Реферат по предмету "Психология"


Типы по Юнгу (интроверсии и экстраверсии)

Типы по Юнгу
 
Введение
Помимомногих индивидуальных разли­чий человеческой психики существует также типическоеразличие, и, прежде всего, два резко различных типа, названныхЮнгом типом интроверсии и типом экстраверсии.
«Рассматривая течение человеческой жизни, мывидим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами егоинтересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственнойвнутренней жизнью, его субъектом. Но так как все мы в известной степениотклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом расположеныпонимать всё в смысле только нашего собственного типа. Это обстоятельствозначительно затрудняет попытку общего описания типов».
ВоззренияЮнга на личность человека являются наиболее сложными, неортодоксальными и полемическимив традиционной психологии. Видимо, этим обусловлено слишком краткое изложение вучебной литературе типологии Юнга, которое не позволяет оценить глубину иважность данной концепции.
Междутем, в результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс идейиз таких разных областей знания, как психология, философия, астрология,мифология, теология и литература. Он создал уникальную, представляющую огромныйнаучный интерес теорию личности, без понимания которой невозможно определить, чемобусловлено типическое различие в изложении Юнга. Следовательно, необходимохотя бы вкратце ознакомиться с основными идеями, принципами и терминами егоконцепции, чему и посвящена первая глава данной работы. В последующих главахподробно описано представление о типе,  чем обусловлена экстраверсия иинтраверсия, чем грозит преобладание того или другого типа в структуреличности, и, в заключение рассмотрены психологические функции.
Структура личности в теории Юнга
          
       Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичныйличности) состоит из трёх отдельных, но взаимодействующих структур: эго,личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эгоявляется центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент рsyche,включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодарякоторым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эгослужит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видетьрезультаты своей обычной сознательной деятельности.
Личноебессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания,которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят ите чув­ственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы бытьотмечен­ными в сознании.
Личноебессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоциональнозаряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из егопрошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласнопредставлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем,могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например,человек с комплексом власти мо­жет расходовать значительное количествопсихической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темойвласти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося подсильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудьдругой разновидности комп­лексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинаетвлиять на поведение че­ловека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материалличного бессознатель­ного у каждого из нас уникален и, как правило, доступендля осознания. В ре­зультате компоненты комплекса или даже весь комплекс могутосознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
Коллективноебессознательное более глубокий слой в структуре личности,представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даженаших человекообразных предков. В нём отражены мысли и чувства, общие для всехчеловеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоциональногопрошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержитсявсё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозгакаждого индивидуума».Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодарянаследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы. Юнгвысказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощныхпервичных психических образов, так называемых архетипов («первичныхмоделей»). Архетипы — врождённые идеи или воспоминания, которыепредрасполагают людей воспринимать, переживать и ре­агировать на событияопределённым образом. В действительности, это не воспомина­ния или образыкак таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под вли­янием которыхлюди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления идействия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождённой здесь являетсяименно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведен­чески наконкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями,любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
Вряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребёнок, герой, мудрец,божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденциейвыражать определённо­го типа чувства и мысли в отношении соответствующегообъекта или ситуации. Например, в восприятии ребёнком своей матери присутствуютаспекты её актуаль­ных характеристик, окрашенные неосознаваемымипредставлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание,плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы иидеи часто отражаются в сновидениях,а также нередко встречаются в культуре в виде символов, использу­емых вживописи, литературе и религии.
Понятие психологического типа
Былобы относи­тельно просто, если бы каждый знал, к какой категории он сампринадлежит. Но нередко очень трудно решить, относится ли кто-нибудь к тому илидругому типу, особенно если вопрос идёт о самом себе. Суждения о собственнойличности всегда неопределённы. «Эти субъективные искажения суждения частовстречаются потому, что каждому выраженному типу присуща особаятенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция,которая био­логически целесообразна, так как она стремится удержать душевноеравновесие». Благодаря компенсации возникают вторичные характе­ры илитипы, которые представляют чрезвычайно трудно поддаю­щийся разгадке образ;последнее является тем более трудным, что сами мы склонны вообще отрицатьсуществование типов и призна­вать одни только индивидуальные различия.
Попробуем сначалаобозначить психологические барь­еры между людьми. Юнг пишет: «Представим себедвух молодых людей, совершающих прогулку за городом. Они подходят кзамечательному замку и оба хотят ос­мотреть его изнутри. Интроверт говорит:«Интересно, как он выглядит изнутри?» Экстраверт отвечает: «Да­вай войдем», — инаправляется прямо к воротам. Ин­троверт пытается удержать его: «Но может быть,нам не разрешат», — говорит он, мысленно уже представ­ляя себе полицейских,штрафование, собак. На это экстраверт отвечает: «Хорошо. Давай спросим. Онинаверняка нас пустят». В воображении ему рисуется старый добрый охранник,гостеприимные синьоры и возможность романтических приключений. Наконец,благодаря силе оптимизма экстраверта они оказыва­ются в замке».
