Реферат по предмету "Психология"


Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Курсовая работа
Стратегии самореализации личности иих отражение в ранних воспоминаниях

Оглавление
Введение
Глава 1. Жизненныестратегии личности и истоки их конструирования субъектом
1.1 Исследованияжизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Типологияжизненных стратегий
1.3 Ранниевоспоминания как свидетельства жизнетворчества
1.3.1 ВзглядЗ.Фрейда на проблему ранних воспоминаний
1.3.2 Ранниевоспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
1.3.3Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтическойпрактике
Глава 2. Эмпирическоеисследование жизненных стратегий личности и их отражения в ранних воспоминаниях
2.1 Методологическиеосновы и организация исследования
2.2Результаты и их обсуждение
Заключение
Списоклитературы
Приложение1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов,Е.Ф.Колобова)

Введение
 
Актуальность исследования. На протяжении всей истории психологиипроблема предсказания и выявления причин поведения индивида всегда былаактуальной. Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексныйхарактер. С одной стороны его актуальность обусловлена необходимостьюобъяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапеэкономических преобразований, потребностью осмысления новых моделей поведения итипов идентификации личности.
С другой стороны проблема выборажизненной стратегии приобретает особую значимость для студенческого возраста,поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации,а также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути. Данная проблемаособо остро встает именно в период ранней юности. Выбранная в данном возрастестратегия впоследствие становится доминирующей, жизнеопределяющей (К. Хорни, К.А.Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова). Поэтому к проблеме ее выбора необходимоотнестись с должным вниманием, потому что зависит вся дальнейшая жизнь и судьбачеловека, соответственно его психологическое здоровье и уровеньудовлетворенности жизнью.
На наш взгляд, проблема стратегийжизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявленияее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именнов них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ееформирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).
Исследования жизненных стратегийличности. Вопределении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости иясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений иориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов иценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованнойявляется точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своихработах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни,но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведениеличности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]
В зарубежной науке проблемой изученияжизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К.Хорни.
Данные исследования в отечественнойлитературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской,Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым,известными своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
Исследования ранних воспоминанийличности. Важностьизучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежнымии отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервыезаговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживанияв отечественной психологии писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматриватьпереживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая подпереживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности(Выготский Л.С., 1934). Позже С.Л.Рубинштейн назвал переживание «клеточкойвнутренней жизни». Ф.Е. Василюк продолжил изучение феномена«переживания», создал теорию переживания как основупсихотерапевтической работы со взрослыми людьми в критических жизненныхситуациях. Согласно его концепции, переживание — это деятельность, имеющаяцелью решать жизненные проблемы человека (Василюк Ф.Е., 1989).
Термин«воспоминание-переживание» вводится в данном исследовании с цельюразделить перцептивные воспоминания, воспоминания-образы, которые не несутникакого эмоционального знака (нейтральные воспоминания) и воспоминания, вкоторых помимо перцептивной картины существует эмоциональный знак переживания.
К сожалению, именно проблеме связиисследуемых характеристик не уделялось должного внимания. Исходя извышесказанного, исследование отражения конструктов ранних воспоминаний в жизненныхстратегиях личности представляют на сегодняшний день достаточно важное иактуальное направление. Целью исследования является теоретическое иэмпирическое обоснование взаимосвязи конструктов ранних воспоминаний сжизненными стратегиями.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
1.  проанализировать теоретическиеподходы к проблеме жизненных стратегий и ранних воспоминаний в зарубежной иотечественной психологии;
2.  рассмотреть методологическую основупроблемы в отечественной психологии;
3.  провести эмпирическое исследование:
3.1. выявить доминирующие жизненныестратегии личности;
3.2. изучить связь конструктов раннихвоспоминаний и жизненных стратегий личности.
Объект исследования – жизненные стратегии студентовпедагогического ВУЗа.
Предмет исследования – выявление связи раннихвоспоминаний и жизненных стратегий студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между целямижизни из ранних воспоминаний личности с доминирующей жизненной стратегией устудентов ВУЗа.
Методы исследования:
1.  Автобиографический метод анализаранних воспоминаний (А. Адлер).
2.  Контент-анализ сочинения «История отом, как человек научился выражать лучшее в себе»
Методики, использованные приисследовании:
1.  Определение жизненных ценностейличности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Структурно работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной литературы из 24 наименований и 2 приложений.

