--PAGE_BREAK--Как было показано в разных работах (С.Д.Смирнов, Е.Ю.Артемьева, В.В.Петухов), образ мира человека содержит глубокие ядерные структуры, которые служат переводчиками из одной модальности в другую, из одних образов в иные. Такой процесс поиска соответствия эволюционно заложен как механизм минимизации затрат, благодаря которому живое существо быстро находит в опыте в чем-то схожие заготовки для решения жизненных задач. И именно этот процесс поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами опыта можно назвать трансдеривационным поиском (извлечение схожего), механизмом которого выступает семантический резонанс (момент обнаружения сходства, его субъективное переживание).
Если в резонанс вступают те фрагменты образа мира, которые соотносятся с проблемами или надеждами человека, субъективно возникает ощущение значимости, важности, сокровенности и пр. При этом качество переживаний может быть самым разнообразным: беспокойство, страх, тоска, восхищение, тихая радость, грусть, злость, раздражение, тупость, подозрение, скука – всегда именно те чувства, которые хранятся в актуализированном фрагменте. Актуализированное содержание и переживается актуально, в режиме здесь и теперь. Оно может быть замаскировано или прикрыто средствами сознательного контроля или привычками, которые возникают в ответ на особенности ситуации. Избежать этого практически невозможно(3,84).
2.3. Средства анализа сочиненной сказки.
Говоря о психологическом анализе сказок, следует отметить ряд способов их интерпретации. Один из самых простых подходов – поведенческий, или бихевиоральный – велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее – определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария (по Э.Берну). Другой очень плодотворный подход рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. Это в основном является точкой зрения юнгианской аналитической психологии. Те, кто уделяет внимание эмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций. Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. В рамках данного подхода утверждается, что сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии (6,23).
Мы в своей работе будем придерживаться схемы анализа сказок, предложенной Е.Л.Доценко, с опорой на способы интерпретации, используемые в ТАТ.
Используемые средства анализа сказки – это измерения субъективного семантического пространства ее автора. Токовать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы собственно сказки, а элементы семантического пространства, изоморфного некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека.
Тема – то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д. К особым темам (по аналогии с ТАТ) можно отнести одиночество, суицид, наркотизацию, сильные конфликты (тяжелые войны), смерть близких, бессмысленность жизни, избыточная эйфория и прочие.
Персонажи – круг основных действующих лиц, их характеристики. В зависимости от цели исследования могут толковаться либо как значимые лица из окружения ребенка или взрослого, либо как персонификация его внутренних устремлений, как субличности, сотрудничающие в деле достижения жизненных целей или конкурирующие за право диктовать поведение.
Герой – персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы над сказкой. Выявляются особенности образа Я, самосознания, отношение к себе и прочие важные характеристики.
Отношения между персонажами и героем – типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, помощь, жертва и преследователь, совместное обогащение, интеллектуальная борьба…Толкуются либо как преобладающие в жизни рассказчика виды отношений со значимыми людьми, либо как желаемые образцы отношений — в зависимости от контекста и других дополнительных признаков.
Типичные события – то, что составляет основную фабулу сказки: преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни, исцеление, поиск лучшей жизни и др. Толкуются подобно отношениям и теме.
Трудности (проблемы, затруднения) – типичные (наиболее частые), важные (эмоционально нагруженные) проблемы, с которыми сталкивается испытуемый. Мы стремимся понять, откуда, от кого и какие именно проблемы приходят, для кого именно создаются трудности.
Типичные средства совладания с возникающими трудностями. Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, можно использовать такие классификационные основания как уход/нападение, обман/открытость, контроль себя/управление другим, борьба/договор и пр.
Недостающие ресурсы – то чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество (смелость, честность, активность, сила, выносливость, желания, ответственность, друзья, ум, покровители, технические средства, средства связи, красота, средства передвижения…), количество, степень дефицита по каждому и в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни клиента ресурсы (внутренние или внешние).
Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность.
В принципе, перечень средств анализа может быть продолжен. Например, могут обратить на себя внимание способы введения персонажей или пути коррекции доступа к ресурсам и пространств. Но, как правило, эти детали возникают как вариации в рамках указанных переменных. Используемые средства анализа сказки – это измерения субъективного семантического пространства ее автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы семантического пространства, изоморфного некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека(3,80).