Далее, по словам Юнга,наступает развязка. Замок внутри был перестроен, и в нём нет ничего, кроме парыкомнат с коллекциями старых манускриптов. В этом случае манускрипты становятсяглавной радостью для интровертированного молодого человека. Только заме­тив их,он сразу же преображается и полностью погру­жается в их созерцание, лишьизредка издавая крики восторга. Он вовлекает в разговор сторожа о том, чтобыизвлечь из него как можно больше информации, и ко­гда результат не слишком егоудовлетворяет, просит по­звать хранителя для того, чтобы задать ему свои вопро­сы.Робость молодого человека исчезла, объекты пред­стают теперь в соблазнительномсвете, и у мира в целом появляется новое лицо. Но тем временем настроениеэкстравертированного молодого человека опускается всё ниже и ниже. Его лицоудлиняется, он уже начина­ет зевать. Увы, им навстречу не вышел добрый охран­ник,их не встретили с рыцарским гостеприимством, и нет ни проблеска надежды наприключения — только замок, превращённый в музей. Но ведь манускрипты можнорассматривать и дома...
В товремя как воодушевление одного растёт, на­строение другого падает: замокнавевает на него скуку, манускрипты напоминают ему о библиотеке, библиоте­каассоциируется с учёбой и приближающимися экзаменами. Он мрачно смотрит на нетак давно столь интересный и заманчи­вый замок. Объект становится негативным.«Разве это не замечательно, — восклицает интроверт, — что мы натолкнулись наэту прекрасную коллекцию?» — «Зна­ешь, мне это место уже надоело до смерти», —отвечает ему другой, уже не скрывая собственного сарказма. Интроверта этораздражает, и мысленно он клянется, что больше никогда не пойдет на прогулку сэкстравертом. Экстраверта же раздражает раздражение его товарища, и про себя ондумает, что всегда знал: его друг — не счи­тающийся с другими эгоист, который вугоду своему эгоистическому интересу готов потратить целый весен­ний день, в товремя как можно было бы замечательно провести время под открытым небом.
Существованиедвух различных типов уже давно известный факт. Термины и понятия, под которымипонимался меха­низм интроверсии и экстраверии, очень различны и всегда при­способленык точке зрения индивидуального наблюдателя. Но, не­смотря на различиеформулировок, всегда замечается общее в ос­новном понимании, а именно движениеинтереса по направлению к объекту в одном случае и движение интереса от объектак субъек­ту и к его собственным психическим процессам в другом слу­чае.
      «Наи­более обще интровертированнуюточку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всехобстоятельствах старается поставить лич­ность и субъективное психологическоеявление выше объекта и объективного явления или, по крайней мере, утвердить ихпо отношению к объекту. Эта установка придаёт большую цен­ность субъекту,чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низкомуровне ценности, он имеет второстепен­ное значение, он иногда является тольковнешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи,при­чём существенным является именно идея. Либо же он явля­ется предметомэмоции, причём, самое главное — это эмоци­ональное переживание, а не объектв его реальной индивидуальнос­ти.
Экстравертированнаяточка зрения, наоборот, ставит субъект ниже объекта,причём объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуетсявсегда второстепенным значением, субъектив­ное явление кажется иногда толькомешающим и ненужным при­датком к объективно происходящему. Ясно, чтопсихология, исхо­дящая из этих противоположных точек зрения, должна распастьсяна две совершенно различные ориентировки. Одна рассматривает всё под угломзрения своего понимания, а другая — под углом зре­ния объективнопроисходящего».
Каж­дыйчеловек обладает обоими механизмами, как выражением свое­гоприродного жизненного ритма,и только относительный перевес того или другогоопределяет тип. Ритмическая смена обеих форм психической деятельностидолжна была бы соответствовать нормальному тече­нию жизни. Сложные внешниеусловия, при которых мы живём, и, быть может, ещё более сложные условия нашегоиндивидуального психического предрасположения редко, однако, допускают совершен­ноне нарушенное течение психической деятельности. Внешние обстоятельства ивнутреннее предрасположение очень часто благопри­ятствуют одному механизму иограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходитперевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становитсяхроническим, то вследствие этого и возникает «тип,т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянногосподствует, не будучи в состоянии полностью подавить другой, так как оннеобходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтомуниког­да не может существовать чистый тип в том смысле, что он полно­стьювладеет одним механизмом при полной атрофии другого. Ти­пическая установкавсегда означает только относительный перевес одного механизма».
Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет,прежде всего, различать две обширные группы психологических личностей. Ноподобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, чтодопускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследованиеиндивидуальной психоло­гии представителей любой из этих групп тотчас же по­казываетгромадное различие между отдельными инди­видами, принадлежащими, несмотря наэто, к одной и той же группе.
