Реферат по предмету "Психология"


Семья как источник психической травмы у ребенка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Педагогики и психологии»
Дисциплина
«Основы психологии семьи и семейного консультирования»
СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У РЕБЕНКА
Курсовая работа
БРАТСК 2009
/>Введение
Тема данной курсовой работы семья как источникпсихической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многиеотечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский,И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни,З. Фрейд и др.
С самого рождения человек попадает в общество. Наразвитие человека оказывает влияние множество различных факторов, какбиологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим настановление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношенийв семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мирположительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения сокружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшембудет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку оченьмногое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи сродителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной темы невызывает сомнения.
Тема взаимосвязипсихологической атмосферы в семье и психического развития ребенка,рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживаетвнимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, преждевсего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годомвозрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признакипсихического нездоровья.
Целью работы является изучениедетских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.
Объектомизучения выступает семьяи ее роль в психическом развитии ребенка.
Предметом же данной работы, исходяиз цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка.
На основе изученной литературыпо данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьивлияет на психическое развитие ребенка.
Для подтверждения илиопровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.     Проанализироватьтеоретические источники по выбранной проблеме.
2.     Выбратьметоды и методики исследования.
3.     Провестиэмпирическое исследование.
4.     Составитьрекомендации по выявленным проблемам.
5.     Представитьвыводы по итогам проведенной работы.
Методологической основойданной работы стали разработки в области семейной психологии и психологииразвития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк,которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.
Исследование было реализовано с помощьюследующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностическийметод – тестирование. Обработка данных происходила на основе количественногоанализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.
Для исследования использовался рад методик,таких как – висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейнойпсихотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина,Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г.,Юстицкиса В., опросник «Шкала семейнойадаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.
1. Влияние семьи на развитиепсихологической травмы1.1     Понятие психической травмы
Психическая травма – это аффективное отражениев сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящееи отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностнонеповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способновызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его сэтически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах,внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях иутратах. Психическая травма – одновременно объективный и субъективный феномен.Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний;субъективность ее – в индивидуально различном, личном характере переживаний,когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другогозатрагивает только вскользь, непродолжительное время.
Психическая травма как психологическое понятиевключает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых,неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более илименее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательнымэмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличиеотрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма невсегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным,внутренним характером переработки эмоций.
Далеко не всегда психическая травма какэмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесьсрабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.
Психическая травма не всегда детерминированавнешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте,особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям иущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками иотличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психическойтравмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности длядисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этихслучаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личностиродителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, напроисхождение внутреннего конфликта при неврозах.
Большинство работ психотерапевтического планапосвящены психической травме взрослого человека и работе с ней. Чрезвычайномало работ, касающихся анализа психической травмы и ее ближайших последствий уребенка, тем более ребенка дошкольного возраста.
Специалисты, работающие в этой области, выделяютразличные причины психической травматизации. Так, Е. Петрова выделяетследующие типы процесса травмирования:
-          травмы физического типа (ситуации,затрагивающие тело человека и его физический мир);
-          травмы нарциссического типа (зонаотношений с другими людьми и формирования субъектности);
-          травмы, касающиеся системы социальныхотношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социальногоили физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий ипрочего.
Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются вмедицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых былазатронута витальность. Это, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильнаякатастрофа, террористический акт и т.д.
Для ребенка дошкольного возраста существенносохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источникомфрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводомдля травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу,передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любоеизменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.1.2     Семья как фактор психологической травмы
Патогенная ситуация может возникнуть в самыхразличных взаимоотношениях человека: служебных, трудовых, учебных и т.д.Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых длячеловека. Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности идалее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенныхситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных отношений в системевзаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшегоразвития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболееважных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо вбольшей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события всфере трудовой деятельности, соседских отношений и др.
2. Многосторонностью семейных отношений и ихтесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения,сексуально-эротическая сфера жизни семьи – все они теснейшим образом взаимосвязаны.Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из нихвызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенностисемьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у члена семьи при попыткеизбежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно,уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в томчисле и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию состороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.
