Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Хакасский государственныйуниверситет им. Катанова»
МПСИ
Кафедра психологии
020400 — Психология
Контрольная работа по дисциплине
«Психология конфликта»
Социально – психологический тренинг«Конфликты и методы их преодоления»
Выполнила: студентка 6 курса
Группы П-03
Овчаренко Т.В.
Проверила: Гусева Т.Б.
Абакан 2009
День 1.
Тема: Понятие«Конфликт».
Вступительное слово ведущего о целях работы группы,обсуждение и принятие правил работы группы, установление регламента.
Знакомство участниковгруппы.
Количество участниковможет быть разным (от 12 до 24 человек), но при числе участников больше 16необходима работа двух ведущих.
Процедура знакомствавыбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. Вситуации, когда участники не знают друг друга, в кругу они по очереди называютсвое имя, отмечают свои ожидания и опасения, связанные с тренингом. Затемпроводится упражнение.
Упражнение «Интервью».
Участники разбираются напары в течении 10 минут (по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью.Задача интервьюеров – представить собеседника, как уникальную личность. Вопросыинтервью формулируются его участниками произвольно. Затем представляющийстановится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течении однойминуты, положив руки на его плечи (например, «Меня зовут Екатерина, я работаю..»). После того как лимит времени исчерпан, участники группы могут задаватьвопросы, ориентированные в большей степени на жизненные, профессиональныевзгляды. Вопросы также могут носить фотографический характер. Представляющийотвечает по-прежнему от имени своего партнера по интервью. Если он нерасполагает информацией для ответов на вопросы членов группы, он отвечает так,как на его взгляд, ответил бы его партнер.
Если члены группы знакомыдруг с другом и группа достаточно сплочена, можно предложить участникам покругу еще раз напомнить свое трениннговое имя и назвать свое личное качество,которое им помогает при разрешении конфликтов.
Ведущему необходимозатратить определенное время на создание работоспособности группы, проведянесколько упражнений с этой целью. Например, такой цели могут служить следующиеупражнения.
Упражнение«Разведчики».
Цель: снятие первоначального напряжения,развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.
Инструкция: «Сейчас мы все будем разведчиками.Для этого в круге нужно связаться с кем-нибудь глазами без слов, кивков иликаких-либо жестов». По сигналу ведущего «Свяжитесь с разведчиком!» участникиищут себе пару в течении 10 секунд. С первого раза связываются не все. Ведущийпросит тех, кто остался без пары, встать и в течении 5 секунд найти себе паруиз числа оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разобьетсяна пары. Далее ведущий просит состоявшиеся пары обменятся местами, пожав рукудруг другу в процессе обмена.
«А теперь помашите с местасвоему разведчику рукой и по команде ведущего свяжитесь с третьим» второй этапданного упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым«разведчиком», обменяться с ним местами. После этого ведущий ходит по кругу, итот человек, к которому он подходит, должен встать с места, а одновременно сним – третий разведчик. В ходе обсуждения упражнения участники делятсяинформацией об изменении своего состояния.
Упражнение «Забавныймозговой штурм».
Цель: интеллектуальная разминка, «включение»креативных способностей.
Группа разбирается наподгруппы по 4 5 человек, которые в течении 2 минут придумывают различныеварианты использования какого – либо простейшего предмета, например одежнойвешалки. Ведущий предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными.После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает тагруппа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.
На следующем этапе группапродолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам даетсязадание в течении 5 минут выработать определение понятия «конфликт».
Группы по очередипредставляют свои определения. Те определения, в которых конфликтрассматривается как деструктивное действие, записываются на одной части доски;определения, носящие позитивный характер, — на другой. После завершенияпредставлений определений всеми группами участники анализируют все определения,выделяя общее, и вырабатывают новое определение.
Теоретическаяинформация.
Конфликт – столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов илисубъектов взаимодействия.
Конфликты являются частьюповседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, какпротиворечие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен более того,по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем болееразнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересахприходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяетпредотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Крометого, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратитьконфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольночасты небольшие конфликты, редко доходит дело до крупных противоречий. Вопросзаключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том,чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными,насильственными способами разрешения противоречий, и направлять участников напоиск взаимоприемлемого решения.
Упражнение:«Составляющие конфликта».
Цель: выделить составляющие конфликта.
Группа разбивается намикрогруппы. В течении 3 минут обсуждается характерное поведение участниковконфликта, особенности проявления эмоций, специфика содержания диалога,возможные поведенческие акты. Далее дискуссия продолжается в группе.
