Реферат по предмету "Психология"


Сущность потребностей

Содержание
Введение
1. Сущность потребностей
2. Теории классификациипотребностей
3. Психологический аспектпотребностей
Заключение
Список литературы
Введение
Каждыйживой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях исредствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живыесущества, нуждается для своего существования и деятельности в определенныхусловиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидамидругого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.
В отличиеот потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер иограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все времямножатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает длясвоих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущихпоколений.
Немалуюроль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественноепроизводство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самымсоздает и вызывает к жизни все новые потребности людей.
Характернымиособенностями потребностей являются:
1)конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или спредметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью,которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определеннаяработа, игра и т.п.);
2) болееили менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характернымиэмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с даннойпотребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности ит.п.);
3)наличие часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующегоэмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путейудовлетворения потребностей;
4)ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторыхслучаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворениипотребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состояниипресыщения);
5)повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновьдает о себе знать.
Цельданной работы – изучить основные теории и методы измерения потребностей.
Задачи:
Ø  изучение литературы;
Ø  выявление основных понятий;
Ø  изучение основных теорийпотребностей;
Ø  изучение психологического аспектавыявления и измерения потребностей.
1. Сущностьпотребностей
Вповседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремлениеприобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значитликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализпоказывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются дваглавных компонента — объективный и субъективный.
Объективноев потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной исоциальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности всне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, безкоторых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальныепотребности.
Субъективноев потребностях — это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит отнего. Субъективный компонент потребности — это осознание человеком егообъективных нужд (правильное или иллюзорное).
Учитываявзаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можносформулировать такое определение:
Потребность— это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимсяи необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его кдеятельности по устранению данного противоречия.
Только всамом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективныепотребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для ихдостижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:
Ø  человек может иметь объективнообусловленную потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либопредметах и услугах, но не осознавать этого;
Ø  потребность может осознаватьсянеясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путейреализации;
Ø  в наиболее сложном случае субъективныестремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностямиили даже противоречат им, в результате формируются так называемыепсевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуютразличные термины для обозначения явлений этого рода)[1].
Самапостановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей(псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокоефилософско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? Улюдей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажетсянаиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность вроскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности ишироком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а дляистощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.
В потребностяхможно выделить два больших пласта.
1. Существуюттак называемые первичные, насущные, или витальные, потребности, безудовлетворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности впище, жилье и одежде. Однако способы удовлетворения насущных потребностейпостоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности.Экономисты сформулировали особый закон — закон возвышения потребностей:удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных.
2.Представление о разумных потребностях опирается не только на объективныесвойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческиепредставления, господствующие в обществе в целом или в отдельной социальнойгруппе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологические потребности,могут обладать совершенно разными потребностями социального характера. Социальныепотребности не передаются по наследству биологическим путем, а зановоформируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуресвоего времени. Эти приобретенные в ходе индивидуального развития потребностизависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей.
Всовременной европейской цивилизации гуманистические ценности преобладают.Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности,удовлетворение которых способствует развитию личности, реализации заложенных вкаждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному развитию всегочеловеческого сообщества. Общество относит к неразумным, деструктивным(разрушительным) те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческуюличность и социальную систему, например, потребность в алкоголе, наркотиках,совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредствомучастия в террористической деятельности и т. п.
Такимобразом, существуют социально одобряемые, поддерживаемые обществом игосударством виды потребностей, которые общество признает разумными.
Собственносоциальные потребности связаны с развитием образования, культуры, процессомтруда, использованием технических устройств, искусством и всеми видамитворческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются вобществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированыот биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологическийкомпонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворениюданной потребности.
Потребностикак внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяютнаправленность мышления[2]. Человек стремитсяудовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или неудовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности илиспокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности илинеудовлетворенности.
Потребностичеловека многообразны, но для каждой личности характерна определенная системапотребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные импотребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения.Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступкии действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могутбыть подчинены потребности в познании, общении, труде я т.д.2. Теорииклассификации потребностей
Психологи,социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общуюклассификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основойдля классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворениеэтих потребностей. Так, есть потребности:
Ø  материальные и духовные;
Ø  преимущественно социальные ипреимущественно биологические;
Ø  социально одобряемые и социальноне одобряемые, причисляемые к неразумным;
Ø  насущные, или базовые, первогопорядка, и производные, второго порядка.
Потребностив определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: отвозраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональнойподготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей,традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.
Когдапотребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленностиудовлетворить ее (побуждение к действию).
Иерархическаятеория, предложенная в 40-е годы психологам Абрахамом Маслоу, утверждает, чтопять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая вомногом определяет поведение человека. На рис. 1 изображена пирамида потребностей:нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребноститретьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.
/>

