Реферат по предмету "Психология"


Рефлексивные особенности самореализации. Жизненные цели

Курсоваяработа на тему:
«Рефлексивныеособенности самореализации. Жизненные цели»

Введение
Трудно назвать такую науку о человеке, в которой тем или инымобразом не затрагивалась бы проблема самореализации. На разных этапах эволюциичеловечества и развития системы наук эта проблема повсеместно вставала передумами мыслителей.
Усиление внимания к феномену самореализации может объяснятся всеболее растущим пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности.Именно такое понимание роли самореализации позволяет выявить его сущность,выстроить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание, егопсихологические детерминанты. Мы подходим к самореализации как к неотъемлемомуатрибуту саморазвития личности. Разработка принципиального подхода, понятийнойсхемы – введение определения, критериев самореализации личности, выявлениемеханизмов и уровней самореализации личности, соответствующих детерминант ибарьеров, используемых стратегий позволяет заложить основы психологиисамореализации личности.
Самореализация в основных сферах жизнедеятельности – именно такойракурс исследования представляется наиболее перспективным, позволяющим неотрывать человека от жизни в различных ее проявлениях.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человекавозможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобыосуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом),но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этомслучае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в даннойдеятельности приобретает характер самореализации.

1. Теоретическая часть. Рефлексивные особенности самореализации
 
1.1 Самореализация и самоопределение личности
Cамореализация – это осуществление возможностей развития «Я»посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми(ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.
О самореализации в широком смысле слова можно говорить на каждомвозрастном этапе развития человека. Акт самореализации можно увидеть, например,в овладении ребенком определенным навыком (езды на велосипеде), в овладенииподростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммызнаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ.
Важнейшим этапом на пути к самореализации являетсяпрофессиональное самоопределение личности – процесс формирования личностьюсвоего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложениясил и личностных возможностей.
Профессиональное самоопределение понимается как длительный процессосвоения профессии и самореализации в ней, охватывающий большую часть жизничеловека.
1.2 Рефлексия как ключевое звено в определении ценностейсамореализации
Ключевым звеном в определении ценностей самоопределения исамореализации личности выступает способность к рефлексии.
Рефлексия – это форма активного переосмысления человеком тех илииных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения; это не простознание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другиезнают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональныереакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.
Процесс     самоопределения опосредуется функционированиемразличных видов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной икооперативной):
Так, процесс снятия неопределенности ситуации обеспечиваетсяинтеллектуальной рефлексией, которая связана с распредмечиванием наличногопредметного содержания.
Выбор элементов ситуации и оперирование ими обеспечиваетсяличностной рефлексией, связанной с замыканием «Я» на категоризируемые личностьюпараметры и их размыканием благодаря ценностным ориентациям, потребностям,эмоциям, чувствам, переживаниям и другим смысловым образованиям.
Проблематизация осуществляется в попытках понимания противоречий инеопределенностей, мешающих самоактуализации, и которые можно преодолеть,составив набросок, эскиз дальнейших поисков. Находясь в определенной позиции,субъект может осознать только те фрагменты ситуации, которые ему доступны изэтой позиции.
Поэтому рефлексирование развивается путем вовлечения все большегочисла различных параметров и привлечения коммуникативной рефлексии, наряду синтеллектуальной и личностной. Коммуникативная рефлексия обеспечиваетактуализацию и генерацию смыслов через коммуникацию с партнерами и диалогом скультурой в целом.
Существует понятие рефлексивной компетентности – этопрофессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватноосуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, чтообеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходук профессиональной деятельности, движению ее максимальной эффективности ирезультативности.
В последние годы проблема рефлексии в отечественной психологииразрабатывается именно в направлении практического приложения психологическихисследований. На этой основе появляются значительно большие возможностииспользования раскрываемых психологических закономерностей рефлексивнойорганизации мышления для решения практических задач его развития и созданияоптимальных условий для культивирования творческой личности в условияхпостановки и решения проблемных ситуаций.
1.3 Ценности в самореализации
Рефлексия предполагает активное переосмысления человекомсодержаний индивидуального сознания, деятельности, и в процессе этого онопределяет для себя некоторые ориентиры своей деятельности, интересы и цели, тоесть ценности. Именно осознание личностью собственных ценностных ориентаций впрофессиональном самоопределении человека на стадии формированияпрофессиональных становлений с точки зрения их направленности на достижение «акме»в будущем профессиональном становлении является важнейшей предпосылкой успешнойсамореализации личности на этапе зрелости. То есть формирование ценностныхориентаций является одним из важнейших аспектов самореализации личности.
Под ценностными ориентациями понимается система зафиксированных всознании социальных установок относительно тех элементов действительности,которые обладают высокой значимостью для данного субъекта и определённымобразом влияют на его поведение, подготавливая его действовать в соответствиисо значимыми целями и идеалами, определившими их содержание.
Роль ценностных ориентаций в процессе самореализации состоит вформировании осознанной, социально обусловленной, индивидуальной структурыпрофессиональных предпочтений, идеалов и путей, способов их достижения,личностных целей, которые отражают в субъективной значимости объективно важныесостояния действительности для удовлетворения потребностей, которые стремитсяреализовать человек.
Уровень развития рефлексии личностью собственных ценностныхустановок во многом определяет успешность профессионального выбора исамореализации в целом.
Самооценка и самоанализ ценностей в ходе рефлексии необходимы длясамореализации, так как её успешность напрямую зависит от превращенияценностей, присущей определённой деятельности, в смыслообразующие мотивыличности.
Анализ научной литературы по теме курсовой работы позволяетсделать вывод о том, что ряд аспектов, сопряжённых с исследуемой проблемой,достаточно глубоко изучен и отражён в работах как отечественных, так изарубежных авторов. В числе таких аспектов значимыми явились философские,социологические и психологические основы ценностей, ценностных ориентаций ипрофессионального самоопределения.
В своей курсовой работе я хотела на основе изученной литературы ипроведённого исследования обобщить особенности рефлексии самореализациистудентов-первокурсников факультета Государственного и муниципального управленияи выявить особенности их ценностных ориентаций в начале процессасамореализации.