Упражнение: Работа сассоциациями к понятию «конфликт».
Цель: осознание собственного эмоциональногополя восприятия конфликта.
Участники рассаживаются вкруг.
Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт.Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мыслышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мыисследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждыйскажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает вашевоображение?»
После первого ряда ассоциацийможно попросить продолжить:
· Если конфликт –это мебель, то какая?
· Если посуда, токакая?
· Если одежда, токакая?
Рефлексия тренинга.
День 2.
Тема: Основные стадиипротекания конфликта.
Сюжетно – ролевая игра«Мельница».
Цель: проживание участниками тренинга«мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу.
Равное число участниковтренинга образуют два круга (один внутри другого), встают лицом друг к другу иразыгрывают в парах мелкие диалоги – ситуации, которые задает ведущий. Диалогдлится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов,например по часовой стрелке; каждый участник меняет партнера, разыгрываетсяследующий эпизод.
Ситуации дляразыгрывания:
· Находящиеся вовнешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем –роль безбилетных пассажиров;
· Внутренний круг –продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.;
· Внешний круг –начальник, «застукавший» опоздавшего подчиненного, а внутренний – подчиненный;
· Внутренний круг –жилец. Которого залил сосед сверху, внешний круг – сосед сверху.
В ходе обсужденияучастники анализируют свое наиболее типичное поведение в различных ситуациях,приживаемые эмоции.
Теоретическаяинформация.
Выделяютследующие стадии протекания конфликта:
1.Стадияпотенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-топредпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность вотношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положениедел может сохраняться довольно долго.
Этастадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.
2.Стадияперехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участникамиконфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначитькак «инцидент», то есть первую стычку конфликтантов. Инцидент выступаетзавязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу,но на самом деле — это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт,начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажировв городском транспорте).
3.Стадияконфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шагает по ступенькам»,реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующихсторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степеньюнапряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; иволнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, апериоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.
На этойстадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки егоэскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшееобострение отношений и искать выход из конфликта.
4.Стадияснятия, или разрешения, конфликта. На этой стадии необходимо ввести двапонятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Сравнение этих двухсоставляющих позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт,или выгоднее его прекратить. Часто завершения конфликта удается, достичь толькопосредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из формзавершения конфликта является приглашение посредника, призванного провестипереговоры конфликтующих сторон.
Упражнение«Конфликт невербально».
Цель:проживание участникамигруппы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровне.
Группаразбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе отдельно дается задание придуматьконфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:
1) в конфликте участвуют равные по статусу люди и конфликт в динамике имеетвсе стадии;
2) в конфликте участвуют неравные по статусу (родитель-ребенок, начальник-подчиненный)и конфликт в динамике имеет все стадии;
3) конфликтвозникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формированияпротиворечий (например, в очереди, в транспорте и других общественных местах);
4) конфликт,который не имеет разрешения, то есть последней стадии.
Сценкидемонстрируются поочередно; после разыгрывания конфликта одной группойучастники определяют, в чем особенность демонстрируемого конфликта. Вобсуждении необходимо проанализировать, каким образом конфликт отражается втелесных ощущениях, есть ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадияхпротекания конфликта.
Упражнение«Настойчивость — сопротивление».
Цель:дать возможностьучастникам группы проанализировать эмоции и чувства, возникающие на разныхэтапах протекания конфликта.
Группаразбивается на пары, в каждой паре определяются роли: настаивающий исопротивляющийся. Настаивающий выдвигает требование (например, прийти домой в10 часов), сопротивляющийся выдвигает причину, по которой он не может выполнитьэто требование. Настаивающий должен приводить различные убедительные доводы,сопротивляющийся приводит свои доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы ис той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными.Упражнение будет закончено, если настаивающий или сопротивляющийся скажет «тыменя убедил», а не «утомил». Далее в парах меняются ролями, и настаивающий придумываетновую ситуацию.
Вобсуждении необходимо проанализировать физические реакции, эмоции и чувства,сопровождающие конфликт. Обсуждаются возможные действия, предпринимаемыеконфликтантами для того, чтобы овладеть своим состоянием.
Теоретическаяинформация.
В ходеконфликта его участники испытывают такие же физические реакции, как во времястресса: изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание исердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенноепотоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количествораздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.
Вконфликте есть:
—конфликтные стороны,
—зона разногласий,
—представления сторон о ситуации,
—мотивы конфликтующих сторон,
—конфликтные действия.
