Реферат по предмету "Психология"


Сущность и роль темперамента в деятельности человека

ВВЕДЕНИЕ
Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека,проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и другиххарактеристиках.
Темперамент характеризуетдинамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов,не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет еевозможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характераили способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющиетемперамент.
1. Общая активностьпсихической деятельности и поведения человека выражается в различной степенистремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающуюдействительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общейактивности у различных людей различно.
Можно отметить двекрайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная,активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательногоаппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечныхдвижений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот,сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональнаяактивность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость ичуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональнойподвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеетвнешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степенисудить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врачГиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которыеполучили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматическийтемперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описалосновные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темпераментне со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей ворганизме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложилГален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнееиз известных ее описаний, которое используется и в современной психологии,принадлежит немецкому философу И. Канту.
И. Кант разделялтемпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высшихживотных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.
Отсутствие необходимыхзнаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению отемпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных ичеловека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основойтемперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Когда говорят отемпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональнойвпечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические,индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения идеятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной инерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученыеи практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на которомформируется личность как социальное существо.
Темперамент отражаетдинамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтомусвойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другимипсихическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенностьтемперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данногочеловека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны междусобой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3темперамента.
Итак, под темпераментомследует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющиединамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь вразнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов,остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют типтемперамента.
К свойствам темпераментаотносятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психическойдеятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психическихпроцессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии напротяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерномсоотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно обусловлены общимтипом нервной системы.
Пользуясь определеннымипризнаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темпераментаот всех других психических свойств личности.
1.1 Физиологическая основа темперамента
Согласно учению И.П.Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психическойдеятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление исоотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Были установлены трисвойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессоввозбуждения и торможения,
2) уравновешенностьпроцессов возбуждения и торможения,
3) подвижность(сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессоввыражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либократковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Этоопределяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервныхпроцессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительноеи концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильныхраздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительноготорможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаютсянизкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервнаясистема обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители онадает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшейнервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е.пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей этидва процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия ненаблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойстввысшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижностьнервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения иторможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуютусловия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации иконцентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение,быстротой образования новых условных связей, выработки и изменениядинамического стереотипа.
Комбинации указанныхсвойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основуопределения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы,подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различаютчетыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представителислабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные иконцентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения ивозбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработкаусловных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е.низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенныйтип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностьюосновных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессамиторможения.
Сильный уравновешенныйподвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, нобыстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут котносительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенныйинертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малойподвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.
Тип высшей нервнойдеятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойствонервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различныесистемы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будутразлично формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшейнервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервнойдеятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психическойдеятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки,интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, впроцессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразиеповедению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но неопределяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральныхустоев.
1.2 Психологическая характеристикатемпераментов
По мнению И.П. Павлова,темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностейчеловека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный,холерический и меланхолический.
Установлена зависимостьмежду типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Типы высшей нервнойдеятельности и их соотношение с темпераментом.сила нерв. процессов уравновешенность нерв. процессов подвижность нерв. процессов темперамент сильный уравновешенный подвижный сангвиник сильный инертный флегматик сильный неуравновешенный холерик слабый меланхолик
Сангвиническийтемперамент.
Сангвиник быстро сходитсяс людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности надругой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции,быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой ижестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Еслираздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интересвпечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и онпроявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если жевоздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состоянияактивности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляетсябезразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстровозникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но всеэти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной.Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже заменитьсяпротивоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило,преобладает хорошее настроение.

Флегматическийтемперамент.
Человек этоготемперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельностипроявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводитначатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бызамедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычноневыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервныхпроцессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меруобщителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматическоготемперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизнифлегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человекафлегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие,спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие кдеятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться вопределенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развитьсябезразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самомусебе.
Холерический темперамент.
Люди этого темпераментабыстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психическиепроцессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения надторможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется внесдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюдаи выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются,быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличениеми даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстротудвижений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека схолерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться впроцессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем ивоодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерикдопускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что частоне дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве онсоздает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность,вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятнымпребывание в коллективе таких людей.
Меланхолическийтемперамент.
