--PAGE_BREAK--Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.
К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [1].
Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных „золотым запасом“ соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере» [5].
Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчеркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей [7].
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [36]. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности [8]. Аналогичную точку зрения в своем исследовании отстаивает и А.В. Серый [32]. Мы полагаем, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [19].
Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [Цит. по: 14]. По словам Г.Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности „запускают“ его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [Цит. по: 14]. При этом, чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.
Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [Цит. по: 24]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
— ценности организованы в системы [24].
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:
— ценности — это понятия или убеждения;
— ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
— ценности имеют надситуативный характер;
— ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
— ценности упорядочены по относительной важности [47].
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
Систему ценностных ориентации личности, таким образом, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. По словам Б.Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [Цит. по: 23].
Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [Цит. по: 13].
Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [36]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее нереализации [Цит. по: 27].
В работах современных отечественных авторов, в частности Е.Б. Фанталовой, С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [21]. В этой связи представляет интерес концепция С.С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентации. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии — личностная значимость — включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [Цит. по: 6].
Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [39].
Как уже отмечалось, система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. С точки зрения В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [Цит. по: 3]. Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепцией «я» [24]. А. Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться» [Цит. по: 15]. Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера. Как пишет Ф.Е. Василюк, система ценностей выступает в данном случае как «психологический орган» измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности [8].
Регулятивная функция ценностных ориентации личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентации состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта» [Цит. по: 15].
Роль ценностных ориентации в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш.А. Надирашвили [26]. На основе теории Д.Н. Узнадзе им выделяется три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного «Я». По мнению Ш.А. Надирашвили, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень психической активности человека — волевая активность — регулируется ценностными ориентациями индивида.
По нашему мнению, система ценностных ориентаций личности, выполняющая одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое целое личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом.
По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [Цит. по: 8]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.
В следующем параграфе мы намерены рассмотреть психологическую характеристику студенчества.
1.3 Психологическая характеристика студенчества
«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся [33].
Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 — нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры студентов педагогического института важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой „улучшенного“ типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
продолжение
--PAGE_BREAK--Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
Сейчас ВУЗ для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.
Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.
Для студентов годы обучения – один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.
Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи, особенно до перехода от обучения к профессиональной деятельности, вполне естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса возникают условия, порождающие широкое распространение среди молодежи социального и профессионального инфантилизма.
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования, и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Профессиональное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию [11].
Очевидно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный «временной локус» системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности, которой выступает будущее, настоящее или прошлое [44].
Таким образом, становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.
В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. В этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.
Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей, которые мы рассмотрим в экспериментальной части нашей работы.
Глава II. Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов:
I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).
II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь — октябрь 2006 г.).
III этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь — октябрь 2007 г.).
IV этап — экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 5 курса (сентябрь — октябрь 2008 г.).
V этап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (январь-март 2009 г.).
На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета педагогики и психологии ЛПИ – филиала СФУ.
Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.
Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.
Возраст испытуемых студентов 5 курса от 21 до 36 лет.
Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);
У 8 из 20 опрошенных на начало эксперимента есть дети.
Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета (см. приложение 1).
Анкета
1. Возраст
2. Семейное положение
3. Дети
4. Ценности в жизни
(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)
а) профессия
б) социальный статус
в) семья
г) самосовершенствование
д) ваш вариант ответа
5. Почему решили поступить в ВУЗ?
а) необходимо получить диплом
б) возможность интеллектуального развития
в) возможность улучшить свое материальное положение
г) получение профессии
д) желание родителей
е) для самоутверждения
ж) ваш вариант ответа
6. Чем обусловлен выбор данной профессии?
7. Как планируете применить полученные знания?
а) буду работать по выбранной профессии
б) не буду работать по данной профессии
в) еще не решил(а)
Далее были использованы следующие методики.
Методика 1. «Ценностные ориентации» (Рокич М.)
М. Рокич различает два класса ценностей (см. приложение 2):
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина [24].
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. "Развитие себя", т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. "Духовное удовлетворение", т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. "Креативность", т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. "Активные социальные контакты", т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. "Собственный престиж", т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. "Высокое материальное положение", т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. "Достижение", т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. "Сохранение собственной индивидуальности", т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. «Сфера профессиональной жизни».
2. «Сфера образования».
3. «Сфера семейной жизни».
4. «Сфера общественной активности».
5. «Сфера увлечений».
6. «Сфера физической активности».
