Реферат по предмету "Психология"


Способности и возраст

РЕФЕРАТ
на тему:Способности и возраст
Понятие оспособностях
К понятию «способности»мы обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять то, почему разные люди,поставленные в одинаковые или почти одинаковые условия, достигают разныхуспехов. Также это понятие используется, для объяснения того, почему одни людилучше и намного быстрее усваивают знания, умения и навыки, чем другие.
Существует множествоопределений термина «способности», но если принять их все во внимание ипредставить в компактной классификации, то можно выделить три основных типа.
Наиболее широкое истарое толкование этого термина из имеющихся определений и подходов:Способности — совокупность всевозможных психических процессов и состояний,свойства души человека. Однако в настоящее время этим определением в психологииуже практически не пользуются.
Со второй точки зренияпод способностями понимают высокий уровень общих и специальных знаний, умений,навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видовдеятельности. Данное определение было принято в психологии XVIII-XIXвв. и достаточно часто встречается в настоящее время.
Третий подход основанна том, что под способностями понимают не то, что сводится к знаниям, умениям инавыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и последующееэффективное использование на практике. Это наиболее узкое и наиболее точноеопределение, которое принято сейчас и наиболее распространено.
Так в отечественнойпсихологии наиболее распространен третий подход. Значительный вклад вразработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии«способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеютсяиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальныеособенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнениякакой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие«способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые ужевыработаны у данного человека».
По мнению Б.М. Теплова,способности могут существовать только в постоянном процессе развития.Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временемтеряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаряпостоянным упражнениям. Так же стоит заметить, что успешность выполнениядеятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетанийих, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами. Исследованияспособностей
Природа человеческихспособностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Однисчитают, что способности биологически обусловлены и их проявление целикомзависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишьизменять скорость их появления, так или иначе они всегда проявятся. Другие же утверждают,что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.
Вопросы оботносительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания ипсихического развития, о движущих силах психического развития неоднократноосвещались — с позиций диалектического материализма — в трудах советскихпсихологов (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов).
Изучение способностей — важный разделдифференциальной психологии. Несомненно, что существуют значительные индивидуальныеразличия между людьми, как по уровню, так и по своеобразию общих способностей.
Вместе с тем общие способности (интеллект, общаяодаренность) свойственны каждому психически полноценному человеку.Дифференциальный аспект проблемы способностей и аспект общепсихологическийвзаимосвязаны и дополняют друг друга.
При подходе к различиям по способностям важноучитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно кдетским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий«фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие длявсех детей этапы развития.
В трудах Б.М. Теплова было выдвинуто две идеи.Первая о том, что способности существуют только в движении, в развитии. Еслиспособности вообще не могут быть величиной неизменной, раз и навсегда данной,то тем более нет оснований предполагать постоянство способностей у детей вразные возрастные периоды. Другая идея — необходимость прежде всегокачественного подхода к проблемам способностей и одаренности. Понимание того,что индивидуальные варианты способностей различаются не столько по величине,сколько по своеобразию и могут быть равноценными, противостоит одностороннеколичественному подходу как к индивидуальным, так и к возрастным различиям междудетьми, позволяет увидеть в каждом периоде детства прежде всего качественноособую ступень с ее неповторимыми достоинствами и возможностями.
Необходимость изучения целостной структурывозможностей человека в их возрастном развитии многосторонне обоснована Б.Г.Ананьевым.
Сторонник изучениянаиболее общих способностей, Р. Кеттел, разработал концепцию, являющуюся как быпромежуточной между взглядами на интеллект как на единую общую способность ипредставлениями о множественности умственных способностей. Он раздели интеллектна два вида: «текучий» (fluid) и «кристаллизованный» (cristallized) интеллекты.По Р. Кеттелу, текучий интеллект выступает в задачах, которые требуютприспособления к новым ситуациям, он зависит от наследственности и достигаетмаксимального уровня к 14-15 годам; кристаллизованный интеллект выступает прирешении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта, он зависит попреимуществу от влияний среды и может увеличиваться до 25-30 лет.
На гораздо более высоком теоретическом уровнерассматривается проблема общих способностей в советской психологии. Вформулировании марксистских, диалектико-материалистических принципов подхода кэтой проблеме важную роль сыграли труды С.Л. Рубинштейна (в них раскрытапринципиальная сторона таких вопросов, как значение деятельности дляформирования общих способностей, взаимосвязь общего и специального в.способностях; соотношение внешних и внутренних условий развития одаренности идругих).