Упражнение«Однажды в созвездии Лебедя».
Цель:проанализироватьосновные стадии протекания конфликта, собственное поведение, мотивы,переживаемые эмоции в ситуации конфликта, в ситуации победы или поражения.Кроме этого, игра имеет потенциал испытания нравственных установок испособствует прорыву на более высокий уровень самосознания.
Группаделится на две подгруппы. Подгруппы размещаются в разных концах большойаудитории или в двух разных аудиториях так, чтобы участники не могли слышатьдруг друга.
Инструкция:«В созвездии Лебедяимеются две разные цивилизации, конкурирующие друг с другом в поисках новыхресурсов. Это цивилизации гуситов и уткинов. Между ними существуетдоговоренность: в случае открытия новой планеты, на которой нет разумныхобитателей, все ее богатства достаются той цивилизации, чей звездолет первымсядет на этой планете.
Однаждыслучилось так, что корабли-разведчики обеих цивилизаций независимо друг отдруга обнаружили новую необитаемую планету и одновременно сели на нее, причем внепосредственной близости, практически на расстоянии прямой видимости.
Недрапланеты оказались насыщенными разнообразными полезными ископаемыми истратегически важными видами сырья, очень интересующими каждую цивилизацию.Обнаружив присутствие друг друга, и гуситы, и уткины укрылись в своихкосмических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручныебластеры. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации.По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнетпервым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военногоконфликта. Началось тягостное ожидание.
Впрочем,еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и,чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу.Это риск! Соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожатконкурентов».
Далеекоманды, определившись, кто из них будет гуситами, а кто — уткинами,распределяют обязанности, которые они будут выполнять на звездолете. В командахраспределяют роли капитана, первого, второго пилота, штурмана, программиста,разведчика, повара и др. (число «должностей» определяется в зависимости отколичественного состава участников; «должности» участников в процессе игры неимеют никакого значения, за исключением капитана корабля, и нужны только длявключения в игровую ситуацию).
Ведущий.«В этой игре вампридется решать, как поступить, совершив десять ходов. В каждом ходе вы должнысделать выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Как отражается в баллахсоотношение сделанных вами выборов, представлено в карточке. В зависимости отвыбора команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена врозданных карточках. За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должныпринять решение. В случае, если решение за это время не принято, командаштрафуется на три балла. Голосовать можно сколько угодно, но если приокончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого изних команда лишается одного балла. Решение команд я буду сообщать вам послекаждого хода. А побеждает та команда, которая после десяти ходов наберетмаксимальное количество баллов».
Ведущийвручает каждой из команд две карточки: одна является справочной, помогающей участникамподсчитывать полученные баллы, а вторая нужна для записи результатов каждогохода. Баллы подсчитываются следующим образом: если обе команды начинают военныедействия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти изкорабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лицапланеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерамприобретают пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решат попытатьудачу на пути переговоров, то те и другие получают по три балла. Ведущий имеетправо удваивать баллы за отдельные ходы, что целесообразно делать передчетвертым и восьмым ходом. У участников игры часто возникает вопрос по поводутого, какая команда выигрывает, если идет накопление отрицательных баллов. Вэтом случае ведущий должен пояснить, что попадание в «минус» не может означатьвыигрыш. Отрицательные баллы означают не только потерю личного состава, но иповреждение звездолета.
Во времяобсуждения ведущий подходит к командам, внимательно наблюдает за ходом принятиярешения и уточняет, все ли согласны со сделанным выбором, оглашает решенияобеих команд после каждого хода. Если решения команд форсируют конфликт,ведущий может при объявлении решений рисовать мрачные пейзажи неизвестнойпланеты: кратер, усеянный останками гуситов и уткинов; два космических корабля,разбитых и дымящихся; последние, оставшиеся в живых, не способны покинутьпланету и пр.
Обсуждениеигры проходит в общем кругу, где нужно дать возможность всем высказать своичувства, не прибегая к взаимным обвинениям, перейти к конструктивному анализу.Если найдется хотя бы один человек, осознавший невыгодность обмана, недоверия кпартнерам и увидевший путь конструктивного взаимодействия, основанного надоброжелательности и доверии, то ведущий должен обязательно предоставить емувозможность высказаться. Обсуждение завершается дискуссией о стадиях протеканияконфликта на примере игры и о тех действиях, которые необходимы для поискавыхода из конфликтной ситуации (адекватное восприятие ситуации безэмоциональной оценки, готовность к общению и компромиссу, доверие к партнеру).