Психические травмы семейной этиологии, как илюбые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В тоже время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятныепредпосылки для формирования психических травм, действующих длительно,повторяющихся часто и закономерно.
Особую значимость при анализе участия семьи впсихической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет местоустойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношенийв данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую.Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех илизначительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытываетчувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловленои отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностныхотношений – удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такоетравматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостьюи, следовательно, неблагоприятным воздействием.
Обобщение литературных данных об участии семьив этиологии различных нервно-психических расстройств показывает, что средимногочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний особо важнуюроль играют четыре вида состояний:
1. Состояние глобальной семейнойнеудовлетворенности. Патогенная семейная ситуация, обусловливающаявозникновение данного переживания, – это резкое расхождение между осознаваемымиили неосознаваемыми ожиданиями человека по отношению к семье и действительнойжизнью семьи. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации(осознаваемой или неосознаваемой). Фрустрация в соответствии с общепсихологическимизакономерностями ее проявления порождает многочисленные последствия (вчастности, обусловленные действием разнообразных защитных механизмов). Частьэтих последствий при их достаточной выраженности и наличии определенныхличностных особенностей приводит к различным психогенным заболеваниям.
2. «Семейная тревога». Специфические состояниянередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного изчленов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что онапроявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи.Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений,в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно нераспространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность,родственные, межсоседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», какправило, лежит плохо осознаваемая неуверенность человека в каком-то очень длянего важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствахдругого супруга, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство,которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует егопредставлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувствобеспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье,направить его в нужном направлении.
3. Семейно-обусловленное непосильноенервно-психическое и физическое напряжение;
4. Состояние вины. Чувство вины по отношению кдругим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительнойинтенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании схарактерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором.Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой дляокружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которыевозникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи какобвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и неявляется.
Семейно-обусловленное непосильноенервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическоенапряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большоезначение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И.П. Павлова.Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источникиперенапряжения:
– перенапряжение тормозного процесса,
– подвижности нервных процессов,
– столкновение противоположных процессов,
– сшибка.
Семья участвует в формировании непосильногонервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:
1. Создавая для человека ситуации постоянногопсихологического давления, трудного или даже безвыходного положения.
2. Создавая препятствия для проявления членамисемьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей.Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениямичлена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, темзначительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувствафрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, это чувства, потребности, которыесемья должна удовлетворять (индивид связывает удовлетворение таких потребностейименно с семьей), однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает.
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликту человека. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей учеловека прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями ивозложением на него ответственности за их разрешение.
Таким образом, семейно-обусловленныепсихотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредствекоторого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическоеили соматическое расстройство человека.
Семья как фактор, определяющий реакцию человекана психическую травму. До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказываласьнепосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявлениетакой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь междунеудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с однойстороны, и различными нервно-психическими расстройствами – с другой.
Между тем это лишь небольшая часть из всехпутей, какими семья может участвовать в психической травматизации. Во-первых,семья – не единственный источник последней. Патогенные ситуации могут складыватьсяи вне семьи. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне.Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяячувствительность человека к травме, его способность противостоять ей и выбориндивидом способа «переработки» ее. Все эти моменты, во-вторых, могут иметьместо и тогда, когда семья является основным источником травматизирующегопереживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и, в силу другихсвоих особенностей, определяет чувствительность к травме и упомянутыеособенности реагирования человека на нее.
Существует целый ряд путей, которыми семьяможет оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из такихпутей:
1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена кпсихической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различноетравматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», т.е. личностных особенностейчеловека, определяющих его чувствительность к травме. Существует обратнопропорциональная зависимость между ранимостью нервной системы и массивностьюпсихической травмы, необходимой для развития болезни. Чем ранимее нервнаясистема, тем менее интенсивная травма приводит к нарушению ее деятельности. Этоположение было распространено на взаимосвязь реакции и почвы в целом, выдвинутаконцепция континуума реакции – почвы, в соответствии с которой указанная связьмежду травматизирующим воздействием и почвой характерна для любогопатологического процесса.