Подходя к вопросу о роли возрастных факторов вразвитии способностей, следует иметь в виду, что особенности определенноговозраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегосяиспокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в оченьбольшой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).
Вопросы теории возраста еще не получили достаточногоосвещения и во многом являются дискуссионными (важный вклад в их разработкувносят труды Б.Г. Ананьева).Классификация способностей
Способностей существуетдовольно много. Известны попытки их классификации. В большинстве этихклассификаций способности разделяют на природные (естественные), т.е.биологически обусловленные, и специфические человеческие способности, имеющиеобщественно-историческое происхождение. Так многие из природных способностейможно отнести и к животным, особенно высшим. К таким способностям относят:восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровнеэкспрессии.
У человека же, кромебиологически-обусловленных, существуют способности, обеспечивающие его жизнь иразвитие в социальной среде. Это так называемые общие и специальные высшиеинтеллектуальные способности, которые в свою очередь подразделяются натеоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные,и др. К общим способностям относят те, которыми определяются успехи человека вразличных видах деятельности: умственные способности, тонкость и точностьручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные жеспособности определяют успехи человека в таких специфических видахдеятельности, для которых необходимы задатки более высокого рода: музыкальные,лингвистические, математические, технические, художественно-творческие,спортивные и ряд других.
Способностивзаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга влияние, тем самымсовместно определяя успешную деятельность человека. Способностии возраст
Для многих человеческихспособностей развитие начинается с рождением человека, и, если человекпродолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующиеспособности развиваются, не прекращаются до конца жизни.
В процессе развитияспособностей можно выделить ряд этапов. Все процессы на этих этапах могутпротекать параллельно, в той или иной степени влияя друг на друга инакладываясь. Можно выделить следующие процессы: подготовкаанатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатковнебиологического плана; достижение соответствующего уровня нужной способности.
Каждый человек в своемразвитии испытывает периоды повышенной чувствительности к тем или инымвоздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Существует понятие«возрастной чувствительности», т.е. особой повышенной отзывчивости наокружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неоднородность этойвозрастной чувствительности, изменения её уровня означает, что каждый периоджизни имеет свои специфические внутренние условия для развития и что свозрастом эту чувствительность не только увеличивается, но и ограничивается, анекоторые особенности пройденных возрастных периодов и вовсе утрачиваются. Способности в детстве и юности
Многочисленныежизненные факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникаютповышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях,имеющие временный, преходящий характер. Известно, например, что у ребенка ввозрасте двух-трех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка,на котором происходит общение ребенка с окружающими. Эта особая расположенностьк языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладениеформами языка и мышления, затем резко идет на убыль. В пять-семь лет ребенокнаиболее готов к овладению чтением. В дошкольные и ранние школьные годы заметнаособая острота, яркость образных впечатлений, богатство воображения, которое вчастности проявляется в различных творческих играх. К дошкольному детствуотносится созревание необходимых органических структур и формирование на ихоснове нужных функциональных органов. Происходит совершенствование работы всеханализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков корыголовного мозга, связей между ними и органов движения (прежде всего рук). Всеэто создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих способностей,некоторый уровень которых является предпосылкой для последующего развитияспециальных способностей. Их развитие продолжается в школе, в особенности вмладших и средних классах. Дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживаюту себя способность к перевоплощению и вживанию в роль. Это существенно помогаетразвитию специальных способностей: многих двигательных, организаторских,конструкторских, художественно- изобразительных и иных творческих способностей.Особое значение для формирования специальных способностей у детей имеют занятияразличными видами творческих игр, которые заставляют ребенка создавать что-тоновое, открывать для себя новые знания, обнаруживать в самом себе новыевозможности.
Важно, чтобыдеятельность, которую выполняет ребенок, была на пределе его возможностей,тогда она ведет к развитию его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготскийназвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста дляребенка, то осуществляется реализация только уже имеющихся у ребенка способностей,а если же слишком сложна, то ребенок не может её выполнить и, следовательно,она не приведет к формированию новых умений и навыков.
