Федеральноеагентство по высшему образованию РФ
УГЛТУ
КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рефератпо предмету: «Психодиагностика».
Тема:«Систематическая десенситизация и имплозивные методики».
Екатеринбург2008.
Пл а н.
1. Систематическаядесенситизация.
1.1. Три этапа методикисистематической десенситизации.
1.2. Систематическаядесенситизация invivo(в реальной жизни).
1.3. Оценкаэффективности систематической десенситизации.
1.4. Факторы лечебногодействия систематической десенситизации.
2. Имплозивные техники.
1. Систематическая десенситизация.
Теоретическоеобоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Как синонимнередко используется термин «систематическая десенсибилизация». Метод основанна принципе реципрокного по-давления, который может быть сформулирован следующимобразом: страх может быть подавлен, если заменяется активностью, котораяантагонистична страху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов можетбыть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь междуэтими стимулами и реакцией тревоги».
Присистематической десенситизации негативное поведение, тревога, напряжениезамещаются позитивно окрашенной реакцией, релаксацией, спокойствием, чувствомконтроля над событиями и др. Поэтому ряд авторов называют систематическуюдесенситизацию техникой замещения.
Ктехникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особуюподгруппу, поскольку они замещают негативное, преимущественно с точки зренияокружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, такоекак алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведениеи др.
Техникизамещения показаны для работы с преувеличенными,нереалистическими негативными реакциями на объективно нейтральные илидаже позитивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля), но чаще всего они используются для работыс тревогой и страхами.
При систематической десенситизации клиент постепенно, систематически соприкасается сситуациями, вызывающими страх, приадаптивном поведении, котороенесовместимо с тревогой. Пациент обучается реагировать на эти ситуациидругим поведением, а не только тревогой,страхом. В результате он становится десенситизированным,десенсибилизированным по отношению к ним.
Работа склиентом начинается с интервью. Интервьюпроводится в атмосфере, создающей и углубляющей взаимное понимание,раппорт (контакт).
Задачи интервью — проанализировать историю болезни пациента, чтобы сделатьпонятным для обоих участников взаимодействияфакторы, которые способствовали и способствуют сохранению тревоги, страхов.Эта информация, проясняя модель болезни пациента, также позволяет решить,какой из методов терапии страхов будет избран.
Впроцессе интервью согласовывается цель терапии, последовательность работы сопределенными симптомами, определяется, скакими страхами в первую очередьнадо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациентаполиморфных фобий).
Цельтерапии —уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей. Поведенческий психотерапевтне ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента,достижение им более высокого уровняэмоционального и психологического функционирования и др. Эти задачинаходятся вне компетенции поведенческого терапевта.
1.1. Три этапа методики систематическойдесенситизации.
В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа:овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций,вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений оситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Остановимся на каждом этапе подробнее. Тренировка в мышечной релаксации проводитсяускоренным темпом сравнительно склассической методикой Джекобсона итребует около 8-9 сеансов. Методика прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону предполагает курстренировки: с помощью концентрации вниманиявыработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оноимеется, и чувство мышечного расслабления, а также снижение порога восприятия этих противоположных состояний мышц; обучение произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение в них незначительно.Для облегчения решения этих задач все мышцы тела делятся на 16 групп,Предоставляется инструкция, помогающаядобиться напряжения мышц данной группы.
1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.
2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовитенапряжение в двуглавой мышце плеча.
3. Недоминантная кисть и предплечье.
4. Недоминантное плечо.
5. Мышцы верхнейтрети лица: поднимите брови как можно выше.
6. Мышцы средней трети лица: сведите какможно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.
7. />Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти иотведите углы рта назад.
8. Мышцы шеи:наклоняйте подбородок к груди ив то же самое время препятствуйте этому, напрягая задниемышцы шеи.
9. Грудь, мышцынадплечий и спины: максимально сведите лопатки вниз и к середине.
10. Мышцы живота: напрягите максимально всемышцы брюшного пресса, как будто вас сейчасударят в живот.
11. Доминантное бедро: максимальнонапрягите передние и задние мышцы бедра.
12. Доминантная голень: максимальноподтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.
13. Доминантная ступня: согните ступнювнутрь, одновременно согните пальцы ступни.
14. Недоминантноебедро.
15. Недоминантнаяголень.
16. Недоминантная ступня.
