Реферат по предмету "Психология"


Связь мышления и языка, виды определений понятий

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
МАГАДАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет управления и экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: логика
Тема: «Связь мышления и языка, виды определенийпонятий».
                                                        Студент гр. 3 ГМУ 24
                                                        Рассохин М.С.
                                                         Шифр№ 061000
                                                        Преподаватель _________________
Магадан 2003 г.
Содержание:
 
 
1. Введение
2. Роль мышления в познании
3. Тайная мудрость языка
4. Виды определений понятий
5. Список использованной литературы
1.   Введение
 
        Приступая к изучению любой науки, прежде всего необходимо выяснить её предмет. Предметлогики – мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощьюкоторых человек познаёт окружающий его мир. Вопросы, связанные с познаниемдействительности – важнейшие вопросы философии. Поэтому логика являетсяфилософской наукой. Итак, логика – это философская дисциплина о формах, вкоторых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.Логика – это особый, самобытный мир со своими законами, идеализациями,традициями, спорами и т.д. Логика является наукой о законах правильногомышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательномурассуждению. «Способность мыслить – пишет советский философ Э.В. Ильенков,- возникает лишь вместе  с приобщением к общечеловеческой культуре, к знаниям.Ум – это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуальногоосвоения духовной культуры эпохи».
        Искусство правильно мыслить предполагает не только логическуюпоследовательность, но и многое другое.  И прежде всего стремление к истине,интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность исамокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующийопыт, выслушать и принять другую точку зрения, если она права, способностьаргументировано отстаивать свои собственные убеждения и т.д.
        Каждая эпоха мыслит по – своему. В наше время учиться, уметь мыслить – мыслитьдиалектически – необходимое требования для  образованного человека, необходимаякатегория жизни любого человека.
2.   Роль мышления в познании
 
Мышление — верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
               Аристотель
 
