
Взаимодействиенеобходимо, чтобы удовлетворить потребность в самоидентификации, в получениисигналов о том, как нас воспринимают окружающие. Самопредъявление имеет, покрайней мере, два компонента. Один — это контроль за информацией, которую мыпредоставляем о себе другим людям, давая им возможность составить о себепредставление. Другой компонент связан с ролью, которую мы играем вовзаимодействии. Здесь уместно сравнение с театром. Плавное течение пьесывозможно лишь при согласованном выполнении актерами своих ролей. ВообразитеМэри Попписн прерывающую Гамлета посреди его коронного монолога. В этом смыслеразличные ситуации нашей жизни есть ни что иное как сцены большого спектакля, вкаждой из которых мы играем определенную роль. (Это — психологические роли: онитесно увязаны с социальными, но не сводятся к ним полностью, относятся кспособу режиссуры социальных ролей).
            Удовлетворениепотребности в самопрезентации требует умений самораскрытия — т.е. намереннойпередачи значимой информации о себе, которая иначе не стала бы известна.
            Во-первых,следует различать широту и глубину саморакрытия.         
 
 
/> 

/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/> 
/>

            Верхнийовал представляет собой модель различных сфер жизни человека. Самораскрытие пошироте относится к тому, сколько и какие из своих сфер жизни вы преднамеренноделаете открытыми.
Нижнийовал позволяет увидеть, что независимо от широты, информация о себе может бытьпредставлена с разной степенью глубины — на уровне клише, т.е. станлартныхпредсказуемых фраз, на уровне фактов — перечисления событий и обстоятельств ина уровне эмоций — выражения отношения к себе, другим людям, обстоятельствам иситуациям.
Ещеодин подход к феномену самораскрытия предлагают Джозеф Луфт и Харри Ингхэм. Поначальным буквам их имен эта модель называется “Окно Джохарри”:
                    известносамому           не известно самому
                    осебе                     о себе
/>

известно
другим обо                        открытая зона                слепая зона
мне
/>

не известно
другимобо                        скрытая зона                неизвестная зона
мне
/>

            Ответьтена вопросы:
*Какуючасть относительно какой-либо сферы вашей жизни занимает слепая зона? Объяснитепочему? Объясните достоинства и недостатки такого положения.
*Какуючасть занимает ваша слепая зона? Она большая или маленькая из-за: недостаткаобратной связи?, вашего нежелания использовать обратную связь?
*Вчем возможная проблема взаимоотношений с другими и как ее можно устранить, еслииспользовать для объяснения “Окно Джохарри”?
¹5.1. Типы взаимодействия.
            Существуетнесколько подходов к классификации типов взаимодействия.
1. Самый естественный способклассифицировать взаимодействие — по контексту. Само собой разумеется,что взаимодействие происходит в какой-то ситуации, “обрамлении”:
Основными контекстамиявляются:
/>

 
            В дополнениеможно назвать еще ряд специфических контекстов взаимодействия:
*терапевтический
*религиозный
*академический
*досуговый
2. Другой способдифференцировать типы взаимодействий — учесть степень интимности. Контекствзаимодействия не определяет степень близости к тому или иному человеку.Близость может быть интеллектуальной, эмоциональной, физической. Ирвин Адамс иДаллас Тейлор предложили классифицировать разновидности близости в терминах“поверхностности” или “интимности” отношений. Это противопоставление хорошопонятно, если вспомнить эффект “купейного знакомства”. В разных контекстаххарактер взаимодействия с теми или иными людьми может характеризоваться большейили меньшей степенью интимности или поверхностности.
Для тренировки: вспомнителюдей с которыми вы взаимодействуете в различных контекстах. Определите степень,интеллектуальной, эмоциональной или физической близости, относительно на своего“Я”:
  работа                    семья                   досуг
/>/>/>/>                            /> /> /> /> /> /> />
  Я  
Я  
Я  

