Реферат по предмету "Психология"


Психология: наука или искусство

ПСИХОЛОГИЯ:НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

Содержание
Введение
1. Понятие о значении терминов «психология»,«наука» и «искусство»
2. Психология – это наука и/или искусство?
Заключение
Литература

Введение
 
Проблема познания современногомира и места в нем человек в настоящее время приобретает все большее значение. Ввек скоростей, огромного объема информации, стрессов и нервных потрясений людямприходится бороться за каждый кусочек своего «я», пытаясь не растеряться в условияхвсеобщей глобализации. Заново открыть себя, свои незадействованные «внутренние»резервы, расстаться с ненужными страхами, тревогами, фобиями людям XXI века помогаетпсихология. Она в настоящее время как никогда популярна и созвучна духу нашего века.
Выбор темы нашей работы мыможем обосновать следующим образом: психология приобретает массовый характер и общечеловеческуюзначимость в современном мире, но границы ее как науки до сих пор остаются достаточноразмыты, так как у нее слишком специфический объект изучения – человек и человеческоеобщество, способы познания, которые иногда воспринимаются как нечто совершенно невозможноедля науки, переходящие совершенно в другую область, а потому психологию часто отождествляютс искусством.
Актуальность нашей темы определяетсятем, что сейчас, пожалуй, нет практически ни одной сферы жизнедеятельности человека,где не присутствовала бы психология. Это породило массу новых направлений и профессийв этой области. Сейчас психологи представляются как социальные психологи, психотерапевты,психолингвисты, психофизиологи, психологи развития, специалисты по психологии личности,научения, эмоций, восприятия, мотивации или по патопсихологии, все возрастающеечисло специалистов-психологов стало работать в больницах, в сфере промышленности,правительственных учреждениях, центрах психического здоровья, служить в армии.
В связи с этим, целью нашейработы будет определить границы понятий «искусство» и «наука» и выяснить, как соотноситсяс ними психология.
 

1. Понятие о значении терминов«психология», «наука» и «искусство»
 