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. приложение 3), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:
«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
— если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
— если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;
— если для Вас имеет определенное значение — поставьте цифру 3;
— если для Вас это важно — поставьте цифру 4;
— если для Вас это очень важно — поставьте цифру 5.
Результаты исследования по вышеописанным методикам представлены в следующем параграфе.
2.2 Анализ результатов лонгитюдного исследования
В результате проведенного анкетирования у студентов 3 курса (сентябрь — октябрь 2006 г.) при ответе на вопрос о «ценностях в жизни» было выявлено, что ценность «семья» занимает первое место для 65% испытуемых; на втором месте оказалась ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте у 15% испытуемых оказалась ценность «здоровье», хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность выбора; четвёртое место для 5% анкетируемых заняла ценность «профессия».
В нашей анкете также был предложен вопрос: «Как планируете применить полученные знания?» — 60% опрошенных ответили, что будут работать по выбранной профессии; 35% студентов ещё не решили и только 5% респондентов ответили, что не будут работать по данной профессии.
Далее рассмотрим результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности), которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (терминальные ценности)
продолжение
--PAGE_BREAK--По данным представленным в таблице 1 заметно, что первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3% испытуемых студентов 3 курса занимает ценность «здоровье» (физическое и психическое).
Второе место для 15,7% респондентов занимает «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Возможно, такое распределение связано с тем, что стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии педагога и ценность её очень важна на протяжении всего жизненного пути педагога.
На третьем месте находится ценность «счастливая семейная жизнь», эта ценность стала значимой для 10,5% испытуемых студентов. Потребность в счастливой семейной жизни у исследуемой группы студентов, скорее всего, объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и, соответственно, данная потребность для них является наиболее важной в жизни.
Четвёртое место по предпочтению разделили такие ценности как: «активная деятельная жизнь»; «жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); «наличие хороших и верных друзей»; «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); «свобода» (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. Эти ценности явились значимыми для 5,2% испытуемых студентов.
В таблице 2 представлены результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (инструментальные ценности).
Таблица 2
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
(инструментальные ценности)
Из иерархии инструментальных ценностей студенты предпочли такую ценность как «честность» (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21% испытуемых студентов. Ценность «терпимость» (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) находится на втором месте и значима для 15,7% опрошенных студентов.
Третье место разделили такие ценности как: «воспитанность» (хорошие манеры); «исполнительность» (дисциплинированность); «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово); «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5% испытуемых студентов.
На четвёртом месте выявлены такие ценности как: «жизнерадостность» (чувство юмора); «независимость» (способность действовать самостоятельно, решительно); «образованность» (широта знаний, высокая общая культура); «чуткость» (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2% респондентов.
Таким образом, не случайно такие ценности как «потребность в честности, правдивости, искренности», «терпимость» (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также «аккуратность, воспитанность» (хорошие манеры), «исполнительность» (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих педагогов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии.
Рассмотрим результаты исследования студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей, которые представлены в таблице 3.
В ходе анализа показателей ценностей, представленных в таблице 3, выявлено, что в иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41,2 балла).
Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла «потребность в достижениях», то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность, возможно, объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).
Таблица 3
Результаты исследования показателей ценностей студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
Ценности
Баллы
Жизненные ценности
Развитие себя
38,5
Духовное удовлетворение
41,2
Креативность
35,6
Активные социальные контакты
37,6
Собственный престиж
32,6
Высокое материальное положение
39
Достижение
41
Сохранение собственной индивидуальности
36,7
Жизненные сферы
Сфера профессиональной жизни
59,1
Сфера образования
56,6
Сфера семейной жизни
51
Сфера общественной активности
49
Сфера увлечений
48,8
Сфера физической активности
37
Ценность «материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.
Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов 3 курса: ценность «стремление к развитию себя» (38,5 балла); ценность «активные социальные контакты» (37,6 балла); ценность «сохранение собственной индивидуальности» (36,7 балла); ценность «креативность» (35,6 балла).
На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемой группы студентов.
Анализируя показатели по разделу «Жизненные сферы» можно заметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов 3 курса (59,1 балл). Этот факт может означать, что «Сфера профессиональной жизни» служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.
Ценность «Сфера образования» (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер. Интересно отметить, что ранжируя ценности по разделу «Жизненные сферы», заметен небольшой разброс показателей (59,1 и 56,6 баллов) между предпочитаемыми сферами. Можно предположить, что такое распределение связано с тем, что студенты в период обучения не разделяют «Сферу профессиональной жизни» и «Сферу образования», так как условно на данном этапе «Сферой профессиональной жизни» для них является «Сфера образования».
