Реферат по предмету "Психология"


Темперамент в структуре личности 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЭКОНОМИКИ И МЕХАНИКИ
Кафедра общей и социальной психологии
Чабан Майя Вениаминовна

Курсовая работа
ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Научный руководитель

ассистент преподавателя

ПУНДЕВ Владимир Васильевич
Одесса — 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3

Раздел 1. Характеристика темперамента в структуре личности… 5

1.1. Характеристика структуры личности… 5

1.2. Характеристика понятия «темперамент»… 8

1.3. Основные теории темперамента… 11

1.4. Характеристика основных типов темперамента… 22

1.5. Связь темперамента со свойствами личности… 22

Раздел 2. Эмпирические исследования темперамента… 26

2.1. Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму в подростковом возрасте… 26

2.2. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста… 28

Выводы… 31

Список использованных источников..................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Проблема индивидуальных различий интересовала человечество испокон веков. Уже в Античности было отмечено, что очень сложно найти двух похожих друг на друга людей, и были предприняты попытки объяснить их различия. В качестве такого объяснения было выделено понятие «темперамент». На протяжении всего времени со времен античных врачей и философов и до наших дней темперамент исследовали в самых различных аспектах его проявления. Так, К. Сиго, Э. Кречмер и У. Шелдон пытались проследить связь темперамента с конституцией тела человека. И. П. Павлов, Б. М, Теплов, В. Д. Небылицин, В. М. Русалов связывали его со свойствами нервной системы. Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, Г. Айзенк и многие другие психологивключали темперамент в свои концепции структуры личности. Также были предприняты попытки связать темперамент со свойствами психики и выделить его собственную структуру, что нашло свое отражение в работах Мерлина, Русалова. Было создано множество различных типологий темперамента, помимо общеизвестной включающей сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический типы. Среди самых известных – типологии Я. Стреляу, а также представленные в конституциональных теориях типологии Кречмера и Шелдона. Также внимания заслуживает и теория темперамента Б. И. Цуканова. Изучение темперамента до сих пор не теряет своей актуальности, т.к. находятся новые сферы его применения, например, профессиональная пригодность. Однако, не смотря на разнообразие учений и концепций темперамента, его проблема все еще остается до конца не изученной и спорной.

Объект исследования. Объектом данного исследования является темперамент в структуре личности.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступает темперамент как свойство личности.

Цель исследования. Целью данной работы является рассмотрение струкруры личности и темперамента как ее составляющей, ознакомление с существующими теориями темперамента, описание основных его типов.

Задачи исследования. Исследование ставит перед собой следующие задачи:

— дать общую характеристику структуры личности;

— дать характеристику темперамента как свойства личности;

— изложить основные теории темперамента;

— охарактеризовать основные типы темперамента;

— осветить эмпирические исследования, связанные с изучением темперамента в структуре личности.
РАЗДЕЛ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Характеристика структуры личности. В общем смысле структура личности представляет собой совокупность представлений о ней, обощающая ее подструктуры в иерархическом порядке. Структура личности рассматривается в концепциях множества отечесвенных и зарубежных психологов. Все многообразие концепций личности не позвоялет осветить их в одной работе, поэтому здесь будут представлены лишь некоторые представляющие интерес для темы темперамента.

Внимания заслуживает концепция личности Б. Г. Ананьева. Он выделил четыре уровня человеческой организации, к которым отнес индивида, субъекта деятельности, личность и индивидуальность. Именно эти понятия с его точки зрения обеспечивают единство биологического и социального в человеке. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур. Также нельзя не отметить, что все люди отличаются друг от друга по множеству различных признаков. В связи с этим, помимо понятий индивида, субьекта деятельности и личности, Ананьев ввел понятие индивидуальность. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех подструктур психики. Другими словами, индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности. Человек как индивидуальность существует лишь в единственном числе.

Темперамент Ананьев относит к индивидным свойсвам, а точнее к психодинамическим свойствам индивида. Темперамент – это биологический полюс интеграции психологических свойств. С точки зрения Ананьева, он является природной основой личности. Темперамент, как центральное образование в структуре психодинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторону психики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». Таким образом, темперамент характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности.

В своей концепции К. К. Платонов реализует идеи структурного подхода к пониманию личности человека. Он рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В данной системе Платонов выделяет четыре подструктуры: направленность, опыт, индивидуальные особенности психических процессов и биопсихические свойства.

Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Она является социально обусловленной и формируется в процессе воспитания. Она включает различные формы проявления направленности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. По К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Закрепление этих свойств в процессе обучения, делает их типичными, что позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Платонов подчеркивает их биологическую и генетическую обусловленность. В его понимании особенно это касается памяти как психического процесса, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности, т.е. темперамент. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

С точки зрения понятия темперамента интересна трехфакторная теория личности Г. Айзенка. Она включает такие факторы или конструкты, как психотизм, нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Психотизм характеризует предрасположенность человека к различного рода психическим отклонениям. Нейротизм представляет собой склонность к тревожности. Показатель экстраверсии-интроверсии отражает ориентировку субъекта на внешний или внутренний мир соответственно. Айзенк описывает типичных экстравертов и интровертов следующим образом.