/>/>                                                Потребностьв самовыражении
/>

/>/>                                                     Потребность впризнании
/>/>Иерархия потребностей
/>по А. Маслоу                                      Социальные потребности
/>

/>                                                  Потребностьв безопасности
/>

/>                                                  Физиологическиепотребности
Рис. 1.Пирамида потребностей
1.Основные физиологические потребности – еда, вода, убежище, отдых, секс.
2.Потребность в безопасности — это сохранение жизни и здоровья, уверенность вбудущем и т.п.
3.Социальные потребности — потребность быть принятым, получить поддержку,доброжелательное отношение людей.
4.Потребность в признании — потребность испытывать чувство собственной значимостии нужности, социального престижа, видеть уважение окружающих, иметь высокийсоциальный статус.
5.Потребность в самовыражении — стремление к раскрытию своих способностей исамосовершенствованию, к творчеству и развитию.
Согласноконцепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинаютвыступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частичнопотребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятсяактуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые — I, IIступеней. В унисон этому звучит мысли А.Морита: «Людям нужны деньги, но онихотят получать удовольствие от работы и гордиться ею»[3].
Однакоиерархическая структура потребностей А.Маслоу не является строгой. Жизньдемонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей можетменяться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другиепотребности.
Ф.Макклелланддополнил схему А. Маслоу, введя понятияпотребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делаетупор на потребности высших уровней.
Потребностьвласти — это желание воздействовать на других людей – находится междупотребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такойпотребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди,отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуютк себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно даетвозможность проявить и реализовать себя.
Потребностьуспеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешногозавершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личнуюответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужномотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска иливозможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для развязыванияинициативы в решении поставленных задач; регулярно и конкретно их поощрять всоответствии с достигнутыми результатами.
Люди спотребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживаниидружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такойработой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранятьатмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделятьэтим людям больше времени и своего внимания.
Нарисунке 2 приведена модель потребностей Ф.Маккеланда.
/>

/>/>/>                                                          Власть
/>Модель потребностей
/>/>Д. Маккеланда                                 Успех
/>

/>                                                          Причастность
Рис. 2. Модельпотребностей
Ф.Герцберг во второй половине 50-х годовпредложил модель, выделив две группы факторов:
Ø  гигиенические факторы, связанные свнешней средой;
Ø  мотивационные факторы, связанные схарактером работы.
К первойгруппе относятся:
Ø  политика фирмы;
Ø  условия работы;
Ø  заработок;
Ø  отношения с руководством иколлегами.
Этифакторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувствунеудовлетворенности, но сами по себе они не являются факторами — мотиваторами.
Длядостижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов(вторая группа):
Ø  ощущение успеха,
Ø  признание со стороны окружающих,
Ø  рост возможностей (возможностьделового и творческого роста).
Ф.Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиеническиефакторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной илинесправедливой.
Обследования,проводимые Центральной научно-исследовательской лабораторией трудовых ресурсов,показали, что в промышленности и строительстве в России главными фактораминеудовлетворенности являются плохие социально-бытовые условия, недостаточнаязаработная плата, то есть гигиенические факторы.
Конечно,для отдельных людей гигиенические факторы не имеют значения (для аскетов,примитивных людей с низкими потребностями и т.д.). Но люди, проявляющиеаскетизм, встречаются не так часто, и поэтому важное значение приобретаетсоздание нормальных, достойных человека условий труда. Низкая заработная плататакже развращает людей, которые привыкают плохо относиться к выполняемымобязанностям и, как следствие, теряют свою квалификацию.
Рассмотренныетеории сосредоточивают внимание на факторах, которые побуждают действовать истимулируют деятельность. Эти факторы включают мотивы, потребности ипобуждения.

