Развитие представлений об эмоциях удетей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредствомигровой терапии
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития представления обэмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития впсихолого – педагогической литературе
1.1 Понятие эмоций,представление об эмоциях
1.2 Особенности развития представлений об эмоциях у детеймладшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.3 Игровая терапия как средство развития представлений обэмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития представленийоб эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психическогоразвития посредством игровой терапии
2.1 Выявление уровня развития представлений об эмоциях удетей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента
2.3 Организация контрольного этапа
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) — особый класс психическихявлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживаниясубъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций дляудовлетворения своих потребностей.
Значение эмоций и чувств в жизни идеятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека кдеятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве.Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех илииных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способенставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехови достижений.
Представления – образы предметов, сцен и событий,возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения,чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их помодальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные идр.)
Представления об эмоциях являетсясложным процессом. Существует ряд особенностей представлений об эмоциях у детейс задержкой психического развития, затрудняющих процесс общения со сверстникамии взрослыми. Результаты этого неэффективного общения во многом определяютдальнейшее развитие эмоционально-личностной сферы.
В литературе имеется достаточноеколичество теоретических и практических разработок в области изучения эмоций ипредставлений об эмоциях, но достаточно мало изучено представления об эмоциях удетей с задержкой психического развития. Этим вопросом занимались такие ученыекак Д. Рассел, И. Гербарт, Б. Г. Ананьеву Н.Д. Былкина, Д.В. Люсина, А С.Золотнякова
Возникновение и понимание эмоций умладших школьников с ЗПР связано с конкретной обстановкой. Непосредственныенаблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания- все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции.
Знание индивидуальных особенностейэмоциональной сферы детей с задержкой психического развития может помочьпредупредить негативные тенденции в поведении ребенка уже с первых днейпосещения им школы. Педагоги, учитывая их, могут правильно наладить эмоциональныйконтакт с ребенком, помочь ему освоиться в нелегких для него условиях обучения.
Эффективным способом развитияэмоциональных представлений является игровая терапия (А. Фрейд, М. Кляйн, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин). Игровая терапия – это метод психотерапевтическоговоздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильноевлияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений междуучастниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку,позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасностьсоциально значимых последствий.
Несмотря на актуальностьизучаемой темы, существует противоречие между возможностями иглотерапиии недостаточным использованием ее в практической деятельности с детьми младшегошкольного возраста с ЗПР.
Проблема исследования:какова роль игровой терапиив развитии представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования: развитие представлений об эмоциях удетей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: игровая терапия как средство развитияпредставлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: определить роль игровой терапии вразвитии представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая терапиябудет являться эффективным средством развития представлений об эмоциях у детеймладшего школьного возраста с ЗПР, при условии, что:
— на занятиях по игровой терапиибудут проводиться упражнения по развитию мимической моторики;
— занятия по игровой терапиибудут включать в себя упражнения на понимание эмоций других людей.
Задачи исследования:
1.Изучить ипроанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблемеразвития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
2.Выявить уровеньразвития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Подобрать иапробировать занятия по игровой терапии для детей младшего школьного возраста сЗПР.
4. Определитьэффективность проведенных занятий по игровой терапии в развитии представленийоб эмоциях у детей младшего возраста с ЗПР.
Методы исследования:
теоретические: анализ,синтез, обобщение, конкретизация;
эмпирические: метод сназванием и автором
База исследования: Детский дом №5
Глава 1. Теоретические основыразвития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста сзадержкой психического развития
1.1 Понятие эмоций, представление обэмоциях
Понятие об эмоциях и чувствах.
Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) — особый класс психическихявлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживаниясубъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций дляудовлетворения своих потребностей.[18; С.459]
Эмоции — это часто заблаговременная реакцияна ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует наеще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает вкачестве механизма предвидения значимости для животного или человека той илииной ситуации.
Эмоции – это дифференцированная оценкаразных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает обобщеннуюоценку, эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации. [51; С.52]
Когда человек воспринимает предметы иявления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это нехолодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызываюту него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают унего неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьихненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступкамион гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам;они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживаниечеловеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к. другим людям ик самому себе. [19; С.162]
Источником эмоций являетсяобъективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, чтосвязано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — какпростейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественнымбытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь).То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательныеэмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).
Значение эмоций и чувств в жизни идеятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека кдеятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве.Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех илииных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способенставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехови достижений.
Не последнее место занимают эмоции ичувства в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя илиэмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников,а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичноесостояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.[19; С.163]
Внешнее выражение эмоций.
Изменяя жизнедеятельность человека,эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны сизменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так каккровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет,кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленнобиться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Эмоции проявляются и в выразительныхдвижениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительныедвижения всего тела-поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой)мимике (интонация,- выразительные паузы; повышение или понижение голоса,смысловые ударения). Различная интонация при произнесении, например, слова«что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев,равнодушие, презрение и т. п. По мимике и: пантомимике мы, в частности, и судимо переживаемых человеком эмоциях.
Переживая радость, человек улыбается,смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильногогнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими,дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне- человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка,он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.
Конечно, менее сильные и глубокиеэмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в техслучаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживатьих, эмоции и вообще, могут не проявиться внешне.
Для выражения наиболее глубоких исложных эмоций и чувств человечество в процесс развития создало искусство:музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большиечувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людейответные эмоциональные реакции. [19; С.164]
Особенности эмоций
Положительные и отрицательные эмоции.Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам иявлениям действительности. Это отношение может быть положительным,отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно несвязано, с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, фактысоответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительноеотношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают: отрицательноеотношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют·положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либовыражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, веселье,ликованье, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоции неудовольствия,страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.
Надо отметить, что личная иобщественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательныхне, всегда совпадают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувствостыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительныесостояния, но с общественной точки зрения они полезны, необходимы иследовательно, положительны, так как содействуют моральному росту личности.Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительнуюоценку, если они направлены на антиобщественные явления, на врагов нашегонарода и государства, на расистов и неофашистов.
Эмоции отличаются сложностью ивзаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживаниепротивоположных эмоций.
Индивидуальные различия в проявленииэмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремитьсяовладеть своими эмоциями, не расслабляться, под их влиянием, а в ряде случаев ивообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательноеобщественное значение. [19; С.165]
Представления об эмоциях какструктура знаний об эмоциональных явлениях
Представления – образы предметов, сцен и событий,возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, чувственно-предметныйхарактер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представлениязрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.) [18; С.273]
Д.Рассел, исследуя представления обобобщенном эмоциональном явлении (понимание человеком эмоций), вводит понятиескрипт, которое является моделью изучаемого явления. Эмоциональныйскрипт представляет собой структуру знаний, «схему знаний» об эмоциональномявлении. В нее могут входить знания, касающиеся причин эмоций, физиологическихизменений, внешних действий, мотивов, вокальной и лицевой экспрессии. С точкизрения Д. Рассела, эмоциональный скрипт является представлением об эмоции вразной степени обобщенности.