2. Практическая часть. Цели, объект, предмет и эмпирическая база исследования
 
Целью нашего исследование было изучение рефлексии самореализациистудентов и выявление особенностей ценностных ориентаций личности в началепроцесса самореализации.
Объектом исследования выступили студенты-первокурсники – как юноши,так и девушки – ГУ ВШЭ факультета Государственного и муниципального управления.
Предметом исследования стали особенности ценностных ориентаций личностив начале процесса самореализации.
Мы поставили себе задачу раскрыть содержание ценностныхориентаций личности и исследовать возможную связь между особенностямиценностных ориентаций и гендерными различиями.
Для целей исследования было выделено несколько категорийценностей: ценности категории «социальное благополучие», «деловые мотивы – личностное совершенствование»,«семья» и «личностные мотивы – индивидуалистическая удовлетворённость».Полученные данные были соотнесены друг с другом на предмет выявления важнейшихкатегорий ценностей, ведущих целей студентов на начальном этапе самореализации.Результаты также позволили сделать вывод о гендерных особенностях ценностныхориентаций.
В качестве методов исследования применялись: теоретические(теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных) иэмпирические (тестовые методики, сравнительный анализ эмпирических данных,обработка данных методом контент-анализа).
Эмпирическая база исследования. Выборочная совокупность исследованиясостояла из 87 студентов-первокурсников ГУ ВШЭ факультета Государственного имуниципального управления.