Семья выступает в качестве факторасенсибилизации различными путями:
-          через формирование неспособностипротивостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе нетравмирует подростка. Однако оно делает его чувствительным по отношению кфрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно также гипоопека (скрытая безнадзорность) сама по себе не травмирует психику. Нопри этом затрудняется формирование волевых качеств личности. Этосенсибилизирует ее, делает уязвимой, например для алкоголизации;
-          через воздействие на психическуюсопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не толькобыть фактором травматизации, но и ослабить способность человека сопротивлятьсясамым различным психотравмирующим явлениям;
-          через формирование представлениячеловека о патогенной ситуации и ее оценку. В.Н. Мясищев неоднократноуказывал на огромное значение представления человека о патогенной ситуации иоценки им этой ситуации.
Семья играет важнейшую роль в формированиипредставления ее членов о самых различных сторонах действительности. Всоответствии с этим могут складываться ситуации, когда представление человека оних, сформированное под преимущественным воздействием членов семьи, объективнооказывается травматизирующим. Так, для подростка с пограничной умственнойотсталостью неудачи в учебе сами по себе не являются патогенной ситуацией.Однако они становятся таковыми в силу определенного отношения к этим неудачамвсей семьи и особенно родителей, возлагавших на него какие-то надежды.Подросток принимает точку зрения семьи, и в силу этого ситуация приобретаетпсихотравмирующие свойства.
2. Семья как фактор, закрепляющий действиепсихической травмы («хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи).Психическая травма может вызвать различные реакции как самого человека, так и семьи.В одних случаях это реакции противодействия. Они направлены на скорейшуюликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакция можетбыть прямо противоположной. Она так или иначе стимулирует травму, утяжеляет ее,затрудняет ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма«хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствияаккумулируются. Это проявляется в том, что при повторяющихся травмах новаявозникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей.Поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.
3. Роль семьи в формировании индивидуальныхспособов противодействия травме. Психическая травма ставит человека переднеобходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональныеметоды противодействия, защитные (вытеснение, проекция), деструктивные (инфантилизация,фиксация). Семья, как правило, играет большую роль в «выборе» способов реакциина травму:
через представления членов семьи о трудностях и«правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Так,воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» (кумир семьи) в семье, котораяк тому же поощряет демонстративное поведение, предопределяет во многом способреакции подростка на психическую травму. Это будет демонстративная реакция.
Таким образом, семья выступает в качествеважного источника психической травматизации. Это прежде всего непосредственноеучастие. Семья – один из наиболее значимых источников психогенных переживанийличности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи впроцессе травматизации, в силу которых она определяет уязвимость своих членов поотношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость ктерапевтическим воздействиям.1.3     Воздействие психологического климатасемьи на психику ребенка
В семейном окружении, в общении, в диалогеразных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременносущественно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семьячасто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества;она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этомиспытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеютважнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуальногосостояния и направлений будущего развития.
Родительские отношения, внутренний климатсемьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свойотпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер,мировоззрение, жизненную позицию и т.д.
Рождаясь ребенок попадает в новый мир иприспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера егоокружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы насобственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходитвокруг него.
Как мы видим травматизация ребенка можетначаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типытравмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:
1. Детство – образ мира и родительские фигуры.
Отсутствие семейного воспитания илипатологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье,непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей,воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могутпривести к психологической травме.
Основные проявления:
– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можнонадеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близкимотношениям, незащищенность и др.).
– Трудности в создании семьи, построениигармоничных семейных отношений.
– Трудности в религиозной жизни – неспособностьпринять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».
2. Подростково-юношеский возраст. Травма,связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.
Основные проявления:
– Неприятие своего физического облика,неверие в свои силы и возможности.
– Нежелание и неумения контактировать слюдьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.
– Неприятие своего пола; неадекватные полусексуальные влечения.
– В религиозной жизни – уныние, отсутствиерадости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.
3. Взрослость. Травма, связанная с принятиемреальности.