Необходимость включенияв специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждаетродителей заботиться о развитии нужных для их детей способностей, ивпоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, создает у них необходимостьв самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужныхспособностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди,которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями исредствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры,которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшейготовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия ибыстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельностимозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческихспособностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к тремгодам), тем самым обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальноеразвитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже уживотных.
Так у детей 8-9 летобращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивоеподчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат; эти особенностипредставляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшемшкольном возрасте. Для подростков 12-13 лет характерны опережающая развитиедругих сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широтасклонностей. В годы наступления ранней юности очень заметны работаанализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность; дляподростков 15-16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям,склонность к саморегуляции и самовоспитанию.
Наблюдавшиеся жизненныефакты подтверждали ту точку зрения, согласно которой «внешние и внутренниепротиворечия», способы преодоления возникающих противоречий играют исключительноважную роль в ходе «возрастного развития» (А. Валлон, А.В. Веденов).
Важно заметить, чтопериоды особой повышенной готовности к овладению специальными видамидеятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция не получиладолжного развития в благоприятный период, то в дальнейшем её развитиеоказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним изусловий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейноговоспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей болеевысока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей,чем когда дети предоставлены сами себе.
Дляразвития способностей ребенка важны все этапы становления его как личности. Инельзя надеяться на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать всеупущенное.
Помере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношенияходностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста квозрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и ихкачественное преобразование — возможно затухание, прекращение действия однихспособностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровняразвития.
Возрастные особенностикак бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для успешногостановления тех или иных сторон умственных способностей. Возрастныеособенности, можно сказать, выступают как составная часть самих детскихособенностей.
К формированию и ростуспособностей имеет отношение не только возрастающий с годами уровеньумственного развития, но и сами внутренние условия этого развития. Так, можносказать о возрастных предпосылках способностей, имея в видуобусловленные возрастом повышенные возможности развития психики в тех или иныхнаправления деятельности. Детская одаренность
Подтверждением того,что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именновозрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можносчитать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его умственныхпоказателей к показателям, свойственным взрослым людям, в той же мере, как иснижение темпа умственного развития в последующие годы жизни.
Так в отличие отзрелости, именно в детские годы факторами формирования способностей являютсявнутренние условия формирования возрастного развития.
Индивидуальный уровеньи своеобразие способностей растущего человека не являются чем-то внешним поотношению к его возрастным особенностям, т.к. многое от выраженности у ребенкатех или иных возрастных свойств, от различия в темпе приближения к зрелости.Возрастные особенности не только вытесняют друг друга по мере взросления, но изакрепляются в личности, у кого-то в большой, у кого-то меньшей мере. Этанеодинаковость, неравномерность возрастного развития является существеннымусловием для становления индивидуальных различий по способностям.
Единство возрастного ииндивидуального с наибольшей остротой выступает у одаренных детей. У такихдетей с особой силой проявляются достоинства их возраста. Но даже самое полноеразвитие достоинств только своего возраста не может объяснить всего тогобогатства возможностей, которым блещет одаренный ребенок. Специальныеисследования показывают, что чрезвычайные умственные достижения присущи темдетям, у которых одновременно выступают достоинства и последующего возраста.
Например, такаявозрастная черта у подростков, как настойчивость, обретает особую силу, еслистановится присущей детям младшего возраста с их повышенной восприимчивостью. Урано развившихся детей сближение, а затем и совмещение по времени особенностейнастоящего и последующего возрастных периодов, сочетание возрастных факторов,идущих от разных периодов детства, обусловливают как бы удвоение, а может быть,и многократное усиление предпосылок умственного развития.Типологические свойства и возрастное развитие
Изменения свойствнервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признакитипологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут бытьв полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает вопрос оспецифических экспериментальных и жизненных показателях для различныхвозрастных периодов.
Возрастная особенностьбаланса нервных процессов (преобладание возбудительного процесса над тормозным)существенно изменяет характер последействия.
Каждый показателейтипологических свойств зависит не только от индивидуальности ребенка, но и отего возраста. И дело не только в том, что нервные системы малышей, подростков июношей, разумеется, существенно различаются по степени умственной выносливостии т. д., но и в том, что в ходе возрастного развития меняется и качественноесвоеобразие проявлений типологических свойств. Поэтому о типологическихразличиях между детьми можно судить, лишь зная соответствующие возрастные чертыпроявлений свойств нервной системы.
