Реферат по предмету "Психология"


Психологическая реабилитация подростков с наркотической зависимостью

--PAGE_BREAK--II.      Анализ методов психологической реабилитации подростков с наркотической зависимостью II.1. Описание методик
Целью данной аттестационной работы является выявление психологических особенностей среди подростков с наркотической зависимостью и проанализировать методы психологической реабилитации. Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Сформировать группу наркозависимых больных от 14 до 16 лет, которые были направлены на патопсихологическое обследование в ПНД (психиатрическая больница г. Нальчика).

2. Провести тестирование испытуемых.

3. Каждому испытуемому индивидуально подобрать метод реабилитации

4. Описать результаты обследования.

Была составлена следующая выборка:

1. Возрастная граница группы составляла 14 -16 лет.

2. Уровень интеллектуального развития членов группы — от 36 до 48 баллов (IQ = 90 –109) или “средний уровень”.

3. Обследуемые были мужского пола.

4. На период исследования все имели неполное среднее образование.

5. Наркотическая зависимость членов группы варьировалась от одного года и до полутора лет.

6. Знакомство с наркотиками было впервые произведено в референтной группе.

7. На обследование согласились не по принуждению.

В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Одно из черт психологического теста — то, что «они проводятся на малой, но тщательно обработанной выборке». Ещё одним непременным условием является «стандартизированное измерение», что подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. [6, С.39].

Для проведения исследования мною были выбраны две методики — «Личностный опросник» Шмишека и «Личностный опросник» Айзенка.

Опросник Шмишека (Schmieschek Fragebogen) – опросник личностный.

Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к её изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970г., состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». [10, С.387] С его помощью определяются следующие 10 типов акцентуации личности:

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позёрстве, поступках. Рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внимания, способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения экстравагантные и не требующие упорного труда.

2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Отличается чрезмерной, преувеличенной приверженностью к определённому порядку.

Противится изменениям, плохо переключается на что – либо новое в деятельности. Неуклонно следует принятому образу мыслей, устоявшимся привычкам. Придаёт большое значение внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.

3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние.

Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится превзойти других, выдвинуться в лидеры.

Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию их действий, недоверчив, возможно, злопамятен.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Отличается постоянной внутренней напряжённостью, раздражительностью. Причём, интенсивность реакций не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их мнением. Неуживчив, склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная сила влечений, неудержимость в их удовлетворении.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Добр, отзывчив, беззаботен.

Обладает многосторонними способностями, но из-за неустойчивости внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Плохо переносит жёсткую дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно. Рамки морали ему узки. Тяготится одиночеством, в группе добивается лидерства. При общении неразборчив в выборе знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. Испытывает частые и длительные изменения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятности или безрадостных явлений.

7. Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам, робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости принять решения. Не удовлетворён своими способностями разрешать жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызывать физические нарушения.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко возникают в этот период из-за падения работоспособности, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегаются. В период жизненного подъёма ускоряются мыслительные процессы, появляется оживлённость, подвижность, инициативность: идёт постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов с возрастом увеличивается.

9. Аффективно – экзальтированный тип. Лёгкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль – основные сопутствующие этому типу состояния. Склонен приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и под влиянием разочарований впадать в отчаяние. Может наблюдаться истерика или нервный срыв.

10. Эмотивный тип. Родственен аффективно – экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. От настроения зависит и работоспособность, и общительность, и самочувствие.

Соответственно настроению окружающий мир представляется то радужными красками, то серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения, стремления и интересы не устойчивы. В группе не претендует на роль лидера. Ищет эмоциональных контактов, стремясь занять положение любимца.

Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определить отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям, слабо выражено чувство долга.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла.

Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Основные черты – стержень личности, они определяют её развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. [10, С.388]

Личностный опросник Айзенка (Eysenk Personality Inventory) предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. EPI является одним из наиболее распространённых тестов для оценки базальных свойств личности, предложенный Г. Айзенком и С. Айзенком в 1964г. EPI содержит 57 вопросов, 24 которых нацелены на выявление экстраверсии – интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной стабильности – нестабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. [10; С113] Так же, с помощью EPI, можно выявить характеристику индивида со стороны его динамических способностей, то есть темперамент (сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик).




II
.2. Анализ результатов
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемому предлагалось ответить на два опросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека) и 57 вопросов (опросник Айзенка). Инструкция к первой и второй методике предлагалась одинаковая: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам вопросы. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Здесь нет правильных и неправильных ответов». Испытуемому были предложены специальные бланки, которые он должен был заполнить, отвечая на вопросы.