Автор в своем исследовании критикуеткак биологическую точку зрения о существовании врожденных эмоциональныхкатегорий, так и культуральную, где дети не обладают врожденной концептуальнойсхемой эмоций и начинают с «tabи1a rasa». В итоге д. Рассел предлагает «позициюв середине»: дети начинают интерпретировать эмоции, обладая определенным числом«предписаний». Например, восприятие ребенком содержания эмоций в двухизмерениях — «гедонический шок» и «активация». Эти два параметра служат основойдля различения и категоризации эмоциональных явлений у очень маленьких детей.Маленький ребенок, по мнению Д. Рассела, сталкиваясь с эмоцией страха,воспринимает ее как неприятную и возбуждающую, не дифференцируя ее от отвращенияили гнева. Только с возрастом человек начинает оперировать такимиэмоциональными категориями, как страх, гнев, любовь, т. е. обучаетсяэмоциональным скриптам.
Далее Д. Рассел предлагает схему,описывающую последовательность движения ребенка от начальной интерпретацииэмоций взрослой.
На первом уровне (от рождения до 2-4 мес.) дети могутразличать определенные жесты и изменения в лице и голосе другого, отвечая наних дифференцированно.
На втором уровне (4 — 8 мес.) появляется способностьдифференцировать разные классы эмоциональных выражений, отличать их друг отдруга.
На третьем уровне дети начинают приписывать значенияклассам эмоциональных экспрессий.
На четвертом уровне ребенок начинает связывать парызначимых элементов (тип лицевой экспрессии с определенным типом вокальныхизменений).
На пятом уровне дети приходят к связыванию воединоэмоциональных последовательностей, состоящих из поведения, выражений, ситуацийи слов .
На шестом уровне из освоенных последовательностейдети формируют более обобщенные скрипты. [14; С.102]
Эмоциональные представления какфактор психического развития
Еще И. Гербарт в ХVII в. признавал представленияфундаментальным психологическим фактом, первичными элементами индивидуальнойдуши, находящимися в непрерывном взаимодействии. Он констатировал тесную связьчувств и представлений, но отмечал, что характер этой связи внешний, т.е.эмоции осуществляют связь между представлениями. По мнению Гербарта, междупредставлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они,стремясь удерживаться в жизненном пространстве сознания, теснят друг друга всферу бессознательного, откуда стремятся вырваться. Исходя из этого, эмоция — психологическое нарушение, вызываемое рассогласованием, конфликтом междупредставлениями.
Таким образом, в теории И.Гербартапредставления и эмоции не сливаются в одно образование, даже характерсуществования у них различен:
представление — первичный элемент(базисный);
эмоции — вторичный элемент(связующий).
Объединение этих двух компонентовпсихики и является основой для создания комплексного феномена «эмоциональноепредставление», оказывающего влияние на психику. То есть измене, е структурыпредставления способствует расширению функционального значения представления кактакового.
Возможность взаимосвязи эмоциональныхпредставлений с психическими процессами допускается многими исследованиями. Вотечественной психологии представление рассматривается как динамическоеобразование, активизация и функционирование которого находится в теснойвзаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью. В представлениях яркопроявляется диалектика перехода от чувственного познания к логическому. По Б.Г.Ананьеву,« … представления являются одновременно синтезом чувственных образов и стороноймыслительного процесса, образующего понятия».
Эмоциональные представленияобозначены авторами как аффективно-когнитивные образования, основанные наслиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной,отрицательной, нейтральной) и феномена познавательного уровня. Кроме того,эмоциональные представления характеризуются двумя уровнями проявления:бессознательным и сознательным, а также интрапсихической статикой и динамикой.
Статика определяется нейтральнойокрашенностью эмоционального представления и низкой степенью его интенсивности.Статическое состояние эмоциональных представлений позволяет им объединяться впассивную «когнитивно — аффективную массу», выполняющую функцию стабилизациихода психического развития.
В целом данная «масса» может бытьцеленаправленно сформирована, что может являться механизмом регуляциипсихического развития и процесса обучения. Состав «массы» неоднозначен инепостоянен, так как время от времени происходит трансформация тех или иныхэмоциональных представлений, изменение их окрашенности или степениинтенсивности, что предполагает некоторую динамику, которая может носить как внутреннийхарактер (внутри эмоционального представления), так и внешний (воздействие напсихические процессы и психику в целом).
Внутренняя динамика обусловленадиффузным соединением структурных компонентов эмоционального представления.
Некоторая часть эмоциональныхпредставлений высокой интенсивности положительной или отрицательнойокрашенности начинает оказывать на психическое развитие прогрессивное илирегрессивное влияние. Поскольку психическое развитие определятся какзакономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в ихколичественных, качественных и структурных преобразованиях, то эмоциональныепредставления взаимодействуют со всеми компонентами познания, личности, волевойрегуляции.
Тезис «эмоциональный тон»присутствует уже в ощущениях и восприятии, так как каждое событие, жизненнаясцена или образы предметов и людей при их восприятии имеют для человека«эмоциональную оценку» и являются подтверждением взаимосвязи восприятия сэмоциональными представлениями. Специфика и доминирующая окрашенностьэмоциональных представлений ребенка определяют качественные особенностиэмоционального тона, восприятия им любых предметов, явлений, ситуаций.
Безусловно, существует связьэмоциональных представлений с качеством и процессом мышления. «Преобразованиепредставлений играет важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех,которые требуют нового «видения» ситуацию». Следовательно, эмоциональныепредставления могут способствовать, выполнению познавательной задачи илисделать ее выполнение возможной.
«Опора на представление хорошознакомых сцен, мест, событий, лиц является одним из наиболее эффективныхмнемических средств (средств запоминания)». Положительная окрашенностьэмоционального представления улучшает запоминание, отрицательная связана сзабыванием. Человек также быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и неимеет для него актуального значения. Психологической особенностью эмоциональнойпамяти является механизм вытеснения.
С точки зрения З. Фрейда, человекзабывает то, что ему непереносимо, тягостно вспоминать. Причиной (фактором)вытеснения может служить эмоциональное представление отрицательной окрашенностивысокой степени интенсивности. Однако, по данным некоторых отечественныхисследований, снижение интенсивности эмоционального представления (забываниеэмоционально окрашенного события с течением времени) может трансформироватьаффективное переживание до степени приятного- неприятного.
Существует оппозиционная концепциялучшего запоминания (долгого сохранения в памяти) отрицательных эмоций, т. е.отрицательно окрашенных эмоциональных представлений. К примеру, актуализациянегативного эмоционального представления (воспоминание о ситуации переживанияболи) сохраняется очень долго без снижения интенсивности.