Типичный экстраверт — личность общительная, имеющая широкий круг знакомств, импульсивен, оптимистичен, но при этом слабо контролирует свои эмоции и чувства.

Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, интроспективный, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

Нейрофизиологическая обусловленность выделенных Айзенком элементов структуры личности дает основания предположить, что их можно отнести к характеристикам темперамента человека, хотя в его теории они обозначаются как биологические свойства личности.

.

1.2. Характеристика понятия «темперамент». В природе не существует двух абсолютно одинаковых личностей – личность каждого человека неповторима. Но, как известно, личностью человек становиться не сразу. Еще до этого у него наблюдаются индивидуальные особенности психики, которые являются довольно устойчивыми. Не поддающиеся измениям эти свойства составляют базу для будущего формирования личности. Именно от них зависят присущие в будущем только данному человеку свойства личности. Этими устойчивыми, присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента. Во многих психологических концепциях именно через свойства темперамента дается наиболее полная его характеристика.

А. В. Петровский подводит итог относительно основных свойств темперамента. Он относит к ним сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, экстраверсию и интроверсию, а также эмоциональную возбудимость. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

В психофизиологической школе Б. М. Теплова сложился особый подход к изучению свойств темперамента. В отличии от теории Павлова о соответствии определенного типа нервной системы какому-либо типу темперамента, подчеркивалось, что изучать следует не тип высшей нервной деятельности, а его конкретные свойства. Теплов полагал, что пока не будут детально изучены вопросы, касающиеся свойств нервной системы, а соответсвенно и темперамента, никакая классификация типов невожможна. Ученик Теплова В. Д. Небылицин в структуре темперамента выделил две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Это отражается в определении темперамента, предложенном Тепловым: темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой.

С точки зрения В. М. Русалова, ученика Небылицина, темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Русалов определяет свою структуру темперамента, включающую восемь показателей.

Предметная эргичность – определяется силой потребности в освоении физического мира, стремлением к умственному и физическому труду.

Социальная эргичность – определяется потребностью в социальных формах деятельности, в общении.

Пластичность – показатель легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, перехода от одной линии мышления к другой, стремления к разнообразным формам предметной деятельности.

Социальная пластичность – показатель легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, разнообразия форм социальных контактов.

Темп – показатель скорости выполнения отдельных операций и двигательных актов в предметной деятельности.

Социальный темп – скорость речи в процессе общения, богатство жестикуляции и мимики в разговоре.

Эмоциональная чувствительность – эмоциональная реакция на несовпадение полученного результата и запланированного в реальном предметном действии, чувствительность к неудачам в предметной деятельности.

Социальная эмоциональная чувствительность – показатель чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих.

Я. Стреляу понимает темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов. Он выделяет две основные характеристики темперамента: реактивность, характеризующую интенсивность реакции на стимул, и активность, которая проявляется в количестве и разнообразии действий человека. Стреляу считает, что для полной характеристики темперамента достаточно информации только об этих свойствах, которые имеют обратно пропорциональную зависимость.

В. С. Мерлин не включал темперамент в свою структуру личности, полагая, что он отражает особенности индивида. Мерлин также рассматривает темперамент с точки зрения проявления его свойств. Он дает общую характеристику индивидуальным особенностям, на основании которой их можно отнести к свойствам темперамента. Итак, индивидуальные особенности относящиеся к свойствам темперамента, регулируют динамику психической деятельности в целом, характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов, имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени, находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента, а также однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Мерлин выделил такие свойства темперамента, как сензитивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интравертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности.
1.3. Основные теории темперамента. Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Его основы заложил Гиппократ, выдвинув свою гуморальную теорию. Гиппократ выделил четыре типа жидкости (красиса): кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. В зависимости от преобладания того или иного типа красиса в организме человека определяется его состояние, а также его склонность к различным заболеваниям. Аристотель разделял гуморальные взгляды Гиппократа, однако, акцентировал внимание не на четырех типах жидкости, а только на одном из них – крови. В связи с этим Аристотель выделил две группы: люди с преобладанием жидкой и холодной крови, у которых доминирующей эмоцией является страх, и люди с преобладанием твердой и теплой крови, в качестве доминирующей эмоции имеющие гнев.

Нужно отметить, что сам термин «темперамент» и названия основных его типов были предложены не Гиппократом, хотя именно его считают основателем учения о темпераменте, а римскими врачами, жившими на несколько столетий позже. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum («надлежащие соотношение частей, соразмерность»). Один из них, Клавдий Гален, основываясь на гуморальных представлениях Гиппократа, дал первую разверную характеристику 13 типов темперамента, среди которых были и известные нам холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. По мнению Галена, холерический темперамент определялся преобладанием в организме желтой желчи (лат. chole), сангвинический – крови (лат. sanguis), меланхолический – черной желчи (лат. malanos chole), а флегматический – слизи (лат. phlegma).

