Реферат по предмету "Психология"


Специфика патологии познавательной деятельности при шизофрении

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
Гуманитарныйфакультет
Контрольнаяработа
попредмету «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
Тема:Специфика патологии познавательной деятельности
пришизофрении
Выполнила ПерминоваНаталья Алексеевна
студентка 3 курса, группаПС-33
Дата сдачи работы 11.01.2010
Оценка___________________
Проверил__________________
г.Киров
2010г.

Шизофрения — хронически текущее психическое заболевание, характеризующиеся сочетаниемспецифических изменений личности (аутизм, эмоциональное уплощение, снижениеактивности — редукция энергетического потенциала, утрата единства психическихпроцессов) с разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами.
Большинствобольных шизофренией плохо справляются с тестами, оценивающими интеллект.Исследования показали, что среднее снижение интеллекта по сравнению с егопреморбидным уровнем составило 16 пунктов по IQ, и происходит оно в первые 2года болезни, оставаясь относительно стабильным в дальнейшем при хроническомтечении шизофрении. В более серьезных случаях нарушения интеллекта приводят ксоциальной дезадаптации.
Ведущеенарушение при шизофрении — это расстройство мышления, проявления которогокрайне разнообразны. Отмечается утрата целенаправленности, последовательности,логичности мышления, его разорванность, нередки наплывы мыслей, содержаниекоторых больной затрудняется воспроизвести, ощущение пустоты в голове. Процессмышления утрачивает автоматический характер и становится объектом вниманиябольных, исчезает образность мышления, преобладает склонность к абстракции исимволике. В.А. Гиляровский объясняет склонность больных к символике «паралогичностью»мышления. Г.Е. Сухарева в своих работах отмечает, что «во многих случаяхуход от реального в мир схем и абстракций несомненно играет рольгиперкомпенсации». Больной начинает строить свои собственные системы,прорабатывать все по особой схеме, «все в жизни детерминируется для негокакими-то математическими критериями», — пишет Г.Е. Сухарева. Больныеотходят от реальности, с которыми у них нет адекватных и эмоциональных связей,в свой особый мир, часто мир причудливых схем и вычурных, абстрактных конструкций".Г.В. Биренбаум, изучавшая нарушения понятий у душевнобольных, также указывалана склонность больных шизофренией к «схематической» и«пустой» символике. Она отмечает, что «это не богатаяабстрактность, являющаяся высшей формой отображения действительности, авычурный формальный прием, благодаря преломлению действительности через аутизмбольного». С.С. Корсаков указывал на сочетание рифмованных слов, илисочетания слов по созвучию начальных слогов (аллитерация), или переход от однойидеи к другой только по сходству какого-нибудь признака". 
Многие авторыотмечают, что при шизофрении наблюдается феномен соскальзывания, «закупорка»мыслей, обрывы мыслей (sperrung), общее обеднение мышления или его необычностьсо своеобразием ассоциаций, вплоть до нелепых.
Пришизофрении типична «разноплановость» мышления, проявляющаяся в неоднозначностиоценки тех или иных событий, когда одновременно используются как существенные,так и незначительные, второстепенные характеристики их. Наряду с признакамиамбивалентности, проявляющейся невозможностью принятия решений вследствиеодномоментного сосуществования двух противоположных мнений или оценок, больныев сложных ситуациях могут принять правильное решение, найти верный выход изсоздавшегося трудного, неординарного положения.
В речибольных отмечается склонность к бесплодному рассуждательству, мудрствованию(резонерство). В тяжелых случаях наблюдается разорванность речи (иногдадостигающая степени словесной окрошки), при которой речь, сохраняяграмматическую правильность, теряет смысл, нельзя уловить основную мысль,говорящий сам не знает, что он хочет сказать.  Часто больные отмечают, что они слышат слова, носмысл их не понимают и не хотят в этот смысл вдумываться, в связи с чем утрачиваютсякоммуникативные функции речи.
В голосебольного исчезают характерные модуляции: одним и тем же тоном больной говориткак о важнейших событиях своей жизни, так и о делах, мало занимающих его.