2.4. Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Различают четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) психолог рассказывает заготовленную (стандартную) сказку – «считываем» спонтанные реакции испытуемого; б) начинает сочинять сказку психолог или дает стандартную заготовку ее начала, создает тестовую ситуацию - просит испытуемого продолжить, или ответить на специальный вопрос: «Что было дальше?», «Что подумал (почувствовал) медвежонок…», «Как ты думаешь, выпил ли он воду?» и др. (по Шелби); в) просит испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный вариант); г) просит рассказать испытуемого любимую сказку – толкуются в парадигме Э.Берна. Как уже упоминалось, мы в своей работе решили остановиться на третьем варианте.
Экологичность. Сказкой трудно навредить. Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает огромный запас экологичной прочности. Только слишком грубое и прямолинейное толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента, но это уже претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.
Универсальность. В отличие от других близких по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и пр.
Некоторые ограничения сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по «специальным» темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество вербального материала (3,81).
Глава 3. Психокоррекционные возможности сказкотерапии.
3.1. Возрастная динамика использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успокоить ребенка перед сном.
В дошкольном и младшешкольном возрасте (от 3 до 10 лет) используется воспитательно-развивающая функция народных сказок, творческая работа с ними и сочинение собственных сказок.
Подростковый и юношеский возраст (от 10 до 21 года). Активный поиск себя и экспериментирование в разных сказочных ролях. Групповая работа с народными сказками, несущими в своей сути жизненное самоопределение.
Зрелый возраст (от 21 до 60 лет). Психокоррекционная и психотерапевтическая работа на основе стандартных (народные сказки) и спонтанных (авторские сказки) метафор с целью совершенствования зрелого человека.
Пожилой и старческий возраст (свыше 60 лет). Рассказывание народных сказок в роли бабушки и дедушки(1,95).
3.2. Алгоритм работы с клиентами зрелого возраста (по Андреевой).
Сказкотерапия в групповой работе с клиентами зрелого возраста (студентами, учителями, воспитателями, практическими психологами) строится по следующему алгоритму:
1. «Разогрев». Используются упражнения для перевода адекватного, рационального восприятия мира на символически-мифологический уровень.
2. Чтение и прослушивание сказки. Выбор народной сказки осуществляется исходя из потребностей членов группы и особенностей групповой динамики.
3. Выбор сказочных персонажей. Каждый член группы по желанию выбирает главные и второстепенные, одушевленные и неодушевленные сказочные образы, опираясь на два принципа: «сказочный персонаж похож на меня» и «сказочный персонаж совсем не похож на меня».
4. Идентификация с образами. Участники готовят и используют сказочные атрибуты, проводят свернутую минирепетицию для лучшей идентификации с собственными образами, знакомства с другими персонажами, для пространственного обозначения мест сказочных действий.
5. Настрой на спонтанность и творческость. На фоне функциональной музыки все персонажи исполняют коллективный танец.
6. Постановка сказки. В сказочном действии все персонажи на телесном и эмоциональном уровне проживают сюжет и свои трансформации в рамках этого сюжета, при этом используя спонтанные реплики и поведенческие модели.
7. Рефлексия. Участники вербализируют свои чувства и телесные ощущения, полученный опыт в ходе взаимодействия и общения с другими сказочными персонажами. В рефлексии участвует супервизор.
8. Дополнительное обсуждение.
9. Теория сказкотерапии. Теоретический анализ наработанного клиентского опыта.
10. Повторная постановка сказки. Во-первых, предоставляется возможность еще раз «прожить» линию сказочного персонажа, но уже с новым опытом и подключением внутренних ресурсов, во-вторых, можно выбрать совершенно другой сказочный образ и получить новый эмоциональный, телесный опыт.
Принципами работы ведущего сказкотерапевтической группы являются: недирективность, направленность на каждого участника в отдельности и группу в целом, креативность, спонтанность, образная и семантическая гибкость, вербально-невербальная флексибельность, постоянная рефлексивность(1,96).
3.3. Частные приемы работы со сказкотерапией.
Первое упражнение касается работы над недостатками и достоинствами. Ведущий тренинга предлагает участникам подумать и выбрать то качество, которое на взгляд участников, развито у них недостаточно. Затем следует вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем необязательно, чтобы этот герой был положительным. Далее участники делятся на команды и создают спектакль, в котором выбранные герои проявят как можно ярче и четче те самые качества, за которые были выбраны. Далее демонстрируется спектакль, и проводится обсуждение.
Проведенное упражнение должно стать прологом к обсуждению и глубокому осмыслению участниками группы представлений о своих недостатках и достоинствах. Оно способствует развитию навыков рефлексии, уточнению Я-образа, выработке позитивного самоотношения. Интересно, что в конце игры никто уже не скрывает задуманное качество. Эффекты этого упражнения могут быть разными: кто-то, опробовав новую роль и «примерив» непривычное для себя качество, вдруг понимает, что способен перенести эту роль в свою жизнь и на самом деле стать носителем положительного свойства, а кто-то неожиданно осознает, что выбранное им качество настолько чуждо ему, что мешает проявлению его подлинного Я, и человек отказывается от желания развивать это «достоинство». Многие делают для себя открытие, что освоение новых ролей есть механизм развития личности и что благодаря использованию роли можно развить у себя нужное качество. В любом случае это упражнение может быть использовано в тренингах, имеющих целью развитие самосознания.
Другие упражнения, например, по решению проблем участников строятся по той же схеме.
Глава 4. Исследовательская часть.
Наша работа посвящена изучению актуальных проблем (выявленных с помощью метода проективной сказки) студентов музыкального и психологического факультетов, а также сравнительному анализу сказок.
Предмет исследования: личностные проблемы студентов.
Объект исследования: студенты 2 курса факультета психологии и факультета музыкального образования Сам ГПУ (20 человек).
Гипотеза: в сочинении сказок студентами музыкального и психологического факультетов имеют место существенные различия (построение сюжета, проблемные ситуации, атрибуты, характерные для их будущей профессиональной деятельности).
Методы: тест «несуществующее животное» и проективная сказка.
Процедура исследования включала в себя следующие этапы:
1. Студентам 2 курса было предложено нарисовать несуществующее животное.
2. Затем испытуемым было предложено сочинить в письменном виде сказку о нарисованном ими несуществующем животном.
3. Полученная информация была обработана по каждому испытуемому в направлении выявления актуальных проблем, также был проведен сравнительный анализ сказок, написанных студентами психологического и музыкального факультетов.
Использование данных методик обусловлено несколькими факторами. Как мы уже убедились в предыдущей нашей работе, метод проективной сказки позволил выявить актуальные проблемы клиента, а данные, полученные с помощью теста «Несуществующее животное», стали дополнительным подтверждением нашим интерпретациям. Кроме того, многие черты характера, личности, выявленные в методике «НЖ», проявились в результате написания сказки. Следует отметить различия этих методик. Так, методика «НЖ» направлена на выявление скорее константных характеристик личности (агрессивность, инфантильность, общительность, эгоцентризм и др.). А в сказках мы обнаруживаем саму проблемную ситуацию, причину возникновения, способы ее решения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Так как подтвердилась эффективность использования проективной сказки как диагностической методики, то должна была отпасть необходимость применения теста «НЖ». Но мы решили его использовать и в данной работе по ряду других причин. Во-первых, наглядность картинки будет стимулировать инертных испытуемых, ввиду своего дополнительного чувственного воздействия, возбуждать их воображение, во-вторых, установленная идентификация с изображенным животным, поможет нам во время интерпретации выделить персонаж, с которым идентифицирует себя испытуемый в сказке.
Тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Но в нашей работе мы не проводили анализ рисунков студентов, так как использовали данный метод, исходя из других соображений, о которых говорилось выше. Далее следует сказать о том, что мы использовали два вида инструкции в работе с испытуемыми. Когда исследование проводилось на факультете музыкального образования, испытуемым предлагалось взять лист бумаги и карандашом нарисовать несуществующее животное, придумать ему несуществующее название. Перед тем, как проводить исследование на факультете психологии, мы решили дать маскирующую инструкцию. Это обусловлено тем, что некоторым студентам в ходе обучения стала известна данная методика, поэтому, во-первых, это могло помешать спонтанности мысли, а, во-вторых, студенты могут формально, поверхностно отнестись к работе или фальсифицировать результаты. В связи с этим им было объяснено, что данное исследование направлено на изучение творческих способностей студентов. Кроме того, по аналогии с другими методиками, использующими маскирующую инструкцию, если исследование представляется как тест способности воображения, интерес испытуемого вместе со стремлением заслужить одобрение, может настолько сосредоточить его на выполнении задачи, что он забывает свое сензитивное и необходимость защиты его от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные веши о выдуманном характере, применимые к нему самому вещи, которые он не был бы склонен признать в ответ на прямой вопрос. Как правило, испытуемый заканчивает тест в счастливом неведении, что он дал психологу то, что равнозначно рентгеновскому снимку его внутреннего «Я».
