Реферат по предмету "Психология"


Трудные дети: кто они, причины появления

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетфизической культуры
Кафедра психологии
Трудныедети: кто они, причины появления
 
(Курсоваяработа)
Выполнил студент
 ________________
 (подпись)
Научный руководитель
____________________
 (подпись)
  
Барнаул 2006

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантноеи делинквентное поведение.
1.2. Типизация«трудных» детей и подростков.
1.3. Основные«семейные» причины появления трудного поведения.
ГЛАВА II.Особенности работы с детьми трудного поведения.
2.1. «Трудныедети» в школе и учебной деятельности.
2.2. «Трудныедети» в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

ВВЕДЕНИЕ.
 
Кто-то, когда-то,должен ответить,
Высветив правду, истинувскрыв,
Что же такое – трудныедети?
Вечный вопрос и больнойкак нарыв.
Вот он сидит переднами, глядите,
Сжался пружиной,отчаялся он,
Словно стена без дверейи без окон.
Вот они, главные истиныэти:
Поздно заметили… поздноучли…
Нет! Не рождаютсятрудные дети!
Просто им вовремя непомогли.
(С. Давидович)[1]
Выражение «трудные дети» очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однакони педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этомупонятию.
Для того чтобырассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить егопонимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» — этоотдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остальногообщества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, такназываемый тип «нормативная личность» — это люди, черты характера и поведениякоторых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеаломчеловеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» — люди,поведение которых не противоречит ценностям общества[2].В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самойнеблагополучной для общества группой.
Впервые понятие «трудныедети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкоераспространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. Накакое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось.В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики ипсихологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности егоиспользования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают егооскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтомусовременная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» стараетсяиспользовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска»,«педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «детинестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.
Если брать во вниманиетот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужденпреодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называтьтрудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям,проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
Такой термин можновстретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием«учащиеся с проблемами».
Однако, как бы ниназывали учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашемобществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, нестановится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети»существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно такжеотдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом,воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.
К вопросам воспитания«трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности,ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционнымирубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи:социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и ихвлияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т.д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижениевозраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в светеспециально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальнойжизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как этоделать?[3]
Самое красноречивоеотношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результатысоциологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных»недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществедавно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» вспециализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобноготипа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломатьголову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто отрудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицахдевиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-тослышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятнуюкомпанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должензаниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемывоспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место- тюрьма».
Однако всегда ли этобудет единственное и правильное решение? [4]
Объектом исследования вданной работе станет современное общество, а именно дети и подросткисовременного общества.
Предметом рассмотренияявляются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.
Целью данной работыявляется рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления,а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детейили с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставленыследующие задачи:
1.        Определитьвозникновение и современное понимание термина «трудные дети».
2.        Рассмотретьосновные виды «трудного» поведения детей и подростков.
3.         Проанализироватьпричины возникновения такого поведения.
4.         Выявитьнаиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способыработы с детьми «трудного» поведения.
Для выполнения этихзадач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работыразных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данныесоциологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.
Работа строится попроблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия«трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфыпосвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное»поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причиныпоявления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвященыпричинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-яглава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержитнекоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и даетвывод о еёрезультатах.

ГЛАВА I.Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.
1.1. Девиантное иделинквентное поведение.
На основании анализасовременной научно-педагогической литературы можно выделить три существенныхпризнака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признакомявляется наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения[5].
Для характеристикиотклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и«девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков,провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся откриминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.
Под девиантностьюразумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятиявключается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основнымдевиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию,алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику[6].
Под труднымишкольниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведениякоторых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и«педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, иотносительно легко поддаются перевоспитанию.
Трудные дети.В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателейи внимании коллектива сверстников[7].
Детство – подготовка квзрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастетхорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство– не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в которомребёнок потерялся, как ненужная вещь.
Вначале ребёнокстановится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надопонимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первуюочередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла иласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, какправило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни вшколе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потомнежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениямдисциплины.
Трудно самому ребёнку.Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым,желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё большеотдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисленияребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохаяуспеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнкаположения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого началаучёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, еголичное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе[8].
Ребёнок становитсятрудным, справедливо отмечает профессор А.И Кочетов, когда происходитсовпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе ипедагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта ивнутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитаниясразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний[9].
К трудным обычноотносят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями внравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения,недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняютдомашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, частодерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычнозанимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать,попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонамижизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются кнаркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи,грабежи и даже убийства[10]. Поведениедетей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что являетсяособо тяжелой формой девиации.
 