Упражненияначинают с приобретения навыков дифференциации состояний максимального напряженияи возникающего вслед за этим физиологическогорасслабления. Упражнения обычно проводят в удобном наклонном кресле,иногда лежа на кушетке или даже на полу на матах. Положение тела должно бытьтаким, чтобы избежать напряжения отдельных мышечных групп, например, мышц спины.Все мешающее сосредоточению (галстук,тугой пояс, часы, обувь) должно быть устранено. Психотерапевт начинаетупражнение с 1-й мышечной группы. В течение 5-7 секунд пациент максимальнонапрягает мышцы, затем полностью их расслабляет и в течение 30-45 секундсосредоточивает внимание на возникающем расслаблении. В процесс занятий нанапряжение — расслабление психотерапевт помогает пациенту сосредоточиться наэтом ощущении, особенно при групповых занятиях. Например: «Сконцентрируйтесь намышцах правого предплечья и кисти,максимально сожмите кулак… Заметьте, как напряглись мышцы и в каких мышцахсуществует напряжение… Теперь расслабьтемышцы, постарайтесь полностью расслабить мышцы… улавливайте, как онирасслабляются все больше… сконцентрируйтесь на приятном чувстверасслабления… Заметьте, как параллельно развивается расслабление иуспокоение»,
Упражнениедля одной группы мышц может быть повторенонесколько раз, пока пациент не почувствует полного расслабления. Затем переходят к следующей мышечнойгруппе. В конце упражнения несколько минутможно отвести достижению полного расслабления всего тела. После занятий врач отвечает на вопросыпациентов.
Для успешного овладения методикой пациент должен выполнять упражнениясамостоятельно в течение дня дважды, затрачивая на каждое упражнение по 15-20минут. Последние упражнения лучше проводить в постели перед сном (табл. 1).
По мере приобретения навыка в расслаблении мышечные группы укрупняются, силанапряжения в мышцах уменьшается ипостепенно все более используетсяметод воспоминаний. Пациент научается различать напряжение в мышцах, припоминая, как запечатлелось у негов памяти расслабление в этой группе мышц, иснимать его, сначала несколько усиливая напряжение в мышцах, а потом — без дополнительного напряжения.
Описанныйвыше вариант методики Джекобсона получил название активной прогрессивноймышечной релаксации,поскольку при нем релаксация достигаетсячерез мышечное напряжение.
Впоследнее время все чаще используется другой вариант методики —пассивнаямышечная релаксация.При нем мышечное напряжение практически неиспользуется.
Техника заключается в следующем. Пациент занимает удобную позу, сидя на стуле,закрывает глаза, расслабляет все мышцытела. Запрещается перекрест рук и ног. Если он ощущает напряжение мышц вкакой-либо области, то предлагаетсянапрячь эту группу мышц и через предварительное напряжение достичь расслабления мышц. Потом проверить правильностьположения языка в полости рта. Ондолжен быть расслаблен и не касаться стенок полости рта.
Таблица 1
Примерная схема проведения занятий по методике Джекобсона№ занятий 'Группы мышц
Средняя
длительность
занятия
1,2,3
4, 5
6, 7
7, 8
16 мышечных групп
7 мышечных групп
1. Доминантная кисть, предплечье, плечо
2. Недоминантная кисть, предплечье, плечо
3. Мышцы лица
4. Мышцы шеи
5. Грудь, надплечье, спина и живот
6. Доминантное бедро, голень, ступня
7. Недоминантное бедро, голень, ступня
4 мышечные группы
1. Обе руки (кисть, предплечье, плечо)
2. Мышцы лица и шеи
3. Грудь, надплечье, спина и живот
4. Обе ноги
Повторение занятий с четырьмя мышечными группами
45-60 мин
20-30 минут
10-15 минут
10-15 минут
Далее пациент должен установить свободное, спокойное дыхание.Ему не навязывают какое-либо фиксированное соотношение между 4 фазами дыхания (вдохом, задержкой, выдохом, задержкой), он дышит спокойно,не спеша. После успокоения дыхания пациентупредлагается отбросить все посторонние мысли, если они есть, представить, как вместе с выдыхаемым воздухомони покидают его и вместе с ними его покидает напряжение.
Затем пациенту необходимо сконцентрироваться на ощущениях,возникающих в носу при дыхании, ощущении прохлады при вдохе и тепла привыдохе, сделать 10-42 вдохов и выдохов, ярко прочувствовать эти ощущения тепла и прохлады.