Анитичные взгляды на теорию темперамента во многом повлияли на взгляды И. Канта. Взяв за основу теорию Аристотеля, в своей работе «Антропология» Кант соотнес типы темперамента с характеристиками крови. Он определил сангвиника как легкокровного, меланхолика как тяжелокровного, холерика как теплокровного и флегматика как холоднокровного. Также Кант разделил типы темперамента на чувственные – сангвиник и меланхолик – и действенные – холерик и флегматик. По Канту, сангвиник – веселый и беззаботный человек, меланхолик – мрачный и тревожный, холерик – вспыльчивый и активный, флегматик – хладнокровный и ленивый.

На рубеже XIXи XXвеков сформировалось новое направление в изчении темперамента – конституциональный подход. Согласно этому направлению свойства темперамента зависят от телосложения человека. Французский врач К. Сиго создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Он выделил четыре типа внешних сред, оказывающих влияние на человека: воздух – источник дыхательных реакций, пища – источник пищевых реакций, физическая среда, в которой проходят моторные реакции, и социальная среда, вызывающая различные мозговые реакции. С точки зрения Сиго каждая из приведенных сред преобладает в том или ином типе организме. Так, воздушная среда формирует дыхательный тип, обладающий широкой грудной клеткой и мощным плечевым поясом, продукты питания, попадающие в организм, формирую пищеварительный тип, обладающий бочкообразным строением тела и излишними жировыми отложениями, условия окружающей среды сформировали мускульный тип с развитой мускулатурой и атлетическим строением тела, а социальная среда, в свою очередь, формирует мозговой (церебральный) тип. Принадлежность к определенному типу телосложения определяет реакции индивида на различные воздействия окружающей среды.

Взгляды Сиго существенно повлияли на формирование современных конституциональных теорий.

Немецкий психиатр Э. Кречмер является главным идеологом конституциальнальной теории темперамента. Основой теории стала выдвинутая Кречмером гипотеза о том, что люди, страдающие маниакально-депрессивным (циркулярным) психозом и шизофренией, обладают специфическим типом телосложения, а также определенными чертами характера. Проведя многочисленные исследования с пациентами клиники, заведующим которой он являлся, и используя в качестве контрольной группы санитаров, Кречмер выделил четыре конституциональных типа и соответсвующие им типы темперамента.

Первый тип – лептосомный или, в крайней степени выраженности, астенический(греч. leptos – «хрупкий», soma – «тело»). Лептосоматики обладают цилиндрической формой туловища, хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, яйцеобразной формой головы. Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют т. н. угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Большинство представителей данного конституционального типа составляют больные шизофренией. Лептосоматическому типу в соотвествие ставится шизотимический темперамент. Шизотимики замкнуты, склонны к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрямы, ригидны, малоподдатливы к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению, склонны к абстракции. Их поведение характеризуется психэстетической шкалой: чувствительный – эмоционально тупой, невозбудимый.

Следующий тип телосложения – пикнический(греч. piknos – «толстый, плотный»). Пикникам свойственны тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Они имеют бочкообразное тело и склонны к сутулости. Чаще всего пикники болеют циклофренией (маниакально-депрессивным психозом). Этому типу телосложения соответсвует циклотимический тип темперамента. В основу поведения циклотимиков положена диадетическая шкала: веселый – печальный. Их эмоции колеблются между радостью и печалью, они легко контактируют с окружением, реалистичны во взглядах.

Третий тип телосложения по Кречмеру – атлетический (греч. athlon – «борьба, схватка»). Атлетики имеют хорошо выраженную мускулатуру, крепкое телосложение, широкий плечевой пояс и узкие бедра, высокий или средний рост. Жировая прослойка не выражена. Их лицо имеет форму вытянутого яйца и хорошо развитую нижнюю целюсть. Атлетикам соответствует иксотимический темперамент. Он отличается спокойствием, малой впечатлительностью, сдержанностью в жестах и мимике, малой гибкостью мышления, трудностью в приспособлении и в перемене обстановки. По Кречмеру, атлетики в основном склонны к забованию эпилепсией.

В качестве четвертого, последнего, конституционального типа Кречмер выделил диспластика (греч. dys – «плохо», plastos – «сформированный»). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

Впоследствии сам Кречмер признавал, что большинство людей с натяжкой можно подвести под его классификацию и она малопригодна для определения женских конституций. Попытки возпроизвести результаты Кречмера не увенчались успехом. Критики отмечали, что неправомерно распространять закономерности, выявленные в патологии, на норму.

Американский психолог У. Шелдон в 1940-е годы выдвинул концепцию темперамента, в основу которой была положена теория зародышевых листков. На основании лонгитюдных наблюдений и антропометрических измерений Шелдоном были выделены три соматотипа в зависимости от выраженности каждого из трех компонентов конституции: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. Степень выраженности каждого компонента оценивается в баллах от 1 до 7.