День 3.
Тема:Взаимодействие в конфликте.
Теоретическаяинформация.
Конфликтвозникает тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос(один или несколько), вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликтаимеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего несовпадают. Конфликтанты реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видитданную ситуацию оппонент. В исследованиях каузальной атрибуциипродемонстрировано существование так называемой фундаментальной ошибкиатрибуции, заключающейся в следующем: при объяснении поступков других людей (ноне своих собственных) люди явно переоценивают роль чужих личностных качеств инедооценивают роль ситуативных обстоятельств.
Упражнение«Ложная уникальность»
Участникамгруппы предлагается записать под диктовку 10 правил, сформулированных на основе10 библейских заповедей. Когда они будут записаны, руководитель группыпредлагает оценить по 10-баллыюй шкале, как следуют библейским заповедямбольшинство людей, затем проставить себе оценку следования заповедям.Десять правил поведения Я следую (в процентах) Большинство (в процентах) Не произноси имя Господа всуе Не сотвори себе кумира Почитай отца твоего и мать твою Не убий Помни день субботний, чтобы святить его Не прелюбодействуй Не укради Не лжесвидетельствуй Не желай жены ближнего своего Не завидуй богатству ближнего своего
Послевыполнения упражнения участники группы по кругу делятся полученнымирезультатами. Далее ведущий стимулирует дискуссию о наличии в каждом человекетенденции самооправдания: «совершая дурные поступки, мы находим им объяснение(заставила ситуация, приказал начальник, другого выхода не было), при этомпоступки других людей мы оцениваем предубежденно. Поведение других людей мыобъясняем их внутренними чертами или установками (потому что он жадный, потомучто он злой и пр.), пренебрегая ситуационными воздействиями, заставляющимичеловека так поступить в данной ситуации».
Крометого, в конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видяттолько факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта. Пример издревнекитайской литературы: «Пропал у одного человека топор. Подумал он на сынасвоего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит,как укравший топор, говорит, как укравший топор.
Словом,каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вскоре тот человек сталвскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день посмотрел он насына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора».
Упражнение-разминка.
Участникигруппы распределяются по парам, упираются плечом в плечо и пытаются сдвинутьдруг друга с места, затем та же процедура повторяется, только упираются друг вдруга спинами, боками, ягодицами.
Ситуативнаяигра «Аэропорт».
Из числаучастников группы выбираются две пары, которые проигрывают одну и ту жеситуацию. Одна пара выходит из аудитории на период игры первой пары. Каждомуигроку дается для ознакомления инструкция только для его роли, напечатанная наотдельном листе. Остальные участники, оставшиеся в аудитории, становятся навремя наблюдателями и должны понять суть происходящего, провести анализ общения(позиции: открытая-закрытая, активная-пассивная, доброжелательная — враждебная — нейтральная; родитель — взрослый — ребенок) и эффективности результатов общениядвух пар. Анализируются эффективные пути разрешения конфликта.
Инструкциядля «начальника»: Вы- начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Н. не сделала расчеты ксроку. Вам передали, что она заболела и долго не появится. Однако, когда вынесколько раз звонили домой, к телефону никто не подходил. Вы летите вкомандировку в Санкт-Петербург без нужных вам документов, и вас это злит. Ваэропорту вы сталкиваетесь с сотрудницей Н.
Инструкциядля «подчиненной»: Вы- работник планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются вашидела: в самую пору сдачи важного документа тяжело заболела сестра, и, посколькуза ней некому ухаживать, вы взяли больничный по уходу и теперь временно у нееживете. Ваш знакомый прилетает из Санкт- Петербурга, откуда вам обещалипередать хорошее лекарство для сестры (без этого лекарства она может дажеумереть). В аэропорт вы опоздали, самолет давно прилетел, вы стоите и незнаете, что делать. Вдруг вас окликает начальник.
Упражнение-разминка«Армрестлинг».
Цель:снятиеэмоционального напряжения.
Группаделится на пары, которые устраиваются за столами так, как устраиваютсяучастники соревнований по армрестлингу.
Инструкция:«Победителем средивсех пар станет тот участник, которому удастся заработать больше всех конфет(жетонов). Количество заработанных конфет (жетонов) будет зависеть от числапобед над соперником. Соревнования будут длиться 3 минуты».
Поистечении отведенного времени участники рассказывают о своих достижениях и ценеэтих достижений.
Вобсуждении важно обратить внимание на способы достижения результата, особенно втех парах, которые смогли договориться, достичь партнерских отношений изаработать больше всех конфет (жетонов).