Развитие эмоциональных представленийтесно связано с волевыми процессами. Их эмоциональная окрашенность отражаетсяна всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения иразвертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятогорешения. Процесс достижения цели может вызвать различные эмоциональныепереживания, в том числе и отрицательные, так как эмоциональные представленияявляются центральным феноменом мотивации.
Некоторые эмоциональныепредставления, возникнув, постепенно обобщаются. Процесс обобщения происходитна основе совпадения одного или двух компонентов когнитивно-аффективногообразования (знак, модальность, содержание). Часто одно эмоционально окрашенноепредставление высокой интенсивности может придать определенную эмоциональнуюокраску (положительную или отрицательную) обобщенной группе. Другим механизмомявляется присоединение нейтрально окрашенного представления к обобщенной группес эмоциональным знаком. В таком случае эмоциональное представление получаетзнак обобщенной группы.
При актуализации эмоционального опытаребенка в различных ситуациях возможно доминирование эмоциональногопредставления, оказывающего положительное или отрицательное влияние наиндивидуальный ход психического развития. Часто знак эмоциональногопредставления не только охватывает обобщенную смысловую и модальную группы, нои начинает распространяться на процесс их образования. При этом эмоциональные представленияиногда оказывают обратное их знаку влияние на развитие познавательныхпроцессов. Положительно окрашенное эмоциональное представление можетотрицательно влиять на процессы мышления или восприятия, и, напротив,отрицательно окрашенное эмоциональное представление может оказыватьстимулирующее действие на развитие психики. [14; С.111]
Представления об эмоциях у детей какрезультат их познания эмоциональных явлений
Представления об эмоциях являютсякомплексным результатом познавательной деятельности и индивидуальногоэмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода кпониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детеймогут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот видпредставлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений.
Во-первых, наиболее значимым дляразвития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт (когнитивный иаффективный).
Во-вторых, в структуре представленийоб эмоциях выделяется компонент эмоциональной окрашенности (эмоциональногоотношения к содержанию), что высоко индивидуализирует образную представленностьсодержания каждого из представлений.
В-третьих, активизация эмоциональноокрашенных представлений оказывает влияние на индивидуальный ход психическогоразвития ребенка.
Комплексное понятие представления обэмоциях — сложное, динамичное образование когнитивно-аффективных компонентов,где когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональнойжизни человека (причинах эмоций и эмоциогенных ситуациях, экспрессивном эталонеэмоций различных модальностей, содержании различных эмоциональных переживаний),а аффективная составляющая — знаком и интенсивностью эмоционального отношенияребенка.
К концу младшего школьного возраста уребенка формируется структура эмоциональных представлений, включающаяобобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) ииндивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретеннуюв процессе индивидуального эмоционального опыта. [14; С.115]
Таким образом, значение эмоций и чувств в жизни идеятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека кдеятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве.Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех илииных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способенставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехови достижений.
Велико значение эмоций и чувств вучебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя илиэмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников,а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичноесостояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.
Представления об эмоциях являютсякомплексным результатом познавательной деятельности и индивидуальногоэмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода кпониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детеймогут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот видпредставлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений. Кконцу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональныхпредставлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивныйкомпонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждойединицы знаний, приобретенную в процессе индивидуальное эмоционального опыта.
1.2 Особенности развитияпредставлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкойпсихического развития
Большую часть контингентадетей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «детис задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющаяоколо 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие «задержкапсихического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальнымиорганическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральнойнервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальнойдепревации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы инедоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественныеособенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных ипедагогических факторов. Многочисленные исследования показали, что младшиешкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуютсянесоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия,памяти, недоразвитием личностно — деятельностной основы, отставанием в речевомразвитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становлениярегулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные длямладших школьников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженностьориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности,несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляютсяв ведущей игровой деятельности и характеризуются несовершенствоммотивационно–потребностного компонента, знаково-символической функции итрудностями в оперировании образами, представлениями. Выражено недоразвитиекоммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. [41; С.205]
Начало обучения в школе порождает, существенныеизменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умениевладеть своими эмоциями, хотя младшие школьники с ЗПР еще не могут сдерживатьпроявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают ихэмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также ивозникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременнымбурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния умладших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.
Возникновение эмоций у младшихшкольников с ЗПР связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдениятех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — всевызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Это важно учитывать и вучении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на болеедлительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональнаяприподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младшеребенок, тем это важнее.
Учение и коллективная деятельностьспособствуют развитию у детей с ЗПР высших чувств. У младшего школьникаинтенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине,сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство коллективизма,товарищества. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе,совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность другперед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихсянакапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе.На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности,умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересамколлектива.
Особенность детей младшего школьноговозраста с ЗПР, что формирование нравственных, чувств не опережает знаниеребенком норм морального поведения, как у нормально развивающегося сверстника.Школьник с ЗПР не всегда может объяснить, почему надо вести себясоответствующим образом в той иной обстановке, но моральное чувство,сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильноподсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитанииморальных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт моральногоповедения, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта.
Что касается эстетических чувств, тоу младших школьников с ЗПР они более интенсивно развиваются в деятельности,нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьникиучатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать ихприятно. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят одни сочетанияцветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветоввыглядят мрачно, например сочетание черного и фиолетового. Но при восприятиикартины дети обращают внимание, прежде всего на ее содержание и не видят другиххудожественных достоинств.
Большие возможности для формированияэстетических чувств у детей с ЗПР предоставляет знакомство с природой, особеннокогда это сочетается с изучением произведений искусства (слушаниемсоответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, paccматриваниемкартин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе,а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Интеллектуальные чувства развиваютсяу младших школьников постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытываетшкольник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удовлетворения отвыполненного задания, от удачного решения задачи, потребовавшей значительногоумственного напряжения.
По телесным проявлениям наших эмоцийи ситуациям, в которых они возникают, другой человек может судить и о характерепереживаемых нами эмоций, и предмете, на которые эти эмоции направлены.Понимать эмоциональные состояния другого можно двумя путями: посредствомсопереживания (ответного эмоционального отклика) ими посредством мыслительногоанализа. Обе эти способности у детей совершенствуются с возрастом, в процессеих эмоционального и интеллектуального развития. Дети с ЗПР начинают позжепонимать эмоциональное состояние других людей через сопереживание или собственныйчувственный отклик. Так, если кто-то злится, гневается, выражает агрессию, то вответ даже маленький ребенок сразу же дает правильную эмоциональную реакцию:пугает, выражает страх, плачет. Если мать ребенка грустит, тоскует, то малышпроявляет беспокойство, тревогу, может заплакать. На смех и радость другихдетям свойственно откликаться улыбкой и весельем. Если дети правильноокликаются на чужие эмоции – значит, они, верно их понимают, но несознательными усилиями, не чистым разумом. Они делают это потому, что любаяэмоция является не только переживанием, но и знанием о собственном состоянии иобъекте наших чувств, ибо эмоция по определению непосредственно отражаетотношение человека к объекту. Нельзя отразить отношение к чему-либо без отраженияобоих членов этого отношения (субъекта и объекта его эмоций). Эта способностьэмоционального постижения объекта (или субъекта) связана с познавательнымкомпонентом эмоций, от уровня развития которого зависит и уровень развитияэмоций.