Как и предполагалось, из аудитории задали вопрос: «Разве эта методика не проективная?» После чего экспериментатору пришлось делать следующее пояснение: «Да, действительно данная методика проективная, но среди всего прочего она позволяет выявить, насколько вам известно, и творческие способности». После этого студенты приступили к работе. Затем испытуемым обоих факультетов было предложено сочинить сказку о данном животном, которую им следовало оформить в письменном виде. Для интерпретации сказок использовались средства анализа сказок, предложенные Доценко Е.Л., с опорой на способы интерпретации, применяемые в ТАТ.
Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 у психологов). Но мы можем говорить лишь об описательном моменте данного феномена, так как качественный анализ этого явления не встречается в литературе. Следует отметить, что в ТАТ свидетельством нормальной, устойчивой психосексуальной позиции является идентификация испытуемого со своим полом в 50-70% рассказов. Но так как в нашем случае мы имеем только одну сказку от каждого испытуемого, то мы не можем говорить об особенностях психосексуальной идентичности. Хотя можно предположить, что эти испытуемые склонны к эмпатическому пониманию партнера противоположного пола. Но данное явление может служить и подтверждением сформировавшихся в обществе установок (многие формы слов употребляются только в мужском роде; до недавнего времени в книгах частота изображения мальчиков в несколько раз превосходила таковую девочек и др.) Хотя данное явление может быть обусловлено формулировкой задания (нарисовать несуществующее животное), которая провоцирует у большинства испытуемых возникновение образа животного мужского рода.
Логика построения сюжета, словарный запас не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе, данные показатели индивидуальны.
Следует начать с названий несуществующих животных. Во всех рисунках они различны, но следует отметить некоторое сходство в преобладании видов названий у психологов, как группы, так и у музыкантов. Уменьшительно-ласкательные названия у психологов встречаются в 6-ти случаях: Лесик-Калесик, Лапуська, Малышка, Клепа, Кошарик, Пумпусик; т.е. больше чем в 1/2 рассказов, при этом представляют собой подлинно ласкательные названия, без иронического оттенка, что можно интерпретировать как доброжелательное отношение к окружающим, определенную степень открытости, непосредственности и доверчивости. В то время как у музыкантов, они встречаются лишь в 2-х рассказах (1/5 рассказов): Капик, Пузочесик, причем первое в большей степени свидетельствует о рациональности (Капик — производное от капли, само животное изображено в форме капли); а второе об иронически-снисходительном отношении к окружающим. У музыкантов же в большей части рассказов (60%) встречаются названия, которые в большей мере можно отнести к рациональным с оттенком научности: Этлания, Облакиня, Бентон, Склинфы, Серенадун (производное от «серенада»), Капик, — что можно трактовать как конкретную установку при ориентировке и адаптации, а также направленности на демонстрацию собственного разума и эрудиции. Это, возможно, является защитной реакцией студентов на устоявшееся в обществе мнение о людях творческих профессий, как подвластных эмоциям, импульсам.
По сравнению с музыкантами, у психологов снижена продуктивность рассказов. Мы приводим таблицу количества слов. Первый столбец количество слов в рассказах музыкантов, а второй – психологов.
Количество слов в рассказах
Музыканты
Психологи
168
145
309
154
180
78
251
169
220
58
322
121
15
174
148
60
181
116
244
329
Только в одном случае рассказ музыканта составляет 15 слов, но по его содержанию можно сделать вывод, что сработала защитная реакция на обследование. Если его не брать в расчет, то средняя длина рассказа у музыкантов составляет 224(203) слова, в то время как у психологов – 140 (учитывая и один самый длинный рассказ в 329 слов). Это можно интерпретировать с двух разных позиций: 1) можно говорить о снижении творческих возможностей у психологов, 2) можно предположить, что это явилось следствием того, что эти студенты догадались об истинной цели исследования. Но следует отметить невысокое качество рассказов и их малую информативность у психологов, которые сочетаются с низкой продуктивностью.