Название эндоморфного типа темперамента (7-1-1) связано с тем, что из эндодермы образуются внутренние органы, у людей такого типа наблюдается их чрезмерное развитие. Эндоморфы имеют слабое телосложение, с избытком жировой ткани, им характерна округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной системы. Людям, относящимся к данному соматотипу, соответствует висцеротонический темперамент, который характеризуется любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

У представителей мезоморфного типа (1-7-1) хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Мезоморфы обаладают стройным и крепким телом, атлетичностью. С ними связан соматотонический темперамент, основными чертами которого являются склонность к риску, активность, агрессивность.

Последний соматотип по Шелдону – эктоморфный (1-1-7). Из эктодермы развиваются кожа и нервная система. Представители эктоморфного типа характеризуются хрупким телом, уплощенной грудной клеткой, а также относительно слабым развитием внутренних органов. Эктоморфы имеют длинные конечности со слабо развитой мускулатурой. Им приписывают церебротонический темперамент, отличающийся малой общительностью, склонностью к одиночеству и повышенной реактивностью.

Теория темперамента Шелдона также неоднократно подвергалась критике.

Свойства темперамента связывали не только со строением тела, но и с особенностями нервной системы. Так, И. П. Павлов в публикации за 1927 год стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. Он выделил три свойства нервной системы с помощью которых можно оценить ее работу: сила – выносливость нервных клеток, показатель истощаемости или утраты нейронами некоторого ресурса энергии, уравновешенность – характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения, подвижность – показатель быстроты смены процесса возбуждения торможением и наоборот. Описывая типы темперамента Павлов делал упор на тип нервной системы. В связи с этим он описал существующие четыре типа темперамента слудующим образом: холерический тип (безудержный) обладает сильной неуравновешенной нервной системой, сангвинический тип (уравновешенный) имеет сильную уравновешенную подвижную нервную систему, флегматическому типу (инертный) присуща сильная уравновещенная инертная нервная система, а меланхолическому типу (слабый, тормозный) приписывается слабая нервная система.

Теоритическая концепция Павлова позволила подвести под психологические категории поведения (темперамент) более современную физиологическую основу. Идеи Павлова были развиты Б. М. Тепловым и В. Д. Небылициным.

В начале ХХ века образовалось новое направление в изучении темперамента. Попытки строгого разделения индивидов на группы по свойствам были признаны искусственными. Новое же направление представляло собой не описание «чистых» типов темперамента, как было ранее, а описание отдельных его свойств. Первыми исследованиями в данном направлении стали исследования голландских психологов Г. Хейманса и Е. Вирсмы. Они разработали опросник, состоящий из 90 вопросов, и опробовали его на 2,5 тысачах испытуемых. На основании полученных результатов были выделены три основные биполярные характеристики темперамента (факторы), которые можно описать следующим образом.

Первый фактор — эмоциональность – отсутсвие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

Следующим фактором является активность – пассивность. Оценить это качество можно по проявлению в труде, способе проведения досуга, отношению к обязанностям.

Посленим фактором является первичная функция – вторичная функция. С первичной функцией связывается быстрое реагирование на воздействие окружающей среды, но вместе с тем и быстрое угасание реакции. Вторичная функция характеризуется слабой первоначальной реакцией на стимул, однако, с постепенным ее усилением и способностью сохраняться более длительное время, по сравнению с первичной функцией.

В результате комбинирования приведенных черт Хейманс и Вирсма выделили восемь типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, увлекающийся, аморфный, апатичный, нервный и сентиментальный.

Еще одна попытка определить структуру темперамента с помощью факторного анализа была предпринята английским психологом С. Бертом. Им был использован перечень основных эмоций, выделенных У. Мак-Дауголлом: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, жружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. Исследовав проявление этих эмоций у различных групп испытуемых, Берт выделил три фактора темперамента: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные эмоции – отрицательные эмоции. Описанные взгляды Берта на структуру темперамента не получили широко распространения.

Наиболее успешной является тринадцатифакторная теория темперамента Дж. Гилфорда. С помощью четырех составленных им анкет Гилфорд определил 13 факторов, которые по его мнению, составляют устойчивую характеристику индивида. Эти факторы не были связаны с социальной и интеллектуальной сферой, что позволило их отнести именно к темпераменту, а не к личности, которая является более широкой понятием и, помимо темперамента, охватывает и другие параметры. Тринадцатифакторная модель Гилфорда включает общую активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие (самообладание), общительность, рефлексивность, депрессию, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность и терпимость (кооперативность).

Ученица Гилфорда К. Лоуэлл предприняла попытку модифицировать его теорию. На основе исследований группы, состоящей из 200 студентов младших курсов с помощью трех анкет своего учителя, Лоуэлл разработала четырехфакторную модель темперамента. К этим факторам относятся вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность и социальная адаптируемость. Статистическая обработка данных покала отсутствие корреляции между данными факторами, следовательно, они независимы друг от друга.

Согласно характерологической теории К. Леонгарда существуют шесть типов темперамента или акцентуаций.

Гипертимический темперамент отличается усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт в поведении, инициативностью, повышенной речевой активностью, живостью и веселостью.