3. Разнообразиевзаимодействий можно классифицировать и с точки зрения соотношения в них двухпеременных: любовь/ненависть и доминирование/подчинение. Тимоти Лирипредложил рассматривать сочетания этих переменных во взаимодействии как стиливзаимоотношений:
                                  любовь
/>

/>          доминирование                          подчинение
 
                                 ненависть
           
            На первый взглядтрудно представить человека одновременно склонного к доминированию и любви.Однако такой стиль отношений возможен, например во взаимодействии родителей сдетьми. С другой стороны, сочетание ненависти и подчинения возможно уподчиненного во взаимодействии с руководителем.
            Уильям Уилмортописывает в связи с этим несколько возможных типов отношений. Так, отношения доминированияи подчинения могут быть:
-комплиментарными(взаимодополняющими): партнеры ведут себя по-разному. но при этом каждыйудовлетворяет свои потребности;
-симметричными:партнеры ведут себя одинаково;
-параллельными:доминирование и подчинение поочередно проявляется в разных контекстах
            Отношения впространстве любовь-ненависть могут быть “преобладающе хорошимиили “преобладающе плохими”. Вероятна ситуация, в которой двух людейсвязывает именно взаимная ненависть.
4. Наконец, есть возможностьвыявить типы взаимодействия в соответствии с характером психологическогоклимата во взаимоотношениях, психологический климат зависит от того,оказывают ли и в какой степени партнеры по взаимодействию друг другу психологическуюподдержку:
 
 
 
           
               
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПОДДЕРЖКА
 
             ЕСТЬ,                                       ОТСУТСТВУЕТ,
            еслиповедение                                если поведение
 
1. Дескиптивно, т.е.ориентиро-    1. Ориентировано на оценки,
  вано на описание,изложение       суждения, готовые мнения.
  фактов.
2. Направлено на поискпутей      2. Преследует цель контролиро-
  решенияпроблем.                 вать поведение других людей.
3. Искреннее,открытое.            3. Неискреннее, манипулятивное.
4. Демонстрирует внимание,ин-    4. Демонстрирует жесткость
  терес к личностипартнера.         взглядов, догматизм.
5. Основано на готовностикор-     5. Нейтрально, безразлично,
  рекции своей позиции всоот-        враждебно.
  вествии с изменяющейся  
  ситуацией.
6. Ориентировано наравенство       6. Направлено на достижение
  позицийпартнеров.                   односторонних преимуществ.
Литература к курсу “Социальная психология”
Учебники и учебные пособия
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология.- М., 1988.
2. Абрамова Г.С. Введение впрактическую психологию. — М., 1995.
3. Введение в практическуюсоциальную психологию/.Под ред. Ю.М. Жукова, 3. Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. — М., 1996.
4. Майерс Д. Социальнаяпсихология. — Санкт-Петербург, 1997
5. Робер М-А, Тильман Ф.Психология индивида и группы. — М., 1988.
6. Шибутани Т. Социальнаяпсихология. — М., 1969.
Дополнительная литература
1. Атватер И. Я вас слушаю.М., 1984.
2. Кривченко Т.А. Рольсоциальной перцепции в процессе подготовки социального работника. /Социальнаяработа. — 1993. -Вып. 8.
3. Кричевский Р.Л., ДубовскаяЕ.М. Психология малой группы.- МГУ, 1991.
4. Лебедева М. Конфликт — этонормально //Диалог. — 1991. -2.
5. Общение и оптимизациясовместной деятельности. /Под ред.Г.М. Андреевой, Я Яноушека. — М., 1987.
6. Общение и оптимизациясовместной деятельности. /Под ред.Г.М. Андреевой, Я Яноушека. — М., 1987.
7.Проблема конфликтологии //Социс. — 1993. — N 9.
8. Современная зарубежнаясоциальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.АПетровской. — М., 1984.
Соколова Е.Е. 13 диалогов опсихологии. — М., 1995.
9. Солсо Р. Психология в ХХIвеке: к новым пределам точности //Психологический журнал. 1996. — Т.17. — N.4.
10. Таранов П.С. Секретыповедения людей. — Таврия, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.