У меланхоликов медленнопротекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленнуюдеятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны,часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильнымнервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолическоготемперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой идлительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения,хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представителимеланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегаютобщения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большуюнеловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликовтормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с такимтемпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Умеланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину иустойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, чтослабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервнаясистема более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — сдругими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и вэтом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностейприрожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протеканиепсихической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной ивоспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре видатемперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточныетипы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разныхтемпераментов.
«Чистые»темпераменты встречаются относительно редко.
1.3 Темперамент и личность
Темперамент являетсяприродной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любомтемпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственныданному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практикапоказывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни ивоспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Дажевзрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.Известно, например, что А.П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромными деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.Л.Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь,что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у менярезкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускатьсебя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знаетчто». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своеготемперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобыовладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурныепроявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разныепобочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположныеему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.
Теперь, выяснивфизиологические и психологические основы темперамента можно говорить о методахизучения темперамента. К ним можно отнести лабораторные методы ианамнестические.
1.4 Характер и темперамент
Характер нередкосравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия другдругом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера итемперамента можно выделить четыре основных:
— отождествлениехарактера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
— противопоставлениехарактера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В.Вирениус);
— признание темпераментаэлементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
— признание темпераментаприродной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Исходя изматериалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общимдля характера и темперамента, является зависимость от физиологическихособенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойствтемперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того,черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит.Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет вхарактере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новуюситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент непредопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента можетбыть совершенно различный характер. Особенности темперамента могутспособствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темпераментамогут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека сосформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формойпроявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь вопределенной эмоциональной направленности свойств характера, определеннойскорости протекания психических процессов и проявлений личности, определеннойхарактеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следуетотметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическимстереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчивоповторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов учеловека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке,в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервныхпроцессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы.Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющуюроль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, черезкоторую осуществляют социальные воздействия.
Черты темперамента ихарактера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостномедином облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральнуюхарактеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, чтохарактер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характераможно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самогооригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность,непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группелюдей с аналогичным поведением.
В данном случае нужноговорить о типических чертах характера Н.Д. Левинтов считает, что тип характера- это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторойгруппы людей.
Характер не являетсяврожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителяопределенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — этовсегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерахлюдей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальномхарактере отражаются многообразные типические черты: национальные,профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденнымсознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, внациональных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам,подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача,военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальныечерты.
Несмотря на устойчивость,тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненныхобстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется иразвивается.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Если оценить приведенныепсихологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из нихесть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален иотличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так женеустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью ибольшой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правилоосторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов«плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в однихусловиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – оттемперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека,содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди ссамыми различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками,Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский –меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди нашихсовременников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственныхдеятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно также и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так иконсервативными.
В зависимости от того, как человекотносится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, онмобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительнымнапряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы.Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность,переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большимтрудом, чем, например флегматику.
Под влиянием жизненных условий,определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность,медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность ирешительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типавысшей нервной деятельности и темперамента человека.
Однако отдельные сильные психическиепотрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать,обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и перевоспитаниятипологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуальногоподхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опаснуюситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут«растормозиться» прежде всего у людей холерического типа. Меланхоликималоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическомусрыву.
«Образ поведения человека иживотного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но итеми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время егоиндивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания илиобучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указаннымивыше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство –высочайшая пластичность». В зависимости от условий жизни и деятельности человекаотдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то жевремя свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления свозрастом человека.

2.1 Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следуетучитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управленияавтоматической системы, например, требует своевременного и быстрогореагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятияправильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживатьсвои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как онизависят от объективных причин – от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамикудеятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельностироль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях(токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойстватемперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данногочеловека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленныхими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, вниманиекоторых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когданадо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство.Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чеминертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможныхнеполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частоепереключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как этиработницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессияхи в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, неопределяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться засчет других.
В таких профессиях, каклетчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель,спортсмен международного класса и т.п., чья деятельность связана с регулярнымэкстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровеньтребований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность,малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. Втаких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека.В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобыособенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путьприспособления темперамента к требованиям деятельности называетсяпрофессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требуетиндивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхоликибыстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другимлицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда иэффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияниеразличных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения(например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпаработы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельностипутем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости оттипа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторамипроизводства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключаетсяв индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способовработы (индивидуальный подход).