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.
«Сфера стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).
«Сфера увлечений» занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов психологического факультета 3 курса.
На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов).
Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов 3 курса являются ценности «Сферы профессиональной жизни», «Сферы образования» и «Сферы семейной жизни».
Целью следующего этапа исследования явилось изучение ценностных ориентаций студентов 4 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2007 года с прежней выборкой студентов факультета «Педагогика и психология», использовался тот же диагностический инструментарий.
По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых, тогда как у исследуемых студентов на 3 курсе она занимала третье ранговое место, ее предпочли 15% студентов; ценность «профессия» является главной для 5% опрошенных На вопрос, что явилось главной причиной, побудившей испытуемых к поступлению в ВУЗ, было предложено несколько вариантов ответов: возможность повысить свой интеллектуальный уровень предпочли 45% испытуемых; на втором месте оказалась такая ценность как «получение профессии» (20%); на третьем – ценность «самоутверждение» (20%); на четвёртом — ценность «необходимость получения диплома» (10%) и 5% опрошенных предпочли ценность «возможность улучшить своё материальное положение».
Желают применить полученные знания на практике 55% испытуемых студентов. Не определились в выборе профессии 30% опрошенных и 15% испытуемых не будут работать по данной профессии.
Данные полученные в ходе исследования по методике, «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности)
В ходе анализа результатов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность «здоровье» (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность «счастливая семейная» жизнь, она составила значимость для 21% испытуемых.
На третье место определена ценность «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), она явилась значимой для 10,5% респондентов.
Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как:
– «жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;
– «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
Интересным видится перераспределение некоторых терминальных ценностей по сравнению с исследованием проведенным на 3 курсе. Так из зоны предпочитаемых ценностей и занимающих более высокие ранговые места исчезла ценность «развитие», а на третьем месте оказалась ценность «уверенность в себе». Вероятно, данный факт объясняется тем, что студенты на предыдущих курсах большое внимание уделяли работе над собой и считают, что к 4 курсу обучения достигли некой внутренней гармонии, стали более свободны от внутренних противоречий.
Таблица 5
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
(инструментальные ценности)
продолжение
--PAGE_BREAK--В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «жизнерадостность» (чувство юмора), она является значимой для 21% испытуемых, ценность «воспитанность» (хорошие манеры) является значимой для 15,7% опрошенных.
Для 10,5% студентов приоритетными выступают такие ценности как:
– «аккуратность» (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– «честность» (правдивость, искренность).
Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:
– «независимость» (способность действовать самостоятельно, решительно);
– «образованность» (широта знаний, высокая общая культура);
– «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово);
– «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– «самоконтроль» (сдержанность, самодисциплина);
– «твердая воля» (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями).
В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимыми являются такие ценности как «потребность в здоровье», «счастливая семейная жизнь», а из сферы инструментальных ценностей – ценность «жизнерадостность» и ценность «воспитанность».
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования показателей ценностей студентов 4 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
Ценности
4 курс
Жизненные ценности
Развитие себя
36,3
Духовное удовлетворение
40
Креативность
34,6
Активные социальные контакты
36,6
Собственный престиж
32,1
Высокое материальное положение
37,5
Достижение
40
Сохранение собственной индивидуальности
36,1
Жизненные
сферы
Сфера профессиональной жизни
56,2
Сфера образования
54,7
Сфера семейной жизни
52
Сфера общественной активности
48
Сфера увлечений
46,5
Сфера физической активности
35,5
Анализ показателей представленных в таблице 6, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» является доминирующей в иерархии жизненных сфер (56 баллов).
Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как «Сфера образования» (54,7 балла).
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и составил в иерархии ценностей жизненной сферы (52 балла).
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы:
«Сфера общественной активности» (48 баллов);
«Сфера увлечений» (46,5 баллов) и сфера физической активности заняла (35,5 баллов).
Приоритетными в иерархии жизненных ценностей являются такие ценности как:
— «духовное удовлетворение»
— «достижение».
Ценность «высокое материальное положение» находится на втором месте в списке жизненных ценностей (37,5 баллов).
Значимость активных социальных контактов для испытуемых, по количеству набранных баллов находится на третьем месте в списке жизненных ценностей.
