Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Томскийгосударственный педагогический университет»
ОТЧЕТ
ПОКОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
(методическаяпапка студента-практиканта)
Студента______________________________________________
Специальность_________________________________________
Факультет ____________________________________________
курс _____________________ группа_____________________
Практика проводилась в_____________________________________
_______________ района г.________________________________
с « ______» ___________ по «______»_______________ 200____ г.
Томск 2009
Задание №1. Паспорт учреждения
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172»г.Зеленогорск (МОУ СОШ №172).
Дата создания: 1970 год.
Адрес: 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск,ул.Строителей, д.19, тел.8 (39169)3-33-89. Расположена в жилом секторе на южной окраине города.
Осуществляет своюдеятельность на основании: Закона РФ «Об образовании»; Устава (постановление администрации ЗАТОг.Зеленогорска №544-п 30.11.07); Лицензии на осуществление образовательнойдеятельности серия А №290771, Р№ 1738-л от 18.04.08; Свидетельства огосударственной аккредитации АА 079957 30.10.01.; Нормативно-методическихдокументов МО РФ, ГУО администрации края, ГУО администрации г.Зеленогорска.
В МОУ «СОШ № 172»реализуются образовательные программы:
— начального общегообразования (4года);
— основного общегообразования (5 лет);
— среднего (полного)общего образования (2 года).
Всего в школе 527обучающихся, 22 класса-комплекта.
Средняя наполняемостьклассов составляет 24 обучающегося. Контингент обучающихся стабилен. Движениепроисходит по объективным причинам.
Изменения вкомплектовании на 2008-2009 учебный год в сравнении с 2007-2008 учебным годом: поконтингенту обучающихся – увеличение на 26 учеников; по количествуклассов-комплектов — увеличение на 1 класс.
1 – х классов – 80 чел.(1А – 27 чел., 1Б – 26 чел., 1В – 27 чел.)
2 – х классов – 52 чел.(2А – 26 чел., 2Б – 26 чел.)
3 – х классов – 47 чел.(3А – 23 чел., 3Б – 24 чел.)
4 – х классов – 71 чел.(4А – 28 чел., 4Б – 24 чел., 4В – 19 чел.)
5 – х классов – 49 чел.(5А – 26 чел., 5Б – 23 чел.)
6 – х классов – 52 чел.(6А – 26 чел., 6Б – 26 чел.)
7 – х классов – 49 чел.(7А – 24 чел., 7Б – 25 чел.)
8 – х классов – 46 чел.(8А – 23 чел., 8Б – 23 чел.)
9 – х классов – 43 чел.(9А – 28 чел., 9Б – 15 чел.)
10 – х классов – 22 чел.(10А – 22 чел.)
11 – х классов – 16 чел.(11А – 16 чел.)
Режим и условия обученияв школе организованы в соответствии с требованиями СанПиН. Учебные занятияпроходят в одну смену при шестидневной учебной неделе.
В МОУ «СОШ №172»установлен следующий режим работы:
начало работы — 07.30
утренняя гимнастика 8.00-8.10
начало занятий – 08.10;
завершение занятий — 14.15;
Продолжительность урокасоставляет 40 мин.
Расписание дляучащихся 1-х классов:
1-й урок – 08.10 – 08.40– перемена 10минут;
2-й урок – 08.50 – 09.20– перемена 15 минут;
3-й урок – 09.35 – 10.05– перемена 15 минут;
4-й урок – 10.20 – 10.50
Расписание дляучащихся 2-х – 11-х классов:
1-й урок – 08.10 – 08.50– перемена 10 минут;
2-й урок – 09.00 – 09.40– перемена 20 минут;
3-й урок – 10.00 – 10.40– перемена 20 минут;
4-й урок – 11.00 – 11.40– перемена 10 минут;
5-й урок – 11.50 – 12.30– перемена 15 минут;
6-й урок – 12.45 – 13.25– перемена 10 минут;
7-й урок – 13.25 – 14.15
Работа групп продленногодня, спортивных секций, кружков, курсов осуществляется по утвержденномурасписанию до 21.00.
Школа реализует:
— общеобразовательныепрограммы начального, основного и среднего (полного) общего образования;
— программыуниверсального профиля обучения на ступени среднего полного общего образования;
— дополнительныеобразовательные программы по направленностям: содержание и воспитаниеобучающихся в группах продленного дня; художественно-эстетическая; спортивно-туристическая.
Цель учебнойдеятельности: создание условий для усвоения обучающимися обязательногоминимума содержания общеобразовательных программ, основного общего и среднего(полного) общего образования через индивидуально-дифференцированное обучение.
Задачи:
Продолжить работу попреемственности начальная школа — средняя школа.
Продолжить работу надпрограммой работы с одарёнными детьми.
Обеспечить единствоурочной и внеурочной деятельности учителя через предметы по выбору,факультативы, индивидуальные занятия и дополнительного образования.
Организация контроля заработой со слабоуспевающими учащимися.
Вцелях ранней диагностики и адаптации обучающихся работает «Школа дошкольника».Это позволяет педагогам заранее изучить психологические особенности детей иуровень их интеллектуального развития. Одним из главных принципов обучения вшколе является принцип преемственности (детский сад — школа I ступени — школаII ступени — школа III ступени).
Технологияорганизации учебного процесса:
Здоровьесберегающие технологии.
Тестовые технологии.
Компьютерные технологии впреподавании биологии, географии, физики.
Компьютерные технологии вуправленской деятельности.
Компьютерные технологии впсихологическом мониторинге.
Модульная технология.
Интегральная технология.
Элементы технологии КСО.
Уровеньобразовательных программ в ОУ. Для преподавания предметов в МОУ «СОШ№172» используетсятиповые государственные программы для общеобразовательных школ утверждённыеМинистерством образования России, которые обеспечиваются базовым компонентом.
Особенностиучебного плана: Учебныйплан школы в 5-11-х классах соответствует базисному плану. Учебный план состоитиз часов базового и школьного компонента. В сумме она не превышаетмаксимального объёма обязательной учебной нагрузки.
Системавариативного обучения школы №172:
2-яступень:
Традиционное обучение.
Раннее изучениеинформатики.
МХК
Коррекционно-развивающееобучение.
3-яступень:
Предметы по выбору(алгебра, русский язык — 10 кл, в 11кл биология).
Индивидуальныеконсультации.
Факультативы
Кадровоеобеспечение УВП:
МОУ «СОШ №172»укомплектовано в 2008-2009 учебном году педагогическими кадрами по всемпредметным дисциплинам.
Директор: Аладко ОлегАлександрович.
Заместитель директора поУВР: Сиряпова Альбина Геннадьевна.
Заместитель директора поВР: Журомская Галина Александровна.
Социальный педагог:Фоминцева Ирина Владимировна.
Инструктор по ИКТ:Кособуко Виктор Васильевич.
Состав и квалификацияпедагогических кадров:Всего работников Состав по уровню образования Имеет квалификационную категорию (кол-во, %) Высшее Н/высшее Среднее спец. Высшую 1 2 42 40 4 5/12 27/64,2 10/23,8
Распределение по возрасту:ВОЗРАСТ 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 Кол-во мужчин, женщин 3 2 1 1 2 4 6 7 6 3 6 1
Распределение педагоговпо стажу:СТАЖ От 2 до 5 От 5 до 10 От 10 до 20 Свыше 20 лет свыш30 Кол-во 1 2 15 24
Курсы повышенияквалификации:Курсы повышения квалификации 2005-2006 уч.год 2006-2007 уч.год 2007-2008 уч.год При РЦ 3 (2 дистанционно) 4 7 При ИПК РО 9+3 (Семинар) 14 5 При ЦО - МОУ «СОШ№172» 22 - 30 18 12
Материально-техническоеоснащение школы. Вшколе оснащены 39 учебных кабинетов, классных комнат и лабораторий. Их общаяплощадь составляет 1727 кв.м. Существующая материально-техническая база школысоответствует современным требованиям. В наличии один кабинет информатики. Вшколе 29 современных компьютеров, которые объединены в локальную сеть и имеютподключение к сети Интернет по выделенной линии. В кабинете география в 2008году установлена интерактивная доска. Сформированы два передвижных проекционныхрабочих места на основе мультимедийных проекторов и ноутбуков. Для организациии проведения лабораторных работ кабинеты химии, биологии и физикиукомплектованы учебным оборудованием и химическими реактивами. Учебныепомещения укомплектованы учебной мебелью, позволяющей регулировать её высоту,учитывая рост обучающихся. В школе кабинетная система обучения. Уровеньматериально-технического обеспечения соответствует современным требованиям.
