Реферат по предмету "Психология"


Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза иподходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности подчеркиваютнеобходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенногоподхода к медикаментозной терапии.
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самыхактуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивностиу детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома вдетской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромомдефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило,плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита вниманияпроявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания,отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так иу взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенноочевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицитавнимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервнойсистемы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаясятрудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти,а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-хгодов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции».История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е.Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдаядетей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность,отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, чтопричиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестнойэтиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». Вдальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включеныи нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкамписьма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическаямодель «минимального мозгового повреждения» уступила место болеединамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».
В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочаяклассификация — DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of MentalDisorders, Fourth Edition), — согласно которой случаи, описанные ранее какминимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицитавнимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, чтонаиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункциивключали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IVданные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицитавнимания/гиперактивности». В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе«Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычнов детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активностии внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения»(F90.1).
Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разныхавторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различияобъясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно даннымАмериканской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивностистрадают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьномклассе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследованииН.Н. Заводенко и соавт. [1] частота синдрома дефицита внимания у школьниковсоставила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдромадефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клиническихсимптомов:
— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности;
— синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицитавнимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдаюттолько дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания безгиперактивности чаще наблюдается у девочек.
Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать врезультате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматическийхарактер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания,последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервнойсистемы).
Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагаютгенетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицитавнимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие вшкольном возрасте аналогичные нарушения [2]. Для выявления наследственнойотягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обученияв школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно«амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивноститакже часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому(навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ляТуретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторныхнарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.
Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивностидетерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина[3]. S. Faraone, J. Biederman [3] обсуждается гипотеза, что носителямимутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.
Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторыриска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторамотносят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелыеразногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрическиенарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери [2].Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включаютасфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя,некоторых лекарственных препаратов, курение.
Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушенияактивирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координацииобучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержаниювнимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости,связаны с недостаточностью в ней норадреналина [3]. Невозможность адекватнойобработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые,эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство,раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формациипредопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга.Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеетмногочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицитавнимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, чтонарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны смутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельныебиохимические исследования у детей с синдромом дефицитавнимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обменне только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.
Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдромадефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей(префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [4].Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологическихнарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражениилобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей ссиндромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока впрефронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как вконтрольной группе — лишь у 5% [4].
Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностикасиндрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдениякритериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:
— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
— раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) ихсуществования;
— некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
— симптомы не являются проявлением других заболеваний;
— нарушение обучения и социальных функций.
Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функцийявляется необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицитавнимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз синдрома дефицитавнимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевиднытрудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).
Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен приналичии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицитвнимания, если он:
— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
— не слушает то, что ему говорят;
— не в состоянии следовать инструкциям;
— не может организовать игру или деятельность;
— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрациивнимания;
— часто теряет вещи;
— часто и легко отвлекается;
— бывает забывчив.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 изперечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:
— совершает суетливые движения руками и ногами;
— часто вскакивает со своего места;
— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
— не может играть в «тихие» игры;
— всегда находится в движении;
— очень много говорит.
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чемзаговорить или совершить действие), если он:
— отвечает на вопрос, не выслушав его;
— не может дождаться своей очереди;
— вмешивается в разговоры и игры других.
В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникаютв возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, укоторых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдаютнарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайненепослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями.Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания безгиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном(начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевомразвитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенкастановятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило,сначала не обращают внимания.
Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводятк тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллектеимеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями,совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советамвзрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих(родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры идеятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо,избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление клидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своейнетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстникамии учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также неспособен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, чтоможет приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальноеповедение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромомдефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушенийповедения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннемуначалу курения и приему наркотических препаратов [5], у них чаще наблюдаютсячерепно-мозговые травмы [6]. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицитавнимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменаминастроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямоенежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могутприводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическомунасилию.
При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностьюили без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует.Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокнойкоординации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции,наблюдаются речевые нарушения [7].
Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивностинеобходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия,дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний,заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией.Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицитавнимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболеечасто — с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками,навязчивыми мыслями и т.д.) [8].
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработананедостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяютсянемедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.
Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенкурекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшаетконцентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации являетсятакже целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемыхнорм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9].Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивалиповедение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпенияв своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдениемрежима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнениедомашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточнуюэнергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует такжеизбегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливатьсягиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтомунеобходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных соскоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности вконцентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенныйпромежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны бытьуравновешенными и спокойными.
Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивностицелесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы иноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практикеэмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессантаамитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.
Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицитавнимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил).Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препаратназначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная дозаможет достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течениепервых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеютсяограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочнымиэффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушениесна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсическиенарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание.Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет,выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенностипо тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует нароссийском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике ширеиспользуется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочныхэффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки иувеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина прилечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.
Единичные отечественные исследования доказывают также эффективностьприменения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапиидетей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт.наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных [1]. Инстенон назначалив дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес.Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.
Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивностидостигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самимребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детейсимптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенканарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомоврегрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицитавнимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Фактораминеблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическимизаболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивностиу самого больного [10]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицитавнимания/гиперактивности может быть достигнута только при условиизаинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.Задача
У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а кариеглаза (В) над голубыми (b): а) единственный ребенок близоруких кареглазыхродителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всехтрех членов этой семьи.Литература
1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечениегиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различныхметодов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.
2. Weinstein С.S., Apfel R.J.,Weinstein S.R. Description of mothers with ADHD with children with ADHD.Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.
3. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology ofattentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.
4. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brainSPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.
5. Willens Т.Е., Biedermann J., Mick E. et al.Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onsetsubstance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.
6. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G.Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 1415-1421.
7. Purvis K.L., Tannock R. Language abilities inchildren with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities,and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.
8. Pliska S.R. Comorbidity of ADHD with psychiatricdisordes: an overwiev. J ClinPsychiatry 1998; 59: 7: 50-58.
9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговыедисфункции у детей. M 1997.
10. Frankel F., Myatt R., Cantwell D.P.Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect onchildren with and without ADHD. J AmAcad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит учета финансовых результатов
Реферат Охрана таежной природы
Реферат Принятие инвестиционных решений (методы оценки)
Реферат Анализ качества продукции на конкурентоспособность предприятия
Реферат Анализ деятельности ОАО АНК "Башнефть
Реферат Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
Реферат Альфред Маршалл
Реферат Анализ влияния факторов на финансовые результаты и финансовое состояние фирмы
Реферат Виды защиты, используемые в автоматизированных информационных системах
Реферат Анализ взаимосвязи актива и пассива баланса
Реферат Приватизация в Крыму: особенности и перспективы
Реферат Приватизация и разгосударствление в Беларуси
Реферат Анализ деятельности предприятия "Вуд-Майзер Индустриес Ист"
Реферат Природа инфляцинонных процессов
Реферат Применяемые Финансовые Информационные Системы