Нарушенияречи и мышления при шизофрении в выраженных случаях описываются психиатрами как«расплывчатость, разорванность». У больных с вялым течением болезниклинические изменения речи и мышления могут быть выражены столь слабо, что непроявляются в обычной беседе. Анализ показал, что все те виды познавательныхпроцессов (как мыслительных, перцептивных, так и речевых), протекание которых убольных изменено, имеют в своей структуре общее звено, которое можно определитькак избирательное привлечение (актуализация) сведений из памяти на основепрошлого опыта. Различение существенных и несущественных признаков есть не чтоиное, как воспроизведение возникших в прошлом жизненном опыте временных связей,при образовании которых существенные и несущественные признаки предметов иявлений получали различное подкрепление. Те виды деятельности, в структурекоторых роль этого звена незначительна, протекают у больных без существенныхотличий от здоровых. Поэтому при шизофрении больные, иногда даже с грубымдефектом, могут неплохо выполнять некоторые виды довольно сложной мыслительнойдеятельности (цифровые операции, решение конструктивно пространственных задач,игра в шахматы и т.п.).
Ослаблениеизбирательности проявляется в расширении круга привлекаемых сведений, вактуализации редко используемых, маловероятных, необычных и потому латентныхпризнаков, речевых связей, зрительных и акустических эталонов. Указанныеособенности и обуславливают такие известные проявления патологии речи имышления как «вычурность, псевдоабстрактность, разноплановость». Длявыявления этих особенностей используется широкий набор методических приемов:классификация предметов и понятий, исключение лишнего предмета, сравнениепонятий, построение объекта по ряду заданных признаков, опосредование понятий спомощью рисунков и т.п. Как правило, методики предъявляются больным с«глухой» инструкцией, что дает свободу выбора приемов, способовактуальной деятельности при нахождении оснований для обобщений.
Если в нормеуспешность решения зависит от сложности материала, то для болезненно измененнойпсихики такое соотношение не является однозначным. Как правило, больныешизофренией успешнее справляются с более формализованными вербальнымизаданиями, тогда как невербальные содержат большое количество элементов ипровоцируют соскальзывание по случайным малозначимым признакам. Не ограниченныерамками прежнего опыта и здравого смысла, больные на экспериментальномматериале легко объединяют разнородное, сравнивают несравнимое. Например: взадании на классификацию предметов наряду с категориальными создаются группы«по принципу скольжение — утюг, коньки», «по принципупрозрачности — стакан, очки». При сравнении понятий также выявляетсяослабление доминирования существенных признаков («сапог и карандашстучат… оставляют следы… у сапога внизу подошва, а у карандашастержень»).
Описанныевыше особенности познавательных процессов характерны для шизофрении в целом, ноесли рассматривать каждую ее форму в отдельности, то для каждой из ниххарактерны свои проявления.
При простойформе шизофрении (которая чаще характерна для подростков) типичным проявлениемпредшествует особый период, когда в течение нескольких месяцев наблюдаютсяэмоциональная лабильность, изменчивость настроения и склонность к напряженнымзанятиям — многими часами сидят над уроками, или целиком отдаются какому-нибудьувлечению, или запоем читают. Однако уже в этот период аффективные реакциистановятся немотивированными, а интенсивные занятия скоро оказываютсянепродуктивными. Затем угасаютпрежние интересы, забрасывается учеба, теряются прежние приятели.
Контактстановится формальным. Мимика утрачивает живость и тонкую выразительность.Голос делается монотонным, лишенным эмоциональных модуляций. Одним тоном, какбы на одной ноте, говорят и о вещах индифферентных, и о том, что должно было быволновать и живо задевать. Болезненными переживаниями делятся крайне неохотно.Лишь иногда подтверждают трудность сосредоточиться, ощущение пустоты в голове — «провалы в мыслях». 
Параноиднаяшизофрения. При бредовом варианте параноидной шизофрении на начальном этапепреобладают бредоподобные фантазии паранойяльного характера в виде особых игр,причудливых интересов познавательного характера. В этих случаях у детей нередкообнаруживается преждевременное интеллектуальное развитие — к 2 годам ониобладают большим запасом слов, в 3-4 года умеют читать. Рано определяютсяустойчивые односторонние интересы сверхценного характера. Вначале этопроявляется в стремлении задавать особые «пытливые»,«философские» вопросы, в особых стереотипных формах со схематизациейпредметов игры (специальный подбор посуды, обуви и т. п.), в утрированной склонности кколлекционированию определенных, стереотипно повторяющихся предметов (мыло,флаконы, замки, монеты).
«Пытливые»,«философские» вопросы не случайны по содержанию, они носятабстрактно-познавательный характер, связаны с определенной идеей. От«стадии вопросов» здорового ребенка они отличаются не свойственнымданному возрасту чрезмерным интересом к абстрактному, а также тесной связью сустойчивыми однообразными представлениями. По данным К. А. Новлянской (1937), убольных шизофренией детей надолго задерживается период «пытливыхвопросов», которые с возрастом принимают характер сверхценных идей.
С 2-3 летотмечается стереотипии в играх, ребёнок может, например, проявлять особыйинтерес к электрооборудованию. Он подолгу наблюдает за включением и выключениемсвета, однообразно играет с проводами, вилками, розетками, не обращая внимания на игрушки.В конце дошкольного и младшего школьного возраста эти дети начинаютперерисовывать схемы электрической сети, рассматривают учебники физики иэлектротехники.
В болеестаршем школьном возрасте односторонние интересы все больше напоминаютпаранойяльные состояния у взрослых больных. Отмечается свойственноепаранойяльным состояниям стремление логически разрабатывать изолированнуюпатологическую идею, нарастает склонность к детализации в мышлении.
В младшемшкольном возрасте нередко формируются элементы бредоподобной деперсонализации,возникают фантазии перевоплощения больных в образы своих увлечений. Детивоображают себя «часовым механизмом», «троллейбусом»;«их поведение соответствует фабуле фантазий. Критика к своему поведениюснижается.
Пригаллюцинаторном варианте параноидной шизофрении начало заболевания (предошколыный возраст). Патологическоеобразное фантазирование сопровождается визуализацией представлений, присоединяются псевдогаллтоцннации ирудиментарные идеи воздействия. Со временем фабула бредовых идей расширяется,присоединяются бредовые идеи отношения, преследования, бредоваядеперсонализация (»в голове живут два человека", ребенок как бы«видит» их). У части больных на более поздней стадии болезнивозникают рудиментарные парафренные расстройства. При этом высказывания больныхприобретают характерфантастического, бреда величия («я стану богом», «царем» ит. п.). Эти идеи становятся стойкими, критика исчезает, поведение начинаетсоответствовать болезненным переживаниям.
Гебефреническийтип. Речь больных бессвязная, выраженная облегченность ассоциаций (до того, чтоони становятся неадекватными) или незначительно дезорганизованное поведение. Уплощенный изначительной измененный аффект. Больной необыкновенно активен, но активностьего нецеленаправленна, неконструирована. У него обычно имеют место нарушениямышления, очень плохо адаптирован к окружающему миру. Для таких больных типичнынелепые ужимки и ухмылки, и их поведение описывается как глупое или слабоумное.
Кататоническийтип. Наблюдается выраженное психомоторное расстройство, которые могут включатьступор и негативизм, ригидность и возбуждение или принятие причудливых поз Иногданаблюдается смена состояний возбуждения и ступора. Особенно часто наблюдаетсямутизм Больные страдают гиперперексией и наносят себе повреждения в связи с чемтребуют тщательного наблюдения. Симптомами могут быть: кататонический ступорили мутизм, кататонический негативизм, кактатоническая ригадность,кататоническое возбуждение, кататоническая поза.
Недифференцированныйтип. Часто больные не могут быть отнесены к тому или иному типу шизофрении,потому что симптомы, обнаруживаемые у них, отвечают критериям более чем одноготипа.
В заключениеследует отметить, что нарушение познавательных процессов при шизофрении можетпроявляться изменениями скорости, течения и содержания мышления и речи,моторной заторможенностью, плохой памятью,  слабостью операциональных функций ит.д… А описанные особенности являются специфическими, но не исчерпывают всегомногообразия нарушений познавательной деятельности, присущего различным формамшизофрении.

Списоклитературы
1.              БлейхерВ.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. — М.-Воронеж, 2002.
2.              Клиническаяпсихология. /Под редакцией Б. Д. Карвасарского. — Спб., 2002.
3.              КороленкоЦ.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия. — Новосибирск, 2003.
4.              КритскаяВ.П., Мелешко В.П., Поляков В.Ф.  Патология психической деятельности пришизофрении: мотивация, общение, познание. — М.: МГУ, 1991.
5.              МенделевичВ.Д. Клиническая психология. — М., 1998.
6.              СэдокБ. Клиническая психиатрия — М.: Медицина. — Т. 1, 1998. – 672 с.
7.              ТишуковаВ.П. К проблеме патологии мышления при шизофрении. — Великий Новгород, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.