Теориистаренияистарости
Введение
Исследование процессастарения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических,психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизнинаступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения иусложнения функционирования внутренних органов, а также соответствующегообеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса,или инволюции, что получило название старения.
Понятия о сущности,причинах и механизмах старения со временем менялись. Это связывалось не толькос развитием научных знаний, но и изменением особенностей старения в обществе.Росла прежде всего средняя продолжительность жизни, последнее определялосьизменением условий жизни и социального строя, успехами медицины и другими преимуществамипрогресса и цивилизации.
В настоящее время мырасполагаем биологическими теориями старения и психологическими подходами копределению сущности старости и старения.
1. Биологическиетеориистарения
По мнениюисследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми,сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюциювсех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясьизмерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны этиизменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчитьпоследствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагаетрядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса старениячеловека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Этотеории «программированного старения» и «непрограммированного старения» (1).
2. «Программированное»старение
Представители теории«программированного» старения исходят из того, что функционирование живогоорганизма запрограммировано природой лишь на период его активнойжизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, испособность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем,что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественногоотбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайнередко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожаютсвои же сородичи. В живой организм генетически заложена биологическаяактивность, распространяющаяся только на период его так называемойбиологической «полезности». Некоторые теории старения, как, например, такназываемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные состарением, подконтрольны своего рода биологическому датчику, основная функциякоторого состоит в том, чтобы следить за «расписанием»развития биологическогоорганизма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способностиразмножения. После выполнения программы или в отсутствии таковой расстраиваетсядеятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм кснижению его физиологическихфункций (1).
Представители теории«программированного» старения исходят из положения, согласно которому кпроцессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря ихдействию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений,связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные вгенетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздействие наорганизм. Такое воздействие может происходить в результате случайногоповреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередьизменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычныеизменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическуюинформацию.
В результате нормальныхметаболических процессов в пределах клеток могут образовываться ядовитыепобочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействиюпротивостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалымогут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетическойинформации ДНК.
Обе эти биологическиетеории старения являются очень общими, слишком широко трактующими причиныпроцессов инволюции, происходящих в старости. В рамках этих подходов находитместо теория основоположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца,который связывал старение с дисгармонией физиологических процессов организма, итеория И.И.Мечникова, рассматривавшего старение как процесс интоксикации (2).
Биологические теориистарения являются наиболее обоснованными и верифицированными (в планепсихологических исследований старости мы будем говорить не о теориях, а лишь оподходах к проблеме). Однако биологические теории не учитывают дифференциациидвух аспектов старости — физиологическогои психологического — и роль психологического фактора в удлинении человеческойжизни.
3. Социально-психологическиеподходыкстарениюистарости
Исключительнобиологическое или исключительно социальное определение старения —этоузкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературупо старению, пришел к следующему выводу: биологи обеспечивают определениестарения (старости) чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают.Приэтом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни какзависимую переменную. Однако первые значительно реже используют ее, чем вторые,а чаще интересуются аспектами поведения только некоторых компонентов, которыемогут быть отнесены к протяженности жизни. По этой причине определениястарения, которые чаще предлагаются биологами, имеют ограничения для работы впсихологии. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс,состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет квозрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определиликак senescing (от senescence—старение).Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собойизменение паттернов поведения и изменение социального статуса. Этот видстарения определен как eldering(от elder—старыелюди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение,называемое geronting (от gerontology—учениео старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации кпроцессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.Однакоеще раньше к такому же выводу пришел Б.Г. Ананьев:необходимоболее многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации,вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие иустанавливать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психическогостарения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальнымиизменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Биосоциальная сущностьчеловека дает основание рассматривать личностно-психологические измененияпозднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального вих генезисе.
В соответствии с этимДж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных ивзаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение —какиндивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могутчувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущениепсихологической старости, которое обладает как объективными признаками(снижение интеллектуальных способностейсужение эмоциональной сферы), так исубъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношенияиндивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения другихлюдей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой»старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее,чем все остальные; биологическое старение —биологическиеизменения организма с возрастим (инволюция); социальное старение —какиндивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролейпожилыми.
По мнению К. Виктор,биологический подход также акцентирует внимание на физиологической сторонестарости, психологический — намыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость всоциальном контексте по трем направлениям:
индивидуальныепереживания пожилого
человека;
место пожилого человекав обществе;
проблемы старости и ихразрешение на уровне социальной политики.
Таким образом, во всехэтих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являютсясоциально-психологическими: процесс старения личности как члена группы ипереживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилойличности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальнаяадаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальныхролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическоеместо стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.