        Познание развивается от незнания кзнанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этотпроцесс имеет сложный, противоречивый характер. Чувственное познание (или живоесозерцание) протекает в трёх основных формах: ощущение, восприятие,представление.
        Ощущение – это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойствпредметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д.
        Целостный образ предмета[1],возникающий в результате его воздействия на наши органы чувств, называется восприятием.Таково, например, зрительное восприятие растущего цветка или лежащей на столекниги, слуховое восприятие мелодий и т.д.
        Более высокой формой чувственного познания является представление. Представление– это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, которыйвоспринимался раньше. Если восприятие возникает только после непосредственноговоздействия предмета на органы чувств, то представление имеется всегда, когдатакое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке,с которым  приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся наместе происшествия. 
        Необходимо отметить, что у каждого отдельного человека представление об одном итом же предмете, лице и т.д. неодинаково: оно носит индивидуальные черты. Впредставления в большей степени, чем в  ощущениях и восприятиях, проявляетсяактивный характер чувственного познания. Представления могут быть не толькообразами предметов, существующих реально,  нередко они формируются на основеописания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый коньПегас, получеловек-полулошадь Кентавр, ведьма, ангел, чёрт и т.д.). Такиепредставления образуются на основе  ряда восприятий, являются их комбинацией,объединением в одно целое образов нескольких предметов действительности.
        Ощущение, восприятие, представление – формы чувственного познания. Однакочувственное познание даёт нам знание о внешних свойствах предметов, оботдельных конкретных вещах. Только такими знаниями человек не можетограничиться. Он стремится к обобщению восприятия и представления, кпроникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А этоневозможно без абстрактного мышления[2],составляющего вторую ступень познания действительности.
        Мышление можно рассмотреть как особое свойство высокоорганизованнойматерии – мозга – отражать материальный мир в идеальных образах. Являясьпродуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе стем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывнойсвязи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческомуобществу.
        В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях.Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальныхособенностей, мышление способно обобщать множество однородных предметов,выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.
        Благодаря способности абстрагировать, мышление является высшей формой отражениявнешнего мира. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причиннойзависимости между такими, например явлениями, как гром и молния, определитьвремя наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследованиепреступления и т.д. 
         Мышление человекапротекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления,отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждениеесть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь несколькихсуждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу,понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждениеимеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу,умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение — это вывод изнескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явленияхобъективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
         Индуктивное умозаключение- это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о несколькихединичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.
         Рассуждение, в котороммысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли отобщего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждениимы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях,хотя их специально и не изучали.
         Умозаключение поаналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения поаналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторыхотношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях.Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
         Мыслительнаядеятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении наэтой основе разнообразных мыслительных задач.
         Понимание — процесспроникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любойпредмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературыи искусства, научная теория и т.д.
         Понимание может бытьвключено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его,оно может осуществляться и вне восприятия.
         Понимание являетсяобязательным условием решения мыслительных задач.
         Действуя, человек решаетразнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяетдействие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.
         Сущность задачи состоитв достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознавцель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи,составляет план действий и действует.
         Одни задачи человекрешает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственныхдействий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимыхдля анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.
         Решение мыслительныхзадач проходит несколько этапов. Первый этап — осознание вопроса задачи истремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельностимышления.
         Второй этап решениямыслительных задач — это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решитьни одной задачи, ни практической, ни умственной.
         Третий этап решениямыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредствомразличных умственных действий с использованием логических операций. Умственныедействия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.
         Последним этапом решениямыслительных задач является проверка правильности решения. Проверкаправильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяетосмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.
Умение решать мыслительные задачихарактеризует ум человека, особенно, если человек может решать ихсамостоятельно и наиболее экономными способами.
