Введение
Современныймир динамичен и непредсказуем. Он требует от человека мобильности, скорости впринятии решений, что предполагает стойкую, четко сформированную системувзглядов, интересов, ценностей. Очень важно обратить внимание на системуценностных ориентаций в подростковом возрасте и ранней юности, ведь именнотогда молодые люди начинают «примерять» ценности общества и референтногоокружения на себя и осознанно формировать собственную систему личностнозначимых взглядов, идеалов, интересов, ценностей.
Ценностные ориентации подростков
Основойотношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности.И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личностиявляется структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленностистановятся свойствами личности.
Разныеавторы в своих работах по-разному классифицируют ценности.
Вчастности, Шварц говорит о том, что целесообразно различать ценности двухтипов:
1)ценности общества и социальных групп (социальные ценности);
2)ценности личности (индивидуальные ценности).
Популярнымв психологии является подход к дифференциации ценностей, предложенный М.Рокичем, разделяющим ценности на терминальные (ценности-цели) иинструментальные (ценности-средства) ценности.
Всоциальных, психологических и педагогических исследованиях используются какпонятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различенияэтих понятий в литературе не прослеживается. Под ценностными ориентациямипонимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качествестратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностныеориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Такимобразом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ееценностных ориентациях.
Посколькуценность является центральным, системообразующим фактором, она характеризуетсяединством определенной внешней направленности личности и ее представлением осебе.
Наиболееинтересны, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности,старший подростковый и юношеский возраст. Особое значение для формированияценностной структуры личности определяется характерной для этого периодаспецифической ситуацией развития.
Согласновзглядам Выготского Л.С., подростковый возраст – это самый неустойчивый иизменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условияхимеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто «едва приметную полоску»между окончанием полового созревания и наступления окончательной зрелости.
Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формированияличности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна бытьпроблема человеческой личности, а для формирования личности решающую рольиграет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющаяжизнь. В зависимости от этого совершенно по-разному формируется личность.
К.Левин поднял ряд важных проблем для психологии подросткового возраста. Проблемаориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческихобразцов и ценностей, проблема конструирования своих жизненных планов.
Вподростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер.Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковомвозрасте связано с развитием рефлексии и самосознания. Развитие рефлексии неограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с еевозникновением для подростка становится возможным более глубокое и широкоепонимание других людей.
Ценностныеориентации являются педагогическим ядром социализации подростка. Системаценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации,интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формируетсобственную иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему,укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формируетзрелое отношение к окружающим и себе. Задержка на определенном уровне делаетсистему костной, сложно поддающейся коррекции. Сформированная на определенномэтапе структура ценностных ориентаций помогает подросткам адаптироваться ксистеме общественных требований.
Структураценностных ориентаций включает в себя три важных аспекта: формированиемногосторонней ценностной ориентации; формирование опережающей ценностнойориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основемировоззренческих принципов; формирование социально-ценностных умений,направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения иразличных видов деятельности.
Дляподросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку исамому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подросткакритерием и мерой познания собственного «я», критерием истины. Поэтомувозникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней.«Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиесяличности, сведения о которых содержатся в учебных программах.
Высокаястепень нестабильности жизни, неясность перспектив социального развитияобщества, материальные трудности ведут к тому, что многие подростки, вбольшинстве своем не имеют представлений об истинно человеческих ценностях, немогут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни, поэтому можноутверждать о значительном влиянии роли взрослых на формирование ценностныхориентаций подростка.
Поэтомуизучение подростков, как особой социальной группы со своими установками,системой ценностных ориентаций, становится неотложной задачей сейчас инеотъемлемым фактором рассмотрения их жизни в будущем в аспекте педагогическоговзаимодействия.
Намибыло проведено исследование системы ценностей у студентов колледжа и вуза.Целью работы было выявление различий в сформированных ценностных ориентациях устудентов среднего и высшего учебных заведений.
Особенности психологического развития подростков
Подростки-близнецыкак особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку ихпсихическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей.Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могут привести котставанию близнецов в интеллектуальном развитии и к формированию у нихличностных черт, мешающих социальной адаптации.
«Близнецоваяситуация» является центральной «психологической» причиной постнатальногоразвития близнецов. Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скореечленами пары, чем отдельными личностями.
Однимиз частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевогоразвития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая,криптофазия – собственный интимный язык близнецов. Слова автономной речи несовпадают по своему значению со словами «взрослых», и она связана с эмоциональнымсостоянием ребенка относительно конкретной ситуации. Однако у близнецовподобная речь сопровождается эмоциональными реакциями по отношению копределенной ситуации, но понятной только им. Такое появление и развитиеавтономной речи при отсутствии правильного воспитания со стороны родителей, пословам Семенова В.В. и Кочубея Б.И., связано с крайней «самодостаточностью» изамкнутостью близнецов. Однако, в дошкольном возрасте случаи автономной речиредки. К этому периоду близнецы, как правило, уже овладевают полноценнойсоциализированной речью. Тем не менее, близнецы с трудом привыкают к изменениюобстановки и к коллективу. Чаще они довольствуются общением с братом (илисестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда — активно противятсяконтакту.