Потом надо обратить внимание, как эти ощущения могут опуститься по дыхательным путямдо уровня щитовидной железы. Если у пациентапоявились четкие ощущения прохладыи тепла в этой области, то он должен полностью сфокусироваться на области щитовидной железы, представить, будто он начинаетдышать через эту область, как будтоего нос, через который он обычноосуществляет дыхание, переместился в область щитовидной железы, сделать 10-12 вдохов и выдохов, ярко прочувствоватьощущение прохлады при вдохе и тепла при выдохе в этой области. Далеепереместить внимание на область солнечного сплетения и начать дышать через нее. Также хорошо ощутить прохладу в этой области при вдохе и тепло при выдохе.
Затемпациент кладет руки на колени ладонями вверх и представляет, что он дышит черезладони, также ощущая прохладу при вдохе итепло при выдохе. Потом дыханиеосуществляется через стопы. После чего ему предлагается мысленным взоромпросмотреть все тело и отметить, не задержались ли где-нибудь остаткинапряжения. Если таковые будут обнаружены,пациенту необходимо сконцентрироваться на них и представить, как черезэто место (исключая области сердца и головы) осуществляется дыхание.
Данный вариант методики осваивается относительно быстро.Овладение этой техникой дает возможность пациенту использовать дыхание для расслабления и снятия напряжения при проведении систематической десенситизации,а также в повседневных ситуациях.
Следующийэтап методики — составление иерархии ситуаций, вызывающих страх.
Практическоезначение иерархии состоит в том, что она позволяет работать со страхами малымишагами в определенное время. Если сравнить процедуру избавления от страха сподъемом по лестнице, иерархия делает лестницу доступной для подъема.
Составление шкалы начинается со следующей инструкции. Подумайте о наиболеесильном, приближающемся к панике, страхе, с которым мы будемработать, страхе, который вы реально испытывалиили можете вообразить, и оцените его в 100 (10) баллов. А теперь подумайте о ситуации, в которой этотстрах полностью отсутствует, выспокойны и поставьте 0 баллов. Затем вспомните ряд других конкретныхситуаций, в которых вы испытали этот же страх, но другого уровня.
Пациентупредлагается записать максимальное числоситуаций, в которых он испытывал страх. Список ситуаций должен быть достаточнодлинным, чтобы потом пациент имелвозможность проранжировать их по 100- или 10-балльной шкале. Меньшаяшкала не должна использоваться. Обязательным условием составления спискаситуаций является реальное переживание страха в такой ситуации в прошлом, то есть ситуация не должна быть придуманной (сконструированной).
Составление иерархии ситуаций страха в ряде случаевможет быть очень быстрой процедурой. Это бывает тогда, когда страхи простые и их возрастание связано содним параметром, например, с высотой. При других фобиях ведущий параметр такжелегко выделяется, например, страх пауков — с расстоянием до насекомого. Но часто фобии варьируют больше,чемпо одному параметру. Даже «простые» фобии могут различатьсяпо нескольким характеристикам. Ужеупомянутый страх пауков может зависеть от расстояния, размеров насекомого, его окраски и др. Чаще егоинтенсивность страха зависит от многих параметров объекта или ситуации страха.В таких случаях иерархию составляют, основываясь не на внешних характеристиках,а на оценке интенсивности возникающего у пациента страха. Поэтому при сложных фобиях иерархия ситуаций — это чаще всего субъективнаяшкала страха. Такая шкала делает понятным, почему в одном списке пациента могутоказаться ситуации, вроде бы имеющие между собой мало общего, например,нахождение в лифте и надевание на шею узкогоожерелья. Примеры таких иерархий представлены ниже.
Фобии, связанные но смертью,
1. Нахождение рядомс гробом покойника — 100.
2. Участие впохоронах на небольшом расстоянии от гроба— 90.
3. Участие в похоронах на отдалении от гроба— 80.
4. Получение известия о смерти молодого человека от сердечного приступа — 70.
5. Проезд мимо кладбища (в зависимости о расстояния) — 55-65.
6. Столкновение с похоронной процессией — 40-50.
7. Столкновение счеловеком, несущим похоронный венок — 30-40.
8. Получение информации о смертипожилого человека — 25.
9. Посещение больницы — 20.
10. Проезд или проход мимо больницы — 10.
11. Столкновение с санитарнымтранспортом — 5.
В связис тем, что у пациента могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающиестрах, делятся на определенное число тематических групп. Для каждой группыпациент должен составить список ситуаций от самых легких до самых тяжелых, вызывающихвыраженный страх.
Ранжированиеситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе сврачом. В случае если шкала будет иметь пропуски, то есть отсутствуютситуации, оцениваемые определеннымбаллом, надо предложить пациентуеще раз вспомнить и записать ситуации, которые будут сопровождаться страхамитакого уровня (например, при пропуске в шкале 5 и 6 баллов, примернооцениваемые в 5 и 6 баллов). После заполнения всей шкалы (или нескольких приполиморфных фобиях) второй этап заканчивается.
Собственнодесенситизация — третий этап методики.
Обсуждается общий план лечения, содержание контрольных сцен и методика полученияобратной связи от пациента о наличии у него тревоги после предъявленияпроблемных ситуаций. Чаще всего информация о тревоге дается путем подъемауказательного пальца правой руки. Такой способ получения обратной связииспользуется, поскольку во время сеанса все разговоры запрещены. Пациентинструктируется о необходимости сообщать о наличии у него малейшей тревогипосле любого представления ситуации.
Контрольной является сцена, связанная в прошлом опыте клиента с состоянием глубокогопокоя и расслабления. Например, представление себя лежащим на пляже, на берегуморя или реки, или лежащим в постели в состоянии полного расслабления, или сидящим в таком состоянии в кресле и т. д.Контрольная сцена используется, чтобы снять появившуюся тревогу иотвлечь внимание пациента от фиксации на предъявляемой сцене. Обучениепредставления контрольных сцен используется для облегчения воображенияпроблемных ситуаций из списка.
Циклначинается с представления цервой, ситуации из списка. Пациент представляетситуацию 5 — 7 секунд. Далее следует расслабление в течение 30 секунд. Потомпациент дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимаяуказательный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация втечение примерно 20 секунд, и весь циклповторяется вновь. При отсутствии тревоги цикл включает предъявлениеситуации, расслабление. Представлениеситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога невозникает после трех предъявлений, то переходят к следующей, более труднойситуации из списка.
Втечение одного занятия пациенту дается 2-4 ситуации из списка.
Если при переходе к более трудной ситуации из списка у пациентавновь возникает тревога, то продолжают работать и заканчивают сеанс на успешнойсцене.
Пациентинструктируется воображать сцену как можно ярче и живее, как будто он находитсяв ней реально, сохраняя при этом состояние глубокой релаксации. Чтобы облегчить представление сцены, терапевт предлагает пациенту зрительно вспомнить ее,постараться увидеть отдельные еедетали, максимально наполнить цветом и светом, как будто она находится прямо здесь, перед глазами, попробовать вспомнитьвсе запахи и звуки, которые сопровождали ее, оживить те ощущения в теле,которые отмечались при столкновении с этой ситуацией или объектом. Обучение умению включать наибольшее число модальностей восприятия для восстановления наиболее полного образа сцены обычно проводится наконтрольных сценах. Если эта задачарешена на контрольных сценах, топредставление сцен, вызывающих страхи, протекает без особых трудностей.
Средняяпродолжительность сеанса около 30 минут.Врач должен планировать сеанс так, чтобы иметь время на беседу дляобсуждения сложностей, кото/>рые возникают у пациента. Частотасеансов — в среднем 2 раза в неделю.
Чтобыуменьшить возможность пациента не сигнализировать о наличии тревоги, полезночерез определенные интервалы, напоминать ему: «Помните, что при появлениималейшей тревоги вы должны сигнализировать о ней». Однако отношение терапевта ксамому факту частоты предъявления тревоги должно быть нейтральным, не создаватьу пациента желания усиливать определенное поведение. Любой сеанс должензаканчиваться всегда на позитивном опыте, сцене, которая успешно преодолена.
В началеэтапа собственно систематической десенситизации пациент должен особоинструктироваться избегать искушения проводить одновременно с десенситизацией ввоображении десенситизацию в реальной жизни.
Систематическаядесенситизация может проводиться в группе. Тогда все осваивают прогрессивнуюмышечную релаксацию в группе. После составления индивидуальных списков иерархииситуаций, вызывающих страх, составляется список групповой иерархии ситуаций,вызывающих страх. При работе на третьем этапе при предоставлении сцен терапевториентируется на «слабейшего» члена группы. Если невозможно составить списокиерархии всей группы, то каждый член группы работает со своим списком.
Окончаниесеанса обычно проводят стандартным путем. Терапевт предлагает клиентамрасслабиться как можно полнее. Побыть в этом состоянии, пока не последуеткоманда открыть глаза (например, «постарайтесь оставаться в таком состояниипокоя и расслабления, пока я не сосчитаю до 5; когда я сосчитаю до 5, откройтеглаза, ощущая себя спокойным и отдохнувшим, 1 — приятное чувство покоя, 2 —приятное чувство спокойствия и восстановления сил, 3 — очень приятное чувствоспокойствия, 4 — чувство глубокого восстановления сил, 5 —открыть глаза».