Глава 1. Жизненные стратегии личностии истоки их конструирования субъектом
 
1.1 Исследования жизненных стратегийв отечественной и зарубежной психологии
Отечественные ученые посвятилианализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказалисьпроблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизниличности, ее самореализации и жизнетворчества.
Понятие «стратегия» означает способрационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия»определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного направильных и далеко идущих прогнозах» [1, с. 582–583]. Он обозначает также определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием,разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного исоциального характера [2, с. 168]. Однако в отличие от других способовжизни (жизненных целей, планов и т.д.) – это способ сознательногопланирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формированияее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненныйпуть». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только какрациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельностиличности. Часть из них полагает, что стратегии – суть явления деятельностимозга. «Исходным материалом, – пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, –для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегияпредставляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций иопераций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательнойнаправленности поведения. Каждый фрагмент стратегии – это этап ментальногопроцесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств(внутреннего или внешнего)» [3, с. 161].
Таким образом, в определении понятия«стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуетсялибо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо ещеболее узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. Так,Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни»понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не такжестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «… Жизненнуюперспективу, – подчеркивает он, – следует рассматривать как целостную картинубудущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемыхсобытий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальныйсмысл своей жизни» [4, c. 226–227]. На наш взгляд, наиболее теоретическиобоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова,которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни нетолько цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие инаправляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]
Исследованиями жизненных стратегий вотечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская,Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов,известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской,личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизациии саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выборспособа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий длясамореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельностине зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненнуюстратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от другихспособов – жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегияявляется интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия всамом общем виде – это постоянное приведение в соответствие личности (ееособенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначалаисходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которыевырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения,преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…»[6, c. 67].
Стратегия есть интегральнаяхарактеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поисксоответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построениежизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различийиндивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходиттолько в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построениястратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым инеобходимым, личным и социальным [6, c. 246–247]. Н.Ф. Наумова предпринялапопытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, вкачестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, –поясняет она, – это особая, неустойчивая система, которая не соединяет егостарое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формируетпоследнее» [7, c. 5]. Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучениюсознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкиек ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальныхсистем.
По мнению Н.Ф. Наумовой, теориипостсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, чтопредставляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности истремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристикипостсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальнаянеопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм властии исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развитияпереходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупиктеорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой дляизучения переходного общества.
«Представляется, – подчеркивает Н.Ф.Наумова, – что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованиюпереходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны,во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, санализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, которыйсобран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса иэкстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» [7, c. 10].
В работах Ю.М. Резника,Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются каксимволически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределысознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры иприоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно какнечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие инадситуативные личностные смыслы и цели, с другой – объективно как нечто,включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности,усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальностьлокализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание иповедение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резниквыделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий,которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – всфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласованиявзаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с еереальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя,предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии [8, c. 101].
В зарубежной науке проблемой изученияжизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу,Э. Фромм, К. Хорни.
Как писал А. Маслоу, в творческомчеловеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детскимпростодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностямитакого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство.Самореализация для него — это труд, целью которого является достижениесовершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть непросто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своимразвитием.
К. Роджерс видел творчество нетолько и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в созданииновых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчестваявляется стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, азначит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивидотказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, еготворения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когдачеловек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступныего сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и длянего самого, и для других.
Стратегия творчества предполагаетспособ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцомсвоей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать егосчастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. Нанеразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В.Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия,свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К.Хорни развили идею о том, что человек — активный деятель, способныйпротивостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.
По А. Адлеру каждый человеквырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений идостижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные целивсегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, есличувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направлениеи задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится кпревосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера,необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлеруказывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это«вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека». Жизненныйстиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своейжизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни ивзаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и чертыповедения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, такчто психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриватьсяизолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненногостиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называетэто схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение(если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх можетбыть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человекизбирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает однипереживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции иформируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует своюличность.