1.2. Типизация«трудных» детей и подростков.
Психологи и педагогипредложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся кдетям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальнымподростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И.Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:
1.        детис нарушениями в сфере общения
2.        детис повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью,острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)
3.        детис недостатками умственного развития
4.        детис неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные,своевольные, недисциплинированные, неорганизованные)[11].
Из трудных детей формируютсяасоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризуеттак:
1.        циники;вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов ипотребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми;сознательно противопоставляют себя обществу.
2.        неустойчивые,не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; ихповедение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурномувлиянию, не способны ему противостоять.
3.        подросткии старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личныенепосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов;непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине ит.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, иудовлетворяются недозволенным образом.
4.        аффективныедети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что ихнедооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
5.        Основнымипризнаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считаетсклонность к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование шаек свожаками, агрессивность[12].
Таким образом, можносделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точноеопределение достаточно сложно.
1.3. Основные причинывозникновения трудного поведения.
 
В конце 19- начале 20вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причиныотклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различныетеории. Которые можно условно разделить на две группы:
1.              биологическиепричины
2.              психологическиепричины[13]
Так, например, авторыбиологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американецУильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведениеми биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человекаопределяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:
1.        Эндоморф– человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом – такомучеловеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.
2.        Мезоморф– тело человека отличается силой и стройностью – он отличается склонностью кбеспокойству, активен и не слишком чувствителен.
3.        Эктоморф– отличается тонкостью и хрупкостью тела – склонен к самоанализу, наделёнповышенной чувствительностью и нервозностью.
По мнению авторовбиологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы[14].
Хотя подобныебиологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенновытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное иделинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики,нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, чтонекоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловленыгенетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологическиеособенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, еслимальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направленапротив общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаяхбиологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь спсихологическими[15].
К середине 20 векастали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантномуповедению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработалЭ.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствиеценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.
Впоследствии социологическуютеорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время этатеория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного иделинквентного поведения детей[16].
На самом деле, помнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальныхпричин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет.Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причинынеудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своихпоступках, которые преподносятся как образцы поведения.
Дети копировали, ивсегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются,перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.
Современная жизнь изобилуетасоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральныминормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы»,дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают,почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; вих реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректироватьасоциальное поведение детей[17].
Причин, по которымребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например,А.И.Кочетов выделял следующие причины:
·                Возросшаянапряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны кпересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всёменее цивилизованным.
·                Школьнаянапряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий,повышении темпов.
·                Большоедавление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание междутем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от неготребуют в школе.
·                Широкийспектр возможных недостатков морального воспитания — от непонимания моральныхнорм до нежелания с ними считаться.
·                Интеллектуальнаянеразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной частидетей
·                Неблагоприятнаянаследственность
·                Дефектысамооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с нимисчитаться
·                Неустойчивостьнервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегосяповедения
·                Отсутствиеволевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)
·                Асоциальноеповедение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни ит.п.)
·                Полноебезразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых
·                Подстрекательствовзрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения
·                Неблагополучноетечение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничениясамостоятельности
·                Замедленныетемпы умственного, социального и морального развития
·                Педагогическаязапущенность[18]
Педагогическаязапущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопростак: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответбудет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей длянормального функционирования социальных институтов.
Трудные дети – этовсегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не принялисвоевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадаютшкольники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых несложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места вколлективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся инедисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой ненаходят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушенияхдисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорностьблагоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимопереключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела,направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работаетне в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных издоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка ктруду[19].
С. Невская и И.Невскийобъясняют отклонения в поведении детей и подростков  следующими группамифакторов:
·       Педагогическойзапущенностью, когда ребёнок ведёт себя неправильно в силу своейневоспитанности, отсутствия необходимых знаний, умений, навыков.
·       Социальнойзапущенностью, т.е. испорченностью неправильным воспитанием.
·       Глубокимпсихологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматомв семье, неуспехами в учёбе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубымили жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших.
·       Отклонениямив состоянии психического и физического здоровья, возрастными кризами.
·       Незанятостьюполезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов ицелей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды[20].
Социальная ипедагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного,невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей,общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество,ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста поотношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формысамоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и дажепротивоправными.
Во всех этих случаяхнаносится вред не только обществу, но и личности, её формированию. Очень часточеловек остаётся ущербным всю жизнь[21].
Таким образом, самыйобщий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростовпозволяет выделить следующие этапы развития:
1.     неодобряемоеповедение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанноес шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.
2.     порицаемоеповедение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов,родителей.
3.     Девиантноеповедение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления ипроступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность,агрессивность, кражи и др.)
4.     делинквентное,или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального идеструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм итребований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе:хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостныенарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.
5.     противоправное,или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушенияи преступления
6.     деструктивное,или экстремальное, поведение, основу которого составляют действия и поступки,наносящие непоправимый ущерб личности – систематическое употребление спиртныхнапитков, токсических и наркотических средств и др.[22]