1.2. Систематическая десенситизацияinvivo(в реальнойжизни).
Систематическаядесенситизация в воображении имеет ряд преимуществ по сравнению с систематическойдесенситизацией in vito.
Во-первых,она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в такие жеситуации в реальной жизни.
Во-вторых,при проведении систематической десенситизации в воображении можно представитьтакие ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни (например,ситуацию пожара, аварии, нападения с нанесением физических: повреждений и т.д.).
В-третьих,использование ее значительно экономит время терапевта и пациента, а такжеденьги (например, при страхе полета в самолетах).
Вместе стем она обладает рядом ограничений. Некоторые пациенты имеют трудности всоздании ярких воображаемых событий. Отчет о четкости представления сцены невсегда соответствует реальному положению дел, а у врача нет другого способаполучения информации о качестве представляемой сцены, кроме самоотчетапациента. Особенно искажается информация при представлении пациентомэмоционально неприятных сцен.
Ещеодним существенным недостатком систематической десенcитизации в воображении является не всегда происходящий эффектгенерализации на реальные ситуации.
Скоростьдесенеитизации негативных реакций в воображении происходит медленнее, чем in vivo.
Поэтомусистематическая десенситизация in vivo используется как следующий этапработы с пациентом после проведения систематической десенситизации в воображении. Но она может проводиться сразу безпрохождения этапа систематической десенситизации в воображении.
Техникасистематический десенситизации in vivo состоит также из трёх этапов.
Однакона первом этане пациент должен овладетьвариантом методикиДжекобсона, который получил название дифференциальнойрелаксации.Пациент долженнаучиться расслаблять только те группы мышц, которые не участвуют вреальном действии, а также расслаблятьучаствующие в реальном действий группымышц до степени, которая не мешает совершать действие.
Перед проведением третьего этапа(погружение реальные жизненные ситуации)пациент должен быть проинструктирован об опасности нарушать тренинг согласно установленной иерархии, перепрыгивая черезопределенные ситуации. Переход к следующей, ситуации в списке разрешается,только если пациент будет чувствовать себяуверенно в предшествующей. Нарушение иерархии ситуаций приводит к возобновлениюстрахов к уже десенситизированным ситуациям. Поэтому необходимы частые контактыс врачом, хотя пациент остается основным контролером собственного лечения.
Систематическаядесенситизация в реальной жизни составляет существенную часть программы лечениясексуальных дисфункций Мастерса и Джонсона. Вэтой методике сексуальное возбуждение используется как заместительтревоги, которая сама является поддерживающимфактором сексуальной дисфункции.
Припроведении этой техники пациент вовлекается в физический контакт только доуровня, при котором он начинает испытывать страх. Только когда пациент чувствуетсебя комфортно, он переходит к следующей ситуации из списка. Переход к ней требует в свою очередь более активного сексуальногоповедения. Это становится возможным, если пациент следует правилу:целью терапии является более яркий и приятный физический контакт, а несексуальное поведение.
Систематическая десенситизация in vivo проводимая с детьми, не предполагаетосвоения методики Джекобсона, то есть состоит только из двух этапов.
Вариантомметодики систематической десенситизации является контактная десенситизация,которая чаще используется при работе с детьми. Здесь также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапекроме побуждения врачом пациента к телесному контакту с объектом,вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом,не страдающим данным страхом; действий по составленному списку).
Еще одним вариантом десенситизации, приспособленным для лечения детей, является эмотивноевоображение. Приэтом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легкоотождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которыхучаствует этот герой. Врач при этом направляет игру ребенка таким образом,чтобы он в образе этого героя постоянносталкивался с ситуациями,вызывающими страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.
1. Составлениеиерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявлениелюбимого героя ребенка, с которым он бы легко себя идентифицировал.Желательно, чтобы это был сильный, активный герой, умеющий преодолевать опасности, не уходящий отних. Выяснение фабулы возможных действий,которые ребенок в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. При закрытых глазах ребенка просят вообразить ситуацию близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимогогероя, достигая отождествленияребенка с этим героем.
4.Собственно десенситизация. После того как ребенокдостаточно эмоционально вовлекается в игру, в фабулу действия вводитсяпервая ситуация из списка. Если при этом уребенка не возникает страх, продолжают развивать фабулу игры, переходя кследующим ситуациям, и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть проведена in vivo (в реальной жизни). Она состоит изтех же 4 стадий, но ролевая игра и десенситизацияпроводятся in vivo с возможным участием в игре терапевта и другихдетей.
