Реферат по предмету "Психология"


Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Когнитивные теории мотивации: Теория когнитивногодиссонанса Л.Фестингера

Оглавление
Введение
Когнитивныйдиссонанс
Возникновениедиссонанса
Степеньдиссонанса
Уменьшениедиссонанса
Пределыувеличения диссонанса
Заключение
когнитивный диссонанс ситуация

Введение
Согласно когнитивным теорияммотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире икогнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил ЛеонФестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивногодиссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году.  В основе теории лежитто, что «связанные между собой установки человека стремятся именно ксогласованности» (Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: Ювента,1991.)
В данном реферате я рассмотрюосновные опорные точки теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Когнитивныйдиссонанс
Фестингер заменяет понятие«несоответствие» на диссонанс, а «соответствие» — на консонанс.
Основные гипотезы теориикогнитивного диссонанса Фестингера звучат следующим образом (далее цитата) :
1. Возникновение диссонанса,порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида у попыткеуменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.
2. В случае возникновения диссонанса,помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций иинформации, которые могут вести к его возрастанию. (Конец цитаты)
Согласно данным гипотезамможно дать определение когнитивному диссонансу:
Когнитивный диссонанс – несоответствие в системе знаний человека,порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям,направленным на уменьшение или устранение этого противоречия.
В своей книге Фестингеррассматривает релевантные отношения между «элементами» (т.е. по факту, знаниямичеловека о предмете). «Два элемента являются диссонантными по отношению друг кдругу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому».Фестингер приводит несколько причин возникновения диссонантных отношений междуэлементами:
1. Логическаянесовместимость. Отрицание одного элемента следует из содержания другогоэлемента на основании элементарной логики.
2. Культурные обычаи. Диссонансвозникает из-за того, что данная культура определяет, что прилично, а что нет.
3. Одно конкретное мнениевходит в состав более общего мнения. Фестингер приводит следующий пример:демократ на президентских выборах голосует за республиканскую партию.
4. Прошлый опыт. Например,человек открывает кран с горячей водой и надеется не обжечься.Возникновение диссонанса
Диссонанс возникает вситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцемнепредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс – это ежедневное,постоянное явление, так как на свете «очень мало на свете вещей полностьючерных или полностью белых». Фестингер утверждает, что диссонанс возникаетвсегда, когда от человека требуется высказать мнение или сделать какой-либовыбор; «диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известнымисубъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развитиясобытий». Можно привести пример из повседневной жизни: приходя в магазин,человек не может выбрать из двух одинаково хорошо известных брендов. Степень диссонанса
Характеристики, междукоторыми возникает диссонансное отношение – главный фактор, определяющийстепень диссонанса, по мнению Фестингера. Если два элемента – диссонантные, то степеньдиссонанса будет прямо пропорциональной важности данных когнитивных элементов. Другимисловами, чем важнее информация для человека, тем больше будет степеньдиссонанса.
В реальной жизни почти несуществует систем когнитивных элементов, в которой бы отсутствовал диссонанс. Почтидля любого действия, совершаемого человеком, может найтись хотя бы один элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим элементом. Из этого Фестингерделает следующий вывод: чем больше один элемент имеет диссонантных элементов,тем меньше степень диссонанса. И наоборот, если доля диссонантных элементовмала, то степень будет гораздо большей.  Уменьшениедиссонанса
Диссонанс действует таким жеобразом, как мотивы и потребности, так как порождается стремление к тому, чтобыуменьшить или устранить диссонанс. И интенсивность этого стремления зависит отстепени диссонанса. Фестингер сравнивает желание уменьшить диссонанс с чувствомголода.
Если диссонанс возникаетмежду двумя элементами, то этот диссонанс можно устранить изменением одного изэтих элементов. «Существует множество возможных способов, с помощью которыхэтого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных вданное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации».
Изменение поведенческихкогнитивных элементов
Если возникает диссонансмежду элементом, относящимся к знаниям об окружающей среде, и поведенческимэлементом, то он может быть устранен только изменением поведенческого элемента.Самым простым способом Фестингер называет изменение действия или чувства,которое представляет этот поведенческий когнитивный элемент, ведь нашеповедение и чувства напрямую зависят от новой информации. Например, есличеловек собрался на прогулку в солнечный день и заметил, что начинается дождь –единственное, что он может сделать – вернуться домой.
Но не всегда возможноуменьшить диссонанс таким способом, так как это может повлечь еще большееколичество противоречий.
Изменение когнитивныхэлементов окружающей среды
Этот процесс является болеетрудным, по сравнению с предыдущим, потому что человек должен иметь«достаточную степень контроля над окружающей средой». Если изменяется элемент,а представление в сознании индивида о нем неизменно, то должны быть использованысредства игнорирования или противодействия реальной ситуации. В примерФестингер приводит следующую ситуацию: «человек может изменить свое мнение онеком политическом деятеле, даже если его поведение и политическая ситуацияостаются прежними».
Добавление новых когнитивныхэлементов
Этот способ призван уменьшитьстепень диссонанса, путем добавления новых. Например, курильщик, имеющий двакогнитивных диссонантных элемента: вред курения и отказ бросить курить. Онбудет искать любые источники, опровергающие теорию о вреде курения (т.е. искатьновые когнитивные элементы), и избегать те, которые наоборот увеличат степеньдиссонанса.Пределы увеличения диссонанса
Максимальный диссонанс междуэлементами определяется  «величиной сопротивления изменению наименее стойкогоэлемента». Однако, даже в случае наличия очень сильного сопротивленияизменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низкомуровне.
Заключение
Итак, теория когнитивногодиссонанса строится на трех основных точках:
1. Существуют диссонантные иконсонантные отношения между когнитивными элементами (или представлениямичеловека об окружающем мире и его поведением)
2. Возникновение когнитивногодиссонанса ведет к появлению у индивида стремления к уменьшению или устранениюэтого диссонанса
3. Появление подобного стремлениясостоит в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поискеновой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс элемента.

Список литературы:
1.Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999 15–52 стр
2. АндрееваГ.М. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов: АспектПресс 2005, 303стр.
3.Немов Р.С. Психология: 2000, 662стр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.