Из вышеприведённыхфактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорийсуществуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причиныпоявления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитываетребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.
Пребывая в семье сраннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороныродителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейноговоспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств,соответствующим образом сказываются на характере подростка.
·         Исследованиянеблагополучных семей позволяют определить основные причины педагогическойзапущенности подростков:
1)        грубое,неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей ивзрослых членов семьи;
2)        отсутствиетребований к детям со стороны родителей;
3)        несоблюдениеединства требований к подростку со стороны отца и матери;
4)        нарушениемеры в поощрении;
5)        нарушениемеры в наказании;
6)        нездороваянравственная атмосфера семьи;
7)        пребываниеподростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;
8)        злоупотреблениеродителей прямыми назойливыми назиданиями;
9)        безнадзорность(объективная и субъективная);
10)     избалованность,изнеженность детей,
11)     нездоровыйобраз жизни родителей;
12)     дурнойпример родителей[23].
·         Исходяиз типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условныхгрупп трудных детей:
1.Дети,выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2 Безнадзорныедети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможностиконтролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовойзанятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).
3.Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери,отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего онипребывают в условиях ничегонеделанья).
4.Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный,аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формированииличностных качеств подростка)[24].
Неблагоприятные условиясемейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного иделинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что всовременном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можносделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к нимв нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные»дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему этопроисходит?
По мнению многихсовременных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей иподростков к девиантному и делинквентному поведению. Рассмотрим следующиефакты.
Одним из средствмассового воспитания, массовой культуры являются средства массовой информации –СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи формируют представление ребёнка отом, что является модным, современным, увлекательным. И зачастую СМИромантизируют девиантное поведение, т.е. те, которые должны воспитывать «лицдевиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.
В качестве примера можно привести теле репертуар толькоодного дня нашего телевидения: «Любовь со смертью» (о похожденияхмолодой некрофилки), «Колдовская любовь» (сочетание черной магии и«тяжелой» эротики), «Космическая морская пехота» (о«крутых» американских парнях, наводящих «американскийпорядок» в космических просторах), «Главная цель» (о повадках,приемах и зверствах американской мафии — учебное пособие для доморощенныхроссийских бандитов), «Бандитский Петербург» (поделка ужеотечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной,трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та жекровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении уЗапада позаимствовано все: «Поле чудес» и диснеевские мультфильмы,американское шоу с русским названием «Добрый вечер с ИгоремУгольниковым» и «Дог-шоу», каналы MTV и СТС[25].
В августе-декабре 2004 г. Единым научно-методическимцентром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтомсоциально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование«Молодежь Москвы о средствах массовой информации». В нем участвовали 754 человека. Среди них — учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том,из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию ожизни молодежи, ответы распределились следующим образом.
Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[26]
Из телепрограмм
27,7
Из радиопрограмм
19,1
Из газет
14,3
Из журналов
18,2
Из сети «Интернет»
12,3
Из слухов
8,1
Из других источников
0,3
Как видно из приведенных данных, на первомместе оказалось телевидение.
В ходе  исследования  был также заданвопрос, сколько времени уделяют подростки тем или иным информационно-культурнымисточникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в«арьергарде» оказались книги.
 