Основные проявления:
– Уход в грезы, ложные представления ожизни, которые человек не хочет пересматривать.
– В религиозной жизни неприятие реальностиможет проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемыйрезультат в ответ на молитву.
Так же можно выделить некоторые типыиндивидуальных травмирующих обстоятельств.
1. Развод родителей.
Основные проявления:
– Неконструктивное чувство вины.
– Чувство разрушения мира, обесцененностьдетских воспоминаний.
– Трудности в создании семьи, слабаяценность семейных отношений.
2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое)насилие.
Основные проявления.
– Неконструктивное чувство вины.
– Отождествление с насильником людей,соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.
– Конфликтность, аффективность.
– Иррациональные страхи.
3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется нетолько у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнениирешения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).
Основные проявления.
– Депрессия, иногда- в годовщины аборта.
– Нарушение семейных отношений.
– Неприязнь к многодетным женщинам, иногда– к детям вообще.
– Повышенная требовательность к детям,чувство «собственности».
– У детей, особенно, если они знают илидумают, что их «не хотели» – переживания бессмысленности или случайностижизни.
4. Школьная травма.
Основные проявления.
– Неприязнь к любому обучению, иногда, кобразованным людям.
– Неверие в свои силы.
– Психологические барьеры по отношению ккакому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.
– Из описания основных проявлений,выделенных эмпирически, можно выдвинуть предположение о большойраспространенности людей. Переживших психологические травмы, и не преодолевшихих последствия в течение длительного времени.
Стоит так же отметить тот факт, что психологи ипсихиатры выявили наличие еще одного существенного фактора–качестваэмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которойона вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения,которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и егоклеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся напротяжении всей последующей жизни. Однако ребенок подвержен воздействию толькосильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнестиплохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшуюмодель общения. Таким образом становится понятно, что климат семьи оказываетсерьезное воздействие на ребенка начиная уже с внутриутробного развития.
На основе изученных теоретических источниковбыло выяснено как психологической климат в семье может повлиять на образованиепсихологической травмы у ребенка. Так же было рассмотрено само понятие психологическойтравмы, основные причины её возникновения и влияния на жизнь человека вдальнейшем.
Так же было рассмотрено влияниепсихологического климата на членов семьи, его негативного воздействия идальнейшего влияния на формирование неврозов, отклонения в поведении,деленквентного поведения и так далее.
В третьей части главы представлено влияниевнутрисемейного климата на ребенка и доказано влияние семейных отношений напсихику ребенка в период внутриутробного развития, что было необходимо дляорганизации практического исследования.
По мнению ряда авторов, таких как В.С. Торохтий,Вирджиния Сатир, Е.Г. Силяева и других, именно нарушение взаимоотношениймежду супругами характеризует семьи с неблагоприятным психологическим климатом,и являются его основной причиной. Исходя из этого мнения, можно предположить,что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностноговзаимодействия между ее членами – явления, напрямую зависящие друг от друга, тоесть неудовлетворение членами семьи потребностей друг друга, непониманиевнутренних переживаний супруга или супруги, эмоциональная отрешенность, частыеконфликты, бескомпромиссное различие интересов и так деле, приводит кобразованию психологически нездоровой семьи.
2. Исследование влияния семейныхотношений на развитие психической травмы у ребенка 2.1 Описание исследования
При анализе литературы нам удалось выяснить,что внутрисемейный климат, отношения между супругами, уровень ихудовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказатьсяна формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье.Как известно формирование психики ребенка начинается уже в периодвнутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятныйпсихологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия междуее членами могут негативносказаться на психике новорожденного ребенка.То есть конфликтные ситуации между супругами, низкий уровень эмпатии,неудовлетворенность интересов и т.д. негативно сказываются на психическомсостоянии будущей матери, а следовательно и ребенка.
Цель данного исследования состоит в следующем:выявить насколько межличностное общение между супругами способствует созданиюкомфортной атмосферы в семье, выявить уровень тревожности членов семьи, пронаблюдатьуровень сплоченности семьи и её адаптивность. Так же по итогам полученныхданных предполагается составление необходимых рекомендаций для данной семьи сцелью улучшения психологического климата данной семьи.