Меньшее количество баллов имеют такие жизненные ценности как: «стремление к развитию себя» (36,3 балла); «сохранения собственной индивидуальности» (36,1 балла); «креативность» (34,6 балла); «собственный престиж» (32,1 балла).
Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что вышеперечисленные жизненные ценности являются не значимыми для данной выборки испытуемых в исследуемый период.
На следующем этапе проводилось исследование ценностных ориентаций студентов 5 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2008 года с выборкой студентов факультета «Педагогика и психология» Лесосибирского педагогического института — филиала Сибирского федерального университета.
Возраст испытуемых на третьем этапе исследования от 21 до 36 лет. Из них 62% женатых (замужем) и 38% не женатых (не замужем). У 12 из 21 опрошенных исследуемых студентов есть дети.
По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 75% испытуемых; для 14,2% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых; ценность «профессия» является главной для 9,5% опрошенных.
Желают применить полученные знания на практике по окончании института 42,8% испытуемых студентов. Не определились в желании работать по полученной профессии 38% опрошенных, и 19% испытуемых считают, что не будут работать по данной профессии.
Данные, полученные в ходе исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности)
В ходе анализа результатов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича выявлено, что первое место в списке терминальных ценностей занимает ценность «здоровье» (физическое и психическое), она является приоритетной для 52,3% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность «счастливая семейная жизнь», она является значимой для 23,8% испытуемых студентов. Третье место разделили такие ценности как:
– «активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
– «жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
– «интересная работа»;
– «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком);
–«материально» обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). Значимость каждой ценности составила 4,7%.
Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.
Это такие ценности как:
– «красота природы и искусства» (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– «наличие хороших и верных друзей»;
– «общественное призвание» (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
– «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
– «свобода» (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– «счастье других» (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
– «творчество» (возможность творческой деятельности);
– «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Мы посчитали возможным не обозначать ранговую иерархию данных ценностей, а обозначить лишь доминирующие ценности, которые претерпевают процесс становления.
Таблица 8
Результаты исследования инструментальных ценностей у студентов 5 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
Номер
п/п
Список Б (инструментальные ценности)
5 курс
(%)
1
– аккуратность (чистоплотность);
4,7
2
– воспитанность (хорошие манеры);
4,7
3
– высокие запросы;
–
4
– жизнерадостность (чувство юмора);
14,2
5
– исполнительность (дисциплинированность);
–
6
– независимость;
14,2
7
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
–
8
– образованность;
4,7
9
– ответственность;
4,7
10
– рационализм;
19
11
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
9,5
12
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
–
13
– твердая воля;
–
14
– терпимость;
4,7
15
– широта взглядов;
4,7
16
– честность (правдивость, искренность);
14,2
17
– эффективность в делах;
–
18
– чуткость (заботливость).
–
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «рационализм», она является значимой для 19% испытуемых студентов.
Ценностями, занявшими второе место являются:
– «жизнерадостность» (чувство юмора);
– «независимость» (способность действовать самостоятельно, решительно);
– «честность» (правдивость, искренность) они явились значимыми для 14,2% опрошенных пприобрела важность для некоторых респондентов.
Для 9,5% студентов приоритетной выступает ценность:
– «самоконтроль» (сдержанность, самодисциплина) она выходит на третье место.
Четвёртое место в иерархии ценностей заняли следующие утверждения:
– «аккуратность» (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– «воспитанность» (хорошие манеры);
– «образованность» (широта знаний, высокая общая культура);
– «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово);
– «терпимость» (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
– «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:
– «высокие запросы» (высокие требования к жизни и высокие притязания);
– «исполнительность» (дисциплинированность);
– «непримиримость к недостаткам в себе и других»;
– «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов»;
– «твердая воля» (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– «эффективность в делах» (трудолюбие, продуктивность в работе);
– «чуткость» (заботливость).
В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимой является ценность «здоровье» (физическое и психическое).
В сфере инструментальных ценностей доминирующей оказалась ценность «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты исследования показателей ценностей студентов 5 курса
по морфологическому тесту жизненных ценностей
Ценности
5 курс
Жизненные ценности
Развитие себя
38,7
Духовное удовлетворение
40,1
Креативность
34,7
Активные социальные контакты
36,3
Собственный престиж
30,7
Высокое материальное положение
38,5
Достижение
41,6
Сохранение собственной индивидуальности
37
Жизненные сферы
Сфера профессиональной жизни
56,9
Сфера образования
54,1
Сфера семейной жизни
52,6
Сфера общественной активности
48,8
Сфера увлечений
49,6
Сфера физической активности
37,2
В ходе анализа показателей, представленных в таблице 9, выявлено, что в иерархии жизненных ценностей доминирующими являются такие ценности как:
— «достижение», занявшее первое место (41,6 балла).