Упражнение«Ток-шоу».
Ток-шоу — активная учебная форма групповой работы; может проводиться в виде драматизацииконфликта, в котором задаются противоречивая ситуация, характерные роли, однакоосновное действие разворачивается спонтанно, исходя из личностных особенностейучастников драматизации.
Цельток-шоу — дать возможность участникам группы проанализировать динамикуконфликта, интерпретацию участниками конфликта причин и мотивов их поведения ииспытываемых ими чувств.
Порядокпроведения: ведущим или участниками группы определяется конфликтная ситуация,актуальная для целей группы, определяются основные действующие лица конфликта,выбираются участники — исполнители основных ролей. С каждым участником драматизацииотдельно выбираются стратегия, мотивы поведения и зона разногласий с другимиучастниками. Кроме основных, определяются роли, оказывающие влияние напротекание конфликта (например: соседи, дальние родственники, друзья). Такимобразом, вся группа принимает активное участие в драматизации.
Группаорганизует пространство, напоминающее зрительный зал: сцена, на которой будутдействовать герои, и места для зрителей. Руководитель группы играет рольведущего ток-шоу, он имеет право вводить новых действующих лиц, останавливатьдействие, организовывать рефлексию участников драматизации на определенныхэтапах разыгрывания. Действующие лица организуют взаимодействие в соответствиис заданными ролями на сцене. На первом этапе в драматизации участвуют только основныедействующие лица, по мере разворачивания действия руководитель можетпредоставлять слово другим участникам.
Вариантситуации, который зачитывается всей группе:
Вчетырехкомнатной квартире проживают три семьи: в одной комнате -родители (матьи отец — старшее поколение), в другой — старший сын с женой и дочерью, втретьей — младший сын с женой.
Первоначальностаршее поколение дружно жило с семьей старшего сына, приняло беременнуюневестку (до этого она проживала в другом городе), дедушка с бабушкой помогалирастить внучку.
Семьястаршего сына по инициативе его жены подала заявление в суд на раздел квартиры,претендуя при этом на две комнаты. Родители согласились разделить лицевой счети выделить одну комнату площадью 10 кв. м. Конфликт затянулся, заявленияпереходят из одной инстанции в другую. Эта ситуация остро переживается ееучастниками. Семья старшего сына запретила внучке общаться с бабушкой идедушкой. Отец пережил инсульт и получил инвалидность. Братья не общаются.
Дополнительнаяинформация для жены старшего сына (зачитывается только исполнительнице роли):она обижается на свекровь, которая постоянно ее контролировала/> в ведении домашнего хозяйства и в воспитании дочери,и не скрывает своей обиды, считает, что родители мужа настраивают его противнее, разрушают семью. Выделение одной комнаты не дает возможности разменятьквартиру.
Дополнительнаяинформация для младшего сына: при разделе квартиры у него не остаетсявозможности получить собственное жилье.
Разыгрываниеситуации начинается с диалога свекрови и невестки, постепенно вводятсяостальные действующие лица.
Задачаведущего — стимулировать поиск выхода из конфликтной ситуации, организуяпереговоры, не затрагивая юридическую сторону вопроса. В ходе ток-шоуцелесообразно предлагать высказывать мнения участникам группы, исполняющим ролисоседей, друзей, сослуживцев участников конфликта, представляющим разные точкизрения.
Послезавершения драматизации проводится деролинг (снятие ролей) участников.
Вобсуждении анализируются ложные мотивы и представления каждого участника,испытываемые ими чувства, их влияние на динамику конфликта. Важно прийти квыводу, что конфликты часто содержат небольшое ядро подлинно несовместимыхцелей, окруженных толстой мантией искаженного восприятия мотивов и целей противника.
Послеток-шоу целесообразно провести динамическое упражнение с целью эмоциональнойразрядки. Это может быть модификация игры «Испорченный телефон».
Упражнение«Испорченный телефон».
Из числаучастников выбирается 7-9 человек, которым дается инструкция: «Сейчас одному изоставшихся в помещении членов подгруппы (остальные выйдут за дверь) я прочтунебольшой отрывок литературного текста. Задача оставшегося участника — максимально близко к тексту пересказать все, что удалось запомнить, следующемучлену группы, который войдет в комнату. Эта информация поочередно должна бытьпередана всем стоящим сейчас за дверью. Вносить свои интерпретации иподробности нельзя».
Оставшиесяв комнате члены группы при полном молчании отмечают, как утрачивается иискажается информация при передаче ее от одного человека другому.