1.3. Оценка эффективности систематическойдесенситизации.
Клиентыоценивают систематическую десенситизацию (десенсибилизацию) как весьма приемлемуюформу терапии. Такая оценка связана с тем, что они погружаются в ситуации страха только до уровня, при котором они чувствуют себя комфортно.
Систематическаядесенситизация может применяться при широком круге фобий, однако есть ограниченияв ее использовании. Если тревога и страх связаныс реальным дефицитом определенных навыков,охраняют человека от дезадаптивного поведения, то прежде чем приступатьк систематической десенситизации, пациентдолжен освоить соответствующие навыки, например, при страхе знакомства.
Систематическая десенситизация оказалась эффективной для решения таких проблем, какбоязнь экзамена, страх выступления перед аудиторией, социальные тревоги истрахи, сексуальные нарушения;
Систематическаядесенситизация эффективна при леченииразнообразных фобических состояний. Этот метод демонстрирует меньшую эффективность для упрочения нового адаптивного или изменения дезадаптивного,поведения.
Систематическаядесенситизация в классическом вариантебольше подходит для работы со взрослыми. Для применения этого метода у детей нужны определенныемодификации.
1.4. Факторы лечебного действия систематическойдесенситизации.
Многочисленные исследования посвящены вопросу о том,какие факторы лечебного действия определяют эффективность данного метода, какие из них являются необходимыми и достаточными для эффективного проведения систематической десенситизации.
Исследователи отвечали на этот вопрос, последовательно исключаяиз метода и сравнивая эффективность такой усеченной техники с полнойпроцедурой систематической десенситизации. Если эффективность оказывалась сравнительно одинаковой, тоисключенные условия оценивались как несущественные.
Этиисследования показали, что необлигатными компонентамитехники являются постепенное приближение к ситуации, вызывающей страх,заместительное поведение во время сеанса(например, релаксация), хотя ониявляются важными факультативными компонентамипроцедуры. В сравниваемых группах было показано, что систематическую десенситизацию можно начинать с предъявления наиболее стрессовых ситуацийиз списка, при этом эффективность такой сокращенной процедуры существенно неуступает полной процедуре. Также былопоказано, что систематическая десенситизация без мышечной релаксации может бытьстоль же эффективна, как и полная процедура.
Критическим компонентом систематической десенситизации является столкновение сситуацией, вызывающей страх (в воображенииили в реальной жизни) без испытанияреальных негативных последствий. Однако в реальной практике факультативныекомпоненты включаются в технику, поскольку дают пациенту большее ощущениеконтроля и позволяют легче преодолеть ситуации, когда из-за сильного страха ииспытываемых негативных эмоций возникает женив прекратить терапию.
Другимидостаточно значимыми факторами лечебного действия методики оказались: контакт с терапевтом,соответствие поведения терапевта ожидай ям клиента и некоторые другие.
2. Имплозивные техники.
Если присистематической десенситизации столкновениес ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценностьбыстрого столкновения, переживания сильнойэмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем онодлительнее, чем интенсивнее эмоциястраха, сопровождающая это столкновение,тем больше оснований назвать эту процедуру имплозивной.
В практической работе отнесение той или иной методики кимплозивной процедуре наводнения или десенситизации во многих случаях является условным. Всеметодики подобного рода можно представить в виде континуума, народном полюсекоторого находится систематическаядесенситизация, на другом наводнение. Параметры, по которым различаютсяэти полюса, следующие:
—быстрая илимедленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх;
—возникновениеинтенсивного или слабого страха;
—длительность иликратковременность столкновения.
Приметодике наводнения замещающее страх поведение(например, мышечная релаксация) не используется, поэтому пациент ненуждается в освоении методики прогрессивной мышечной релаксации.
Методикасобственно наводнениясостоитв том, что пациента побуждают столкнуться среальной ситуацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий (например, смерти от сердечного заболевания убольного с кардиофобическим синдромом или падения в обморок больного с агорафобическим синдромом и т.д.). Для этого пациент должен находиться в этой ситуации как можнодольше и испытывать как можно более сильную эмоцию страха.