Дистимический тип темперамента характерен для пассивного человека с пониженной речевой активностью и замедленностью действий.

Аффективно-лабильный тип имеют люди с резкой сменой гипертимных и дистимных состояний.

Аффективно-экзальтированный темперамент встречается у людей, легко приходящих в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Для эмотивного типа характерны черты аффективно-экзальтированного, однако, он отличается более медленным возникновением эмоций.

Тревожный тип отличается повышенным уровнем тревожности.

Эта типология, выведенная эмпирическим путем, предназначена для клинических целей и должна использоваться с большой осторожностью для характеристики темперамента здоровых людей. Но и среди последних могут встречаться лица с выраженными чертами одного из данных типов.

Немалый вклад в развитие теорий темперамента внес английский психолог Г. Айзенк. Он разработал свою модель определения типа темперамента на основании двух полярных шкал: экстраверсии – интроверсии и эмоциональной стабильности – лабильности. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, а вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. По Айзенку сангвиник определяется сочетанием таких свойств как экстраверсия и эмоциональная стабильность, холерик – сечетанием экстраверсии и лабильности, меланхолик – интроверсии и лабильность, а флегматик, в свою очередь, — интроверсии и эмоциональной стабильности. Стоит также отметить, что в данной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.

Большую роль для становления современных теорий темперамента сыграла выдвинутая Б. И. Цукановым теория о связи восприятия времени и типа темперамента. В ходе анализа результатов исследований по изучению восприятия времени и сравнения их с данными других исследователей было установлено, что у каждого отдельного индивида имеется своя собственная единица времени, которая получила название «действительное настоящее» (τ). Психологический смысл этой единицы заключается в том, что она является своеобразным индивидуальным шагом, измеряющим ход переживаемого времени субъектом, и определяет величину ошибки восприятия длительности. В зависимости от значения τ было выделено три группы «τ-типов»: «спешащие» субъекты (0,7 1,0 с). Результаты исследований были соотнесены с существующими типами темперамента, в ходе чего были установлены определенные связи.

Чистые холерики имеют единицу «действительного настоящего» равную 0,7 секундам. Исходя из этой величины субъективно переживаемое время у данного типа сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует) и у него всегда острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, и за ним нужно успеть. У этого типа высокая экстраверсия и стабильность, а возбуждение в два раза преобладает над торможением. Холериков невозможно остановить в потоке объективного времени. А если на пути движения вперед возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость.

Сангвиникам присуща τ =0,68 с. Субъективно переживаемое время этого типа не так сильно опережает течение объективного времени, как у предыдущего. Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с тревогой опоздать, не успеть. Этот тип спешит жить и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. В поведении отличается веселостью, жизнерадостностью, очень подвижный. У него высокая экстраверсия и нейротизм, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга.

Единица «действительного настоящего» равная 1,0 секунде свойственна чистым меланхоликам. Это уникальное совпадение говорит о том, что субъективная единица переживаемого времени у данного типа синхронизирована с объективной единицей. Поэтому для него нет ни опережения, ни отставания времени, он как будто привязан к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип «стоит» во времени, и если его не подвергать каким-либо внешним изменениям, то движение времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога, что «что-то должно произойти». У меланхоликов выраженная интраверсия и высокий нейротизм, а торможение в два раза выше, чем возбуждение. Они привязан к прошлому.

У флегматиков единица «действительного настоящего» равна 1,1 секунде. В отличие от предыдущих типов, судя по величине «действительного настоящего», субъективное время у этого типа отстает от объективного. Поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно. В жизни его всегда хватает, даже имеется избыток времени. Этот тип в любых ситуациях остается внешне невозмутимым, продуктивно работает в привычной обстановке. У флегматиков выраженная интраверсия и стабильность, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, но очень низкая подвижность. Они ориентированы в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

В ходе работы был выявлен еще один «τ -тип», который получил название равновесного. Он попадает в критическую точку τ =0,9 с. Субъективная единица опережает объективную единицу на 0,1 секунду, поэтому субъективно переживаемое время течет не очень быстро и в жизни его почти хватает. Этот тип находится на условном нуле, у него средний уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга. У этого типа нет ориентации в будущее, как у чистых холериков и сангвиников, или в прошлое, как у чистых меланхоликов и флегматиков. Он живет настоящим, а отличительной особенностью его поведения является осторожность без боязни.

Цуканов отмечает, что на сегодняшний день нет лучшей и более фундаментальной теории, чем учение И.П. Павлова, объясняющее истинную природу темперамента через процессы, происходящие в нервной ткани индивида. Эти процессы являются не только наиболее весомыми, но и универсальными в определении формально-динамических параметров психики.
1.4. Характеристика основных типов темперамента. На сегодняшний день в психологии наиболее широкое распространение получила типология темпераментов, выделенная еще в Античности. Она состоит из четырех, уже ставших классическими, типов: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

Сангвинический тип характеризуется высокой нервно-психической активностью, богатой мимикой и выразительными движениями. Людям с этим типом темперамента свойственны эмоциональность, впечатлительность, лабильность. Но эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность зачастую предполагает недостаточную сосредоточенность, поспешность и даже поверхностность.