Об уровне эмоционального развитиядетей с ЗПР можно судить также по сложности представлений ими эмоций. Некоторыеученые выделяют семь основных эмоций: радость, гнев, страх, отвращение, стыд,утомление, удивление и интерес. Наиболее простые и полярные эмоции становятсядоступными пониманию детей раньше других эмоций, это: радость – грусть,агрессия (гнев) – страх, интерес – отвращение. Более сложные – скуку, стыд,гордость, отчаяние, смирение и т. д. – дети начинают различать и пониматьпозже, так же как и сложные эмоции или всевозможные их оттенки (досаду: боль сраздражением; обиду: скрытая агрессия с болью и грустью; презрение: гнев,гордость и отвращение и т д.). Если факты, которые говорят, что у человекаразличение отрицательных эмоций является более тонким, т. к. само ихразнообразие во много раз больше, чем репертуар положительных эмоций, которыеявляются более обобщенными. По мере интеллектуального, эстетического инравственного развития человека ему становятся доступными переживания по поводувсе более сложных объектов в форме высших эмоций: интеллектуальных (удивление,сомнение, догадка), этических (переживание красивого). Формирование у детейспособностей понимать и переживать высшие эмоции говорят об их эмоциональномразвитии. Известно, что понимание детьми интеллектуальных эмоций тесно связанос возрастным сформированием их умственных способностей. Младшие школьникисовершенно не способны уловить сарказм в ситуационных высказываниях, лишенныхособой насмешливой интонации, которая подчеркивает несовпадение смысла ситуациии того, что о ней говорят. [46; С.222]
Рассматривая вопрос о временномхарактере задержки психического развития, следует иметь в виду не стольконеполную сформированность функции до уровня возрастной нормы, сколькопрактическое развитие такой функции в пределах, которые позволяют индивидууму,имевшему в дeтствe отклонение в развитии, достичь необходимой степенисоциальной адаптации, такой же, какая достигается лицами, не имевшими нарушенийв развитии. Как показывают данные катамнестических, исследований (А.Г. Асафова,М.Г. Рейдибойм), подобная адаптация вполне возможна, несмотря на наличие убольшинства из обследованных взрослых, у которых в детстве была диагностированазадержка психического развития, признаков нервно-психической недостаточности.Именно обучение, более результативное в тех случаях, когда оно проводится вспециальных, особо благоприятных условиях, создает наилучшие возможности какдля коррекции недостатков, так и для достижения высокого уровня социальнойадаптации.
Дети с задержкой психическогоразвития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностямиэмоциональных состояний, представлениями об эмоциях, самооценкой, уровнемпритязаний, что отражается и на характере их социальных контактов.
В связи с этим развитие эмоционально-личностнойсферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферыребенка: профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистскихпроявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодолениенегативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировкумеханизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в томчисле снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развитиясамосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций;развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативнойактивности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценныхэмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Работа психолога по формированиюэмоционально-личностной сферы ребенка должна начинаться с гармонизации егоаффективной сферы. В основу программы, разработанной для детей с задержкойпсихического развития. легла система гармонизации уровневой регуляции аффективнойсферы О.С. Никольской. Работа психолога, учитывающая принципы онтогенетическогостановления аффективных структур, направлена на стимуляцию аффективныхбазальных механизмов, на которые опираются, в свою очередь, высшие личностныеструктуры.
Работа по расширению и упорядочениюэмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений оневербальных средствах выражения эмоций; в формировании пони мания смысла изначения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверкеи оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученныхзнаний и навыков.
Для решения первой задачи детямпредлагается в разных контекстax наглядно убедиться в том, что различныенастроения, эмоциональные переживания выражаются в конкретных позах, жестах,мимике. движениях и т.д. Эмоциональный контекст варьируется от самогоконкретного до самого общего требующего максимальной творческой работы фантазииребенка. Дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средствавыражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоцийсвоих товарищей.
Работа по развитию эмоциональногоопыта ребенка продолжается в направлении формирования понимания смысла изначения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Дляэтого детям представляют различные модели поведения (например, уверенная,неуверенная и агрессивная) и предлагают анализировать типичные для детскойжизни эмоциональные ситуации с точки зрения этих моделей.
Далее, с помощью знаний оневербальных средствах выражения эмоций и полученных навыках в этой областидетям предлагается разыграть ту или иную ситуацию, используя различные моделиповедения. Заключительным этапом работы является оценка и проверка собственноготекущего опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях.
Работа психолога с детьми с задержкойпсихического развития по формированию уверенности в себе и снижению тревожностиведется в таких направлениях, как формирование у детей оптимистического складамышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность,умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а такжеукрепление уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам.Формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального складамироощущений способствует концентрация внимания детей на том приятном, добром,радостном, что их окружает.
Все занятия по оптимизацииэмоционального состояния лучше проводить с группой школьников, поскольку психологическиепроблемы детей ярко обнаруживают себя именно в групповых ситуациях. На занятияхиспользуется принцип «заряжения эмоциями», при этом зарождающаяся радость,распространяясь от ребенка к ребенку, многократно увеличивается.
Ребенок с задержкой психическогоразвития имеет ряд специфических черт в представлении об эмоциях, которыезатрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, и результаты этогонеэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие егоэмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяютсяследующие наиболее важные задачи: воспитание у детей с задержкой психическогоразвития интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекатьопыт из неудачного общения; обучение саморегуляции своего эмоционального состоянияи избеганию конфликтов, развитие представлений об эмоциях. [1; С.40]
В настоящее время однимиз приоритетных направлений в специальной психологии и педагогике являетсяиспользование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности,в частности в области социально-эмоционального развития детей младшегошкольного возраста с особыми образовательными потребностями настроений,переживаний, чувств.
Таким образом, ребенок с задержкой психическогоразвития имеет ряд специфических черт в представлении об эмоциях, которыезатрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, и результаты этогонеэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие егоэмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяютсяследующие наиболее важные задачи: воспитание у детей с задержкой психическогоразвития интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекатьопыт из неудачного общения; обучение саморегуляции своего эмоционального состоянияи избеганию конфликтов, развитие представлений об эмоциях.
1.3 Игровая терапия как средстворазвития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста сзадержкой психического развития
Игровая терапия – этометод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованиемигры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствуетсозданию близких отношений между участниками группы, помогает сниматьнапряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различныхситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игровую терапию можноописать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки ина различные вещества, такие как песок, краска или вода. Ребенок выбирает длясебя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затемиспользует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли ивзаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способисследования клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться набезопасном расстоянии от реальной действительности.