Существуют и третий типприспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается впреодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением кдеятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке,вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика неменьше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чемфлегматика.
Известная степень приспособлениятемперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию(тренировки) отдельных свойств темперамента.
2.2 Темперамент и индивидуальный стильдеятельности
темперамент высшийнервный деятельность
Наконец, основой и наиболееуниверсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование егоиндивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования вкакой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть содинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Подиндивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную системуприемов и способов действия, которая характерна для данного человека ицелесообразна для достижения успешного результата.
При формировании индивидуальногостиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творческиотноситься к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способывыполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют еготемпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действиязависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных инеподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стильдеятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемыи способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтомуиндивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников,передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется учеловека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются ужев старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игровогохарактера.
Ядро индивидуального стиля определяеткомплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей,которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящиекомпенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойствнервной системы человека.
2. Способствующие максимальномуиспользованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числеполезных свойств нервной системы.
2.3 Темперамент и деятельность
Динамические чертыличности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только вдвижениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общейработоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебныхзанятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различияпо темпераментам — это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразиюее проявлений.
Установлено отсутствиезависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностямитемперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определитькак нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности илиреактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результатыдеятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будетзависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивациии способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность,показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществлениясамой деятельности.
В зависимости отособенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, аспособом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установитьзависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Вэтих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь кдостижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленнойглавным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющегобольшинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп иэкспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидовспособ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов,оказывает существенное влияние на формирование определенного стилядеятельности.
Перед сангвиником следуетнепрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от негососредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активнуюдеятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечьв активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематическоговнимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношениимеланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенныйтон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его запроявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следуетиспользовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельномягким и доброжелательным.
От темперамента зависит,каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит ихсодержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протеканияпсихических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания,беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека,проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и другиххарактеристиках.
По мнению И.П. Павлова,темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностейчеловека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный,холерический и меланхолический. Темперамент не бывает ни «плохим» ни «хорошим»,у каждого свой темперамент. Он хорош в одних случаях и плох в других. Свойтемперамент можно тренировать с помощью тестов или различных случаях в жизни.

Глава 3. О Лабораторном,комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения
Наибольшую популярность висследованиях темперамента, особенно в Павловском его понимании, получил методлабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяетмаксимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В такомэксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения ихвременных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения.Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, неподдающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающиесвойственные ему подлинные особенности темперамента.
Значение этих условий,типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом тепсихологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однакоприменительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторыенедостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, какправило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит внебольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которымсудят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано,в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы ужеговорили, очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивностьреакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторыереакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда другихфакторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.
Для преодоления этихтрудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, вкоторых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленныепоказатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такиеисследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуютот экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкомураспространению.
Многие исследователи,особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят длядиагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основнымичертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методунаблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий ихода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяетизмерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких кповседневной жизни ребенка. Ребенок не знает о том, что он является объектомнаблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются инаправляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.
Примерами естественногоэксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразныеподвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могутудовлетворять условиям такого эксперимента лишь в том случае, если сам ходигры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться ирегистрироваться им.
Остановимся на краткомописании малоизвестных даже среди психологов опытов по изучению темперамента,проводившихся в 30-х гг. нашего столетия С. Валигурской, которая была в Польшеодним из пионеров количественного подхода к подобным исследованиям ипользовалась собственным методом естественного эксперимента.
Так, для измерения такогосвойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагированиядвижением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались вряд. Их задачей было бежать к экспериментатору после команды “Раз, два, три”,причем экспериментатор вначале объяснил, что нужно начинать бег только послеслова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательнойимпульсивности считались преждевременные реакции, то есть испытуемыеоценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова“три” они начинали бежать. Измеряемая здесь способность воздерживаться отпреждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павловаизмерение силы условного торможения.
С другой стороны, такоесвойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С.Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи.Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи наскамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалосьвосемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время ихвыполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки иотделить горох от фасоли.
В обеих задачахрегистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным жеобразом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента:терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.
Эти сравнительно простыеи протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможностьколичественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако,условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, нислишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.
В педагогической работенаиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и другихпсихологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однакодля определения темперамента и других черт личности недостаточно простонаблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив,обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего неговорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересовили мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстровыполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшейэнергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычныхжизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно сизвестным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.