Методиканаводнения эффективна только при выполненииряда условий. Во-первых, пациенты, имеющие органическую патологию,которая может резко ухудшиться под влиянием интенсивного эмоционального стресса, не должны подвергаться лечению спомощью этой методики (например, больные с ишемической болезнью сердца,бронхиальной астмой и др.). Во-вторых, с самого начала лечения пациент долженстать активным его участником. Ответственность за выбор именно этого методалечения принимает сам пациент. Для этогоперед началом лечения он должен получитьнеобходимую информацию о механизмах действия этого метода, о причинах длительности его страха. Обсуждаютсяконкретные задачи, которые пациент соглашается реализовать, возможнаяинтенсивность конфронтации со стимулом,вызывающим страх; преимущества быстрой или постепенной конфронтацииприменительно к данному конкретному пациенту. Должна быть исключена возможностьмеханизмов скрытого избегания. Так, при столкновении с реальной ситуацией пациент может удаляться от нее,уходя в мир фантазий или впостороннюю активную деятельность. Например, он рассказывает, что вовремя поездки в транспорте старается думать о чем-нибудь приятном или окаких-либо важных делах, которые ему предстоит сделать, весь уходя в этиразмышления. Или, если поездка происходит скем-нибудь, то он вступает вразговор, требующий внимания и сосредоточения. Во всех этих случаяхпациент удаляется от реальной ситуации, вызывающей страх, и тем самым снижаетинтенсивность своей тревоги и страха.Пациенту должно быть объяснено, что скрытое избегание, снижение субъективного уровня страха подкрепляет этоизбегание. Механизм здесь близок к тому, который формирует страх ифобию (поведение избегания приобретается и подкрепляется на основе редукцийстраха, приобретение ответа избеганияподкрепляет поведение, избегания). Пациент должен быть также предупрежден о том, что в процессе пребывания в ситуациистраха он должен испытать несколько волн прилива страха и оканчивать тренинг, испытывая снижениеуровня страха.
Проведение методики наводнения требует настойчивости состороны терапевта, последовательности и планомерности при выполнении. Присутствие терапевта являетсяобязательным при первых погружениях в ситуацию страха. Оно выполняет функцию облегчающего страх фактора, подобно замещающему поведениюпри систематической десенситизации.
С начала лечения члены семьи должны также быть ознакомлены с его задачами иучаствовать в их реализации, и уж во всяком случае не противодействоватьлечению. Обязательным является письменное фиксирование самостоятельныхтренировок в периоды между сеансами,выполняющимися в присутствии медицинского персонала. Если тренировки проводятсяс группой пациентов, имеющих сходную симптоматику,то следует максимально использовать эффект моделирования.
Имплозия— это методика наводнения в воображении. В отличие от систематическойдесенситизации при проведении имплозии не нужно осваивать методику Джекобсона.Пациенту предлагается сразу погрузить себя(вообразить) в наиболее страшные ситуации в течение максимальнодлительного периода. Цель имплозивнойтерапии состоит в том, чтобы вызватьинтенсивный страх, который приведет к уменьшению страха в реальнойситуации. Угасание страха происходит врезультате длительного столкновения с ситуацией,ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь эта ситуация неприводит к последствиям, вызывающим страх. При этой методике врач актуализирует в воображении больного стимул или его символический заменитель, на который зафиксировалсястрах, заставляет больного длительно сталкиваться с ним, однако безсопровождения другими стимулами (последствиями), подкрепляющими страх.
Техникаимплозии включает несколько этапов. На первомдиагностическом этапе составляется иерархия страхов. Больному объясняют механизм лечебного действия метода, подчеркивается важность егоактивного участия в лечении. Он должен будет представлять в воображенииряд сцен, в которые ему нужно максимально вовлечься эмоционально, как можноточнее представить ситуацию или объект зрительно, почувствовать его осязательно, вспомнить звуковые и другие характеристикиситуации или объекта, вызвавшего страх.Второй этап — это представление ситуаций (собственно имплозия). Больнойпредставляет ситуации, вызывавшие ранеенаибольший страх. Об уровне вовлеченности больного и вследствие этого обинтенсивности испытываемого имстраха врач делает заключение наосновании наблюдения за поведением пациента. Сильный страх вызывает моторную активность: общее напряжение мышц всего тела и отдельных мышечных групп,например, жевательной мускулатуры, ограниченныедвижения или сокращения каких-либо мышц, мимические реакции и т. д. Кроме того,могут наблюдаться вегетативные реакции (сосудистые реакции на лице,потливость), сердцебиение, улавливаемое по пульсации каротид, височных артерийи т. д. Задача психотерапевта — поддерживатьдостаточно интенсивный уровеньстраха. Если уровень тревоги снижается, то врач вводит дополнительныеописания ситуации, чтобы усилить страх. Этовмешательство врача повторяется втечение сеанса несколько раз и до тех пор, пока уровень тревогисущественно не будет снижаться. Задачапсихотерапевта состоит в том, чтобы поддерживать высокий уровень тревогив течение 40-45 минут. После окончания процедуры обсуждают помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной вовлеченности.Пациент получает самостоятельное задание на дом:проводить подобные тренировки один раз в день. В последующих сеансах могут использоваться в представлении другиеситуации, вызывающие страх, поскольку угасание уже проигранных ситуаций происходитубыстряющимся темпом. Обычно все лечение занимает несколько сеансов, после чегоможно переходить к технике наводнения. Ниже, в качестве примера, приводимвербализацию, помогавшую поддерживать высокий уровень страха при страхе пристрахе покраснения.
