--PAGE_BREAK--
1.3. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия, необходимые для предупреждения внутриличностного конфликта: не желать (так. как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не получится); не искать дважды в одном. месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными. руками; вовремя отпускать.[6]
Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.[10]
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность». Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.
Механизмы психологической защиты:
«Не замечай это»
Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
«Обвини это»
Проекция — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
«Плачь об этом»
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
«Напади на что-то, заменяющее это»
Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.
«Не помни об этом»
Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.
«Не чувствуй этого»
Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
«Не знай, откуда это»
Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
«Переосмысли это»
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «—» каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «—» в каждой из тенденций и их суммирование.
«Отмени это»
Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
«Трансформируй это»
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
«Найди оправдание этому»
Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).
«Обрати это в противоположное»
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.
«Приобрети это»
Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.
«Будь, как это, чтобы не потерять его»
Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
«Мечтай об этом»
Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Элективный курс «Психология конфликта»
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Приходится констатировать, что сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения не нацелена на формирование субъектных качеств личности, не опирается на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства.
В связи с этим возрождается интерес к преподаванию психологии в школе и других средних образовательных и специальных учреждениях.
Однако в обычных городских и тем более сельских школах не всегда есть возможность, средства и специалисты, чтобы в полном объеме вести обучение учащихся психологии. Тем не менее, знание психологии (базовых понятий), навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы всем выпускникам школы.
В процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных курсов.
Данный курс рассчитан именно на старшеклассников, стремление к самопознанию и самосовершенствованию которых лежит на поверхности. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности. Также этот курс может быть использован классными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в школе, но и в других средних и специальных учебных заведениях.[17]
Цель курса:Способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.
Основная задача курса– формирование социальной компетентности, куда входят следующие умения и навыки, которые мы намерены формировать в процессе реализации данной программы:
способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
В процессе изучения курса участникам (слушателям) предлагаются
теоретические материалы (основные термины, понятия);
диагностические методики, нацеленные на самопознание, самоанализ и самооценку (тестирование и самотестирование);
предполагается обсуждение результатов диагностики;
решение практических задач (ситуаций);
деловая игра.
Программа элективного курса «Психология конфликта» рассчитана на 10 занятий.
Содержание программы
Занятие 1. «Конфликты в нашей жизни»
Самотестирование «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Введение теоретических понятий: СПОР, ПРОТИВОРЕЧИЯ, КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, ИНЦИДЕНТ.
Самостоятельный анализ тестирования.
Коллективный анализ результатов.
Рефлексивная деятельность.
Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.
Занятие 2. Уровень конфликтности личности
1. Беседа.
Вопросы:
— В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?
— Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?
— Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
— С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
— Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
— Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
— Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
— Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
2. Самотестирование «Уровень конфликтности личности».
Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте.
Чаще улыбайтесь.
Традиции хороши, но до определенного предела.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь!
Будьте независимы, но не самонадеянны.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.
Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:
не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
3. Рефлексивная деятельность.
Поможет ребятам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.
Занятие 3. «Учимся разрешать конфликты»
1. Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
2. Беседа. Ребятам предлагается вспомнить правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта.
3. Способы и правила разрешения конфликта.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Способы разрешения конфликта (юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, «третейский» суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).
Правила разрешения конфликта.
а) анализ конфликтной ситуации;
б) разрешение конфликта.
4. Рефлексивная деятельность.
Занятие 4. «Стили разрешения конфликтов»
1. Постановка и анализ проблемных вопросов (ситуаций):
Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?
Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.?
2. Стили разрешения конфликта.
Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Для наиболее удачного исхода в проблемной ситуации необходимо не только знать стили разрешения конфликтов, но и владеть ими: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса.
3. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов».
4. Рефлексивная деятельность.
Занятие 5. «Самоконтроль в общении»
1. Тест М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении».
2. Обсуждение результатов тестирования.
Занятие 6. «Управление конфликтом»
1. Динамика конфликта.
В динамике конфликта, т.е. в его протекании как процесса, выделяют следующие четыре основные стадии:
Возникновение объективной конфликтной ситуации.
Осознание участниками существования конфликтной ситуации.
Переход к конфликтному поведению.
Разрешение конфликта.
2. Конструктивное разрешение конфликта.