Ценность «духовное удовлетворение» находится на втором месте в списке жизненных ценностей (40,1 балла).
Ценность «развитие себя» также является приоритетной и занимает третье место в списке жизненных ценностей (38,7 балла).
Ценность «высокое материальное положение» находится на четвёртом месте (38,5 балла). Ценность «Активные социальные контакты» заняла пятое место (36,3 балла). Шестое место по предпочтению исследуемой группы студентов заняла ценность «креативность» (34,7 балла). Ценность «собственный престиж» является менее значимой (30,7 балла) и завершает список на седьмом месте.
В иерархии жизненные сферы «Сфера профессиональной жизни» является доминирующей в иерархии ценностей (56,9 баллов).
Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как «Сфера образования» (54,1 балла) она заняла второе место.
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и занял в иерархии ценностей жизненной сферы третье место (52,6 балла).
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы: сфера увлечений (49,6 балла); сфера общественной активности (48,8 балла) и сфера физической активности (37,2 балла).
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов исследуемой группы с 3-го по 5-ый курс обучения в ВУЗе. В следующем параграфе мы проведем сравнительный анализ результатов исследования для того, чтобы проследить процесс становления ценностных ориентаций в исследуемой группе студентов.
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов
Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций студентов от 3-го к 5-ому курсу, обучавшихся на факультете «Педагогика и психология».
Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов от 3-го к 5-ому курсу можно сделать следующие выводы:
1. Ценность «семья» занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется: 3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Ценность «самосовершенствование» занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%.
3. Ценность «здоровье» при проведении анкетирования студентов 3 курса была поставлена на 3 место, а к 5 курсу переместилась на 4, это видно из результатов исследования: 3 курс — 15%, 4 курс — 5%, 5курс — 5%.
4. Ценность «профессия». Студенты 3 курса поставили данную ценность на 3 место, и она получила выбор только у 5% студентов. На 4 курсе данный результат сохранился (5%). К 5 курсу ценность «профессия» была переведена анкетируемыми на 4 место и набрала 9,5%. К сожалению, это может быть связано с тем, что к 5 курсу увеличилось число студентов, сомневающихся в реальном трудоустройстве по специальности.
Для студентов немаловажным является вопрос о применении на практике профессиональных знаний. С этой целью нами был предложен следующий вопрос: «Как вы планируете применить на практике полученные знания?» Если на 3 курсе 60% респондентов ответили, что не будут работать по этой профессии, то к 4 и 5 курсу этот процент значительно снижается, соответственно 4 курс — 15%, 5 курс — 19%. Следующий вариант ответа «Буду работать по выбранной профессии?» На 3 курсе — 35%, на 4 курсе — 55%, на 5 курсе — 43%. Прослеживается не значительный, но все-таки рост многие студенты утвердились в выборе профессии. Число студентов, не определившихся в желании работать по выбранной профессии резко меняется: — если на 3 курсе их было всего — 5%, то на 4 курсе уже — 30%, а к 5 курсу — 38%. Радует тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично ответили, что «не буду работать по данной профессии».
Данные, полученные в ходе исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11.
Таблица 10
Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» (Рокич М.)
Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показало, что такая ценность как «физическое и психическое здоровье» стабильно занимает первое место (3 курс — 47,3%, 4 курс — 42,1% и 5 курс — 52,3%).
Ценность «счастливая семейная жизнь» студентами 3 курса была поставлена на 3 место и набрала 10,5%, но к 4 курсу она становится более значимой, и набирает уже 21%, соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть ценность стабильно закрепляется на 2 месте. Также сравнительно стабильный результат показывает ценность – «жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) лишь к 5 курсу утратив 0,5%.
Такие ценности как «счастливая семейная жизнь» и «физическое психическое здоровье» имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.
Так, например, такая ценность как «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) на первом этапе исследования была значима для 15,7% и заняла 2 место, то к 4 курсу она стала менее значимой (5,4%), а к 5 курсу эта ценность перестала быть значимой. Ценность «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) для студентов 3 курса она была не значимой, а к 4 и 5 курсу процент повышается соответственно 5,2% и 4,7%.
Такие ценности как «наличие хороших и верных друзей»; «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и «свобода» (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) были значимы только для студентов 3 курса.
