Реферат по предмету "Психология"


Техника сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

--PAGE_BREAK--

2. Развитие техники. Закономерности развития техники и технического прогресса

Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в статике. На протяжении всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Такуюмысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, «реальным творчеством» называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет, что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под «историей техники мы понимаем не что иное, как то, что „в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели“, и, что „под историей техники мы понимаем не что иное, как то, что техника, будучи творением человека, выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми“. [5 c.112]
Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого — лишь первый шаг, на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?
В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы общественных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на духовную сферу, на внутренний мир человека, создающего и развивающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории, где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин, определяющих развитие техники именно духовные моменты, становится совершенно очевидным.
Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например, французский философ Ж. Фурастье пишет: „Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является прогресс науки [3 c.192] Обращается к науке инемецкий философ Г. Рот. Он пишет: “Каждая область жизни порождает теперь уже принадлежащую ей науку, каждая наука — принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнорировать.» [3 c.194]
Обращение к науке сейчас вполне естественно, т.к. ей принадлежит огромная и в некоторых отношениях именно авангардная роль в техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизировать роль науки
в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос: чем обуславливается развитие самой науки, есть
ли глубинные причины за пределами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?
Иногда этот вопрос остается без ответа, в других же случаях предпринимаются попытки найти какое-то решение. Например крупный немецкий философ К. Ясперс считает, что "… было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее достижения". [22 c. 114] Но практические потребности по его мнению не могут длительное время поддерживать научно-технический прогресс. Наука развивается самостоятельно, в результате внутреннего стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любознательности Он пишет: " В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель, как право изначальности стремления к знанию". [22 c.127] Но с такой точки зрения развитие науки замыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.
Часто помимо науки обращаются непосредственно к изобретательству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество, изобретательство необходимы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники.
Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.
Противоположную точку зрения занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.
Любое общественное явление развивается при участии человека и благодаря его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подразумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными структурными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности, в процессе создания и усовершенствования техники.
Таким образом, основные причины и противоречи, связанные с развитием техники необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он
включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно так же то, что в отличие от использования техники, которое
может происходить в любой области, непосредственное ее создание и усовершенствование осуществляется только в материальном производстве. В результате образуется очень сложное переплетение и сцепление причин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказывается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.
Одним из возможных путей преодоления трудностей, связанных с изучением причин и противоречий развития техники является выделение движущих сил и источников технического развития, а так же выяснение соотношения между ними.
Под движущими силами развития техники понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непосредственной области ее создания, изготовления. Их общим позитивным признаком является то, они вызывают необходимость развития техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или, напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существующей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого процесса.
Область действия движущих сил развития техники распространяется на все сферы общественной жизни начиная от материального производства и заканчивая явлениями надстроечного порядка. Как пишет С. В. Шухардин «Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных благах, которая проявляется в противоречии между постоянно растущими материальными и культурными потребностями людей и техническими возможностями удовлетворения этих потребностей. [20 c.42]
Сами личные и общественные потребности в своем росте и развитии прежде всего зависят от состояния производства и формируются им. Но они обладают определенной самостоятельностью, могут опережать достигнутый уровень развития производства, заставлять его развиваться дальше по линии создания новых материальных благ и средств удовлетворения растущих культурных потребностей или по линии более полного обеспечения уже существующими материальными и культурными благами.
Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных сферах общественной жизни и формирующих при участии и регулировании со стороны экономических отношений определенные заказы на развитие производства и техники. Во — первых это потребности в таких благах, которые используются, потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. Например, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потребностей стимулирует соответствующее развитие определенных
отраслей производства и используемой в ней технике. Во — вторых, это потребности, связанные с необходимостью использования соответствующих
средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности. Их рост и удовлетворение вызывают к жизни противоречия между целью процесс труда и отсутствием технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно полной возможностью ее осуществления с помощью имеющихся технических средств. В первом случае возникает необходимость в создании новой техники, а во втором — в совершенствовании существующей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в развитии существующих отраслей техники только в материальном производстве.