Конструктивное разрешение конфликтов является источником развития личности человека; оно способствует обогащению внутреннего мира человека и его социального опыта.
Рекомендации для конструктивного разрешения конфликта.
3. Принципы управления конфликтом.
4. Контроль эмоций.
5. Практическая работа.
Упражнение «Разногласие».
В качестве основы для упражнения может послужить ситуация конфликта из художественной литературы или фильма, телепередачи, реальная жизненная ситуация. Два добровольца в присутствии группы играют роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом, изложенные выше.
Занятие 7. «Самооценка и внутриличностный конфликт»
1. Степень конфликтности личности определяет специфика ее самооценки. Неадекватные самооценки гораздо более способствуют развитию внутриличностного конфликта.
Неадекватная завышенная самооценка порождает противоречия между знаниями о реальных достижениях и ожиданиями человека. В связи с этим противоречием может сложиться подозрительный и тревожный характер, который будет наделен разной степенью агрессивности человека. Агрессивная личность всегда готова конфликтовать.
Неадекватная заниженная самооценка формирует постоянное чувство неполноценности, такой человек сильно подвержен стрессам и даже нервным и психическим расстройствам. В поведении это выражается в нерешительности и колебаниях перед какими-либо конкретными действиями.
Внутренние конфликты – это отражение в жизни взрослого человека неудачно решенных внешних конфликтов ребенка.
Методика полярных профилей (тест).
2. Обсуждение результатов тестирования.
Со школьниками достигается понимание того, что самооценку нужно вырабатывать специально на основе сравнительного анализа оценок учителей, родителей, друзей, поскольку собственное мнение о самом себе может быть неправильным, субъективным. Во время обсуждения надо вести содержательный анализ, не переводя дискуссию «на личности».
Занятие 8. «Система психологической защиты»
1. Психологическая защита и ее формы (вытеснение (подавление), регрессия, замещение (сублимация), отрицание, проекция, рационализация (интеллектуализация)).
2. Тест–опросник Плутчика – Келлермана – Конте.
3. Обсуждение результатов тестирования.
Занятие 9. «Ролевые и внутриличностные конфликты»
1. Рассматриваются варианты внутриличностных конфликтов.
2. Психологическое айкидо (борьба: техника амортизации). Разбор примеров ситуаций.
3. Тест «Три Я».
4. Обсуждение результатов тестирования.
Занятие 10. Деловая игра «Умеем ли мы общаться?»
Ведущая. Мы с вами уже кое-что знаем о конфликтах и путях их разрешения. Но наш жизненный опыт еще мал, и порой некоторые ситуации ставят нас в тупик. Как же поступить, чтобы не произошло конфликта? Для этого давайте проверим, конфликтная ли вы личность, ответив на вопросы анкеты.
1. АНКЕТА «Конфликтная ли вы личность?» (обсуждение результатов).
2. «Культурная беседа».
Ведущая. Следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека (из разных групп) садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник в последний раз, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.
(Ведущая просит построить свою беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно и решить свои задачи, которые поставлены ими перед собой. Время диалога – 4 минуты.)
3. «Речевой этикет».
В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». Играют три человека из разных групп (назвать слова приветствия, высказать просьбу, как начать знакомство, как извиниться в культурном обществе, слова утешения и ободрения, слова благодарности, как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя).
4. Создание коллективного портрета приятного собеседника (партнера).
Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому всегда и во всем можно довериться? Создадим коллективный портрет человека, с которым приятно общаться …, с которым неприятно общаться.
5. Составление правил общения и поведения во время общения.
Ведущая. Думаю, что после наших с вами занятий и после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к ближним, как не раз задумывались великие и мудрые люди, например, такие, как Б.Ш.Окуджава. Давайте исполним его песню «Пожелание друзьям».
2.2. Рекомендации
Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть может требовать свободы и досуга, а другая — гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая — расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.
Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из (руки...)
Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное соглашение, которое может быть достигнуто — сохранение вашей жизни.
Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)
Создайте картинку сотрудничества частей. Посидите некоторое время спокойно.
Такие «переговоры» — хороший инструмент для разрешения конфликтов. На самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих частей (в этом может быть и отсутствует необходимость). Однако вы лучше поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних невротический реакций, поскольку здесь главное — не то, что находится в пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые, визуальные или кинестические образы, которые вы создали.
