Реферат по предмету "Психология"


Типы характера. Неплодотворные ориентации

ТИПЫ ХАРАКТЕРА. НЕПЛОДОТВОРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

1. Рецептивнаяориентация
При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне,и он считает, что единственный способ обрестижелаемое – будь то нечто материальное илипривязанность, любовь, знание, удовольствие – этополучить его из этого внешнего источника. При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб «быть любимым», а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости ввыборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-тоэто для них такое захватывающее переживание, что онибросаются за всеми, кто предлагает им любовь или то,что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительныко всякому отдалению или отпору со стороны любимогочеловека. Такова же их ориентация и в сфере мышления:если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшими слушателями, посколькуориентированы на восприятие идей, а не на их создание; предоставленные самимсебе, они чувствуют себя парализованными. Для этих людей характерно, что ихпервая мысль – найти кого-тодругого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделатьхоть малейшее усилие. Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственнойактивности. Не будучи религиозными, они относятся клюдям и институтам совершенно так же: всегда ищут«магического помощника». Они демонстрируютсвоеобразный вид верности, в основе которойблагодарность к тому, кто питает их, и страхпотерять его. Поскольку они нуждаются в множестветех, кто обеспечивает их безопасность, они вынужденыбыть верными многим людям. Им трудно сказать нет, иони легко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Раз они не могутсказать «нет», они любят говорить «да» всему ивсем, и в результате паралич их критических способностей делает их слишкомзависимыми от других.
Они зависятне только от авторитетов, дающих им знания, помощь, но вообще от людей,способных оказать какую бы то ни было поддержку. Они чувствуют себяпотерянными, будучи предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничегоне способны делать без посторонней помощи. Эта беспомощность имеет решающеезначение в тех действиях, которые, по самой своей природе могут совершатьсятолько самостоятельно – принятие решения или принятие ответственности. В личныхотношениях, например, они спрашивают совета у того самого человека,относительно которого они должны принять решение.
Людирецептивного типа очень любят поесть и выпить. Они стремятся преодолетьтревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой. Рот у них оченьхарактерен, зачастую он очень выразителен: губы приоткрыты, как будто постояннождут кормежки. В их снах поедание пищи – это частый символ любви, а чувствоголода – выражение фрустрации и разочарования.
Вообще,мироощущение у людей рецептивной ориентации оптимистичное и дружелюбное; у нихесть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными иприходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания». У них частоесть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то длядругих также ради того, чтоб добиться их расположения.
2. Эксплуататорскаяориентация
Эксплуататорскаяориентация, подобно рецептивной, имеет в качестве основной предпосылкиощущение, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создатьсамому. Отличие между двумя этими ориентациями, однако, в том, чтоэксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а отнимаету них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на всесферы действий. В области любви и чувств такие люди склонны присваивать икрасть. Они испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять укого-то другого. Условием привлекательности для них служит привязанностьчеловека к кому-то другому; они не склонны влюбляться в не привязанного ни ккому человека.
Мыобнаруживаем ту же установку и в области мышления и интеллектуальнойдеятельности. Такие люди будут склонны не создавать идеи, а красть их. Этоможет проявляться прямо в форме плагиата или более скрыто, в форме парафразаидей, высказанных другими людьми, и настаивали, что эти идеи новы и являются ихсобственными. Поразительно, что зачастую люди больших умственных способностейследуют этим путем, при том, что если б они положились на собственные таланты,они вполне могли бы сами создавать свои идеи. Отсутствие оригинальных идей илинезависимого творчества у иных одаренных людей часто объясняется ориентацией иххарактера, а не каким-то врожденным отсутствием оригинальности. Это положениесохраняется и в ориентации в сфере материальных вещей. Вещи, которые они могутотобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами.Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могутчто-то выжать. Их девиз: «Краденый плод – самый сладкий». Поскольку они хотятиспользовать и эксплуатировать людей, они «любят» тех, кто прямо или косвенноможет стать объектом эксплуатации, и им «наскучивают» те, из кого они уже выжали все. Крайний пример – клептоман, который наслаждается только теми вещами, какие можно украсть, хотяу него достаточно денег, чтоб купить их. Символом этойориентации, кажется, может служить язвительная гримаса,которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры слов стоитотметить, что они часто делают «язвительные» замечанияв адрес Других людей. Их установка окрашена смесьювраждебности и манипуляции. Каждый человекрассматривается как объект эксплуатации иоценивается по его полезности. Вместо доверчивостии оптимизма, свойственных рецептивному типу, здесь мы обнаруживаемподозрительность и цинизм, зависть и ревность. Поскольку они удовлетворяютсятолько вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, чтопринадлежит другим, и недооценивать свое собственное.
