--PAGE_BREAK--Таким образом, в конце 19 –в начале 20 в.в. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатии в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии станровится то, которое приведено в психологическом словаре. Эмпатия толкуется как постиженение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого. Но данное определение не дает необходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.
Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Эмпатия определяется, во-первых, как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу: 1) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека; 20 экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другго; 3) этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания.
Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова выделили следующие фазы эмпатического процесса: 1) восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний; 2) построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.
Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул. Существует несколько видов эмпатических реакций. Котореы вхрдчт в две жильште группы: эмпатические реакции в ответ на поведение группы и 2) эмпатические реакции в адорес конкретной личности. В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Данная способность раскрываться в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которое включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого объекта эмпатии. Некоторые исследователи считают, что эмпатия — это эмоциональная способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. Другие определяют эмпатию ак поведенческую способностькоторая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.
В целом эмпатия – это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Вид. Форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. индивид. Характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Игивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большой долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.
Таким образом, эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.
1.2 Структура эмпатических способностей
В литературе не существует единства во взглядах на структуру эмпатии. Первоначально данное понятие рассматривалось в рамках эмоциональной концепции (эмоциональный отклик на переживания другого человека в форме сопереживания или сочувствия). Позднее эмпатия стала рассматриваться как эффективно-когнитивное явление, которое характеризуется как опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого человека, сопряженный с отражением его внутренних состояний (мыслей, чувств). Наиболее перспективным стало «интегративное направление» исследований, в котором эмпатия изучается как сложное психологическое явление. Однако, среди работ, относящихся к данному направлению, в которых бы рассматривались не только качественные характеристики эмпатии (эмоциональная, когнитивная, предиктивная и действенная эмпатия), но и ее содержательные особенности (эмпатическая направленность) практических исследований немного.
Рассматривая структуру эмпатии с позиций конституционального подхода, принято считать эмпатию, как сложное многоуровневое, но в то же время целостное образование, которое можно структурировать как входящие в данное свойство показатели или как совокупность микропроцессов.
В структуре эмпатии выделено три уровня: формально-динамический, характеризующий динамические свойства эмпатии (особенности возникновения и протекания эмпатических реакций) и качественные, отражающие психологическую сущность эмпатического процесса (эмоциональная эмпатия; когнитивная, предиктивная и действенная); содержательно-личностный, в который входят те аспекты эмпатии, с помощью которых возникают эмпатическая реакция на определенные объекты, стимулы; императивный уровень (общественные и индивидуальные представления) об эмпатии: о нормах, культуре проявления эмпатических реакций. О знаниях в данной области и т.п.) []
При изучении эмпатии по формально-динамическим показателям мы опирались на представления психологии о динамических и содержательных особенностях психики, на подходы к исследованию личности и ее структуры. Рассматривая эмпатию как сложное свойство личности, мы исследовали ее компонентный состав в контексте структурно-иерархической концепции личности, основанной на концептуальном подходе.
Согласно этой концепции, предложенной О.П.Санниковой [] личность рассматривается как макросистема, состоящая из разноуровневых подсистем, каждая из которых включает взаимосвязанный комплекс свойств отражающих 1/ формально-динамические; 2/ содержательно-личностные; 3/ социально-императивные (или нормативные) характеристики. К первому относится совокупность всех свойств, отражающих динамику протекания психических явлений и индивидуальные свойства конституционального характера. Второй включает в себя собственно личностные качества (понятие личности в узком смысле), характеризующие направленность, потребностно-мотивационную сферу и т.п. Третий уровень условно назван автором социально-императивным ( от латинского «повелительный, настоятельно требующий, безусловный»). Если, как отмечает исследователь, два первых уровня созвучны представлениям о двухаспектности психики (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот класс характеристик, который отражает имеющиеся у личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п. Этот уровень жестко контролируется сознанием.
Рассматривая свойства личности, в том числе и эмпатию, сквозь призму континуально-иерархической структуры, автор утверждает, что целостность самой системы личности определяется континуальностью каждой ее части. Это означает. Что черты личности, традиционно относимые преимущественно только к одному уровню (динамические – к темпераментному; содержательные – к характерологическому; императивные – к культурному), не являются дискретными. Это континуальные образования, и в целостной личности возможен либо плавный переход одной черты в другую, либо качественное ее преобразование. Взаимосвязь и взаимопроникновение различных уровней объясняет развитие, «прорастание» отдельных психических черт, в том числе и эмпатии, от низших уровней к высшим. Таким образом, каждая черта, каждое качество личности пронизывает всю ее структуру. Это положение имеет особое значение, т.к. в исследовании эмпатии, во-первых, позволяет рассматривать эмпатию как целостное свойство личности, по-разному проявляющееся на разных ее уровнях. Во-вторых, исследовать показатели и формально-динамического и содержательно-личностного уровней эмпатии. Эксплицировать и описать данные показатели и является одной из задач нашего исследования.
Как показывает анализ литературы, первоначально исследования эмпатии проводились в рамках эмоциональной концепции, поскольку само понятие трактовалось как эмоциональное проникновение в состояние другого человека. Такое понимание эмпатии преобладало до 40-х годов в зарубежной психологии и поначалу в отечественной литературе. В рамках эмоциональной концепции рассматривают эмпатию Гаврилова Т.П., Меграбян А.А., Лазарус Р.С., Лазарус Б.Н., Пашукова Т.Н., Стрелкова Л.П., Эпштейн Н, Юсупов Н.М. и др. При подходе к эмпатии как к эмоциональному явлению в ее структуре многими авторами выделяются две высшие формы соучастия в эмоциях других: 1) сопереживание как непосредственная, импульсивная форма эмпатии, в основе которой лежит эгоистическая мотивация или «тревога за себя»; 2) сочувствие как гуманистическая, альтруистическая и более сложная форма эмпатии, в основе которой лежит альтруистическая мотивация или «тревога за другого»
По мнению А.А. Меграбяна, эмпатия включает в себя три компонента:
1) эмпатическую тенденцию – способность к сопереживанию, впечатлительность;
2) тенденцию к присоединению – способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки;
3) сензитивность к отвержению – способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес [].Некоторые исследователи, представляющие рассматриваемый подход, называют следующие компоненты эмпатии: сострадание, эстетические чувства, а также благодарность. Важный элемент благодарности – высокая оценка реципиентом помощи донора как альтруистического акта, при этом два человека соединены эмпатическими отношениями: с одной стороны, искренняя эмоциональная поддержка или помощь субъекта – означает стать на место объекта, – с другой благосклонно получить помощь или поддержку – означает почувствовать положительные намерения донора [].
Со временем оказалось, что рамки эмоциональной концепции слишком узки для объяснения такого сложного психологического феномена, поэтому в структуре эмпатии начинают выделять когнитивный компонент, базирующийся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.). В работах Бодалева А.А., Даймонд Р., Климова Е.А., Муканова М.М., Селивановой Р.Г., Стрелковой Л.П., Шибутани Т. и др. делается попытка определить содержание и основные характеристики когнитивной эмпатии [], а эмпатия в целом рассматривается как двухмерное образование.
Так, Е.А. Климов включает эмпатию в когнитивные и эмоционально-волевые процессы в разных сферах психического отражения и регулирования. В сфере психического отражения когнитивный компонент эмпатии, по мнению автора, реализуется через интроекцию и проекцию субъекта с объектом эмпатии. В сфере психического регулирования — эмоциональный компонент эмпатии, который реализуется через процессы привлекательности (аттракции) индивидов в их взаимодействии (интеракции). В области активности психики эмпатия выступает как осознанное психическое явление, лишенное эмоциональной окраски. В зоне реактивности психики эмпатия рассматривается как аффективное подсознательное явление, проявляющееся в форме сопереживания с импульсом эмоционального заражения. Е.К. Климов говорит, что сопереживание имеет эмоциональное начало, а вот в сочувствии преобладает когнитивный компонент; субъект центрирован на объекте эмпатии и активно отражает его состояние, при этом эмоции могут овладеть субъектом, но ситуация остается для него личностно незначимой [].
В.В. Бойко в структуре эмпатии кроме аффективно-когнитивной сферы выделяет еще и интуитивный канал, который свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании [].
В литературе эмпатия описывается не только как способность к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их состояний, но и как готовность оказать посильную помощь. Таким образом, в структуре эмпатии выделяется еще один компонент – действенный (или поведенческий). Эмпатия как трехкомпонентное образование рассматривается в работах Михальченко Г.Ф., Лабунской В.А., Обозова Н.Н., Панкина А.И., Петровского А.В., Платонова К.К., Сарджвеладзе Н.М. и др.[]
Действенная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических актов, которые базируются на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. И.М. Юсупов исключает присутствие этого компонента в структуре эмпатии, считая ее в основном, пассивно-наблюдательным сопереживанием или сочувствием без активного вмешательства в виде действенной помощи, которую, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях – действенной групповой эмоциональной идентификацией.
С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что в основе помогающего поведения (т.е. действенной эмпатии) лежит готовность субъекта к оказанию помощи. Такая готовность, являясь комплексным образованием, требует от него наличия определенных психологических ресурсов: когнитивных (включающих анализ ситуации бедственного положения другого человека, осознание себя субъектом помощи, принятие решения), поведенческих способностей и возможностей) и мотивации помощи. Понятие мотивации помощи употребляется исследователем в узкооперационном смысле и подчеркивается аффективный компонент феномена готовности к помощи как состояния мотивационно-аффективной сферы личности. Инициирующей альтруистический поступок. Результаты исследований, проведенных автором, свидетельствуют о том, что необходимым (хотя и недостаточным) условием оказания помощи является устойчивость альтруистического намерения.
В некоторых работах поведенческий аспект эмпатии (в ситуации общения) представлен целым рядом характеристик. Рассмотрим эти характеристики: регуляция средств общения, используемых партнером (при этом именно оценка обратной связи приводит к корректировке поведения); сопровождение помогающего поведения; выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнеров по общению на взаимную эмпатию; выражение суждений, по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта; использование форм обращения, которые не причинят вред другому человеку.
Глава 2. Экспериментальное исследование способности к эмпатии у студентов-психологов
2.1 Описание методики и методов исследования
Научное исследование основано на применении средств исследования: методы, методики, методология. Решение исследователя провести исследование по определенным методикам принимается исходя из анализа тех методов и методик, которые применяются в науке для решения аналогичных задач. Но при необходимости изобретаются и оригинальные методики. Поэтому в психологической науке чрезвычайно важно в научной публикации или другом научном документе давать описание метода, с помощью которого получены данные.
Методом психологического измерения оценивается величина какого-либо параметра, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь «измеряет» особенности субъективной реальности испытуемого или особенности его поведения. Методики – это исследовательские приемы, регистрирующие вербальное и невербальное поведение /Дружинин/, т.е поведение может быть исследовано объективными методами. Таким образом в психологическом исследовании принимается во методология естествознания с его принципами: материализма, объективности и детерминизма.
продолжение
--PAGE_BREAK--Проблема исследования эмпатии заложена в самой природе такого явления, которое до настоящего времени является слабоизученным, что создает методологические трудности при изучении явления, его описании и экспериментальном исследовании.
Для исследования эмпатии у студентов-психологов применяются такие методические средства, как опросники. Опросники для исследования эмпатии относятся к классу методологических средств психодиагностики – опросники оценки эмоционально-волевых качеств личности. С направленностью на исследование эмпатии в этой классификации представлены такие опросники: методика «диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко», методика «диагностика уровня эмпатии И.М.Юсупова», шкала эмоционального отклика А. Мергабяна и Н.Эпштейна и др.
Принимаем при исследовании методику «диагностика уровня эмпатии В.В.Бойко».
Общей характеристикой известных психологических методик, успешно зарекомендовавших себя в практических экспериментальных исследованиях эмпатии можно считать то, что все они выявляют у испытуемого какой-либо вид эмпатии: эмоциональную, когнитивную, предикативную. Классификация видов эмпатии в методике В.В.Бойко выделяет такие ведущие элементы:
рациональную эмпатию, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем;
эмоциональную эмпатию, реализуемую посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояния другого;
интуитивную эмпатию, включающую в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне / Кондр…/
Т.о. автор данной методики предложил виды эмпатии, которые выявляют целостный образ эмпатичности человека.
Результаты экспериментальных исследований представляют по шести шкалам с номерами определенных утверждений.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека. Прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае. Если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация – важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Подсчитывается число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от ноля до шести баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. При анализе показателей шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии, который может варьировать от 0 до 36 баллов:
30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;
29-22 – средний уровень;
21-15 – заниженный;
14-0 — очень низкий.
Опросник В.В. Бойко содержит 36 вопросов. Которые оцениваются испытуемым по принципу согласия или несогласия с предлагаемыми утверждениями.
Среди источников по проблеме изучения (исследования)-диагностики эмпатии применяется также подход психологической диагностики направленности личности. В данной дипломной работе применен опросник диагностики типа направленности личности практического психолога Т.Н. Даниловой. Методика выделяет основные компоненты, лежащие в основе всех видов направленности личности: эмоциональный, когнитивный (познавательный), поведенческий и ценностный, значимые в работе практического психолога. Такими компонентами являются:
1. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, при которой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно, эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей. Общение с другими людьми имеет, как правило, манипулятивный и потребительский оттенок, характеризуется отсутствием истинного, неподдельного интереса к собеседнику. Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях, не способны выйти за их пределы.
2. Гуманистическая направленность личности – это такой вид направленности, при котором цели, интересы и потребности других людей приобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны, аутентичны, эмпатийны.
3. Экзистенциальная направленность личности – это направленность, при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутренней деятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
4. Прагматическая направленность личности – вид направленности, при котором системой доминирующих потребностей являются планы и успехи в выполняемой личностью деятельности, иначе говоря, личность ориентируется на конкретные результаты своей деятельности, которые в свою очередь, определяют личностную ценность и значимость.
Таким образом, опираясь на предложенные в методике направленности личности можно предположить, что доминирование гуманистической направленности личности свидетельствует о высоком уровне эмпатии у исследуемого.
Методика содержит 13 утверждений, различных жизненных стремлений и некоторых сторон жизни человека, вторая половина которых продолжается в четырех различных вариантах (а, б, в, г). Оценка каждого предложенного утверждения производится по системе баллов:
— да, полностью с этим согласен – 3 балла;
— пожалуй, да, в целом согласен — 2 балла;
— когда как, согласен в некоторой степени – 1 балл;
— нет, не согласен – 0 баллов;
— нет, не задумывался над этим – 0 баллов.
Далее необходимо суммировать количество баллов в соответствии с «ключом» каждой шкалы.
Ярко выраженный тип той или иной направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28 баллов, низкая выраженность того или иного типа направленности – от 0 до 13 баллов.
Психодиагностика проводилась в аудитории СГГУ в группе студентов 5 курса заочного обучения в количестве 25 человек. Участники опроса прослушали инструкции и заполнили бланки ответов по двум методикам поочередно. На бланке ответов испытуемый помечал также свой пол, возраст и образование с указанием вида (гуманистическое, техническое, экономическое).
Методология дает основу для эффективной теории и практики: консультант знает, как построить творческую плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Но чрезмерный уровень эмпатийности у консультанта может привести к эмоциональному выгоранию или невозможности выхода из «мира клиента» после того, как консультант «влез в его шкуру», хотя в полной мере это и невозможно – стать на место кого-то.
2.2 Результаты экспериментального исследования
В результате исследования получило подтверждение предположение о необходимости развития эмпатии у студентов-психологов, поскольку полученные итоговые цифры уровня эмпатии свидетельствуют о низком уровне эмпатии у обследуемых.
Принято решение проверить итоги на количество и качество допущенных ошибок в проведенном эксперименте, которые могли бы повлиять на результат: методом математико-статистической обработки данных.
Условия исследования соответствовали стандартным. Условия деятельности испытуемых были нормальными, им никто не мешал вдумчиво и сосредоточено отвечать на вопросы анкеты. Экспериментатор влияния на исследуемых не оказывал: «влияний ожиданий на результат». Особенностью эксперимента было то, что испытуемые являлись психологами и могли иметь «установки на социально одобряемый ответ», «установки на определенные и средние ответы».
Чтобы исключить и такую фальсификацию испытуемым не сообщалось название методик до эксперимента.
Выборка является представительной (репрезентативной) т.к. она выразила специфический контингент участников опроса:
— по уровню образования – совокупность специалистов с высшим образованием – 25 чел.
— по половому признаку – состав участников представлен обоими полами.
— по возрастному параметру – разброс участников составляет от 23 до 53 лет.
Поэтому результаты исследований могут быть распространены на множественное число студентов-психологов, т.е. и на «популяцию» биологическими социально-культурными характеристиками достаточно инвариантную.
Это важнейшие ограничения, которые влияют на обобщения результатов по отношению к участникам в выборке из 25-ти чел. соблюдены. Охватив широкий диапазон в выборке и, применяя две методики можно выполнить цель и задачу, поставленную перед данной дипломной работой.
Каждый показатель полученных результатов имеет значение, поскольку получена возможность количественно и качественно сравнить результаты между уровнем эмпатии и направленности личности.
Для наглядности результаты экспериментов исследования представлены в виде таблицы.
Результаты обследования определяются с помощью кода каждой шкалы:
По опроснику В.В. Бойко, направленному на диагностику каналов эмпатии, были получены следующие результаты:
Высокие баллы по шкале говорят, что имеется выраженное положительное отношение к ……
На основании полученных данных описываем……
При подсчете «сырых» баллов было выявлено количественное значение уровня эмпатии и направленности личности, но при обработке их можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать вывод о степени развития у него эмпатии и направленности личности. Для этого используют процентибальную шкалу:
Подсчитаем путем соотношения баллов, сколько человек с
— очень высоким уровнем эмпатии – 0 человек.
— средним уровнем эмпатии – 6 человек.
— заниженным уровнем эмпатии – 16 человек.
— очень низким уровнем эмпатии – 3 человека.
Переведем полученное количество человек в проценты от общего количества человек, чтобы увидеть, сколько в процентном соотношении количество человек с
— очень высоким уровнем эмпатии – 0%
— средним уровнем эмпатии – 24%
— заниженным уровнем эмпатии – 64%
— очень низким уровнем эмпатии – 12%
Вывод: в целом характерно для всей выборки очень низкий и заниженный уровень эмпатии, т.е. 2/3 участников опроса не обладает достаточно развитой эмпатией, так необходимой для работы практического психолога.
Проанализируем показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости конкретного канала (параметра) в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования:
Подсчитаем наивысший балл для каждого канала:
— рац – 2 чел. – 6 баллов.
— эм. – 4 чел. – 6 баллов.
— инт. – 4 чел. – 6 баллов.
— ус. – 4 чел. – 5 баллов.
— пр. – 6 чел. – 4 балла.
— ид. – 2 чел. – 6 баллов.
В целом, по группе в выборке преобладают каналы с бальной оценкой — 6 баллов, т.е. максимально возможный, но из них всего количество человек в эм. и инт. каналах по 4 человека, а наименьшая в рац. и ид. по 2 человека. Каналы с установки и проникающая способность имеют не меньшее количество человек, но балл ниже. Они наименее развиты.
— 4 человека – 2 балла.
— 5 человек – 2 балла.
— 7 человек – 1 балл.
— 4 человека – 1 балл.
— 4 человека – 1 балл.
— 7 человек – 2 балла.
Вывод по параметрическому анализу в целом по группе состоит в том, что данное исследование может быть основой для дальнейшего изучения развитости эмпатических способностей у студентов-психологов, ибо обнаруженные результаты свидетельствуют, что лишь примерно около 20% испытуемых имеют максимальный балл равный 5-6 баллам и примерно 20% испытуемых имеют низкий балл равный 1-2 баллам.
Видно, что отстают каналы — интуитивный и идентификации.
Обработку по методике направленности личности проводим выбирая преобладающий вид направленности. Шкалы по набранным баллам суммируем:
Гум.- 490 бал.
Экз.- 507 бал.
Пра.- 532 бал.
Эго.- 381 бал.
Переводим полученные баллы в процентные отношения поканально:
Гум. – 25,6%
Экз. — 26,5%
Пра. — 27,8%
Эго. — 19,9%
По полученным результатам обработки направленности личности делаем вывод, что
— все каналы (шкалы) представлены пропорционально.
— шкала гуманистической направленности личности несколько меньше экз. и прагм., а это позволяет сделать вывод о том, что профес. Важное качество – уровня эмпатии в большей степени соответствует гуманистической направленности личности, несколько меньше – экз., еще меньше – прагм., и совсем малом объеме должен быть процент по эгоистической шкале.
Основываясь на этих данных видно, что эгоистический тип направленности личности, в соответствии с теоретическими положениями отечественных и зарубежных авторов, соответствует низкому уровню сформированности у студента-психолога профессионально-важного качества уровня эмпатии. По результатам исследований фактически заниженный уровень эмпатии у многих студентов, будущих психологов, призванных помогать людям, а это значит, в первую очередь, сострадать, сопереживать им. Преобладание прагматической направленности означает что уровень эмпатии средний, это же показало и исследование по методике В.В.Бойко.
Экзистенциальный тип свидетельствует о существовании вероятностной тенденции перехода в гуманистический тип. Это повысит и уровень эмпатийности студентов-психологов, что в сумме составит 50% потенциально эмпатийных студентов в группе.
Далее проведем корреляционные исследования соотношения между уровнем эмпатии и гуманистической направленностью личности. Причина поиска такой зависимости показана была ранее. Если получим положительную корреляцию, когда видна прямая связь: при повышении одного параметра, повышается и другой (т.е. оценка двух связанных или не связанных выбором).
Проведем еще некоторые аналогии между уровнем эмпатии, направленностью личности и биологически-социальными параметрами испытуемых:
— если самый высокий возраст 53 чл, 28 бал связан с высоким уровнем эмпатии, то в то же время и гумм. Бал наивысший – 25 лет;
— если самый младший возраст 23 года дает разброс уровней эмпатии от 12 баллов до 27, то это свидетельствует о том, что…
В то же время гумм.бал не высок, у 27 бального;
— по половому различию из 15 представителей женского пола – уровень эмпатии 26- 27 баллов, а низший – 15. Поэтому можно говорить, что нет зависимости от полового признака.
То же и по направленности – т.е. 30 баллов – высшие из 36 возможных, и 8 баллов – низшие. Но в целом женщин больше с гуманистической направленностью. Мужчин – от 28 до 14 баллов уровня эмпатии – разброс, от 33 баллов до 10 баллов.
— по уровню образования
Испытуемые с высшим техническим образованием:
продолжение
--PAGE_BREAK--