Успешным путем познаниятемперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся такимобразом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать теформы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляютсяособенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, неимеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения,содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления,а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особоевнимание.
3.1 Тест флегматик. Меланхолик. Холерик.Сангвиник — Кто Вы?
МетодикаАйзенка
Цель.Опросник предназначен для изучения индивидуально — психологических чертличности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качествесущественных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии ипсихотизма.
Опросниксодержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет»(-). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования нерекомендуется.
Инструкция.«Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способаповедения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый«естественный» ответ, который придет вам в голову
Если высогласны с утверждением, рядом с его номером поставьте + (да), если нет — знак — (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих»ответов».
Текстопросника
1. У васмного различных хобби?
2. Выобдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У вас частобывают спады и подъемы настроения?
4. Выпретендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделалдругой человек?
5. Выразговорчивый человек?
6. Васбеспокоило бы то, что вы залезли в долги?
7. Вамприходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?
8. Вамслучалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем вам полагалось?
9. Вытщательно запираете дверь на ночь?
10. Высчитаете себя жизнерадостным человеком?
11.Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились?
12. Вычасто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовалобы делать или говорить?
13. Вывсегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно?
14. Выполучили бы удовольствие, прыгая с парашютом?
15.Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
16. Выраздражительны?
17. Выкогда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноватысами?
18. Вамнравится знакомиться с новыми людьми?
19. Выверите в пользу страхования?
20. Легколи вас обидеть?
21. Все ли ваши привычкихороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть втени, находясь в обществе?
23. Стали бы вы приниматьсредства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь,наркотики)?
24. Вы часто испытываететакое состояние, когда все надоело?
25. Вам случалось братьвещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка илипуговица?
26. Вамнравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
27. Вамдоставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите?
28. Васчасто беспокоит чувство вины?
29. Вамприходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?
30. Выобычно предпочитаете книги встречам с людьми?
31. У васесть явные враги?
32. Выназвали бы себя нервным человеком?
33. Вывсегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
34. У васмного друзей?
35. Вамнравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительнопричинить людям боль?
36. Выбеспокойный человек?
37. Вдетстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали?
38. Высчитаете себя беззаботным человеком?
39. Многоли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40.Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли быслучиться, но не случились?
41. Вамслучалось сломать или потерять чужую вещь?
42. Выобычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можетели вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?
44. У васчасто нервы бывают натянуты до предела?
45.Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
46. Выбольше молчите, находясь в обществе других людей?
47.Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?
48. Выиногда чувствуете жалость к себе?
49. Выиногда много хвастаетесь?
50. Вылегко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
51.Раздражают ли вас осторожные водители?
52. Выбеспокоитесь о своем здоровье?
53. Выговорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
54. Вылюбите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?
55. Длявас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?
56. Бываетли у вас иногда дурное настроение?
57. Выдерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
58. Вамнравится общаться с людьми?
59. Выпереживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
60. Выстрадаете от бессонницы?
61. Вывсегда моете руки перед едой?
62. Вы изтех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Выпредпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного времени?
64. Вычувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины?
65. Вамнравится работа, требующая быстрых действий?
66. Вы таклюбите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новымчеловеком?
67. Вашамать – хороший человек (была хорошим человеком)?
68. Частоли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
69. Выкогда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?
70. Вычасто берете на себя больше, чем позволяет время?
71. Естьли люди, которые стараются избегать вас?
72. Васочень заботит ваша внешность?
73. Вывсегда вежливы, даже с неприятными людьми?
74. Считаете ли вы, чтолюди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее,откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?
75. Возникало ли у васкогда-нибудь желание умереть?
76. Вы попытались быизбежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, чтовас никогда не смогут уличить в этом?
77. Душа компании – это овас?
78. Вы стараетесь негрубить людям?
79. Вы долго переживаетепосле случившегося конфуза?
80. Выкогда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?
81. Вычасто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?
82. Выкогда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?
83. Васбеспокоили ваши нервы?
84. Вамнеприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?
85. Вылегко теряете друзей по своей вине?
86. Вычасто испытываете чувство одиночества?
87. Всегдали ваши слова совпадают с делом?
88.Нравится ли вам иногда дразнить животных?
89. Вылегко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы?
90. Жизньбез какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной?
91. Выкогда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
92. Вамнравится суета и оживление вокруг вас?