Ценности «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) были значимы только для студентов 4 курса, а такая ценность как «интересная работа» стала значимой только к 5 курсу.
Ценность «активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу теряет свою значимость, а на 5 курсе вновь становится значимой для 4,7% опрошенных. Ценность «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу увеличивает свою значимость до 10,5%, а для студентов 5 курса значимость данной ценности не выявлена.
Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наиболее значимой была (21%) ценность «честность» (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% студентов исследуемой группы выбирает ценность «жизнерадостность» (чувство юмора), а к 5 курсу к этим двум ценностям присоединяется ценность «независимость» (способность действовать самостоятельно, решительно) и они приобретают одинаковую значимость (14,2%).
Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций. Это такие ценности как:
– «воспитанность» (хорошие манеры) (3 курс — 10,5%; 4 курс — 15,7%; 5 курс — 4,7%);
– «образованность» (широта знаний, высокая общая культура) (3 курс — 5,2%; 4 курс — 5,2%; 5 курс — 4,7%);
– «ответственность» (чувство долга, умение держать свое слово) (3 курс — 10,5%; 4 курс — 5,2%; 5 курс — 4,7%);
– «широта взглядов» (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (3 курс — 10,5%; 4 курс — 10,5%; 5 курс — 4,7%).
Таблица 11
Сравнительные показатели исследования инструментальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» (Рокич М.)
Остальные инструментальные ценности приобретали либо теряли свою значимость на разных этапах обучения. Так, например, такие ценности как:
– «исполнительность» (дисциплинированность);
– «чуткость» (заботливость) были значимы только для студентов 3 курса.
Ценности, не значимые для студентов, на 3 курсе такие как:
– «аккуратность» (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– «самоконтроль» (сдержанность, самодисциплина) стали значимы только на 4 и 5 курсе.
Ценность «твердая воля» (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) была значима только для студентов 4 курса, а ценность «терпимость» (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) для них значимой не являлась, хотя для студентов 3 курса, затем и студентов 5 курса являлась актуальной.
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Сравнительные результаты исследования показателей ценностей студентов по методике «Морфологический тест жизненных ценностей»
Анализируя показатели, представленные в таблице 12, мы можем отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всех трёх лет исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.
«Сфера образования» прочно удерживается на втором месте при выборе жизненных сфер.
Интерес к семейной жизни также является преобладающим, и претерпел незначительные изменения на протяжении всех трёх лет исследования (от 51 балла до 52,6 баллов).
«Сфера семейной жизни» занимает 3 место в иерархии жизненных сфер.
«Сферы общественной активности» и «сфера увлечений» попеременно занимают то 4, то 5 место.
«Сфера физической активности» занимает 6 место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 и 5 курса.
В результате сравнительного анализа жизненных ценностей было выявлено, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как «духовное удовлетворение» и «достижение» на протяжении всех трёх лет исследования. Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных.
Ценность «высокое материальное положение» на 3 и 4 курсах занимает 3 место, а на 5 курсе она уступает по значимости ценности «развитие себя».
Ценность «сохранение собственной индивидуальности» на 3 и 4 курсах занимает 6 место, а на 5 курсе она поднимается по значимости на 5 место.
По ценности «активные социальные контакты» наблюдаются изменения: если на 3 курсе данная ценность занимала 5 место, то к 4 курсу она увеличила свою значимость и переместилась на 4 место, по результатам же 5 курса она перемещается на 6 место.
Ценность «креативность» занимает 7 место на протяжении всех трёх лет исследования, ценность «собственный престиж» также стабильно удерживается на 8 месте.
Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что у студентов на протяжении обучения в вузе активно шел процесс становления ценностей и к концу обучения нами было выявлено, что практически заняли более стабильную позицию следующие ценности:
По результатам анкетирования студентов 3, 4, 5 курсов
1. Ценность «семья» — занимает стабильно первое место.
2. Ценность «самосовершенствование» занимает второе место среди предложенных ценностей.
Многие студенты (38%) утвердились в желании работать по выбранной профессии по окончании института.
Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показали, что такая ценность как «физическое и психическое здоровье» стабильно занимает первое место на всех этапах исследования.
Ценность «счастливая семейная жизнь» стабильно находится на 2 месте.
Проводя сравнительный анализ (инструментальных ценностей) за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении экспериментального исследования для студентов доминировали ценности: – «честность» (правдивость, искренность);
продолжение
--PAGE_BREAK--