Помнению Юнга индивидуумов можно различать не толь­ко по универсальномуразличию экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основнымпсихологическим функциям. А имен­но в такой же мере, как внешниеобстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают господство экстраверсии иинтро­версии, они благоприятствуют также господству в индивидууме определённойосновной функции. Основными функциями являются мышление, эмоции, ощущение иинтуиция. Если господствует одна из этих функций, то появляетсясоответствующий тип. Поэтому Юнг различает мыслительный, эмоциональный,сенсорный и интуитивный типы. Каж­дый из этих типов, кроме того, можетбыть интровертированным или экстравертированным, смотря по своемуповедению по отношению к объекту.
 
Общее описание типов
Общиезависящие от установки типы, которые Юнг обозначил какэкстравертированный и интровертируемый, различаются своей свое­образной установкойпо отношению к объекту. Каждому известны те замкнутые, с трудомпостигаемые, часто застен­чивые натуры, которые составляют сильнейшуюпротивополож­ность другим — открытым, обходительным, часто весёлым или покрайней мере приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются илиесли даже спорят, то всё-таки нахо­дятся в отношениях, позволяющих на всехвлиять или допускать их влияние на себя.
Вдействительности дело идет об основной противоположности, ко­торая более илименее отчётлива, но всегда заметна в индивидуу­мах с выраженной в известнойстепени личностью.
Таких людей мы встречаем не только средиобразованных, но вообще во всех слоях населения. Вследствие чего типы можнообнаружить как среди рабочих и крестьян, так и среди высоко дифференциро­ванныхлюдей какой-нибудь нации. Точно так же и половые раз­личия ничего не меняют вэтом факте. У всех женщин обнаружи­ваются те же самые противоположности. Стольбольшое распрос­транение едва ли могло бы иметь место, если бы дело шло об актесознания, т. е. о сознательной и намеренно выбранной установ­ке. В этом случае,конечно, определённый, связанный с одинако­вым воспитанием и образованием исоответственно этому про­странственно-ограниченный класс населения был быпреимуще­ственным носителем такой установки.
Следовательно,типы разделяются явно без разбору. В одной и той же семье один ребёнок бываетинтровертированным, а другой — экстравертированным. Так как соответственно этимфактам зависящий от установки тип, как об­щий и явно случайно распространённыйфеномен, не может быть следствием сознательного суждения или осознанногонамерения, то он своим существованием должен быть обязан бессознатель­ной,инстинктивной основе (см. коллективное бессознательное). Поэтомупротивоположность типов как общий психологический феномен должна иметь каким-тообразом свою биологическую предпосылку.
Отношениемежду субъектом и объектом, рассматриваемое биологически, является всегдаприспособлением, так как всякое отношение между субъектом и объектомпредполагает изменяю­щие воздействия одного на другой. Эти изменения составляютприспособление. Типические установки к объекту являются, по­-видимому,процессами приспособления. Природа знает два, в основе различных, путиприспособления и обусловленной этим возмож­ности постоянного существованияживого организма: один путь — это повышенная плодовитость при сравнительноменьшей силе защиты и продолжительности жизни отдельного индивидуума, второйпуть — это снабжение индивидуума многообразными сред­ствами самосохранения приотносительно меньшей плодовитос­ти. Эта биологическая противоположность, помнению Юнга, является не только аналогией, но и общим основанием обоихпсихологических модусов приспособления.
«Свойствоэкстравертированного постоянно растрачивать себя и во всём распространяться иинтровертированного защищаться от внешних воздействий, по возможности воз­держиватьсяот всяких затрат энергии, которые относятся непос­редственно к объекту, чтобыэтим создать самому себе возможно более обеспеченную и сильную позицию. Какпоказывает общая био­логия, оба пути возможны и по-своему успешны; то же самоеможно сказать и о типических установках. То, что один осуществляет массовымиотношениями, другой достигает монополией».
«Чтокасается своеобразного предрасположения, то об этом я могу только сказать, что,очевидно, существуют индивидуумы, которые обладают большей лёгкостью илиспособностью или которые с большей пользой приспособляются одним, а не дру­гимобразом. Для этого нужно было бы поставить вопрос о последних физиологическихоснованиях, недоступных нашему по­знанию. То, что такие основания возможны,кажется мне вероятным из опыта, показывающего, что изменение типа при из­вестныхобстоятельствах наносит большой вред физиологичес­кому благополучию организма ичасто является причиной силь­ного истощения».Экстравертированный тип
Для краткости и ясности изложения необходимо приописании этого и последующих типов отделить психологию со­знательного отпсихологии бессознательного. Общая установка сознания
Какизвестно, каждый ориентируется на данные, кото­рые ему доставляет внешний мир. «Один,вследствие того, что на улице холодно, считает необходимым надеть пальто,другой находит это излишним для целей своего закаливания. Один восхи­щаетсяновым тенором потому, что все им восхищаются; другой не восхищается им непотому, что он ему не нравится, а потому, что он держится мнения, что то, чемвсе восхищаются, далеко ещё не дос­тойно удивления. Один подчиняется даннымотношениям, потому что, как показывает опыт, ничто другое невозможно, другой жеубеж­дён, что если уже тысячу раз случилось так, то в тысяча первый раз можетпроизойти иначе и по-новому и т. д.».