3. Психологическийаспект потребностей
Впсихологической науке до сего времени нет системы, которая установила бы единуючеткую связь между нашими мыслями и характером, ощущениями и памятью, вкусом итемпераментом, восприятием и способностями, между этими и всеми другимипроявлениями нашей внутренней жизни. Неплохо было бы протянуть через них своюнить Ариадны, которая дала бы выход из сложного лабиринта, расставить все «пополочкам», как в таблице химических элементов Д.И. Менделеева. Познание всегдаидет от простого ко все более сложному.
Небиологипервыми подметили, что начало начал жизни — потребность. Но какое значение этоимеет для психологии, для поведения живых существ? В отличие от неодушевленногопредмета живое существо постоянно в чем-то нуждается и должно соответственнотребовать необходимое. Таково изначальное условие его бытия, котороереализуется в форме потребности. Она — стимул и ориентир всей жизнедеятельностиорганизма. Попробуйте представить жизнь любого существа без его потребностей, кчему она сведется? С другой стороны, все различие природы — в направленностипотребности: рождается человек и рождается лягушонок; один ищет материнскуюгрудь, второй предпочитает комарика.
Стимулы иориентиры, количественная и качественная характеристика наших потребностей — это чувства и вкусы людей. Всякое состояние потребностей, степень ихудовлетворенности или неудовлетворенности, отражается в человеческих чувствах.Аналогично качественная сторона проявляет себя в виде вкуса. Это ихориентировочная, избирательная сторона. О вкусе написаны тысячи исследований идиссертаций, но вопрос о нем вряд ли прояснился. Вкус — направленность потребностей:таков он во всех своих видах.
Жизненнаясила неотделима от силы и мощи потребностей. Вместе с тем, идя у них на поводу,человек оказывается воплощением безволия. Поэтому воля — это способностьуправлять потребностями. В каком случае это оказывается возможным? Вопроскрайне важный для человеческой личности. И мы ответим: в том, когда в иерархиипотребностей человек опирается на более необходимые.
В полезрения человека попадает вся окружающая жизнь. Но в одних и тех жеобстоятельствах люди по-разному проявляют к ней соответствующее внимание. Этоцеликом предопределено характером их потребностей, физических и духовных.Внимание — это выражение наших потребностей во внешнем мире, их поисковаяформа.
Еще болеезаметно различие в потребностях, свойственных людям, в их представлениях ивоображении. Это образное переживание человеческих потребностей. Аналогичнозапечатлевается жизненный опыт. По своему содержанию память представляетизбирательное запечатление, где материал сохраняется в зависимости от егоблизости сокровенным потребностям человека. Но, с другой стороны, крушениеожиданий, связанных с заветными личными потребностями, оставляет в памятинаиболее тяжелый след.
Установлениесвязей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется увысших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления.Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельнойпсихической способности. Орудием мышления, прокладывающим дорогу, как для еговыражения, так и для дальнейшего развития, оказывается речь.
Двестороны потребностей предопределяют наиболее обобщенные характеристики человека— темперамент и характер. Мы видим прямую связь темперамента с интенсивностью исилой чувств человека, а характера — с его вкусами, предпочтением в кругупотребностей. Индивидуальность человека определяется его наиболее сокровеннойпотребностью и смежными потребностями, прямо выходящими на нее. В ихсовокупности — сам колорит личности.
В светепотребностей раскрывается и тайна человеческих способностей. Они складываютсяиз трех уровней:
1.        биологического — задатков;
2.        психологического — выражения его ввиде потребностей;
3.        умений и навыков, закреплениекоторых зависит уже от возможностей социальной жизни.
Живаясердцевина потребностей зависит как от силы, мощи соответствующих потребностейи интересов, так и от их осознания и конкретизации. Признак способностей — наличие четко выраженного интереса; таланта — поглощенность, одержимость им;гения — наличие множества снедающих интересов со всепоглощенностью главным(двумя, тремя) из них, размах не только силы, но и диапазона потребностей.
Крометого, великий человек — это и великий характер. Глубоко отметил А.С. Макаренко:«Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то идругое определяется в человеке исключительно по типу его отношения кперспективе. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человекаперспективами личными, — тем такой человек красивее и выше».