Существуют определенные приемы, которые помогут вам в общении с суицидентом:
1. Дайте ему выговориться!
2. Скажите, что его горе безмерно и вы не знаете, как его утешить
3. Попросите его кому-то помочь
4. Пусть он уснет (утро вечера мудренее)
5. Найдите в его положении преимущества
6. Помогите сбросить зажимы:
· зажимы в области глаз — одиночество, раздражительность, плаксивость
· зажимы в области щек, затылка, плеч — неуверенность в себе, склонность к тревоге, сомнениям
· зажимы мышц гортани, глотки, брюшного пресса — сниженное настроение и низкая самооценка
· зажимы рук — беспокойство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно сущестуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому:
Внутриличностный конфликт — это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутри-личностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.
По итогам проведенных исследований и изучений выбранной темы – «Внутриличностный конфликт» можно сделать некоторые выводы.
Внутриличностный конфликт- это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.
Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:
ü особенность структуры конфликта — отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
ü специфичность форм протекания и проявления — такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями — страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
ü латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.
Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д.
В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. — Л., 2008.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 2009.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2008-224с.
4. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 2007.
5. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006.
6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2008-320 с.
7. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 2009.
8. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Мн.: Нар. асвета, 2008.
9. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2009-512 с.
10. Кузин В.С. Психология. — М.: Высшая школа, 2008.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2007.
12. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… — Мн.: Высш. шк., 2007.
13. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. — М.: Просвещение, 2009.
14. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 2008.
15. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: 2007
16. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. — М.: ИНФРА-М, 2008.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Приложение 1
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО – поставьте 3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему…
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Бланк ответа
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»— это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»— это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В»— это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»— «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д»— «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Приложение 2
Самотестирование«Уровень конфликтности личности»
Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,
под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет
б) когда как
в) да
2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
а) да
б) ответить затрудняюсь
в) нет
3) Кто вы в большей степени?
а) пацифист
б) принципиальный
в) предприимчивый
1)
Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто
б) периодически
в) редко
2) Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
3)
В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм
б) плохое настроение
в) обида на самого себя
4) Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?а) да
б) скорее всего да
в) нет
5)
Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
6)
Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
а) раздражительность
б) обидчивость
в) нетерпимость критики других
7)
Кто вы в большей степени?
а) независимый
б) лидер
в) генератор идей
8)
Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным
б) оптимистом
в) настойчивым
9)
С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью
б) с бюрократизмом
в) с эгоизмом
10)
Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности
б) оцениваю свои способности объективно
в) переоцениваю свои способности
11)
что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.
а) излишняя инициатива
б) излишняя критичность
в) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
А
1
3
1
3
3
2
3
3
2
3
2
3
2
1
Б
2
2
3
2
2
3
2
2
1
1
1
2
1
2
В
3
1
2
1
1
1
1
1
3
2
3
1
3
3
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14 – 17 баллов -
Очень низкий
18 – 20 баллов -
Низкий
21 –23 балла -
Ниже среднего
24 – 26 баллов -
Ближе к среднему
27 – 29 баллов -
Средний
30 – 32 баллов -
Ближе к среднему
33 – 35 баллов -
Выше среднего
36 – 38 баллов -
Высокий
39 – 42 балла -
Очень высокий
продолжение
--PAGE_BREAK--Приложение 3
Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»
Инструкция: В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).
Задание: теперь прочтите подряд все высказывания, которые вы отметили, попытайтесь определить, используя материал занятия о стилях разрешения конфликтов, какой стиль разрешения конфликтов характерен для вас.
Задание: Сверьте свои выводы с ключом теста.
По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Приложение 4
Методика полярных профилей.
Практическое задание. Из участников практикума выбирается один ученик, который оценивается по определенному набору качеств (методика полярных профилей). Оценка каждого качества дается по 10-бальной системе.
По этой методике составляются оценки:
а) школьник оценивает самого себя;
б) одноклассники оценивают школьника (берется усредненная оценка);
в) педагог оценивает школьника.
На одном листе сводятся оценка школьника, усредненная оценка его одноклассниками, оценка педагога. (Можно графически в цвете отобразить оценки всех оппонентов). Обсуждаются моменты соответствия и расхождения оценки.
продолжение
--PAGE_BREAK--