3. Контент-анализ как метод исслндования
 
3.1 Проблема контент-анализа
 
Контент-анализ(англ. content analysis; отcontent – содержание) – формализованный метод изучения текстовой и графическойинформации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественныепоказатели и ее статистической обработке. Метод контент-анализа характеризуетсябольшой строгостью, систематичностью.
В отечественной традиции контент-анализопределяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с цельюпоследующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей./>Сфера применения
Круг дисциплин, в которых применяетсяконтент-анализ, довольно широк. Помимо, в основном, социологии и политологииданная методика находит применение в антропологии, психологии, истории, литературоведении.
С помощью контент-анализа можно анализироватьтакие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политическихдеятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистскиематериалы, литературные произведения.
Необходимым условием применения методикианализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всехслучаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимоиспользование методики контент-анализа. Мы использовали данную методику с цельюобработки имеющихся анкет, полученных в ходе опроса студентов факультетаГосударственного и муниципального управления.
 

3.2 Этапы проведения контент-анализа/> На первом этапепроведения контент-анализа анкет была определена совокупность изучаемыхисточников. В качестве сообщений выступили анкеты с ответами студентов,полученные в ходе опроса 25 января 2007 года. Была сформирована выборочная совокупность сообщений, котораясоставила 87 анкет.
/>/>На втором этапебыливыявлены единицы анализа. Можно сказать, что этот этап – основной, и правильныйвыбор единиц анализа – важнейшая составляющая всей работы. Существуютдостаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
·   онадолжна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
·   онадолжна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
·   онадолжна легко идентифицироваться;
·   числоединиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Учитывая эти требования и то, какуюинтересуемую информацию нужно было получить в ходе исследования, единицы анализабыли отобраны следующим образом:
 
категория
мотивы и цели; ценности
единицы контент-анализа /> />
Социальное благополучие
Своим трудом способствовать процветанию общества, приносить пользу, радость людям
процветание общества, польза, радость людям />
Внести свой вклад в преобразование общества
вклад в преобразование общества />
Занять достойное место в обществе
достойное место в обществе />
Деловые
мотивы – личностное совершенствование
Иметь диплом о высшем образовании
диплом, высшее образование, ГУ-ВШЭ />
Иметь престижную профессию и интересную работу
престижная профессия, интересная работа />
Быть материально обеспеченным
материальная обеспеченность, заработок />
Быть «выше» других в профессиональном плане
карьерный рост />
Личностные
Мотивы – индивидуалистическая удовлетворён ность
Иметь широкий круг общения
общение, друзья />
Повышать свой культурный уровень
культурный уровень, стать образованным человеком />
Чувствовать себя независимым, уверенным в своём будущем
независимость, самостоятельность, уверенность в будущем />
Заниматься творческой деятельностью
творческая реализация, хобби />
Семья
Создание собственной семьи
создать свою семью, дети, муж/жена, стать хорошей матерью />
Родители
обеспечить родителей, гордость родителей, забота о матери / отце />
 
Третий этап.Единицы счёта контент-анализасовпадали с единицами анализа, и процедура анализа была сведена к подсчетучастоты упоминания выделенной смысловой единицы и выражением её доли от всехдругих, то есть, определение её значимости среди прочих единиц анализа.
Во время четвёртого этапашёлнепосредственно подсчёт – выделение группировок, составление специальныхтаблиц, применение статистических расчётов.
Последний, пятый, этап посвящён интерпретации полученныхданных.
 