Игровая терапия – методкоррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которогоположен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Игра – это произвольная,внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решениивопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенкатем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств,исследования отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенкаорганизовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживаетчувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этомупротиворечат.
Специалисты, работающие спроблемными детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники ипедагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать своипереживания, потребности, мечты в игровом процессе. Первоначально игроваятерапия развивалась в рамках психоанализа (А.Фрейд, М.Кляйн,Г.Гуг-Гельмут).Термин «игровая терапия» был впервые предложен известнымпсихоаналитиком М.Кляйн в 1920-х годах. Она предложила, что в детской игровойдеятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребеноквыражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Такимобразом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций,применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитикунепосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслыдолжны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное Я) ребенкаукрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайда и, какследствие более полного понимания себя и своих отношений с другими. М. Кляйнтакже впервые предложила игротерапию в качестве инструмента психоанализа детеймладше 6 лет.
Основная цель примененияигровой терапии — помочьдетям с задержкой психического развития младшего школьного возраста выразитьсвои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а такжепроявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций,«отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачиигровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшегошкольного возраста
1) облегчение психологического страданияребенка;
2) укрепление собственного Я ребенка,развитие чувства самоценности;
3) развитие способности эмоциональнойсаморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым исверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок –другие дети»;
5) коррекция и предупреждение деформациив формировании Я – концепция;
6) коррекция и профилактикаповеденческих отклонений. [16; С.30]
Мы считаем, что игроваятерапия – большое по силе психологического воздействия средство работы сдетьми, имеющими ЗПР, мощный инструмент развития. Игра окружает детей повсюду.
Интерес психологов кигре, как к терапии существует давно. Игра может дать ключ для того чтобы войтив действительность новыми путями, может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, можетодарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Игра является одним изсильных развивающих и психотерапевтических средств для детей с ЗПР, так какигра является ведущим видом деятельности для них.
Понимание и переживаниечерез игру свойственно внутреннему миру любого человека, позволяют ребенкураспознать и обозначить собственные переживания и собственные психическиепроцессы, понять их смысл и важность каждого из них, распознавать и выражатьсвои эмоции и эмоциональные состояния.
Таким образом, основными задачами игровой терапии вработе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста:облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Яребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональнойсаморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизацияотношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция ипредупреждение деформации в формировании Я – концепция; коррекция ипрофилактика поведенческих отклонений.
Выводы по теоретической главеисследования
Значение эмоций и чувств в жизни идеятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности,помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувствачасто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненныхцелей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решатьбольшие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.
Велико значение эмоций и чувств вучебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя илиэмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников,а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичноесостояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.
Представления об эмоциях являютсякомплексным результатом познавательной деятельности и индивидуальногоэмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода кпониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детеймогут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот видпредставлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений. Кконцу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональныхпредставлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивныйкомпонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждойединицы знаний, приобретенную в процессе индивидуальное эмоционального опыта.
Ребенок с задержкой психическогоразвития имеет ряд специфических черт в представлении об эмоциях, которыезатрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, и результаты этогонеэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие егоэмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяютсяследующие наиболее важные задачи: воспитание у детей с задержкой психическогоразвития интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекатьопыт из неудачного общения; обучение саморегуляции своего эмоциональногосостояния и избеганию конфликтов, развитие представлений об эмоциях.
Основные задачи игровойтерапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьноговозраста: облегчение психологического страдания ребенка; укреплениесобственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способностиэмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизацияотношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция ипредупреждение деформации в формировании Я – концепция; коррекция ипрофилактика поведенческих отклонений.
эмоция дети задержкапсихическое развитие
Глава 2. Эмпирическое исследование попроблеме развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возрастас задержкой психического развития посредством игровой терапии
2.1 Выявление уровня развитияпредставлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкойпсихического развития
Сложной проблемойявляется диагностика задержки психического развития. Диагностика, на нашвзгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане.С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой психическогоразвития отсутствует выраженная неврологическая симптоматика, а с другой — имеющиеся неврологические симптомы и некоторые другие особенности таких детейнапоминают иногда картину, наблюдаемую при легкой дебильности. Остаточнаяневрологическая симптоматика не может служить основанием для дифференциальнойдиагностики, поскольку подобные симптомы, как и симптомы церебральной астении,могут наблюдаться и у нормально развивающихся детей, перенесших в раннемвозрасте какие-либо заболевания, затронувшие центральную нервную систему. Вэтом случае дифференциальная диагностика оказывается наиболее успешной, еслиопирается на результаты психологических методик, в частностинейропсихологических проб. Однако и они не гарантируют от ошибок придиагностике задержки развития в ситуации кратковременного обследования.
Изучив теоретическийаспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.
Оно проводилось на базе Детскогодома № 5.
В исследовании приняло 8 детей. Количество обусловлено спецификойнаполняемости групп с учетом дефектов детей.
С учетом особенностейдетей данной категории были определены методы исследования. Само исследованиепроводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:
— констатирующий;
— формирующий;
— контрольный.
Сроки проведенияконстатирующего этапа исследования— 01.12.2007 по 22.12.2007г.
Цель: разработать иапробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоцияхмладших школьников с ЗПР.
Для получения данных поисследованию мы опирались на следующие критерии:Критерии Показатели Баллы 1. Знание и правильное понимание эмоциональных состояний
— правильно и указывает эмоциональное состояние;
— неправильно и указывает эмоциональное состояние;
— не называет эмоциональное состояние.
2
1 2. Вербализация (умение объяснить причину возникновение эмоции)
— правильно объясняет причину возникновения эмоции;
— неправильно объясняет причину возникновения эмоции;
— не называет причину возникновения эмоции.
2
1 3. Выразительность и полнота воспроизведения эмоции
— полное (мимика и пантомимика), выразительное воспроизведение образа эмоции;
— неполное (мимика), выразительное воспроизведение образа эмоции;
— неполное (мимика), невыразительное воспроизведение образа эмоции;
— не воспроизводит образ эмоции.
4
3
2 4. Самостоятельность
— выполняет задание самостоятельно;
— выполняет задание при помощи наводящих вопросов;
— выполнить задание не может.
2
1
Для выявления уровняразвития представлений об эмоциях у младших школьников с ЗПР были использованыметодики:
1. «Методика изучения мимическоймоторики» Г. А. Волковой
Цель: определить особенности выраженияэмоциональных состоянии.
Организация: ребенку предлагается изобразитьэмоциональное состояние. «Я скажу какое эмоциональное состояние нужноизобразить, а ты изобразишь»
·Радость
·Грусть
·Удивление
·Гнев
·Испуг
·Страх
Результаты фиксируются в таблицу.