1.2 Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежныеученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотримподробнее их типологии.
Отечественные психологи выделяют триосновных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненногоуспеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенныхпредставлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержаниеэтих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так,рецептивная («потребительская») активность является основой стратегиижизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает,прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитанана общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов,является предпринимательство. Для стратегии самореализации характернатворческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, нов разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разномумасштабу реализации этих стратегий.
К. А. Абульханова-Славская(1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральнуюхарактеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности вжизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью,ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности(внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личностьможет строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/илистратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашемумнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим,К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.
Е.П. Варламова и С.Ю. Степановвыделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия итворческой активности человека в событиях его жизни:
1.  Творческая уникальность – отражаеттворческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующаяинициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий егожизни;
2.  Пассивная индивидуальность –представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когдаего индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, аопределяется внешними обстоятельствами;
3.  Активная типичность – отражаетстремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижениеобщепринятых целей и ценностей;
4.  Пассивная типичность – характеризуетстихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинениеобщественным нормам.
В своем исследовании А.Е. Созонтов,основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующиеосновные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях дляроссийских студентов:
-  тип жизненных стратегий «иметь» –представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественнонаправлен на достижение социального успеха, статуса, возможностинеограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемыхценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность,наслаждения и др.;
-  тип жизненных стратегий «не иметь ине быть» – представитель этого типа, конструируя собственную жизнь,преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическимусловиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности,транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье,социальный порядок;
-  тип жизненных стратегий «быть» –представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественнонаправлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучияблизких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество,осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность идр.;
-  тип жизненных стратегий «иметь противбыть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлени на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственнойиндивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связис чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такогочеловека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию«всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора междуними;
-  тип жизненных стратегий «иметь чтобыбыть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизнинаправлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческуюсамореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, онактивно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Средиприоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов,успех, компетентность, богатство и др. [8, 142-145].
Американские психологи выделяют двегруппы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешнихстремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей,основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальноепризнание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны наценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка.Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность иструктурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутреннихстремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимостьуровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей:испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеютнизкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровьяопределялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненнойэнергии и удовлетворенности жизнью.
Э. Фромм утверждает, что рыночнаяэкономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет напсихическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором — «иметь»или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ),или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим».И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущербперспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этомигнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.
К. Хорни отмечает, что дляудовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущийчеловек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностныеориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной цельюлюдей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желаниюзаслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такойориентацией построена на философии «джунглей» – жизнь это борьба засуществование, 3) движение от людей: потребность в независимости инеприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однакочасто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиямжизни.
Р. Пехунен одним из возможныхоснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешенияконфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трехспособов.
1. Прекращение всяких попыток борьбы.Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов изанятий;
2. Стратегия приспособления, длякоторой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление можетпроходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человексмирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешниминстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение ксвоим занятиям и даже принимать новые способы действия;
3. Преодоление конфликта. Длястратегий развития характерно стремление расширить границы существующихжизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новыхобластей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогрессзатрагивает только одну область, в то время как другие остаются на перифериижизни.
В работах Ю.М. Резника,Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Еслиобъективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизываетиндивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели какпредвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственносоциальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересеченииобъективной и субъективной идеальности – в сфере так называемойинтерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представленийи ожиданий .
 
1.3 Ранние воспоминания как свидетельстважизнетворчества
А. Адлер отмечает, чтоформирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувстванеполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цельформируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей,особенностей самой личности.
Именно в детстве, по его мнению, иформируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни ивзаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основнымижизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определеныусловиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развиватьжизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянногоприспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходствуили совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать своиспособности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной.Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность вблагополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровомнаправлении.
Как показано в представлениях А.Адлера, жизненные стратегии находят свое выражение в ранних воспоминанияхличности. Он рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия «стиляжизни», которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни — это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своихжизненных целей. Именно так называемые «фиктивные цели» в последующем являютсяосновой для выбора и построения соответствующей жизненной стратегии.
Можно сделать вывод, что жизненныестратегии не всегда являются осознанными, но, как считают некоторые авторы (А.Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова), могут быть неосознанными,определяться целями и ценностями на ранних этапах социализации личности.Фиктивные цели в свою очередь могут быть выявлены посредством анализа раннихвоспоминаний личности.