Произошло обновлениебиблиотечного фонда: в 2008-2009 уч.г. число книг, брошюр и журналов – 44284; втом числе школьные учебники – 10673.
Школа имеет всевозможности для проведения физкультурных, спортивно-массовых мероприятий,занятий спортивных секций не только для обучающихся, но и их родителей, жителеймикрорайона. Для более полной реализации образовательных потребностей жителеймикрорайона и для создания условий по реализации идей, содержащихся в Программеразвития школы, дополнительно оборудованы и оснащены: кабинет психолога,логопеда, социального педагога, основ театрального искусства, малый спортивныйзал, лыжная база.
Для проведения спортивныхигр и занятий в школе имеются большой (276м2) и малый (123 м2)спортивные залы, оснащенные необходимым минимальным инвентарем и оборудованием.Ежегодно силами работников школы осуществляется текущий ремонт спортивных залови спортивных раздевалок. На территории школы расположена лыжная база на 40 парлыж. На этой базе проводятся не только уроки, но и работает лыжная секция (тренерХалипский Н.Ф.), проводятся различные спортивные мероприятия в каникулы ивыходные дни. В 2007 году по федеральной программе была выполнена «Реконструкцияспортивного двора школы». В результате на территории школы были обустроены:
комплексная площадка(волейбол, баскетбол) с искусственным покрытием;
футбольное поле сдренажем, новыми футбольными воротами;
беговые дорожки вокругстадиона;
гимнастическая площадка;
выполнен ямочный ремонтасфальтового покрытия вокруг школы.
В 2009 году планируется обустроитьпрыжковую яму, установить перекладины для подтягивания на спортивной площадке.
Учебные мастерскиетехнического и обслуживающего труда укомплекто-ваны необходимым оборудованиемдля осуществления образовательного процесса в соответствии с программой образовательнойобласти «Технология».
Материально-техническаяоснащённость УВП: УМК 100%; Наглядные пособия (100%); Технические средства обучения;Программное обеспечение; Натурный фонд.
Специфика деятельностипсихолога МОУ СОШ №172 г.Зеленогорска.
Школьный психолог: ДеркачЕлена Владимировна — психолог высшей категории.
Функциональныеобязанности. Оказываетпомощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическомуколлективу и группе управления в решении конкретных проблем. Ведёт документациюпо установленной форме и использует её по назначению. Ведет работу по следующимнаправлениям: психологическая диагностика; коррекционная работа;консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие впедсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников;психологическая профилактика.
Должностныеобязанности психологапредставлены в приложении 1.
Главной цельюдеятельности психологической службы школы является психологическое здоровьедетей школьного возраста. Работа школьного психолога строится по направлениям:
— методологическая(районные объединения и городская ассоциация педагогов-психологов);
— работа с педагогическимколлективом (педагоги и администрация);
— работа с родителями;
— работа с учащимися.
Основные задачи:
1) реализация в работе сдетьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитиеиндивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей,чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
3) созданиеблагоприятного для развития ребенка психологического климата, которыйопределяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослымии сверстниками;
4) оказание своевременнойпсихологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.
Основным средствомдостижения главной цели психологической службы школы являются создание исоблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое иличностное развитие каждого ребенка.
План работы на месяц,четверть, квартал, год (в зависимости от просьбы администрации и своихсобственных потребностей) психолог составляет самостоятельно, но обязательноучитывает при этом пожелания руководителей учреждения, учителей.
Направления работыпсихолога в МОУ СОШ №172
I. Школьнаяпсиходиагностика и исследовательская деятельность.
Проведениепсихологической диагностики и исследовательской деятельности различного профиляи предназначения, которые направлены на определение индивидуальныхособенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоенииобразовательной программы, а также адресное выявление причин и механизмовнарушений в развитии, социальной адаптации, исследование мотивационной сферывоспитанников.
Психодиагностиканеобходима для:
составлениясоциально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса);
определения путей и формоказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющимпроблемы с психическим самочувствием;
выбора средств и формпсихологического сопровождения школьников в соответствии с присущими имособенностями обучения и общения.
Составляетпсихолого-педагогическое заключение по материалам исследовательских работ сцелью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (или лиц ихзаменяющих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
II. Психокоррекционнаяи развивающая работа со школьниками.
Развивающая работаориентирована на создание социально- психологических условий для целостногопсихологического развития школьников, прежде всего на познавательную,эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознаниедетей преимущественно средствами преподавания психологических знаний.Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развитияконкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, т.е. нашкольника с различными психологическими проблемами и направлена на их решение.
III. Консультированиеи просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Консультирование ипросвещение школьников. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условийдля активного усвоения и использования школьниками социально-психологическихзнаний в процессе обучения, общения и личностного развития. В рамкахиндивидуальной работы в области консультирования решаются следующие задачи:
оказание помощи учащимся,испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическимсамочувствием;
обучение учащихся навыкамсамопознания, использование своих психологических особенностей и возможностейдля успешного обучения и развития;
оказание психологическойпомощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса,конфликта, сильного эмоционального переживания.
Консультирование ипросвещение педагогов.Вконсультировании педагогов выделяется три направления:
консультирование классныхруководителей и воспитателей по вопросам разработки и реализации психологическиадекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
психолого-педагогическийконсилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единойпсихолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе егообучения;
социально-посредническаяработа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных имежгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель,учитель-ученик, учитель-родитель.
Психологическоепросвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которыхпедагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание,позволяющее:
организовать эффективныйпроцесс обучения школьников с содержательной и методической точек зрения;
построить взаимоотношениясо школьниками и коллегами;
осознать и осмыслить себяв профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Консультирование ипросвещение родителей.Основная цельэтого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечениясемьи к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения, т.е. созданиеситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей кпроблемам школьного обучения и развития ребёнка (расписание консультаций в табл.1).
Таблица 1 – РасписаниеконсультацийДень недели Время Выполняемая работа Понедельник
9.00-15.00
15.00-17.00
Индивидуальные (групповые) консультации с учащимися.
Индивидуальные (групповые) консультации с учителями (работники школы, администрация школы, учителя – предметники, классные руководители). Вторник
9.00-15.00
15.00-17.00
Индивидуальные консультации с учащимися и родителями.
Индивидуальные консультации с родителями. Среда 9.00-16.00 Индивидуальные (групповые) консультации с учащимися Четверг
9.00-15.00
15.00-17.00
Индивидуальные (групповые) консультации с учащимися
Индивидуальные консультации с родителями Пятница 9.00-13.00 Индивидуальные (групповые) консультации с учащимися и родителями.
IV. Методическая деятельность.
Участие в планировании иразработке развивающих и коррекционных составляющих дополнительныхобразовательных программ с учётом индивидуальных и половозрастных особенностейличности воспитанников. Участие в методическом объединении психологов.
V. Социально-диспетчерскаядеятельность.
Эта деятельностьнаправлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией)социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональныхобязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога – практика.
Задание№2. Психодиагностическая работа
Психодиагностическаяработа проведена в 5А классе школы №172 (список класса в приложении 2).
В психодиагностическом исследованииприняли участие — 15 учеников.
1. Методика «Отношениек предметам» (поИ.В.Дубровиной)
Цель: изучение уровня удовлетворенностиизучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция. Испытуемым предлагается список изшкольных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе(десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
красный – предмет нравится (к)
черный – не нравится (ч)
зеленый – иногда нравится, иногда ненравится (з)
В течение двадцати секундпредлагается проставить буквы напротив школьных предметов.
Обработка результатов. Проводится подсчет букв К (красный)и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами.Например, такой результат: красный – 9, черный – 1, (9-1). Считается толькоколичество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующиерезультаты (рис.1):
Высокий уровень: 8-10баллов
Средний уровень: 4-7баллов
Низкий уровень: от 3 иниже
/>
Рисунок 1 — Процентноесоотношение показателей учащихся 5А класса по познавательной активности
Результатыдиагностики. Длядетей 5 класса характерен высокий уровень сформированности познавательнойактивности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№2) низкий уровеньпознавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие учебные предметы.У 33% учеников данного класса познавательная активность (желание получатьзнания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этимученикам нравятся от 5 до 7 учебных предметов.
2. Методика «Шкалауспешности»
Цель: определить уровень самооценкиучащихся в учебной деятельности.
Инструкция. Методика проводится на том же самомлисте со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов.
Преподаватель предлагает определить,насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметомпоставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными.
Ниже приводится шкалаответов (рис.2):
1. – очень успешен
3. – достаточно успешен
5. – не успешен совсем
После предлагается ещеварианты 2 и 4, промежуточные варианты, если ребенок не можетсказать точно.
Обработка результатов.Подсчитываетсятолько ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9-1),а сумма пятерок вторыми (9-1).
Сравнивается первое числоиз методики «Отношение к предметам» и из методики «Шкала успешности». Если обачисла равны или близки друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценкауспешности адекватная.
Если показатель изметодики «Отношение к предметам» меньше показателя методики «Шкала успешности»на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная.
Если же показательметодики «Отношение к предметам» больше чем показатель методики «Шкалауспешности», то самооценка испытуемого заниженная.
Может быть вариант, чтооба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.
/>
Рисунок 2 — Самооценкауспешности учебной деятельности
Результат по даннойметодике. Адекватнаясамооценка учебной деятельности также сформирована у 60% учащихся класса. Этоговорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи.Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильныевыводы с целью изменения ситуации.
Для 33 % детей характерназаниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах,иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебнойдеятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок.
У одного ученика выявленаустойчивая низкая самооценка. Это составило 7% от общего количества учеников.
3. Методикаопределения школьной мотивации (А.Г.Лускановой)
Цель: определить уровень мотивации нашкольную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
Инструкция. Испытуемому предлагается 10 вопросовс вариантами ответов, которые приведены ниже:
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
2. Утром всегда ли ты срадостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остатьсядома
3. Если бы учительсказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел быв школу или остался бы дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда увас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по – разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобытебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы вшколе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешьо школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы утебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится нашучитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе многодрузей?
а) да
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твоиодноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов.За проставленныебуквы начисляются следующие баллы (рис.3): а – 3 балла, б – 2 балла, в – 0баллов.
/>
Рисунок 3 — Школьнаямотивация учащихся 5А класса
Ниже приведена шкала определениямотивации на учебу:
21 – 30 баллов высокий уровень школьноймотивации
15 – 20 баллов средний уровень школьноймотивации
14 и ниже баллов низкий уровень школьноймотивации
Результаты по даннойметодике. Высокийуровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети свысоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытываютзатруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания ипонимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией многодрузей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями сними. У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует отом, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями:праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками исоревнованиями. Для мальчика № 2 характерно проявлением низкого уровня по всемиспользуемым методикам, что свидетельствует о дезадаптации ученика.
3. Определение уровняумственного развития учащихся 5 класса по методике Э.Ф.Замбицявичене
/>
Как видно из гистограммы,большинство учащихся класса имеют средний уровень умственного развития (63,6%),двое испытуемых имеют высокий уровень умственного развития (18,1%), двоеиспытуемых имеют пониженный уровень умственного развития, учащихся с низкимуровнем умственного развития — нет.
При проведенииколичественного и качественного анализа было выявлено: у большинства учащихсякласса хорошо развито умение дифференцировать существенные признаки предметов иявлений от несущественных; хорошо развиты операции обобщения и отвлечения, нонедостаточно развиты способности устанавливать логические связи и отношениямежду предметами и явлениями. Большинство учащихся имеют средний запас знаний,а также средний словарный запас.
Рекомендации:
1.Развитие логического итворческого мышления (посредством соответствующих приемов и упражнений), вовремя учебных занятий и внеклассных мероприятий.
2.Чтение художественной ипублицистической литературы, с целью расширения кругозора.
3.Проведениепознавательных бесед с целью обогащения словарного запаса и кругозора.
Задание№3. Психологическое консультирование
Вопросы, по которымобращаются к школьному психологу для консультирования.
1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не такхорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не оченьхорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может бытьпроблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультациимы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другимисловами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения вклассе. Есть люди,которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даженезнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложнознакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей ипросто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощьюпсихолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построениягармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения сродителями. Иногдабывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкимилюдьми — с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания — такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторыенаходят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолограсскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями инаучиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принималивас.
4. Выбор жизненногопути. Девятый,десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущейпрофессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы неуверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу.Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы испособности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах)жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление исаморазвитие. Нашажизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массузадач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самыхразнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыкилидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческиеспособности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учитьсяуправлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.
Психолог — человек,который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и судовольствием поделится этой технологией с вами
По запросам учителейшколы и родителей старшеклассников проведена консультационная беседа для учащихся9-11-х классов на тему «Самопрезентация».
В жизни большинствавзрослых людей профессия играет значительную роль. Профессия позволяет нетолько существовать в экономических условиях государства, но также даетвозможность важных социальных контактов и часто является существеннымисточником личностного саморазвития. Большое значение в профессиональнойдеятельности имеет выбор профессии, а, следовательно, и успешный жизненныйвыбор.
Одним из этапов впрофориентационной работе является рассмотрение проблемы устройства на работу,а именно собеседование с работодателем.
Цель: формирование представлений обиспользовании навыка эффективной самопрезентации в различных областяхжизнедеятельности, в том числе, в профессиональной.
Задачи:
познакомить учащихся сприемами расположения к себе;
снизить неуверенность присобеседовании;
раскрыть способыэффективной самопрезентации;
получить для себя первыерезультаты принятия решения.
Психолог. В жизни каждого человека наступаетмомент, когда позади оказываются годы учебы в школе, училище, вузе и возникаетпроблема устройства на работу.
Многие больше всегобоятся именно собеседования при поступлении на работу. Но вместе с темсобеседование – наилучший способ показать работодателю свои лучшие качества.Собеседование – более гибкая форма проверки работник, чем анкетирование илитестирование. Стремитесь использовать эту гибкость в свою пользу. Постарайтесьзаранее подготовиться к собеседованию, чтобы уменьшить волнение и улучшить егорезультаты.
Сегодня мы с вамирассмотрим, как подготовиться к собеседованию так, чтобы оно оказалосьуспешным.
Первое интервью. Необходимо помнить следующее: небывает второго случая произвести благоприятное первое впечатление. Запомните,80% вашего успеха — это именно то впечатление, которое вам удалось произвести.И учтите, что на эту спринтерскую дистанцию вам, очевидно, всего 15 секунд.Поэтому продумайте.
Улыбайтесь. Когда вы улыбаетесь, вы излучаететепло и тем самым располагаете к себе. Даже во время телефонного разговора,ваша улыбка смягчает ваш голос, придавая ему особый тембр и обаяние.
Очень важно, чтобы вашаулыбка была открытой и располагающей. Леденящий душу оскал или рот клоуна — этоне то, что вам нужно. Почувствуйте преимущества обладателя располагающейулыбки.
Рукопожатие. Это важная часть первого контакта.Оно должно быть уместным. Не протягивайте руку первым, особенно если интервьюерженщина или мужчина старше вас по возрасту. Но будьте готовы ответить нарукопожатие. Протянутую вам руку следует пожать, но не настолько сильно, чтобы учеловека на лице отразилась гримаса боли.
Помните о расстояниимежду вами и собеседником. Никогда не вторгайтесь в его личную зону, заставляя шарахаться от вас, нои не забивайтесь в дальний угол огромного кабинета. Оптимальным расстоянием дляделового общения является зона в пределах от 1.2 до 2.5 м от собеседника.
Украшения. К их использованию необходимоподходить очень осторожно. Не стоит увлекаться украшениями. Это относится нетолько к количеству одетой на вас бижутерии (здесь лучше ограничить себя, чемпереусердствовать).
Психологи считаютнеподходящими для деловой встречи изделия из дерева, кожи и меха. Старайтесь неодевать одновременно украшения из разных металлов. Будьте очень осторожны сдрагоценностями: пришедшая устраиваться на работу секретаря девушка вбриллиантовом колье вызовет скорее недоумение, чем восхищение.
Макияж. Соблюдайте умеренность виспользовании косметики и особенно духов. Помните, что запах ваших духов долженчувствоваться только на интимном расстоянии, а «полная боевая раскраска» и «километровыйшлейф» вызывает негативную реакцию. Не стоит увлекаться парфюмернымиизлишествами и мужчинам.
Поддерживайте разговор.Вспомнимисследования, проведенные во всемирно известном Карнеги Холле. По полученнымтам данным даже в технологических отделах производственных компаний рост ипреуспевание сотрудников только на 15% зависят от их профессиональнойкомпетенции. Остальные 85% — это умение общаться и ладить с коллегами.
Стиль одежды. При выборе подходящей одежды,исходите из того, куда вы устраиваетесь на работу.
Если вам труднопридумать, как одеться для собеседования, одевайтесь консервативно. Существуеттакое понятие, как «офисный стиль». Для мужчины это — темный костюм и галстук,подобранный в тон рубашке. Для женщины сейчас популярным является строгийкостюм и блузка.
При выборе костюмастарайтесь избегать ярких кричащих тонов. Если ваше материальное положение непозволяет вам выглядеть так, как хотелось бы, не огорчайтесь и сделайтеосновную ставку на скромность и опрятность. По мнению большинства интервьюеровопрятность в одежде ассоциируется с опрятностью в делах.
Цветовое решение. Большое значение имеет цвет выбраннойвами одежды. Каждый цвет создает определенное настроение. А это, как выпомните, очень важно для первого впечатления о вас.
Так, синий цвет — этоцвет порядка, дисциплины, принадлежности команде
Красный цвет эротики иагрессии.
Одежда черного цветаиспользуется либо в торжественных случаях, либо демонстрирует стремлениечеловека к самоограничению.
Белый — цвет невинности,чистоты и поэтому белый цвет используется в свадебных нарядах, а у восточныхпародов это цвет траура.
Особое вниманиеуделите обуви. Попоследним исследованиям 90% женщин и 70% мужчин особое внимание уделяют обувисобеседника. Банально, но обувь, прежде всего, должна быть чистой.
Если ваших средствхватает либо на новый костюм, либо на новую пару обуви, лучше отдатьпредпочтение обуви.
Желательно, чтобы вашаобувь была качественной, но не экстравагантной. Кроссовки всех цветов радуги,ковбойские сапоги, ботфорты и т.п. в данной ситуации неуместны.
Язык тела и жестов. По мнению психологов только 5-7%информации, которую вы хотите донести до вашего собеседника, приходится насмысл используемых вами слов. Остальная информация о вас черпается из того, каквы себя держите, из вашей осанки, мимики и жестов. Эта информациявоспринимается подсознательно и практически не поддается контролю.
То, как вы держитесь,выражение лица, положение рук, тембр голоса, как часто вы облизываете губы — все это формирует первое впечатление. Ваша задача — держаться в меру уверенно ис достоинством. Только если вы искренне верите в себя, вы сможете передать этуверу вашему собеседнику.
Постарайтесь закончитьсобеседование в позитивном ключе, подтвердите свою заинтересованность в полученииданной должности и пригодность к ее выполнению. Выразите благодарность вашемусобеседнику.
Ролевая игра «Встречас работодателем».
Двое участниковпоочередно пытаются устроиться на работу, проигрывают ситуацию встречи сработодателем.
Главная задача исполнителяроли – заинтересовать работодателя, вызвать у него желание принять вас наработу. Задача исполнителя роли работодателя состоит в том, чтобы бытьдостаточно требовательным.
Остальные присутствующиезатем отвечают на вопросы: насколько, с их точки зрения, верно вели себяучастники игры, кто был более убедителен?
Надеюсь, что знания,полученные во время нашей беседы, помогут вам успешно справиться с поставленнойцелью, и вы получите желаемое место работы.
Задание№4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический тренинг)
Как объединить учащихсявновь созданного класса? Предлагаю сценарий тренинга сплочения в 10-м классе«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Цель: создание условий для объединениячленов нового коллектива.
Задачи:
Познакомить учащихся другс другом.
Познакомить с правиламитренинга, стадиями развития коллектива, способами оценки каждого задания.
Включить в игровоевзаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграциичленов классного коллектива.
Место проведения: школьный класс.
Продолжительность: 2,5-3 часа.
Предварительнаяподготовка: психолог1 сентября приходит в класс.
I. Проводит анкету сучащимися:
Считаешь ли ты новыйкласс «своим»?
Веришь ли ты, что классбудет дружным?
Готов ли ты что-нибудьделать для сплочения класса?
II. Обращается с просьбойпомочь ему в организации тренинга и предлагает собраться желающим в кабинетепосле классного часа.
III. Распределяет заданиямежду членами инициативной группы, консультирует учащихся по организации ипроведению упражнений.
Оборудование иматериалы:
классная доска, мел;
бэйджи и фломастеры;
результаты анкеты в видедиаграмм;
рисунки-символы стадийразвития коллектива;
текст с правиламитренинга;
бланк учета баллов;
листы с текстом психологическиххарактеристик геометрических фигур (на группу 6-8 экз.);
бланк к упражнению Охотаза фактами (по кол-ву уч-ся) и авторучки;
три приза (тетрадь,ручка, блокнот);
веревки (или платки) 6-8шт. для упражнения «Экстрим»;
куски обоев 50 х 50 см (иликартонные папки) — 8-10 шт. для упражнения «Экстрим»;
инструкции для участниковгрупп для упражнения «Экстрим» на группу (6 экз.);
бланки с вопросами дляупражнения «Следопыт» (5 экз.)
ватман, клей;
разноцветные листки дляотзыва участников (по кол-ву уч-ся).
План тренинговогозанятия.
I. Введение в тренинг.
Вступительное словопсихолога.
Знакомство друг с другом.
Результаты анкетирования.
Информирование о стадияхразвития коллектива.
II. Основная часть(Приложение 3).
Упражнение«Геометрические фигуры».
Упражнение «Общие черты».
Упражнение «Охота зафактами».
Упражнение «Кто?».
Разминка: «Пианино»,«Стройся».
Упражнение «Экстрим».
Упражнение «Следопыт».
III. Завершение работы(Приложение 3).
Задание «Отзыв в класснуюгазету».
Упражнение «Пирамида».
Рефлексия.
Упражнение «Аплодисментыпо кругу».
ХОД ТРЕНИНГА.
I. Введение в тренинг.
Психолог: Добрый день,уважаемые десятиклассники. Давайте начнем наш тренинг со знакомства друг сдругом. Напишите свое имя или производное от имени, т.е. так как вы хотели, чтобывас называли одноклассники. Напишите имя очень разборчиво на бэйджиках.
(Участники оформляютбэйджи.)
Назовите четко свое имя.Следующий участник называет имя предыдущего участника и свое. Третий участникназывает имя двух предыдущих и своё и т.д. Понятно? Кто самый смелый и хочетначать самым первым?
Ведущий: Теперь мы знаемвсех по именам. А сейчас мы хотим Вас познакомить с результатами анкеты. Нарис.1. представлены ответы учащихся класса на вопрос «Считаешь ли ты новыйкласс «своим»?». Так 38% уч-ся ответили «да», 3%- «не знаю», а 59% — «нет». Навопрос «Веришь ли ты, что класс будет дружным?» большинство учащихся ответило«нет» (66%), а вот 28% верят в то, что это произойдет, 6% учащихся ответило «незнаю». На вопрос «Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?» только31% учащихся ответило «да», 69% учащихся нашего класса ответило «нет».
Психолог: Дорогие друзья,я сомневаюсь, что большинство из Вас хочет учиться в чужом, недружном классе.Но вот, чтобы класс стал своим для этого надо что-то делать. Мы с инициативнойгруппой подготовили этот тренинг. Тренинг от слова «тренировка», давайтепотренируемся в умении действовать сообща, а в конце тренинга оценим, как это унас получилось.
Психолог: Для началадавайте познакомимся со стадиями развития коллектива и определим, на какойстадии находимся мы.
Образное описание стадийразвития коллектива (по А.Н. Лутошкину).
Для самодиагностикиколлектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина»,«мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
«Песчаная россыпь».Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их несоединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкийветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такиероссыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят онидела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которогосплотились бы ребята.
«Мягкая глина». В рукахорганизатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он можетостаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий.Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения.Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу.Соединяющим звеном является требование взрослого.
«Мерцающий маяк». Маякгорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит ис формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща,помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всехделах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
«Алый парус». Символустремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один завсех, все за одного». В классе товарищеские взаимоотношения. Ребятапринципиальны и требовательны друг к другу.
«Горящий факел». В классетесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но иза коллектив. Класс не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, иидет на помощь, не дожидаясь призывов.
Эти образные символы даютпредставление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов,определите, на каком этапе находится наш коллектив.
(Участникивысказываются.)
Психолог: Я согласна сбольшинством учащихся пока уровень развития коллектива самый низкий — «Песчанаяроссыпь». Это закономерно для каждого нового коллектива. Развитие быстро непроисходит, однако давайте сегодня попробуем подняться на ступень выше. В этомнам поможет тренинг сплочения. В течение всего отведенного времени мы будемобъединяться в различные микрогруппы для выполнения задания. Задание будетоцениваться двумя оценками или 10 баллов или 0 баллов. 10 баллов ставится заобщее выполнение задания, 0 баллов ставится в случае, если кто-то не выполнялзадание. Если группа наберет в течение сегодняшнего тренинга более 140 баллов –коллектив начал развиваться и группа поднялась на ступень выше, достигла стадии«Мягкая глины».
Ведущий: Прежде чемприступим к действиям, давайте познакомимся с Правилами тренинга:
Быть активным (приниматьучастие во всех заданиях).
Говорить по очереди.
Прислушиваться к мнениюдругих.
Каждое заданиеоценивается 0 или 10 баллов.
(Каждый участник даетсогласие соблюдать правила и правила вывешиваются на доску.)
Психолог: Спасибо всем засотрудничество.
Задание№5. Просветительская работа
В рамках данного заданияпроведено родительское собрание в первом классе на тему «Школа родительскойкультуры».
Цель: дать информацию родителям первоклассников на тему «Особенностиадаптационного периода».
Задачи:
— дать родителямпредставление об адаптации учащихся;
— помочь родителям найтипути взаимодействия со своими детьми на первоначальном этапе пребывания вшколе.
Объект: родители учащихся 1-го класса.
Предмет: отношения родитель-ребёнок.
Беседа на тему«Особенности адаптационного периода»
Младший школьный возраст(с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребёнка –поступлением в школу. Одновременно с этим ребёнок приобретает новый социальныйстатус, он – школьник.
Поступление в школу иначальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни идеятельности ребёнка. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и естьпериод социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Периодадаптации первоклассников является важным этапом вхождения детей в школьнуюжизнь.
Результатом адаптацииявляется адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности,умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.
Новая социальная ситуацияужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него стрессогенной. Поэтому, укаждого ребёнка поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Этоотражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведенииребёнка.
Уровень готовностипервоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым, несмотря нахорошую подготовку в детских садах. Кроме различий в интеллектуальнойподготовке сказываются и индивидуальные особенности детей. Одни чрезмерноответственны, любое замечание педагога принимают на свой счёт, малейшеенесоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию.Другие же ещё не осознали всей серьёзности школьного обучения, проявляютбеспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают отэтого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, чтопроисходит в классе, — как важное, так и несущественное. Но все дети –медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые изаторможенные, ответственные и невнимательные – должны научиться подчинятьсяединым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателенпедагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т.е.обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученикасоответствующего возраста.
Для того чтобы периодадаптации к школе прошёл у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобывзаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации.Поэтому на первых этапах нового для ребёнка периода школьной жизни особенновелика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненноадаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере недолжны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых днейучёбы. Желательно каждый день расспрашивать ребёнка о прошедших занятиях, ошкольных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают,что ребёнок понял, а что нет, что его огорчило, а что заинтересовало.
В начале учебного годапервоклассники не записывают домашние задания и им приходится запоминать многоеиз сказанного учителем. Если ребёнок начнёт рассказывать родителям о прошедшихуроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу – осенниелистья или, например, зелёный карандаш. Первоклассники должны привыкнуть делатьвсё осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели на завтрак в школе,а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязанностях. Введя заправило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всюинтересующую их информацию, а сам ребёнок привыкнет к целенаправленномузапоминанию того, что говорит учитель.
Если занятиями ребёнка неинтересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия иприлежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, нестремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности вработе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, онизамыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интересродителей к делам первоклассника придаёт особое значение всем достижениямребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любогорода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близостиродителей и детей. В настоящее время первоклассникам не ставят отметки втечение первой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогоми родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей.
Анализ проведенияпросветительской деятельности.
Для приобщения родителейк психологическим знаниям необходимо психологическое просвещение. Для этогобыла проведена «Школа родительской культуры», тема которой имела актуальную дляродителей проблему. Главной направленностью социально-педагогическойдеятельности являлось убедить родителей в том, что они могут самостоятельновыйти из кризисных ситуаций и решить возникающие проблемы, но для этогонеобходимо верить в свои силы и возможности, проявить инициативу, активность исамостоятельность. Поэтому, программа составлялась таким образом, чтобы можнобыло показать возможности использования психологических знаний в реальной жизнии эффективность их применения при решении конкретных проблем.
Во время сообщенияинформации, родители были не только внимательны, но и активны. Одни родителиделились собственным опытом с другими. Вопросы, задаваемые родителями, носилисодержательный характер. Обстановка была непринуждённой, спокойной. В концеродительского собрания родителям была выдана памятка.
Памятка для родителейпервоклассника
1. Только вместе сошколой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей.Учитель – ваш первый союзник. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этогоделать в присутствии детей.
2. Старайтесь посещатьвсе занятия и собрания для родителей.
3. Каждый деньинтересуйтесь учебными успехами ребёнка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узналнового?», а не «Какую сегодня оценку получил?». Радуйтесь успехам, нераздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Регулярноконтролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумнуюпомощь в его выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им морали.
Главное – возбудитьинтерес к обучению.
5. Проверяя домашнеезадание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобыон умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры.Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
6. Старайтесь, чтобыребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, вшколе.
7. Старайтесь выслушиватьрассказы ребёнка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своимипереживаниями – естественная потребность развития детей.
8. По возможностиоказывайте посильную помощь учителю.
Списоклитературы
1. Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейноепсихологическое консультирование. Изд. 2-е. / Ю.Е.Алешина. — М.: Независимаяфирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Андреева Г.М.Социальная психология / Г.М.Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2002. – 373 с.
3. Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 256с.
4. Елизаров А.Н.Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебноепособие / А.Н.Елизаров. – М.: Ось-89, 2003. – 336 с.
5. Истратова О.Н.Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростовн/д: Феникс, 2004. – 448 с.
6. Немов Р.С.Психологическое консультирование / Р.С.Немов. — М.: ВЛАДОС, 2002. – 394 с.
7. Осипова А.А.Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А.Осипова.- М.: Издательство: НПО МОДЭК, 2000. – 240 с.
8. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш.учеб заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400с.
9. Практикум попсихологическим играм с детьми и подростками / Под. ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер-Юг, 2007. – 304 с.
10. Пряжников Н.С.Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО,2005. – 288 с.
11. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. / Е.И.Рогов. — М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
12. Социальнаяпедагогика. Практика. / М.А.Галагузова и др. — М.: Владос, 2001. — 416 с.
13. Тертель А.Л.Психология. Курс лекций: учеб. Пособие / А.Л.Тертель. — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006. — 248 с.
14. Черникова Т.В.Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. Пособие /Т.В.Черникова. – М.: Глобус, 2006. – 256 с.
Приложение1
Должностная инструкцияпсихолога школы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкцияразработана на основании временной квалификационной характеристики психолога,утвержденной приказом министра образования и науки от 08.07.96г. №296
1.2. Психолог школыназначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц,имеющих высшее психологическое образование или переподготовку на базе высшегопедагогического образования с присвоением квалификации «Практический психолог вучреждениях образования»
1.3. Психолог школынепосредственно подчиняется директору.
1.4. Психолог школы всвоей работе руководствуется положением о психологической службе, этическимкодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами,относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании, уставомшколы и настоящей инструкцией.
2. ОБЯЗАННОСТИ
Психолог школы по своейдолжности выполняет следующие обязанности:
2.1. Заботиться опсихическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей,психологически комфортной среды.
2.2. Проводит регулярныемассовые обследования с целью контроля за ходом психического развития,определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет иконтроль
2.3. Проводит необходимыепсихолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовкупсихологических заключений и рекомендаций.
2.4. Ведетпросветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей,преподавателей. Ведет консультационную работу. Планирует и организуетпрофориентационные исследования и профконсультации. Обеспечиваетпсихопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологическогориска.
2.5. Оказывает помощьсемье в налаживании микроклимата, в эффективно воспитании детей, в решениивнутрисемейных конфликтов.
2.6. Осуществляет работупо развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности,обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностныхконфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
2.7. Проводитпсиходиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подросткови учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и другихспециалистов.
2.8. Формирует банкданных о достижениях научной и практической психологии, психологическихобследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.
3. ПРАВА
Психолог школы имеетправа:
3.1. Самостоятельноапробировать новые диагностические и коррекционные методики программы.
3.2. Инициировать ипринимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций,решений, предложений, обучающих программ, тестовых методик.
3.3. Принимать участие вконкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестациипедагогических кадров.
3.4. На защиту от необоснованноговмешательства кого бы то ни было в свою профессиональную деятельность.
3.5. Давать в рамкахпредоставленных руководителем школы полномочий обязательные распоряженияпедагогам и учащимся.
3.6. От лица школывызывать родителей, проводить с ними другую работу, предусмотренную планами ипрограммами.
3.7. Избирать и бытьизбранным в органы самоуправления школы.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Психолог несетответственность перед директором школы:
4.1. За невыполнение илиненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п.2, а также за нарушениеустава и правил внутреннего трудового распорядка.
4.2. За обеспечениесохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей,переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ
5.1. Работа психологаоценивается администрацией школы по следующим критериям:
· Диагностика и коррекцияэмоциональных состояний
· Диагностика и коррекцияпознавательных процессов
· Диагностика и коррекциямежличностных отношений
· Диагностика и коррекцияпсихического развития
· Индивидуальная игрупповая психотерапия.
6. ЗАМЕНА ПО РАБОТЕ
Психолог по распоряжениюдиректора школы может временно исполнять обязанности одного из заместителейдиректора в случае отсутствия последнего по уважительным причинам
Приложение2
Список класса класс 5А№ Ф.И.О. Дата рожд. Родители Домашний адрес Телефон 1 Андронова Елизавета Сергеевна 26.08.97 Сергей Николаевич Елена Алексеевна Строителей 23-22 3-78-22 2 Атрохова Диана Николаевна 16.01.97 Наталья Михайловна Заводская 6-514 2-71-30 (вахта) 3 Боровикова Ольга Сергеевна 14.09.97 Сергей Анатольевич Елена Николаевна пер.Центральный 93 4 Волков Иван Владимирович 12.08.97 Лысов Андр. Владим. Лысова Лариса Иван. Строителей 23-61 3-82-68 5 Волков Никита Александрович 11.12.96 Александр Николаев. Елена Владимировна Строителей 17-22 4-24-54 6 Воронин Илья Андреевич 29.01.97 Андрей Анатольевич Людмила Николаевна Строителей 7-27 4-81-35 7 Выводнова Дарья Олеговна 19.04.97 Олег Валерьевич Светлана Петровна Строителей 21а-7 3-41-14 8 Голяный Евгений Вячеславович 24.05.97 Татьяна Вячеславовна Молодежная 4-202 2-18-40 9 Гулевич Михаил Викторович 24.09.97 Виктор Петрович Елена Валентиновна Строителей 7-72 3-81-37 10 Гусев Евгений Олегович 18.07.97 Олег Вячеславович Величко Нина Вас. Строителей 25-3 4-25-01 11 Иванова Анна Евгеньевна 18.04.97 Евгений Михайлович Ирина Григорьевна Строителей 13-65 3-79-56 12 Канарейкина Марина Александровна 12.01.97 Александр Валентин. Татьяна Владимиров. Строителей 25-41 4-27-98 13 Капитонова Александра Сергеевн. 27.09.97 Сергей Юрьевич Надежда Александр. Строителей 23-83 2-65-09 14 Караваев Виктор Сергеевич 16.01.97 Сергей Леонидович Татьяна Викторовна Строителей 5а-67 3-85-67 15 Коношенко Полина Викторовна 01.06.97 Юрий Юрьевич Оксана Геннадьевна Строителей 13-53 4-16-76 16 Коркина Алёна Александровна 30.06.97 Ольга Александровна Строителей 18-37 3-04-19 17 Корсакова Дарья Андреевна 20.09.97 Жанна Евгеньевна Строителей 5-37 18 Носков Дмитрий Сергеевич 20.11.96 Татьяна Николаевна Строителей 23-16 3-71-38 19 Реус Павел Витальевич 12.12.96 Виталий Алксандров. Татьяна Геннадьевна Строителей 25-76 4-25-15 20 Роганова Диана Александровна 23.08.97 Карпунина Марина Владимировна Строителей 27-80 3-75-75 21 Свиридов Павел Андреевич 16.06.97 Андрей Иванович Любовь Михайловна Строителей 13-73 4-18-38 22 Слепнёва Екатерина Владимировна 24.10.96 Владимир Витальевич Елена Владимировна Парковая 60-100 2-82-74 23 Сняцкий Павел Сергеевич 19.09.97 Елена Николаевна Бортников 30-47 3-51-15 24 Совач Владислав Викторович 11.02.98 Виктор Петрович Анна Алексеевна Строителей 14-33 2-93-46 25 Ткаченко Илья Владимирович 16.01.97 Сергеева Елена Николаевна пер.Садовый 36 4-49-98 26 Яковлев Данила Вячеславович 20.01.97 Елена Васильевна Строителей 9-39 4-15-38
Приложение3
II) Основная часть тренингового занятия
Упражнение«Геометрические фигуры»
Ведущий: Для начала самое простое задание подумайте,какая из геометрических фигур Вам наиболее симпатична: круг, треугольник, прямоугольник,квадрат или зигзаг. Нарисуйте её на своем бэйджи.
Давайте, по очерединазовем свою фигуру.
Предлагаю сесть погруппам: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, зигзаги.
Если упражнениевыполнено всеми участниками в бланк учета баллов вносится оценка 10 баллов, впротивном случае 0 баллов.
Познакомьтесь спсихологической характеристикой вашей фигуры. Обсудите, действительно это вамподходит или не очень. (участники получают листки с текстами)
Характеристики фигур
Квадрат — фигура линейная. Выбравший ее,вероятнее всего, относится к «левополушарным» людям, т.е. к тем, ктоперерабатывает данные в последовательном формате. Квадраты скорее вычисляютрезультат, чем догадываются о нем. Они не пропускают ни одного звена в цепирассуждений.
Психологические свойства.Квадратам свойственны аналитичность, организованность, точность,пунктуальность. Все действия планируются заранее. Конкретность мышлениявыражается в пристрастии Квадратов к письменной речи. Для Квадратов характернавысокая нормативность поведения. Кроме неуклонного соблюдения норм и правил этовключает в себя настойчивость в достижении целей, ответственность, деловуюнаправленность.
Квадраты весьмаразборчивы в отношении своих друзей. Они отдают предпочтение линейным формам(Квадратам, Треугольникам, Прямоугольникам). Для Квадратов характерна страсть кколлекционированию.
Форма треугольника символизируетлидерство, и многие Треугольники ощущают себя именно в этом. Самая характернаяособенность — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники относятсяк линейным формам и в преимущественной тенденции также являются«левополушарными» мыслителями, как и квадраты, способными глубоко и быстроанализировать ситуацию.
Психологические свойства.Тенденция к лидерству, честолюбие, прагматизм, способность концентрироваться нацели момента, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность,импульсивность, склонность к риску, энергичность, сила чувств, высокаяработоспособность, широкий круг общения, узкий круг близких людей.
Прямоугольник символизирует состояние перехода иизменение. Это, так, сказать, временная форма личности, которую могут «носить»остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас.Поэтому они заняты поисками лучшего положения.
Основным психическимсостоянием Прямоугольника является более или менее «осознаваемоезамешательство», чаще всего ощущение запутанности в проблемах инеопределенности в отношении к себе на данный момент времени. Параллельно сэтим у Прямоугольника постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не можетне отразиться на его поведении.
Психологические свойства.Изменчивость, непоследовательность, возбужденность, любознательность,позитивная установка ко всему новому, низкая самооценка, импульсивность,нервозность, быстрые колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость,отсутствие пунктуальности, имитация поведения других людей, внушаемость,предпочтение больших групп в общении, часто стремление смешаться с толпой илизатеряться в ней.
Геометрически круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто выбирает круг в качестве основнойсвоей формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностныхотношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие.
Психологические свойства.Доброжелательность, щедрость, высокая чувствительность, развитая эмпатия.Хорошая интуиция, склонность к самообвинению, внушаемость, конформность.Нерешительность, болтливость, способность убеждать других.
Зигзаг символизирует креативность,творчество, т. е. художественный тип личности. Выбравший ее — «правополушарный»мыслитель. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность,мозаичность. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Они, какправило, музыкальны, и если сами не поют, то любят слушать музыку.
Психологические свойства.Креативность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, жаждаизменений, мечтательность, позитивная установка ко всему новому,восторженность, непосредственность, непрактичность, импульсивность,недисциплинированность, высокая коммуникабельность. (участники читаютхарактеристики, высказываются)
Упражнение «Общиечерты»
Ведущий: Каждой команде дается 7 минут, чтобыобнаружить три черты, общие для всех ее членов на следующих уровнях:
Уровень 1: Достаточнообщая информация (напр. «Все мы жители планеты Земля»).
Уровень 2: Сообщениеинформации частного характера, которая касается класса, школы. (Напр. «Все мы вданный момент находимся на тренинге»).
Уровень 3: Сообщениеинформации личностного характера (Напр. «Все мы влюблены»).
Через 7 минут одинчеловек из каждой команды сообщит всем участникам семинара, что вы узнали очленах вашей команды. (Спустя 7 минут команды заслушивают друг друга).
Сколько нового и необычногомы узнали друг про друга. Если упражнение выполнено всеми участниками вбланк учета баллов вносится оценка 10 баллов, в противном случае 0 баллов.
Упражнение «Охотаза фактами»
Ведущий: Ваша цель – пройти по классу и найтичеловека, который может ответить утвердительно (да) на одно или болееутверждений, приведенных на выданном вам бланке.
Бланк
Кто назван в честь отца/матери?
Кто любит борщ?
Живет в собственном доме.
Любит быть на ведущихролях при работе в группе?
Больше любит работать вгруппе, чем в одиночку.
Верит в то, что «старыйдруг лучше новых двух».
Любит танцевать.
У кого знакомые живут запределами России?
У кого в имени большебукв?
Кто любит делатьфизические упражнения?
Кто смотрит телевизорменее 5 часов в неделю?
Кто умеет рисоватьакварелью, маслом?
Кому на прошлой неделесказали, что его любят или он превосходный человек?
Кто самый младший всемье?
Кто любит читать комиксы?
Кто хотел бы написатькнигу?
Кому преподавательпожимал руку?
Кто гордится каким-тосвоим успехом?
У кого дома естькакое-нибудь животное?
Кто смотрел один и тот жефильм три раза?
Кто любит готовить?
Кто любит смеяться?
Кто любит помогатьдругим?
Кто любит смотретьмультфильмы?
Кто любит манную кашу?
Запишите имя человека,ответившего утвердительно, рядом с вопросом в соответствующей строке.
Избегайте повторенияимени одного и того же человека. Понятна инструкция?
(участники уточняютзадание)
Три первых участника, ктобыстрее всех соберет правильные ответы, получат призы. (остановка игры после того, как появятся3 первых участника, заполнивших бланк). Победители награждаются призами, а всягруппа получает оценку за выполнения задания 0 баллов или 10 баллов.
Упражнение «Кто?»
(Данное упражнениеобобщает информацию, собранную участниками в предыдущем упражнении. С этойцелью на доске чертится прямоугольник, разделенный на 25 ячеек (5х5), каждаяячейка нумеруется и заполняется по ходу упражнения)
Классныйруководитель: Давайтеобобщим факты, которые мы узнали друг о друге. Кто из учащихся нашего классаназван в честь отца или матери? (ответы записываются в ячейку 1). Кто изучащихся нашего класса любит борщ?(ответы записываются в ячейку 2). Итак далее все вопросы по порядку.
Ну вот, теперь мы все провсех знаем.
Разминка: «Пианино»
Каждый из участниковкладет правую ладонь на колено соседа справа, а левую ладонь — на колено соседаслева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Ведущий даетучастникам задание: Сейчас мы будем играть на пианино, ударять по клавишамбудем по очереди. Хлопать ладонью по колену строго по очередности расположенияладоней. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей,затем снова он.)
Давайте выполнимупражнение на время. Если кто-то собьётся, то начинаем заново.
Задача состоит вулучшении результата.
Отлично группа справиласьс заданием и получает заслуженных 10 баллов.
Разминка: «Стройся»
Ведущий.Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться поросту. А я попрошу вас построиться по алфавиту, но вы должны это сделать молча.
Отлично группа справиласьс заданием и получает заслуженных 10 баллов.
А сейчас построимся подням рождения начиная со 2 сентября. (После того как уч-ся построятся, ведущийпроверяет правильность построения)
Превосходно, теперь мызнаем, кого мы будем чествовать в сентябре, октябре, ноябре и т.д.Получайтезаслуженные 10 баллов. Сейчас на вашем счету уже … баллов (называется общаясумма баллов).
Упражнение«Экстрим»
Ведущий.Для начала вампредлагается сделать свой выбор и отправиться в новую группу, согласносделанному выбору.
А мне не слабо разуться
Я считаю себя сильным иумным (6 чел.)
Готов прийти на помощь
Не люблю рисковать
(учащиеся разбиваютсяна группы, у каждой группы свой инструктор (организатор), который объясняетправила и выдает напечатанные инструкции) (по выполнению задания группаполучает 10 баллов)
Инструкция для группы «А мне не слабо разуться»
Вы группапутешественников вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вамнеобходимо переправиться на противоположный берег.
Вам придется
1) подняться на своистулья
2) не ступая на полперебраться от линии старта до линии финиша всей командой.
Вы пройдете свой путьуспешно, если только будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.
В ходе переправызапрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы.
Необходимо даватьтоварищам руку помощи, поддерживать советом и делом. (по выполнению задания группаполучает 10 баллов)
Инструкция для группы «Я считаю себя сильным иумным»
Цель вашей команды — добраться от стартовой до финишной черты. При этом вся команда (а не каждый еёчлен) может опираться на пол одновременно только какими-либо четырьмя частямитела.
Вся команда начинаетдвижения со стартовой линии.
Нельзя использоватьникакие дополнительные подпорки.
При пересечении стартовойчерты все 6 членов команды должны быть каким-то образом «связаны» вместе.
Вся команда имеет правоопираться на пол только 4 частями тела одновременно. (по выполнению задания группаполучает 10 баллов)
Инструкция для группы «Готов прийти на помощь»
Вы группа альпинистоввышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Половина членов вашейгруппы, попав под снежную лавину получила травмы ног и поэтому самостоятельнопередвигаться не может. Вы должны позаботиться о товарищах и перенести их влагерь.
Вам придется
Разделиться на здоровых ираненных (половина членов группы)
Здоровые переносятраненных, раненым запрещено ступать на пол в промежутке от стартовой дофинишной линий
Здоровый может перенеститолько одного раненного (по выполнению задания группа получает 10 баллов)
Инструкция для группы «Не люблю рисковать»(Упражнение «Кочки»)
Перед вами болото. Выдолжны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-тоступит в болото, упражнение начинается сначала.
Для выполнения этогоупражнения требуется инвентарь: картонные папки от бумаги для черчения:разложенную картонку форматом А3 скотчем прикрепляют к полу.
Папки (это «кочки»)разбрасывают по полу так, чтоб расстояние между двумя соседними было меньшеширокого шага самого маленького члена группы. Группа становится в ряд.Участникам последовательно связывают платками ноги (платки лучше, чем веревки,так как не врезаются в ноги при выполнении упражнения) — правую ногу первогоребенка с левой ногой второго и т.д. Получается цепочка. Дети должны перейтицепочкой через комнату по «кочкам». (по выполнению задания группа получает 10баллов)
Сейчас на вашем счету уже… баллов (называется общая сумма баллов).
Упражнение«Следопыт»
Ведущий: Давайте рассчитаемся на 1-5. Просим объединитьсяв группы: первые номера, вторые номера, третьи номера, четвертые номера, пятыеномера.
Каждая группа сейчасполучит бланк со списком вопросов. За 15 минут вы должны ответить на всепредложенные вопросы. Однако для этого вам придется отправиться в путешествиепо школе и вступить в контакт с некоторыми людьми. Надеемся, что вы сможетепроявить коммуникативные умения и получить ответы на все вопросы. (всегруппы получают одни и те же вопросы, однако, последовательность вопросов всписках групп разная).
Бланк «Следопыт»
Соберите как можнобыстрее следующую информацию. Свои ответы запишите на этом бланке.
Время получения__________
В какое время годапразднует свое день рождения наш секретарь Юлия Викторовна?
Где родилась зав. отделакадров Ольга Михайловна?
В каком часу приходитьсяподниматься утром работникам столовой, чтобы успеть приготовить завтракшкольникам?
Где отдыхала летом ЕленаАлександровна?
Есть ли в медицинскомкабинете биксы?
Есть ли животные дома улаборанта химии Екатерины Андреевны?
Имена скольких участниковтренинга начинаются на букву «Н»?
Как зовут дочку и сынасоциального педагога Оксаны Оюсовны?
Какая порода и кличка усобаки у завуча Татьяны Ивановны?
Какие фильмы любитсмотреть психолог Марина Васильевна?
Какого цвета рабочийхалат у завхоза школы Людмилы Афанасьевны?
Узнайте, какое любимоеблюдо у медицинской сестры Ирины Анатольевны?
Любимые духи завуча школыЕлены Симоновны?
Любимые цветы узаместителя по воспитательной работе Анастасии Викторовны?
Назовите сумму цифртелефона в учительской.
Назовите хобби директорашколы.
О чем мечтает зав.информационным центром Татьяна Васильевна?
Сколько в школепсихологов и как их зовут?
Сколько кленов растет увхода в школу?
Сколько контейнеров вмедицинском кабинете?
Сколько ламп дневногосвета расположено в кабинете секретаря?
Сколько мышек живет вучительской за диваном
Сколько окон в коридоретретьего этажа?
Сколько столов и лавок встоловой?
Сколько ступенек ушкольной лестницы ведущей с первого на третий этаж?
Сколько учащихся вашегокласса сегодня приехало в школу на автобусе?
У кого в классе неттёзок?
У кого из работниковшколы больше двух детей (назовите двух человек)?
Отметьте у ведущего времявыполнения задания.
Времясдачи_______________ (по мере выполнения задания каждая группа получает 10баллов)
III) Завершение работы
Задание «Отзыв вклассную газету»
Участникам раздаютсялистки различной формы из цветной бумаги, на которых им предлагается написатьсвои отзывы о сегодняшнем дне, одноклассниках, высказать свои пожелания классу.Отзывы приклеиваются ватман
Упражнение«Пирамида»
Нужен инвентарь: один илидва резиновых коврика размером 40 х 60см.
В зависимости отколичества людей и возможностей группы кладут на пол один коврик или два,совмещая по длинной стороне.
Группа должна простоятьна этой площади 1 минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Можно предложитьпроделать упражнение на двух ковриках, а потом на одном.
После выполнения можнообсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичьрезультата или почему не получилось. Опыт показывает, что это упражнениевызывает положительные эмоции независимо от результата. В случае неудачи можноподдержать группу: «Ничего, потренируетесь, в следующий раз получится».
Психолог: Давайте подведем итоги, подсчитаемсумму баллов, заработанных классом в тренинге сплочения:
Геометрические фигуры –10 баллов
Общие черты – 10 баллов
Охота за фактами – 10баллов
Пианино -10 баллов
Стройся (по алфавиту) –10 баллов
Стройся (по днямрождения) – 10 баллов
Экстрим 10+10+10+10= 40баллов
Следопыт 10+10+10+10+10=50баллов
Отзыв в газету — 10баллов
Пирамида — 10 баллов
Итог 170 баллов.
Как вы считаете, достиглимы другой стадии развития коллектива? Поздравляю, стадии «Мягкая глина» высоответствуете. Желаю успешно развиваться дальше.
Рефлексия
Ведущий: Мы в дальнейшем будем проводитьподобные тренинги с 10 – классниками, поэтому нам интересно ваше мнение.
Выскажись о содержаниитренинга (интересно/неинтересно).
Была ли польза тренингадля тебя?
Оцени тренинг по5-балльной шкале?
Упражнение«Аплодисменты по кругу»
Цели: В этом замечательном и неординарномритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми.Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепеннонарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получаетаплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всехвозрастных группах.
Инструкция: Кто из вас может представить, чточувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой ислушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не толькоушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своейдуши, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хорошийкласс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру входе, которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всесильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общийкруг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит емув глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопал в ладоши. Затем ониоба выбирают следующего ученика, который также получает свою порциюаплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затемуже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, комуаплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, играпродолжается, а овации становятся все громче и громче.
Психолог: Спасибо всем за сотрудничество,особое спасибо инициативной группе.