Реферат по предмету "Психология"


Развитие трудовой деятельности дошкольников

Контрольнаяработа
 
ТЕМА:«Развитие трудовой деятельности дошкольников»
 

План – содержание:
 
Введение                                                                               3
1. Особенности труда дошкольников                                          4- 5
2. Разновидность труда                                                                6
3. Организация труда                                                         
3.1. Условия организации труда                                         6- 7
3.2. Формы организации труда                                                   7- 8
Заключение                                                                                    9
Библиографический список                                                 10

Введение
 
Программные задачи трудового воспитания детейдошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Первая группавключаетзадачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремленияоказывать им посильную помощь, заинтересо­ванность в результатахтруда.
При этом у детей формируются представления онеобходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.
Вторую группусоставляютзадачи, направленные на формирование тру­довых навыков и ихдальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержаниятрудовой деятельности, а также овладение умениями работать ак­куратно,ловко, в достаточно быстром темпе.
Третья группазадачнаправлена на воспитание у детей некоторых лично­стных качеств: привычки ктрудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде.
Четвертую группусоставляютзадачи воспитания навыков организации своей и общей работы — умение готовитьзаранее все необходимое, убирать на место инструменты.
К пятой группеотносятзадачи формирования положительных взаимоот­ношений между детьми впроцессе труда — умение работать согласованно.
Следует иметь в виду, что все намеченныезадачи осуществляются не изо­лированно друг от друга, а в теснойвзаимосвязи. Комплекс этих задач в педа­гогическом процессеосуществляются одновременно.

1. Особенности труда дошкольников
Главная задача трудового воспитаниядошкольников — формирование правильного отно­шения к труду. Онаможет быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнениис игрой, занятиями, на основе учетавозрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учитьих ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат,соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставитсяпедагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычносталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, вотдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- тосамостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом,должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому,формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной дляних работы.
В труде маленьких детей должны иметь место иболее отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения ктруду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимововлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать,их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельностив развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы,обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокогорезультата работы.
В трудовой деятельности ребенка большоезначение имеет его собственная творческая активность: обдумываниепредстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов,инструментов, преодоление известных трудности при достижениинамеченного результата.
Предварительное планирование работы чащевсего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду,что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовойпроцесс.
Элементарное планирование могут выполнять идети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется втрудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так какздесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего онеще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность,надо дать ему пример. Важно упражнятьребенка в предварительном обдумывании своейдеятельности. Детям предлагают вопросы:  «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментомсначала будешь работать? Сколькоматериала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условиянеобходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказываетподведение результатов по окончании работы. «Посмотрите,дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро всесделали», — говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результаттруда, сравнивать свои достижения с достижениями других развиваетсяу детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Воспитываяу детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результатавысокого качества следует постепенно, сообразносилам и формирующимся у них навыкам.

2. Разновидность труда
Формирование у детей навыков, необходимых вжизни, связано с деятель­ностью, в значительной мере направленной наудовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживаниеявляется основным видом труда маленького ре­бенка. Правильноевоспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели неинтересуются результатами их работы.
Труд по самообслуживанию требует несложной,но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такуюорганизационную форму, как повсе­дневное продолжительное систематическоеучастие детей в выполнении своихобязанностей, связанных судовлетворением личных потребностей.
Хозяйственно — бытовой труд создаетбольшие возможности для воспи­тания у детей элементарных навыковкультуры труда: рациональной организа­ции индивидуальной иколлективной работы, предварительного ее планирова­ния и т.д.

3. Организация труда
 
3.1. Условия организации труда
Планомерное и последовательное формированиенеобходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможнопри условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагоготдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в трудепривлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать вкалендарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитыватьочередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудитьсявозникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влеченк работе.
Планомерное и последовательное формированиенеобходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможнопри условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагоготдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в трудепривлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать вкалендарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитыватьочередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудитьсявозникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влеченк работе.
3.2. Формы организации труда
 
Трудовыепоручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особоевоспитательное значение они имеют в работе с детьми младшеговозраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематическойдеятельностью.
Поручения многообразны по трудности (простые,сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные );времени исполнения (кратко­временные, эпизодические, длительные).
Поручения особенно важны в период от 3 до 5лет.
Учитывая некоторые особенности поручений ихможно сгруппировать:
1 группа— поручения,связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны вре­
менной необходимостью.
2 группа — поручения, которые содержат несколькоспособов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, политькомнатные растения и т.д.
3 группа — поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу:   посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу ит.д.
Трудовоевоспитание в семье
В семье имеются благоприятные условия дляформирования у детей тру­долюбия. Это, прежде всего наглядность,доступность разнообразного домаш­него труда, возможность дляребенка систематически участвовать в этом труде,
Участие в хозяйственно-бытовом трудепозволяет ребенку реально ощу­тить свою причастность к заботам семьи,почувствовать себя членом семейного коллектива. Этоспособствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости,заботливости, бережливости.
В семье ребенок слышит рассказы родителей освоем труде. Это расширя­ет представления ребенка о труде взрослых, формируетинтерес и уважение к нему.

Заключение
 
Педагогическиеи психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, чтосущественные изменения в нравственном и умственномразвитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получаютзна­ния в определенной последовательности, когда в доступной форме перед нимираскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действи­тельности.
Знакомстводошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расши­рениясодержания детских игр, в которых отражаются представления о разно­образном труде взрослых. Повышаетсянравственно-интеллектуальный уровень этихигр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрос­лыми;они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям(уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования,проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием дляперехода к более высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание удошкольников способности систематически выпол­нять посильные обязанности внезависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когдаребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьманесложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению болеесложных обязанностей, которые воз­ложит на него школа.

Библиографическийсписок:
 
            1. Буре Р.С.,Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста  в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983
2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания.- Минск, 1988
3. Каплан Л. И. Посеешьпривычку — пожнешь характер.- М.,
1980
4. Нечаева В.Г.  Воспитаниедошкольника в труде.- М., 1990
5. Педагогическаяпсихология / Под ред.Клюевой Н.В. — М., 2003
6. Труди наблюдения в природе.- М.,1987
7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.