1.3.1 Взгляд З. Фрейда на проблемуранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа исамоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства:важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегдаконечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события повидимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда,производит выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает. Этот выборследует в детском возрасте совершенно другим принципам по сравнению с возрастоминтеллектуальной зрелости.
Дело в том, что содержаниеприкрывающего воспоминания относится к самому раннему детству, в то время какте интеллектуальные переживания, которые данное воспоминание заступало в памятии которые остались почти всецело неосознанными, имели место в более позднеевремя. З. Фрейд назвал этот вид сдвигания возвратным, идущим назад.
Может быть, еще чаще наблюдается,обратное отношение, когда в памяти закрепляется в качестве прикрытия какое-либобезразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязанолишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, которое не может бытьвоспроизведено непосредственно из-за противодействия. Такие воспоминания-прикрытияЗ. Фрейд назвал предваряющими, забегающими вперед.
И, наконец, встречается и третийслучай, когда прикрывающее воспоминание связно с покрытым им впечатлением нетолько по своему содержанию, но и в силу смежности во времени, — это будут«воспоминания одновременные или примыкающие» (Фрейд З., 1990. с.145).
Воспоминания-прикрытия — это цельныевпечатления о чем-то пережитом в действительности или мысленно. Феноменприкрывающих воспоминаний основывается на забывании существенных впечатлений.
Фрейд придавал ранним воспоминаниямбольшее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку ранниевоспоминания часто имеют тривиальное содержание, они должны служить целисокрытия более травматичного материала, относящегося в инфантильному сексуальномуразвитию. Такая «экранирующая память» должна анализироваться так же, каксновидения, с целью выявления вытесненного травматичного материала и работы сним. З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства очень интересным и важным.Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру изаставляет его действовать в соответствии с ним.
Итак, ранние детские воспоминания,согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений,а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических силболее позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминанийпокрывающих и проводят при этом, как писал З.Фрейд: «замечательнуюаналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках имифах» (там же).
 
1.3.2 Ранние воспоминания и их связь состилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
Альфред Адлер также считал ранниевоспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно,соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался наанализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Онрассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению,воспоминания сконструированы для поддержания существующих аттитюдов и предубеждений.Ранние воспоминания представляются наиболее значимыми воспоминаниями, посколькуони имеют тесное отношение к созданию индивидуальной системы координат дляорганизации, интерпретации и действий относительно окружающей среды. Адлерговорил, что ранние воспоминания отражают перцептивную систему, в рамкахкоторой индивидуум интерпретирует свой текущий опыт существования.
Метод анализа ранних детских воспоминанийА. Адлер считал самым главным в числе основных источников изучения личности. Онписал: «Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалосьчеловеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему:»Вот что ты должен ожидать", или «Вот что такое жизнь»…Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживаниенастойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации тогозначения, которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание".(Адлер А., 1997, с. 19) А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контекстепонятия «стиля жизни», которое в его теории занимает одну из главныхролей. Стиль жизни — это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализациисвоих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни ивзаимодействия с ней. А. Адлер говорит: «Стиль жизни — это единство, онсформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, иосновывается на стремлении к цели» (там же, с. 72).
В рамках этого стиля жизни каждыйчеловек создает субъективное представление о себе и о мире, которое А.Адлер назвалсхемой апперцепции и которое детерминирует поведение человека. Схема апперцепции,как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления.Например, изначальное переживание человеком страха приведет к тому, чтоокружающая ситуация, с которой он вступит в контакт будет восприниматься им какеще более угрожающая.
Таким образом, уяснив значение стиляжизни для человека, обратимся к теме ранних воспоминаний, которые являются, помнению А. Адлера, наиболее важным средством его понимания. Обращение к прошломучерез воспоминания детства лучше любого другого способа позволяет восстановитьранний стиль жизни, который А. Адлер называет прототипом — и который являетсяядром стиля жизни. Ранние воспоминания человека позволяют увидеть ту часть прототипа,которая действует в сегодняшней его жизни. Индивидуальный стиль жизниопределяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Согласно А.Адлеру, основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизничасто совершенно изменяется; несмотря на это, во всех ситуациях мы обнаруживаемтого же человека, ту же личность, то же психическое единство. Ранние воспоминания«больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое этополучило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этогопреодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекатьодна сторона жизни больше, чем другая» (там же, с.91).
Согласно теории А. Адлера,«несчастливым переживаниям детства могут быть даны самые противоположные значения.Никакие пережитые события не могут быть причиной успеха или неудачи. Мы нестрадаем от шока случившегося с нами — травм, — но мы творим из них то, чтосоответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые мы придаемпроисходящему с нами» (там же, с. 14). По мнению А. Адлера, дляпсихологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человексчитает первым, действительно самым ранним событием, которое он можетвспомнить. Ранние детские воспоминания важны только в той мере, в какой они затаковые принимаются: их значение — в их интерпретации и в их способностипереносить что-то в настоящую и будущую жизнь.
 
