Белорусскийгосударственный педагогический университет
им. М.Танка
Факультетспециального образования
Тренинг натему:
«Развитиегрупповой сплоченности».
Выполнили:
студентки 308 группы
дневного отделения
Архипенко С.А.
Михаленок Н.А.
Проверила:
Киселева Т.В.
Минск 2007
Понятие о групповойсплоченности.
Групповая сплоченность –это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействийи взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональнойпритягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповаясплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и какнеобходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомыхлюдей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение тогоуровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихсяисследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 идр.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповойсплоченности:
Ø совпадениеинтересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
Ø достаточныйуровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю –нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младшевосемнадцати);
Ø атмосферапсихологической безопасности, доброжелательности, принятия;
Ø активная,эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижениецели, значимой для всех участников;
Ø привлекательностьведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
Ø квалифицированнаяработа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнениядля усиления сплоченности;
Ø наличие другойгруппы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
Причинами снижениягрупповой сплоченности могут выступить:
— возникновение втренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах,превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность,появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствуетоптимизации тренинга);
— знакомство (дружба,симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет ксокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, кстремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такойдиады от группы;
— неумелое руководство состороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам иразвалу группы;
— отсутствие единой цели,увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованнойведущим; вялая групповая динамика.
Сплоченность определяетуспех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивойк ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями,помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижениевысокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологическоготренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренингисплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чьяэффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопониманиясотрудников.
Цель тренинга: развивать групповую сплоченность,групповое взаимодействие, создать приятную обстановку, отвлечься от всех дел изабот.
Тренинговая группа: студенты 308 группы факультетаспециального образования.
Приветствие:
Участникам предлагаетсяобразовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев»,«японцев» и «африканцев».
Потом каждый изучастников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»:«европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются,«африканцы» трутся носами.
Это упражнение обычно происходитвесело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобыпоприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.
Вопросы: Какие эмоции увас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться супражнением?
«Пишущая машинка»
Упражнение дляконцентрации внимания, командного взаимодействия (сплоченности).
Время: 20 мин.
Задание: Междуучастниками тренер распределяет буквы алфавита.
Тренер произносит слово,его необходимо «напечатать». Группа, олицетворяющая пишущую машинку, пытается этосделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, котороеучастники «отхлопали», не нарушая очередности букв.
Вопросы для обратнойсвязи: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас?
«Одеяло»
Упражнение направлено наразвитие умения действовать согласованно.
Время: 30 мин.
Задание: Тренер делитгруппу на подгруппы по четыре человека, располагая их в пространстве такимобразом, чтобы у каждой из команд было
приблизительно по четыреквадратных метра площади. Тренер предупреждает группы о том, что разговариватьнельзя и участники должны понимать друг друга без слов. Для того чтобынастроить участников на работу, тренер зачитывает следующую историю:«Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вырасстилаете на песке шерстяное одеяло, потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем,свежим воздухом и плеском волн. Вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья,но прежде все
вместе вы должны сложитьшерстяное одеяло». После этой истории все команды и все члены команд совместнымиусилиями должны сложить воображаемое шерстяное одеяло. На операцию поскладыванию одеяла отводится две минуты.
Вопросы для обратнойсвязи: Что помогает команде успешно справиться с заданием? Что затрудняетрешение задачи? Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолетьпрепятствия?
«Круг енота»
Упражнение помогаетучастникам почувствовать доверие друг к другу.
Материалы: канат, концыкоторого связаны друг с другом.
Задание: Все участникистановятся в круг и берут обеими руками канат.
Тренер: «Давным-давно наземле жило племя индейцев. Священным животным в их племени считался енот. Икаждый раз, приходя с удачной охоты, победив врага или собрав урожай, индейцыисполняли ритуальный танец в честь енота. Сейчас мы его с вами повторим».Участники, держась за канат, должны максимально отклониться назад. Затем тренерпросит всех присесть как можно ниже, встать, держась одной рукой за канат,отклониться вправо, потом поменять руку и отклониться влево, снова сесть и встать.Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнитьупражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение(если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?
«Миссис Мамбл»
Упражнение направлено нато, чтобы участники могли расслабиться и
посмеяться.
Время: 10 мин.
Задание: Участникиусаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа исказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой:«Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседусправа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечаяна вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос оченькомичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает изигры.
Вопросы для обратнойсвязи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальныеучастники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто)помешало выполнить?
«Исполнение желаний»
Один из членов группывысказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желанияздесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, впантомиме, в реальных действиях). Затем исполняется желание другого участника.
Вопросы для обратнойсвязи: Было ли трудно загадывать желание? Довольны ли вы тем, как удовлетвориливаше желание?