3. Стяжательскаяориентация
Стяжательскаяориентация совершенно отлична от рецептивного и эксплуататорского типов,сходных в том, что оба надеются получить вещи из внешнего мира. Данная жеориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнегомира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, атраты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, иих главная цель – как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньшеиз него отдавать. Их скупость распространяется как на деньги и материальныевещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них – это, по существу, обладание:сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым».Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый видверности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое взолотой век; он держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежнихчувствах и переживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны кплодотворному мышлению.
Их такжеможно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно сжаты губы; у ниххарактерные жесты погруженных в себя людей. Если у рецептивного типа жесты какбы манящие и плавные, у эксплуататорского – агрессивные и резкие, то устяжательского – жесты чопорные, как будто эти люди хотят обозначить границымежду собой и внешним миром. Другой характерный элемент их установки – педантичнаяаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли и чувства, но опятьже, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и фригидна. Он терпетьне может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их впорядок. Внешний мир для него – это угроза вторжения в его оборонную позицию;аккуратность означает подчинение себе внешнего мира путем водворения его иудержания на надлежащем месте, чтоб избежать опасности вторжения. Егоманиакальная чистоплотность – это еще одно выражение потребности устраниться отконтакта с внешним миром. Вещи за пределами его собственного миравоспринимаются как опасные и «нечистые»; он аннулирует угрожающий контакт путемманиакального омовения, похожего на религиозный ритуал омовения, предписанныйпосле контакта с нечистыми вещами и людьми. Вещи нужно класть не только нанадлежащее место, но и в надлежащее время: навязчивая пунктуальность – этохарактерная черта стяжательского типа; это еще одна форма подчинения себевнешнего мира. Раз внешний мир воспринимается как угроза оборонной позиции, тологической реакцией будет упрямство. Постоянное «нет» – это почтиавтоматическая защита от вторжения; упрямо стоять на своем – вот ответ наугрозу атаки извне. Такие люди склонны считать, что обладают только неким ограниченнымзапасом силы, энергии и ментальных способностей, и этот запас тает,исчерпывается и никогда не пополнится. Они не могут понять, что все жизненныесубстанции обладают функцией самовосполнения, и активность и трата силувеличивают энергию, в то время как инертность ее парализует; для них смерть иразрушение обладают большей реальностью, чем жизнь и развитие. Акт творчества –это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их высшие ценности – порядоки безопасность; их девиз: «Нет ничего нового под солнцем». В отношениях сдругими людьми близость для них – угроза; или отстраненность, или обладаниелюдьми – вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности и имеетособое чувство справедливости, выражаемое так: «Мое – это мое, а твое – этотвое».

4. Рыночнаяориентация
Рыночнаяориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Чтобыпонять ее природу, нужно принять во внимание экономическую функцию рынка всовременном обществе, не только задающего модель данной ориентации характера»но и являющегося основой и главным условием ее развития у современногочеловека.
Производительпытается определить спрос заранее, а при монопольных условиях даже обретаетнекую степень контроля над ним. И тем не менее регулирующая функция рынка былаи все еще остается достаточно властной, чтоб иметь глубокое влияние наформирование характера городского среднего класса, а благодаря социальному икультурному влиянию последнего – на все население. Рыночное понятие ценности,превосходство меновой ценности над полезной привело к сходному понятию ценностив отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе.Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственнойценности как меновой, я называю рыночной ориентацией.