1.3.3 Использование метода анализаранних воспоминаний в психотерапевтической практике
Систематизированное изложениеконцепции А. Адлера представлено в книге Е.В. Сидоренко «Терапия и тренингпо Альфреду Адлеру» (2000). Автор анализирует психотерапевтическиевозможности метода анализа первых воспоминаний, предлагает собственную схему иханализа. Она считает, что в анализе личности самое раннее воспоминание занимаетисключительное положение по двум причинам:
1. «В нем содержитсяфундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения»,"… это его первое обобщение явлений, первое более или менее полноесимволическое выражение самого себя и тех требований, которые к немупредъявляются";
2. «Это его субъективнаястартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает… Поэтомумы часто обнаруживаем в нем контраст между переживаемым им тогда состояниемслабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считаетидеальными для себя» (Сидоренко Е.В., 2000). Е.В. Сидоренко предлагаетиспользовать метод ранних воспоминаний для исследования и реориентациижизненного стиля в психотерапевтической работе со взрослой группой (СидоренкоЕ.В., 2000). Участникам группы предлагается, вернувшись с первого дня тренингадомой, записать свои ранние воспоминания.
На следующий день планируется сессияранних воспоминаний. Работа начинается с того, что все участники круга читаютвслух свое раннее воспоминание (никакое принуждение недопустимо, каждый может отказаться).После того как все желающие высказались, выбирается одно, наиболеезаинтересовавшее всех, воспоминание. Участник, чье воспоминание было выбрано,еще раз читает его вслух, а все остальные дословно его записывают. Далеепроводится качественный анализ раннего воспоминания по стандартнойпроадлеровской схеме:
1. Анализ содержательных категорий ивыдвижение гипотез. присутствующие в воспоминании люди, тип события, способвосприятия ситуации субъектом, Участники работают в группах по три человека иособую группу составляют ведущий тренинга и выбранный участник. После анализасодержательных категорий, необходимо перейти к следующему этапу.
2. Инсайт. Перечитывая полученныеданные о содержании своего воспоминания, участник постепенно выстраиваетпробные гипотезы по поводу своего жизненного стиля. Затем ведущий тренинга иосновной участник возвращаются в круг. Каждая из подгрупп предлагает своипробные гипотезы по содержанию предложенного воспоминания. Основываясь наполучивших подтверждение «героя» тренинга аспектах пробных гипотез,каждая из подгрупп должна составить формулу жизненного стиля данного участника.
3. Реориентация. Фаза реориентации — это фаза решающего психотерапевтического шага, момент преобразования. Всоответствии с идеологией А.Адлера, изменение представления о жизни и своемместе в ней неизбежно должно повлечь за собой изменения в стиле поведения(A.Adler, 1932).
Формулы жизненного стиля, которыепредлагают подгруппы максимально расширяют поле поиска реориентирующих гипотездля «героя» тренинга. Итак, метод анализа ранних воспоминаний вгруппах тренинга для взрослых — это фактически групповая психотерапевтическаяработа с индивидуальной проблемой одного из участников. Такие сессии анализамогут нести в себе мощный заряд психологической поддержки, но вместе с темнекоторые аспекты воспоминания остаются за кадром рассмотрения в силу того, чтоих слишком мучительно выносить на групповое обсуждение.

Глава 2. Эмпирическое исследование связиранних воспоминаний и жизненных стратегий личности
 