Обработка результатов: проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 30баллов.
0 – 10 баллов – низкий уровеньвыражения эмоциональных состояний;
11 – 20 баллов – средний уровеньвыражения эмоциональных состояний;
21 – 30 баллов – высокий уровеньвыражения эмоциональных состояний
В результате проведенияданной методики мы получили следующие данные:
8 человек имеют низкий уровеньвыражения эмоциональных состояний;
1 человек имеет средний уровеньвыражения эмоциональных состояний;
5 человек имеют высокий уровень выраженияэмоциональных состояний.
2. Модификация методики “Изучениепонимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке” (Никишина В.Б. Практическаяпсихология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие дляпсихологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальнаяпсихология).
Цель: изучение понимания эмоциональныхсостояний людей.
Стимульный материал: портретные картинки с изображениемдетей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основныхэмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.
Инструкция: ребенку последовательнопоказывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задаютвопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».
Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 40 баллов.
0 — 13 баллов – низкий уровеньпонимания эмоциональных состояний людей;
14 – 27 баллов – средний уровеньпонимания эмоциональных состояний людей;
28 – 40 баллов – высокий уровеньпонимания эмоциональных состояний людей.
В результате проведения даннойметодики мы получили следующие данные:
1 человек имеет низкий уровеньпонимания эмоциональных состояний людей;
7 человек имеет средний уровеньпонимания эмоциональных состояний людей;
Высокого уровня не обнаружено.
3. Модификация теста «Распознаваниеэмоций» (авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)
Цель: Проверка способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций.
Ребенку предлагается рассмотреть 5рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собойкакой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимопонять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных вмимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных Ситуацийсопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужногоизображения.
Ряд 1. Инструкция. Ребенку говорят: «Посмотри на этихгномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»
Ряд 2. Ребенка спрашивают: «С кем изгномиков подружится девочка? Почему?»
Ряд 3. Ребенка спрашивают: « Почемувыражение лица у Чебурашки?» -и потом: « Что он чувствует на первой картинке?На средней? В конце?
Ряд 4. Ребенка просят: « Покажи здесь самуюлюбознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можнопояснить: которой что – то интересно, что – то ее занимает, удивляет,привлекает)».
Ряд 5. Ребенка спрашивают: «Как ты думаешь,удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»- и потом: «Посмотривнимательно на ворону, которая улетела, что она чувствует? Как ты думаешьпочему?»
Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 20баллов.
0 – 6 баллов – низкий уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
7 – 12 баллов – средний уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
13 – 20 баллов – высокий уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.
В результате проведения даннойметодики мы получили следующие данные:
4 человека имеют средний уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
4 человека имеют высокий уровень способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций;
низкого уровня не обнаружено.
2.2 Организацияформирующего этапа эксперимента
На основе результатовконстатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Срокипроведения исследования: 03.03.2008 — 02.04.2008 года.
Цель: разработать и апробироватьигровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младшихшкольников с ЗПР.
Для второго этапаисследования была разработана и проведена серия занятий по игровой терапии наоснове материалов практического пособия “Формирование эмоционально – волевойрегуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий” Слободяник Н.П.
Занятия проводилисьфронтально после уроков.
На формирующем этапеисследования были проведены занятия по игровой терапии. Занятия по игровойтерапии, проводимые на формирующем этапе эксперимента:
2.3 Организацияконтрольного этапа
Контрольный этап экспериментапроходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.
Цель: практическиобосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПРпосредством игровой терапии.
На контрольном этапеэксперимента были проведены те же методики, что и на констатирующем этапеэксперимента.
1. «Методика изучения мимическоймоторики» Г. А. Волковой
Цель: определить особенности выраженияэмоциональных состояний
После подсчета числадетей по каждому уровню развития представлений об эмоциях были полученыследующие результаты:
…ученика имеют низкий уровеньвыражения эмоциональных состояний;
…ученика имеют средний уровеньвыражения эмоциональных состояний;
…ученика имеют высокий уровеньвыражения эмоциональных состояний.
Перевод в процентноесоотношение проводилось по следующей формуле
Получились следующиерезультаты:
…% — низкий уровень выраженияэмоциональных состояний;
…% — средний уровень выраженияэмоциональных состояний;
…% — высокий уровень выраженияэмоциональных состояний.
В результате проведенияданной методики мы получили, что преобладает… уровень.
2. Тест «Распознавание эмоций»(авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов.-СПб.: Речь, 2004. -304 с.)
Цель: Проверка способностей распознаванияразличных видов простых и сложных эмоций.
После подсчета числадетей по каждому уровню были получены следующие результаты:
… ученик имеет низкий уровеньразвития понимания эмоциональных состояний людей;
… ученика имеют среднийуровень развития понимания эмоциональных состояний людей;
… учеников имеют высокийуровень развития понимания эмоциональных состояний людей.
.
Перевод в процентноесоотношение проводилось по вышеуказанной формуле. Получились следующиерезультаты:
… % — низкий уровень развитияпонимания эмоциональных состояний людей;
… % — средний уровень развитияпонимания эмоциональных состояний людей;
… % — низкий уровень развитияпонимания эмоциональных состояний людей;
.
В результате проведенияданной методики мы получили, что преобладает… уровень.
3. Изучение понимания эмоциональныхсостояний людей, изображенных на картинке (Никишина В.Б. Практическаяпсихология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие дляпсихологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальнаяпсихология).
Цель: изучение способностей распознаванияразличных видов простых и сложных эмоций.
После подсчета числадетей по каждому уровню были получены следующие результаты:
… ученик имеет низкий уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
… ученика имеют средний уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
… учеников имеют высокий уровеньспособностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;
Перевод в процентноесоотношение проводилось по вышеуказанной формуле. Получились следующиерезультаты:
… % — низкий уровень способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций;
… % — средний уровень способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций;
… % — низкий уровень способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций;
В результате проведения даннойметодики мы получили, что преобладает… уровень.
Вывод по эмпирической главеисследования
Цель исследованиязаключалась в диагностике уровня развития представлений об эмоциях, разработкезанятий по игровой терапии для развития представлений об эмоциях и проверкиуровня эффективности игровой терапии. В результате проведения всех методик наконстатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждомуученику.
…учеников имеют низкийуровень развития представлений об эмоциях;
…ученик имеет среднийуровень развития представлений об эмоциях;
…ученика имеют уровеньразвития представлений об эмоциях ниже среднего.
Таким образом, быловыявлено, что преобладал больше всего …… уровень развития представлений обэмоциях.
При проведении игровойтерапии на формирующем этапе исследования мы убедились, что на занятиях дети нетолько расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательныенавыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а сдругой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать своидействия с действиями других детей.
После проведения всехметодик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:
…учеников имеют низкийуровень развития представлений об эмоциях;
…ученика имеют уровеньразвития представлений об эмоциях ниже среднего.