Содержательный анализ сказок.
У студентов музыкального факультета в 3-х работах: «Серенадун», «Облакиня» и «Этлания» мы выявили наличие атрибутов, связанных с будущей профессиональной деятельностью испытуемых. Так, сказка о Серенадуне включает в себя музыкальные «гастроли», само животное нарисовано с гитарой, в рисунке «Облакиня» весь лист «усеян» нотами, в рисунке «Этлания» в голове животного также ноты. Возможно, это говорит о положительной мотивации к учебе в ВУЗе и будущей профессии, уверенности в правильности сделанного выбора.
У студентов факультета психологии такие яркие, явные атрибуты отсутствуют. Но профессиональной атрибутики как таковой нет и в реальной жизни. Зато отмечается употребление тем гуманистического характера. К таким случаям следует отнести сказки о Счастьеносе, Лапуське, Лесике-Калесике, Марушке. В основе сюжета положена тема помощи другим, полезности. Так, в сказке о Счатьеносе повествуется об удивительном животном, которое приносит людям счастье. Когда оно было украдено «марсианами», «земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо». То есть оно спасало людей от раздоров, ссор, возможно, войн. Но затем животное было «освобождено из рук врага», и вновь «земляне зажили очень хорошо». В другой сказке говорится о «доброй-предоброй» о Лапуське, которая «уж очень любила детей». Она была другом всех маленьких ребят. Лесик-Калесик также «был очень добрым и дружелюбным». Жители леса «приходили к нему за советом или просто поговорить по душам». Очень метафорично выражение: «Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой». Что можно рассматривать как проецирование на животного представлений о своем предназначении как психолога. Марушка — животное, которое «кто увидит, то счастье получит». В своих характеристиках животные очень похожи, как, наверное, похожи и представления испытуемых о роли психолога и его основных функциях (советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель). Но дальнейшее развитие событий в сказках сугубо индивидуально. Таким образом, в ситуации данного эксперимента в 40% случаев испытуемым-психологам свойственно проявлять в написании сказок черты, ожидаемые от человека данной профессии в обществе.
Следует отметить и еще одну особенность, в 3-х сказках психологов встречаются справочные суждения (человеческие имена второстепенных персонажей, указание дат): «32 января 9999г», «через 1 час», «через 3 суток» (сказка о Счастьеносе), «мальчик Гена» (сказка о Лапуське), «подружка по имени Катя», «исполнялось 6 лет» (сказка об Улыбке). В ТАТ такие показатели свидетельствуют о личностных изменениях испытуемого или о болезненном процессе (по Раппапорту). Естественно в таком случае должен учитываться и ряд других признаков. У музыкантов справочные суждения такого характера не встречаются.
Тема – то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д.
К значимым сферам музыкантов следует отнести:
· поиск спутника жизни, любовь (2 сказки о Мрипуприке и о Серенадуне);
· жилищная проблема (1 сказка о Бентоне);
· поиск себя, проблема идентификации (1 сказка о Гузяке);
· поиск своего места в социуме, проблема социальной справедливости (1 сказка о Сигме);
· проблема перепадов настроения (1 сказка о Капике);
· проблема скрытности и замкнутости (рисунок Облакиня, сказка про осла);
· проблема страха и боязни (Пузочесик). а также проблемы привлекательности, гордости, целей и средств достижения.
К значимым сферам психологов относятся:
· одиночество, поиск друзей (5 сказок о Лесике-Калесике, Лапуське, Клепе, Улыбке, Кошарике);
· поиск спутника жизни, любовь (в чистом виде в 2 сказках - о Малышке и Пумпусике);
· социальное взаимодействие, помощь людям, дарение счастья (2 сказки о Счастьеносе, Марушке, эта же тема проходит и в сказках о Лесике-Калесике, Лапуське);
· проблема достижения желаемого, но невозможного (1 сказка о Жаркрале).
Нас заинтересовал вопрос, почему у студентов психологического факультета часто встречается проблема поиска друзей (в 50% случаев). Мы пришли к выводу, что в основе данного различия лежат возрастные особенности. Как оказалось, возраст студентов 2-го курса факультета музыкального образования составляет 20-21 год (так как большинство из них до поступления в ВУЗ окончили музыкальное училище); в то время как возраст психологов — 18 лет.