Далеко не всегда можно отличить, что в особенностяхпсихики ребенка идет от типа нервной системы и что от возраста. С изменениемвозраста ребенка жизненные показатели типа, которые раньше как бы смазывалисьвозрастными особенностями, могут резко выделиться на изменившемся возрастномфоне (В.С. Мерлин, В.Э. Чудновский). Возрастные изменения черт темпераментаобусловлены как общими закономерностями возрастного развития, так испециальными закономерностями становления каждого типа нервной системы.
Большой интерес представляет вопрос о возрастныхизменениях свойства динамичности (В.Д. Небылицын). С этим свойством связанаскорость образования условных связей и дифференцировок, т.е. одно из условийобучаемости. Тем самым выраженность динамичности, по-видимому, имеет ближайшееотношение к предпосылкам развития учебных способностей. Как известно измногочисленных жизненных фактов, учение дается детям в некоторых отношенияхлегче, чем взрослым, и происходит быстрее. Можно думать, что объективносуществующие наиболее благоприятные периоды для учения обусловлены, вчастности, возрастными особенностями этого типологического свойства.
Таким образом, в ходе возрастного развитияпроисходит, не только последовательное увеличение возможностей нервной системы,но и ограничение некоторых ценных ее свойств.
Умственные способности в среднемвозрасте
способность теплов возрастной развитие
В результате исследований возрастных измененийлонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у однихи тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижаетсякогнитивная функция человека. Отдельные же умственные способности в среднемвозрасте даже повышаются, в особенности у людей, имеющих высшее образование ипродолжающих плодотворно трудиться и вести активную жизнь. В настоящее времямногие исследователи выступают против утверждения, что интеллектуальноеразвитие человека достигает своего пика в юношестве. По их мнению, в течениевсего среднего возраста продолжается развитие определенных способностей, вчастности, связанных с их трудовой или повседневной деятельностью.
При применении тестов когнитивных навыков в процесселонгитюдных исследований, нередко испытуемые в более позднем возрасте (50 лет)показывали более высокие результаты, чем те, которые у них были 30 лет назад.Так ученые в области естественных и гуманитарных наук достигают более высокихрезультатов не в молодые годы, а в работах 40-50-летнего или даже 70-летнеговозраста.
Кроме лонгитюдных исследований, для изучения данноговопроса широко используется метод поперечных срезов, при котором одновременноисследуются разные группы лиц, объединяющие представителей определенноговозраста. Так Джон Хорн и его коллеги представили данные по ряду тестов,полученные этим методом. В его исследовании обнаружилось, что способностиоценивать на основании опыта, показатели словарного запаса и общейосведомленности оказались значительно выше у людей старше 40 лет, чем у20-30-летних. С другой стороны, у людей, чей возраст меньше 50, оценка потестам индуктивного мышления и пространственных представлений была гораздовыше, чем у более старших испытуемых.
Однако стоит учитывать, что при использовании методапоперечных срезов, представители различных возрастных групп родились в разноевремя, и у них разный жизненный опыт. Образование, полученное более старшимипредставителями, существенно отличается от того, которое дается в наши дни. Вих период обучения совершенствованию одних интеллектуальных способностей посравнению с нашим обучением могло придаваться большее значение, чем развитиюдругих. В частности, в начале XXвека преподаватели делали акцент на механическое запоминание фактов, а непонимании их сути.
Среди различных лонгитюдных исследований, несмотряна все их расхождения, существует также общая закономерность: уровень оценкимногих интеллектуальных способностей у представителей с высоким уровнемобразования с возрастом продолжает повышаться.
В обобщенных результатах индивидуальных измененийотмечается, что на всем протяжении взрослости от 45 до 60% участниковисследования показывают устойчивые результаты. Некоторыми испытуемыми былипродемонстрированы даже все более высокие результаты, даже при достижении ими75-летнего возраста. Таких людей оказалось около 10-15%. У примерно 30% числаиспытуемых результаты со временем ухудшились, во всяком случае, к моменту,когда их возраст достиг 60 лет.

Умственное развитие, обучаемость,способности
В заключительной части рассмотрена взаимосвязьумственного развития и развития способностей.
Как было сказано ранее, с возрастом умственноеразвитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесникамисуществуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие несводится только к объему знаний, которыми владеет человек.