Первый ориентируется на данные внешние факты,второй остается при мнении, которое становится между ним и объективно данным.
Когдаориентировка на объект или на объективные данные перевешивает до того, чтонаиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективнымивзглядами, а объективными отношениями, то гово­рят об экстравертированном типе.Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живёт,как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требовани­ям,в хорошем или плохом смысле, то он экстравертированный. Он живёт так, чтообъект как детерминирующая величина явным обра­зом играет в его сознаниибольшую роль, чем его субъективное мнение. Конечно, он имеет субъективныевзгляды, но их детерминирую­щая сила меньше, чем сила внешних объективныхусловий. Поэто­му он никогда не думает встретить какой-нибудь безусловный фак­торвнутри самого себя, так как таковые ему известны только вне его. Он подчиняетсявнешним требовани­ям, конечно, не без борьбы, но дело кончается всегда в пользувне­шних условий. Всё его сознание глядит наружу, так как главное и решающееопределение всегда приходит к нему извне. Из этой основной установки следуютвсе особенности его психо­логии, если только они не основаны на приматеопределённой пси­хологической функции или на индивидуальных особенностях.
Интереси внимание следуют за объективными событиями, и, прежде всего, затеми из них, которые тесно его окружают. Не толь­ко лица, но и вещи привлекаютинтерес. Соответственно этому и поступки основываются на влиянии лиц и вещей.Если даже поступки не являются простой реакцией на раздражения окружаю­щейсреды, то всё-таки они имеют характер применения к реаль­ным отношениям инаходят в рамках объективно данного доста­точный и соответствующий простор. Онисовершенно лишены тенденций выйти за эти пределы. Моральные законы поступковпокрываются соответствую­щими требованиями общества,господствующими моральными понятиями. Если бы господствующие воззрения былииными, то были бы другими и субъективные моральные направляющие тенденции.
Этастрогая обусловленность объективными факторами не обозначает полное или дажеидеальное приспособление к условиям жизни. Конечно, экстравертированномувзгляду такое применение должно казаться полным приспособ­лением, таккак такому взгляду не дано другого критерия. «Но высшая точка зрения ещё неговорит, что объективно данное при всех обстоятельствах является нормальным.Объективные условия могут быть исторически или пространственно ненормальными.Индивиду­ум, который применяется к этим отношениям, хотя подражает не­нормальномухарактеру окружающей среды, но в то же время вме­сте со всем его окружающимнаходится в ненормальном положе­нии по отношению к общеобязательным законамжизни».
Егослабый пункт заключается в том, что тен­денция его типа в такой мере направленавовне, что из всех субъек­тивных фактов даже наиболее связанный с чувствами, аименно те­лесное здоровье, как слишком мало объективный, как слишком мало«внешний», недостаточно принимается в соображение. Так что необ­ходимое дляфизического благосостояния удовлетворение элемен­тарных потребностей более неимеет места. Вследствие этого страда­ет тело, не говоря уже о душе.Экстравертированный обычно мало замечает это последнее обстоятельство, но онотем заметнее для близ­ких, окружающих его домашних. Потеря равновесиястановится для него чувствительной лишь тогда, когда появляются ненормальныетелесные ощущения.
Опасностьэкстравертированного заключается в том, что он втя­гивается в объекты и сам вних совершенно теряется. Происходящие отсюда функциональные (нервные) илидействительные теле­сные расстройства имеют компенсаторное значение, так какони при­нуждают субъекта к невольному самоограничению. «Если симптомыфункциональны, то они могут своими особенностями символически выражатьпсихологическую ситуацию, например у певца, слава ко­торого быстро достигаетопасной высоты, требующей от него несо­размерной затраты энергии, вследствиенервной задержки внезапно исчезают высокие тоны. У человека, который, начавочень скромно, быстро достигает влиятельного и многообещающего социального по­ложения,психогенно появляются все симптомы горной болезни. У человека, кото­рый недорос до тяжелой работы в необычайно разросшемся, благо­даря его собственнымзаслугам, предприятии, появляются нервные припадки жажды, вследствие которых онскоро заболевает нервным алкоголизмом». По мнению Юнга, истерия — наиболеераспростра­нённый невроз экстравертированного типа. Классический истерическийслучай всегда характеризуется чрезмерными сношениями с окружающими лицами;характерной чертой является также прямо подражательное применение кобстоятельствам.