Позиции героя и самостоятельность в решении проблем. Следует сразу отметить, что в сказках описывается не реальный стиль поведения испытуемого, он лишь моделирует ситуацию и предполагает, как бы поступил в данном случае. То есть мы имеем дело с продуктами воображения, а не с проявлениями действительного поведения. Рассматривая сказки музыкантов и психологов, следует отметить, что различий в процентном соотношении активных и пассивных позиций персонажей нет. И в той, и в другой группах ярко выраженная активная позиция присутствует в 50% рассказов, пассивная позиция – 20%, неоднозначная (когда активность проявляется одинаково и со стороны главного героя и со стороны второстепенных персонажей, среды) – 30%.
Исход сказки у психологов положительный во всех 10 сказках; у музыкантов – в 8-ми сказках и отрицательный в 2-х (о Серенадуне, об осле). Следует отметить, что 2 рассказа музыкантов завершаются своеобразной моралью: «Отсюда – не в красоте счастье, а в понимании души человеческой» (Мрипуприк), «не надо быть наивным, филин. Мудрый Бентон». Так же интересен тот факт, что в одной сказке психолога и в одной сказке музыканта в конце задается риторический вопрос, своеобразное обращение к читателю, предполагающее обратную связь:
- Вспомните и Вы, может, у Вас также был такой хороший друг, про которого никто из взрослых не знал? Не получается? Это все потому, что только в детстве ты его знаешь, а когда вырастаешь, то забываешь… (Лапуська);
- А вы видели Радугу? Иногда их бывает две, а то и три – то-то веселая игра идет в небесах (Склинфы).
Что касается творческих возможностей студентов, то у психологов они снижены. Это выражается в том, что животные принимают форму «готового», существующего животного: Пумпусик – обыкновенный кот, «не оснащенный никакими дополнительными деталями»; если само животное Кошарик можно отнести к несуществующему, то этого явно не скажешь о его названии, Улыбка представляет собой человека с крыльями, Клепа похож на персонажа из мультика (Чебурашку), Малыш напоминает кролика или зайца. Все это говорит о том, что 50% испытуемых склонны брать за основу готовое, использовать шаблон, не прилагая усилий к придумыванию чего-то особенного. У музыкантов в 1-м случае при рисовании животного наблюдается снижение творческих возможностей: Капик (похож на каплю).
Что касается самих рассказов, то наличие творческих возможностей определяется по аналогии с ТАТ: сила замысла, живость, жизненность восприятия, наличие в рассказах зрительных, слуховых, тактильных ощущений. У психологов зрительные ощущения присутствуют в 4-х сказках (40%), частота встречаемости редко превышает один раз: «ярко-ярко», «белые-белые», «солнечные-солнечные» (о Счатьеносе), «в темном-темном лесу, на темном-темном дереве» (о Марушке), «глядя на голубое небо, на его глубину и красоту» (о Жаркрале), «цвета спелой ржи» (о Клепе). Слуховые ощущения (за исключением выражений «сказал», «ответил») и тактильные ощущения не встречаются. Сила замысла и живость восприятия наблюдается в 6-ти рассказах: Счатьенос, Лесик-калесик, Лапуська, Улыбка, Пумпусик, Жаркраль.
У музыкантов же сказки в 60% случаев наполнены зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями, богаты сравнительными оборотами, метафорами: «его уши улавливали любые звуки» (Бентон); «ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш»; «услышав прекрасный голос» (о Серенадуне); «юные листочки трепал весенний ветерок»; «слышится какой-то тихий серебряный звон и надежда» (о Капике); «улыбнувшись первым лучам солнца»; «тысяча разноцветных огней вспыхнуло в эту секунду, переливаясь в лучах солнца»; «обязательно цветное, например, оранжевое или изумрудно-желтое» (об Этлании); «в самой темной части леса»; «слышит за огромным деревом около малины жалобный стон»; «ранил ее в лапу» (Пузочесик); «в Мире полном красок, цветов»; «каждая капля заискрилась, засверкала словно драгоценность» (Склинфы). Сила замысла и живость восприятия встречается в 9-ти рассказах. К этим рассказам не относится только рассказ об осле, так как он представляет собой защитную реакцию испытуемого на обследование (15 слов).
продолжение
--PAGE_BREAK--