Реферат по предмету "Психология"


Способы выявления лжи в речевой коммуникации

МГТУ
Кафедра сервиса, туризма и связи с общественностью
ложь поведение грамматический моторный
Способы выявления лжи в речевой коммуникации
Шишкина Е.Г.
Научный руководитель:
Доцент Киржинова С.А.

Проблемавыявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольнодавнюю историю, потому что от качества получаемой нами информации зависитпринятое нами решение, поступки и выбор стратегии, поведения или принятиярешения в деловой сфере.
Чтоже можно считать ложью?! Ложь – это состояние определенной эмоциональнойнапряженности. Ложь можно выявить в процессе речевой коммуникации, ориентируясьна определённые признаки. Рассмотрим некоторые из них.
Особенностивыбора слов:
1.Затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей. А)Возрастает количество и длительность пауз нерешительности, предшествующихискомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большойчастотностью и легко актуализируемыми в речи в обычном состоянии в силу ихвысокой предсказуемости в данном конкретном окружении. Поисковые паузысопровождаются заполненными паузами – э, кх, гм, мм – количество которыхвозрастает. Сокращается средняя длина отрезка речи. Возрастает индекснерешительности – отношение времени пауз ко времени чистой речи. Б) Затрудненияв осуществлении выбора языковых единиц материализуются в виде возрастающегоколичества семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов,словосочетаний.
«Явсе не знаю … может она, может оно, может оно у меня / эээ со дня рожденияможет она у меня есть»
В)Затруднения в формулировании мыслей – возрастание количества поисковых слов «это»,«такой», растягивание конечного гласного в слове. Г) Слова-паразиты Видители, знаете, вот, ну и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количествовозрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи)
2.Снижение словарного разнообразия – говорящий отбирает слова, которые наиболеечастотны в его идиалекте, которые как бы лежат на поверхности, т.е. он упрощаетстратегию поиска слов.Единство двух тенденций: к прерывистости речи и кувеличению ее слитности.
3.Тенденции к использованию эрзац-обозначений, пустых лексем, появление которыхсвязано с затруднениями в устной речи при выборе адекватных лексических единицдля реализации замысла высказывания.
4.Возникновение парафазий – слов, употребляющихся неуместно в определенномконтексте.
5.Выбор слов с четкой позитивной или негативной коннотацией, употреблениеусилительных частиц «уже, ж»
6.Более частое употребление глаголов по сравнению с прилагательными, что придаетречи более динамичный характер.
Длясмысловой структуры речи в состоянии эмоциональной напряженности характерны:
1.Снижение плотности пропозиций (пропозиция – любое сочетание слов,представляющее собой предикативную пару или могущее быть трансформированным внее). А) За счет затруднений, испытываемых говорящим. Б) За счет значительногоколичества пресерваций иного происхождения, не связанных с затруднениями ввыборе слов, а вызванных присущим только речи в состоянии эмоциональной напряженностиявлением – «ухудшением торможения раз возникшего стереотипа». В) Засчет повторов, обусловленных стремлением говорящего наиболее эффективно внушитьсвою мысль собеседнику.
2.Интенсивность употребления экспрессивных пропозиций возрастает, этому способствуетувеличение количества слов с четкой позитивной или негативной коннотацией.
3.Употребление большего количества слов, выражающих неуверенность.
Спецификаграмматического оформления высказывания.
1.Большое количество грамматически и логически незавершенных фраз
А)Тенденция к синкретизму в области строевого синтаксиса
Б)Тенденцияк расчлененности в области актуального синтаксиса. В состоянии эмоциональнойнапряженности говорящий избирает как бы наиболее упрощенный способграмматической реализации высказывания, не утруждая себя необходимостью «считывать»грамматические «обязательства» в ходе его порождения. С этим связаноотсутствие грамматического согласования между отдельными частями высказывания.
2.Незакрепленность места зависимых членов по отношению к их хозяевам, причем чащезависимые члены располагаются в постпозиции.
3.В речи нередко искажается логическая связь между отдельными словамивысказывания, возникает двусмысленность.
4.Нарушение структуры сложного синтаксического целого – говорящий неоднократноотвлекается от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, чтозатрудняет восприятие речи.
5.Нарушения доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, т.е.случаи замены подразумеваемых говорящими существительных местоимениями.
6.Ошибки согласования, некорректируемые говорящим.
Особенностимоторной реализации. В состоянии эмоциональной напряженности, когда говорящийособенно заинтересован в том, чтобы повлиять на поведение слушающего в желаемомдля него направлении, он, как правило, придает своей речи аффективную окраску,зная из собственного речевого опыта, что «аффективная речь – лучший способвнушить свою мысль собеседнику».
1.Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала.
2.Резкие перепады общего темпа речи.
3.Возрастание темпа артикулирования.
4.Изменение длительности латентного периода реакции на реплику собеседника.
5.Возникновение ошибок в артикуляции звуков наряду с подчеркнуто усиленнымпроизношением, временами переходящим в скандирование.
Измененияв характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленныеособенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний.Сложности при передаче содержания
Иногда лгать сложнее, чем говоритьправду (например, когда лжецу приходится мгновенно сочинять ответ). Не всемлюдям это хорошо удается. В результате лживые высказывания могут быть короткимии звучать неубедительно и неправдоподобно. Возможно также, что лжец не будетссылаться на себя вследствие отсутствия личного опыта.
Попытки контроля