Здесь мы и подходим к той грани, которая разделяет области действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, исключая из области действия движущих сил развития техники материальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, которая постоянно расширяется. Поэтому невозможно и нецелесообразно, чтобы каждая отрасль для себя создавала необходимую технику. Потребности в этом реализуются в той отрасли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относительна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химического машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает определенные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д… Здесь постоянно меняется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники.
Процесс развития техники непосредственно осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно создается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противоречий через человеческую деятельность. Это — научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование, профессиональные навыки, и т. д… Разумеется, выделение этих факторов несколько условно, так как они принадлежат самому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акцентировать на них внимание. Наконец, к источникам развития техники относятся средства труда, технология и организация производственного процесса, его специализация и кооперирование.
Отмечая различия между движущими силами и источниками развития техники и вытекающие отсюда тенденции нельзя обойти молчанием и некоторые вопросы, характеризующие их связь, единство, взаимообусловленность. Создание и распространение новой или более совершенной техники является выполнением социальных потребностей, предметной реализацией действия движущих сил технического развития. Но прогресс техники имеет социально-экономические последствия, в том числе вызывает к жизни новые потребности, способствует их росту, то есть действует по отношению к ним как своеобразная движущая сила, то есть
само развитие техники потенциально содержит в себе необходимость дальнейшего движения.
Причина развития техники — центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники — сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше — развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе, техника, конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Влияние этих основополагающих законов на технику показано в работах известного советского ученого С. В. Шухардина. [20,21]
Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в форме борьбы нового со старым, и не только в борьбе прогрессивных научно — технических идей с идеями консервативными, но и в форме возникновения и развития нового, его сосуществования со старым, и постепенного вытеснения последнего. Закон отрицания отрицания выступает в форме якобы возврата к старым техническим идеям и использования их на новой технической основе. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно находит выражение в эволюционном и революционном развитии факторов, влияющих на производительную силу труда.
Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности.
Первым признаком технического прогресса является переход количественных изменений в качественные. Рассмотрим его подробнее. Новый станок, автомобиль, телевизор никогда не являются новыми целиком. Совершенствование марки машины почти всегда ограничивается и определяется введением в предшествующую конструкции примерно 10-15% новизны, то есть принципиально новых, или улучшенных частей. Эти новые части вызывают необходимость, или хотя бы наталкивают на мысль о целесообразности замены других частей конструкции, и так, постепенно, от модели к модели изменяется конструкция машины. Закономерное отмирание старого и возникновение нового, более совершенного и прогрессивного, характерно для развития всего существующего. В этом — суть прогресса и общества в целом и любой области общественной жизни, производства, науки и техники.
Однако, такое постепенное изменение означает эволюционное развитие, которое соответствует лишь количественному росту технических
показателей (параметров). Различные нововведения в конструкции увеличивают КПД, скорость надежность, упрощают управление, но каждый из
таких параметров получает не качественные, а только количественные изменения, ибо и до этого те же самые качества были характерны для этих конструкций, переход количества в качество в таком изменении не имеет места.
Новое качество предполагает возникновение принципиально новой объективной реальности. Применительно к технике в целом это означает появление искусственно созданных орудий труда (технических средств), впервые способных выполнять совершенно новые задачи. Переход количества в качество, возникновение техники нового качества всегда является революционным процессом, представляет собой революцию в технике. Такими революциями были появление железных орудий, водяных и ветряных двигателей, автоматических линий.
Новое качество технические средства приобретают тогда, когда непрерывное увеличение технических параметров (количества) доходит до предела. И тогда возникает необходимость принципиально нового решения технической задачи. Или, скажем иначе. Новая техника появится только тогда, когда практика поставит задачи, которые не могут быть решены с помощью старых технических средств. Но элементы новой техники всегда зарождаются в недрах старой.
