Реферат по предмету "Психология"


Способности: понятие и значение

Содержание
Введение
1.Общая характеристика способностей
1.1Понятиеспособности
1.2Классификацияспособностей
2.Уровни развития способностей
2.1Способности и одаренность
2.2Талант и гениальность
3.Природа человеческих способностей
Заключение
Литература

Введение
В начале своей работы ябы хотела кратко объяснить причину, по которой я выбрала данную тему, ирассмотреть несколько положений, облегчающих ее понимание и анализ.Актуальность данной темы очевидна для каждого человека.
Встречаясьв жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя ихдостижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том,что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Целью данной работыявлялся анализ и по возможности наиболее точное и полное теоретическое решениепроблемы способностей. Проблема способностей в психологии представляет собойнаименее разработанную область по причине ее своеобразной «закрытости». Ее«закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г. послеизвестного постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системеНаркомпроса». Поскольку поводом для этого постановления стало широкопроводившееся в те годы тестирование интеллектуальных и других видовспособностей, то психологическая проблема способностей надолго исчезла из полязрения психологов. И даже тогда, когда идеологические шоры были приспущены,сильных подвижек в разработке способностей не произошло.
Также еще одной задачейявляется рассмотрение природных предпосылок способностей, таланта, одаренности ипонятия о способностях вообще.
Уже на протяжении многих лет из одного учебника вдругой кочуют два широко распространившихся определения задатков испособностей, которые вряд ли несут в себе собственно психологическоесодержание.
Термин «Способности» употребляютв житейском обиходе очень широко. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почемулюди оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемсяк понятию способности. Это же понятиеиспользуетсяи тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретениеумений и навыков одними людьми и долгого обучения других. Что же такоеспособности?

1.Общая характеристика способностей
 
1.1Понятие способности
 Подспособностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являютсяусловиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Еслисуммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов кисследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первомслучае под способностями понимают совокупность всевозможных психическихпроцессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина«способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокийуровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешноевыполнение человеком различных видов деятельности.Данное определение появилось и было принято в психологии 18-19 вв. и достаточночасто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении отом, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, нообеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использованиена практике.
Способности,считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессеразвития. Способность, которая не развивается, которой на практике человекперестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постояннымупражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видамичеловеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество,математика, спорт и т.п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующиеспособности.
Следуетотметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либоодной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее одини тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствиинеобходимых задатков к развитию одних Способностей их дефицит может бытьвосполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейшихособенностей психики человека, — писал Б.М. Теплов, — является возможностьчрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чегоотносительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключаетвозможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболеетесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
1.2 Классификация способностей
Существуеточень много способностей. В науке известны попытки их классификации. Вбольшинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, илиестественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) испецифически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природнымиспособностями понимают те, которые являются общими для человека и животных,особенно высших. Например, такими элементарными способностями являютсявосприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление сопределенной точки зрения также можно рассматривать как способность, котораяхарактерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способностинепосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека изадатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатковформируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненногоопыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данныебиологические способности способствуют формированию целого ряда других,специфически человеческих способностей.
Этиспецифически человеческие способности принято разделять на общие и специальныевысшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могутподразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие,предметные и межличностные и др.
Общими — называютсятакие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видахчеловеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общегоинтеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память,воображение, речь, ручные движения и работоспособность.
Специальные — этоспособности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные,лингвистические и другие.
Помиморазделения способностей на общие и специальные принято разделять способности натеоретические и практические. Теоретические и практическиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонностьчеловека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретнымпрактическим действиям. В отличие от общих и специальных способностейтеоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом.Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе онивстречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существуеттакже деление на учебные и творческие способности. Они отличаютсядруг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоениячеловеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяютвозможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной идуховной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности изданной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признанияприоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно,если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы всостоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, торазвитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда,когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующимипоколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — этопрежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успехтворчества.
Взависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развитияспособностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Подпотенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретномвиде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующихсоциальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которыенеобходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателемхарактера социальных условий, в которых развиваются способности человека.Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитиюпотенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их вактуальные.