4. Полученные результаты
Можно сделать выводы, что к ведущим ценностям личности в началепроцесса самореализации относятся, в первую очередь, создание собственнойбудущей семьи, желание иметь диплом о высшем образовании и стремление получитьпрестижную профессию и интересную работу.
То есть важнейшими категориями ценностей для студентов являются «семья»и «деловые мотивы».
Можно сказать, что эти данные схожи как для юношей, так и длядевушек:
·  «создание собственнойбудущей семьи» – у девушек 28% и у юношей 22%;
·  «престижная профессию иинтересная работа» – у девушек 12% и у юношей 12,6%;
·  «желание иметь диплом овысшем образовании», образование вообще – у девушек 11% и у юношей 12%.
В целом различия по гендерному признаку несущественны, но всё жепроявляются во всех системах ценностей. Так, для девушек значимость такойценности, как «семья», немного выше, чем для юношей. Это соответствует логике,основанной на понятиях о традиционном месте женщины в семье. Но стоит особенноподчеркнуть то, что разница в данных не существенна, и это может служитьпоказателем снижения этой тенденции и изменения отношения молодежи к ролимужчины и женщины в семье.
Также наблюдается дифференциация в отношении некоторых другихценностей. Так, значимая для девушек ценность «занятие творческой деятельностью»из категории «личностные мотивы – индивидуалистическая удовлетворённость» дляюношей не является столь значимой: 6% и 2,3% соответственно. Ценность этой жекатегории «повышение культурного уровня» даёт схожие результаты: 6,7% и 4%соответственно.
Обратная картина просматривается на примере ценности «достойноеместо в обществе» категории «социального благополучия». Почти в 2,5 раза этаценность значимее для юношей, чем для девушек: 9,7% и 4%. Возможно это ценностьимеет больший вес именно у молодых людей в силу традиционного воспитания в нихлидерских качеств, мужественности, благородства, присущих общественномудеятелю; в то время как для девушки её традиционной нишей считается семья.
Вместе с тем ценность «родители», относящуюся к категории «семья»,девушки хотя и не рассматривают как важное условие самореализации, но всё жеуделяют ей почти в 2 раза больше внимания, чем юноши.
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии гендерныхразличий в такой категории ценностей, как «деловые мотивы – личностноесовершенствование». То есть ценности высшего образования, материальнойобеспеченности, карьерного роста, престижной профессии и интересной работы длястудентов факультета ГиМУ совпадают и не носят гендерный характер.
Естественно, эти данные верны для студентов данного факультета, нов то же время у студентов других специальностей может быть выявлена тенденциязависимости ценностей данной категории от пола. Возможно, например, что нафакультете Психологии у девушек ценность интересной работы будет выше в силу ихвозможного желания применить полученные знания и в семейной жизни. Возможнотакже, что ценность материальной обеспеченности будет котироваться у студентовфакультета Психологии ниже, чем у студентов экономической направленности.
Данной проблеме – различию ценностных особенностей самореализацииу студентов факультетов разной направленности – может быть посвященопоследующее исследование.
 

5. Выводы
Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что ведущимиценностями для студентов являются семья и карьерный рост-то есть, ценности,которые приоритетны для большинства членов общества. Это свидетельствует о том,что выявлена тенденция ориентации студентов на нормативные ценности.
Значимым для самореализующейся личности является активное участиев жизни общества и продолжение себя в детях. В этом просматриваетсяосознанность студентами социального назначения члена общества.
Одним из важных факторов формирования ценностных предпочтенийявляется фактор сложившихся для данной категории испытуемых возможностейреализации этих ценностей. Установлено, что динамическая составляющаяценностных ориентаций в виде субъективного представления о возможности илиневозможности, лёгкости или трудности их реализации серьёзным образом влияют наважный этап самореализации – профессиональное самоопределение.
C основными ведущими ценностями студенты связывают и основныевнешние и внутренние трудности, которые существуют и могут возникнуть в будущемпри достижении целей самореализации. Большая часть студентов указывает навысокий уровень конкуренции на рынке труда и услуг (что соответствует ценностямобразования, престижной профессии и карьерного роста) как на основную внешнюютрудность на пути к самореализации. Внутренними препятствиями для большинствастудентов выступает лень, нежелание тяжело работать на достижение цели,неуверенность в собственных силах и возможностях, а также неумениеустанавливать контакты и трудность в понимании окружающих. Возможно, именнособственная семья выступает для них той ценностью, обеспечивающей моральнуюподдержку, задающую стимул к активной работе и являющейся гарантом понимания.


Заключение
Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволилопределить условия, оказывающие стимулирующее или блокирующее воздействие на процесссамореализации личности на начальной стадии. Так, самооценка и самоанализценностей необходимы для самореализации, потому что самореализация напрямуюзависит именно от превращения ценностей в смыслообразующие мотивы личности.
Поэтому уровень развития рефлексии личностью собственныхценностных установок во многом будет определять успешность достижения главнойцели и ценности – самореализации.
Задачи дальнейшего исследования
Учитывая эти данные, можно сделать процесс самореализациистудентов факультета ГиМУ эффективнее путём прогнозирования и предупрежденияпоявление определённых, в первую очередь внутренних, трудностей. Этого можнодобиться с помощью бесед со специалистами, проведения тренингов по развитиюнавыков эффективного общения, планирования собственного времени, постановкидостижимых целей.
Не менее действенной мне кажется и оказание помощи и содействия вактивном развитии творческих способностей.
Раскрытие сущностных сил человека и их оптимальное использованиево благо общества, столкнувшегося на пороге 3-го тысячелетия с множествомпротиворечивых и трудноразрешимых проблем, служат одним из основанийэффективного преодоления этих острых проблем.
Высокий нравственный смысл состоит в том, что каждый член обществасвоим творчеством может внести лепту в развитие социального бытия. Сделатьчеловека способным к творчеству призвана гуманистическая психология ипедагогика, которые далеки пока от исчерпывающего решения этой важнейшейтеоретической и практической задачи, хотя в этом направлении сделаны конструктивныешаги (в частности, концепции сознания и личности К.А. Абульхановой,одаренности и креативности Д.Б. Богоявленской, гуманизации ииндивидуализации образования М.Н. Берулавы, культурных и психологическихфункций творческого мышления Е.Б. Старовойтенко, способностей и внутреннейжизни человека В.Д. Шадрикова и др.).
С точки зрения рефлексивной психологии и педагогики (И.Н. Семенов,1978, 1990) сложная организованность творческого мышления проявляется в егодифференциации на различные функциональные уровни: 1) коммуникативно-кооперативный;2) личностно-рефлексивный; 3) интеллектуально-рефлексивный; 4)предметно-содержательный; 5) операционально-содержательный. В своейсовокупности эти уровни образуют систему структурных компонентов организациитворческого мышления. При этом рефлексия, как системообразующий фактортворческого мышления, обеспечивает не только его смысловую организацию исаморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретныхусловиях разрешения проблемы, конфликтной ситуации поиска ответа на вопросзадачи. Экспериментально установлено, что, во-первых, рефлексия доминирует вструктуре мышления, обеспечивая его самоорганизацию (И.Н. Семенов, 1978),и, во-вторых, рефлексия интенсифицируется перед инсайтом, обеспечивая продуктивностьтворческого мышления (И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий, 1978).
Рефлексивно-психологическое изучение закономерностей творчестваявляется плодотворным для развития творческих возможностей студентов – а, какследствие, и личностного роста их и самореализации.

Список использованной литературы
 
1.  Семёнов И.Н. Тенденциипсихологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – Воронеж:НПО «МОДЭК», 2000. – 64 стр.
2.  Лаптева О.И.,Войтик И.М., Семёнов И.Н. Рефлексивное мышление педагогов. – Омск:ИПКРО, 2003. –120 стр.
3.  Радина Л.В. Псизодоги-акмеологическиеособенности ценностных ориентаций личности на этапе профессиональногосамоопределения: Автореферат дис. на соиск. уч. степени кандидатапсихологических наук.–М., 2001. –23 стр.
4.  Богомолова Н.Н.,Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. Спецпрактикум но социальнойпсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
5.  Ковшуро О.Д. Рефлексивныеи социально-психологические особенности самореализации государственныхслужащих. Автореферат дис. на соиск. уч. степени кандидата психологическихнаук.–М., 2002. –28 стр.
6.  Семёнов И.Н. Рефлексивнаяпсихология творчества: концепции, экспериментатика, практика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005 г. Т. 2 №4.
7.  Бажанов В.А. Рефлексия //Эпистемология и философия науки, 2006, Т. VII, №1, стр. 173 –175.
8.  Абульханова-Славская К.А. Стратегияжизни. – М.: «Мысль», 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.