Технические средства, отражающие уже новое качество техники определяют основные направления научно-технического прогресса (современной научно-технической революции), революционизируют способ производства, подготавливают необходимые технические предпосылки для перехода от машинного к комплексно-атоматизированному производству. Такими техническими средствами являются: вычислительная техника, электронные приборы, лазеры, станки с программным управлением и т. д.
Здесь мы подходим к еще одному характерному признаку технического прогресса. Речь идет о внедрении/ новой техники, технических усовершенствований. Эффект от нового в технике достигается только тогда, когда оно, возникнув, получает поддержку и широкое распространение.
И, наконец, еще один момент, характеризующий технический прогресс — его всесторонность. Развитие техники идет далеко не равномерно. Жизнь заставляет обращать особое внимание из-за тех или иных потребностей на одни отрасли, и меньше — на другие. Технический прогресс должен быть действительно всесторонним, охватывая все отрасли производства. Чем большая согласованность и гармония будут достигнуты, тем меньше будет узких мест и диспропорций, тем быстрее будет протекать технический прогресс и больший эффект получит общество.
Таким образом, основные законы диалектики применимы к технике. Основные закономерности, например, „переход от низшего уровня к высшему“, „преемственность в развитии“, „неравномерность в развитии отдельных отраслей“ так же распространяются на технику. Но на выделении только всеобщего останавливаться нельзя. Задача состоит в том, чтобы пойти дальше, изучить те закономерности, которые свойственны не всем общественным явлениям, а самой технике, ее развитию.
Иногда говорят, что техника развивается по законам природы. В доказательство приводится тот факт, что любая машина и орудие основаны
на законах и явлениях природы, которые нельзя игнорировать, создавая технику. Действительно, эти законы нельзя отбросить. Чем лучше мы их
знаем, тем успешнее создаем технику, полнее используем в ней силы и явления природы. Но сама природа никогда не создавала и не создает технику, »… техника создается людьми, обществом, а раз так, то бессмысленно пытаться законами природы объяснить технический прогресс ", — пишет Ю. С. Мелещенко. [6,c273]
Техника — общественное явление, поэтому, ее развитие подчинено общественным законам. Но и это еще не все. Техника развивается не по экономическим, политическим или иным законам, свойственным определенным сторонам общественной жизни, а по законам, которые выражают ее взаимодействие с этими сторонами, устойчивые связи и отношения с ними. Говоря о естествознании и технике, необходимо отметить, что они «имеют свои специфические закономерности, в которых выражаются относительно постоянные отношения и связи их с другими общественными явлениями » [7,c.109]. Следовательно, стремясь обнаружить закономерности техники и технического прогресса, необходимо в первую очередь изучать их взаимодействие с другими сторонами и явлениями общественной жизни. Это одна группа закономерностей.
С ней связана и от нее зависит группа закономерностей, характеризующая непосредственное взаимодействие людей и техники в системах «человек и орудие», «человек и машина», «человек и автомат», кроме того, сюда относятся закономерные связи, имеющиеся между людьми и техникой в процессе технического творчества, а так же закономерности взаимодействия людей и технической среды.
Наконец, еще одна группа закономерностей, зависящая от первой и второй, выражает те устойчивые связи и отношения, которые внутренне присущи самой технике, как особому общественному явлению. Рассмотрим эту группу закономерностей более подробно.
Сложные орудия, машины, технические устройства состоят из отдельных элементов, которые представляют собой не какую — то часть дробного целого, а образуют это целое. Машины и устройства — не хаотическое сложение узлов и деталей, отдельных элементов, они имеют определенную внутреннюю организацию, структуру, благодаря которой элементы определенным образом связаны друг с другом. Таким образом, обычно каждое техническое устройство, будучи сложным образованием, состоит из ряда элементов имеет внутреннюю структуру. Под структурой понимается способ связи элементов, их система отношений между собой. Причем структура является законом который придает совокупности отдельных элементов целостный характер, организует их в целостную систему.