«Представьтесебе ситуацию, когда вам предстоит выступление перед аудиторией… Вы видитеполностью заполненный зал… слышите шум, гудение голосов… Объявлено вашевыступление… Вы идете к трибуне… Вы видите, как центрируете все больше вниманиек себе… Вы уже на трибуне… Окружающие начинают разглядывать вас… Вымолчите… Вы видите ехидные улыбки некоторых… Часть публики начинаетперешептываться… Некоторые люди показывают соседям пальцем на вас… Вы молчапродолжаете стоять на трибуне… Напряжение в зале нарастает… Большинствоперестало заниматься чем-то посторонним… Все пристально разглядывают вас…Начинается обсуждение вас… Кто-то смеется по вашему поводу… Вы слышитеотдельные реплики относительно вас…Самые негативные оценки… Вы продолжаете молча стоять на трибуне…Зал начинает смеяться...»
Издругих методик, близких к наводнению, следует указать натехникупарадоксальной интенции. При этой методике пациенту предлагаютпрекратить «борьбу с симптомом» и умышленно вызывать или же увеличивать его.Методика предполагает кардинальное изменение установки больного по отношению ксимптому своей болезни. Вместо установки пассивноготипа: «Я не очень хочу, но попробую проверить реальность своихопасений», —пациент переводится на иную установку: «Я хочу активно наступать насвой страх. Каждое проявление симптома для меня желательно, так как даетвозможность проверить реальность моих страхов, проверить себя в действии». В. Франкл, автор этого метода, предлагалусилить активный характер установки еще и тем, что больной должен как следует разозлиться на свойсимптом, как на нечто мешающееполучению удовлетворения от жизни. «Пусть я умру сейчас десять раз, ноя буду смеяться над своими симптомами». Изменение отношения к своей болезни, изменение представления больного о своих возможностях — важнейшие механизмыдействия этой техники.
Методикавызванного гневаиспользуетгнев как реципрокный ингибитор страха и основывается на предположении, что гневи страх — это эмоции, которые не могут длительно сосуществовать одновременно,так как активизируют различные физиологические структуры. Методика проводитсяпо типу десенситизации in vivo, но когда пациент начинает чувствовать появление страха, его просятпредставить себе, что в этот моментего оскорбили, или в окружении его произошло нечто такое, что вызвало унего сильный гнев.
Общаяоценка методик наводнения, имплозии и другихсходных техник. Применение этой группы техник дает высокие результаты. Однакоони применяются сравнительно редко. Это вызвано несколькими причинами.Использование этих методик сопряжено с переживаниями отрицательных эмоцийпациентом поэтому уже на этапе полученияинформации об этих техниках многие пациенты отклоняют их.
Этиметодики требуют полного прохождения процедуры, в противном случае естьпотенциальная опасность сделать пациента еще более тревожным испытывающим еще более сильные страхи, чем прежде.Прерывание лечения закрепляет или даже усиливает реакцию избегания столкновенияс объектом или ситуацией страха. Полная процедура этих методик предполагаетпрохождение пациентом этапа усилениястрахов и тревоги и часть клиентов прерывает лечение именно на этомэтапе.
Внекоторых случаях неэффективность методик может быть связана с установкойтерапевта не причинять клиенту дополнительных неприятных переживаний, в связи счем его настойчивость и требовательность оказываются недостаточными.
Список используемой литературы.
1. Федоров А. П. Когнитивно –поведенческая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.
2. Немов Н. И., Психодиагностикаличности: Теория и практика. —
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
3. Первин Л., Джон О., «Психологияличности: Теория и исследования, — М.: Аспект пресс, 2000г.