Реферат по предмету "Психология"


Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВАФакультет психологииКафедра практической психологииКонтрольная работа по возрастной психологии''Роль игровой деятельности в психическомразвитии дошкольника''
                                                            
                                                            
                                                             
                                                             
                          Выполнила:                                                                Студентка 3/3 курса(2 потока)                        группа №2
                                 Петрушина Е.А.Москва 2005ПЛАН
1.Какпоявляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значениеигры ……………………………….4
3.Психологические вопросыдошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущаядеятельность у дошкольника……………..7
5.Главныйвоспитатель  дошкольника – игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
1.Как появляется игра?
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многимкажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он,естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редкозадаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра – один из сложных теоретических вопросов.Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей,об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли детинаших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы наэти вопросы важны и потому что понять природу детской игры – это значит понятьприроду самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества врезультате изменения места ребенка в системе общественных отношений».(Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопроснепросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство?Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?
В обществах, стоящих на низших уровнях развитияпроизводства и культуры, ребенок рано включался в производительный трудвзрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще невыделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляливоспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участникамипроизводительного общественного труда. А основное средство воспитания –непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-тодетства не было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О возникновениидетства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственноговключения детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится периодподготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным усложнением форм производствапроисходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают приниматьнепосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Новсе больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копияхреальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать своюрезультативную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группедетей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами.Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новыхпроизводственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей впроизводительный труд осложняется, возникает производство специальных предметовдля детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальныхпрофессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общихзрительно-двигательных и других координаций. Возникают современные игрушки, ирождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действиемкаких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определеннымисоциальными условиями жизни ребенка в обществе.
2.Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитяживет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительнойжизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. Вдействительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакойсамостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре жедитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжаетсясвоими же созданиями».
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных доконца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всехстадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую иестественную особенность человеческой природы. Мало того, игра присуща нетолько человеку – играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметькакой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специальнобиологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такоеширокое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры,пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейсяэнергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления наестественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву,но важную жизненную необходимость. 
Американский философ ГербертСпенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребенкаэнергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности поудовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми.
Другая теория, котораяусматривает биологическую полезность игры в том, что она – как бы естественнаяшкола воспитания.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, котороеорганизм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра– это форма подготовки к будущей деятельности.Дьюи доказывал, что играпредставляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основеинстинктов, подражания и научения.
Австрийский психолог ЗигмундФрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенкомего реально неудовлетворенных желаний.
Советский психолог Л.С.Выготскийсчитал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностямии практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развитияего сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры – просто инстинктподражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.  
Ребенок всегда играет, онесть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точносоответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем,убеганием и т.д., связан  с выработкой умения перемещать себя в среде иориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основныеи коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенокактивно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем жеотношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся емув будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая изних представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий разновых и новых решений.
При этом надо иметь в виду, что такая игра являетсявеличайшей школой социального опыта.
В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируетсямножеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, какнепременное ее условие умение координировать свое поведение с поведениемдругих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общейсовокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опытребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимоеорудие воспитания социальных навыков и умений.
Последняя особенность игры – подчиняя все поведениеизвестным условным правилам, она первая учит разумному и сознательномуповедению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышлениевозникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудногостолкновения элементов среды.
Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведенияили затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущейему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
3.Психологические вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла в практике дошкольных учрежденийважное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всегохода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов,подтверждающих это положение.                    
Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведенряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значенииигры для развития психических процессов.
З.М.Истомина  подвергла  специальному  исследованию  процессывозникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследованияпоказало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобызадача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшегодошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли быпредпосылки для развития процессов произвольного запоминания.З.В.Мануйленков специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, чтосознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем вдеятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович,посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшееотношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованиюигры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.
Оба ряда фактов субедительностью показывают, что игра имеет значение не только для техпсихических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например,воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут непринимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные психическиефункции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской игрызаключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собойпсихологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которогоявляется развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения,восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видныи даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют болеесущественные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности исознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушноотмечают, что игра является наиболее свободной деятельностьюребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только втом, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия спредметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметовзначительной независимостью от конкретного значения этих предметов иопределяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
Основной парадокс игры заключается в том, что, будучидеятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, онаявляется источником развития произвольности и сознания ребенком своих действийи своего я.
Решая вопрос о так называемой ''свободе'' игры и попыткевыяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняяськоторым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения,все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отнеслиподражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простомуподражанию известным действиям по образу; ко второй группе — драматические игрыпо определенному сюжету; к третий – игры с несложными правилами по сюжету;наконец, к четвертой – игры с правилами без сюжета и элементарные спортивныеигры.      Тип игры                                    возраст           3-4 года            5-6 лет           7 лет Подраж. — процесс.             20%                2%                - Драматические             53%              11%               3% По сюжету             20%              39%             29% Без сюжета               7%              48%             68%
Эта таблица показывает, что игра в дошкольном возрастеразвивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры соскрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этотпсихолого-педагогический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределенияигр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка.
Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе детскихжеланий в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового, доктора?Обычно на этот вопрос мы отвечаем – у ребенка есть желание быть таким, как этотчеловек, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна, и онвынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является какбы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения с детьми,из реальной жизни его в кругу определенных общественных отношений.
Поэтому в практике организации и стимулирования детскихигр большое значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями,с ролью различных профессий в жизни общества. Насыщая роль содержанием, мыделаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка. Эта возможностьформировать детские желания, управлять ими делает игру мощным воспитательнымсредством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают наибольшимвоспитательным значением.
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра– это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра –это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияниена психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками иумениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитиеребенка, вне игры нет воспитания личности.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительнорасширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видовдеятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желаниевключиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, емуеще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельнаядеятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.  Ролевая или какее иногда называют творческая играпоявляется в дошкольномвозрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людейи в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых иотношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеетсоответствующий образ – мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образныйплан игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Нохотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена истановится для ребенка его действительной жизнью.
В конце раннего детства, игра с сюжетом ''вырастает'' изпредметно-манипуляционнной деятельности. Первоначально ребенок был поглощенпредметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместнуюдеятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действуеткак взрослый.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета начеловека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не толькообъективно, но и субъективно.
Около трех лет ребенок становится гораздо болеесамостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинаетраспадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и посодержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения совзрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которыеребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки,в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог былегко использовать в качестве заместителей других.
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра ссюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кемугодно чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условиемразвертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенкапоразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводитто образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерскаяи образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевойигры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольноговозраста. Позже из нее выделяются игрыс правилами.Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностьюстарых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. Всюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли иотношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером,который тоже наделяется своей ролью.
В каждой игре свои игровыеусловия –участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание ихсущественно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время восновном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающихманипуляции с предметами.
Сюжет– та сфера действительности, которая отражается вигре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаныглавным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новыхобластей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты –производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры настарые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один и тот жесюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 годаребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключитьсяна что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут.Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, анекоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которыевоспроизводятся ребенком, составляют содержаниеигры. Младшие дошкольники имитируют предметнуюдеятельность – режут хлеб, трут морковку,  моют посуду. Они поглощены процессомвыполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого ониэто сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключеныдублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольниковглавное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не радисамих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольниковважно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполненияэтих правил ими жестко контролируется.
В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет)характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игрыявляются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируютсяреальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальныеотношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Как ужеговорилось игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказываетзначительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстникамиопределенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящемуобщаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится болееинтенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенкамобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Играпредъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он долженобъяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, ктокакую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его понялиостальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущийэгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных сролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодарявключению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра способствуетстановлению не только общения со сверстниками, но и произвольногоповедения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинениеправилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видахдеятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которомуследует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иныетребования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные сними цели.
В развитой ролевой игре сее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкийпростор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолеваетсятак называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре кореннымобразом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены однойпозиции на другую, координации разных точек зрения.
В дошкольном возрастеосновным средством сенсорного воспитания  считается дидактическая игра. На неепочти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство сформой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра какигровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущностизанятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное,познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель иливоспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет сними, а дети учатся играя.
5.Главныйвоспитатель  дошкольника – игра
 