Основнаячерта ис­терического характера — это постоянная тенденция быть интерес­ным ипроизводить впечатление на окружающих. Коррелятом к этому являетсявошедшая в поговорку внушаемость, доступность вли­янию других лиц. Явнаяэкстраверсия проявляется у истеричных и в сообщительности, которая иногдадоходит до рассказов чисто фан­тастического содержания, откуда и происходятобвинения в истери­ческой лжи. Истерический характер — прежде всего, преувеличе­ниенормальной установки; но затем он усложняется со стороны бессознательногокомпенсаторными реакциями, которые телесными расстройствами принуждают кинтроверсии преувеличенную про­тив психической энергии экстраверсию. Благодаряреакциям бес­сознательного возникает другая категория симптомов, которые име­ютболее интровертированный характер. Сюда прежде всего отно­сится болезненноповышенная деятельность фантазии.
Установка бессознательного
Бессознательноетак же может иметь установку, как и сознательное. Установка бессознательногодля действительного дополне­ния сознательной экстравертированной установкиимеет свойство интровертирующего характера. Она концентрирует энергию насубъективном моменте, т. е. на всех потребностях и побуждениях, которыеподавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой.
Ориентировкана объект и на объективно данное насилует множество субъективных побуждений,мнений, желаний и необходимостей и лишает их той энергии, ко­торая естественнодолжна принадлежать им.
«Человекне машина, которую в каждом данном случае можно перестроить для совер­шеннодругой цели и которая тогда, совершенно другим образом, будет так же правильнофункционировать, как и прежде. Человек всегда носит с собой всю свою историю иисторию человечества. Но исторический фактор выражает жизненную потребность,которой должна идти навстречу мудрая экономия. Всё, что было до сих пор, должнокак-нибудь сказаться в новом и сжиться с ним. Поэтому полная ассимиляция собъектом встречает протест уже раньше бывшего и существовавшего с самогоначала. Бессознательные требования экстравертированного типа имеют собственнопримитивный и инфантильный, эгоистический характер». Применение кобъективно данному и ассимиляция с ним мешают осоз­нанию недостающихсубъективных побуждений. Эти тенденции (мыс­ли, желания, аффекты, потребности,чувствования и т. д.) принима­ют соответственно степени их вытеснения,регрессивный характер, т.е. чем менее они осознаны, тем более они становятсяинфантиль­ными и архаическими. Сознательная установка лишает их тогораспределения энергии, которым они могут относительно располагать, и оставляетим лишь ту энергию, которую она не может отнять. Этот остаток, силу котороговсе-таки не следует недооценивать, есть то, что нужно обозначить как «первоначальныйинстинкт». Инстинкт нельзя изменить произвольными мероприятиями отдельногоиндивидуума; напротив, для этого потребовалось бы медленное органи­ческоеизменение многих поколений, так как инстинкт есть энерге­тическое выражениеопределённой органической наклонности. Та­ким образом, у каждой подавленнойтенденции в конце концов остается значительная доля энергии, котораясоответствует силе инстинкта. Эта тенденция сохраняет свою действительность,даже если она стала бессознательной благодаря лишению энергии. Чем пол­неесознательная экстравертированная установка, тем инфантиль­нее и архаичнеебессознательная установка.
Грубый,сильно превосходящий детское и граничащий со злодейским эгоизм иногдахарактеризует бессознательную установку. Если происходит преувеличение созна­тельнойточки зрения, то симптоматически появляется на свет и бессознательное, т. е.бессознательный эгоизм, инфантилизм и ар­хаизм теряют свой первоначальныйкомпенсаторный характер тог­да, когда они становятся в более или менее открытуюоппозицию к сознательной установке. Это проявляется прежде всего в абсурдномпреувеличении сознательной точки зрения, которая должна служить для подавлениябессознательного, но которая обыкновенно кончает­ся крушениемсознательной установки. Катастрофа может быть объективной, так как объективныецели по­степенно искажались в субъективные.
Катастрофическая развязка может быть и субъективногорода, в виде нервного потрясения. Последнее всегда происходит бла­годаря тому, чтобессознательное противодействие в состоянии, на­конец, парализоватьсознательное действие. В этом случае требова­ния бессознательного категорическинавязываются сознанию и этим вызывают гибельное раздвоение, которое по большейчасти сказы­вается в том, что люди или не знают более, чего они, собственно,хотят, ни к чему не имеют охоты, или сразу хотят слишком многого, имеют слишкоммного охоты, но к тому, что невозможно.
Необхо­димое,часто по культурным основаниям, подавление инфантиль­ных и примитивныхпотребностей легко ведет к неврозу или к злоупотреблению наркотиками, какалкоголем, морфием, кокаином и т. д. В ещё более тяжелых случаях раздвоениекончается самоубийством.
Выдающеесясвойство бессознательных тенденций заключа­ется в том, что именно по мере того,как сознательным непризнаванием они лишаются своей энергии, онипринимают разрушитель­ный характер, как только перестают быть компенсаторными. Ониперестают действовать компенсаторно тогда, когда достигнут состоя­ния,соответствующего тому культурному уровню, который абсолютно несовместим с нашимуровнем. С этого момента бессознательные тенденции образуют блок, во всехотношениях противоположный сознательной установке, существование которого ведётк открытому конфликту. Тот факт, что установка бессознательного компенсируетустановку сознания, обыкновенно выражается в психическом рав­новесии.
Нормальнаяэкстравертированная установка ещё не озна­чает, конечно, что индивидуум всегдаи повсюду поступает по экстравертированной схеме. При всех обстоятельствах утого же инди­видуума могут наблюдаться психические процессы, в которых явля­етсявопрос о механизме интроверсии. «Экстравертированным мы на­зываем только тотhabitus,в котором механизм экстраверсии пере­вешивает. В этомслучае наиболее дифференцированная функция постоянно подвергаетсяэкстравертированию, в то время как менее дифференцированные функции находятся винтровертированном употреблении». Иными словами болееполноценная функция наиболее осознана и подлежит контролю сознания исознательного намерения, в то время как менее дифференцированные функции такжеи менее осозна­ны, частью бессознательны и в гораздо меньшей степени подчиненысознательной воле. Более полноценная функция всегда является выражениемсознательной личности, его намерения, его воли, его действия, то время какменее дифференцированные функции относятся к тому, что случается с человеком.
«Менеедифференцированные функции в экстравертированной установке всегда проявляютисключительную субъективную зави­симость от сильно выраженного эгоцентризма иличного пристрас­тия, чем они обнаруживают свою близкую связь сбессознательным. В них бессознательное постоянно выступает на свет». Вообще,не сле­дует себе представлять, что бессознательное всегда лежит погребён­нымпод тем или другим количеством наслоений и может быть открыто только благодарятщательным раскопкам. Бессознательное, напротив, постоянно вливается всознательные психологические процессы, и даже в такой высокой мере, что иногдатрудно решить, какие свойства характера следует при­писать сознательнойличности и какие — бессознательной.
Этозатруднение бывает главным образом с лицами, которые несколько богачепроявляются, чем другие. В таких случаях правильному пониманию может помочьтолько основательный анализ свойств фун­кции. При этом нужно обращать вниманиена то, какие функции полностью подчиняются контролю и мотивации сознания, икакие функции имеют характер случайного и спонтанного. Первые функ­ции всегдаболее высоко дифференцированы, чем последние, кото­рые к тому же обладаютнесколько инфантильными и примитивны­ми свойствами. Обыкновенно первые функциипроизводят впечатление нормы, в то время как последние имеют в себе нечтоненормальное или патологическое.
Интровертированный тип
 
Общая установка сознания
Какбыло изложено выше, интровертированный тип отличается от экстравертированноготем, что он преимуществен­но ориентируется не на объект и объективно данное какэкстравертированный тип, а на субъективные факторы.
Интровертированноесознание хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективныеопределители. Этот тип поэто­му руководствуется тем фактором восприятия ипознания, кото­рый показывает субъективное предрасположение к устранению раз­драженийорганов чувств. Два лица, например, видят один и тот же объект, но они видятего не так, чтобы обе полученные от этого кар­тины были абсолютно идентичны.Помимо различной остроты орга­нов чувств и личного уравнения часто бываютглубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемогообраза. В то время как экстравертированный тип всегда предпочтительноосновывается на том, что он получает от объекта, интровертирован­ныйпредпочтительно опирается на то, что в субъекте приводит к констелляции внешнеевпечатление. В отдельном случае апперцеп­ции различие, может быть очень тонким,но в целом пси­хологического уклада оно весьма заметно и именно в форме «резерва­таличности». Резерват личностипо Юнгуэтовзгляд,согласно которому субъективистическая установка вводит в заблуждение и лишаетэто понятие ценности (мир существует не только сам по себе,но итак, как он мне кажется). Он соответствует предубеждению в пользуэкстравертированной установки против сущности интровертированного. Не следуетзабывать, что всякое восприятие и познание не только объективно, но исубъективно.
Познаниеимеет субъект и что «познание вообще» не существует. Субъективным фак­тором Юнгназывает то психологическое действие илиреакцию, которое, соединяясь с воздействием объекта, производит но­выйпсихический факт. «Но поскольку субъективный фактор с са­мых давних времен иу всех народов земли остается в очень высокой мере идентичным самому себе — таккак элементарные вос­приятия и познавания, так сказать, всегда и везде одни ите же,— то он является столь же прочно обоснованной реальностью, как и внешнийобъект. Если бы это было иначе, то нельзя было бы говорить о постоянной и всвоей сущности неизменной действительности и согласие с традициями было быневозможно. Поэтому субъектив­ный фактор есть нечто так же непреклонно данное,как протяжен­ность моря и радиус земли».