93. Выхотите, чтобы люди боялись вас?
94. Верноли, что вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?
95. Выиногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?
96.Считают ли вас живым и веселым человеком?
97. Частоли вам говорят неправду?
98. Выочень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?
99. Вывсегда готовы признавать свои ошибки?
100. Вамкогда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?
101.Трудноли вам было заполнять анкету?
Приобработке опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевыми» ответовиспытуемого.
ОБРАБОТКАДАННЫХ
Полученныерезультаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу,присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллысуммируются.
Ключ
1. Шкалапсихотизма:
ответы«нет» (-): № 2, 6, 9,11, 19, 39, 43, 59,63,67,78,100;
ответы«да» (+): № 14, 23,27, 31, 35, 47, 51, 53.
2. Шкалаэкстраверсии – интроверсии:
ответы«нет» (-): № 22, 30, 46, 84;
ответы«да» (+): №1,3,10, 15,18, 26, 34, 38, 42, 50.
3. Шкаланейротизма:
ответы«да» (+): № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72,75, 79, 83, 86, 89,94, 98.
4. Шкалаискренности:
ответы«нет» (-): № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 4$ 49, 65, 69, 76, 80, 82,91,93;
ответы«да» (+): № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯРЕЗУЛЬТАТОВ
Методикасодержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма испецифическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, егоотношения к обследованию.
Айзенк рассматривалструктуру личности как состоящую из трех факторов.
1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает егообщительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств,необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен,вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение идействие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгогоконтроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — этоспокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержани отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действиязаранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятиюрешений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывестииз себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2.Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость(эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторымданным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональнаяустойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения,ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большойнапряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохойадаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувствевиновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянностивнимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствуетэмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивостьинтересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность,впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личностьхарактеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим ихстимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятныхстрессовых ситуациях может развиться невроз.
3.Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности,неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности,эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокиепоказатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозуистерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревогиили реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этихпоказателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видампатологии.
Высокиеоценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют экстравертированномутипу, низкие — интровертированному.
Средниепоказатели по шкале экстра-, интроверсии: 7-15 баллов.
Средние показатели пошкале нейротизма: 8- 16.
Средние значения по шкалепсихотизма: 5-12.
Если по шкале искренностиколичество баллов превышает 10, то результаты обследования считаютсянедостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказываетгипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки кэкстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- иэкстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы,которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Такимобразом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии инейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова,который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствамцентральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный,подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный,уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Награфике (рис. 2) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкаламиопросника. Там же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента.Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента,поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
 «Чистый»сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми,общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, какправило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Нескольконепоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы,не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы вработе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равнойзатраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивостивнимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческойдеятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличаетсяповышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость истремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженностьэмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом,склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имеяобщественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности,принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент частопроявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости,неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуетсясравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы котороговырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью испокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубинойчувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходитиз себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца,ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать Экономит силы,попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик можетхарактеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей,постоянством, основательностью и т д., в других — вялостью, безучастностью кокружающему, ленью и
безволием, бедностью ислабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У негореакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина иустойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-тососредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликапродолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственнысдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость,нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий,содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненнымизадачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого,боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутреннимпереживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Для удобства в работе сопросником можно использовать бланк ответов для испытуемых (табл. 1) и ключ дляподсчета результатов (табл. 2).
Таблица 1 — Бланк дляответов№ вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Таблица 2 — Ключ№ вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Э+ П- Н+ Л- Э+ П- Н+ Н- П+ Э+ 10 П- Н+ Л+ П+ Э+ Н+ Л- Э+ П- Н+ 20 Л+ Э- П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л- Э- 30 П+ Н+ Л+ Э+ П+ Н+ Л+ Э+ П- Н+ 40 Л- Э+ П- Н+ Л- Э- П+ Н+ Л- Э+ 50 П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л- Э+ П- Н+ 60 Л+ Э+ П- Н+ Л- Э+ П- Н+ Л- Э+ 70 П+ Н+ Л+ Э+ Н+ Л- Э+ П- Н+ Л- 80 Э+ Л- Н+ Э- П+ Н+ Л+ П+ Н+ Э+ 90 Л- Э+ П+ Н+ Л- Э+ П+ Н+ Л+ П-
П – психотизм; Э – экстра,интроверсия;
Н – нейротизм; Л – «шкалалжи».