Изучение различий в умственной деятельностинеразрывно связано с проблемой «обучение и развитие». Особый интереспредставляет понятие «обучаемость», систематически и многостороннеразрабатываемое в последние годы в лаборатории Н.А. Менчинской. Это понятие вомногом перекликается с понятием «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).Основной показатель обучаемости — «темп продвижения» (3.И. Калмыкова). Поданным Н.А. Менчинской и ее сотрудников, обучаемость каждый раз неразрывносвязана с уровнем умственного развития.
Уровень умственного развития возрастает по меревзросления, обучаемость же — зависит не только от тех показателей, которыепрогрессируют с возрастом. Нельзя пройти мимо идеи о сензитивных периодах(чувствительных к воздействию) возрастного развития. Однако возрастныесвойства, обусловливающие рост способностей и выступающие в соответствующиегоды с наибольшей силой, могут сохранять свою особую роль далеко за пределамиданного периода, и значение их не сводится к «сензитивности».
Однако возрастные особенности становленияспособностей не являются основными. Ведущая роль отводится внешним условиям.
Важное положительное значение идеи о сензитивныхпериодах состоит в том, что она исходит из представлений о качественнойнеодинаковости возрастных этапов, привлекая внимание к детству. Факты,характеризующие сензитивные периоды, делают особенно понятным, что различия вобучаемости школьников связаны не только с уровнями умственного развития, но ис возрастными предпосылками способностей. Подход к обучаемости, как и кумственному развитию, с необходимостью должен быть возрастным и личностным.
В понимании соотношения между умственным развитием иумственными способностями нет достаточной определенности и единства взглядов.Общими способностями, вероятно, следует называть наиболее коренные и общиесвойства психики, выступающие в достоинствах обучаемости.
К числу таких общих свойств прежде всего могут бытьотнесены особенности самых общих проявлений психического — активности исаморегуляции. Именно свойства регуляторной системы мозга, выступающие вразличных формах целенаправленной активности и саморегуляции, судя по всему,имеют ближайшее отношение к физиологическим основам интеллекта и представляютсобой наиболее долговременные условия формирования общих способностей.
Проявления уровня умственного развитиясвидетельствуют о достигнутых возможностях, проявления обучаемости могутуказывать и на дальнейшие возможности, а проявления способностей выражают оченьустойчивые свойства личности.
Особенности обучаемости ученика в каждом периодешкольного детства лишь частично и временно обнаруживают становление егоспособностей. Только в той мере, в какой ход возрастного развития позволяетсудить о собственно индивидуальных особенностях формирующейся личности,- можносудить о способностях.
В работах по специальным способностям принято, вчастности, разделение с одной стороны способностей на учебные, с другойспособности, зрелые, творческие, художественные (В.И. Киреенко, Л.П. Сакулина),математические (В.А. Крутецкий). Разделение на учебные способности и собственноспособности (развитые способности взрослого человека), по-видимому, применимо ипо отношению к общим способностям, разумеется, с учетом относительности такогоразделения. Это с новой стороны показывает, что не может быть просто поставлензнак равенства между обучаемостью (или, тем более, уровнем умственногоразвития) и способностями.
Возникающие в годы детства повышенные возможностиразвития в тех или иных направлениях — временны, преходящи. Однако нельзя упускатьиз виду, что быстрый темп развития отдельных детей может указывать и навероятность формирования незаурядных способностей.
Через все стадии детства, отрочества и юностипроходит каждый нормально развивающийся человек, и каждый несет в себе что-тоот этих стадий. По-видимому, многие моменты общих способностей взрослогочеловека «порождены» детством, т. е. представляют собой сохранение в болеепозднем возрасте, на новом уровне развития, тех свойств, которые бывают связаныс определенным возрастным периодом.
Общие способности и различия между людьми в этомотношении подготавливаются, создаются в ходе возрастного развития и чтонакопление знаний о возрастных предпосылках способностей и взаимосвязи их сособенностями индивидуально-типологическими содействует выяснению самой природыобщих способностей.

Список используемойлитературы
1. ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
2. ЛейтесН.С. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.
3. ЛейтесН.С. Возрастные и топологические предпосылки развития способностей — М., 1970.
4. МаклаковА.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001.
5. НемовР.С. Психология//Кн.1: Общие основы психологии. — М., 2000.
6. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-Т.II-М.,1989 (Способности: 122-147).
7. ТепловБ.М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной и педагогическойпсихологии.- М., 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.