2.Уровниразвития способностей
Впсихологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развитияспособностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Кромеспособностей существует понятие задатки. Задатки-это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться иразвиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способностиневозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человекаобязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга посвоим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения ивоспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечномсчете более высокого уровня, чем у других.
Основные отличиязадатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы — отсюда и название)человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма.Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки,человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не«требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которымиэти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека втех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.
Способностиобнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности,которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говоритьо способностях ребенка к рисованию, если его не пытаются обучать рисовать, еслион не приобретает никаких навыков, необходимых для изобразительнойдеятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи можетвыясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том,насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения,научается видеть прекрасное в окружающем мире.
В чем же выражаетсяединство способностей, с одной стороны, и умений, знаний и навыков — с другой?Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а вдинамике их приобретения, т.е. в том, нас только при прочих равных условияхбыстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями иумениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесьобнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.
Итак, способности — этоиндивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиямиуспешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия вдинамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Еслиопределенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности,которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованноотведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у негоспособностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равныхусловиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность,то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующихпсихологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. Последнее неозначает, разумеется, что человек вообще не может овладеть необходимымиумениями и знаниями, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребуетзначительных усилий и времени со стороны педагогов, чрезвычайного напряжения силпри сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способностимо гут со временем развиться.
Являясьиндивидуально-психологическими особенностями, способности не могут бытьпротивопоставлены другим качествам и свойствам личности — качествам ума,особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным свойствам и т. д., нодолжны быть поставлены с ними в один ряд. Если какое-либо из этих качеств илисовокупность их отвечает требованиям деятельности, или формируется под влияниемэтих требований, то это дает все основания рас сматривать даннуюиндивидуально-психологическую особенность личности как способность.
Т. о,развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан сусловиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются итрансформируются в способности при условии, если в обществе возниклапотребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкиймузыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являютсяособенности воспитания.
2.1Способности и одаренность
Одаренностьюназывается своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешноговыполнения какой-либо деятельности. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главнымобразом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются наматематике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшееразвитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Своеобразие понятий«одаренность» и «способности» заключается в том, чтосвойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые емупредъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить ободаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, ккакой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значениепри рассмотрении вопроса о так называемой «общей одаренности». Тосоотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостьюсодержится в самом понятии «одаренность», обусловливает историческийхарактер этого понятия. Понятие «одаренность» лишается смысла, еслиего рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренностисущественно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видамдеятельности и что разумеется под «успешным» выполнением каждой конкретнойдеятельности.
Понятие«музыкальная одаренность» имеет, конечно, для нас существенно иноесодержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки,кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменениемузыкальной одаренности.
Необходимо отметить ещеодно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех ввыполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Дажеограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что дляуспешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, тоесть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладаниянеобходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальнуюодаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически незанимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперногодирижера или эстрадного пианиста.
2.2Талант и гениальность
Следующийуровень развития способностей человека — талант. Слово «талант»встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый рабполучил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместотого чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свойталант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровеньразвития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так жекак и способности, талант проявляется и развивается в деятельности.Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной,оригинальностью подхода.
Талант —это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельнаяизолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названаталантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Этосвязано стем, что в творческойдеятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ееуспешность. Но результаты небудут достигнуты безгибкости ума, богатойфантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Высшийуровень развития способностей называют гениальностью. О гениальностиговорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизниобщества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать,что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан снезаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихсяподобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова. Например, М.В. Ломоносов достигвыдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии,математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходнознал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества генияразвиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль»,какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Талант игений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с теморигинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностьюк достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что ужебыло достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-топринципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не толькодостигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровеньодаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью вразных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, частосвойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта,Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеетопределенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способностиособенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