Задержкав речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненнымобщением со сверстниками и воспитателями, а в школе — и с учителями. К тому жеу близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделитьсебя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматриваетдругого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, неразвиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своихнедостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют уних еще большую психологическую идентичность.
Проблемы,связанные с самоидентичностью близнецов могут быть вызваны особенным отношениемк близнецам. Родители, которые не могут найти никакой достаточно очевидной морфологическойразницы, начинают наделять. близнецов разными психологическими особенностями:один улыбается чаще, другой чаще злится, один ест с большим аппетитом, другойлегче засыпает. Все становится предлогом для выявления различий, реальных иливоображаемых. Подобные типологии влекут за собой не одинаковое отношение кблизнецам: каждого из них будут по-разному держать на руках, кормить их будут сразной скоростью, и укачивать их будут по-разному, и менять им пеленки тоже.Все это развивает у близнецов реальные или придуманные родителями чертыхарактера, личность каждого из них будет выстраиваться тем отличнее одна отдругой, чем более разное воспитание они будут получать.
Особоевнимание следует уделить близнецовым парам, которые состоят из мальчика и девочки.Разнополые близнецы имеют свои специфические особенности, вызванныеблизнецовостью: внешне они могут быть как похожи, так и различаться. Естьмнение, что у женского плода в период внутриутробного развития отмечаетсяповышенный уровень тестостерона в крови и амиатической жидкости. Отсюдаследует, что у девочек будет наблюдаться более маскулизированное поведение. Умужского эмбриона в этом случае повышенный уровень экстрадиола и,следовательно, происходит феминизация мальчика.
Однакоэто мнение не имеет твердого подтверждения, поскольку очень часто наблюдаются ипротивоположные тенденции.
Необходимозаметить, что по характеру разнополые близнецы бывают даже более похожими другна друга, чем однополые дизиготные близнецы. Причиной может служить то, что однополыеблизнецы, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство,тогда как разнополым близнецам нет смысла специально подчеркивать различия.Кроме того, разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое ипсихическое развитие протекает по-разному. Разнополые близнецы начинаютговорить раньше однополых, так же они больше различаются по успеваемости вшколе, по интересам, чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенносильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знатьв подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и периодвзросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическимиизменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могутотдалиться друг от друга, могут разгореться конфликты. Еще одним источникомсложностей, по мнению Н.М.Зыряновой и С.Д.Пьянковой, могут быть старшие дети всемье близнецов. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары большедружит со старшим братом или сестрой, чем со своим соблизнецом. В такойситуации второй близнец может стать ближе родителям или почувствовать себяодиноким и изолированным. Но в целом, именно от родителей зависит, какиеотношения складываются между членами разнополой близнецовой пары.
Проблемы,которые может принести близнецовость детям и их родителям, по мнениюбольшинства близнецов, зависит не от их генетического сходства, а от среды.Особенно они подчеркивают влияние семейного окружения. У разлученных близнецовможет и появляется с возрастом много общего, что заложено в их генотипе, но онисамостоятельные личности, которые всю жизнь существовали отдельно от своегособлизнеца, и у них нет той взаимосвязи, свойственной близнецовым парам,растущим вместе. Близнецы, воспитывающиеся в одной семье, наоборот, имеют всете особенности, которые исследователи называют «близнецовой ситуацией» икоторые оказывают огромное влияние на формирование их личности.
Такимобразом можно сделать вывод, что «близнецовая ситуация» может быть самапсихологической особенностью такого явления как близнецовость, но несмешивается с ним.
Социальный интеллект подростков
Концепцияэмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений обэмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой людисоставляют суждения об окружающем мире.
Понятие«эмоциональный интеллект» включил в структуру социального интеллекта Д. Гоулмани предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей.
Проведятеоретический анализ, можно увидеть частичное отождествление понятийэмоциональный и социальный интеллект, что связано с выделением в структуреэмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативнойнаправленности: социальные навыки, осознание социальных взаимодействий (Д.Гоулман),способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций вмежличностном контексте (Дж.Майер, П. Салоуэй, Д.Карузо). Вместе с тем,выделенные способности также соответствуют традиционному пониманию социальногоинтеллекта как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкойсоциальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия(Э.Торндайк, Г.Олпорт).
Нампоказалось интересным выявить характер взаимосвязи между эмоциональным исоциальным интеллектом и определить выраженность эмоционального интеллекта упредставителей разных профессий типа «человек-человек». Изучение ЭмИнпроводилось в рамках исследовательского подхода Д.В.Люсина, которыйрассматривает внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) и межличностныйэмоциональный интеллект (МЭИ), и считает, что ЭмИн формируется в ходе всейжизни человека. Для этого мы использовали следующие методики: методика оценкиэмоционального интеллекта Н.Холла; опросник «ЭмИн» Д.В.Люсина; 4 субтест тестаГилфорда «Социальный интеллект» — «Истории с дополнением»; СPI – Калифорнийскийличностный опросник – 4 шкалы (общительность, социальное присутствие,самоприятие, самоконтроль). В проведенном нами исследовании принимали участие242 испытуемых — государственные служащие, психологи и менеджеры, а такжестуденты, обучающиеся по названным специальностям.
Наосновании анализа полученных результатов мы выявили, что уровень развития ЭмИнопределяется развитием социального интеллекта, при этом последний влияет на МЭИ(межличностный эмоциональный интеллект) и его компоненты (понимание иуправление чужими эмоциями, управление эмоциями), но не определяет уровеньразвития ВЭИ (внутриличностного эмоционального интеллекта). Даннаязакономерность, выявленная в проведенном нами исследовании, подтверждает нашугипотезу о том, что межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллектявляются составляющими эмоционального и, в свою очередь, социальногоинтеллекта, влияя на их развитие специфическим образом. При равных показателяхмежличностного или внутриличностного эмоционального интеллекта, удельный вес ихсоставляющих может достаточно сильно различаться, что необходимо учитывать вовремя оценки персонала, при разработке тренинговых программ, в индивидуальномконсультировании.
Изучивсоотношение социального и эмоционального интеллекта, можно сделать вывод о том,что категорией, объединяющей эмоциональный и социальный интеллект, являетсяобщение, в процессе осуществления которого происходит распознавание иинтерпретация эмоциональных состояний других людей. Что касается социальногоинтеллекта, то он направлен на сферу межличностного общения в целом, в то времякак ЭмИн направлен исключительно на сферу эмоционального общения.
Такженами были выявлены следующие закономерности:
— умужчин, более выражены способности контролировать внешние проявления своихэмоций, по сравнению с женщинами;
— показатели по шкале «понимание чужих эмоций» (опросник Люсина «ЭмИн») — свозрастом понимание чужих эмоций становится менее эффективным. Указаннуюзакономерность, как нам кажется, можно объяснить эмоциональным выгоранием, таккак испытуемые, принимавшие участие в исследовании, — представители профессий«человек-человек», наиболее часто подвергающиеся интенсивным межличностнымвзаимодействиям, негативным психическим переживаниям. Эмоциональным выгораниемсоциальных работников, как нам представляется, можно объяснить такжерезультаты, указывающие на то обстоятельство, что социальные работники менееэффективно управляют своими эмоциями, чем студенты и хуже понимают свои эмоции,чем государственные служащие. У них, в целом, показатели внутриличностногоинтеллекта ниже, чем у представителей других групп, принимавших участие висследовании;
— результаты, полученные по тесту Гилфорда «Социальный интеллект», свидетельствуюто том, что показатель социального интеллекта выше у молодых сотрудников и устудентов, то есть эти группы испытуемых лучше ориентируются в невербальномобщении, путем логических рассуждений грамотнее достраивают недостающие звеньяв цепи взаимодействий, предсказывают, как человек поведет себя в дальнейшем.Более зрелые испытуемые затрудняются с анализом ситуаций межличностноговзаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к различным системамвзаимоотношений между людьми;
— результаты, полученные по тесту CPI свидетельствуют о том, что молодые люди,как студенты, так и молодые специалисты, по сравнению с более зрелымиработниками, обладают умениями «подать» себя, могут более успешноманипулировать другими, чтобы завладеть их вниманием. Они более адаптивны,любят привлекать к себе внимание, испытывают потребность в самоутверждении,неконфликтны и менее склонны к дистрессу.
Заключение
Исследованиепоказало, что ценностные ориентации студентов вуза и колледжа различны.Студенты колледжа больше ориентированы на общественную значимость их поступков,достижений, мнений, а студенты вуза, напротив, больше задумываются о том,насколько их действия и мысли значимы для них самих.
Ещеодним аспектом целесообразности воспитания, обучения и формирования ценностныхориентаций может стать само построение педагогического процесса. Педагог,правильно выстраивающий свое взаимодействие с учащимися, одновременноспособствует формированию их системы ценностей.
Список литературы
1. Люсин Д.В.,Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь егокомпонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальныйинтеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
2. Канаев И.И.,«Близнецы и генетика», Л. – 2008.
3. Канаев И.И.Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. — М.-Л., 2009.
4. Кочубей Б.И.,Семенов В.В. «Близнецы: проблема воспитания и развития», М. – 2007.
5. Психологияиндивидуальных различий (Хрестоматия), М. – 2007.
6. Равич-Щербо И.В.,Марютина Т.М., «Психогенетика», М. – 2009.
7. Сергиенко Е.А. идр. «Развитие близнецов и особенности их воспитания», М: РАН, 2006.
8. RicardoC. Ainslie, Ph.D The psychology of twinship, London – 2008.
9. Секретыразнополых близнецов // Проект лаборатории возрастной психогенетикиПсихологического Института РАО Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянковаhttp://twins.popular.ru.