В наше времярыночная ориентация получила ускоренное развитие с развитием нового – «личностногорынка», который является феноменом последних десятилетий. Клерки и продавцы,администраторы и врачи, адвокаты и художники – все представлены на этом рынке.Правда, их правовой статус и экономическое положение различны: одни – независимы,взимая плату за свои услуги; другие работают по найму, получая жалование. Номатериальный успех у всех зависит от признания их личности теми, кто платит заих услуги или нанимает на работу за жалованье.
Принципоценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажупредлагаются личности, на втором – товары. Ценностью в обоих случаях являетсяменовая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточноеусловие. Правда, наша экономическая система не могла бы функционировать, еслибы люди не были искусны в том деле, какое им надлежит исполнять, и обладалилишь приятной личностью. Даже самые изысканные манеры в обращении с больными исамый красиво обставленный офис на Парк-авеню не принесут успеха нью-йоркскомуврачу, если он не обладает минимумом знаний и опыта. Какой бы обаятельнойличностью ни была секретарша, это не спасет ее от потери места, если она неумеет быстро и грамотно печатать на машинке. Однако, если мы зададимсявопросом, каков удельный вес мастерства и личностной ценности как условийуспеха, мы обнаружим, что только в исключительных случаях успех оказываетсяпреимущественно результатом мастерства и каких-то других человеческих качеств,вроде искренности, порядочности и честности. Хотя соотношение мастерства ичеловеческих качеств, с одной стороны, и «личности» – с другой, как необходимыхусловий успеха, изменчиво, «личностный фактор» всегда играет решающую роль.Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошо человек умеетпродать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколькопривлекательна его «упаковка»; насколько он «бодр», «крепок», «энергичен», «надежен»,«честолюбив»; к тому же, каково его семейное положение, к какому клубу онпринадлежит, знается ли он с нужными людьми. Тип желательной личности зависитот достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.Биржевой маклер, продавец, секретарша, железнодорожный служащий, преподавательколледжа или управляющий отелем – каждый должен предложить требуемый типличности, который, вне зависимости от его особенностей, должен удовлетворятьодному условию: пользоваться спросом.
Тот факт, чточтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом длявыполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить всостязание со многими другими, формирует у человека определенную установку поотношению к самому себе. Если бы для достижения жизненных целей было достаточнополагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была быпропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности;но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продатьсвою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца,и как товар одновременно. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а отом, чтоб стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувствомтовара, например, с чувством сумок на прилавке, если б они могли чувствовать имыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно «привлекательнее», чтобыпривлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтоб получить цену выше,чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себяизбранницей, поскольку это означало бы, что она самая «ценная» из сумок; а та,которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бысознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке,которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти измоды.
Подобносумке, человек должен быть в моде – на личностном рынке, а чтобы быть в моде,ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знаниесообщается в общем виде на протяжении всего процесса воспитания, от детскогосада до колледжа, и восполняется в семье. Однако знания, полученного на этойранней стадии, недостаточно; оно подчеркивает только некоторые общие качества,такие, как приспособляемость, честолюбие и чуткость к меняющимся ожиданиямдругих людей. Более точную картину моделей успеха дают другие источники.Иллюстрированные журналы, газеты, кинохроника на разный лад демонстрируютпортреты и жизненные истории преуспевающих людей. Ту же функцию выполняет иреклама. Преуспевающий служащий, чей портрет помещен в рекламе мужской одежды,это образец того, как нужно выглядеть и каким быть, если хочешь заработать«большие деньги» на современном личностном рынке.
