Реферат по предмету "Психология"


Роль эмоций в организации поведения

Женский институт ЭНВИЛА
Кафедра психологии
РефератПо курсу «Физиология ВНД и сенсорных систем»
                                                                   Тишко О.А. – студентки 2 курса
                                       психологического факультета
                                       заочного отделения, ПС-201
МИНСК   2001
Роль эмоций в организации поведения
            Под эмоциями подразумевают субъективные реакцииживотных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в видеудовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грустии так далее.
          Термин«эмоция» употребляется в разных смыслах, например:
1)  для обозначения субъективныхощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения(интроспекции);
2)  для обозначения экспрессивныхпроявлений при наблюдении за другими особями;
3)  для описания сложного поведениятипа драки, побега и так далее.
Благодаряэмоциональному возбуждению создаётся эмоциональная окраска текущего поведения,происходит субъективная оценка ситуации.
          Еслиэмоцию рассматривать как форму отражения действительности, как процесс,регулирующий отношения субъекта с внешней средой, то психическое ифизиологическое в эмоциях выступает как две стороны единой нервнойдеятельности.
          Вэмоциях есть субъективное, но нет идеального, ибо внешний мир отражается не ввиде образов, а в виде переживаний субъективных состояний.
          Наопределённом этапе эволюции возникновение ощущений обогащается свойствамипереживаемости и возникает то, что именуют субъективным. Отражение психикойвнутреннего состояния организма в виде субъективных переживаний служитпредпосылкой возникновения субъективных образов.
          Эмоциии мотивации. До сих пор нет чёткого мнения о том, различаются эти двасубъективных состояния организма или отражают просто разные оттенки одного итого же процесса. И.П.Павлов не проводит резкого разграничения между эмоциями имотивациями и часто употребляет эти термины как синонимы. И эмоции, и мотивацииИ.П.Павлов рассматривал как проявление функционального состояния мозга в связис действием раздражителей внешней или внутренней среды.
          Одиниз учеников И.П.Павлова польский физиолог Ю.М.Конорски также не находитразличий между этими явлениями и считает, что они регулируются единой мозговойсистемой с помощью драйв-рефлексов, которые подготавливают работу исполнительнойсистемы мозга. Систему, контролирующую эти драйв-рефлексы, он называетэмотивной или мотивационной.
          И.С.Бериташвилиполагает, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трёх основныхпотребностей: пищевой, защитной и половой. Он подчёркивает, что не сам по себеголод, а то эмоциональное возбуждение, которое возникает при представлениипищи, является побудительной причиной пищевого поведения. Значит, в основемотивационной деятельности лежит эмоциональное возбуждение.
          Близкоепо существу представление выдвинуто П.К.Анохиным, который считает, чтомотивационное возбуждение Сопровождается эмоциональными отрицательнымисостояниями (жажды, голода, страха), которые и мобилизуют организм к быстрому иоптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворённая потребностьсопровождается положительной эмоцией, которая и выступает как конечный подкрепляющийфактор.
          Д.Биндраразвивает концепцию об общности нейрофизиологического содержания мотиваций иэмоций. Не найдя различий между этими явлениями, Биндра выдвигает концепцию о «центральноммотивационном состоянии», возникающем в результате побудительных внешних иливнутренних стимулов. Это состояние формирует избирательное внимание копределённому классу побудительных стимулов.
          Другиеисследователи разграничивают мотивации и эмоции. П.Юнг считает, что эмоцияберёт начало в психологической ситуации, но не является результатомвнутриорганизменных сдвигов, побуждающих, например, к удовлетворению голода.П.В.Симонов полагает, что эмоции представляют собой самостоятельный мозговоймеханизм, играющий специфическую роль в организации поведения.
          А.В.Вальдманпридерживается мнения, что эмоции индуцируются преимущественно внешними, амотивация – внутренними стимулами. Мотивационное поведение имеет организованныйхарактер, а эмоциональное – не организовано. Эмоции имеют психогенную природу,а мотивации – эндогенно-метаболическую. Эмоция возникает на базе сильноймотивации, если существуют затруднения в её удовлетворении. Эмоция можетвозникать как следствие возникновения мотивов, конфликта в планах ихосуществления. Эмоции соответствуют такому снижению уровня адаптивныхвозможностей организма, которое наступает, когда мотивация является слишкомсильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Значит, существуетоптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.