Нокак объект и объективно данное никогда не остается одним и тем же, так как онподвержен трению и случайности, так и субъективный фактор подлежит из­менчивостии индивидуальной случайности. И поэтому и его ценностьтолько относительна. Чрезмерное развитие интровертированной точки зрения всознании ведёт не к лучшему и более верному применению субъективного фактора,но к искусственному субъективированию сознания, которому нельзя не сделатьупрёка в том, что «только субъективно».
Интровертированнаяустановка в нормальном случае применя­ется в принципе к наследственно даннойпсихологической структу­ре, которая является присущей субъекту величиной. Но еёсовсем не следует считать просто идентичной с сознательной личностью субъекта,она является психологической структурой субъекта, до всякого раз­витиясознательной личности.Настоящий основной субъект, именно личность в целом,гораздо обширнее, чем сознательная личность, так как первая охватывает так­жебессознательное, в то время как последняя по существу является средоточиемсознания.
 Психологическаяструк­тура — это по Юнгу коллективное бессознательное. Индивидуальнаяличность в целом есть часть, или срез, или представитель повсюду во всякомживом существе имеющейся и находящейся на соответствующей ступени особенностипсихологического процесса, которая каждому существу должна быть вновь врождена.«Врожденная особенность образа действия с давних пор называется инстинктом,особенность психического постижения объекта я предложил обозначить как ар­хетип».
Содержанияколлективного бессознательного представлены в сознании ясно выраженныминаклонностями и воззрениями. Ин­дивидуум обычно считает — по существу ошибочно,— что они обус­ловлены объектом, так как они происходят от бессознательнойструктуры души и воздействием объекта только выявляются. Этисубъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние объекта, ихпсихическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатления. «Точнотак, как интровертированному кажет­ся непонятным, что объект всегда должениграть решающую роль, так и для экстравертированного остаётся загадкой, каксубъектив­ная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации. Оннеизбежно приходит к мнению, что интровертированный или много мнящий о себеэгоист, или фанатик-доктринер».
Установка бессознательного
Преимущественноеположение субъективного фактора в сознании означает неполноценностьобъективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему вдействительности надлежит иметь. Как в экстравертированной установке он играетслишком большую роль, так в интровертированной установке он имеет слиш­ком малозначения. В той мере, в какой сознание интровертированного субъективируется ипридаёт сознательной личности непо­добающее значение, по отношению к объектузанимается позиция, которая со временем оказывается очень шаткой.
«Объект — вели­чина несомненной силы, в то времякак сознательная личность есть нечто очень ограниченное и неустойчивое. Делообстояло бы иначе, если бы объекту противополагалась личность в целом. Личностьв целом и мир — соизмеримые величины, вследствие чего нормаль­наяинтровертированная установка является в такой же степени пригодной для проверкибытия, как и нормальная экстравертированная установка. Но если сознательнаяличность стремится при­дать себе значение субъекта, то естественнымобразом, как компен­сация, происходит бессознательное укрепление влиянияобъекта».
Это изменение проявляется в том, что на судорожноеуси­лие обеспечить превосходство сознательной личности объект оказываетнастолько сильное влияние, что оно овладевает индивидуумом бессознатель­но, иблагодаря этому навязываются сознанию без всякого противо­действия. «Вследствиенеправильного отношения сознательной личности к объекту — стремление кгосподству не есть приспособле­ние — в бессознательном возникает компенсаторноеотношение к объекту, которое проявляется в сознании как необходимая и непре­одолимаясвязь с объектом».
Чем больше сознательная личность ста­раетсяобеспечить себе всяческую свободу, тем более попадает она в рабство объекта. «Свободадуха привязывается на цель постыдной финансовой зависимости, независимостьпоступков — вре­мя от времени совершает робкое отступление перед общественныммнением, моральное превосходство попадает в трясину неполноцен­ных отношений,стремление к господству кончается грустной тос­кой по любви, бессознательноепрежде всего устанавливает отноше­ние к объекту, а именно такого рода и образа,которому свойственно в корне разрушить иллюзию власти и фантазию превосходствасо­знания».