4. Психологическиеподходыкстарости
Определение феноменастарости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной дляэкзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за своесуществование. Экзистенциализм признает, что человеческое существование имеетоснование — судьбу, но людисвободны создавать на этом основании многое, соответственно своему выбору. Так,один из основоположников экзистенциализма К.Ясперс считал старостьблагоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старостиспособности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта;сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовномусуществованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого.Поэтомустарости не нужно боятся, у нее есть свои преимущества, и ослабление страхасмерти, мучающего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них.Старость может быть прекрасной. Человек физически слаб и не может, как прежде,предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможетизбавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик сковантелесно, но в то же время сободен от телесности, более духовен. Если человек встарости достиг мудрости — ондобр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем несоперничает, «насыщен жизнью». К.Яс-перс подчеркивал, что свойственные юностикачества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисомстарости. Понятия катарсисастарости переросло позднее в идею «последнего взгляда», о котором писал ЯсунариКавабата: накануне расставания с миром глаза старого художника обретаютдуховную ясность, позволяющую видеть земную жизнь в печальном, но умиротворенном,по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным.
Среди различныхпсихологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятиястарости внес психоаналитический подход.
Карл Юнг придавалбольшое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни»человека. Для него середина жизни являлась критическим, поворотным моментом,когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человекууже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужнафорсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощенвнутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал«индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новоеполновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять всвоем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значениесимволическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии междуиндивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработатьцелостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцаниеявляются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологическойперестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взглядана свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психическогои нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должениметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи сэтим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствиис программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивностьстарения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным квступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой позднийвозраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнгвидел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступаютнеподготовленными.
Альфред Адлер, изучаяроль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой вжизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивидв той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценностьощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позицииявляются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают эточувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке сфизическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались.Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той илииной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Этостремление может принять как позитивную направленность и выразиться вдостижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физическихнедостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властностив отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувстванеполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживаниесопричастность, формирование и развитие «социального интереса».
Теория А. Адлера моглабы стать чрезвычайно плодотворной для разработки психологической проблемыстарости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей встарости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости отчего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принципкомпенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологический закон» одиалектическом превращении органической недостаточности через субъективноечувство неполноценности в психическое стремление к компенсации исверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которомупрепятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередьсоздает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, чтостремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, авнешними факторами — социальнойсредой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальномпротезе», который должен заменить работу реальных физиологических систем (3).Дляпожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступитьсистема социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилогочеловека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценностии сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощидругим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности ксоциальной общности не покидало бы старого человека.
Наибольший вклад вразвитие геронтопсихологии, собственно психологической концепции старостивнесла теория Эрика Эрик-сона о восьми стадиях развития личности. Для каждойстадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигаетсяобществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иногосоциально-ценного качества (4).
Восьмая стадияжизненного пути — старость —характеризуетсядостижением новой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявилзаботу в отношении людей и приспособился к успехам и разочарованиям,неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретаетвысший уровень целостности личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющихтакого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своейприверженности к порядку и осмысленности; это любовь человеческой личности какпереживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо оттого, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути какединственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная отпрежней, любовь к своим родителям; это приязненноеотношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, какони проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возраста, поЭриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Ego),уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностноекачество жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоитдисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергаетчеловека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводитчеловека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своегоиндивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случаенеобходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние можетиметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени дляисправления ошибок. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человекачасто проявляются через осуждение поступков других, особенно молодых людей. ПоЭ. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудростивозможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующихстадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы,старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти.
Теория Э.Эриксонавызвала огромный интерес у психологов и позднее быларасширена Р. Пеком. Р. Пексчитал, что для достижения «успешной старости» человек должен решить триосновные задачи, охватывающие три измерения его личности.
Во-первых, этодифференциация, это трансценденция против поглощенности ролями. В ходепрофессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией.Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый наборзначимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполненоразличными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своейработы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из домавызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может несправиться. Во-вторых, это трансценденция телапротив поглощенности телом — измерение,имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточенияна все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которымисопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учитьсясправляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений инаслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им«шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.
И, наконец,трансценденция эго против поглощенности эго —измерение,имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что,хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если онибудут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей,через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, какэто формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э.Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступаютчерез близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом* поколении—наследие,которое их переживет.
Подобно стадиям Э.Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом илистаростью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительныхблоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднеговозраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости (5).
Литература
1 Козлов А.А. Старость: социальнаяразобщенность или целостность? // Мир психологии,1999, №2, с. 80-96.
2. Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г.Социальная геронтология. М.: Владос, 1999
3. Выготский Л.С. Соб. соч. в 6 т. М.:Педагогика, 1984. Т. 1.
4. Эриксон Э.Г. Детство и общество.СПб.: Ленато,1996
5. Крайг Г. Психология развития. СПб:Питер, 2000.