Нами были исследованы 16 наркозависимых больных 1985- 1987 года рождения, которые были направлены на патопсихологическое обследование в ПНД (психиатрическая больница г. Нальчика). Подробные результаты по каждому случаю приводятся ниже:

1. Испытуемый П – экзальтированный тип акцентуации характера, для которого характерно: лёгкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. А так же высокие показатели по шкале нейротизма, что говорит о чрезмерной нервозности испытуемого, склонности к фрустрациям. Тип темперамента — меланхолик (Хар-но: низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость). Интроверт.

2. Испытуемый К. – циклотимический тип акцентуации характера, для которого характерно: периоды ровного настроения чередуются с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах.

Так же высокие показатели по шкале нейротизма, тип темперамента – меланхолик. Интроверт.

3. Испытуемый Ж. — Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам, робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Интроверт. Флегматик (низкая уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики).

4. Испытуемый О. — педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Интроверт. Меланхолик.

5. Испытуемый Д. — возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Претендует на роль лидера в группе. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Экстраверт. Холерик (высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, стремительность).

6. Испытуемый И. — гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Плохо переносит жёсткую дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свой адрес.

Претендует на роль лидера в группе. Экстраверт. Холерик.

7. Испытуемый М. – эмотивный тип. Впечатлителен, чувствителен, стремления и интересы не устойчивы. Слабо выражено чувство долга.

Не претендует на роль лидера. Интроверт. Холерик.

8. Испытуемый Ш. – дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимист, заторможен. Интроверт. Меланхолик.

9. Испытуемый У. – «застревающий тип». Настойчивый, упрямый, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Эгоистичен.

Стремится в лидеры. Экстраверт. Флегматик.

10. Испытуемый Е. – аффективно-экзальтированный тип. Склонен приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительному поводу и под влиянием разочарований впадает в отчаяние. Интроверт. Сангвиник.

11. Испытуемый В. — возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив.

Претендует на роль лидера в группе. Экстраверт. Холерик.

12. Испытуемый А. — Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам, робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Интроверт. Флегматик.

13. Испытуемый Ч. – экзальтированный тип акцентуации характера, для которого характерно: лёгкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. А так же высокие показатели по шкале нейротизма, что говорит о чрезмерной нервозности испытуемого, склонности к фрустрациям. Интроверт. Меланхолик.

14. Испытуемый Я. — гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Плохо переносит критику в свой адрес.

Претендует на роль лидера в группе. Экстраверт. Холерик.

15. Испытуемый Р. – циклотимический тип акцентуации характера, для которого характерно: периоды ровного настроения чередуются с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах.

Интроверт. Меланхолик.

16. Испытуемый Ю. — педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Интроверт. Меланхолик.

В организационном аспекте лечебно-реабилитационный процесс для больных наркологического профиля строится на основе прохождения больным определенных этапов лечения:

1. Интервенция — включение больного в лечебно реабилитационную программу. Предполагает: рекламу программы, консультирование больных и родственников, психокоррекционная работа с ними.

Предварительный этап.

2. Детоксикация — ликвидация острых физических и психических расстройств, связанных с отменой психоактивного вещества.

Стационарный этап.

3. Диагностика и медикаментозное лечение основных соматических и личностных расстройств. Психокоррекция. Стационарный этап.

4. Диагностика тонких психических и личностных расстройств и их психокоррекция. Стационарный или амбулаторный этап.

5. Реабилитация — последовательное обучение и тренинг высших социальных форм поведения, индивидуальное обучение восприятию и смыслообразованию. Стационарный или амбулаторный этап; для больных гериатрического профиля: проводится полное диагностическое обследование, фармакотерапия, физиотерапевтическое, бальнеологическое лечение, массаж, лечебная физкультура по специальным рекреационным методикам.

Реабилитационная программа включает следующие направления:

1. Когнитивный тренинг — тренировка сохранившихся психических возможностей, направленная на улучшение памяти и ориентировки.

2. Терапия занятостью — восстановление утраченных навыков самообслуживания; выработка и развитие более дифференцированных видов повседневной деятельности, направленной на самообслуживание; вовлечение пациента в доступный им вид полезной деятельности.

3. Рекреационная терапия — занятие различными видами деятельности (музыка, чтение, рисование и др.); занятия группового общения; персональные психокоррекционные занятия по актуальным для пациентов тематикам.

4. Психосоциальные мероприятия — формирование навыков самостоятельного пребывания в домашних условиях и разъяснительная работа с родственниками.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.