Реферат по предмету "Психология"


Структурные взаимосвязи видов направленности личности

Содержание 
Введение
1Направленность личности: потребности и цели
2Мотивация деятельности
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение 
Проблемадеятельности и направленности личности – одна из стержневых в психологии.Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы ответить на важныевопросы: Что такое направленность личности? Каковы её основные формы? Чем обусловленамотивация деятельности человека? Разработка этих вопросов имеет огромноезначение не только для развития теории психологии, но и для решения многихпрактических задач.
В ходе работыпредполагается решить следующие задачи:
— раскрытьсущность и отличительные черты понятий направленности личности и мотивациидеятельности;
— изучитьосновные формы направленности личности и мотивации деятельности;
— изучитьосновные теории мотивации.
Структураработы соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения,основной части, заключения и списка использованной литературы.
Списоклитературы включает в себя 8 источников. В том числе учебные пособия: Е. А.Климов «Общая психология, А. Г. Маклаков «Общая психология», А. Б. Орлов«Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики», В. С.Орлов «Психология человека», Э. П. Утлик «Психология личности»; труд А. Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в котором отражены сущностьпонятия направленность личности и её основные формы, статья В. В. Давыдова«Понятие деятельности как основание исследования научной школы Л.С.Выготского», а также собрание сочинений Л. С Выготского, в которых глубиннорассматривается понятие деятельности человека и её мотивы.
1 Направленностьличности: потребности и цели
 
Направленностьличности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей,убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направленияповедения личности»[1]. Направленностьвсегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения ивоспитания, выступает как свойство личности.
Выделяютсяследующие формы направленности личности в порядке их иерархии. Прежде всего,следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение – это наиболеепримитивная, по своей сути биологическая форма направленности. Спсихологической точки зрения – это психическое состояние, выражающеенедифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Какправило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в немпотребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – этоосознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следуетотметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу.Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Даннаяформа направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, нои возможных путей ее удовлетворения.
Следующаяформа направленности – стремление. Стремление возникает тогда, когда вструктуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматриваетсяв качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее яркохарактеризуют направленность личности ее интересы. Интерес – это специфическаяформа проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленностьличности на осознание целей деятельности и тем самым способствующаяориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интересобнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания иливнимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристикинтереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот,вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательнойдеятельности.
Следующаяформа проявления направленности личности – это идеал. Идеал – этоконкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонностииндивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человекамогут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристикмировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на местов нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и ксамому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностныеориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение –высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих еепоступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Воснове убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать,формируют ее мотивацию к деятельности. Важно подчеркнуть, что «в основе всехформ направленности личности лежат мотивы деятельности»[2].
Выделяют нескольковидов направленности личности.
Личнаянаправленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия,стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает,занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, напотребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу,которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможностьудовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленностьна взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяетсяпотребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищамипо работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности,хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко егодействия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощьможет быть минимальной.
Деловаянаправленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью,увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладениюновыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству идобивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точкузрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Если учеловека сложилась индивидуалистическая или, наоборот, деловая коллективистскаянаправленность личности, то можно с большой степенью вероятности предсказать,как он поведет себя в предполагаемых обстоятельствах. Это важно, в частности,при решении вопросов подбора и расстановки кадров, комплектованиипроизводственных бригад, управленческих команд, педагогических коллективов,экипажей. Воспитание направленности – важнейшая и сложная задача семьи, школы исистемы профессионального образования[3].
Л.С.Выготский выделял индивидуальную и коллективную деятельность, при этомподчеркивал, что индивидуальная деятельность производна от коллективнойдеятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессоминтериоризации. Так, он писал том, что психические функции «сперва складываютсяв коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциямиличности»[4].
Проблеманаправленности является одной из важнейших в психологии формирования личности.Большой вклад в ее изучение внесла Л.И.Божович со своими сотрудниками –М.С.Неймарк, В.Э.Чудновским, Т.Е.Конниковой и другими, которые понимали поднаправленностью личности иерархическую структуру ее доминирующих мотивов.
Проблеманаправленности – это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые вкачестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь,определяясь ее целями и задачами.
Направленностьвключает два тесно между собой связанных момента:
а) предметноесодержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, накакой-то более или менее определенный предмет,
б)напряжение, которое при этом возникает.
Динамическиетенденции в конкретной форме впервые были рассмотрены в современной психологииЗ.Фрейдом под видом влечения.
Установкаличности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношениик стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности иготовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Всякаяустановка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведенияона и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта вситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, отраспределения того, что субъективно значимо для индивида.
Сменаустановки означает преобразование мотивации индивида, связанное сперераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результатеопределенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающихнаправленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя ипредпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи самадвижением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себенаправленность.
Личность –это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности котороговыражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие учеловека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то,что находится вне его, – во внешних предметах или в другом человеке; этозначит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с темпотребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности:благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях, такимобразом, как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе стем действенное, активное существо.
Всепотребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляютсяисторическими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом историческогоразвития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются.
Органическиепотребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях.Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряженияили более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений.Влечение – это органическая потребность, представленная в органической(интероцептивной) чувствительности.
Во всерасширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новымипредметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иныхобстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, у негомогут появляться цели.
Специфичностьцели, отличающая ее от других тенденций, выражающих направленность личности,заключается в том, что цель – это тенденция или направленность личности,заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Целиявляются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательнойдеятельности человека.
Такимобразом, именно цели и потребности формируют общую направленность личности./>/>2 Мотивация деятельности
 