Как хочется малышу принятьучастие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему.Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго, мучительно долгождать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взятьв руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо, игрушек – хоть отбавляй! Отпластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли,машины, самолеты, простые и заводные, механические и электрические -  да ведьэто целый мир! Мир созданных человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных иупрощенных, но зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам!   
И дошкольник начинаетиграть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают уребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведьон впервые осмысленно использует предметы как игрушки. Наряду с речевымисимволами в сознании малыша появляются символы предметные, возникаетвоображение как особая сфера психического. В действительности малыш не простоиграет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому, стремитсяполучить одобрение и оценку.
Игра 3 – 5-летних сложнее.Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: емухочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, игра становитсяколлективной.
Для детей 3 – 4х летосновным становится  воспроизведение отношений между людьми. Мир открываетсядетям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, новступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делаетукол больному, но и общается с ним определенным образом. И именно эти отношенияи особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играхдошкольника.
Разнообразны сюжеты детскихигр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник, темсложнее и романтичнее сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовыхсцен. Все то новое, что прочитали ему в книжке, что он увидел в кино, потелевизору, в цирке, — все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести,принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетномкалейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста иохотника, космонавта и средневекового рыцаря.
И вот что интересно: хотяигра – модель реальной жизни, хотя она отражает реальность взаимоотношенийлюдей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. В игре бурноразвивается воображение, ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры иимпровизируя по ходу ее выполнения. Малыша не очень заботит то, что вместоракеты у него – пара стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр. Игровыепредметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькомуфантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет все, даже неживые,предметы. Ребенок играет не только роли людей, животных; скрипящая дверь,паровоз, ветер – все достойно перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу,психику, жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленныйпредмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображениеребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.
В дошкольном возрастеначинается дифференциация в предпочитании   игр, игрушек и связанная с этимотработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологическиеособенности детей как представителей того или иного пола. Девочки  лучшеприспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новыеусловия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные, создаютбольше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детейразного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности,связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиковсосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можнореализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных,смелых и инициативных сверстников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом,веселых и уступчивых.
Дошкольный возрастсправедливо называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы, и, это ниудивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.
Родителям надо запомнить,что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он неможет создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такогомалыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра – это особая,необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самоесерьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологиназывают игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именноиграя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать иприпоминать то, что  нужно в данный момент. В игре у детей развиваетсяфантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первыйвзгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенкупредоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживаниюнепосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному,произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшиепсихологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей егодальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детскойигре./> Не случайно педагоги давно отметили, что,каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Играспособствует развитию подлинно творческого воображения, направленного наконкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
Игра – это серьезно длясамого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность,иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегдамилая забава, часто – это труд, преодоление себя. Игра – это целый мир… Ируководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именноздесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умениенаблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно жеумение любить.
Родители сами могут прийтик выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игресвоих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровойдеятельности – как орудия самовоспитания ребенка.
             