Сколько времени Вы уделяете:[27]Источник информации 1-2ч. 3-4ч. Более 4ч. Не уделяю Чтению газет и журналов 56,4 20,5 4,7 18,4 Прослушиванию аудио- и видеокассет 46,8 22,7 9,3 21,2 Видеофильмам 43,8 24,6 7,3 24,3 Телепередачам 43,6 36,8 14,3 5,3 Изучению специальной литературы, учебников 36,9 12,1 5,1 45,9 Радиопередачам 35,5 26,9 14,9 22,7 Чтению художественной литературы 34,3 15,7 7,5 42,5
К лидерам, формирующим мнение,представления и запросы подростков можно отнести популярных артистов и певцов,музыкальные группы, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных,телевизионных и  ведущих и т. п. На страницах печатных изданий, по молодежномурадио и телевидению можно зачастую услышать горделивые признания рок-звезд икинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это «круто»,как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряетчувства. А после этого исполняется «хит сезона» — песня онаркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности,намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шуткина эту тему — все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе.Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительнуюворонку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибылинаркомафии[28].
Во многих печатных и электронных средствахмассовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительнаячасть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной илискрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортовпива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского имолодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый,пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде[29].
Таким образом многие современные СМИспособствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к преступности,алкоголизму, наркомании, т.е. различным формам девиации.
 

ГЛАВА II.Особенности работы с детьми трудного поведения.
 