Объект,несмотря на сознательное уменьшение, принимает страшные размеры. Вследствиеэтого сознательная личность ещё более старается отделить и преодолеть объект.В конце концов сознатель­ная личность окружает себя формальной системойпредохранитель­ных мер, которые стараютсяonpавдать,по крайней мере, призрак превосходства. Этим, однако, интровертированныйотделяет себя от объекта и изво­дит себя, с одной стороны, мерами защиты, а сдругой — бесплодны­ми попытками импонировать объекту и отстоять себя. Но этистара­ния всегда пресекаются преодолевающими впечатлениями, которые он получаетот объекта. Против его воли объект постоянно ему им­понирует, он вызывает унего неприятнейшие и продолжительнейшие аффекты и преследует его шаг за шагом.Ему всегда необходи­ма огромная внутренняя работа для того, чтобы уметь «себясдерживать». Поэтому типичной формой его невроза является психасте­ния,болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, ас другой — большой истощаемостью и хрони­ческим утомлением.
«Анализличного бессознательного показывает большое количе­ство фантазий мощи,соединенных со страхом перед насильно ожив­лёнными объектами, жертвой которыхдействительно легко стано­вится интровертированный. А именно из страха передобъектом развивается своеобразная трусость проявить себя или высказать своемнение, так как он боится усиленного влияния объекта. Он боится сильно влияющихаффектов у других и едва может избавиться от страха попасть под чужое влияние.Объекты для него имеют воз­буждающие страх мощные качества, которые он хотя неможет за­мечать сознательно, но, как он думает, воспринимает своимбессознательным. Так как его сознательное отношение к объекту относи­тельноподавлено, то оно идёт через бессознательное, где оно наделя­ется качествамибессознательного. Эти качества, прежде всего, ин­фантильно-архаичны. Вследствиеэтого его отношение к объекту ста­новится примитивным и принимает все тесвойства, которые харак­теризуют примитивное отношение к объекту. Именно тогдакажет­ся, что объект обладает магической силой. Посторонние новые объек­тывозбуждают страх и недоверие, как будто они скрывают неведо­мые опасности,давно знакомые объекты связаны с его душой как бы невидимыми нитями, каждоеизменение является помехой, если не прямо опасным, так как оно означает, каккажется, магическое оживление объекта. Одинокий остров, на которомдвижется лишь то, чему позволяют двигаться, становится идеалом».
 Психологические функции
Вскоре после того,как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришёл к выводу,что с помощью этой пары противоположных ориента­ций невозможно достаточно полнообъяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил своютипологию, включив в неё психологические функции. Четыре основныефункции, выделенные им — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувствоЮнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяютобразовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех илииных вещей, используя логику и аргументы. Противополож­ная мышлению функция —чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательныхэмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненногоопыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный илинеприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышлениевыступает в роли веду­щей функции, личность ориентирована на построениерациональных суждений,цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. Акогда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесе­ниесуждений о том, является ли этот опыт, прежде всего, приятным или неприят­ным.
Вторую пару противоположныхфункций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными,потому что они просто пассивно «схватывают», регист­рируют события во внешнем(ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя ихзначение. Ощущение представляет собой непосред­ственное, безоценочноереалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен вотношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущегоопыта. Интуитивный тип полага­ется на предчувствия и догадки, схватывая сутьжизненных событий. Юнг утвер­ждал, что, когда ведущей функцией являетсяощущение, человек постигает реаль­ность на языке явлений, как если бы онфотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция,человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значениепереживаемого.
Каждый человек наделен всемичетырьмя психологическими функциями. Однако, также как только одна личностнаяориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей иосознаваемой, точно также только одна функ­ция из рациональной илииррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены вбессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека.Любая функция может быть ведущей. Соответ­ственно, наблюдаются мыслящий,чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга,интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненнымиобстоятельствами использует все противоположные функции.
Заключение
     Две основные направленности, илижизненные установки: экстраверсия и интроверсия считаются наиболее известнымвкладом Юнга в психологию. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют вчеловеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Вэкстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру —другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанав­ливаетотношения и привязанности, внешние факторы являются для него движу­щей силой.Интроверт, напротив, погружён во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов,его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном видеэкстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуютобе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая ирациональная, другая выступает в качестве вспомо­гательной и иррациональной.Результатом комбинации ведущей и вспомога­тельной эго-ориентаций являютсяличности, чьи модели поведения определённы и предсказуемы. По мнению Юнга,истерия — наиболее распростра­нённый невроз экстравертированного типа, атипичной формой невроза интроверта является психасте­ния, болезнь,которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а с другой— большой истощаемостью и хрони­ческим утомлением.
Двеэго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуютвосемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный типфокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающегомира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека,живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертный интуитивныйтип, наоборот, сосредото­чен на реальности собственного внутреннего мира.Этот тип обычно эксцентричен держится в стороне от окружающих и индифферентен кним.
Список литературы:
     
1.   ГуревичП.С. Психология. – М., 1999.
2.   Кембриджскоеруководство по аналитической психологии. Под ред. Полли Янг-Айзендрат и ТеренсаДаусона. – М., 2000.
3.   Психологияиндивидуальных различий. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.– М., 2000. К.Г.Юнг Психологические типы.
4.   ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.