Холерикам характерены высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, сильная импульсивность и яркость эмоциональных переживаний. Отсутствие должного воспитания может привести к эмоциональной и двигательной неуравновешенности, невыдержанности, излишней вспыльчивости.

Флегматический темперамент характеризуется сравнительно низкой активность поведения, сложностью переключения внимания, медлительностью и спокойствием деятельности, ровными мимикой и речью, равенством, постоянством и глубиной чувств и представлений.

Меланхоликам присущи низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и стойкость чувств, при слабой внешней выраженности. При неправильном воспитании у меланхоликов могут развиться повышенная болезненность, обидчивость, замкнутость, отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям.
1.5. Связь темперамента со свойствами личности. Как известно, темперамент, включенный в структуру личноти, отражает динамическую характеристику ее спихических процессов. Традиционно в структуру личности, помимо темперамента, включают характер, способности, направленность личности и мотивацию. Составляя единое целое, эти компоненты не могут быть не взаимосвязаны друг с другом.

Наряду с понятием «темперамент» широко используют и понятие «характер». Под характером подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиееся и проявляющиееся в деятельности и общении, что обуславливает для нее типичные способы поведения. В психологии вопрос о соотношении темперамента и характера поднимался неоднократно. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев выделили четыре группы мнений, касающиеся этого вопроса: отождествление темперамента и характера, противопоставление темпераменту характера, признание темперамента элементом характера и признание темперамента основой характера. Первая точка зрения является довольно распространенной в зарубежной психологии, где понятие «темперамент» приравнивается к понятиям «характер» и «личность». Сторонником этой точки зрения является Кречмер, а в отечественной психологии близкие взгляды разделял А. Ф. Лазурский, который и темперамент, и характер относил к эндопсихике.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер – это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной и вторичной реакциями возникает антагонизм: вторичная тормозит первичную. Эту точку зрения разделял Н. Д. Левитов, который полагает, что характер может вступать в конфликт с темпераментом. Д. В. Ермолович связывает темперамент с его свойствами обеспечивающими гармоничное развитие личности, а характер с акцентуацией его черт.

Третья точка зрения нашла свое отражение в теории И. П. Павлова.

К сторонникам четвертой точки зрения относят Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. М. Русалова и др. Они рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности.

Одной из основных проблем соотношения темперамента и характера является проблема понимая их свойств, т.к. большинство свойств личности трудно отнести к той или иной структуре. В общем виде можно сказать, что темперамент представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, а в характере сочетаются и врожденные, и приобретенные свойства личности. Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера.

Способности, так же как и темперамент, характеризуются целостным единством взаимообусловленных качественных особенностей отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Среди этих особенностей существенное значение имеют и особенности, характеризующие динамику психической деятельности. Отличительным признаком темперамента от способностей является рассмотрение индивидуально-психических особенностей при характеристике темперамента в отрыве от продуктивности деятельности. При характеристике способеностей индивидуально-психические свойства всегда рассматриваются в отношении продуктивности.

Я. Стреляу исследовал взаимосвязи между уровнями интел-
лектуальных способностей и свойствами темперамента.
Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойства-
ми темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов
с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встре-
тить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и ме-
ланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Таким образом, хотя темперамент и способности имеют общие генетические препосылки, темперамент характеризует лишь способ реализации способностей, но не определяет их.

Направленность личности характеризуется совокупностью устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. Однако, если мотивы обуславливают динамику психической деятельности в целом, т.е. поведение человека в целом в определенной ситуации, то темперамент, кроме динамики психической деятельности, характеризует и динамику ее отдельных психических процессов.
РАЗДЕЛ 2

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
2.1. Природа индивидуальнх различий по экстраверсии и нейротизму в подростковом возрасте. Исследование проводили С. Б. Малых, Н. Ю. Волкова и В. В. Надысева. В рамках лонгитюдного исслеования близнецов авторы провели анализ влияния генетических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма у подростков. В исследовании приняли участие 108 пар монозиготных близнецов (59 пар мальчиков и 49 пар девочек) и 84 пары однополых дизиготных близнецов (45 пар мальчиков и 41 пара девочек) в возрасте 13-14 лет.

Для определения уровня выраженности свойств экстраверсии-интроверсии и нейротизма использовался опросник Г. Айзенка EPI, адаптированный В. М. Русаловым. Опросник включает 24 пункта по каждой из исследуемых шкал и 9 пунктов по шкале лжи, которая используется для оценки тенденции «социальной желательности».

Для всех параметров EPI в одинаковой последовательности тестировались следующие модели:

1) Модель, отражающая нулевую гипотезу, согласно которой наблюдаемые между двумя близнецами различия могут быть объяснены случайностью или ошибкой выборки.

2) Полная модель (ADCE) включает все четыре компонента дисперсии: аддитивный и неаддитивный генетические компоненты, компоненты общей среды и различающейся среды.

