Содержание
Введение
1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
2. Самосознание детей с речевой патологией
Заключение
Литература
Введение
Личность — это феномен общественного развития, конкретныйживой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяюткак целостное системное образование, совокупность социально-значимых психическихсвойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющихего поведение как сознательного субъекта деятельности и общения. Для психологическойконкретизации понятия «личность» необходимо знать ее структуру, критериизрелости и механизмы.
Критерии сформировавшейся личности:
1) Существует стройная иерархия мотивов, которые направлены нарегуляцию собственного поведения, заключающаяся в способности преодолевать непосредственныепобуждения ради чего-то другого, более опосредованного.
2) Способность к сознательному руководству собственным поведениемна основе осознанных целей и принципов, это возможно на базе сознательного соподчинениямотивов и предполагает наличие самосознания.
Кроме этого, зрелая личность характеризуется:
активностью, т.е. стремлением субъекта выйти за собственные пределы,расширить сферу деятельности и действовать за границами требований ситуаций и ролевыхпредписаний;
направленностью, т.е. устойчивой, доминирующей системы мотивовинтересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека;
глубинными смысловыми структурами, обуславливающие ее сознаниеповедение;
степенью осознанности своих отношений к действительности.
Одним из подходов к рассмотрению структуры личности являетсятеория, рассматривая личность как совокупность трех подструктур:
интраиндивидной — то, что составляет индивидуальность человека(харуктер, потребности, идеалы, убеждения);
интериндивидной (характер проявления индивидуальности в групповыхи межличностных отношений);
метаиндивидный (результат осуществляемых человеком преобразований).
Понятие «норма личности» весьма обширно, и, преждевсего определение нарушений можно по следующим признакам:
¾ нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действиена другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие;
¾ нарушение всегда проявляется в поведении или его можно опознать принаблюдении. Но следует учесть, что не все нежелательные поступки ребенка являютсярезультатом искажений и нарушений в его личности (трудновоспитуемость, возрастныекризисы);
¾ личностные нарушения приводят к социальной дезадаптации что приводитк сужению круга людей, с которыми человек может нормально взаимодействовать. Социометрическийстатус низкий;
¾ личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия;
¾ нарушения личности иногда приводит к психосоматическим заболеваниям(неврозы и т.д.)
Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляетсяв эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаютсяличностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы определяютвсю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность. Часто образуетсяпорочный круг, когда-то или иное нарушение ВПФ влечет за собой личностные нарушения,а деформация личности приводит к отставанию в развитии когнитивной сферы. Чтобылегче было ориентироваться в различных личностных нарушениях, их можно классифицироватьпо двум основаниям:
Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностейэмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можноназвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева,О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, и некоторых других.
Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием недостаточноизучены. Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей личностногоразвития при речевых нарушениях, можно назвать работы В.М. Шкловского, В.И. Селиверстова,Л.А. Зайцевой, Л.Е. Гончару Г.А. Волковой и некоторых других. Поэтому в данной главерассмотрены особенности лишь некоторых сфер личности детей с речевыми дефектами,представлены результаты отдельных исследований по данной проблематике.
1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевойпатологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований,выполненных, в частности, с использованием методики «Цветовых выборов»М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младшихшкольников I — II классов с общим недоразвитием речи.
В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям снарушениями речи свойственна пассивность, сенситивность, зависимость от окружающих,склонность к спонтанному поведению.
В определении таких эмоционально-личностных свойств, как концентричность- эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование как у школьников с нормальнойречью, так и у учащихся с нарушенной речью, особенно у второклассников, свойстваэксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источникуполучения помощи, информации. Однако у значительной части (40%) первоклассников,как с нарушенной речью, так и с нормальным речевым развитием обнаруживается свойствоконцентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах,склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Авторы предполагают, чтоболее высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классовпо сравнению с второклассниками связан с их еще недостаточной адаптацией к условиямобучения в школе.
У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкаяработоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовыхреакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальнойшколе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоциональногореагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Такое улучшение эмоциональногосостояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьномурежиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитиемспособности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогическойработы. Исследование самооценки с помощью теста «полярный профиль» полилоустановить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальнойи нарушенной речью.
Так, для девочек младших классов массовой школы наибольшее значениеимеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы.Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, чтоне знают, красивы ли они, либо считают, что 1сивы. У девочек с нарушенной речьюпочти по всем сравниваемым па-1ам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальнойречью, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие в необходимойстепени общительными.
Самооценка у двух групп мальчиков — с нормальной и с нарушеннойречью отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики массовой считаютсебя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми,общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми,необидчивыми и недрачливы однако они менее общительны и счастливы. Так же, как идевочки, они, что причиной их необщительности является речевой дефект, они считаютсебя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В исследования показывают,что учащиеся младших классов школ для детей с тяжелыми крушениями речи недостаточнокритично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаевобъективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой многие из своихчерт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется вниманиена негативны чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу.Если переоценка своих возможностей в I — II классах можетбыть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогичномявлении среди учащихся II классов можно видеть личностную особенность детей с тяжелыминарушениями речи (О.Н. Усанова, О.А. Слинько, 1987).
Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениямиречи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех отличаетсяот той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненногозадания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этотфакт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевогоразвития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Особенно ярко заниженныйуровень притязаний, по результатам исследований (О.Н. Усанова, О.А. Слинько, 1987),проявляется у учащихся I класса, меньше — у учащихся II класса, а среди третьеклассниковтаких явлений практически не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школдля детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
И.Ю. Кондратенко проводила исследование эмоциональной сферы детейс общим недоразвитием речи: особенности паралингвистических средств общения, в частностимимики детей, особенности системы лексических значений, отражающих эмоциональныесостояния и оценки детей. В результате исследования сделаны следующие выводы. Сравнительныйанализ полученных данных показывает, что для детей с общим недоразвитием речи характернодифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях (данное положениебыло подтверждено специальным психологическим исследованием). Детям с речевыми нарушениямиособенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления.Изучение выразительности речи выявило, что 53% детей с ОНР не смогли адекватно выразитьэмоционально-смысловое содержание высказывания. При определении и назывании эмоциональныхсостояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениямиречи смешивали различные эмоции: гнев, страх, удивление. Максимальная успешностьдостигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Частота употребленияэмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза ниже, чем у детей с нормальнымречевым развитием. Коэффициент лексического разнообразия данной лексики у испытуемыхэкспериментальной группы значительно ниже, чем у обследованных КГ. У дошкольниковс общим недоразвитием речи выявлены многочисленные ошибки в установлении синонимическихотношений. Из вышесказанного следует, что для обучения дошкольников с ОНР необходиморазработать комплекс специальных методов и приемов, направленных на формированиеэмоциональной лексики, что позволит повысить уровень овладения выразительной связнойречью и речевой коммуникацией в целом и степень осознания своих эмоциональных состояний.
2. Самосознание детей с речевой патологией
Самосознание — чрезвычайно важная, сущностная способность человека,позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти своеместо в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношенияхс другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание человека, как и егоотношение к другим, основано на двух различных началах — субъектном и объектном.Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания,собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это — некоторый центр,ядро самосознания, в втором человеческое «Я» уникально и не имеет подобия(бесподобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью(бесценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятиеи переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннююсвязь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество и пр.).Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение«мое»: о моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах,положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представлений складываетсясамооценка (как отношение конкретным качествам) и образ себя (как представлениео своих спо-тях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представленияхпроисходит своего рода опредмечивание, определение своего «Я», его фиксация.Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствуетотношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценкуи познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. При этом другойчеловек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своихинтересов и потребностей).
Объектное (или предметное) отношение задает границы своего«Я», свое отличие от других и обособленность.
Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимымии взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека,однако степень их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются- как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза. Существенно сказываетсяна развитии самосознания какой-либо дефект психического развития, в частности речеваяпатология.
Исследование самооценки, проведенное О.Н. Усановой и О.А. Слинькос помощью теста «полярный профиль», позволило установить наиболее значимыеразличия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так,для девочек младших классов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства,как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этомвозрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают,красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почтипо всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальнойречью, но, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этогов необходимой степени общительными.
Самооценка у двух групп мальчиков — с нормальной и с нарушеннойречью — отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики массовой школы считаютсебя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми,общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми,необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же каки девочки, они осознают, что причиной их необщительности является дефект, однаконе считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.
В целом исследования показывают, что учащиеся младших классовшкол для детей с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности,чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристикане совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и неоценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, аположительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция всамохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностейв 1-2-х классах может быть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдаетсяи в норме), то в аналогичном явлении среди 3-х классов можно видеть личностную особенностьдетей с тяжелыми нарушениями речи.
Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениямиречи выявили, что в большинстве Случаев реакция этих детей на неуспех отличаетсяот той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненногозадания часть детей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот фактможно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевогоразвития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне, особенно ярко заниженныйуровень притязаний, по результатам исследований, проявляется у учащихся 1-го класса,меньше — у учащихся 2-го класса, а среди третьеклассников таких явлений практическине наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речис возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучалисьв основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И.Селиверстов и др.) и лицам с нарушениями голоса (О.С. Орлова).
Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношениязаикающихся к своему дефекту:
• безразличное,
• умеренно-сдержанное,
• безнадежно-отчаянное.
А также три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие,наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.
В.И. Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированностидетей на своем дефекте:
1) нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети неиспытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечаютее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомымии незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;
2) умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытываютв связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевогообщения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливаетсяв постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждыйпоступок оценивается через призму своего дефекта;
3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Детипостоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю своюдеятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уходв болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженныйстрах перед речью.
Исследования А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой показали,что психологические причины проблемных форм межличностных отношений (повышеннаяконфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностямисамосознания ребенка. Причиной можно назвать фиксацию на своих предметных качествахили преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксацияпорождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинстви пр.