Таким образом, быловыявлено, что преобладал больше всего …. уровень развития представлений обэмоциях.
Но несмотря на стойкоепреобладание …… уровня развития представлений об эмоциях на двух этапахисследования, результаты улучшились.
Заключение
Дети с задержкой психическогоразвития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностямиэмоциональных состояний, представлениями об эмоциях, самооценкой, уровнемпритязаний, что отражается и на характере их социальных контактов.
В связи с этим развитиеэмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:гармонизацию аффективной сферы ребенка: профилактику и устранение встречающихсяаффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении;предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегосяхарактера; развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новымсоциальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); созданиеусловий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числестимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающихформирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Проанализировавпсихолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровойтерапии с детьми с ЗПР весьма эффективный способ развития представлений обэмоциях.
Все это привело нас кпроведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования,определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента(констатирующий, формирующий и контрольный).
Цель: разработать иапробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоцияхмладших школьников с ЗПР, проверке уровня эффективности игровой терапии.
В результате проведенногонами исследования мы пришли к тому, что после проведения занятий по игровойтерапии уровень развития представлений об эмоциях младшего школьника с ЗПРповысился.
Эффективностьпроведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.
Таким образом, гипотеза,которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-закратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.
Список литературы
1. Бабкина Н.В.Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе/ Н.В.Бабкина //Дефектология. – 2006. — №4. – С. 40-41.
2. Балин В.Д.Психическое отражение / В.Д. Балин; — СПб.: Питер, 2001. – 376 с.
3. Бородулина С.Ю.Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений вразвитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина; — Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004. – 352 с. (162-183)
4. Бреслав Г.М. Психологияэмоций / Г.М. Бреслав; — М., 2004. – 544 с.
5. Былкина Н.Д.,Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ Н.Д. Былкина,Д.В. Люсин//Вопросы психологии.-2000.-№5.-С.38-48.
6. Введение впсиходиагностику. / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред.К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой; — М., 1997. – 102 с.
7. Венгер А.Л.,Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер,Г.А. Цукерман; М., 2001. – 160 с.
8. Вилюнас В.Психология эмоций / В. Вилюнас; — СПб. Питер, 2004. – 496 с.
9. Волков Б.С. Психологиямладшего школьника / Б.С. Волков; — М., 2005. – 208 с.
10. Деревянкина Н.А.Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике/ Н.А.Деревянкина//Дошкольное образование.-2004.-№14.-С. 5.
11. Дети сограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении ивоспитании./Сост Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова; — М., 2001. – 448 с. (158-159)
12. Детскаяпрактическая психология./Под ред. Т.Д. Марцинковской; — М., 2004.
13. Дубровина И.В.Психология / И.В. Дубровина; — М., 2002. – 464 с. (210-211)
14. Изотова Е.И.,Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова;М., 2004. – 288 с. (102-116)
15. Капрар Дж.,Сервон Д. Психология личности / Дж. Капрар, Д. Сервон; — СПб.: Питер, 2003. –640
16. Киселева М.В.Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; — СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
17. Краткийпсихологический словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского,редактор-составитель Л.А. Карпенко; – Ростов-на-Дону «Феникс», 1988.
18. Краткий психологическийсловарь./Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.Редактор-составитель Л.А. Карпенко — Ростов-на-Дону «Феникс» 1998. (273,459)
19. Крутецкий В.А.Психология / В.А. Крутецкий; — М., 1986. – 336 с. (162-173)
20. Крюкова С.В.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развитиядетей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник; — М., 2002. – 198 с.
21. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева; — Екатеринбург: У-Фактория,2004. – 192 с.
22. Кулагина И.Ю.Личность школьника: от ЗПР до одаренности / И.Ю. Кулагина; — М., 1999. – 188 с.
23. Лаврентьева Т.Смех и слезы: на приеме у психолога/ Т. Лаврентьева//Дошкольноевоспитание.-1994.-№1.-С.50-51.
24. Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лендрет; — М., 1994. – 365 с.
25. Маклаков А.Г.Общая психология / А.Г. Маклаков; — СПб.: Питер, 2000.
26. Мамайчук И.И.Помощь психолога ребенку с ЗПР / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина; СПб.: Речь, 2004.– 345 с.
27. Мамайчук И.И.Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук; — СПб. Речь, 2006. – 400с.
28. Минаева В.Знакомим детей с эмоциональным миром человека/В. Минаева//Дошкольноевоспитание.-2003.№2.-С. 13-20.
29. Никишина В.БПрактическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития /В.Б. Никишина; — М., 2003. – 128 с. (52-53)
30. Основыспециальной психологии./Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.;Под ред. Л.В. Кузнецовой; — М., 2002. – 480 с.
31. Осокина М.Игротерапия – Вы знакомы?/М. Осокина //Игра и дети. – 2004. – С. 21-22.
32. Павлий Т.Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР/ Т.Павлий //Дефектология. – 2000. — №4. – С. 36-42.
33. Психологическиеособенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психическогоразвития/Редкол. У.В. Ульенкова
34. Психологическийпрактикум: Ощущение. Восприятие. Представление: Учебно-методическоепособие./Сост. А.В. Генералова, О.Ю. Гроголева – Омск,2004.
35. Психологиямотивации эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. [Текст]: учеб.Пособие для студ.-М.: ЧеРо, 2006.
36. Психологияразвития./Под ред. Т.Д. Марцинковской; — М., 2005.
37. Психологияэмоций: учеб.пособие/Авт-сост. Витис Вилюнас: Питер,2004 (хрестоматия попсихологии)
38. Скребцова М.,Лопатина А. 600 творческих игр для больших и маленьких / М. Скребцова, А.Лопатина; — М., 2004.
39. Слободяник Н.П.Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60конспектов занятий / Н.П. Слободяник; — М., 2004. – 176 с.
40. Сорокин В.М.Практикум по специальной психологии./В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; Под научнойредакцией Л.М. Шипициной; — СПб.: Речь, 2003. – 119 с.
41. Специальнаяпедагогика./Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.: Под ред.Н.М.Назаровой; — М., 2005. – 400 с. (205)
42. Специальнаяпсихология./ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского; — М., 2002. – 480 с.
43. Степанова О.А.Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями./О.А. Степанова, М.Э.Вайнер, Н.Я. Чутко; Под общей ред. Кумариной С.; — М., 2003. – 270 с.
44. Степина Н.М.,Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я.Зедгенидзе; — М., 2004.
45. Стожарова М.Ю.Школа эмоций/ М.Ю. Стожарова//Ребенок в детском саду.-2006.-№2.С. 58-61.
46. Чередникова Т.В.Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова; — СПб.: Речь, 2004. – 304 с. (228-231, 222-223)
47. Шамарина Е.В.Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классекоррекционно-развивающего обучения / Е.В. Шамарина; — М., 2003. – 80 с. (с 36)
48. Шамарина Е.В.Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшихшкольников с ЗПР/ Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина //Коррекционная педагогика. –2005. — №4. – С. 26-33.