Самое важноесредство передачи обычному человеку образа желательной личности – это кино.Молодая девушка старается в выражении лица, в прическе, в жестах подражатьвысокооплачиваемой звезде, считая все это самым многообещающим путем к успеху.Молодой человек старается быть похожим на героя, которого видит на экране. Хотяобычный человек имеет мало контактов с жизнью самых преуспевающих людей, егоотношения со звездами кино – дело другого рода. Да, он не имеет реальногоконтакта и с ними, но он может снова и снова видеть их на экране, можетнаписать им и получить их карточку с автографом. В отличие от тех времен, когдаактер был социально унижен, но тем не менее передавал своей аудитории творениявеликих поэтов, наши кинозвезды не служат передаче великих творений или идей,их функция – служить как бы связующей нитью между обычным человеком и миром«великих». Даже, если обычный человек и не может надеяться стать таким жепреуспевающим, как они, он может стараться подражать им: они его святые, иблагодаря своему успеху они воплощают определенные нормы жизни. Поскольку современныйчеловек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, егосамооценка зависит от условий, ему неподвластных. Если он «преуспевает» – онценен; если нет – он лишен ценности. Степень неуверенности, являющейсярезультатом данной ориентации, трудно переоценить. Если человек чувствует, чтоего ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночнойконкуренции с ее постоянно меняющимися условиями, его самооценка непременнобудет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны другихлюдей. Если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудачаявляет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувствобеспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступаютмерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуваженияразрушаются.
Проблема нетолько в самоуважении и самооценке, но и в восприятии себя как независимогосущества, в идентичности самому себе. Как мы увидим позднее, зрелый и плодотворныйиндивид черпает свое чувство идентичности в ощущении себя творцом, когда он сами его силы – это нечто единое; такое самоощущение можно выразить короткойфразой: «я-то, что я делаю». При рыночной ориентации человек сталкивается сосвоими собственными силами, как с товаром, отчужденным от него. Он не един сними, и они скрыты от него, потому что значение имеет не его самореализация впроцессе их использования, а его успех в процессе их продажи. И его силы, и то,что ими создано, отчуждается от него, становится чем-то от него отличным,чем-то, что другие будут оценивать и использовать; в результате его чувствоидентичности становится таким же неустойчивым, как и самооценка; заключительнаяреплика во всех возможных здесь ролях: «я-то, чего изволите».
Такоесамоощущение Ибсен выразил в Пер Гюнте: Пер Гюнт пытается открыть свое Я иобнаруживает, что оно подобно луковице – можно снимать слой за слоем, асердцевины так и не найдешь. Поскольку человек не может жить, сомневаясь всвоей идентичности, он должен, при рыночной ориентации, черпать чувствоидентичности не в самом себе и в своих силах, а в мнении других о себе. Егопрестиж, положение, успех, известность другим как некоего определенного лицастановятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставитего в полную зависимость от того, как Другие воспринимают его, и вынуждаетпридерживаться роли, однажды уже принесшей ему успех. Раз я и мои силы отделеныдруг от друга, то, конечно, мое Я определяется ценой, какую за меня дали.
Способ, какимчеловек воспринимает других, не отличается от способа самовосприятия. Других,как и самого себя, воспринимаешь как товар; они тоже представляют не себя, а тусвою часть, какая идет на продажу. Различие между людьми сводится к простомуколичественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, итак и оценивается. Этот процесс не отличается от того, что происходит стоварами на рынке. Произведение живописи и пара ботинок могут быть выражены вих меновой стоимости и сведены к их цене; множество пар ботинок будет «равно»одному произведению живописи. Так же и различие между людьми подводится пододин общий знаменатель, их цену на рынке. Их индивидуальность, то, что в нихсвоеобразно и уникально, лишается ценности, это – балласт. Значение, какимнаделяется слово «своеобразие», служит явным показателем такой установки.Вместо определения величайших достижений человека, достижений, развивших егоиндивидуальность, оно стало почти синонимом слова «странность». Слово«равенство» тоже изменило свое значение. Идея, что все люди сотворены равными,подразумевает, что все люди имеют одно и то же неотъемлемое право считатьсяцелями, а не средствами. Сегодня равенство стало эквивалентомвзаимозаменяемости, а это уже прямое отрицание индивидуальности. Равенствовместо того, чтоб быть условием развития своеобразия каждого человека, означаетизжитие индивидуальности, «самоотказ», характерный для рыночной ориентации.Равенство связывалось с различием, а стало синонимом «безразличия»; и в самомделе, безразличие это как раз то, что характеризует отношение современногочеловека к самому себе и к другим. Такая ситуация по необходимости окрашиваетвсе человеческие отношения. Когда индивидуальным «я» пренебрегают, отношениямежду людьми по необходимости должны стать поверхностными, потому что вотношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. Люди не всостоянии, да и не могут позволить себе считаться с тем, что в каждом из нихуникально и «своеобразно». Однако рынок порождает своего рода товарищество.Каждый вовлечен в одну и ту же конкурентную борьбу, участвует в одной и той жепогоне за успехом; все встречаются с одними и теми же требованиями рынка (илипо крайней мере верят, что это так). Каждый знает, что чувствуют другие, потомучто все в одной лодке: предоставленные самим себе, страшащиеся неудачи,жаждущие угодить; в этой борьбе не щадят и не ждут пощады.