         В зависимости от того,какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как онисоотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, илипрактическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяютсяещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.
         Конкретно-действенноемышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной,организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышлениеэто прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в пониманиитехники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесстехнической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практическихкомпонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются спрактическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характернымиособенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженнаянаблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их вконкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умениебыстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом видемышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
         Конкретно-образное, илихудожественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщениячеловек воплощает в конкретные образы.
         Абстрактное, или словесно-логическое,мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе ичеловеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связии отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы,представления в нём играют вспомогательную роль.
         Все три вида мышлениятесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развитыконкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но взависимости от характера задач, которые человек решает, на первый планвыступает то один, то другой, то третий вид мышления.
         Если мышлениерассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньшевсего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и,наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видовмышления у детей несколько иные, связь их проще.
         Виды мышления являютсявместе с тем типологическими особенностями умственной и практическойдеятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальныхсистем. Если у человека преобладает конкретно-действенное иликонкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у негопервой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственнословесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у неговторой сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия вмыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествамиума.
         Понятие ума шире понятиямышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но иособенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческоевоображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметамии явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и другихлюдей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качестваума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту,последовательность и некоторые другие мышления.
         Гибкость ума выражаетсяв подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условияумственных или практических действий и в соответствии с этим менять способырешения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человекуинертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активныепоиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательноекачество людей творчества.
         Самостоятельность умавыражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути ихрешения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умениечеловека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственнойв частности.
         Другие качества ума — глубина,широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого умаспособен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений.Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительнодоказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ходрассуждения.
        
3.   Тайная мудрость языка
4.    
         Наш обычный язык, язык,на котором мы говорим, является полноправным соавтором всех наших мыслей и дел.И притом таким соавтором, который нередко более велик, чем мы сами. В известномсмысле, он «классик», а мы только современники самих себя!
         Размышляя о языке,русский педагог К.Д.Ушинский писал:«В языке одухотворяется весь народ ився его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великоеисторическое живое целое».
         Обычный, илиестественный, язык складывается стихийно и постепенно. Его история неотделимаот истории владеющего им народа. Искусственные языки, сознательно создаваемыелюдьми для каких-либо целей, как правило, более совершенны в отдельныхаспектах, чем естественный язык. Но это совершенство в отношении узкого классацелей по необходимости оказывается недостатком в отношении всех других задач.
         Естественный язык,пропитывающий ткань повседневной практической жизни и делающий её эластичной,столь же богат, как и сама жизнь. Разнородность, а иногда и простонесовместимость выполняемых им функций – причина того, что не каждую из своихзадач он решает с одинаковым успехом. Но как раз эта широта не даёт языку закоснеть в жёстких разграничениях и противопоставлениях. Он никогда неутрачивает способности изменяться с изменением жизни и постоянно остаётся стольже гибким и готовым к будущим переменам.
         Разнообразные жеискусственные языки, подобно языку математики, логики и т.д. и генетически и функционально вторичны в отношении естественного языка. Они возникают на базепоследнего и могут функционировать только в связи с ним. Обычный язык, преждевсего, предназначенный для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразныхчерт. Этот язык является аморфным как со стороны своего словаря, так и вотношении правил построения выражений и придания им  значений. В нём нет чёткихкритериев осмысленности утверждений. Не  выявляется строго логическая формарассуждений. Значения отдельных слов и выражений зависят не только от нихсамих, но и от их окружения. Почти все слова имеют не одно,  а несколькозначений. Одни и те же предметы порой могут называться по-разному или иметьнесколько имён и т.д. Эти и другие особенности обычного языка говорят, однако,не только об определённом его несовершенстве, сколько о могуществе, гибкой искрытой силе. И помочь в этом может мышление, объективной материальной формойкоторого как раз и является я язык. Мысль становится мыслью и длясебя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языкумысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения впоколение.
5.   Виды определений понятий
      