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению,защите своего «Я», доказательству своей силы и превосходству; другие становятсядля них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительнойособенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признаниии уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. Воснове детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнениев ценности своей личности; тревога о своем «Я» и страх перед оценкой другихзаслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основесамых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольникови у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительнаяоценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общуюсамооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношениидругих, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражаетсяв неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случаеагрессивности — в демонстративном и постоянном стремлении доказать свои преимущества,утвердить свое «Я». Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическоеоснование — фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка какбы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянносмотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаютсяспрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие, напротив, любуются собой, демонстрируютсвои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрываяокружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но неих самих.
Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучалисьв основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И.Селиверстов, Л.А. Зайцева) и лицам с нарушениями голоса (О. С Орлова, Л.Е. Гончарук).
При заикании личностные деформации выступают наиболееярко. Они выступают по типу вторичных реакций:
I группа- это дети с неустойчивой речью, которые не обращают внимание на заикание, практическине имеют личностной деформации. У них не фиксируется страх речи и сохранены коммуникативныеотношения.
II группа- это дети, у которых до заикания имелся невропатический фон, обусловленныйконституционными особенностями. Происходит актуализация данной невропатической предрасположенности,которая и провоцирует заикание. Такие дети становятся капризными, замкнутыми, начинаютсторониться окружающих, часто плачут, стараются меньше говорить. У них возникаютновые условно-рефлекторные связи, носящие приспособительный характер (сопутствующиедвижения рук, ног, туловища во время речи).
III группа — это ослабленные психосоматические дети, которыедо заикания отмечались беспокойством, склонностью к аффектам, высокой внушаемостью).При заикании все это нарастает, страх речи часто приводит к мутизму, дальнейшеепрогрессирование личностных нарушений.
Исследованием особенностей личности при афазии занимались Ж.Глозман, В.М. Мясищев, Л.А. Цветкова, В.В. Лебединский. В этих работах показано,что у афазиков наряду с нарушением общей и речевой коммуникации возникаютотрицательные эмоциональные реакции, замкнутость, угнетенность, страх речи, отрицательныеличностные установки. Больные уходят в переживания собственной инвалидности. Приафазии изменяется вся иерархия смыслообразующих мотивов. Речевая деятельность уздорового не является ведущей и смыслообразующей, кроме отдельных, специфическихситуаций, она лишь обеспечивает другие виды деятельности. При афазии речевая деятельностьстановится смыслообразующей, первичной по отношению ко всем другим. Это и положительныйи отрицательный эффект. Положительный состоит в что формируется стойкая мотивацияк реабилитации, отрицательный эффект состоит в том, что возникает противоречиемежду операционально-техническими возможностями деятельности и потребностями индивида.Боль — осознает эти противоречия, но самостоятельно не может их разрешить.В результате формируется механизм психологической защиты в виде изменений личностии возникновения речи. Изменение личности состоит в следующем:
изменяется самооценка, при чем самооценка ниже в большей степениу больных с поражением передних отделов речевой зоны головного мозга, в меньшейстепени при поражении задних отделов;
дефект речь личность ребенок
отмечается недостаточное осознание своих речевых дефектов вследствиенарушения контроля, восприятие собственной речи. Чаще это бывает при поражении правогополушария.
Изменения личности при афазии могут быть первичными, т.е. бытьследствием анатомических изменений мозга; и вторичными — как реакция больного наизменение жизненного статуса.
Широко отмечается при афазии симптом тревожности. По Спилбергу,выделяют два вида тревожности:
-личностная — это устойчивая характеристика,говорящая о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явленийкак угрожающий.
-реактивная тревожность — это временноесостояние напряженности, беспокойства, нервозности.
Если личностная тревожность выражается при всех формах афазии,то реактивная выше у больных с моторными формами, нежели у больных с поражениемвисочных отделов. Изменяется тревожность на разных стадиях болезни.В острой стадии выше реактивная тревожность, в хронической стадии выше личностная.
При нарушениях чтения и письма: у этих детей наблюдаетсяболее высокий уровень беспокойства, множественные нарушения поведения.
К. Беккер, Совак выделяют две группы нарушения поведения придефектах письменной речи:
- инволюция поведения (нежелание учиться, школьные страхи, замкнутость, неорганизованность,медлительность, нервозность, могут сопровождаться психосоматическими явлениями какастенизация, нарушение питания, недержание мочи);
- вариант активной компенсации (наблюдается упрямство, непослушание, агрессивностьк окружающим в школе и дома).
При нарушениях голоса, ринолалии у детей отмечают излишнюю робость,застенчивость, неорганизованность, медлительность (Г.А. Волкова).
Заключение
Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаныи взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношениек другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности вцелом. Расстройства в сфере самосознания детей с нарушениями речи не только снижаюти ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениямсоциальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированнаяпсихопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей личностногоразвития.
Литература
1. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическоепособие. — Ставрополь, 2009.