Поверхностныйхарактер» человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могутобрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одномучеловеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения– это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми,преобладающей в данной культуре. И потому иллюзия-ожидать, что одиночествочеловека с рыночной ориентацией можно излечить индивидуальной любовью.
Мышление также, как чувствование, определяется рыночной ориентацией. Мышление берет на себяфункцию быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность успешно еюманипулировать. При широком и эффективном образовании это ведет к высокомууровню сообразительности, но не разума. Для манипуляции необходимо знать лишьповерхностные свойства вещей, верхи. Истина, добываемая проникновением всущность явления, становится вышедшим из употребления понятием, – истина нетолько в донаучном смысле «абсолютной» истины, догматически сохраняемая безучета эмпирических данных, но также и истина, добытая человеческим разумом врезультате наблюдений и открытая проверкам. Большинство тестов насообразительность ориентированы на этот вид мышления; они проверяют не столькоспособности разума и понимания, сколько способность быстрой ментальнойадаптации к поставленной задаче; «тесты ментального приспособления» – вот самоеподходящее для них название.
Этомумышлению свойственно оперирование категориями сравнения и количественногоизмерения, а не тщательный анализ того или иного феномена и его качеств. Всепроблемы равно «интересны», и нет смысла углубляться в разграничение их постепени важности. Само знание становится товаром. И здесь человек отчужден отсвоих сил; мышление и знание воспринимаются как инструмент для производстварезультатов. Познание человеком самого себя, психология, которая в великойтрадиции западного мышления считалась условием добродетели, правильной жизни,счастья, выродилась в инструмент для лучшего манипулирования другими и самимсобой в рыночных изысканиях, в политической Пропаганде, в рекламе и т.д.
Наконец, этоттип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. От начальнойдо высшей школы цель обучения состоит в том, чтоб накопить как можно большеинформации, главным образом полезной для целей рынка. Студентам положеноизучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Неинтерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знаниетого, что повышает меновую стоимость – вот побудительный мотив получения болееширокого образования. Мы обнаруживаем довольно большой энтузиазм к познанию иобразованию, но вместе с тем скептическое и презрительное отношение к якобынепрактичному и беспомощному мышлению, которое имеет дело «только» с истиной ине имеет меновой ценности на рынке.
Хотя япредставил рыночную ориентацию как одну из неплодотворных, она настолькоотличается от других, что ее следует выделить в особую категорию. Рецептивная,эксплуататорская и стяжательская ориентации имеют одно общее свойство: каждаяиз них представляет одну из форм человеческих установок, которая, доминируя вчеловеке, является специфичной для него и его характеризует. Рыночная жеориентация не развивает что-то, уже потенциально наличествующее в человеке(если мы не сделаем абсурдного заявления, что «ничто» это тоже часть человека);сама ее природа в том, что не развивается никакого специфического иперманентного вида отношений, но сама изменчивость установок и составляетединственное перманентное свойство такой ориентации. При этой ориентацииразвиваются те свойства, которые можно пустить на продажу. Доминирует некакая-то одна частная установка, а пустота, которую можно скорейшим образомнаполнить желательным свойством. Но такое свойство перестает быть свойством вистинном значении этого слова; оно только роль, претензия на свойство, готовоетут же замениться другим, более желательным. Так, например, иногда желательнареспектабельность. Служащий в определенных сферах предпринимательства долженвпечатлять публику той надежностью, степенностью и респектабельностью, какие всамом деле отличали многих предпринимателей девятнадцатого века. Подыскиваетсячеловек, способный внушать доверие, поскольку он выглядит так, как если б и всамом деле обладал указанными свойствами; что этот человек продает наличностном рынке, так это свою способность соответствовать желательному образу;что он представляет собой вне этой роли – не имеет значения и никого некасается. Его самого интересует не собственное достоинство, а то, что он сможетза себя выручить на рынке. Предпосылкой рыночной ориентации является пустота,отсутствие всякого специфического свойства, которое не может быть предметомобмена, поскольку любая устойчивая черта характера в один прекрасный день можетвступить в конфликт с требованиями рынка. Какие-то роли могут несогласовываться с особенностями человека; следовательно, нужно расстаться сними – не с ролями, а с особенностями. Рыночная личность должна быть свободна,свободна от всякой индивидуальности.