Для успешной реализации цели были поставленыследующие задачи:
1.  Исследовать уровень общения семьи.
2.        Исследовать сплоченность и адаптивностьсемьи, как показатель уровня психологического климата.
3.  исследовать уровень тревожности семьи.
4.        По итогам полученных данных разработатьрекомендации по улучшению психологического климата данной семьи.
Объектом исследования является психологическийклимат в семье.
Предмет исследования: влияние психологическогоклимата на психику ребенка.
Исследование проводилось в период с 10 мая по15 мая 2009 года в молодой семье проживающей в п. Гидростроитель городаБратска.
Состав семьи – 2 человека
Возраст супругов:
Супруга
Супруг
Семейный стаж 3 года
Общий стаж совместного проживания 6 лет
Образование:
супруга:
супруги:
Место работы:
супруга:
супруги:
Условия проживания: съемная квартира
Средний ежемесячный доход 20000 рублей.
2.2 Обоснование выбора методов и методик исследования
Методологической основойданной работы стали разработки в области семейной психологии и психологииразвития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк,которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.
Исследование было реализовано с помощьюследующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностическийметод – тестирование, так как тест – это стандартизированное задание или особымобразом связанные между собой задания, которые позволяют исследователюдиагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, егопсихологические характеристики. В результате тестирования обычно получают некоторуюколичественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемойособенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийсяуровень некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либосравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделениязакономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведенияданного исследования. Обработка данных происходила на основе количественногоанализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.
Исследование было проведено путемдиагностирования семьи и обработки полученных данных. Для проведениядиагностики использовались эмпирические психодиагностические методы, такие как,метод тестирования. При итерпритировании данные полученные в ходе тестированиясемьи сравнивались с данными нормы предлагаемые в методиках. Результатом сталаобщая картина психологического климата изучаемой семьи.
Для исследования уровня взаимоотношений междусупругами, а также психологического климата данной семьи использовался метод тестирования,так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанныемежду собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать мерувыраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологическиехарактеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результатетестирования обычно получают некоторую количественную характеристику,показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощьютестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства вобъекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другимипоказателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтомуданный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.
Для исследования использовался рад методик:
1.        Висбаденский опросник к методупозитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана,X.Дайденбаха.
2.        Опросник «Особенности общения междусупругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская.
3.        Опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.
4.        Опросник «Шкала семейной адаптации исплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.2.3Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы уребенка
Результаты исследований семьи представлены нижев таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами» Доверительность общения Взаимопонимание Сходство во взглядах Символы семьи Легкость общения Психотерапевтичность общения супруг Себе 3 Себе 3 2,3 3,3 3,5 3,1 Партнеру 2,5 Партнеру 1,8 супруга Себе3,6 Себе 2,6 2,3 3,1 3,1 3,1 Партнеру 2,6 Партнеру 2,3
Оценка баллов:
1. Низкий 1 – 1,9
2. Средний 2 – 2,9
3. Высокий 3 – 3,9
4. Очень высокий 4
Средний общий балл семьи составил 2,8. Чтоможет говорить об уровне общения чуть выше среднего.
Таблица 2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» чувство вины в семье тревога нервно-психическое напряжение супруг 2 4 4 супруга 2 5 5 Диагностическое значение 5 5 6
Как можно увидеть из результатов опросника всемье повышены уровни тревоги и нервно-психического напряжения, что можетговорить о неспокойной обстановке в данной семье.
По результатом опросника «Шкала семейнойадаптации и сплоченности» (FACES‑3) можно сделать вывод, что семья имеет хорошийуровень сплоченности 73 балла и средний уровень адаптации 51 балл.
Оценка среднего балла с точки зрения уровнясплоченности и адаптации в семье:
0–19 – очень низкий
20–39 – низкий
40–59 – средний
60–79 – высокий
80–100 – очень высокий
Результаты исследования представлены вприложении.2.4Анализ результатов исследования
В результате полученных данных можно говорить одостаточно благоприятном психологическом климате в данной семье.