3) Генотип-средовая модель, включающая как аддитивные генетические, так и средовые компоненты семейного сходства.

4) Аддитивно-доминантная модель (ADE) предполагает, что внутрипарное сходство близнецов обусловливается генетическим компонентов дисперсии, среда оказывает влияние лишь на внутрипарные различия.

5) Доминатно-средовая модель, которая включает как неаддитивные генетические, так и средовые компоненты семейного сходства.

6) Простая генетическая модель (AE) полагает, что среда не оказывает влияние на сходство по наблюдаемой характеристике, а генетическая составляющая дисперсии исчерпывается аддитивным компонентом.

7) И последняя, средовая модель, которая предполагает, что внутрипарное сходство близнецов по исследуемому параметру полностью обусловлено средовой составляющей.

Данные опросника являются достаточно надежными с точки зрения внутренней согласованности шкал опросника.

Сравнение групп по средним величинам оценок по шкалам не выявило значимых различий между монозиготными и дизиготными близнецамию значимых различий в величине дисперсий обнаружено не было и, следовательно, полученные данные не противоречат основному допущению близнецового метода о равенстве дисперсий в выборках монозиготных и дизиготных близнецов.

Корреляции монозиготных близнецов превышают корреляции дизиготных по обеим шкалам, что говорит о влиянии генетических факторов на индивидуальные различия по этим показателям.

В основе теории Г. Айзенка лежит предположение о биологической основе выделяемых им личностных черт (или черт темперамента). Методы психогенетики позволяют проверить это предположение. Результаты подбора моделей показали, что простая генетическая модель наилучшим образом описывает полученные данные как по экстраверсии-интроверсии, так и по нейротизму. Согласно этой модели, среда не оказывает влияния не сходство по наблюдаемой характеристике, а генетическая составляющая дисперсии исчерпывается аддитивным компонентом. Таким образом, аддитивные генетические влияния объясняют 33% вариативности по шкале экстраверсии-интроверсии и 44% по шкале нейротизма, оставшиеся 67% и 56% соответственно объясняются влиянием индивидуальной среды. Эти результаты связаны с особенностями возраста, а не особенностями культуры. Анализ объединенных данных близнецовых исследований и исследований приемных семей дал обощенные показатели наследуемости для экстраверсии-интроверсии в 49%, а для нейтротизма – в 41%.

Стоит отметить, что гормональные, физиологические и нейрофизиологические сдвиги, происходящие у подростков, приводят к изменениям его поведения (повышенная нервозность, утомляемость, снижение адаптационных возможностей центральной нервной системы, повышенная эмоциональность). Эти процессы происходят у близнецов неравномерно, что и приводитк снижению внутрипарного сходства и, соответственно, к снижению показателей наследуемости.

2.2. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста. Авторами исследования являются А. В. Колмагорова, Е. Р. Слободская и М. Э. Гартштейн. Целью данной работы было изучение темперамента детей раннего возраста и адаптация ОПРД (ECBQ) на выборке российских детей. Перед исследователями были поставлены следующие задачи:

1) установить надежность русской версии опросника;

2) определить средние значение и разнообразие показателей в обследованной выборке;

3) изучить значение пола и возраста;

4) оценить факторную структуру опросника;

5) выявить связи оценок темперамента в раннем детстве с выраженностью поведенческих проблем.

Исследование было проведено на выборке, стостоящей из 256 детей (131 девочка и 125 мальчиков) в возрасте от 16 до 37 месяцев. Для изучения возрастных различий выборка была разделена на три группы: группа 1 (16-23 мес), состоящая из 134 детей, группа 2 (24-29 мес), включающая 73 ребенка, и группа 3 (30-37 мес), в которой состояли 49 детей.

В ходе исследования родителям предлагали заполнить русскую версию Опросника поведения детей раннего возраста, Краткую социодемографическую анкету и проверочный лист Ахенбаха для оценки поведенческих проблем у детей раннего возраста (CBCL 1,5-5). Большую часть данных предоставили матери (94%), остальные респонденты – отцы (2,2%), бабушки (1,5%) и сестры (1,5%).

Опросник поведения в раннем детстве предназначен для родителей или основных воспитателей детей в возрасте от одного до трех лет. Он основывается на предшаствующих опросниках темперамента в раннем детстве, а также включает соответственно сформулированные вопросы из опросников для младенческого и дошкольного возрастов. Ответы дают по сеимбалльной шкале: 1 – никогда, 2 – очень редко, 3- меньше половины времени, 4 – около половины времени, 5 – больше половины времени, 6 – почти всегода, 7 – всегда. Кроме того, родители погут выбрать ответ «не подходит», если они не замечали описанного в вопросе поведение в течение предыдущих двух недель. Опросник содержит 201 вопрос, с помощью которых оценивается 18 черт темперамента: уровень активности, устойчивость внимания, переключаемость внимания, прижимание, дискомфорт, страх, фрустрация, удовольствие высокой интенсивности, импульсивность, тормозный контроль, удовольствие низкой интенсивности, моторная активация, сенсорная чувствительность, положительное предвосхищение, грусть, застенчивость, общительность, утешаемость. Вторичная структуру опросника представляла слудующие три фактора: отрицательная эмоциональность, подъем/экстраверсия и волевая регуляция.

В работебыло уставновлено, что русскаяя версия Опросника поведения в раннем детстве обладает удовлетворительной надежностью, сопоставимой с характеристиками оригинального инструмента, и может использоваться для оценки темперамента детей. Шкалы среднего уровня обладают достаточной внутренней согласованностью в общей выборке детей и в подгруппах разного возраста и пола.

В исследовании установлено, что наибольшие изменения темперамента в раннем детсве наблюдаются после двух с половиной лет: выраженность 7 черт темперамента из 18 у детей 30-36 месяцев была выше, чем у более младших. Т.е. у детей 30-36 месяцев Переключаемость внимания, Сенсорная чувствительность, Общительность выражены больше, а показатели Устойчивости внимания и Положительного предвосхищения от 16 до 37 месяцев прогрессивно возрастают. Также было показано что выраженность черт темперамента у детей разного пола существенно не различалась.

При изучении вторичной структуры опросника было выявлено, что структура темперамента в раннем детстве не является простой: некоторые шкалы были связаны более чем с одним фактором.

В исследовании также было установлено, что развитие регуляции в возрасте от одного до трех лет проявляется переходом от реактивных способов успокоения к волевым усилиям. В раннем возрасте поведенческие трудности могут быть настолько значительны, что позволяет отнести их к отклонениям психического здоровья. А именно, установлена связь факторов темперамента и черт среднего уровня в поведенческими проблемами: Отрицательная эмоциональность – с аффективными проблемами, а Фркстрация – с агрессивным поведением, фактор Подъем/Экстраверсия связан с риском проблем экстернализации, а высокий уровень Общительности отрицательно связан с отчужденностью.

В результате проведенного исследования родительский Опросник поведения детей в раннем возрасте (ОПРД) был адаптирован в России. Показано, что иерархическая структура темперамента российских детей раннего возраста обладает значительным сходством со структурой темперамента детей того же возраста в других странах.
ВЫВОДЫ
Интерес к проблеме темперамента возник еще в Античности и не угасает по сей день. Темперамент является одним из основных свойств личности и характеризует ее с точки зрения ее нейродинамических особенностей. Являясь индивидным свойством темперамент обусловливает особенности протекания всех психических процессов личности. Таким образом, он находит свое отражение во всех сферах деятельности человека.

Теории темперамента имеют долгую историю развития. В Античности, согласно гуморальной теории Гиппократа, темперамент характеризовался определенным типом красиса, т.е. преобладанием той или иной жидкости в организме человека… Тогда же Галеном и были выделены и описаны использующиеся до сих пор, классические типы темперамента: сангвиник, холерик, меланходилк и флегматик. Но эта классификация типов темперамента является далеко не единственной.

Темперамент также пытались связать с типом телосложения. Эта идея нашла свое отражение в концепциях Сиго, Кречмера и Шелдона. Однако, их теории не имели должного успеха. Но они сыграли определенную роль для подведения физиологической базы темперамента.

Особая роль в истории становления теорий темперамета принадлежит Павлову и развившим его концепцию Теплову, Небылицину и Русалову. Павлов связал темперамент со свойствами нервной системы, тем самым окончательно обозначив его биологическое происхождение, и описал с этой точки зрения четыре основных типа темперамента. Теплов и Небылицин охарактеризовали темперамент с точки зрения свойств нервной системы, разбив понятие типа нервной системы и модифицировав теорию Павлова. Это способствовало окончательному становлению понятия о физиологических основах темперамента.

Наиболее полно охарактеризовать темперамент можно при рассмотрении его структуры, т.е. отдельных его свойств. Существует большое разнообразие концепций, определяющих свойства темперамента. В наиболее общем виде перечень основных свойств темперамента выглядит следующим образом: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость.

Таким образом, темперамент – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения, стабильно проявляющихся в различных жизненных ситуациях и устойчивых на протяжении всего онтогенеза.

Список использованных источников
:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. / Пер. с англ… — М., СПб: КСП+,

Ювента, 1999. — 463 с.

3. Батаршев А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. — М… ТЦ Сфера, 2002. — 88 с.

4. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: АСТ, с 1988 по 2008. — 352 с.

6. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

7. Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Гарштейн М. Э. Адаптация русскоязычной версии Опросника для изучения темперамента детей раннего возраста. // Психологический журнал. – 2008, том 29, № 6 – с. 82-97

8. Максмименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2004. – 528 с.

9. Малых С. Б., Волкова Н. Ю,, Надысева В. В. Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. – 2007, № 6 – с. 142-152

10. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента — М., 1964. – 303 с.

11. Петровский А.В. Общая психология. -М., 1976. – 476 с.

12. Степанов В.А. Темперамент, характер, способности. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 64с.

13. Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента. // Вопросы психологии. 1988. 4. с. 129-136


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.