Описанныеориентации характера ни в коем случае не следует отделять друг от друга, какможет показаться возможным из этого краткого обзора. Например, у человека можетпреобладать рецептивная Ориентация, но обычно она соединяется с какой-то другойили со всеми вместе. Хотя позднее я рассмотрю различные сочетания ориентаций, вданный момент я хочу подчеркнуть, что все ориентации имеют свою долю вчеловеческом жизнеустройстве, а доминирующее положение той или инойспецифической ориентации в большой степени зависит от особенностей культуры, вкоторой живет индивид. Хотя более подробный анализ связи различный, ориентацийс социальными моделями следует оставить исследованию, предметом которого станутпроблемы социальной психологии, я хотел бы высказать здесь предварительнуюгипотезу касательно того, как социальные условия способствуют преобладанию тогоили иного из четырех неплодотворных типов. Следует отметить, что значениеанализа взаимосвязи ориентации характера с социальной структурой не только втом, что он помогает нам понять некоторые из наиболее важных факторовформирования характера, но также и в том, что он раскрывает роль специфическихориентаций (в той мере, в какой они присущи большинству членов некоей культурыили социального класса), как мощных эмоциональных факторов, действие которых мыдолжны знать, чтобы понять функционирование общества. Учитывая общепризнанностьвоздействия культуры на личность, я хотел бы отметить, что взаимоотношениемежду обществом и индивидом не следует понимать в том смысле, что культурныемодели и социальные институты просто «воздействуют» на индивида. Взаимодействиеидет глубже; вся личность обычного индивида штампуется по образцу отношений,принятых меж людьми) и здесь настолько велика решающая рольсоциально-экономической и политической структуры общества, что, в принципе, изанализа одного индивида можно вывести представление о всей социальнойструктуре, в которой он живет.
Рецептивнуюориентацию можно часто обнаружить в обществах, где за одной группой закрепленоправо эксплуатировать другую. Поскольку эксплуатируемая группа не имеет ни силизменять ситуацию, ни идеи об изменении, она будет склонна почтительно взиратьна эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все, чтоможет дать жизнь. Независимо от того, как: мало раб получает, он считает, чтособственными силами не мог бы добиться и меньшего, поскольку структура этогообщества внушила ему, что он неспособен что-то организовать и действовать активно и разумно. Чтокасается современной американской культуры, то на первый взгляд кажется, чторецептивная установка здесь полностью отсутствует. Вся наша культура с ееидеями и практикой отвергает рецептивную ориентацию и делает акцент на том, чтокаждый должен сам о себе заботиться, отвечать за самого себя и полагаться насобственную инициативу, если он хочет «чего-то достичь». Однако, хотярецептивная ориентация не поощряется, она вовсе не отсутствует. Необходимостьприспосабливаться и угождать, рассмотренная на предыдущих страницах, ведет кчувству неуверенности, которое служит источником изощренной рецептивности усовременного человека. Она особенно проявляется в отношении к «экспертам» и кобщественному мнению. Люди надеются, что в каждой сфере деятельности естьэксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как нужно действовать, авсе, что требуется от них, – это слушаться эксперта и довериться его идеям.Есть эксперты по науке, эксперты по счастью, а писатели становятся экспертами вискусстве жить уже лишь потому, что они авторы бестселлеров. Эта трудноразличимая, но довольно распространенная рецептивность принимает несколькогротескные формы в современном «фольклоре», развивающемся при активномсодействии рекламы. Хотя каждый знает, что в реальности схемы «быстрогообогащения» не работают, множество людей предается мечтам о легкой жизни.