По результатам основной методики можно увидеть,что ответы супругов практически совпадают, за исключением некоторых пунктовтаких как:
Таблица 3. Сводная таблица ответов Висбаденскогоопросника к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)Баллы min средн max 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 Аккуратность небрежный X Z педантичный 2 Чистоплотность неряшливый X Z опрятный 3 Пунктуальность непунктуальный X Z сверхпунктуальный 4 Вежливость бесцеремонный X Z учтивый 5 Честность, искренность скрытный Z X искренний 6 Усердие, деятельность ленивый X Z скерхстарательный 7 Обязательность необязательный Z X обязательный 8 Бережливость расточительный X Z скупой 9 Послушание послушный X Z самостоятельный 10 Справедливость несправедливый X Z справедливый 11 Верность неверный X Z верный 12 Терпение нетерпеливый Z X терпеливый 13 Время успевающий Z X неуспевающий 14 Контакты замкнутый Z X общительный 15 Доверие подозрительный Z X доверчивый 16 Надежда отчаявшийся Z X надеющийся 17 Нежность, сексуальность отвергающий Z X зависящий 18 Любовь требовательный Z X балующий 19 Вера (религия), смысл безразличный X Z верующий 20 Тело (ощущения) здоровье X Z психосоматические нарушения 21 Профессия (деятельность) дезорганизация X Z «бегство» в работу 22 Контакты замкнутость Z X «бегство» в общение 23 Фантазии (будущее) отсутствие Z X «бегство» в мечты 24А Я-мать отвержение X Z принятие 24Б Я-отец отвержение X Z принятие 25 ТЫ отчужденность X Z единство 26 МЫ замкнутость Z X общительность 27 ПРА-МЫ безразличие ZX фанатизм /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Так же мы видим, что в семье достаточно низкийуровень взаимопонимания, присутствует напряжение и достаточно высокий уровеньтревожности. Так же с позиции мужа мы видим, что он считает, что супруга не понимаетего и может быть как следствие пытается решать свои проблемы уходя в творчествои фантазии.
Так же не может быть не замечен уровеньотношения супружеской пары к родителям. Как мы видим у обоих супругов он нижесреднего показателя, что может говорить о достаточно напряженных отношениях состаршим поколением. Так же видно что у мужа этот показатель минимален, чтоможет свидетельствовать о конфликтных отношениях отца с сыном.
Исходя из данных опросника «Шкала семейнойадаптации и сплоченности» можно сделать вывод что семья достаточно устойчива иудовлетворенность браком у супругов достаточно высокая.
Таким образом можно сделать вывод, чтовыбранная для обследования семья более или менее гармонична и серьезнойпсихической травмы ребенку нанести не может.
Тем не менее для устранения некоторыхвыявленных проблем мы можем предложить данной семье некоторые рекомендацииследование которым, по мнению автора, помогут разрешить эти проблемы.Рекомендации для улучшения психологического климата в семьеи взаимопонимания супругов
1. Урегулировать отношения с родителями.
1.1. Мужу по необходимости посетить семейногопсихолога с целью разрешения конфликта с отцом.
1.2. Устраивать семейные встречи, праздники ивечера, поскольку для ребенка важно взаимодействие поколений.
1.3. Обсудить со своими родителями возникшиеразногласия, определить уровень их вмешательства в жизнь молодой семьи.
2. Чередовать времяпровождения в компаниидрузей и в семейном кругу.
2.1. Установить день, который супруги будутпроводить вместе и использовать его для совместных походов на культурныемероприятия, совместные вечера, ужины и т.д.
2.2. Создавать как можно больше семейныхтрадиций таких как семейное чтение, домашний театр, совместное творчество ит.д.
2.3. Создание общей компании в которой обасупруга будут чувствовать себя комфортно.
3. Совместное ведение хозяйства.
3.1. Создать семейный совет и решать всепроблемы вместе, например распределение семейного бюджета, совместный отдых,крупные покупки и т.д.