6.Заключение
 
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том,что игра – это форма деятельности в условных ситуациях,направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного всоциально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметахнауки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественнойпрактики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинениекоторым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности,интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненныхситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленноммире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение кжизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость вобщении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности удетей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность – такая форма поведения ребенка, всвязи с развитием которой развивается психические качества, подготавливающиепереход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типовдеятельности возникают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре.Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному ицеленаправленному обучению.
Ведущая деятельностьформирует и перестраивает отдельные психические  процессы. Только в игревозникает способность к активному воображению, формируется произвольноезапоминание и многие другие психические качества.
Ведущая деятельность такжеопределяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Играучит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийсясоветский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.
Это позволяет сделать вывод – игровая деятельность имеетбольшое значение  и  играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.
   БИБЛИОГРАФИЯ
1.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. –М.:1992. – 272с.
2.Выготский Л.С.  Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитиедошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебноепособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000. – 896с.
5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология:Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –М.: ТЦ Сфера,2004. – 464с.
6.Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика, 1988. – 256с.
7.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие длявоспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение,1981. – 192с.
8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика,1981. – 144с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Задача по Бухгалтерскому учету 2
Реферат Пути совершенствования борьбы с контрабандой в таможенных органах РК на примере таможни Семей
Реферат Звуковые сигналы BIOS
Реферат Методика обучения стойке на голове с согнутыми ногами учеников 6-го класса
Реферат Православная этика и предпринимательство
Реферат Аналіз регуляторного впливу рішення Костянтинівської сільської ради “Про затвердження ставок єдиного податку для фізичних осіб, які займаються підприємницькою діяльністю”
Реферат Mercury Essay Research Paper Mercury
Реферат Интерактивный урок по русскому языку
Реферат Ассортимент и экспертизы качества сгущенных молочных консервов
Реферат Определение и эпидемиология хронической критической ишемии нижних конечностей
Реферат Становление и развитие казахской Советской государственности
Реферат Творчість українських поетів
Реферат Операция пупочной грыжи у поросят
Реферат Лазерная технология - важнейшая отрасль современного естествознания
Реферат Личностные особенности психосоматических больных