49. Шаповаленко И.В.Возрастная психология / Шаповаленко И.В; — М., 2004. – 349 с.
50. Широкова Г.А.,Жадько Е.Г. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько; — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 320 с. (114-127)
51. Эмоции ичувства/Е.П. Ильин; СПб.: Питер,2002.-752с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»),(стр. 48-55)
52. Якупова М.Настроение «В варежках»/ М. Якупова//Обруч.-2002.-№3.С.23-26.
Приложение
«Методика изучения мимическоймоторики» Г. А. Волковой
Цель: определить особенности выраженияэмоциональных состояний.
Организация: ребенку предлагается изобразитьэмоциональное состояние. «Я скажу какое эмоциональное состояние нужноизобразить, а ты изобразишь»
·Радость
·Грусть
·Удивление
·Гнев
·Испуг
·Страх
2. Модификация методики “Изучениепонимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке” (Никишина В.Б. Практическаяпсихология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие дляпсихологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальнаяпсихология).
Цель: изучение понимания эмоциональныхсостояний людей.
Стимульный материал: портретные картинки с изображениемдетей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основныхэмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.
Инструкция: ребенку последовательно показываютпортретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Какчувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».
Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 40баллов.
/>
/>
/>
3. Модификация теста «Распознаваниеэмоций» (авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)
Цель: Проверка способностейраспознавания различных видов простых и сложных эмоций.
Ребенку предлагается рассмотреть 5рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собойкакой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимопонять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных вмимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных Ситуацийсопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужногоизображения.
Ряд 1. Инструкция. Ребенку говорят: «Посмотри на этих гномикови догадайся, кто из них испугался мишку?»
Ряд 2. Ребенка спрашивают: «С кем изгномиков подружится девочка? Почему?»
Ряд 3. Ребенка спрашивают: « Почемувыражение лица у Чебурашки?» -и потом: « Что он чувствует на первой картинке?На средней? В конце?
Ряд 4. Ребенка просят: « Покажи здесь самуюлюбознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можнопояснить: которой что – то интересно, что – то ее занимает, удивляет,привлекает)».
Ряд 5. Ребенка спрашивают: «Как ты думаешь,удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»- и потом:«Посмотри внимательно на ворону, которая улетела, что она чувствует? Как тыдумаешь почему?»
Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 20баллов.
/>
Методика № 1
Изучения мимическоймоторики
/>Имя Эмоция Выразительность и полнота воспроизведения образа эмоции Самостоятельность Общее количество баллов Полное (мимика и пантомимика) выразительное воспроизведение образа эмоции (3)
Неполное (мимика) выразительное воспроизведение образа эмоции
(2)
Неполное (мимика) невыразительное воспроизведение образа эмоции
(1)
Не воспроизводит образ эмоции
(0)
Выполняет задание самостоятельно
(2)
Выполняет задание при помощи наводящих вопросов
(1)
Выполнить задание не может
(0) Илья Б.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
1
1
1
1
1
1 6 Юра Г.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
3
3 2
2
2
2 14 Олег И.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх 3
2
2
2
2
2
2
2
2
2 21 Артур К.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2 22 Дима К.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх 3 1 2 1 7 Влад Р.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2 22 Леша Ц.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
3
3
3
3
3 2
2
2
2
2
2
2 29 Максим Д.
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
3
3
3 2
1
1
2
2
2
2
2 1 24
8 человек имеют низкийуровень выражения мимической моторики;
1 человек имеет среднийуровень выражения мимической моторики;
5 человек имеет высокийуровень выражения мимической моторики.
Методика № 2
Изучение пониманияэмоциональных состояний людей, изображенных на картинкеИмя № картинки Знание правильное понимание эмоциональных состояний Вербализация (умение объяснить причину возникновения эмоции) Общее количество баллов
Правильно понимает и указывает эмоциональное состояние
(2) Неправильно понимает и указывает эмоциональное состояние (1)
Не называет эмоциональное состояние
(0)
Правильно объясняет причину возникновения эмоции
(2)
Неправильно объясняет причину возникновения эмоции
(1)
Не называет причину возникновения эмоции
(0) Как чувствуют себя люди изображенные на картинке? Как ты догадался об этом Илья Б.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1
21 Юра Г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23 Олег И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2
2
2
2
2 16 Артур К.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2 14 Дима К.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 24 Влад Р.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2
2
2 12 Леша Ц.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2
1
1 14 Максим Д.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
2
2
2 1
2
2
2 15
1 человек имеют низкийуровень понимания эмоциональных состояний людей;
7 человек имеют среднийуровень понимания эмоциональных состояний людей;
высокого уровня необнаружено.
Методика № 3
Тест “Распознавание эмоций”Имя № картинки Знание правильное понимание эмоциональных состояний Вербализация (умение объяснить причину возникновения эмоции) Общее количество баллов
Правильно понимает и указывает эмоциональное состояние
(2) Неправильно понимает и указывает эмоциональное состояние (1)
Не называет эмоциональное состояние
(0)
Правильно объясняет причину возникновения эмоции
(2)
Неправильно объясняет причину возникновения эмоции
(1)
Не называет причину возникновения эмоции
(0) Илья Б.
1
2
3
4
5
2
2
2 1
2
2 11 Юра Г.
1
2
3
4
5
2
2
2 1
2
2 1 12 Олег И.
1
2
3
4
5
2
2
2
2 1
2
2
2 1 16 Артур К.
1
2
3
4
5
2
2
2
1
1
2
2
1
1 14 Дима К.
1
2
3
4
5
2
2
2
2 1
2
2
2 1 16 Влад Р.
1
2
3
4
5
2
2
2
2 1
2
2
2 1 16 Леша Ц.
1
2
3
4
5
2
2
2
1
1
1
1
1 11 Максим Д.
1
2
3
4
5
2
2
2 1
1
1
1 10
Низкого уровня необнаружено;
4 человека имеют среднийуровень способности распознавать различные виды простых и сложных эмоций;
4 человека имеют высокийуровень способности распознавать различные виды простых и сложных эмоций.
Данные по 3 методикам наконстатирующем этапе Имя Методика № 1 Методика № 2 Методика № 3 Общее количество баллов Уровень развития Илья Б. 6 21 11 38 средний Юра Г. 14 23 12 49 средний Олег И. 21 16 16 53 средний Артур К. 22 14 14 50 средний Дима К. 7 24 16 47 средний Влад Р. 22 12 16 50 средний Леша Ц. 29 14 11 54 средний Максим Д. 24 15 10 49 средний
0 – 29 баллов — низкийуровень развития представлений об эмоциях;
30 – 59 баллов — среднийуровень развития представлений об эмоциях;
60 – 90 балов – высокийуровень развития представлений об эмоциях.