4. Решение возникающих конфликтов, а не уход отних.
4.1. Совместно обсудить все существующиеконфликтные ситуации и разногласия между супругами, обсудить привычки другдруга и найти компромисс. По необходимости обратиться за помощью к семейномупсихологу.
5. Завести «золотые правила семьи» и ритуалы.
5.1. Вырабатывать в себе привычку делать другдругу комплименты, желать доброго утра, говорить спасибо и т.д.
6. Разделить семейные обязанности и не забыватьих выполнять
7. Стараться принимать супруга таким какой онесть, а не оценивать его постоянно с плохой или хорошей стороны.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций мынадеемся, что супруги значительно улучшат климат в своей семье и со временемвыдут на новый, более высокий уровень отношений.
По результатам проведенного исследованияудалось установить, что психологический климат в семье зависит отвзаимодействия супругов, насколько гармонично они строят свой быт, какобщаются, как решают возникшие проблемы и как влияют на отношения в семьетравмы из прошлой, досемейной жизни.
Автор считает поставленную цель исследованиявыполненной, поскольку были удовлетворены все задачи, а именно:
– выявить влияние межличностного общениямежду супругами на создание комфортной атмосферы в семье,
– выявлен уровень тревожности членов семьи,
– рассмотрен уровень сплоченности семьи иеё адаптивность.
По результатам полученных в ходе исследованияданных были составлены рекомендации для решения проблем данной семьи.
Заключение
 
По результатам проделанной работы можно сделатьвывод о непосредственном влиянии психологического климата семьи на психическоеразвитие ребенка, в том числе и внутриутробное. Так же на основе практическогоисследования мы смогли подтвердить, что проблемы из прошлого влияют нанастоящую жизнь человека.
Так же была изучена методическая литература попоставленной проблеме и установлены причины психологической травмы у человека.Как удалось установить на формирование психологической травмы влияет множествофакторов в зависимости от них характеризуется и тип травмы:
-          травмы физического типа;
-          травмы нарциссического типа;
-          травмы, касающиеся системы социальныхотношений и т.д.
Так же была установлена ведущая роль семье вобразовании травмы как фактора так и сенсибилизирующего фактора образованиятравмы.
На основании теоретического исследования былопроведено изучение молодой семьи ожидающей ребенка с целью предотвращенияобразования в семье психотравмирующей обстановки для чего по результатамисследования были составлены рекомендации основанные на выявленных возможныхпроблемах которые могут стать источниками ухудшения психологического климата всемье.
На основе всеговышеперечисленного, можно сказать, что цели и задачи, поставленные в начале,реализованы в достаточной мере, а также подтверждена рабочая гипотеза.
Список литературы
1.    Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П.,Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практическогопсихолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
2.   Бенджамин Колодзин. Как жить послепсихической травмы. «Шанс» 1997.
3.   Бернс Р. Развитие Я-концепции ивоспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.
4.   Буянов М.И. Ребенок изнеблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207 с.
5.   Василюк Ф.Е. Пережить горе., М.ИЗД. «НАУКА»; 2001 г.
6.    Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозыу детей и их лечение. Л., 1977 г.
7.    Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
8.    Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.С-Пб., 1998 г.
9.    Захаров А.И. Предупреждение отклонений вповедении ребенка. С-Пб., 1997 г.
10. Земска М. Семья и личность, М., изд.Прогресс, 1999, 133 с.
11.  Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.Л., 1984 г.
12.  Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психическихзаболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
13. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд.Питер, 2000, 992 с.
14.  Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
15.  Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
16. Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
17.  Лисина М.И. Общение и его влияние на развитиепсихики дошкольника. М., 1974 г.
18.  Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.М., 1997 г.
19.  Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологическийсловарь, 1990 г.
20.  Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
21. Посттравматическое стрессовоерасстройство. Конспект врача.Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центрздоровья детей РАМН. Наука №58. 99
22.  Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./,М., 1997 г.
23. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А.,М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
24. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова,И.В. Соколов. М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
25.  Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими.М., 1993 г.
26.  Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитиеличности М., 1988
27.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
28.  Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.