Итак, мы уже достаточноопределились с вопросами о том, кто такие «трудные» дети и почему онипоявляются в нашем обществе. Осталось только ответить на вопрос, каким образоморганизовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростковуменьшилось. Как предотвратить девиантное поведение, как помочь «трудному»ребёнку стать «нормальным»? Обратимся к работам известных педагогов, психологови социологов.
2.1. «Трудные дети» вшколе и учебной деятельности.
Дети осложнённогоповедения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работапедагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего,педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагированияпсихической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек;переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкойуверенности в себе.
Восстановлениюэмоционально психологических связей с коллективом посвящена вся педагогикаперевоспитания А.С.Макаренко[30]. Егопедагогический опыт создания спец. школы – интерната для «трудных» подростков,подробно описанный в «Педагогической поэме» стал настоящей сенсацией. В своейдеятельности и сопутствующих исследованиях он пытался приобщить каждоговоспитанника к жизни коллектива с учётом его индивидуальных особенностей.Результатом его работы стало возвращение десятков бывших «трудных» детей иподростков к нормальной общественной жизни.
А.С. Макаренко,призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальныхособенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия»,рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальнымсвоеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не«парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждымвоспитанником»[31].
Эта точка зрения,высказанная ещё в прошлом столетии, полностью поддерживается большинством нашихсовременников.
Педагогу прежде всегонеобходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные,своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальныхособенностях школьников, тем правильнее он может организоватьучебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии синдивидуальностью воспитанников[32].
Педагогическая позицияпо отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер,поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитиеотрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характересвоего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его[33].
Одного ученика полезно похвалить, так какэто укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучшевоздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно иподчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношениюк неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверени несамокритичен[34].
Индивидуальный подход выражается и вприменении меры и формы наказания. На одних школьников действует простоеосуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят ивоспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношениюк таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этомнеобходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьниковне возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя)[35].
На вопрос как же учитель долженорганизовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинскийответил так: «Главное — не допустить переживания этими детьми своей«неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения кучебному труду, не притупить чувство чести и достоинства»[36].Эта цель достигалась комплексом приёмов.
Во-первых, «учить и воспитывать такихдетей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-тоспециальные учебные заведения нет нужды». Это необходимо не только для того,чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей«неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценнойдуховной жизни школы» .
Во-вторых, на уроке дети с пониженнойспособностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы имуспех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону вумственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующиезадания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в своисилы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствиемуспеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной,продуктивной учебной деятельности[37].
Известный педагог Н.Е.Щуркова предлагаетнесколько вариантов работы с такими детьми:
·         Подавление их действий ипоступков, способных нанести вред
·         Игнорирование его умышленнорезкого, провоцирующего поведения
·         Вовлечение ребёнка в какую-нибудьактивную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством)[38]
Подводя итог всем упомянутым способам иметодам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен заниматьбольше внимания педагога, чем «нормальный».  Если вспомнить, что «трудный»ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимыйв большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.
2.2. «Трудные дети» в обществе.
Одна из особенностейповедения трудных детей — конфликтные длительные отношения сокружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо волиподростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная средарасширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинствомвзрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляютсебя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред.Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих другихчленов этого общества.
Сложная социально-экономическая ситуацияпоследних лет в России вызвала увеличение количества безнадзорных детей. Поданным МВД  ещё в 1997 году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 67,6тысяч безнадзорных несовершеннолетних, число лиц, лишенных родительских прав, ужетогда его рост считался возросшим за последние 5 лет в три раза.[39]К сожалению, в наши дни рост безнадзорных и беспризорных детей ещёпродолжается.
Растущий человек оказывается васоциальной, подчас криминальной среде, где действуют чуждые обществутребования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы (клички,“общий котел”, клятвы, ритуалы, “прописка”, татуировки, уголовный жаргон ипр.).
Для спасения детей от поднимающейся волныбродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения стало создание Центровпсихолого-педагогической и медико-социальной помощи детям на всей территорииРоссийской Федерации от Архангельска до Таганрога, от Калининграда и Пскова доХабаровска.
Основное назначение Центров — оказаниеконкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение педагоговк его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание иреализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации,саморазвитию, самоопределению.
В условиях Центров воспитываютсянесовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния,предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, получившие отсрочку исполнения приговораили осужденные условно (В большинстве случаев только благодаря вмешательствуЦентра в судьбу ребенка. В случае вынесения приговора с лишением свободы Центрсодействует обжалованию приговора в более высокой судебной инстанции, и изследственного изолятора ребенок помещается в приют Центра). Существующаясистема “борьбы” с подростковой преступностью определяет помещение таких детейтолько в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или ввоспитательно-трудовые колонии системы МВД.
В последние годы отмечается высокийуровень девиантного поведения принимаемых в подобные Центры детей. Так прианализе базы данных одного из регионов России в 2002 году зафиксированоследующее:
Состояли на учете в ОПППН или имелисудимость 88%
Употребляли алкоголь 98%
Употребляли наркотические или токсическиевещества 78%
Сексуально-девиантное поведение с половойраспущенностью 38%
Участвовали в грабежах и вымогательствах26%
Участвовали в кражах 75%
Склонность к бродяжничеству, уходам издома 64%
Практически каждый второй подросток — второгодник, либо не обучался в школе в течение 2-3 лет и более. В Центрахвоспитываются дети от 10 до 18 лет, по возрастному составу свыше 50% — подростки старше 15 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что«трудные дети» являются большой проблемой нашего общества, и могут быть опасныдля него. В то же самое время они нуждаются в постоянной заботе и поддержкеэтого общества, требуют к себе внимания и огромных затрат – как моральных, таки материальных. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе,можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе оченьактуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрастесегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется сдевиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных»детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезныхделах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркоманиии курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение,показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.
Возникает девиантное иделинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических,физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания,и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.
«Трудными» обычностановятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видятдевиантное поведение со стороны взрослых.
С возрастом проблемы«трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто икак будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должнаиграть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведениеребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагоговтакже требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
В данной работерассмотрены основные способы и методы взаимодействия с ними, причинывозникновения девиантного и делинквентного поведения, а также дано общееопределение понятию «трудный» ребёнок.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Азаров Ю.П. Искусствовоспитания – М: “Просвещение”, 1985г.
2.        Жуховицкий Л. А.Открытое письмо к читателю// Педагогика. — 1989.- № 4. С.18 -25.
3.        Избранныепроизведения: в 4 т., Киев: Радянська школа, 1979-1980.
4.        Кащенко В.П.Асоциальное поведение школьника// Вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43.
5.        Кон И.С.Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
6.         Коротов В.М.Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М: “Педагогика”,1989г.
7.        Любицина М.И.В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.
8.         Макаренко А.С. Овоспитании – М; Политиздат, 1990г
9.         Натанзон Э.Ш.Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М:“Просвещение”, 1984г.
10.      Невский И.А.Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
11.      Немов Р. С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 2-еизд. – М.: Просвещение: Владос.
12.      Плоткин М.М.Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей// Педагогика.-2000.- №1. С.19
13.      Психолого– педагогические подходы в работе с трудными учащимися: Методический материалдля педагогов ПТУ/ В.Г.Сенько. Минск, 1995. С.4 М.,1999. С.219.
14.      Родгчанин Е.Г,Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского — М:“Педагогика”, 1991г.
15.      СобкинВ.С. Проявление девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии.-2004.-№3.С.3.
16.      «Социальнаясфера Москвы в оценках населения столицы».
http: // www.mos.ru
17.      Социологиямолодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов – на Дону,2002001.С. 479.
18.      Хрестоматия попедагогике.: Учебное пособие для учащихся педагогических университетов,институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.