Лжецы нередко усиленно стараютсяпроизвести на наблюдателей впечатление честных людей. Они могут полагать, чтобудут выглядеть подозрительно, если не предоставят другим достаточногоколичества информации. Поэтому они стремятся сообщить хотя бы некоторуюинформацию, что трудно сделать, если необходимой для ответа информацией они невладеют. Одним из возможных вариантов является сообщение нерелевантнойинформации в качестве замены той информации, которую лжец не можетпредоставить.
Иногда лжец высказывает вещи,ложность которых заранее известна вопрошающему. Подобную ложь легко изобличить,прислушавшись к словам лжеца. Однако не все лжецы лгут очевидным образом.
Даже если ложь не явная, ее частоможно распознать при внимательном отношении к содержанию речи. лжецы иногдарассказывают неправдоподобные истории. Более того, их утверждения зачастуюносят непрямой и уклончивый характер, не будучи отмечены личными переживаниями.Помимо этого, люди, говорящие правду, — особенно если они ведут себя эмоционально,— склонны к неструктурированному повествованию, тогда как лжецы описываютсобытия в более хронологически выверенной манере. Наконец, лжецы уснащают своирассказы меньшим числом подробностей, чем те, кто говорит правду. Эти фактыобъясняются рядом причин Например, негативные эмоции (гнев, чувство вины) могутвылиться в негативные же утверждения, а удрученность — привести к тому, чтолжец примется рассказывать свою историю в неструктурированной манере. Не говоряо том, что умалчивание о многих подробностях может быть следствием недостаткавоображения для их выдумывания, недостаточная осведомленность в тех или иныхдеталях или нежелание о них говорить повышают вероятность противоречий илитого, что проверяющие разоблачат обман при проверке сказанного.Рекомендации по поимке лжеца:
Будьте подозрительны
Ложь часто остается нераспознаннойиз-за чрезмерной доверчивости наблюдателей — они слишком часто допускают, чтолюди говорят правду. Тому, кто допытывается до истины, важно бытьподозрительным и не верить никаким людским словам. Иногда это трудно. Правилаведения беседы в обыденной жизни не позволяют наблюдателю выказать подозрение.Разговор сделается неловким, если наблюдатель выразит свои сомнения, ибо ораторпридет в раздражение, когда дознающий примется то и дело перебивать его иставить под вопрос все, что бы он ни сказал
Ведите зондирование
Помимо сказанного, слушатели должныпостоянно задавать все новые и новые вопросы по теме — едва у них возникаетподозрение, что отвечающий лжет. Если дознаватель продолжает задавать вопросы,тому становится все труднее и труднее лгать. На то есть несколько причин. Лжецыдолжны стараться не противоречить себе; не говорить о том, недостоверность чегоуже известна расспрашивающему, и должны помнить об уже сказанном на случай,если дознаватель вновь поинтересуется только что высказанной или уточненнойинформацией. Более того: лжецам приходится постоянно контролировать своеповедение, чтобы не выдать себя очевидными поведенческими признакаминервозности и когнитивной перегрузки.
Не выдавайте важной информации
Важно не слишком показывать лжецусвою осведомленность в его обстоятельствах. Лжецы не скажут наблюдателямзаведомой лжи. Это легко, когда лжец знает, что знает допрашивающий, ностановится труднее, когда объем знаний последнего лжецу неизвестен. В подобныхобстоятельствах лжецы не знают, что им можно сказать, и всегда рискуютпопасться на произнесении вещей, противоречащих знанию наблюдателя. К тому жеэта постоянная угроза быть пойманными может заставить их нервничать, чтоповышает вероятность проявления бихевиоральных признаков в процессе лжи.
Будьте информированы
Дознавателю легче уличить лжеца, еслион, дознаватель, хорошо информирован на тему, выступающую предметом лжи. Чембольше деталей известно ему заранее, тем скорее он заметит неправду в словахлжеца.
Предлагайте лгущим повторять ужесказанное
Полезной техникой для разоблачителейлжи является обращение к лгущим с требованием повторить уже сказанное. В этомзаключены два преимущества. Во-первых, лжецы иногда производят подозрительноевпечатление или даже уличаются лишь потому, что не могут вспомнить, о чем ониговорили прежде, и начинают противоречить себе при попытке повторить своирассказы. Во-вторых, когда лжецы сознают, что наблюдатели пользуются данной техникой,они могут принять решение не слишком отягощать свою ложь измышлениями, ибо чембольше они скажут, тем скорее подвергнутся риску забыть об уже сказанном ранееи вступить с собой в противоречие. Из-за этого бывает, что лживые утверждениякачественно обедняются, а точность техник разоблачения, которые нацелены набогатство утверждений.
Следите и слушайте внимательно иизбегайте стереотипов
В природе не существует никакоготипичного невербального поведения, способного указать на обман, равно как нет изакона, по которому все лжецы говорили бы некие строго определенные вещи илиизбегали о них говорить. Поэтому не стоит выносить суждения об обмане исходя изстереотипных представлений (например: «лжецы отводят взгляд», «лжецысуетливы», «лжецы запинаются»). Вместо этого наблюдатели должныоценивать каждый случай индивидуально. Отсюда крайне важно внимательнонаблюдать за поведением человека и тщательно выслушивать все, что онпроизносит. Мимолетное выражение эмоции на лице, заторможенность мелкихдвижений, вербальные несоответствия — все эти признаки могут указывать наобман.
Выявить тонкие невербальные признакиобмана нередко бывает легче, если распознающий ложь знаком с естественнымповедением потенциального лжеца. В подобном случае проще нащупать (тонкие) измененияв поведении. Таким образом, определители лжи должны постараться лучшепознакомиться с последним, поискать отклонения от этого «базисногоповедения» и попытаться объяснить эти отклонения (они могут вызываться нетеми причинами, по которым человек лжет).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.