Поэтому, есть основания считать, что существует ряд закономерностей элементов внутренней организации, структуры технических устройств и технических систем. Наглядным примером учета, сознательного использования таких закономерностей является стандартизация и нормализация.
Одним из объективных законов, которые находят свое отражение в стандартах, является взаимозаменяемость деталей, узлов, механизмов, машин.
Суть закона проста: любая деталь, узел, агрегат, машина всегда могут быть заменены другими такими же изделиями независимо от того, где, кем и когда они изготовлены. Этот закон является сравнительно общим, он складывается на базе целого ряда частных законов, выражающих
существенные, устойчивые и повторяющиеся многократно признаки элементов и структуры конкретных видов технических устройств, особенно тех, которые находятся в массовом производстве. В стандартах такие законы находят свое постоянное отражение.
Повторяемость, сохранение признаков и свойств могут иметь различную степень общности, охватывая не только узлы и детали строго определенного технического устройства, но и ряда устройств. Так, многие детали, предназначенные для соединения, установки, передачи движения, как показывает практика, мало зависят от назначения машины. Поэтому, например шарикоподшипники, кольца, винты, гайки, болты, шестерни могут с успехом применяться без всяких изменений в самых разных машинах. У них одинаковое непосредственное назначение, они должны отвечать одинаковым требованиям. То же самое относится к ряду узлов и механизмов. На этой основе строится нормализация деталей, имеющая большое прогрессивное значение в машиностроении, в технике. Нормализация учитывает закономерности устойчивости и повторяемости признаков, но уже применительно к деталям и узлам для многих технических устройств.
Структурные закономерности технических устройств обнаруживаются в любой машине, а так же в системе машин. Сейчас широко используются многоинструментальные станки, состоящие из тысяч деталей, приводящие в движение сотни инструментов. Станки обычно связаны между собой, образуют линию, состоящую иногда из десятков станков, сочетание которых отнюдь не произвольно, а подчиняется определенному закону, вытекающему из природы и назначения технологического процесса.
В сложных системах возможны и неизбежны поломки и неисправности, выход из строя отдельных машин, узлов, деталей, из-за чего прекращается работа всей системы. Специалисты в области математики подсчитали, что вероятность выхода из строя механизма, машины, линии пропорциональна произведению вероятностей выхода из строя каждой входящей в их состав детали. Ясно, что если число деталей велико, то вероятность выхода из строя машины или системы машин весьма велика. Чрезмерно громоздкие линии вообще могут не работать, хотя входящие в нее отдельные машины, узлы и детали сами по себе довольно надежны. Отсюда огромная важность исследования законов связей и взаимодействия, организации сложных технических систем и на этой основе рациональное их конструирование.
В заключении главы хотелось бы отметить, что никакая техника не возможна без участия человека, о технике без человека не может идти и речи. Поэтому чрезвычайно важно проследить механизмы взаимодействия техники и человека.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Henry Ford Essay Research Paper Transportation has
Реферат Коммерческая деятельность в современных условиях
Реферат Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ
Реферат А. А., Г. Челябинск Приобщение дошкольников к традиционной семейной культуре основных народов, населяющих Южный Урал
Реферат Виды нормативно правовых актов и способы их публикации
Реферат 62 г инженеры из американской компании Bell Telephone Laboratories создали игру «Дарвин» первую компьютерную программу, имевшую отличительные признаки вируса
Реферат Агония
Реферат Технология научного исследования
Реферат Sickle Cell Essay Research Paper Sickle Cell
Реферат Очистка газа от пыли и механических примесей
Реферат Китайская философия
Реферат Понятие и состав земель промышленности и иного назначения
Реферат Актуальність справжнього дослідження. Однією з найактуальніших проблем сучасної культурологічної науки є проблема так званих пограничних культур
Реферат Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха
Реферат Сущность и задачи транспортной логистики 2