          Теорииэмоций. Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную насравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений умлекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразныхинстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологическийсмысл  и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигшалов дляособей не только своего, но и других видов. Эти выразительные движения (гнев,страх, радость) и особенно мимические реакции относились к врождённымпроявлениям эмоций.
          Согласнотеории П.К.Анохина эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения,позволяющие животному и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности,действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и,наконец, удовлетворение внутренних потребностей. Как правило, любая потребностьсопровождается эмоциональным переживанием отрицательного характера. Оно стимулируетживотное и человека к активной деятельности, направленной на удовлетворениеданной потребности. Удовлетворение любой потребности сопровождаетсяэмоциональным переживанием положительного характера, то есть вызывает чувствоудовлетворения и санкционирует успех поведенческой деятельности. Ассоциированнаяс успешным завершением действия положительная эмоция закрепляется в памяти иначинает выполнять важную роль в механизмах  формирования целенаправленнойдеятельности. Неоднократное удовлетворение потребности, окрашенноеположительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, аповторные неудачи в получении запрограммированного результата вызываютторможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способовдостижения цели. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляютфиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию навнешние сигналы.
          Впрошлом известной популярностью пользовалась так называемая периферическаятеория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичнымявлением, основанным на приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах,сосудах, внутренних органах при выполнении поведенческого акта, вызванногоэффективным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил формулой: «Мычувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Причёмкаждый вид эмоционального переживания жёстко детерминирован определённымнабором вегетативных реакций.
          Вкачестве противопоставления «периферической» теории был предложен ряд «центральных»теорий эмоций. В.Кеннон и В.Бард выдвинули таламическую теорию эмоций, которыйпомещает первичный аппарат для проявления эмоций в таламус. Таламическиеэмоциогенные центры испытывают тормозящее влияние коры головного мозга и немедленнодают разряд, как только освобождаются от кортикальных влияний. При этом условииощущение получает определённую эмоциональную окраску. Эти же процессы являютсяпричиной эмоциональных выразительных движений. Таким образом, таламусрассматривается как резервуар эмоционального напряжения.
          Подвлиянием новых факторов всё большую силу и убедительность приобрела лимбическаятеория. Хорошо известный синдром Клювера-Бьюси, выражающийся в снижении эмоциональнойреактивности, наблюдался у обезьян после разрушения некоторых глубоких структурмозга: грушевидной доли, миндалины, гиппокампа. Такой же синдром «послушногоповедения и бесстрашия» наблюдался у больных с поражениями височных отделовкоры и подлежащих глубоких структур мозга.
          П.МакЛин предложил теорию «лимбической системы», или «висцерального мозга», куда онвключил ряд корковых, подкорковых и стволовых структур, обладающих общимиконструктивными  и функциональными свойствами. По мнению П.Мак Лина,лимбическая система получает информацию от внутренних органов и интерпретируетеё в «терминах эмоций», то есть организует эмоциональное возбуждение иэкспрессии. П.Мак Лин резюмировал свою теорию так: различия между новой корой илимбической системой такое же, как различие между «мы чувствуем» (лимбическаясистема) и «мы знаем» (неокортекс).
          Широкоеиспользование электроэнцефалографии в изучении мозга привело к открытиюнеспецифических функций ретикулярной формации ствола и других отделов мозга. Сэтим периодом тесно увязано появление активационной теории эмоций Д.Б.Линдслея,которая приписывала основную эмоциогенную функцию активирующей ретикулярнойсистеме ствола мозга.
          Выраженнаяэмоциональная реакция возникает лишь при диффузной активации коры содновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга.Основным же условием появления эмоциональных реакций является наличиеактивирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроляза глубокими структурами мозга и лимбической системы.
          В.Р.Гессна основании метода раздражения составил карты подкорковыэмоционально-мотивационных зон при раздражении гипоталамуса, а Е.Бовард, развивэти исследования, предположил существование двух реципрокных гипоталамическихэмоциональных систем: эмоционально-положительной в передних  и латеральныхядрах гипоталамуса и эмоционально-отрицательной – в задних и медиальных егоотделах.