2.1 Методологические основы иорганизация исследования
К концу 60-началу 70-х годов 20 веканачал свое продвижение феноменологический подход, соответствующий «духувремени», открывший реальность субъективности, преодолевший противоречия междусубъектом и объектом познания, вернувший психологии статус гуманитарной науки.Феноменологический подход реализуется в применении качественных исследований, атакже многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов ипроцедур качественного исследования. Целью феноменологически ориентированногоисследования в психологии является получение ясных, точных и систематичныхописаний тех или иных аспектов переживания человека. Именно данный подход былвыбран мною для освещения поставленной в курсовой работе проблемы.
Мы анализируем источники сбора данныхв феноменологическом исследовании: отчеты испытуемых, полученные в ходеисследовательского интервью (наиболее распространенный и наиболее надежныйспособ сбора данных); рефлексивные самоотчеты исследователя; а также документыи всевозможные общекультурные тексты, содержащие развернутые описаниявнутренней жизни человека (дневниковые и автобиографические записи,художественные произведения, философские работы, мифы и т.п.).
Методический инструментарий былпредставлен следующими методиками:
1.  Определение жизненных ценностейличности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Висследовании были использованы следующие методы:
1.  Автобиографическая методика анализаранних воспоминаний (А. Адлер).
2.  Контент-анализ сочинения «История отом, как человек научился выражать лучшее в себе»
Эти методы и методики не только имеютнаучное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознаниючеловеком целей, ценностей и смысла своей жизни. Обработка данныхосуществлялась с использованием качественного метода контент-анализа.
Определение жизненных ценностейличности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)
Данная методика является одной изразновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-темпозволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного ипослешкольного возраста. Предлагается продолжить напечатанные на выданномбланке предложения. Записываются любые мысли, которые кажутся важными как внастоящий момент, так и в целом в жизни.
Автобиографический метод анализаранних воспоминаний (А. Адлер).
Автобиографический метод ориентированна изучение жизненного пути человека, значимых событий и поворотных моментовего жизни, этапов и общей направленности личности, самоощущения имировосприятия человека в различные периоды его жизни (Denzin, 1989; Семенова,1998; и др.).
У А. Адлера нет четко описаннойпроцедуры анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основеинтуитивно-качественного их анализа, поэтому одни и те же смысловые элементы взависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так инеблагоприятной социальной адаптации. Впоследствии были разработаны и широкоприменяются за рубежом системы количественной оценки содержания различныхсмысловых элементов ранних воспоминаний, позволяющие делать выводы опсихологических особенностях групп.
Сочинение «История о том, как человекнаучился выражать лучшее в себе»
Испытуемым предлагается в течениедесяти минут написать сочинение на тему «История о том, как человек научилсявыражать лучшее в себе». Оно направлено на выявление в работах доминирующихжизненных стратегий испытуемых. При обработке сочинений использовался методконтент-анализа.
Метод контент-анализа представляетсобой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержанияразличных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическуючисловую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационногоисточника. В социологических исследованиях контент-анализ используется дляизучения содержания текстов различного характера. Метод применяется приизучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений,писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что даннаяпроцедура применима и к исследованиям изображений (например, произведенийживописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом,объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применениетехники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлениинескольких потоков информации.
В настоящее время к основнымпроцедурам контент-анализа относится выявление смысловых единицконтент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные вотдельных терминах;
б) темы, выраженные в целыхсмысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций кпотенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются взависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
Единицами анализа в сочинении явилисьключевые фразы, описывающие признаки, значимые для той или иной жизненнойстратегии, например «любыми способами попыталась обратить на себя внимание», «лучшеев себе выражается в наличии положительных черт».
Исследование проводилось в октябре2008 года. В нем приняли участие студенты 2, 3, 5 курсов ИПОиИТ БГПУим.М.Акмуллы, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика впсихологии» (60 человек).
 
2.2 Результаты и их обсуждение
При обработке и структурированииполученных результатов и их последующем анализе с проведением сравнительнойхарактеристики методом контент-анализа были проведены следующие действия.
Сначала выделили сочиненияхиспытуемых 2 типа доминирующих жизненных стратегий в соответствии склассификацией жизненных стратегий по Ю.М. Резнику, Е.А. Смирнову путемконтент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа.Например, «иметь» — «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт»;«достигать» — «чтобы стать лучше, нужно чего-то добиться», «без труда невыловишь и рыбку из пруда», «все в твоих руках, не опускай же их». Оказалось,что в выборке отсутствуют испытуемые со стратегией «быть». Это объясняетсянебольшим объемом выборки, с одной стороны. Возможно, бытийность –характеристика, удельный вес которой увеличивается со зрелостью личности. Нашииспытуемые – студенты – еще только находятся на пороге зрелости.
Затем мы разделили ранниевоспоминания испытуемых на 4 группы в соответствии с классификацией типовличности по Адлеру путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз какединиц анализа. Это выглядело следующим образом: «берущий» — «бери от жизнивсе»; «избегающий» — «чувство неуверенности в своих родителях, поступках»,«недоверие к людям», «сделать не смог, так как был уставший»; «управляющий» — «любыми способами обратить на себя внимание»; «социально полезный» — «нужнобыть ответственнее», «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам инормам». «Управляющий» тип в рассмотрение не вошел, так как представлен слабо.
Посредством тестирования, анализаполученных результатов и проведения сравнительной характеристики методомконтент-анализа нам удалось выявить существование связи целей-ценностей,конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями, представленные вТаблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования Жизненные стратегии
Иметь
(n=9)
Достигать
(n=11) Типы личности, по Адлеру
«социально-полезный» (), «избегающий»,
«берущий» «социально-полезный», «избегающий» Фиктивные цели
«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «поставленной цели я добиваюсь», «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель».
«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому».
«Берущий» тип. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Например, «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей».
«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее».
«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча». Ценности (must-test)
автономность
личностный рост
привязанность и любовь
личностный рост
автономность
привязанность и любовь
У испытуемых со стратегией «иметь»прослеживаются общие черты в выборе жизненных целей и ценностей. Большинство изних ориентируются на автономность принятия решений, они стремятся не зависетьот мнения окружающих, сами хотят определять ход своей жизни, стремятся кличностному росту, также немаловажное значение для них имеет любовь близких.Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди трех типов по А. Адлеру:«социально-полезный», «избегающий», «берущий». Принадлежность к этим типамможет свидетельствовать о:
·  проявлении заботы о других изаинтересованности в общении с ними, восприятии основных жизненных задач каксоциальных проблем;
·  избегании проблем в жизни, и уходе отвсего, что предполагает возможность неудачи;
·  удовлетворении большей части своихпотребностей за счет других.
Стратегия «иметь» выражается в раннихвоспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «прежде, чем что-то сделать,надо сформировать цель», «недоверие к миру (людям)», «была бы менеелюбопытной», «настороженность ко всему новому», «бери от жизни все и всеполучится», «иметь больше знакомых и друзей». Данная стратегия характеризуетсятем, что человек стремится как можно больше иметь (в том числе материальныхблаг).
У испытуемых со стратегией «достигать»прослеживаются как доминирующие те же ценности. Но личностный рост и развитиесобственных умений и способностей находится для них все же на первом месте.Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди двух типов по А. Адлеру:«социально-полезный», «избегающий». Для данных типов характерны:
·  соединение в себе высокой степенисоциального интереса и высокого уровня активности;
·  стремление уклониться отфрустрирующей ситуации;
Стратегия «иметь» выражается в раннихвоспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «чтобы нравиться людям, нужноотвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее», «бояласьсделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать всемолча». Данная стратегия характеризуется повышенным стремлением достичьпоставленных целей, самосовершенствованием, высокой общительностью.
Испытуемых со стратегией «быть» ввыборке не оказалось. Это можно объяснить доминированием в обществепатриархальных ценностей: конкуренция, агрессия, выгода, целеустремленность,решительность, рациональность, автономность и независимость, игнорированиечувств, взаимозависимости, нуждаемости в других (Э. Фромм). Также данный фактможет быть связан с небольшим объемом выборки.
Отсутствие других групп ценностей порезультатам «must-теста» можно объяснить возрастнымиособенностями, единством ценностей испытуемых в связи с высокой сплоченностью вгруппах (один факультет, одна специальность).
Выводы
1.  Жизненные стратегии личности связаныс доминирующими ценностями:
1.1 При стратегии«иметь» преобладающими ценностями являются автономность (у 30% испытуемых),личностный рост (у 25% испытуемых), привязанность и любовь (у 20% испытуемых).
1.2 При стратегии«достигать» доминируют ценности личностного роста (у 30% испытуемых),автономности (у 30% испытуемых), привязанности и любви (у 25% испытуемых).
У всех испытуемых наблюдаются схожиежизненные ценности. Это объясняется возрастными особенностями, а такжеоднородностью выборки (студенты одного факультета, одной специальности).
2.  Жизненные стратегии связаны сконструктами ранних воспоминаний:
2.1 При стратегии«иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является«социально-полезный», «избегающий», «берущий» (у 15% испытуемых по каждомутипу).
2.2 При стратегии«достигать» — «социально-полезный», «избегающий» (у 25% испытуемых по каждомутипу).

Заключение
Понятие «стратегия жизни»характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личностио своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведениев течение длительного времени, а с другой – способ сознательного планирования иконструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования еебудущего.
Формирование жизненных стратегийможет рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в раннихвоспоминаниях.
Ранние воспоминания (earlyrecollections) представляют собой память о специфических инцидентах детскоговозраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которыеиндивидуум может визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельныедетали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранниевоспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитиюбазисных аттитюдов и воззрений индивидуума.
Предположение, заключавшееся в том,что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных стратегийличности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощьюэмпирического исследования.
В результате проведенногоисследования выявлено — конструкты ранних воспоминаний связаны с доминирующимижизненными стратегиями. При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимисятипами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий». Пристратегии «достигать» — «социально-полезный», «избегающий».

Список использованных источников
 
1. Современныйсловарь иностранных слов / Ред. М. Н. Черкасова, Л. Н. Черкасова – М.: Феникс, 2009.– с. 582–583.
2. Толковый словарьпо управлению. М.: Аланс, 1994. – с. 168.
3. Горянина, В.А.,Масалков, И.К. Преображениежизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. – М.: Совершенство,1999. – 230 с.
4. Головаха, Г.И. Жизненная перспектива и ценностныеориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. –СПб.: Питер, 2000. – с. 212–267.
5. Резник Ю.М.,Смирнов Е.А.Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. – 384 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 268 с.
7. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека впереходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 5. – с. 4–13.
8. Резник Т.Е.,Резник Ю.М.Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 2. – с. 98–104.
9. Резник Ю.М. «Социология жизни» как новоенаправление междисциплинарных исследований // Социс. 2000. № 9. – с. 38–46.
10. Резник Ю.М. Социология жизни: новая парадигмаили междисциплинарный синтез // Вестник Московского университета. Серия 18.Социология и политология. 1996. № 4. – с. 51–57.
11. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира(введение в социологию жизни). М., 1995. – 238 с.
12. Фрейд З.: жизнь,работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова.1998, Том 1. MGM — Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.
13. Бассин Ф.В.Проблемы бессознательного. – М., 1968.
14. Бурлачук Л.Ф.,Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российскоепедагогическое агентство, 1998.
15. Васильева О.С.,Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. //Вопросы психологии. — 2002. –№ 4. – С. 74-85.
16. Пехунен Р. Задачиразвития и жизненные стратегии. / Психология личности и образ жизни. – М.:Наука, 1987. – С. 125-129.
17. Созонтов А.Е.Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник МГУ, серия 14«Психология». — 2003.–№ 3 – С. 15-23.
18. Франкл В. Человекв поисках смысла. – М.,1990.
19. Адлер А. Практикаи теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность»,1995.
20. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. Изд. 2-ое. – СПб.: Издательство Питер, 1997. – 608 стр.
21. Фромм Э. Иметьили быть. – М.: «АСТ», 2000.
22. http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=12143&table=papers_file&type=0&conn=confDB
23. http://liblive.ru/?read=453774812&s=4784
Приложение 1. Определениежизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)Назначение теста. Данная методика является одной из разновидностей вербальныхпроективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцатьжизненных целей-ценностейу лиц школьного и послешкольного возраста. Инструкция к тесту. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланкепредложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними ипринадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными какв настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.Лист ответов
· Я непременнодолжен…
· Я непременнодолжен…
· Я непременнодолжен…
· Я непременнодолжен…
· Я непременнодолжен…
· Я непременнодолжен…
· Ужасно, если…
· Ужасно, если…
· Ужасно, если…
· Ужасно, если…
· Ужасно, если…
· Ужасно, если…
· Я не могутерпеть…
· Я не могутерпеть…
· Я не могутерпеть…
· Я не могутерпеть…
· Я не могутерпеть…
· Я не могутерпеть…Обработка и интерпретация результатов
Для обработки данных, полученных спомощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет такихMust-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых.Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяетсяиндивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится списокценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности.Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан вмодификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).Свобода, открытость и демократия в обществе
Высказывания, в которых содержитсяотношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность ибездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости(«Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к властивсех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».Безопасность и защищенность
Высказывания, касающиесяобеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь ижизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зловосторжествует»).Служение людям. Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональныхцелей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Янепременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременнодолжна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».Власть и влияние. Утверждения этой группы связаны со стремлением педагогапроявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ниво что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».Известность. В эту группу входят утверждения, связанные со стремлениемобратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мневсе забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».Автономность
Высказывания, связанные спотребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мненияокружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего независит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Янепременно должна исполнить задуманное».Материальный успех
Утверждения, связанные со стремлениемк материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок,хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»;«Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непременно должна найтихорошо оплачиваемую работу».Богатство духовной культуры
Утверждения, касающиеся стремления кдуховному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры,искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могутерпеть нищих духом».Личностный рост
Утверждения, касающиеся требований ксебе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могутерпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна неостанавливаться на достигнутом уровне».
Здоровье
Утверждения этой группы выражаютстремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вестиздоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Яне могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременнодолжна заняться аэробикой (плаванием)».
Привязанность и любовь
Утверждения этой группысвидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражаютозабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я будусовсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».
Привлекательность
Утверждения, касающиеся стремленияиметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешнимвидом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошовыглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».
Чувство удовольствия. Утверждения, касающиеся физическогокомфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино,секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могутерпеть «синих чулок».
Межличностные контакты и общение
Утверждения, касающиеся потребностичувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов,связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут пониматьокружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».
Богатая духовно-религиозная жизнь. Утверждения, касающиеся веры в Бога,стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если япотеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.