Текстдля упражнения (автор М.Р. Битянова):
«Генривышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была сераяшляпа, в руках он держал трость. Он шел на свидание с той самой дурнушкой избара, рыжей Бетси.
Встречуона назначила в неживописном месте (под часами на старой площади).
Генри иБетси отправились в лагуну. Здесь они быстро договорились с владельцем староймоторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточномнаправлении. Но не успели они перекинуться и парой многозначащих и игривыхфраз, как увидели быстро идущую им наперерез новую белую лодку с широкойкрасной полосой.
Генрибыстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздалсяхлопающий звук, и Бетси уткнулась лицом в мокрое днище...»
Информациядля ведущего: особенность передачи данного текста состоит в том, что чаще всегоэта история обрастает новыми смыслами, связанными с хлопающими звуками,падением Бетси и пр.
В ходеобсуждения в группе следует отметить, как происходила утрата важной информациии обрастание простого текста новым содержанием.
Упражнение«И тут вы ему говорите».
Цель:дать возможностьучастникам группы почувствовать себя в разных коммуникативных техниках, найти поведенческиеходы, которые делают каждую технику успешной и субъективно привлекательной(владение всеми тремя позициями — важный залог гибкого, конструктивногоповедения в общении).
Группаделится на тройки. В каждой тройке участники получают роли игрока, подыгрывающегои наблюдателя.
Инструкцияигроку. Ситуация,которую я вам опишу, предполагает диалог с другим персонажем. Его роль будетисполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза.Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху» — давите, требуйте,грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себяваш партнер, постарайтесь все время лидировать, быть «над ним». Через 3-4минуты остановите диалог, немного помолчите и начинайте игру с позиции «снизу» — заигрывайте, просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите вположение другого человека, и так 3-4 минуты, а затем после небольшой паузыпобудьте в позиции «на равных». Найдите верный тон, нужную позу,доброжелательные и уверенные слова.
Инструкцияподыгрывающему. Вотличие от игрока вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь,максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, а после этогореагируйте на его слова так, как вам хочется. Если он вас разозлил -злитесь,обидел-обижайтесь, если его реакции растрогали вас — уступите своим добрымпорывам. Будьте максимально искренни. Желательно фиксировать, какие именнослова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялосьотношение к партнеру.
Инструкциянаблюдателю. Вашазадача — фиксировать развитие диалога, особенности поведения, развитие сюжета,а также следить, чтобы партнеры выполнили свои инструкции. Если вы считаете,что игрок не выполняет свою задачу, уходит в другую социальную роль, вы имеетеправо остановить игру.
Послепроведения первого цикла меняются роли. Для обсуждения даются следующиеситуации:
· Ваш коллегапопросил у вас на несколько дней «посмотреть» ценные рабочие материалы. Вернултолько через неделю в неприглядном, местами нечитабельном виде. И тут вы емуговорите...
· Вы-страстныйлюбитель тюльпанов, выращиваете у себя на участке редкие сорта, приобретаетелуковицы за очень приличные деньги. У соседки, с которой у вас нормальныеотношения, есть собака — спаниель
· Вы купили на рынкепонравившуюся вам блузку, придя домой и примерив ее, вы обнаружили, что она негармонирует ни с одной вещью в вашем гардеробе, да и внутренняя обработка вампоказалась некачественной.
Упражнение«Паровозики».
Цель:физическая иэмоциональная разгрузка, а также предоставление возможности участникам группыпочувствовать наиболее эмоционально комфортное положение для себя.
Группаделится на тройки. Участникам предлагается положить руки на талию впередистоящего человека. Первый изображает паровоз, как в детской игре(«чух-чух-чух...»). Остальные участники молчат. Все команды передаются черезруки. Первым в тройке стоит «паровоз», он абсолютно пассивен и едет туда, кудаего направят. Второй участник, находящийся в середине тройки, — «пассажир» — едет себе, глядит в окно, думает о своем, повлиять на движение он не может, нои опасность ему никакая не грозит. Третий участник, стоящий последним, — «машинист». Он отвечает за все: за то, чтобы состав двигался, не врезался и нестолкнулся с другими составами, чтобы пассажиру было комфортно путешествовать.На речевые команды «паровоз» не реагирует. Попытки врезаться в другие«паровозы» пресекаются. Движение продолжается две-три минуты. Затем ведущийпросит тройки перестроиться: «пассажир» становится «паровозом», а «паровоз» — «машинистом».
Рефлексия занятия.