Глава 4. Результаты исследования
4.1 Анализытестирования
Первый испытуемый 45 лет,женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала её,согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить наиспытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась ввопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследованиятестирования было не ограничено.
В приложении 1 видны еёответы. Результаты показали, что Галина Викторовна – человек с чертамимеланхолика, она человек с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, интроективныйчеловек: склонный к самоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кромеблизких и друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяетвнезапным побуждениям, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, её нелегко вывести из себя.
Также выражены чертынейротизма. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости,плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувствевиновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянностивнимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствуетэмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивостьинтересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность,впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личностьхарактеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим ихстимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятныхстрессовых ситуациях может развиться невроз.
По шкале искренностиответы не превышают 10 баллов, что значит испытуемый отвечал честно ипротестировать его не было необходимости. По классификации Павлова, выделилипоказатели темперамента личности испытуемого.
Меланхолик. У негореакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина иустойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-тососредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликапродолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственнысдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость,нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий,содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненнымизадачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого,боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниямтаких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Второй испытуемый 18 лет,мужского пола, не работающий. Сам предложил провести с ним тест, к вопросамотносился спокойно, но некоторые были непонятны потому, что их можно было понятьпо-разному. Его эмоции нормальные, естественные для нормального человека. Времятестирования было неограниченно.
Из приложения 2 видны егоответы. При подсчете результатов выяснилось, что Рожков Михаил также являетсячеловеком с типичной интроверсией – спокойный, застенчивый, склонный ксамоанализу. Сдержанный и отдаленный ото всех, кроме близких и друзей. По шкаленейротизма: Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости,плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувствевиновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянностивнимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствуетэмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивостьинтересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность,впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личностьхарактеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим ихстимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятныхстрессовых ситуациях может развиться невроз.
Испытуемый имеет главныечерты своей личности: легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный крассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий. Поклассификации Павлова испытуемый является также меланхоликом. Меланхолик. Унего реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина иустойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-тососредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликапродолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственнысдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость,нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий,содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненнымизадачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого,боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутреннимпереживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Вывод по главе: эти два испытуемых оказались сосхожими темпераментами личности. Поскольку характеристика темпераментаопределяет динамику психических процессов, то можно было бы предположить, чтотемперамент определяет успешность деятельности человека. Бессмысленностремиться к тому, чтобы изменить темперамент.

Заключение
Итак, подводя итогвышесказанному хочется еще раз отметить, что изучением темперамента занималисьи занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны ине объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинутомножество теории относительно природы темперамента и методов его изучения. Кметодам как уже говорилось выше относятся лабораторный, комплексный,естественный методы исследования темперамента и метод наблюдения.
О природе темпераментавысказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которыевыделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до нашихдней и используются в исследованиях современных психологов); Э. Кречмерсвязывал природу темперамента с химическим составом крови, его теориюподдержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввелпонятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связалтемперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментальноподтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К. Сиго связалразличие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой искоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темпераментапродолжается и сегодня.
Не малый вклад в изучениеданного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., ПалейИ.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других.
В своей работе япостаралась освятить физиологическую основу темперамента, дать психологическуюхарактеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, а так жео достижениях психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев А.Г.Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
2.  Краткий словарь системыпсихологических понятий / К.К. Платонов — М. Высшая школа 1984.
3. Мерлин В.С. Очерктеории темперамента, М., 1964.
4. Павлов И.П. Полн.собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
5. Немов Р.С.Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
6.  Общая психология / Состав. Е.И. Рогов- М. ВЛАДОС, 1995 .
7.  Психология индивидуальных различийТЕКСТЫ / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова — М. изд-во МГУ, 1982 .
8. Симонов П.В.,Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
9. Стреляу Я. Рольтемперамента в психическом развитии. М., 1982.
10. Теоретические проблемы психологии личности, под ред.Е.В. Шорохова, М., 1974.
11. Практическая психология в тестах, или как научитьсяпонимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.

Приложение 1
Ф.И.О.
Возраст Специальность_____________________
Бланк для ответов№ вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Приложение 2
Ф.И.О.
Возраст Специальность_____________________
Бланк для ответов№ вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 20 30 40 50 60 70 80 90


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :