Реферат по предмету "Психология"


Стресс, способы его преодоления и предотвращения

Министерство образования Российской Федерации
Уральский Государственный университет А.М. Горького
Факультет: Психологии.Курсовая работа
тема:
Стресс. Способы его преодоления и предотвращения.

                               Курсоваяработа:
студента I курса
                               заочноеотделение
                               г. Н. Тагил
                               Коротовских К.Ю.
                               Проверил:

Нижний Тагил 2000 г.

    Три основные – древние, как мир, нозаново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.
    I Здоровье –физическое и неэтическое – связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни.То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет нашездоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.
    II Человекответственен за свою жизнь и свое здоровье. Понимание именно этой ответственностиможет очень многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни иокружающим.
    III Сохранениеили обретение здоровья неосуществимо без соразмерности ваших возможностей ипритязаний. Как сказал Станислав Ежи Лец, «поднимайся над собой, но не теряйсебя из виду!»
    Истинное физическое и душевное здоровьесостоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том,чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни2.

Введение.
 
    На пороге XXIв. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты,горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условийжизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильностичеловека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в нашидни часто говорят о стрессе.
    Предпосылкой возникновения и широкогораспространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второйполовине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действиянеблагоприятных факторов среды.
    Стресс многолик в своих проявлениях. Ониграет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельностичеловека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс можетспровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее времярасширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращенияи преодоления.
    Однако это не значит, что стресс являетсятолько злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибостресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретныемеханизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптацииорганизма к любым изменениям в окружающей нас среде.
    В связи с этим первостепенную важностьприобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов еговозникновения и развития. –Стресс вызывает изменения физиологических реакцийорганизма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако вряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильноепонимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватноеиспользование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровьячеловека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей,плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельностичеловека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различнымиаспектами проблемы стресса3.

Стресс – это такое эмоциональное состояние, котороевызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Стрессовыми состояниями будутдействия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенныереакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может струдом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение ираспределение внимания, может наступить даже общее торможение или полнаядезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без измененияи могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибкивосприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти(забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражителии т.д.
Однако у ряда людейнезначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности,особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции5.
Нельзя заранее определить,вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение встрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: отумения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки внеожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразностидействия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичнойситуации5.
Подавляющее большинство людей подпонятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательныеэмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, посколькуогромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее нестресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.
Г. Селье выдвинул и блестящедоказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальнойконцепции стресса.
В начале целого ряда заболеванийбольные испытывают общий дискомфорт, то, что называется «не по себе». Затемпоявляется слабость, раздражительность у детей – плаксивость. При инфекционныхзаболеваниях поднимается температура. Все эти признаки говорят о каких-то ещенепонятных болезненных проявлениях, о неспецифической, однотипной защитнойреакции организма, которую Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом. Илишь потом, когда присоединяются другие симптомы (сыпь на теле, расстройствожелудка, боли в тех или иных участках тела и т.д.), можно говорить о диагнозе,о специфичности симптомов заболевания.
В развитии ОАС различают 3стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. В первой организмначинает, правда, довольно робко сопротивляется изменившимся условиям фазесопротивления или приспосабливается к ним. В фазе сопротивления осуществляетсяадаптация к новым условиям, организм в полной мере противится воздействиюстрессора. В третьей фазе, наступающей после продолжающегося длительноговоздействия стрессора, все резервы адаптации приходят к концу, и организмпогибает. Естественно, что последняя фаза развивается далеко не всегда. Вбольшинстве случаев организм справляется со стрессором на первой или второй фазахобщего адаптационного синдрома.
Люди, далекие от медицины, нознакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше),употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Еслитак, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же,реакциями организма, как и все другие виды стресса? Действительно, иэмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общегоадаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители – наиболее частый стрессорчеловека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальныепотери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовыеситуации4.
Стресс есть неспецифический ответорганизма на любое предъявленное ему требование.
Стресс – неспецифическая реакцияорганизма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональнойперестройки организма, соответствующей адаптации.
Умственного перенапряжения,неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры6.
Стресс… Этот научный терминзвучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Распространенная прежде фраза«все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И небез оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всехзаболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифрав 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – этопрактически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоциональногосостояния.
Может быть, надо любой ценойостерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Уезжать по возможностииз больших городов, поменьше уделять внимания тревогам и заботам, не ставитьперед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском,неопределенностью и риском – стало быть, стрессогенно. Может нужно просто тихожить, оберегая здоровье?
Впрочем, и здоровый смысл, ижитейские наблюдения так же подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – невыход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомыхтех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотряна беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы,хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.
О том свидетельствуют и некоторыенаблюдения американских психологов. Так, например, они обнаружили, что у техпенсионеров, которые ведут активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем утех, кто довольствуется спокойно – пассивным существованием. Или другой пример:выяснилось, что у матерей-одиночек меньше жалоб на здоровье (и реально – меньшеотклонений от здоровья), чем у их ровесниц в нормальных семьях. А ведьжизненная нагрузка у первых несомненно выше.
Значит, данные современной наукио механизмах стресса могут помочь человеку избежать вредных последствийстресса, благополучно преодолеть вызванные ими напряжения.
Существует достаточно многопримеров того, что стресс оказывает благотворное влияние  на организм,значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стрессможет оказывать благотворное действие  на психологический и физический статус.Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.
Установлено, что стресс обладаетобезболивающим действием8.
Стресс – это всего лишь новыеназвания давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд,глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия зло – либоизменить. Всего лишь  новое слово… Но слова небезобидные и небезразличны иреальности. Возникает опасность «спрятаться» за новое слово, как за оправданиесвоих состояний. Произнести: «я нахожусь в стрессе», «я не выдерживаю этихбесконечных стрессов» гораздо легче, чем признать: «я несчастен». Новые слова(стресс, дистресс) создают как бы и новую реальность (иллюзию), оказываютсячем-то вроде «нечистой силы», которую может изгнать искусный целитель (врач).Между тем причины стрессов и дистрессов обусловлены в равной степени «извне» и«изнутри»: это взаимодействие жизненных обстоятельств и личных качеств. И  нам,людям, страдающим от стрессов, предстоит овладеть двумя науками: справляться собстоятельствами жизни, ведущими и стрессам, и со свойствами нашей натуры,«натворствующими» стрессам1.
Можно ли избежать стресса? Нет, этогопрактически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуацийнередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Развеоткажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? А какой фронтовикоткажется от волнующей встречи с однополчанами? «Стресс не следует избегать», — советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть».
Чего же следует избегать?Дистресса, под которым  ученый  понимает вредоносный или неприятный стресс.Дистресс – это ситуация, когда струны не выдерживают, когда они рвутся имелодия останется несыгранной.
Как быть при дистрессе? Неужели вслучаях дистресса всегда следует третья стадия синдрома адаптации – истощение?Разумеется, нет. При психическом, эмоциональном стрессе на первый план будетвыступать не истощение физиологических возможностей организма, как это бываетпри других видах стресса, а возможностей психологической защиты личности. Вэтом-то и кроется отличие психического стресса от всех других его вариантов.Дело не доходит до третьей стадии, до гибели организма. Рано или позднопсихологическая защита сработает, личность изменить режим своей жизни, изменитустановки, собственное отношение и ситуации, вызвавшей дистресс. Если же этогоне произойдет, есть все основания ждать болезни личности, невроза или другогопсихогенного заболевания6.
Клиническая симптоматика,выявляемая при остром и хроническом и хроническом стрессах, разнообразна, но вомногом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шеи,живота, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильноепотоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическоебеспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т.д. Для хроническогостресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающихся приостром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенциии т.д5.
По мнению Эверли и Розенфельда,врач, используя терапевтическое обучение больного, должен постараться включитьв него следующие основные компоненты:
I – коррекция наиболее часто встречающихся ошибочныхпредставлений относительно стрессовой реакции.
Приведем некоторые, наиболеечасто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждогоошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.
1. «Связанные со стрессомсимптомы и психопатические заболевания не могут причинить мне реального вреда,поскольку все они существуют только в моем воображении».
    Это широко распространенное убеждениеложное, как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весьорганизм. Психосоматическое заболевание развивающееся в результате стресса,является реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасностьдля Вашего здоровья, как, например, гипертоническая болезнь и язвенная болезньжелудка и двенадцатиперстной кишки.
    2. «Только слабые люди страдают отстресса».
    В наибольшей степени подвержены действиючрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний,своего рода «наркоманы от работы».
    3. «Я не несу ответственности за стресс всвоей жизни. Стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы».
    В действительности мы стали ответственныза большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стрессявляется результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, какмы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.
    4. «Я всегда знаю, когда я испытываючрезмерный стресс».
    Фактически, чем сильнее стресс,испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс недостигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.
    5. «Распознать источники чрезмерногостресса легко».
    Это утверждение верно только наполовину.Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовыхсимптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признакистресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуацияхстрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.
    6. «Все люди реагируют на стрессодинаково».
    Мы отличаемся друг от друга по источникамстресса, симптомом и заболеваниям, развивающимся вследствии чрезмерногостресса, а также по эффективным формам его лечения.
    7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерныйстресс, все, что я должен сделать, — это сесть и расслабиться».
    Хотя релаксация представляет собой оченьполезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться.Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являютсянаиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления впротивоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон.Необходимо помнить, что отпуск  и другие формы восстановительного отдыха невсегда обладают расслабляющим действием.
    Второй главный компонент терапевтическогообучения пациента состоит в представлении ему информации об общей природестрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление в сущности –психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействоватьна сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную (эустресс)и отрицательную (дистресс) роли.
    Третий компонент сконцентрирован на роличрезмерного стресса в развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента  стем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенныхзаболеваний.
    Четвертый – состоит в том, чтобызаставить пациента развить осознание того, как у него проявляется стрессоваяреакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. В школепациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.
    Пятый компонент – пациент должен развитьу себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные длянего стрессоры. Как для больного, так и для врача важно помнить, что стрессорыу каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент можетидентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринятьконструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, длялучшей подготовки и столкновению с ними.
    Наконец, шестой компонент состоит в том,что врач, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщаетпациенту о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии илечении чрезмерного стресса.
    Очень важную роль в лечении чрезмерногостресса играет психотерапия -  лечение психологическими средствами (словом,внушением и т.д.).
    Назовем лишь несколько распространенныхметодов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении,самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – длягармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – дляволевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое7.
    Характер питания может оказывать  влияниена стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапиистрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль длясохранения как физического, так и психического здоровья человека.
    (борьба с избыточным весом, сокращениепотребления сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потреблениясоли). Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дняравномерно.
    Важную роль при лечении стрессовыхсостояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которогоочень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.
    Произвольная регуляция дыхания такжеиспользуется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерногостресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений,является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы сострессом.
    Клиническое применение поведенческихаутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечениичрезмерного стресса и его проявлений.
    При лечении стрессовых состояний можетбыть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте,предназначенном для сосредоточения3.
    Среди эффективных способов лечения иуправления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видовдеятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Онаявляется одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечиваетсяполное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом неисключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет нетолько предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторыхзаболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание,память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренингнаправлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогеннойтренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешеннымив течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
    Гипноз также может быть использован дляпрофилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессовоговозбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфераосознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокойрелаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочьбольному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентомдля того, чтобы купировать стрессовые состояние.
    Одним из самых эффективных средствукрепления здоровья и повышения способностей организма противостоятьвоздействию стрессорных раздражителей является использование физическихупражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физическиеупражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательныхпоследствий стресса.
    Хотя физические упражнения сами по себеявляются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовойреакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
    Одним из важных и давно применяемыхспособов предотвращения вредных последствий стресса является повторное илипредварительной действие тех же или – других стрессоров, в результате чегосущественно стрессорных факторов.
    В последнее время в США завоевал широкоепризнание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимаетмышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругостьмышц.
    В обычной, повседневной жизни умениесохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переноситьстрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь2.
    Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) –умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянииуглубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагаетустранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности.Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, аего умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.
Релаксация по методу Бенсона.
1.  Спокойная обстановка.
2.  Объект сосредоточения.
3.  Пассивное отношение (освобожденность разумаот мыслей, целей).
4.  Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы незаснуть.
Было бы полезно, — отмечаетБенсон, — введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации«вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день втечение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряженияв стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».
Нередко очевидны и более глубокиеизменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы:появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе,уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Итак, стресса не следуетизбегать. Есть способы перехитрить стресс:
·    Аутогенная тренировка.
·    Больше движения (бег,аэробика).
·    Не затягивать сразрешением любых конфликтов.
·    Сходить в кино, послушатьлюбимую музыку, делать то, что нравится.
·    Сократить до минимумапоездки и встречи, без которых можно обойтись.
·    Научиться говорить людям«нет».
·    Не перегружаться.
·    Не злоупотреблять кофе,алкоголем.
·    В стрессовой ситуациижелательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с–друзьями.
·    Переключить внимание наприятную тему.
·    Если опаздываешь, нужновнушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется,трамвай не поедет быстрей.
·    При получении неприятногоизвестия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».
·    Красный, желтый иоранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
·    Голубой цвет – это цветглубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
·    Синий и зеленый цветауспокаивают.
·    Хорошая классическаямузыка снимает чувство подавленности и «убитости».
·    Съешьте банан. В нем естьсиротин (гормон счастья) и витамин В.
·    Попросите кого-нибудь триминуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в серединеступни.
·    Любовь – лучшее лекарствоот стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
·    Первые 2 часа послевозвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
·    Душ, теплая ванна.
·    Полноценный глубокий сон.
·    Делайте что-нибудь снастроением Хобби — то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вык этому относитесь.
·    Чтобы избежатьпостоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильныезадачи.

Заключение.
 
    Состояние стресса у человека так же старо, как и самчеловек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
    Стресс не только зло, не только беда, наи великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала быпохожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
    Активность – единственная возможностьпокончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
    Постоянное сосредоточение внимания насветлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, нетолько сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживаетбольше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
    Со стрессом можно справиться, нужно лишьжелание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нетжелания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс,рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этомнаверное сочувствия, понимания. Если же  есть желание и немного свободноговремени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны.Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоитьаутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечтонеотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.
    Если же есть желание, но нет времени,кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, отом, что у вас все хорошо…
    Назовите себя удачливым, и вы будететаким.

Списокиспользованной литературы.
 
1.  Рушман Э.М. Надо лиубегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с., ил. стр. 3, 4, 6,102, 106, 108.
2.  Бенджамин Колодзин. Как выжить послепсихической травмы. Перевод с английского Савельевой. стр. 15, 42.
3.  Тригранян Р.А. Стресс и его значение дляорганизма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988-176с. –стр. 3, 4, 105, 133, 140-149.
4.  Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва«Прогресс» 1982.
5.  Общая психология: Учебное пособие длястудентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др.– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1981 – 383с., стр. 309, 310.
6.  Русинов А. стр. 59-70.
7.  Гримак Л.П. Резервы человеческой психики:Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319с. стр. 180,184, 185, 195.
8.  Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат.«Наука». Москва 1983, стр. 114, 184, 272.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.