Потребностькак первоэлемент научных систем о жизни исследователи почему-то не привыклизамечать. Но еще Гегель считал, что «исторически первое должно быть логическипервым». Часто, например, говорят об изначальности инстинкта в жизни существ.Но он сам переживается организмом как его потребность. В других случаяххарактеристику организма склонны начинать с ощущений как «самой элементарнойпсихической формы». Однако при этом не учитывается, от чего зависят характер,содержание ощущения. Оно целиком определяется природой потребностей, свойственныхорганизму. Именно на основе потребностей получает свою окраску восприятиеокружающего мира, где ощущения взаимодополняют друг друга.
Проблемавоспитания и самовоспитания — в первую очередь проблема воспитания исамовоспитания потребностей через прямое обращение к сфере, где они живут, —подсознанию.
Мыуказали на роль человеческих потребностей в качестве движущей силы социальногоразвития. Поэтому важно выяснить роль и значимость каждой из них, общеесоотношение.
Таблица Системапотребностей и чувствОсновные уровни бытия человека Виды потребностей Суть потребностей Особая роль Духовная жизнь Мировоззренческие Потребность познания мира - Вероносные Потребность веры в нечто Неотделимы от других духовных чувств Религиозные Потребность Бога - Социальные Потребность в широкой человеческой общности - Эстетические Потребность совершенства - Интеллектуальные Потребность широких ориентиров - Нравственные Потребность в человеческой ценности - Моральные Потребность самоценности Основание Физическая жизнь Материальные Потребности внешнего присвоения - Биологические Потребности внутреннего усвоения Основание
Изтаблицы «Система потребностей и чувств» видно, что биологические потребностиявляются основанием для физической жизни, которая у человека дополняетсяматериальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самогоразного рода[4].
Восновании духовных потребностей лежит моральная потребность, или потребностьчеловека в собственной самоценности. Она вырастает на основе более общейнравственной потребности, но затем через совесть становится основойчеловеческого поведения и отношения ко всему. Прочие уровни духовныхпотребностей выводят человека на все более широкий круг явлений, но при этом онвсегда соотносит свое самовыражение с чувством соответствующей самооценки, т.е. со своей моральной потребностью.
В рядудуховных потребностей надо подчеркнуть одну особо важную — потребность веры. Еенельзя отождествлять с религиозной, ибо люди живут верой не только в Бога, но ив иные идеалы — Родину, вождя, идеологию и т. д. Можно назвать такуюпотребность (и соответствующее ей чувство) вероносной. Именно вероносноечувство, через моральное, имеет самую большую силу над человеком, определяетего жизненный курс и поведение. Вместе с тем оно живет только на основе инойпотребности, доминирующей в жизни человека, — религиозной, социальной,нравственной, эстетической, философской и т. д.
В современнойпсихологии до недавней поры упоминались лишь три разновидности духовных чувств— нравственные, интеллектуальные и эстетические. Религиозные чувства даже неупоминались в специальных учебниках, их специфика отрицалась. Посколькупотребностям отвечают свои чувства, то можно обратить внимание, что нами ихдиапазон заметно раздвинут. По-своему разнящиеся нравственные и моральныечувства — разделение морального и нравственного факторов имело в теориипрецеденты.
Взависимости от уровня развития у людей можно выделить мировоззренческиечувства. Они зримо проявляют себя в раздумьях о Вселенной,реальности-иллюзорности бытия, потусторонней жизни и т. д.
Тем болеенесомненно наличие в разной мере у людей социальных чувств как форм выраженияположительной и отрицательной общественной солидарности.
Потребностии соответствующие им чувства образуют прочный психологический фундамент,связующий их с отдельными сторонами бытия. Осознание этих сторон, идейная«достройка» приводят к образованию определенных форм общественного сознания.
Традиционноизвестны в этом плане политика и право, наука и философия, нравственное,эстетическое и религиозное сознание.
Разделяяих на основе потребностей, необходимо расширить формы сознания. Надо выделить ите потребности, которые менее «засвечены».
Нарисунке 3 «Система (древо) форм познания» приводится объективное единство всехсторон сознания[5].
/>
Рис. 3. Система(древо) форм познания
Когдаречь идет о «духовных областях», или формах общественного сознания, в первуюочередь выделяются те из них, за которыми, пусть и неосознанно, стоят духовныепотребности. Поэтому дискуссионным оставался вопрос об экономической формесознания, покоящейся на материальных потребностях. Однако если идти до конца,то следует констатировать и наличие двух форм сознания на основе биологическихпотребностей: первая обращена к телу, вторая — к внешней среде; этосоответственно гигиеническая и экологическая формы сознания.