          А.В.Вальдманвысказывается в пользу отсутствия строгой «жёсткой» связи определённого типаэмоций с конкретными морфологическими аппаратами мозга. Эмоциональная реакцияпри стимуляции мозга – это производное многих внутренних и внешних факторов.Поэтому эмоции как психические функции не являются строго фиксированной вмозговых системах формой поведения, а базируются как на врождённых, так и наприобретённых механизмах. Следовательно попытка топографического распределенияэмоций в головном мозгу, как и других психических функций, является отголоскомлокализационизма. В этой связи вопрос о субстратах эмоций теряет смысл, еслиисследователь не дифференцирует субстрат «эмоционального переживания»,структуры, связанные с «выражением эмоций», и системы, осуществляющие «запуск»эмоциональных реакций.
          Поэтомупредлагается различать «эмоциональное состояние» от «эмоциональных реакций»даже у животных. Под эмоциональным  состоянием понимается субъективноепереживание, отражающее отношение данного индивидуума к окружающему миру и ксамому себе.
          Возникающиеже параллельно изменения в соматичекой и висцеральной сфере, которыесопровождают эмоциональное состояние, обозначаются как эмоциональное выражение(или выражение эмоции).
          Эмоциикак формы психического состояния вовсе не обязательно должны быть сопряжены сдействием. Длительность проявления, инертность эмоционального состояния – одна изхарактерных свойств эмоций. Человек может переживать сильные эмоции, несовершая никаких действий путём их волевого торможения. При этом, однако,вегетативные компоненты эмоций обычно не удаётся подавить, так как они малоподвержены произвольной регуляции. Будучи включёнными в обеспечениедоминантного характера действия, эмоции могут включаться во все звеньяусловно-рефлекторного процесса, выступая в качестве условного сигнала иликомпонента центрального замыкательного механизма, или фактора подкрепления,или, наконец, полноправный компонент ассоциативного процесса.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
/>/> /> /> /> /> />
ВНЕШНЯЯ
СИГНАЛЬНАЯ
АФФЕРЕНТАЦИЯ   />
ВОСХОДЯЩИЕ ВЛИЯНИЯ   /> />/> /> /> /> /> /> /> /> />

/>
q /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ              ВЫРАЖЕНИЕ                        моторные                          вегетативные 
проявления
Схема возникновения эмоционального состояния(по А.В.Вальдману)
        П.В.Симонов пытается объединитьпотребностно-мотивационный и информационный факторы генеза эмоций, понимая подэмоциями отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребностии вероятности её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает неоснове генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта.
        Сфизиологической точки зрения эмоция – активное состояние системыспециализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение внаправлении минимизации или максимизации этого состояния.
          Вэтом заключается регулирующая функция эмоций. Регулирующая функция эмоцийособенно ярко обнаруживается при конкуренции мотиваций, при выделениидоминирующей потребности. Такова борьба между страхом и чувством долга, междустрахом и стыдом и прочее.
          Своеобразнойи весьма существенной функцией эмоций является их подкрепляющая функция, ибосами эмоции могут выступать в качестве безусловного подкрепления. Былоотмечено, что у крыс не удаётся выработать инструментальный условный рефлекс,если пищу вводили непосредственно в желудок через канюлю. Но этот же рефлекслегко вырабатывается, если к вводимой в желудок пище подмешивается морфин,быстро вызывающий у животного положительное эмоциональное состояние. Тот жегорький на вкус морфин, введённый через рот, переставал быть подкрепляющимфактором пищевого рефлекса, ибо сопровождался аверсией.
          Умышей хорошо вырабатывается инструментальный условный рефлекс нажатия на рычаг,если это действие подкрепляется появлением в клетке другой мыши, немедленноатакуемой «исполнителем».
Таким образом, ни афферентация из полости рта, ниголодовое возбуждение сами по себе без одновременного сочетания с механизмомгенераций положительных эмоций не может выполнить функцию подкрепления приобразовании инструментального условного рефлекса. Побуждающими и подкрепляющимифакторами могут выступать эмоциональное состояние другой особи того же вида. Вдинамике социально-исторической эволюции это могло быть биологической основойспособности человека к сопереживанию.
Литература:
1.  Батуев А.С. Высшая нервнаядеятельность. М., Высшая школа, 1991
2.  Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология ВНД. М., 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.