Рецептивность проявляется и в отношении к техническим новинкам; автомобиль, нетребующий переключения скоростей, авторучка, с которой не нужно возиться, чтобыснять колпачок, – вот наугад выбранные примеры такой фантазии. Более всегорецептивность преобладает в схемах, касающихся счастья. Вот характерная цитата:«Эта книга, – говорит автор, – расскажет тебе, как стать вдвое счастливее,здоровее, энергичнее, увереннее, способнее и беззаботнее, чем ты был прежде.Тебе не нужно следовать трудоемкой ментальной или физической программе; тут всенамного проще… Предложенный здесь путь к обещанной выгоде может показатьсястранным, поскольку мало кто из нас может вообразить достижение, не требующееусилий… И все же это так, в чем ты скоро убедишься». Эксплуататорский характереего девизом: «Я беру то, что мне нужно» заставляет нас вспомнить о предках,пиратах и феодалах, а затем о магнатах-грабителях девятнадцатого века,эксплуатировавших природные ресурсы контингента. «Парии» и «авантюристы», потерминологии Макса Вебера, капиталисты, скитающиеся по земле в поисках наживы,были людьми такого сорта, чьей целью было купить подешевле, а продать подороже,кто безоглядно добивался власти и богатства. Свободный рынок, как он сложилсяна основах конкуренции в восемнадцатом и девятнадцатом веках, взрастил этот типлюдей. Наш век увидел возрожденный голой эксплуатации в авторитарных системах,которые пытались эксплуатировать природные и человеческие ресурсы не только всвоей стране, но и в любой другой, куда у них хватало силы вторгнуться. Онипровозгласили право силы и рационализировали его указанием на закон природы,заставляющий выживать сильнейшего; любовь и порядочность были названы слабостью,размышление – занятием трусов и дегенератов. Стяжательская ориентациясуществовала бок о бок с эксплуататорской в восемнадцатом и девятнадцатомвеках. Стяжатель был более консервативен, менее заинтересован в безоглядномдобывании, чем в методическом решении экономических задач, основанном накрепких принципах и сохранении добытого. Для него собственность была символомего «я», а ее защита – высшей ценностью. Эта ориентация в значительной мереобеспечивала ему безопасность; собственность и семья, защищенные относительностабильной ситуацией девятнадцатого века, составляли безопасный и управляемыймир. Пуританская этика, с ее акцентом на труде и успехе, как несомненныхблагах, укрепляла чувство безопасности и стремилась придать жизненный смысл ирелигиозное значение человеческой деятельности. Такая комбинация стабильногомира, стабильной собственности и стабильной этикиобеспечивала представителям среднего класса чувство общности, уверенности всебе и гордости.
Рыночнаяориентация не имеет истоков в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях; онавполне современный продукт. Лишь с недавнего времени упаковка, ярлык ифирменная марка стали важны как для товаров, так и для людей. Проповедь трудаутрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи. В феодальноевремя социальная мобильность была крайне ограничена, и человек не могзадействовать свою личность на то, чтобы преуспеть. Во времена конкурентногорынка социальная мобильность стала довольно значительной, особенно вСоединенных Штатах; если ты «выполнил взятые обязательства», ты можешьпреуспеть. Ныне возможности отдельного индивида, способного сделать карьерусамостоятельно, без посторонней помощи, в сравнении с предшествующим периодомсильно уменьшились. Тот, кто хочет преуспеть, должен влиться в большиеорганизации, а его способность играть роль, которой от него ждут, – одно изглавных его достоинств.
Обезличивание,бессодержательность, утрата смысла жизни, автоматизация индивида ведут крастущей неудовлетворенности и потребности искать более адекватный образ жизнии нормы, которые могли бы привести к этой цели. Плодотворная ориентация,которую я собираюсь теперь рассмотреть, демонстрирует такой тип характера, прикотором рост и развитие всех возможностей человека является целью, которойподчинены все остальные действия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.