Одной изважнейших составляющих направленности личности является мотивация.
Термин«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: какобозначающий систему факторов, детерминирующих поведение; и как характеристикапроцесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность наопределенном уровне «мотива».
Чаще всего внаучной литературе мотивация рассматривается как совокупность причинпсихологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,направленность и активность[5].
В.В. Давыдов считает, что культурно-исторические аспектыдеятельности до сих пор фундаментально не изучены. Из многих причин этогообстоятельства он называет две. Первая связана с тем, что «сторонники теориидеятельности особенно тщательно экспериментально изучали содержание ипсихическое строение вне историко-культурного контекста». Вторая причинаопределялась тем, что «экспериментальными методами деятельность можно изучатьлишь применительно к ее развитию в онтогенезе (например, в детском возрасте).Отсутствие широко поставленных сравнительных исследований детства у разныхнародов с позиций теории деятельности (во всяком случае, в России) усугублялонедостаточное изучение ее историко-культурных аспектов»[6].
Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю(ситуационную) и внутреннюю (диспозиционную). Внешняя мотивация – это средстводостижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занятьвышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях:как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления приожидании недостатков – принцип страха.
Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, ноэффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качествестимула или давления.
Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Онавозникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельностьвоспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретноесостояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатомсоответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только длячеловека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешнеймотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позициина рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потерирынка создавали ее основу.
Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могутактуализироваться под влиянием определенных ситуаций, а активизацияопределенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятийсубъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, исубъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальныхинтересов и потребностей. Сиюминутное поведение человека следует рассматриватьне как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результатнепрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией[7].
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых снезапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще вработах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уженесколько десятков.
Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г.Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, илипервичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Г. Мюррей предложилсписок вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базеинстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребностидостижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости,противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечениявнимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства,порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи,взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписалчеловеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания,объяснения, признания и бережливости.
Другая, еще более известная концепция мотивации поведениячеловека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции,имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и ихклассификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно данной концепции, у человека срождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классовпотребностей: физиологические (органические) потребности, потребности вбезопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения(почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребностив самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационнойпирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие какэстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.
В отечественной психологии также предпринимались попытки решатьпроблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг.психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательныхпроцессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в областипроблем мотивации является теориядеятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданнаяА.Н. Леонтьевым.
Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другиеего психологические особенности, имеетсвои источники в практической деятельности. В частности, междуструктурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуютотношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия, а в основе динамическихизменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежитподчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей[8].
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамикумотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться системадеятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образомвозникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификациипроисходят с действиями. В соответствии с закономерностями развитиядеятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сферечеловека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Таким образом, все рассмотренные теории имеют свои достоинства ивместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что онив состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь нанебольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологическихисследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается ив наши дни.
/>/>Заключение 
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.
Исследование направленности личности является важнейшим аспектомизучения личности в психологии. Выделяют несколько форм и видов направленностиличности. К формам проявления направленности личности относят влечение,желание, стремление, интерес, идеал и убеждение. Такие формы являютсяотражением мировоззрения и духовного мира человека. Основными видаминаправленности являются личная, деловая и направленность на взаимные действия.
Основными компонентами общей направленности личности являются целии потребности. Под целью подразумевается тенденция или направленность личности,заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Апотребности рассматриваются как исходные побуждения человека к деятельности,благодаря им и в них он выступает как активное существо
Исследуя такой аспект, как мотивация деятельности, можно сделатьвывод о том, что существует 2 формы мотивации: внешняя (ситуационная) и внутренняя(диспозиционная). Внешнюю мотивацию следует рассматривать как средство достиженияцелей, она непосредственно влияет на поведение человека. Внутренняя – являетсяпониманием смысла убеждённостью. Внутренняя и внешняя мотивации тесно связанымежду собой.
Существуетмножество теорий мотивации. Наиболее известные из них: мотивационная концепцияГ. Мюррея, концепция мотивации поведения человека А. Маслоу, теория деятелъностного происхождения мотивационнойсферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым. Но все эти теории иконцепции рассматривают лишь некоторые аспекты мотивации личности. По этойпричине многие ученые продолжают изучать тему мотивации деятельности в своихисследованиях.
/>Списокиспользованной литературы
 
1.  Выготский, Л.С. Собр.соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. -Т. 3. — 378 с.
2.  Давыдов, В.В. Понятиедеятельности как основание исследования научной школы Л.С. Выготского / В.В.Давыдов //Вопросы психологии. – 1996. — № 5. — С. 20-29.
3.  Климов, Е.А. Общаяпсихология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 511 с.
4.  Леонтьев, А.Н.Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1975. – 278с.
5.  Маклаков, А.Г. Общаяпсихология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
6.  Орлов, А.Б. Психологияличности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие длястуд. психол. фак. Вузов / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
7.  Саблин, В.С. Психологиячеловека: учебник / В.С. Саблин, С.П. Слаква. – М.: Дашков и К, 2006. – 744 с.
8.  Утлик, Э.П. Психологияличности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.П. Утлик. – М.:Академия, 2008. – 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нумизматика СССР
Реферат Управление процентным риском портфеля ГКО-ОФЗ в посткризисный период
Реферат Региональные инвестиционные соглашения в Северной Америке
Реферат Метод шпуровых зарядов и механизированное заряжание скважин
Реферат Nuclear Energy Essay Research Paper Nuclear EnergyNuclear
Реферат А. И. Аппенянский Внаше время и между врачами, и между психологами, и между теми и другими ведутся споры о психотерапии
Реферат Феномен игры ее место и роль в культурной жизни человека и культура ее бытия
Реферат Строительство - отрасль экономики Псковской области
Реферат Главные цели и этапы перестройки
Реферат Рисковое венчурное предпринимательство 3
Реферат Розробка додатку "Відділ кадрів" до автоматизованої системи
Реферат Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Реферат Методы исследования в психодиагностике
Реферат «Как победить застенчивость»
Реферат Сравнительная характеристика файловых систем FAT32 и NTFS