Высшаяпотребность человека — потребность совершенства. В плане пассивном,созерцательном это потребность восприятия образцов совершенства. В активном,созидательном плане это потребность творить совершенства в самых несхожихжизненных формах, или творческая потребность. Пассивная и активная — творческая— это две стороны единой эстетической потребности. Она неотделима от высшегопроявления любой другой потребности. Так всякая потребность на уровнесовершенства переходит в эстетическую или в виде созерцания его, или в видесозидания совершенства на физическом, материальном, моральном,интеллектуальном, социальном и мировоззренческом уровнях бытия.
Виерархии потребностей высшее место за мировоззренческой. Результат ее проявления- творческая философская мысль.
Аналогичнов социальной жизни высшие назначения за законотворчеством. В любом случаекритерий творчества отделяет реальную ценность законодательства от показной.Закон для общества не должен противоречить законам самой жизни. Вот почемуистинный политик не может не быть философом. На это указывали еще мудрецыдревности, начиная от Пифагора и Платона.
Законотворчествообеспечивает условия для всякой иной творческой деятельности. Любаяположительная деятельность нуждается в том, чтобы ей, по крайней мере, немешали. Это гарантируется правообеспечением.
Еслиобразование — процесс передачи ценностей новым поколениям, то для негонаибольшую значимость имеют качественно новые ценности, создаваемые втворческом процессе.
Благодаряобразованию постоянно воспроизводятся новые кадры для всей общественнойпрактики. И, прежде всего для производства, которое тиражирует, умножаеторигинальные образцы, зарождающиеся в творчестве.
Запроизводством следует обмен созданными ценностями — рынок, через который онивыходят на сферу своего потребления — частный и социальный быт.
Именноэта связь главных и решающих сфер общественной жизни подтверждается другимпоказательным образом. Налицо закономерный системный переход потребностей отфизических (биологических) для сферы быта к:
Ø  материальным (обмен,производство),
Ø  моральным (образование,воспитание),
Ø  интеллектуальным (сфератворчества),
Ø  социальным (законотворчество иправовое обеспечение),
Ø  мировоззренческим (философия,философское творчество).
Заключение
Проделаннаяработа позволяет сделать следующие выводы.
Потребность— это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимсяи необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его кдеятельности по устранению данного противоречия.
А. Маслоу(1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:
Ø  физиологические потребности;
Ø  потребность в безопасности иуверенности в будущем;
Ø  социальные потребности (поддержкаколлектива и т. п.);
Ø  потребности в уважении, признании;
Ø  потребности самовыражения(самоактуализации).
По А.Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения(движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.
По теорииК. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:
Ø  потребности существования (вбезопасности, физиологические потребности);
Ø  потребности связи (принадлежностьк группе, иметь друзей и т. д.);
Ø  потребности роста (потребность впризнании, самоутверждении).
Потребностирасполагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях — вверх ивниз.
Теория Д.Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает трипотребности:
Ø  потребность достижений (ставитьцели, достигать их);
Ø  потребность соучастия (стремлениек общению, работе с людьми);
Ø  потребность властвовать (радисамой власти, ради достижения цели).
Элементысистемы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимноевоздействие.
В теориидвух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:
Ø  внешние, или гигиенические (илифакторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок,межличностные отношения, контроль за работой;
Ø  мотивирующие — успех, возможностироста, работа сама по себе.
ТеорияГерцберга имеет много общего с теорией Маслоу.
Установлениесвязей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется увысших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления.Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельнойпсихической способности.
Биологическиепотребности являются основанием для физической жизни, которая у человекадополняется материальными потребностями, или потребностями в материальныхобъектах самого разного рода.
Списоклитературы
1.        Жаринов В.М. Философия исоциальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор, 2005.
2.        Казначевская Г.Б. Менеджмент. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
3.        Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. –М.: Дашков и К, 2005.
4.        Романова И.А. Психология. – М.:Экзамен, 2004.
5.        Сервисная деятельность. / Подобщей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.