РЕФЕРАТ
на тему ТеорияДифференциальных эмоций
Оглавление
Оглавление
Введение
Эмоции как основная мотивационная система
Шесть систем в организации личности
Четыре типа мотивационных феноменов
Эмоции и эмоциональная система
Определение эмоции
Эмоции как система
Ограничения эмоциональной системы
Степени свободы эмоциональной системы
Вспомогательные системы
Активация эмоций нервной системой
Причины эмоции
Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств
Соматическая система, мимическая обратная связь идифференциация эмоций
Представление об эмоциональном процессе в теориидифференциальных эмоций
Функции нервной системы в активации эмоции
Мимика без эмоционального переживания
Произвольные выражения и эмоция
Мимическое выражение и регуляция эмоционального переживания
Относительная независимость эмоционального процесса
Введение
Теориядифференциальных эмоций[i]– теория, фокусирующаяся на отдельных эмоциях, которые имеют центральное значениедля мотивации. Классические работы Дарвина, Фрейда, Вудвортса обращали вниманиев своих работах на серьезное влияние эмоции на мотивацию человека, но они не обосновывалиэмоции как таковые. Для классификации и более близкого рассмотрения эмоций былаоснована теория дифференциальных эмоции. Впервые этот термин был сформулированв работе психолога Сильвана Томкинса в его работе «Аффект, воображение, сознание». Вдальнейшем эта теория была развита психологами Полом Экманом и КэрролломИзардом.
СильванСоломон Томкинс (1911 – 1991) — теоретик и психолог личности, разработчиктеории аффекта и сценариев теории.
ПолЭкман (родился 15февраля 1934 (19340215) года) — выдающийся американский психолог профессорКалифорнийского университета в Сан-Франциско. Крупнейший специалист в областипсихологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Наданный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» — небольшую компанию,которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изученияэмоций и микровыражений.[ii]
ИзардКэрролл Эллис (род. 1923) — американский психолог, профессор клиническойпсихологии факультета психологии университета Делавэр. Специалист в областиразвития эмоций и их понимания у детей, регуляции эмоций, эмоциональной исоциальной компетентности, невербальной коммуникации и поведенческихрасстройств. Создатель дифференциальной теории эмоций.[iii]
Такимобразом, с помощью работ этих психологов постараемся разобраться в теориидифференциальных эмоций.
Эмоции как основная мотивационная система
Эмоции это не толькоглавная мотивирующая система, но и процессы, происходящие внутри личности. Шесть систем в организации личности
Личность – этоорганизация из шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной,когнитивной когнитивной,моторной и системы побуждений. Эмоциональная, перцептивная, когнитивная имоторная системы являются наиболее важными для поведения и социальноговзаимодействия. Эти четыре системы определяют эффективность человеческоготруда. Четыре типа мотивационных феноменов
Основой теориидифференциальных эмоций существует 4 основных вида мотивации: побуждения,эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно когнитивныеструктуры.Аффективно-когнитивные структуры — результат повторяющегося взаимодействияотдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурациейзнаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовыватьаффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплексчерт или диспозицию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типовмотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантойповедения. Когда есть взаимодействие аффектов и добавляютсяаффективно-когнитивные структуры и ориентации, схема человеческой мотивации ипереживаемых феноменов становится максимально сложной. В теории дифференциальныхэмоций, а также в эмпирических исследованиях, ведущихся с позиций той теорииэмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структурыконцептуально разграничивают.
Рассмотрим структуруболее детально:
1. Фундаментальные эмоции:
· Интерес-возбуждение
· Удовольствие-радость
· Удивление
· Горе-страдание
· Гнев-ярость
· Отвращение-омерзение
· Презрение-пренебрежение
· Страх-ужас
· Стыд-застенчивость
· Вина-раскаяние
2. Побуждения –телесные ощущения
· Голод
· Жажда
· Усталость-сонливость
· Боль
· Секс
3. Аффективно-когнитивныеструктуры или ориентации.
· Интроверсия-экстраверсия
· Скептицизм
· Эгоизм
· Решительность
· Невозмутимость
4. Взаимодействия
· Эмоция-эмоция
· Эмоция-побуждение
· Эмоция-аффективно-когнитивныеструктуры Эмоции и эмоциональная система
Важным предпосылкойтеории дифференциальных эмоций является признание особой роли отдельных эмоцийв жизни человека. Каждая эмоция – специфична, и является отдельноймотивационным феноменом личности. Определение эмоции
В теории дифференциальныхэмоции термин эмоция определяется как сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический идвигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействиеэтих компонентов в интраиндивидуальном процессе образует эмоцию, являющуюсяэволюционно-биогенетическпм явлением; у человека выражение и переживание эмоцииврожденно, общекультурально и универсально. Эмоции как система
В теории дифференциальныхэмоции, эмоции принимаются как система, так как они взаимосвязаны идинамическими, и относительно стабильными способами. Все эмоции имеют некоторыеобщие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничтоне вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственнопищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждениеи другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например,эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлятьсексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическимимеханизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх,горе» гнев. Ограничения эмоциональной системы
Томкинс обнаружил, чтосуществуют определенные врожденные ограничения эмоциональной системы и они, всвою очередь, влияют на степень детерминированности поведения человека. В то жесамое время свобода присуща самой природе эмоций и эмоциональной системы. Степени свободы эмоциональной системы
Описывая роль эмоций,Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа.Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы»(Tomkins, 19G2, р. 112.). Хотя большинство людей не достигает точности восознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менееспособствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладаетдесятью типами свободы, не присущими системе побуждений. Вспомогательные системы
Две биологические системыфункционируют в качестве вспомогательных относительно эмоциональной системы:ретикулярная система ствола мозга и автономно иннервируемаявисцерально-эндокринная система. Ретикулярная система ствола мозга регулируетизменения уровня нейронной активности. Автономно иннервируемаявисцерально-эндокринная система, контролирует гормональную секрецию, сердечныйритм, частоту дыхания и т. д. Висцерально-эндокринная система помогаеторганизму подготовиться к направленному действию, обусловленному эмоцией, ипомогает поддерживать и эмоцию, и это действие.
Эмоциональная система невсегда функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоцииили комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют сперцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективноефункционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем иих интеграции. В связи с тем, что эмоция любой интенсивности имеет тенденциюорганизовать действие организма как целого, все физиологические; системы иорганы до некоторой степени включаются в эмоцию. Активация эмоций нервной системой
эмоцияличность чувство дифференциальный
Активация эмоций — этоизменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс,сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфическойэмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которыеих обусловливают и которые рассматриваются обычно как «причины» или«детерминанты» эмоции. Томкинс (Tomkins, 1962) доказал, что нервная активациявсех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервноговозбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются приповышении нейронной стимуляции, некоторые — при ее уменьшении, а некоторые —при достижении, ею устойчивого уровня. Причины эмоции
В теориидифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играютчрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции.Однако люди, описывая сильные эмоции, обращаются, скорее, к изменениям ввисцерально-эндокринной системе (например, говорят «внутреннее чувство»),нежели к проприоцептивным и кожным импульсам, возникающим при мимическойдеятельности. На это существует ряд причин. Лицо как источник испытываемых в эмоцияхчувств
Больше ста лет тому назадЧ. Дарвин (Darwin, 1872) заложил основу исследования роли мимических комплексовв эмоциях. На основе его наблюдений можно сделать вывод о том, чтовыразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо ихрегулятором. Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвинутверждал: «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливаетее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешнихпроявлений смягчает нашу эмоцию» (р. 22). Это положение Дарвина стало шагом кгипотезе о роли обратной связи в эмоциях. Можно было бы ожидать широкого иинтенсивного изучения вслед за Дарвином роли в эмоциях соматической системы и,в частности, выражения лица. В дальнейшее данная концепция была развита ПоломЭкманом в его работе Психология эмоций (Ekman 2003)[iv]. Соматическая система, мимическая обратнаясвязь и дифференциация эмоций
Особое значение мимики имимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом (Tomkins, 1962) изатем Гельгорном (Gellhorn, 1964). На языке Томкинса (Tomkins, 1962) эмоции—это, в основном, Эмимические ответы. Он утверждал, что проприоцептивнаяобратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознанную форму, создаетощущение или осознание эмоции.
Поскольку нервы и мышцылица значительно более тонко дифференцированы по сравнению с внутреннимиорганами, выражения лица и их обратная, связь являются значительно болеебыстрыми ответами, чем висцеральные, играющие вторичную роль в эмоции,обеспечивая лишь основу или аккомпанемент для отдельных выражений лица. Представление об эмоциональном процессе втеории дифференциальных эмоций
Изард предположил, что мимическиекомплексы — это один из интегральных компонентов эмоции. Часть эмоции илиэмоционального процесса кроется в выражении лица, но оно не образуют эмоции. Сточки зрения Изарда, эмоция состоит из трех основных компонентов:
· соматическаянервная система и нейронная активность мозга;
· функционированиепоперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии, атакже связи «лицо—мозг»
· субъективноепереживание.
Каждая составляющая обладаетдостаточной автономностью, так что при некоторых особых условиях может бытьоторвана от остальных, но эти три компонента взаимозависимы и взаимодействуютдруг с другом в эмоциональном процессе.Функции нервной системы в активации эмоции
Теория дифференциальныхэмоций утверждает что эмоции в сознании находятся в подавленном состоянии.Событие, внутреннее или внешнее, изменяет степень нейронной стимуляции, иактивность сенсорной коры и лимбической системы. Импульсы от коры или отлимбических структур (возможно, таламуса) направляются гипоталамусу.Гипоталамус играет значительную роль в дифференциации эмоций, воздействуя навыражение лица. Далее импульсы следуют к базальным ганглиям для изменениямимического выражения. Затем информация попадает в моторную кору. Импульсыопределяют специфическое выражение лица. Наконец, наступает субъективноепереживание эмоции. Мимика без эмоционального переживания
В некоторых случаяхобратная связь от отражение отдельной эмоции не достигает сознания, и невозникнет эмоциональное переживание. Процесс подавления может сам существоватькак сильная эмоция. Так, эмоция интереса может поддерживать высокоинтенсивнуюдеятельность, мешая конкурирующей эмоции достичь сознания. Иногда подавление ведетк появлению сильного побуждения. Поэтому человек ощущая сильный голод можетсъесть то, что ранее было ему отвратительно (будет подавлена эмоцияотвращения). Произвольные выражения и эмоция
Произвольные выражения,проявляющиеся при коммуникационных процессах, иногда не могут активироватьэмоциональный процесс по двум причинам: во первых произвольные и непроизвольныевыражения включают различные нервные структуры, во вторых потому, что сенсорнаяобратная связь может блокироваться одним из уже описанных процессов подавления.Социальная улыбка — хороший пример произвольного выражения, которое может несоответствовать эмоциональному переживанию. Тем не менее открытое ипреднамеренное использование определенного произвольного выражения дляактивации соответствующего личностного переживания может быть эффективным, есличеловек хочет испытывать это чувство и если подавляющие процессы не особенносильны.
Мимическое выражение и регуляция эмоционального переживания
Согласно теорииэмоционального процесса выражение лица, в соответствии выражениюфундаментальной эмоции, играет роль при регуляции эмоционального переживания.
Дарвин утверждал, чтосвободное выражение эмоции усиливает ее, тогда как подавление внешнеговыражения снижает ее (Darwin, 1872, р. 22.). Исследования показали, что простыеманипуляции лицевыми мышцами не вызывали перехода от выражения к переживанию. Ноэти исследования не противоречат действенности экспрессии, проявляемой пожеланию самого субъекта. Относительная независимостьэмоционального процесса
Обычные взаимодействиявлияют на аффективно-когнитивные процессы лишь тогда, когда индивид решаетподавить мимическое выражение. Это снижает интенсивность переживания отдельнойэмоции и повышает общую активность, переживается как «стресс», «напряжение» иликак дискомфорт. Подавлению выразительного компонента эмоции способствовуеткогнитивная или моторная деятельность человека. Аналогично, из-за действияподавляющих процессов субъективное переживание может и не возникнуть. Следовательно,когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они не являются необходимостью.
Тем не менее, важностьзнания в мотивации и в поведении трудно переоценить. Когнитивная системавключается непосредственно после начала эмоционального процесса.
Движение, как икогнитивная деятельность, может привести к эмоции. Существует немало способов,при которых двигательная деятельность влияет на эмоции: например, расслабление— повысить их.
Вывод
Прогрессивноефункционирование индивида основывается на гармоничном взаимодействииэмоциональной, когнитивной и двигательной систем при поддержке со стороны дополнительныхжизненных систем и оптимальном учете окружающей среды.