         Дадим определениепонятию. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенныхпризнаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг сдругом или чем они друг от друга отличаются.
         Понятие представляетсобой результат обобщения множества однородных предметов по  их общимсущественным признакам. Понятия «товар», «здание»,образованы в результате отвлечения от индивидуальных признаков отдельных зданий,товаров и обобщения их существенных признаков. Понятие – одна из основных формнаучного познания действительности. Создавая понятия, наука отражает в нихизучаемые  ею вещи, явления, понятия, процессы. Например, современная физика,всё глубже проникая в тайны строения материи, формирует понятия«электрон», «протон» и др.; политическая экономиявыработала такие понятия, как «капитал», «стоимость» и др.;правовые науки – понятия «преступление», «вина»,«умысел» и т.д.
         В научной и практическойдеятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которыеупотребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершённоепреступление как спекуляцию, нужно знать содержание понятия«спекуляция» (скупка и перепродажа товаров или иных предметов с цельюнаживы). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества,необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятиев собственность государства всего или части имущества осуждённого, котороеявляется его личной собственностью).
         Содержание понятияпредставляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета,поэтому раскрыть содержание какого – либо понятия – значит указать егосущественные признаки.
         Логическая операция,раскрывающая содержание понятия, называется определением, илидефиницией.
         Понятие, содержаниекоторого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом);понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим(дефиниенсом)[3].
         Различают номинальные иреальные определения.
         Номинальным (от латинского слова nomen – имя) называется определение, посредствомкоторого взамен описания какого – либо предмета вводится новый термин (имя),объясняется значение термина, его происхождение и т.д. Вот например,«Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных сосуществлением космических вопросов, называется космонавтикой»;«Термин „валюта“ употребляется в значении: 1) совокупностьналичных денежных знаков определённого государства, 2)иностранные наличныеденежные знаки и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве».
         Реальным называетсяопределение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например:«Правосудие– это деятельность суда, состоящее в разбирательстве и разрешении уголовных,гражданских и т.д. дел»; «Улика – доказательство виновностиобвиняемого в совершении преступления».
         Как видно, номинальные иреальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение терминаили раскрыть существенные признаки предмета. Иногда значение термина объясняетсяпутём указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином.Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например,«Космонавтика – это новая область науки, изучающая комплекс вопросов,связанных с осуществлением космических полётов». С другой стороны,реальное определение преобразуется в номинальное. Например: «Термином»улика" обозначается доказательство виновности обвиняемого всовершении преступления".
         Однако много номинальныеопределения строятся без указания на существенные признаки предмета и,следовательно, не раскрывают содержание понятия. Поэтому, строго говоря,номинальными определениями не являются.
         Различают также явные инеявные определения.
         К явным относятсяопределения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенныепризнаки. Они состоят их двух чётко выраженных понятий: определяемого иопределяющего. Неявными называются определения, в которых содержаниеопределяемого понятия раскрывается в некотором контексте.
         Основным видом явногоопределения является определение через род и видовое отличие. Логическаяоперация определения через род и видовое отличие включает в себя двапоследовательных этапа.
         Первый этап – подведениеопределяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Родовоепонятие  содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оноуказывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия «логика» родовым понятием будет понятие «философскаянаука». Обычно указывают на ближайший род, который по сравнению с болееотдалённым родом содержит больше признаков, общих с признаками определяемогопонятия. Подводя, например, понятие «получение взятки» под понятие «преступление»или «деяние», мы усложним нашу задачу. Необходимо указать:«Получение взятки» -  «должностное преступление». Учитываяданное обстоятельство, этот вид определения иногда называют определениемчерез ближайший род и видовое отличие.
         Но подвести определяемоепонятие под родовое – это ещё не значит определить его. Нужно указать признак,отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому жероду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указанииотличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовоеотличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его отдругих видов, входящих в данный род. Так для логики  видовым отличием будетпризнак, указывающий на предмет этой науки – формы, в которых протекаетчеловеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется.
         Таким образом, чтобыопределить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определениивидового отличия не всегда можно ограничиться  одним признаком.
         Генетическим (отгреческого слова «генезис» – источник, происхождение) называетсяопределение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования.Например: «Шар – есть тело, образованное вращением круга вокруг одного изсвоих диаметров». Раскрывая способ образования предмета, егопроисхождения, генетическое определение играет важную познавательную роль,широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и др. Являясьразновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту желогическую структуру и подчиняется тем же правилам.
         При помощи определениячерез род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако длянекоторых понятий этот приём непригоден. Нельзя определить через род и видовоеотличие предельно широки понятия, так как они не имеют рода. Не могут бытьопределены через ближайший род и видовое отличие и единичные понятия,поскольку  они не имеют видового отличия. В таких случаях прибегают к неявнымопределениям, а также к приёмам, заменяющим определение.
         К неявнымопределениями относится определение через указание на отношение предмета ксвоей противоположности. Например, «Свобода есть познанная необходимость».
         К приёмам, заменяющимопределение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение иостенсивное определение.
         Задача описаниясостоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причёмперечисляются, как правило, внешние признаки.
         Характеристика состоитв указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица,события и др.).
         При помощи сравненияодин предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этотприём применяется для образной характеристики предмета.
         С помощью различияустанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с нимпредметов.
         Остенсивным (отлатинского слова ostendo – показываю) называется определение,устанавливающее значение термина путём демонстрации предмета, обозначаемого этитермином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступныхнепосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также дляхарактеристики простейших свойств вещей: запаха, цвета, вкуса и т.д.
         Определение понятийиграет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатомвиде выражают знание о предмете, являясь существенным моментом в познаниидействительности. В любой науке всем основным понятиям даются точныеопределения. Однако содержащееся в определении знание в силу своей краткости неможет дать достаточно полного знания о предмете. Действительно, изучитькакую-либо науку только по определениям невозможно. Например, изучая логику,нельзя ограничится определением этой науки; необходимо рассмотреть, что такоелогическая форма, что такое логический закон, каковы особенности абстрактногомышления. Нужно изучить отдельные формы мышления: понятие, суждение, умозаключениеи т.д. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделитьданный предмет отличить его от других предметов, предостерегает от смешенияпонятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений впознании и практической деятельности.
5. Список используемой литературы:В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика М. «Высшая школа» 1982 г. А.А. Ивин Искусство правильно мыслить М. «Просвещение» 1986г. А.А. Зарудной Психология Минск, «Высшая школа», 1970 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблеми взаємовідносин США та країн Латинської Америки кінця ХХ - початку ХХІ століття
Реферат Абдоминальный туберкулез у детей
Реферат Совершенствования системы управления инвестициями в жилищно-коммунальное хозяйство г. Новосибирс
Реферат Збірка Івана Франка "З вершин і низин"
Реферат Производственный травматизм
Реферат Сущность и структура формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов
Реферат Научающиеся организации — новое поколение успешных компаний
Реферат Радянсько-польська війна 1920 р.
Реферат Казанский университет
Реферат Псевдотуберкулез
Реферат Организация выставочных мероприятий в Геленджике
Реферат Неотложные состояния при хроническом алкоголизме
Реферат Культура Киевской Руси 3
Реферат Развитие скоростно силовых способностей
Реферат Деятельность крупнейших мусульманских неправительственных организаций