3.Природа человеческих способностей
Природачеловеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры средиученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю отПлатона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, чтоспособности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит отунаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменятьскорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестведоказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий,отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания,казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальнаяодаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Талант вживописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемьлет, у Ван Дейка — в десять.
Своеобразнымразвитием концепции наследования способностей является предположение о связиспособностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человекавесит в среднем около 1400 г. Определение массы мозга выдающихся людейпоказало, что их мозгнесколько больше средней величины. Так, масса мозга И.С. Тургеневасоставляет 2012 г, мозга Д. Байрона — 1800 г и т. д. Однако впоследствии этопредположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньшепримеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, уизвестного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г —оказался у умственно отсталого человека.
С идеейнаследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология(от греч. р hrenos — «ум», logos — «учение»). Френологипытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружнойформы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозгасостоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определеннаяспособность человека. Степень развития этих способностей находится в прямойзависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальныхизмерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепаразбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определеннойиндивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке,поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этотподход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что черепвовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам ивпадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно ибеспочвенно.
Широкуюизвестность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследованиеспособностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируябиографии выдающихся деятелей, Гальгон пришел к выводу, что совершенствованиечеловеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законовнаследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей.Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известныхлюдей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделилоколо 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в несколькихпоколениях.
Следуетотметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляетистория семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальныеспособности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В.Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевныхсвойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, сних-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии напротяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20— выдающихся.
Установленотакже, что прабабушка Л.Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С.Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейшихпредставителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинги Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок —Иоганн Кант, живший в XV в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренноесоотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностейзависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однакоспособности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Еслиу животных передача достижений предшествующих поколений последующимосуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма,то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудийтруда, языка, произведений искусства и т.п. Каждому человеку предстоит принятьэстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждатьсяпроизведениями художественного творчества и т.п. Овладевая миром историческихдостижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находитсяв прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формированиясоответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми входе удовлетворения потребностей общества.
Если рассматривать этотвопрос с точки зрения истории человеческого общества, то легко убедиться вправильности приведенного выше положения. В настоящее время, например, ни укого не вызывает сомнения утверждение, что каждого семилетнего нормальногоребенка можно научить читать и писать. Однако двести лет назад существовалодовольно распространенное мнение, что грамоте может обучиться далеко не всякий,а лишь тот, кого «умудрил господь», то есть человек, наделенный особымиспособностями. А остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранеепризнавались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд на какие-тоособые врожденные способности был обусловлен реальными трудностями обучения.
Способности– это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Вотличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия,а психических процессов («деятельностей»), посредством которыхдействия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляетсобой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения,а побуждений, которыми оно регулируется.
У разныхлюдей освоение одного и того же круга знаний дает различное продвижение вмышлении, в умственном развитии. Говоря языком американской педагогическойпсихологии, можно сказать, что показателем одаренности может служить широтапереноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения.
Результат в каждомслучае очень субъективен и полностью зависит от личности читателя.
Есть основания считать,что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человекспособности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Какправило, о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда, когдаметодика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность.Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг «врожденныхспособностей» неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можнопредположить, что в конце концов такие особые «высшие» способности,как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические,организаторские и прочие, ожидает судьба «грамматических» и «арифметических»способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов. Так, экспериментальноудалось выработать музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, тоесть учащихся по поводу которых было сделано заключение, что у них отсутствуютзадатки к музыкальным способностям. Применяя систему индивидуальных тренировок(прослушивание музыки и одновременное сравнивание и воспроизведение звуков — подпевание), исследователь научился формировать музыкальный слух — способность,считавшуюся классическим примером врожденных задатков.
В России, несмотря натяжелое экономическое положение и внутреннюю нестабильность, проблемаформирования способностей и талантов являлась и является большой социальной игосударственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностейу всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности уотдельных особо талантливых детей.

Литература
1. В.А. Аверин «Психология личности»(2-еиздание).
2. А.Г. Маклаков «Общая психология»(Изд.Питер)
3. С.Л. Рубинштейн «Основы общейпсихологии»(Изд.Питер)
4. КовалевА.Г., Мясищев В.Н. «Психологическиеособенности человека, Способности».( Л. Изд-во ЛГУ 2т)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :