Реферат по предмету "Психология"


Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции

Введение
В последнеевремя наблюдается увеличение числа детей с различными особенностями в развитии,трудностями обучения и школьной адаптации, нарушениями вэмоционально-личностной сфере и другими особенностями.
Рождениеребенка с нарушением развития (умственным, физическим или психическим) являетсяочень серьезной проблемой для его семьи. В связи с этим зачастую семьяпереживает острый кризис, так как становится невозможным прежний способ еесуществования и требуется глубокая перестройка всей структуры как внутри, так ивнесемейных отношений. От успешности преодоления этого кризиса зависит будущеесемьи и будущее ребенка: будет он себя чувствовать как любимый и желанный членсемьи и впоследствии – общества, либо как ненужная обуза. (1)
В.В. Юртайкис,О.Г. Комарова утверждают, что неправильное семейное воспитание приводит кусугублению тяжести общего психического недоразвития ребенка с особенностямиразвития. Так, А.И. Раку в результате проведенного опроса обнаружила, чтов большинстве семей отношение к умственно отсталым детям не благоприятствует ихинтеллектуальному и социальному развитию. По ее мнению, родители, зачастуюнеадекватно оценивают психофизические возможности существенно отстающего вразвитии ребенка: либо переоценивают, либо, напротив, недооценивают их. Крометого, родители склонны либо к излишней опеке ребенка, либо к игнорированию его.
На характеркризисного переживания влияет статусная характеристика семьи. Так, Фарберисследовал в своих работах влияние умственно отсталого ребенка навнутрисемейные отношения и изменение жизненного цикла семьи. Он различает двеосновные разновидности кризиса. В высших социальных слоях возникает такназываемый «трагический» кризис, поскольку родительские цели, надежды иожидания не оправдываются. Зачастую подобная реакция проявляется во враждебнойустановке по отношению к умственно отсталому ребенку, которая преобладает надстремлением к заботе о нем. В семьях с более низким социальным статусом появляется«ролевой организационный кризис», который возникает благодаря очень высокойпотребности умственно отсталого ребенка и заботе и уходе.
Осуществлениенормального жизненного цикла семьи встречает существенные препятствия, врезультате чего становится необходимой реорганизация семейных ролей. Независимоот реального возраста, умственно отсталый ребенок остается в роли болеемаленького ребенка, чем он есть на самом деле, поэтому родители вынужденыоставаться в роли « «нянек». В случае, если перестройка внутри семейных ролей иотношений не удается, по мнению Фарбера, остаются две возможности: обособлениенарушающего привычную жизнь члена семьи с помощью его территориальногоотделения или распад семьи. (1) Также можно наблюдать изменение эмоциональногостатуса родителей: эмоциональное отчуждение от ребенка, страх, резкое падениесамооценки, раздражительность, самообвинение, т.е. преобладание непродуктивныхчувств относительно ребенка. А. Адлер указал на то, что чувствособственного бессилия психологического или социального, чувство вины и др.,люди пытаются компенсировать. Очень часто родители детей с ограниченнымивозможностями демонстрируют гиперкомпенсаторное поведение относительно ребенка.
М.М. Семаго,Н.Я. Семаго формулируют два типа задач, которые должны решатьсяпсихологами в данной ситуации.
К первомутипу относят создание психологических условий для адекватного восприятияродителями информации, связанной с особенностями развития ребенка,психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции ивоспитанию.
Ко второму –вопросу, связанные с освобождением родителей от чувства вины, необходимостипреодоления стрессового состояния семьи, в том числе депрессии матери, созданиеи поддержание по возможности нормального климата в семье (2).
В работевыдвинуты следующие гипотезы:
1.У родителейдетей с ограниченными возможностями имеются рассогласования междудекларируемыми и реализуемыми типами отношений.
Дополнительнаягипотеза:родители детей с ограниченными возможностями не в полной мере осознают характеротношений к собственному ребенку.
Реализуютповедение компенсаторного типа.
2. Осознаниерассогласований между декларируемыми и реализуемыми типами отношений приводит ккоррекции отношений.
В даннойработе поставлены две цели:
1. Обнаружениерассогласования декларируемых и реализуемых типов родительского отношения кдетям с ограниченными возможностями в развитии.
2. Коррекцияродительских отношений к детям с особенностями в развитии через осознаниесобственного отношения.
Задачи:
1. Теоретическийанализ проблемы родительского отношения к детям с особенностями в развитии.
2. Подборспособов диагностики рассогласований декларируемых и реализуемых отношений.
3. Проведениедиагностического исследования, анализ результатов.
Объектомисследования выступают типы родительских отношений к детям с ограниченнымивозможностями.
Предметомисследования является рассогласование между декларируемыми и реализуемымитипами родительских отношений к детям с особенностями в развитии.
1. Психологическиеособенности детей дошкольного возраста в рамках нормального развития
В отношенииначала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что онначинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. идр.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становлениясобственной активности ребенка, то началом младенчества выступает появление«комплекса оживления». Л.С. Выготский: Симптомом нового периода авторысчитают появление улыбки на разговор, т.е. первую специфическую реакцию ребенкана человеческий голос. Исследования Ш. Бюллер и Г. Гетцер показали также,что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении егопсихической жизни, наблюдаются на границе первого и второго месяца жизни… Всеэто заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя границановорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этапразвития (3)
Л.С. Выготский«Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру, оказываетсявсегда отношением преломленным через отношение к другому человеку.» (4).
Личностнымновообразованием в младенчестве с точки зрения Л.С. Выготского, являетсявозникающая потребность в общении, выражающаяся в активном поиске социальногоконтакта. Поиск социального контакта проявляется в инстинктивных действияхмладенца по отношению к близкому взрослому. На шестом-седьмом месяцахпоявляется дифференцирующее отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям, т.е.деление на «своих» и «чужих» (6).
В отношении переходак периоду раннего детства в психологической литературе встречаются определенныепротиворечия. Так, Л.С. Выготский отмечая, что переход от младенчества краннему детству происходит на десятом месяце жизни ребенка, писал: «Знаменательнымповоротным пунктом является десятый месяц, когда по исчезновении бесцельныхдвижений, наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных формповедения: первое применение орудия, применение слов, выражающих желание» (6).Выготский выделял 2 стадии младенческого периода, граница между которымиустанавливается между пятым и шестым месяцами, признак этой границы – появлениесобственной активности.
Для Д.Б. Эльконинапоказателем перехода к раннему детству является интенсивное развитиефункциональных действий с предметами и образующееся противоречие междувозросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями свзрослыми, когда активность ребенка
прямо«организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевымиформами общения. Этим объясняется и появление речевого общения в конце первого –начале второго года жизни, принимаемое за начало нового периода (7)П.Я. Гальперин разработал понятие – «орудие». (10)
Орудийноеопосредствование появляется только на втором году жизни ребенка, что свидетельствуето начале усвоения им общественно- исторического опыта через присвоениесоциальных эталонов речевых и внешне – предметных действий (при взаимодействиис взрослым, на основе подражания.)
Предметныеманипуляции (собственное тело, элементы речи – звукоподражательные слова«зеркальные» и т.п.) – как суть ведущей деятельности данного периода.(11.).
Личностноеновообразование раннего возраста – речь. (8). Позиция «Я – сам» знаменуетпереход к новому этапу формирования личности. Ребенок становится инициатором иорганизатором собственной активности. «Кризис трех лет». (Сделать наоборот).
В дошкольномвозрасте, взрослый для ребенка носитель социальной функции. Реализация этойновой социальной ситуации развития и реализуется в основной деятельности данногопериода – ролевой игре. В игре ребенок выполняет свою роль, с другой стороны – контролируетсвое поведение, т.е. игра – это школа произвольного поведения.
(Эльконин Д.Б.к проблеме периодизации развития советского школьника.)
Смыслообразующимстержнем дошкольного периода (формируемым в процессе ролевых игр) можно назватьпотребность в социальном соответствии, т.е. усвоение правил социальногодействия, а затем взаимодействия и кооперации с одновременным усилением ролиоценки взрослого.
В игревозникает и развивается способность сопереживать.
Новообразования– способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятымнамерениям и способность правильно воспроизводить социальные нормы поведения ссознательной оценкой этой правильности.
В процессеблизких взаимоотношений в семье у ребенка с первых дней жизни формируетсяструктура личности.
Важнейшиеизменения в социальной ситуации развития, ведущей деятельности на всех этапахразвития ребенка, возникают своевременно, если ребенок нормально развивается.Ситуация складывается иначе, если у ребенка имеются какие-либо нарушения.
Так как нашеисследование имеет отношение к детям с особенностями в развитии, мы считаемважным рассмотрение вопроса о психологических особенностях таких детей,закономерностях в их – развитии.
1.1Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения досеми лет
Развитиеребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, прикотором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций,необходимых для нормального психического развития.
Тот или инойтип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общемпсихическом развитии, и от того на каком этапе развития наступает нарушение. Водних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т.е.сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ходразвития ребенка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудьчастной психической функции, например зрительного и слухового восприятия,двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы.Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее ипсихическое развитие ребенка.
Классификациидизонтогенеза.
Анализируялитературу по этой проблеме, мы выделили классификации Л.С. Выготского и Г.Е. Сухаревой.
Л.С. Выготскийпишет, что следует различать 2 типа отсталых детей: отсталый вследствие болезнии отсталый вследствие органического дефекта (4)
К первомупринадлежат не дефективные, а больные дети («дети нервные, эпилептики,истерики»), отсталость которых является результатом заболевания, большей частьюнервного или психического, и может пройти после излечения. Ко второму типуотносятся органические дефекты выражающиеся в слабоумии.
Всоответствии с принятой классификацией, он также различает три степенислабоумия и распределяет детей этого типа на 3 различные группы: идиотов,имбицилов и дебилов.
Выготский Л.С.дал определение понятия «аномалия» – это патологическое уклонение отсредней нормы в структуре организма или в его функциях (4).Все «ненормальные»формы поведения он подразделяет на следующие группы: кратковременные,длительные и стойкие, постоянные пожизненные дефекты
Выготский Л.С.различает три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающихорганов (слепота, глухота, слепоглухота). Повреждение или недостаток частейответного аппарата (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервнойсистемы (слабоумие). (13).
Г.Е. Сухаревавыделяет пять типов дизонтогенеза (14): психическое недоразвитие, задержанноепсихическое развитие, поврежденное психическое развитие, искаженное психическоеразвитие, дисгармоничное психическое развитие.
Далее мырассмотрим некоторые психологические особенности в онтогенезе данной категориидетей, так как дети с особенностями в развитии развиваются несколько иначе,нежели здоровые.
Развитиеребенка, имеющего те или иные особенности, идет своеобразно, Своеобразиеразвития определяется, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения,слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени егонаступления, во-вторых, особенностью компенсации дефекта, который зависит отхарактера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребенка сокружающими детьми и взрослыми.
Е.М. Мастюковав своих работах пишет о том, что для многих детей с нарушениями в развитиихарактерно задержанное формирование гностических функций (15).
Гнозиспредставляет собой сложный комплекс аналитико-синтетических процессов,направленных на распознание объекта как целого так и отдельных егохарактеристик.
Недостаточнаясформированность зрительного гнозиса проявляется в трудностях узнаваниянекоторых изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных.Специфическим проявлением недостаточности зрительного гнозиса у детей снарушением развития является трудность выделения целостного изображения изфона.
Недостаточностьслухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематическоговосприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а вдальнейшем навыков письма.
Дефекты вразвитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения,дифференцированного восприятия объектов.
У большинствадетей с особенностями в развитии значительно нарушено формированиепространственных представлений. Восприятие пространства – результат совместнойдеятельности различных анализаторов, среди которых особо важная рольпринадлежит двигательно – кинестетическому.
При выраженностипространственных нарушений дети испытывают затруднения при выполнении такихзаданий, как сложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек,кубиков.
У многихдетей с нарушениями в развитии наблюдается недостаточность тонкихдифференцированных движений пальцев рук, что задерживает у них развитиепредметно-практической деятельности.
Характернойособенностью у детей с ограниченными возможностями, является недостаточность уних знаний и представлений об окружающей действительности, формированиекомплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем нетолько ограничены, но порой и ошибочны.
Дети сограниченными возможностями имеют те же основополагающие потребности, что издоровые дети, а их личностное становление проходит по тому же образцу, что и уздоровых. Но ограниченность способностей влияет на развитие личности. Поэтомутаким детям требуется больше времени на прохождение каждой фазы развития, приэтом процесс перехода от одной стадии развития к другой очень сложен и не каждаяфаза может быть пройдена. Следовательно, их личные особенности не всегда четкоопределены и гармоничны. Но, не смотря на это, они развиваются, хотя и в болеезамедленном, неравномерном темпе, нежели обычные дети.
Основополагающимв первые годы жизни ребенка, как известно, является глубокое и длительноевзаимодействие между ним и его родителями. Но из-за имеющихся нарушений этотпроцесс может нарушиться.
(16).Прирефлекторных нарушениях у ребенка может наблюдаться напряжение, скованность,неприятные ощущения при телесном контакте; он отворачивает голову при кормлении(дети с д.ц.п., энцефалопатией и аутизмом).
Такимобразом, из-за того, что стремление или способность ребенка привлечь к себевнимание могут быть ослаблены, нарушается процесс взаимодействия между ним иего родителями, что в последствии затрудняет обретение ребенком доверия кокружающему миру на самом первоначальном этапе его развития. У детей сособенностями в развитии сложно и с опозданием формируется представление освоем теле и о различии полов. Нарушение функций психики, моторики и ограниченныеспособности осложняют для ребенка восприятие сигналов своего собственного телаи окружения. Поэтому им сложно видеть и воспринимать себя как отдельного отдругих людей, в том числе и от родителей, человека.
В ранниедошкольные годы для ребенка важен процесс отстаивания своей самостоятельности ипроцесс осознания меры своих возможностей. По мере того как ребенок совершаетсвои двигательные возможности, умение контролировать мускулатуру, развивает речь,он приобретает все большую самостоятельность. Он пробует говорить «нет»,крепнет его уверенность в себе.
Идя вперед,ощущая иногда удачи, иногда поражения, ребенок формирует все болеереалистическое представление о себе самом и окружающем его мире. Но границымежду фантазией и реальностью, между мыслью и действием у него еще размыты.Через игру и экспериментирование ребенок все вновь и вновь постигаетдействительность.
Для ребенкаже с особенностями в развитии сложнее, чем другим детям, удовлетворительнымобразом отстаивать свою самостоятельность перед родителями и окружающими. Емусложнее выразить то, что он хочет. Из за ограничений в движении (в случае сд.ц.п. и т.д.) ослабляется возможность ребенка утвердить себя силой, например,убегая или ложась на пол. Также, им сложнее и осознать границу своих желаний ивозможностей.
В поздниедошкольные годы, когда как утверждает К. Грюневальд, «необходимоподтверждение того, что человек – «существо умеющее», дети с особенностями вразвитии часто не могут делать что-либо столь же хорошо, как их сверстники илибратья и сестры. Из-за этого начинают избегать ситуаций, которые по их мнениюявляются сложными и с которыми, как им кажется, они не справятся. Они находятубежище в фантазиях, чтобы уйти от настоящего, часто конфликтуют с окружающими,т. к. самоконтроль и способность оценить ситуацию развивается у детей сособенностями в развитии позднее» (16).
Такимобразом, рассмотрев психологические особенности детей с нарушением в развитии,можно сказать, что развитие ребенка с теми или иными особенностями – этосложный своеобразный процесс, успешность развития которого будет зависеть,прежде всего, от отношений, сложившихся между ним и его родителями.

2. Роль семьи и детско-родительских отношений в процессе становленияличности ребенка
Развитиеличности ребенка, так или иначе, связывается с типом семьи. По мнению Л.Б. ШнейдерЭ. Арутюнянц (27) существует 3 варианта семьи традиционная, детоцентрическая,супружеская (демократическая).
Далее рассмотримвлияние системных компонентов семьи на формирование личности ребенка. Шнейдер Л.Б.,Арутюнянц выделяют несколько ракурсов этого влияния, его многоплановость:
Семья, какоснова чувства безопасности.
Моделиповедения, транслируемые родителями.
Семья и приобретениежизненного опыта.
Дисциплина,как средство формирования поведения.
Общение всемье.
В атмосферелюбви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоциональнонасыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которыхон нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви,сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшеевлияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор дляэмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, тем самымстановится для него подлинной школой чувств» (20).
Особую роль вэмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка, как убедительнопоказали психологические исследования, играет его близость с матерью,привязанность. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольнопривязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную илиболезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытываютстрах одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобнаяневротическая привязанность создает инфантильность, несамостоятельность,неуверенность в своих силах и своих возможностях.
Психологическийаспект психического здоровья как раз и предполагает необходимость внимания состороны родителей к внутреннему миру ребенка: к его уверенности илинеуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственныхспособностей, интересов, его отношению к людям, окружающему миру, происходящимобщественным событиям, к жизни как таковой и пр.
К. Флейк_Хобсон(23) выделяет следующие ситуации, вызывающие фрустрацию базовых потребностейребенка.
*Ситуации,связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жесткаясемья, эмоционально отвергающая семья, не обеспечивающая надзора и ухода семья,негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся), чрезмерно требовательнаясемья (доминирующая гиперопека), появление нового члена семьи (отчим, мачеха,брат, сестра), противоречивое воспитание или смена типа, чуждое окружение зарамками семьи (язык, культура).
* Ситуации,вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью,направление в детское учреждение, госпитализация.2.1Психологические особенности родительского отношения
родитель ребенок отношение ограниченный
Общение вразличных семьях может быть самым разнообразным. Одним из параметров, покоторому можно охарактеризовать общение в семье, является родительскоеотношение.
Родительскоеотношение, по определению А.С. Спиваковской (19), – это реальнаянаправленность, позволяющая описывать, широкий фон отношений, в основе которыхлежит сознательная и бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах иформах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целоми изучить, каким образом те или иные, сознательные или бессознательные мотивыструктуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формахповедения и взаимопонимания с детьми.
Ребенок неможет существовать в одиночестве, он по существу своему является частьювзаимоотношений (24).
Аналогичноеопределение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин:это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческихстереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и пониманияхарактера и личности ребенка, его поступков (25).
Такимобразом, можно сказать, что родительское отношение описывается различнымипонятиями и терминами, которые определяются теоретическими исходными позициямиавторов.
Подходы кклассификации родительского отношения описаны как в зарубежной, так и вотечественной литературе.
В зарубежнойлитературе описаны два основных подхода к проблеме изучения отношений в семье.
Как известно,психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителемрассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З.Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка с одной стороны, как первыйи самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой – какпервый законодатель и «контролер». З, Фрейд придавал значение отделению ребенкаот родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежнымдля его социального благополучия. Так, в эпигенетической концепции Э. Эриксона(26) подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существуетдвойственная инренция, которая совмещает в себе двойственную заботу о нуждахребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родителидолжны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлятьему определенную степень свободы, ребенок устанавливает необходимый балансмежду требованиями родителей и своей инициативой. В отличие от З. Фрейда, Э. Эриксонсмещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения сблизкими взрослыми. Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальнуюоснову развития ребенка, провел качественное различие между особенностямиматеринского и отцовского отношения к ребенку (27); это различие наиболее яркопрослеживается по следующим линиям: 1) условность-безусловность, 2)контролируемость – неконтролируемость, Материнская любовь безусловна – матьлюбит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь неподвластна контролюсо стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовскаялюбовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно лишиться. При этомЭ. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а оматеринском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены вличности матери или отца» (27).
Аналогичноепротивопоставление условной и безусловной любви рассматривается и в гуманистическойпсихологии. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивноевнимание родителей к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам,обеспечивает полноценное развитие личности ребенка (26).
В теориипривязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к материхарактеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску,активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери, и стремлением кзащите и безопасности, инициативности ребенка(26).
Клиническими психологами былапредложена динамическая двухфакторная модель родительского отношения.Основанная на двух факторах – эмоциональном (любовь – ненависть) иповеденческом (автономия – контроль). Можно отметить, что большинствосовременных исследований за рубежом опирается на типологию родительскогоотношения, предложенную Д. Бориндом, который выделил и описал три основныхстиля родительского отношения: авторитетный, авторитарный и попустительский.
Вотечественной литературе существует множество классификаций родительскогоотношения.
Некоторыеавторы пытаются положить в основу описания типов родительского отношениястепень выраженности эмоциональной стороны общения.
В качествепримеров, рассмотрим классификации Е.Б. Насоновой, М.Н. Поповой (28)
Е.Б. Насоновавыделила 4 группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональныхмежличностных связей:
Ø Семьис наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативныхэмоций (гиперопекающие родители).
Ø Семьис преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных,возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требованиядисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальныхпотребностей ребенка (разумная любовь)
Ø Семьис сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентноеродительское отношение).
Ø Семьис преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.
М.Н. Поповавыделила следующие типы семей: «Любящие», «Игнорирующие», «Формально-любящие».
Присоставлении данных типологических классификаций семей были использованыследующие критерии: осознание родителями значимости положительного эмоционально– тактильного контакта с ребенком; частота эмоционального взаимодействияродителя с ребенком, адекватность эмоциональных проявлений родителя в процессевзаимодействия с ребенком.
Полеэмоциональных межличностных отношений (принятие – непринятие,близость-отдаленность, со стороны родителей или пассивность – активность,мягкость – жесткость со стороны ребенка) также исследовалось А.В. Усовой, Е.Б. Насоновой,В.Л. Леви (30)
Обозначенныевыше системы межличностных отношений, определяют процесс формированиявзаимодействия ребенка с социумом через позицию эмоциональной и конструктивнойблизости, которая фиксируется по таким показателям как: отношение к совместнойи индивидуальной деятельности; к успехам и неудачам партнера, к оценкесобственной работы.
Многиеисследователи (Е.А. Архин, Ю.В. Баскина, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева,Андреева Л.А.) выделяют иные типы родительского отношения и поведения:эмоциональное отвержение, гиперопека, обращение к ребенку по типу двойной связи.(24)
Петровский А.В.выделил пять тактик (типов) семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация,мирное сосуществование, сотрудничество (31).
Во многихисследованиях психологи, пытаясь описывать типы родительского отношения, пришлик выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно внескольких аспектах. Поведение родителей представляется в системе координат,одна из которых отражает эмоциональный аспект отношений к детям, а другаяповеденческий. Комбинация крайних значений дает четыре типа родительскогоотношения:
А. Теплоеотношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности иинициативы.
Б. Холодноеразрешающее отношение, при котором некоторая холодность к ребенку,недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением емунеобходимой свободы.
В. Теплое,ограничивающее отношение, которое характеризуется эмоционально ярким отношениемк ребенку, с излишним контролем над его поведением.
Г. Холодное,ограничивающее отношение, которое приводит к постоянной критике ребенка кпридиркам, а иногда преследованию любого самостоятельного поступка.
Различныеподходы к определению понятия «стиль семейного воспитания» анализирует Е.В. Буренкова.Стиль семейного воспитания понимают как «синтетическое воздействие на ребенка иформирование адаптивного к индивидуальной системе поведения» и как «результатсоциально – психологического развития человека в целом» (24).
Стильсемейного воспитания как выбор основного направления в формировании поведения уребенка характеризуется эмоциональным компонентом принятия или отвержения исоответствующими установками или «семейными правилами» (24)
впсихологическом пространстве.
Под стилемсемейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку,характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формыпоощрений и наказания (Гаврилова Т.П.). Стиль семейного воспитанияотносится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение»,«типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются,как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка. (С.Н. Щербакова,Андреева Б.А… Синягина Н.Ю. (21)
При такомподходе описаны два крайних стиля – чрезмерная опека и излишняятребовательность:
· Воспитаниепо типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула такова: «Все сделаю для своегоребенка, полностью посвящу ему жизнь». В поведении родителей полноепопустительство сочетается с опекой.
· Воспитаниепо типу излишней требовательности. Формула родительского отношения может бытьпредставлена следующим утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой он есть». Ввоспитании усилена критика, отсутствует похвала, поощрение.
Ведущиекритерии данного подхода: степень свободы ребенка в семье и вид контроля заповедением. Контроль означает регулирующее действие родителей.
Д.Н. Исаеввыделяет следующие стили семейного воспитания: демократический, авторитарный,попустительский (или либеральный) (9).
Придемократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стильсогласия, предполагающий сотрудничество, взаимопомощь, полное равноправиеучастников семейного союза.
Приавторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стильподавления, здесь царит авторитарность, безапелляционное отношение членовсемьи, их жестокость, агрессия, диктат и холодность по отношению друг к другу.
Припопустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Он проявляется в семьекак отсутствие всяких отношений: отстраненность и отчужденность, безразличие – основныепринципы существования такой семьи. 7744777
Кромеобозначенных выше типов и стилей родительского отношения, ряд авторов (Э.Г. Эйдемиллер,в. М. Юстицкий, В.М. Минияров, В.И. Гарбузов) выделяют егоразличные виды.
В.М. Минияровклассифицирует родительское отношение на: отношение к деятельности ребенка, киспользованию методов поощрения и наказания, отношение к ребенку, к окружающимлюдям, к нравственным ценностям, а мыслительной деятельности ребенка. (34).
Э.Г. Эйдемиллер,В.М. Юстицкий выделяют сле77дующие параметры родительского отношения:отношение к ребенку, социально-ролевые отношения, отношения интеграции развитиясемейных отношений, отношения взаимного влияния родителей и детей. (35).
Особуюзначимость представляет собой классификация родительского отношения,предлагаемая А.Я Варгой и В.В. Столиным (35) В нашем исследовании мы будемпридерживаться именно этой классификации.
Даннаяклассификация рассматривает особенности родительского отношения в несколькихаспектах: социально – желательный образ родительского отношения, эмоциональноеотношение к ребенку, особенности восприятия и понимания ребенка родителями,межличностная дистанция в общении с ребенком, форма и направление контроля заего поведением.
В ходемноголетней консультационной работы А.Я. Варга и В.В. Столин далиописание обобщенных типов родительского отношения.
Ø «Принятие– отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одногополюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважаетиндивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. Надругом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что ребенок не добьется успеха вжизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума, побольшей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду раздражение, обиду:он не доверяет ребенку и не уважает его…
Ø «Кооперация».Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Содержательно этоттип раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка,старается во всем ему помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческиеспособности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу исамостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяетребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Ø «Симбиоз».Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах поэтой шкале можно судить о том, что родитель стремится к симбиотическимотношениям с ребенком; старается удовлетворить все его потребности, слиться сним воедино, постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его оттрудностей и неприятностей жизни, считает его маленьким и беззащитным.
Ø «Авторитарнаягиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведениемребенка. При высоких баллах по этой шкале в родительском отношении четкопрослеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочногопослушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не всостоянии встать на его точку зрения; пристально следит за социальнымидостижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями,чувствами.
Ø «Маленькийнеудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Привысоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремлениеинфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность;родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы,увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными,ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурныхвлияний. Родитель не доверяет своему ребенку, сетует на его неуспешность; всвязи с этим пытается оградить ребенка от трудностей жизни и стойкоконтролировать его действия.
Анализприкладных исследований, выполненный М.Н. Поповой, позволяет выделитьследующие подходы к исследованию детско-родительских отношений и особенностейих взаимодействия (28):
*Изучениеотдельных параметров, характеристик взаимодействия и их влияние на развитиеличности ребенка. Наиболее часто в сферу влияния исследователей попадают формыродительского контроля и техники поддержания дисциплины, а также эмоциональныеконтакты (любовь и принятие).
* Изучениетипов, стилей, видов и моделей взаимодействия (сотрудничество,псевдосотрудничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка,учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированные модели).
*Изучениенеблагоприятных систем семейного воспитания. Среди наиболее часто называемых – отвергающий,гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.
Такимобразом, можно заметить, что типы, модели, стили воспитания, не противоречат, адополняют друг друга.2.2Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии
Проведенные,рядом психологов исследования позволили более точно представить структурутрудностей, с которыми сталкивается семья, имеющая больного члена семьи.Хеннинг и Хамильтон указали на то, что необходимо различать объективные исубъективные трудности, с которыми сталкивается семья (28).
Объективнымитрудностями исследователи называют возросшие расходы семьи, неблагоприятноевоздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма ираспорядка семьи.
Субъективнымитрудностями – разнообразные переживания в связи с заболеванием одного из еечленов: горя, страха, чувства вины.
Росс детальноописывает защитные механизмы, вызываемые у родителей рождением ребенка снарушением развития. Выбор защитного механизма, согласно автору, находится взависимости от особенностей жизненного пути родителей, а также от тогозначения, которое имеет в их жизни ребенок и его нарушение.
Согласно А.Фрейд, каждый из нас предохраняет себя от тревог с помощью набора приемов,обусловленных нашей генетической предрасположенностью, внешними трудностями имикроклиматом в нашей семье и социуме.
Осознанное ицеленаправленное использование защитных механизмов делает нашу жизнь болеелегкой и успешной. Однако, когда эти средства защиты искажают реальность имешают нашей функциональной способности, они становятся невротическими и могутпричинить нам вред.
Хотя всеперечисленные ниже механизмы могут иметь место и обнаруживать себя у здоровыхлюдей, само их присутствие является индикатором возможного невроза.
Вытеснение.
С помощьюэтого механизма какое-то событие, идея или восприятие, способные вызватьтревогу, вытесняются из сознания, тем самым препятствуя любому их возможномуразрешению. «Суть вытеснения заключается в следующем: с его помощью что-тоизгоняется из сознания и держится от него на определенной дистанции». Ксожалению, вытесненный элемент продолжает оставаться частью психики, хотя человекэтого не осознает, и сохраняет активность. «Вытеснение никогда не носитединовременный характер, требуя постоянных затрат энергии на свое поддержание,в то время как вытесненное постоянно стремится найти выход».
Частовыясняется, что истерические симптомы являются следствием вытеснения, имевшегоместо ранее. Например, если вы испытываете глубоко амбивалентные чувства ксвоему больному ребенку, вы можете любить его и желать его смерти. И желаниеего смерти, и сопровождающие это желание фантазии, ваши результатирующиечувства вины и стыда могут быть бессознательными, поскольку и ваше эго, и вашесупер – эго будут считать эту мысль неприемлемой. Если ребенок действительноумрет, эти конфликтующие чувства будут вытесняться в еще большей степени.Допустить амбивалентность своих чуств значит испытать удовольствие от егосмерти, поскольку вытеснение не позволит проявиться ни вашей искренней иподобающей печали и чувству утраты, ни вашей невыраженной враждебности.
Отрицание.
Подотрицанием понимают нежелание признавать событие, которое беспокоит эго.Взрослым людям свойственно «делать вид», что некоторые события не таковы, какиеони есть, что они в действительности не происходили. Это бегство в фантазииможет принимать множество форм, некоторые из которых могут казаться внешнемунаблюдателю абсурдными. Представим себе, что родители больного ребенкаотказываются поверить в то, что их ребенок болен и ведут себя как будто ничегоподобного не произошло. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда людиговорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря наочевидные доказательства обратного. Согласно З. Фрейду, отрицание типично длямаленьких людей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом(хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицаниев сильно травмирующих ситуациях).
Рационализация.
Это процесспоиска допустимых причин для недопустимых мыслей или действий. Посредствомэтого процесса человек находит объяснение, которое является либо этическидопустимым для других, либо логически согласующимся с какой-то установкой,действием, идеей или чувством, которые происходят из других мотивационныхисточников. Мы прибегаем к рационализации, чтобы оправдать свое поведение,когда в действительности причины наших действий не заслуживают одобрения илидаже не понимаемы нами.
Рационализация– это способ выдержать давление со стороны супер – эго; она маскирует нашимотивы, превращая наши действия в морально допустимые. Являясь помехойсаморазвитию, она не позволяет рационализирующему человеку (или другим людям!)работать с истинными, менее приемлемыми мотивационными силами, наблюдать ипонимать их. Когда рационализацию наблюдают со стороны, ее нелепая сторонастановится очевидной. Другими словами рационализация – это способ справиться сфрустрацией и тревогой, искажая реальность и, таким образом защитить самооценкус помощью ложной аргументации. Например, родители не принимают диагноз ребенка,так как врач молодой и неопытный, не может быть до конца компетентен.
Реактивноеобразование.
Иногда эгоможет защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мысляхпротивоположные побуждения (обратное действие).
Этот защитныйпроцесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульсподавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный.Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое приэтом выглядит преувеличенным и не гибким. К сожалению, побочные эффектыреактивного образования могут повредить социальным отношениям. Главнымиидентифицирующими характеристиками реактивного образования являются егоизбыточность, устойчивость и вычурность. Отрицаемое влечение должно постояннозамаскировываться.
Родительнеспособный признаться себе, что отвергает своего больного ребенка можетчрезмерно опекать и баловать его оказывая неблагоприятное влияние на егоразвитие.
Проекция.
Как защитныймеханизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Онапредставляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает своисобственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь иличто-нибудь за свои недостатки или промахи. Это защитный механизм, при которомаспекты личности человека извлекаются из него и переносятся на внешнееокружение. Угроза расценивается как исходящая от какой-то внешней силы. Темсамым человек может иметь дело с реальными чувствами, но не признавать или неосознавать, что пугающая его идея или действие принадлежат ему самому.
Всякий раз,когда мы расцениваем нечто внешнее как порочное, опасное, извращенное и т.д.,не признавая, что эти характеристики могут относиться и к нам, скорее всего,проецируем. В равной степени верно и то, что, когда мы считаем других людейвлиятельными, привлекательными, способными и т.д., не распознавая тех жекачеств в себе, мы так же проецируем. Важнейшей характеристикой проекцииявляется то, что мы не видим в себе чего-то, представляющегося нам ярким изаметным в других.
Изоляция.
При изоляциивызывающие тревогу аспекты какой-то ситуации отделяются от остальной частипсихики. Это операция расчленения, в результате которой с событием остаетсясвязанной в лучшем случае незначительная часть эмоциональных реакций.
Когда человекобсуждает проблемы, которые были изолированы от остальной части личности,события описываются им без всяких чувств, как если бы они происходили стретьими лицами. Такой стоический подход может стать доминантным стилемпреодоления трудностей. Человек может все больше и больше предаватьсяотвлеченным идеям, утрачивая контакт со своими чувствами.
З. Фрейдполагал, что нормальным прототипом изоляции является логическое мышление, прикотором также делается попытка отстранить содержание от эмоциональной ситуации,в которой оно себя обнаруживает. Изоляция становится защитным механизмом толькотогда, когда она используется для недопущения того, чтобы эго признало какие-товызывающие тревогу аспекты ситуации или взаимоотношений.
Регрессия.
Известныйзащитный механизм, используемый для защиты от тревоги. Для регрессии характеренвозврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревогипутем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность,недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» сдругими, детский лепет. Регрессия – это примитивный способ преодолениятрудностей. Хотя она и уменьшает тревогу, но часто оставляет источникбеспокойства нетронутым.
Сублимация.
Защитныймеханизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсытаким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемыхмыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая,конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что онапозволяет эго изменить цель или/ и объект импульсов без содержания ихпроявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем,которые общество полагает приемлемыми Сублимация получила название «успешнойзащиты». Сублимация, в отличие от других защитных механизмов, действительноснимает и полностью устраняет напряжение.
Зигмунд Фрейдутверждал, что вся та огромная энергия и усложненность, которые присущицивилизации, являются результатом желания найти допустимый и достаточный выходподавленной энергии. Цивилизация способствует трансцендентности (переходу надругой качественный уровень) первичных влечений и, в некоторых случаях, формируетальтернативные цели, которые могут доставлять «оно» большее удовольствие, чемудовлетворение первичных вожделений. Эта трансформация «предоставляет враспоряжение цивилизованной деятельности огромнейший запас сил и делает это засчет примечательной способности изменять свою цель, практически не уменьшая приэтом свою интенсивность».
Защитныемеханизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутреннейи внешней угрозы.
«Когда защитастановится чрезмерной, она начинает властвовать над эго, уменьшая его гибкостьи приспособляемость. Наконец, если защитные механизмы дают сбой, у эго неостается ничего, на что можно было бы положиться, и его охватывает тревога».Каждый механизм защиты отбирает психологическую энергию у какой-то болеепродуктивной деятельности эго.
Распределениенагрузки между членами семьи.
Американскаяисследовательница К. Теркельсен на основании своих наблюдений за семьямибольного разработала концепцию «трех уровней вовлечения», описывающую типичнуюситуацию, которая складывается в семье больного (18). В соответствии с этойконцепцией, появление больного в семье приводит к значительному изменению ееструктуры взаимоотношений между ее членами: семья разделяется на три слоя(подгруппы), которые концентрируются вокруг больного и различаются степенью ихарактером вовлеченности в опеку.
первый,внутренний слой – это обычно один человек, чаще всего это мать или сестра, илижена-тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которогоприходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Жизньэтого члена семьи полностью сосредоточивается на больном, что еще должно бытьсделано для него. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активноститребуется от опекуна.
Второй слойвокруг больного – это члены семьи, которые менее непосредственно участвуют вповседневной опеке, то есть, не участвуют в его жизни все время, непрерывно(как главный опекун).
Третий слой –наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают опроблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако не имеют с нимповседневного контакта.
Нарастаниенеудовлетворенности членов семьи семейной жизнью.
Поведениеребенка с заболеванием, особенности его личности, во многом противоречатсоциальным ожиданиям других членов семьи, их представлению о том, каким долженбыть этот ребенок, поэтому эмоциональная реакция на поведение и многиеособенности личности члена семьи с тем или иным заболеванием – это, какправило, возмущение, раздражение, горечь. В результате у них развиваетсясостояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Отметимнесколько факторов, которые по данным исследования особенно стимулируют этунеудовлетворенность: ощущение вины, поведение больного, длительность болезни,степень нарушения обыденной жизни семьи.
Снижениесоциального статуса семьи в целом и ее отдельных членов.
Члены семьиобычно стесняются самого факта, что среди них есть человек с какими-либонарушениями, всячески это скрывают. Уже самые ранние исследования семей, гдеесть больной, показали их повышенную чувствительность к реакции социальногоокружения на их проблемы.
Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис(24) обозначают проблемы, которые могут при этом возникнуть:
–.проблемапонимания больного и установления уровня требования к нему;
– проблемавлияния на больного;
–.проблемамотивационной перестройки семьи.
–.проблемаперестройки отношений семьи с социальным окружением.
Далеерассмотрим непосредственно особенности отношения родителей к детям, имеющимособенности в развитии.
В семьях, гдерождается ребенок с нарушением развития, отношения между супругами, ребенком,другими членами семьи, взаимоотношения с людьми, входящими в круг общения такихсемей складываются несколько иначе, чем у семей, не имеющих детей, сособенностями в развитии.
К. Грюневальд,в своих работах, пишет о том, что испытывая потрясение по факту нездоровьяребенка, (потому как ограничение обнаруживается внезапно) у родителей возникаютчувства нереальности, ощущение пустоты и отрешенности, желание абстрагироватьсяот реальной действительности (16).
Отрицаниедиагноза чаще всего является самой первой реакцией, когда родители начинаютпонимать, что у ребенка имеется ограничение. Это искажение зачастую совершеннонепреднамеренное и возникает, главным образом, из-за того, что родители немогут вынести все вызванные происшедшим чувства или еще не могут осознатьдиагноз.
В дальнейшем,к родителям постепенно приходит сознание того, что произошло. Будущее свое, ибудущее ребенка воспринимается как нечто предопределенное, неизменное. Видитсятолько ограничение ребенка, а не он сам. Так как существуют стереотипывосприятия людей-инвалидов, и родителям, кажется, что их сын или дочь будуттакими же, как и остальные люди с нарушениями в развитии – «Они кажутся имодинаковыми и пугающими».
В связи счем, у родителей может наблюдаться повышенная сензитивность, то естьгиперчувтвительность, к любым различного рода высказываниям по поводу ихребенка, ставящих под сомнения его «нормальность».
Такимобразом, в течение этого периода отношения между ребенком и родителямипротекают сложно и противоречиво. Родителям тяжело заставить себя думать оребенке; для них он – причина всех бед. Другими словами его не принимают.
Постепеннопережив шок, горе, гнев и т.д., семья начинает воспринимать действительностьтакой, какая она есть; стремится понять не только психологический смыслпроизошедшего, но и фактический, приспосабливаясь к новым требованиямсложившейся ситуации.
Со временем,родители начинают уделять больше внимания ребенку, потребности которого необходимоудовлетворять, даже если это, на первых порах, и не приносит никакой радости.Положительные чувства по отношению к ребенку, которые тоже есть, даже еслиродители какое время пытались внутренне отрицать его существование, становясьвсе глубже, особенно, если ребенок способен «ответить» родителям. Если онследит за папой и мамой взглядом и «видит» их, если он улыбается им, тородителей все сильнее охватывает чувство нежности и желание защитить ребенка.
Какутверждает К. Грюневальд, дело не в том, что горе или гнев стихают, а имна смену сами собой приходят «признание» ограничения и терпеливая,самоотверженная любовь к ребенку (16).Происходит, то, что родители в большейстепени, чем когда-либо, живут настоящим.
Другойкрайностью родительского отношения к детям с особенностями в развитии являетсято, что ребенок может воспитываться в культе болезни (16). В этом случаеболезнь ребенка становится смыслообразующим центром всей семьи. В итоге, этонеблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическомклимате всей семьи.
Таким семьямприсущи такие черты как: сплоченность, чрезмерная опека, отсутствие гибкости,трудности в преодолении конфликтов. Эти черты не могут не сказаться навзаимоотношениях в семье, ее эмоциональной атмосфере, на уровень понимания ипринятия родителями ребенка, имеющего особенности в развитии.
Понятие«родительское отношение».
В определенииродительского отношения мы будем придерживаться определения А.Я. Варга, В.В. Столина.Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношениюк ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков…
В этойклассификации выделяются следующие обобщенные типы родительского отношения:«Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарнаягиперсоциализация», Маленький неудачник».
Выделяютсяобщие и частные факторы, влияющие на родительское отношение к ребенку.
К общимфакторам относят: образ мысли семьи; образ общения семьи; отношение социальнойсреды к семье; традиции нации, народности, место проживания семьи, традициисемьи, интеллектуальный уровень учащихся школ групп, классов, в которыхнаходится ребенок.
К частнымфакторам относят: представления родителей об эталоне воспитанной личности;расположенность к полу ребенка в семье; педагогическая культура общенияродителей; мотивы рождения ребенка; установки супругов на воспитание детей;уровень притязаний родителей по отношению к ребенку…
Выделяютсяследующие проблемы развития семьи: проблема понимания больного и установленияуровня требования к нему; проблема влияния на больного; проблема мотивационнойперестройки семьи; проблема перестройки отношений семьи с социальнымокружением.
Анализлитературы показал, что достаточно подробно исследованы структурно – функциональныеособенности семей, имеющих ребенка с особенностями в развитии. Спецификасобственно родительского отношения к ребенку с особенностями в развитии изученав меньшей степени.
В своемисследовании мы изучаем особенности родительского отношения к детям сособенностями в развитии и их эмоционально-чувственное исполнение.
3. Исследование декларируемыхи реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями
Цель исследования:выявить рассогласование между декларируемыми и реализуемыми типамиродительского отношения к детям с ограниченными возможностями.
Висследовании принимали участие родители детей с ограниченными возможностямицентра социальной помощи Академгородка, медико-психологического центра«Сознание», ЦЛП г. Москвы и соц. защиты Центрального района г. Красноярска.Исследование проводилось с апреля 2004 по февраль 2005 г.
Исследованиепроводилось в два этапа.
На первомэтапе выявлялись декларируемые типы родительских отношений.
Декларируемыетипы отношений выявляются с помощью беседы-интервью и прямой проективнойметодики «Рисунок семьи» 3.1 Анализ беседы- интервью
Беседа-интервью– субъективная методика. Она выявляет субъективное мнение человека об этойситуации, но так как мы имеем дело с речевыми конструктами, то человек строитсвою речь на основе стереотипов, существующих в обществе, строится на основесубъективных переживаний. В интервью демонстрируются типы отношений, соответствующиеобщим представлениям. То, что декларируется является мнением, но непереживанием.
Анализ,проведенных интервью показал, что родители детей с особенностями в развитиидекларируют в своих ответах социально – желаемый тип отношений. В блокевопросов, связанных с эмоциональным состоянием, 100% интервьюированныхродителей из полных и неполных семей демонстрируют полное принятие своих детей,доброжелательное, терпеливое, понимающее отношение. В спорных ситуациях никтоиз опрошенных не идет на конфликт, предоставляя ребенку свободу действий.Показательным являются ответы на вопрос:
Опишитеситуацию, когда эмоциональное состояние ребенка, отрицательно влияет на Вашеэмоциональное состояние? Что Вы делаете в этой ситуации?
Ответы:
· Еслиребенок хочет меня разозлить и переключает каналы телевизора- я «выхожу изсебя» ненадолго, затем переключаюсь на другие дела и успокаиваюсь.
· Необращаю внимания.
· Отключаюсьот шумового фона.
В вопросахбыта 100% родителей считают необходимым планирования дня для ребенка соспециальными возможностями. 33% не смогли ответить для чего нужен распорядокдня, 63% родителей считают своих детей не самостоятельными, 100% уверены, чтосамообслуживание должно быть нормой, из них 60% заявляют, что их дети владеютнавыками самообслуживания, 25% – слабо владеют и 15% – не владеют.
Из 46 человекучаствующих в беседе 73,9% родителей пребывают в состоянии реконваленции (началосоциально-психологической адаптации, обращение к специалистам, установлениеадекватных эмоциональных контактов) в периодах адаптации или ориентационномпериоде, выходе из кризиса. 2,1% родителей продемонстрировали негативизм,отрицание, 4% – депрессивное состояние, синдром хронической печали.
Таким образомбольшая часть участников интервью продемонстрировали социально – желаемый типотношений: стремление к социально-психологической адаптации, обращение кспециалистам, установление адекватных эмоциональных контактов, планированиебудущего, обучение работе с ребенком.
Отвечая навопросы, связанные с когнитивной сферой родители испытывали затруднения. Всеопрошенные родители (100%) не довольны уровнем познавательной активности своихдетей. 80%- испытывали серьезное затруднение с ответом на вопрос: Какспособствуете поддержанию и развитию познавательной активности?
Ответы:
· Неотказываю купить новый журнал.
· Рассказываюновое, показываю то, что не знает.
· Занимаюсь.
· Незнаю как.
90%родителей, имеющих детей с особенностями в развитии не имеют образа будущегосвоего ребенка.
Цели изадачи, связанные с развитием ребенка, родители определяют ближайшимиграницами:
· Самообслуживание– 70%
· Обучение– 25%
· Полноеустранение ограничения 5%.
В блокевопросов, связанных с переживанием данной проблемы, родители единодушноотметили, что болезнь ребенка влияет на их эмоциональное состояние (100%). 100%родителей хотели бы изменить ситуацию. 100% родителей считают, что толькодоброжелательное, уравновешенное, терпеливое, принимающее отношение являетсямаксимально эффективным. (Табл.1)
Таблица 1.Психологическое состояние родителей детей, особенностями в развитии на моментисследованияПсихологическое состояние родителей: % Начало социально-психологической адаптации 73,9 Отрицание негативизм 2.1 Синдром хронической печали 4,0 Всего 46 родителей
3.2Анализ «Рисунка семьи»
Схожиерезультаты были получены при исследовании с помощью прямой проективной методики«Рисунок семьи».
70%изображений – члены семьи держащиеся за руки, расположенные близко друг к другу.34,8% – ребенка за руку держит отец, 15,2% – мать держит ребенка на руках, 2,2%отец держит ребенка на руках, 47, 83 стоят рядом. 71,74% родителей нарисовалисчастливые, улыбающиеся лица членов семьи, 28,26% – настороженные, тревожныелица.
Из 19-тинеполных семей 10,5% мам нарисовали несуществующего отца, нарисовали егопервым, главным, значимым членом семьи. 89,5% нарисовали себя первой – самойглавной в семье. Мамы, нарисовавшие несуществующего отца, изобразили их рядом сбольным ребенком, либо держащим его на руках, либо держащим за руку крепко – этоможно интерпретировать как желание разделить груз проблемы с кем то, вчастности желание иметь отца для ребенка, усталость от проблемы. Из 19-типолных семей 21% мам нарисовали первыми отца, затем ребенка и себя в последнююочередь. 63,15% отцов нарисовали первыми себя – как главу, как принято вобществе, мужчина должен быть самым сильным, значимым. 2,6% мам из полных инеполных семей нарисовали несуществующего ребенка, как стремление, желаниеиметь полноценную «здоровую» семью. Желаемые дети противоположного пола. 7рисунков выполнены цветными карандашами, здесь можно говорить о декларируемомхорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряжения и утомления.
Такимобразом, анализ «Рисунка семьи» показал, что родители декларируют социальножелаемый тип отношения к детям с ограниченными возможностями.
С помощьюметода «Рисунок человека» мы получили социально желательные характеристикисемейных отношений так и в отношении к взрослым. По мнению А.И. Захарова иВенгера, этот метод выступает как прямое указание на формы исследования иликритерии оценки рисунка. (Табл. 2)
Таблица 2.Рисовали первыми: % матери отцы Неполная семья Себя 79,0 63,5 89,5 Отца или несуществующего отца 21,0 10.5 мать 36.5 Больного ребенка Рисовали полный состав семьи 100 100 100 + 2,6 несуществующего ребенка  3.3 Анализ «Семейки животных»
Одновременнородителям было предложено нарисовать «Семейку из разных животных», где онинеосознанно изображают свои переживания, вкладывают свое эмоциональноесодержание.
Общее, то,что присутствует практически на всех рисунках – отсутствие эмоциональных связеймежду персонажами, слабые коммуникативные связи.
Только 2.8%мам из полных и неполных семей показали эмоциональную привязанность к своимдетям. На их рисунках голова животного повернута к животному-ребенку. 68,4% мамиз неполной семьи нарисовали первым несуществующего отца, причем в видесильного, отважного животного: лев, бультерьер, медведь, волк. Что можноинтерпретировать как желание быть защищенной, получать внимание и поддержку,разделить горе и проблемы, стремление жить по стереотипам, принятым в обществе-в семье должны быть два родителя.
49,6% — изображенийпроблемного ребенка очень мелкие, сильно заштрихованные, много нажимов,прерывистых линий, повторных прорисовок на руках – все это говорит отревожности авторов за невозможность полноценного межперсонального общениявследствие нарушения ребенка. 73,9% животных-детей выполнены с широкораскинутыми руками, что говорит об интенсивном стремлении к действию. На всехрисунках отмечены особенности изображения пальцев: меньше пяти – зависимость ибессилие, одномерные пальцы обведенные петлей демонстрируют сознательные усилияпротив агрессивного чувства. 69,6% родителей изобразили детей грызунами,насекомыми, учитывая стереотипные характеристики данных персонажей, принятые вкультуре нашего общества можно сделать вывод, что родители испытывают желаниеизменить ситуацию, но не знают как, присутствуют невротические переживания отоднообразиого течения жизни, желание отмахнуться, отойти от реальности. (Табл. 3)
Таблица 3. Анализрисунка «Семейка из разных животных»Нарисовали первыми % мать отец Неполная семья себя 60,5 48 31,6 Отца (или несуществующего) 39,5 68,4 мать 52 3.4Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью проективных методик
Сравнивая «Рисуноксемьи» и «Семейку животных» наблюдается рассогласование в эмоциональныхпроявлениях:
В первомслучае демонстрируется гармоничная, счастливая, семейная жизнь, эмоциональноепринятие в 70%, реализуют эмоциональную привязанность только 2,8%. (второйпроективный метод)
В «Рисункесемьи» 10,55 мам продемонстрировали желание иметь полную семью, отца для своегоребенка. в «Семейке животных» реализовали подобное желание гораздо большееколичество мам – 68,4%.
С помощьюпервой методики (декларирующей) выявлено, что мамы детей с ограниченнымивозможностями хотят иметь еще одного здорового ребенка 2,6%, стремятся ксоциально желаемому типу семьи и семейных отношений, во-втором случае не былони одного дополнительного персонажа.
Сравниваярисунки выполненные двумя этими методиками можно отметить рассогласование втом, что родители детей с особенностями в развитии декларируют свое отношение кдетям согласно с социально желаемыми типами отношений т.е. принимают их такимикакие они есть, поддерживают, эмоционально привязаны и т.д., а реализуютнедовольство собой и семейной ситуацией, нерешительность, неуверенность вповедении к детям, чувство тревоги, эмоциональной зависимости, чувстводискомфорта, собственной малоценности, тенденция к замкнутости. Отмеченасильная эмоциональная реакция на проблемный объект. (Табл. 4,5)
Таблица 4. Неосознанныереализуемые эмоциональные переживания родителей детей с особенностями вразвитииВсе родители Эмоциональная привязанность Повышенная тревожность Невротические переживания % 2,6 49,6 69,6
Таблица 5. Выявленныерассогласования с помощью графических методикВыявленное рассогласование % Рисунок семьи Рисунок семьи из разных животных Эмоциональное принятие 70 2,6 Повышенная тревожность 2,17 49,6 Невротические проявления 6,52 69,6 Желание иметь еще ребенка 2,6 Желание иметь полную семью 10,55 68,4
3.5Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
С помощьюэтого теста исследуются реализуемые типы родительского отношения.
Этопсиходиагностический инструмент, ориентированный на выявление особенностейродительского отношения. Методика является апробированной, информативной,позволяет получить достаточно объективные показатели особенностей родительскогоотношения, данная методика терминологически выверена, построена на обоснованныхнаучных представлениях.
/>
Рис. 1.
Тест-опросниксостоит из пяти шкал: «принятие – отвержение», «кооперация», «симбиоз»,«авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». При подсчете по всемшкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующимшкалам интерпретируются как: 1. Отвержение. 2, Кооперация, 3. Симбиоз. 4.Гиперсоциализация. 5. Инфантилизация
Сравнимсредние показатели родительского отношения отцов и матерей к детям сособенностями в развитии. (Ось Х – шкалы родительского отношения: 1-принятие – отвержение;кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; инфантилизация. Ось – У –процентильный ранг)
По данномурисунку видно, что разница в средних показателях родительского отношения кдетям с особенностями в развитии существенна. Отцы отвергают (92%) иинфантилизируют (83%) ребенка в большей степени нежели матери (68% и 75%).Матери детей с ограниченными возможностями более кооперативны (68%) исимбиотичны (70%), авторитарность, как у отцов, так у матерей, как видно порисунку практически на одном уровне (66% и 68%).
Анализвзаимосвязи между параметрами родительского отношения матери к детям сособенностями в развитии показал, что чем в большей степени они отвергаютсвоего ребенка, тем в большей инфантилизируют.
Таблица 6. Анализвзаимосвязи между параметрами родительского отношения матерей к детям сособенностями в развитиишкала 1 2 3 4 5 Принятие – отвержение /////// 0,71х кооперация /////// 0,85х симбиоз ///////// Авторитарная гиперсоциализация /////// «маленький неудачник» 0,71х 0.85х /////////
Значимость х-90%
Хх-95%
Ххх – 99%
Такжеобнаружена корреляционная связь между типами родительского отношения«кооперация» и «маленький неудачник».
Эта связьможет означать, что для матери социально – желательный образ родительскогоотношения выражается в стремлении максимально заботиться о ребенке, ограждатьего от трудносте6й жизни в виду его несостоятельности.
Анализвзаимосвязи между параметрами родительского отношения отцов к детям сособенностями в развитии показал, что чем в большей степени отцы детей сограниченными возможностями отвергают своих детей, тем в меньшей степеникооперируются с ним. То есть отдаляются, отгораживаются непосредственно отсамого процесса воспитания. При этом, чем больше отвергают, тем большеинфантилизируют ребенка. (Табл.7)
Таблица 7. Анализвзаимосвязи между параметрами родительского отношения отцов к детям сособенностями в развитиишкала 1 2 3. 4. 5. Принятие-отвержение ///// -0,73х 0,81х кооперация 0,73х ///// -0,78х симбиоз ///// Авторитарная гиперсоциализация /////// «маленький неудачник 0,81х 0,78Х ///////
Х-90%
Хх-95%
Ххх-99%
Анализ взаимосвязи между параметрами родительскогоотношения отцов и матерей к детям с особенностями в развитии показал, что еслиотцы стремятся к сокращению межличностной дистанции с ребенком (симбиотичны),то мать в меньшей степени демонстрирует авторитарность и доминантность поотношению к ребенку (Табл.8)

Таблица 8. Анализвзаимосвязи между параметрами родительского отношения отцов и матерей к детям сособенностями в развитиишкала 1. 2. 3 4 5 Принятие-отверж. кооперация симбиоз Авторитарная гиперсоциализ. -0,76х «маленький неудачник»
Значимость х-90%
Хх-95%
Ххх-99%
Вывод:
Анализпроведенного исследования подтверждает гипотезу о том, что родители детей сограниченными возможностями имеют рассогласования между декларируемыми иреализуемыми типами отношений и реализуют поведение компенсаторного типа.
Осознаниеэтих рассогласований ведет к коррекции отношений, родители не скрывая и ненакапливая своих негативных чувств, переживаний, а выражая их особенным образомкорректируют свои отношения с детьми.
В беседеинтервью все родители, участвовавшие в опросе демонстрируют полное принятиесвоих детей, доброжелательное, терпеливое отношение. Большая часть опрошенныхпребывает в состоянии социально-психологической адаптации, демонстрируетсоциально-желательный тип отношений. Методом прямой проективной методики былиполучены схожие результаты. В целом на рисунках изображены семьисоответствующие социально-успешному стереотипу: полный состав семьи, сильныйотец, улыбающиеся лица, взявшиеся за руки, близко стоящие члены семьи. Вомногих случаях присутствует тип отношений с больным ребенком «кооперация».
Сравнивая с «Рисункомсемейки животных» выявлено рассогласование в эмоциональных проявлениях: впервом случае эмоциональную привязанность демонстрируют 70%, во втором 2,8%.
Демонстрируютродители гармонию, стремление жить по стереотипам принятым в обществе, принятиесвоих проблемных детей, а реализуют повышенную тревожность, невротическиепереживания, в некоторых случаях агрессивность по отношению к ребенку.
С помощьютеста – опросника родительского отношения А.Я. Варга В.В. Столина
Быловыявлено, что отцы реализуют в большей степени тип отношений – отвержение иинфантилизация, а матери – инфантилизация и симбиоз. Чем больше мать отвергаетсвоего ребенка, тем больше она его инфантилизирует.
Подтверждаетсядополнительная гипотеза о том, что родители не в полной мере осознают своеотношение. Реализуют поведение компенсаторного типа.
Корреляционнаясвязь между типами родительского отношения «кооперация» и «маленький неудачник»означает, что для матери образ социально – желательного родительского отношениявыражается в стремлении максимально заботиться о ребенке, ограждать его оттрудностей жизни в виду его несостоятельности.
Дляподтверждения второй гипотезы необходимо лангитюдное исследование, но уженачатый коррекционный процесс показывает положительные результаты.
Предъявлениерезультатов исследования (рассогласований) проводилось в ходе клиническойбеседы. По рисункам задавались вопросы:
Как Вы можетеохарактеризовать свои рисунки?
Почемувыбрали именно этот образ?
Сколько летВашему ребенку?
Какаядинамика в нарушении?
Какиеотношения в семье? и др.
Родителямкорректно указывалось на непоследовательность в их восприятии проблемы, системеценностей и противоречий отношений, в которых они находятся. Родителиохарактеризовывают свои рисунки, сравнивают и удивляются полученным результатампо тестам, осознают собственные рассогласования. Осознание приводит ккоррекции.
З. Фрейд:«Оно совершенно аморально, Я старается быть моральным, Сверх – Я может статьгиперморальным и тогда столь жестким, каким может быть только Оно.Примечательно, что чем больше человек ограничивает свою агрессию вовне, темстроже, т.е. агрессивнее, он становится в своем Идеале Я. Уже обычная,нормальная мораль имеет характер чего-то жестко ограниченного, жестковоспрещающего… Есть два пути, по которым содержание Оно может проникнуть в Я. Одинпуть – прямой, другой ведет через Идеал – Я; для многих психическихдеятельностей может стать решающим, какому из путей они следуют. Я развиваетсяот восприятия первичных позывов к овладению ими, от повиновения первичнымпозывам к торможению их Идеал Я, частично ведь, представляющий собойобразование реакций против процессов первичных позывов Оно, активно участвует вэтой работе. Психоанализ является тем орудием, которое должно дать Явозможность постепенно овладеть Оно».
Приконсультировании обязательно учитывался эмоциональный статус родителей наданный момент: чувства, которые они испытывают, степень их выраженности. Этопозволяет подобрать наиболее адекватную технику и приемы коррекции.
Предъявлениерассогласования интенсифицирует самопознание, родители отмечаютнепоследовательность в отношении к детям, оценку собственных взглядов типовповедения и т.д. Способствует возможности заглянуть «внутрь себя», проявлениюответственности за принятые решения.
Продуктивныйметод, используемый в данном случае «Метод визуализации будущего»:
Родителипытались вообразить свое будущее будто бы они переживают его в данный момент.Так они могут осознать важность ситуации для работы в настоящее время,субъективно оценить «груз дефекта». Визуализация будущего является хорошейвозможностью узнать о существовании альтернатив, особенно если родителииспытывают фрустрирующую безнадежность, отсутствие надежд на будущее.
Методвизуализации будущего в виде сценариев представляет ценность для тех родителей,которые испытывают трудности с выражением своих чувств, трудности в отношенииразговора о переживаниях прошлого. Повышает удовлетворенность от принятыхрешений.
Список литературы
1.  Бодалева А.А.,Столин – М; Просвещение, 1989–289 с.
Семья в психологическойконсультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. (1).
2.  Выготский Л.С. Избранныепсихологические исследования. – М.; Наука, 1956-
127 с. (2).
3.  Выготский Л.С. Младенческийвозраст. Собр. соч. Т-4- М Педагогика, 1984–317 с. (9).
4.Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка, – в кн. Психологияличности. Тексты под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., А.А. Пузырея М – Педагогика,1982–236 стр. (10).
5. Грюневальд К. Забота иуход. М: ЭКСМО-ПРЕСС, 1996–288с (16).
6. Ю.Б. ГиппенрейтерОбщаться с ребенком. Как? ЧеРо Москва 1997–240 с.
7. Исаев Д.Н. Психологиябольного ребенка – Спб: ТЦ «Сфера», 1993–320 с.
8. КрайгГ. Психология развития.-Спб.: Питер, 2000–987 с. (10)
9. ЛевиВ. Нестандартный ребенок.-Хабаровск: Класс, 1990–180с
10. Лисина М.И. Влияниеотношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста //Вопросы психологии, 1961 г. №3- С 117–124.
11. Люблинская А.А. Очеркипсихического развития ребенка, – М: Просвещение 1959–212 с.
12. Мастюкова Е.М. Ребенокс отклонениями в развитии. — М ВЛАДОС, 1992- 340.
13. Мухаммедрахимов Р.Ж. Матьи младенец. – СПб: Питер. 1999–200 с.
14. Никитина О.А. Жесткоеобращение с детьми. — М. Знание, 2000 – 116 с.
15. Петровский А.В. Психологияразвивающейся личности. — М: Знание, 1981–95 с.
16. М.М. Семаго,Н.Я Семаго. Особенности коррекционной работы с семьей в процессеконсультирования ребенка с отклоняющимся развитием.
17. Спиваковская А.С. Труднобыть родителем. — М Клаксс, 1986–160 с.
18. Спиваковская А.С. Психотерапия:игра, детство, семья. — М ЭКСМО-ПРЕСС
2000 464 с.
19. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическкаякоррекция детско-родительских отношений-М: Владос, 2001–383 с.
20. Сухарева Г.Е. Клиническиелекции по психиатрии детского возраста, – М
Класс; 1996–330 с.
21. Флейк К. – Хобсон.Развитие ребенка и его отношений с окружающими, – М: Смысл, 1993–380 с.
22.  Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В.В. Психологияи психотерапия семьи. – СПб Питер, 2002–651 с.
23.  Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации развития советского школьника
 // Вопросыпсихологии, 1974, №4-с. 87–109
24.  Юртайкин В.В. Комарова О.Г. Семьяи ребенок с особыми нуждами.
25.  З. Фрейд Психоанализ,Питер СПб 20001, 512 с.
26.  Л. Хьелл, Д. ЗиглерТеории личности, Питер, Москва, Спб, н. Нов. 2003,606
27.  Шнейдер Э.Г. Психологиясемейных отношений, – СПб.: ПИТЕР, 2000-
478 с.
28.  Хямяляйен Ю. Воспитаниеродителей: концепции, направления и перспективы, – М: Класс, 1993–320 с.
29. ФроммЭ. Душа человека, – М: Вагриус, 1998 – 320 с.
30. Е.И. Рогов.Настольная книга практического психолога в образовании. «Владос» 1995 г. –528 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.