Прежде чем говоритьо соотношении науки и искусства в психологии, дадим понятие о ней.
Психология – наукао психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслити действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуютпсихическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственныхсистем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того,что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множествопсихологических представлений вполне успешно уживаются друг с другом. Психологиятеперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями тойили иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований,например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология(или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности,сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждойиз этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупностиони образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяетиспользовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.
Следовательно,главным объектом психологии все же остается человек (группа, коллектив людей, человеческоеобщество).
До 19 в. психология не быланезависимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философскихрассуждений. То, что мы сейчас называем психологией, в действительности было частьюфилософии. Некоторые понятия и проблемы, имеющие важные приложения в психологии,— относительное значение врожденного и приобретенного, изменчивость и стабильностьчеловеческой личности, отношения разума и эмоций, природа мотивации, свобода и детерминизмв поведении человека, экзистенциальное значение и ценность личностной самореализации,взаимоотношения психики и тела, природа сознания и восприятия, значение снов — обсуждалисьранее многими философами, начиная с древних греков, прежде всего Платоном и Аристотелем,а затем в трудах таких мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза,Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и Кант. А ведь философия тоже специфический вид знания,который вначале вообще не считался наукой в ее общепринятом значении, часто философияпризнавалась искусством, наряду со словесными видами искусства – поэзией и драмой.Однако только в 19 в. общие рассуждения и манипуляции абстрактными понятиями уступилиместо гипотезам, проверяемым в эксперименте и принимаемым лишь на основании фактическихдоказательств. С этого момента уже идет отсчет существования психологии как самостоятельнойнауки.
Далее мы рассмотрим содержаниепонятий «наука» и «искусство».
Сразу следует отметить, чтоопределений значений терминов «искусство» и «наука» существует множество, их можнонайти в каждом толковом словаре. Рассмотрим общие положения и проанализируем, какпроецируются признаки науки и искусства на область психологии.
Наука — есть системадостигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности.
Основы научного знания закладывалисьв глубокой древности, так Сократ призывал изучать человека, чтобы понять мир, аего ученик Платон, подошедший вплотную ко многим вопросам, ныне традиционно относимымк «научно-релевантным», считал, что знание геометрии, например, совершенно необходимодля любого философа. Для будущего науки важнейшим оказался интерес к природе познания,гносеологический интерес. Однако ни Платон, ни его академические последователи несоздали классификацию наук. Это сделал Аристотель. Он отказался от диалектики ивозвел в ранг метода аналитику, то есть теорию доказательного умозаключения (аподиктическогосиллогизма), которое восходит от необходимого основания к твердому знанию. Наукаполучила свою методологию. Кроме того, Аристотель сформулировал теорию науки. Научноезнание есть знание о бытии, и как таковое оно противостоит искусству (сфера которого— практика и производство вещей), опыту (его предмет — только единичные факты) имнению (оно основывается на вероятности). Научное знание выражается в форме сужденияи претендует на истинность. Задача научного знания, таким образом, состоит в фиксированиинекоего обстоятельства или факта и в выяснении его причины. Наука, по Аристотелю[1],отличается тремя основными характеристиками: доказательностью, способностью объясненияи сочетанием единства с наличием степеней подчинения. Последняя характеристика делаетвозможным сведение одних наук к другим и, соответственно, позволяет произвести ихклассификацию. Теоретические науки составляют условие существования наук практических,а практические — условие наук поэтических (творческих). То есть, признавалась взаимосвязьнауки искусства, в то же время говорилось об их различии.
Философия указала науке задачу— поиск истины. Современная наука также ориентирована на получение «истинных» знанийо реальности, но наука и истина для ученого далеко не тождественны. Один из сегодняшнихисследователей науки В.Н.Тростников пишет об этом так: «В науке как таковой следуетчетко разделять два различных ее аспекта, которые часто (и неправомерно) объединяютпод одной вывеской: наука-исследование— систематическое изучение и изложение объективнодостоверных сведений, максимально проверенных со стороны содержания, и наука-миpовоззpение,т.е. совокупность утверждений, якобы полученных в научных исследованиях и навязываемыхв качестве общеизвестных»[2].
Использованиенаучного метода делает объем знаний наукой. В отличие от прежнего метода созерцанияи обдумывания, новый метод основан на тщательном эксперименте и точном измерении.Не все области науки могут пользоваться одними и теми же методами. Химик может экспериментироватьс веществами и действующими на них силами в лаборатории. А астроном не может проводитьэксперименты с небесными телами. Но оба они прибегают к научному методу. Психологиятакже оперирует научным методом, в частности применяет метод эксперимента.
Первое, что ученыйделает, приступая к проблеме,— устанавливает, что уже известно, и старается установитьновые факты. Он вырабатывает рабочую теорию, или гипотезу, которая объясняет определенныерезультаты. Затем он измеряет, испытывает, ставит эксперименты, чтобы установить,работает ли гипотеза. Если да, то она становится проверенной теорией. Или ученыйможет ждать, пока его работа будет закончена, а затем формулирует теорию. Так жепоступает ученый-психолог, правда в психологии точные измерения невозможны, таккак не существует системы мер, результаты экспериментов оцениваются по разным шкалам,системам баллов, различным критериям.
Основой науки является опыт:эмпиризм превратился в основополагающий принцип, а основными методами полученияэмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент. Это же справедливои для психологии: наблюдая за ходом эксперимента, за его результатами психолог получаетопределенный опыт, который затем преобразуется в знание.
Наука — это система,то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание. Оно достигаетсяклассификацией, то есть распределением однородных данных по группам и обобщениям- то есть установлением тех общих формул и законов, которым подчиняется природа.Знания есть подлинные отражения действительности, которые составляют установленное,статическое содержание науки, знания, то есть доказанные, общеобязательные, общепризнанные,объективные суждения, оправданные и логически, и эмпирически, и умозрением, и опытом.Это знания о явлениях, то есть проявлениях жизни, природы. Явления — это то, чтоявно для наших пяти органов ощущений (как принято считать, хотя их и больше), длянашей пятичувствительной логики, во всеоружии технических усилений наших познавательныхорганов в виде микроскопа, телескопа и других научных инструментов. Таким образом,область точной науки ограничена так же, как ограничены и органы научного познанияв своей познавательной способности. Но человек хочет и должен знать и то, что запределами науки, то, что еще ею не достигнуто и, по самой природе своей, лежит заее пределами. Так, например, психология — есть наука о душевных явлениях. Мы жехотим знать больше, хотим знать душу, потому что жизнь вся есть — встречи и взаимодействиячеловеческих душ, а душа есть сам человек.
Мы не будем здесьуглубляться в сущность понятия «душа», так как это уже мало относится к теме нашегоисследования, а скажем лишь, что сфера духовного имеет прямое отношение к искусству,о сущности которого в нашей работе упомянуть необходимо.
Искусство — однаиз форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особыйрод духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений,так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадияхразвития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великимсредством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая егопредмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способотражения действительности.
Искусство имеетсходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука,оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Нов отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления,искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстаетв искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений,единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущностьрассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
В отличие от науки,художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информациюо частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, какфизические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересногодля человека в жизни.
Искусство какособая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически.Все познанное и оцененное выступает в искусстве под «эстетическим интегралом»[3].Отношения общества и человека к миру оцениваются в искусстве с позиции основныхэстетических категорий «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».
Важной сторонойискусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека.Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границынепосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только внастоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.
Все сказанноеделает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функцияискусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечествомопыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовыхрезультатов. В искусстве запечатлеется не только итог эстетического познания явлений,а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективногомира.
Принимая во внимание все сказанноенами об искусстве, мы должны были бы сделать вывод о том, что психология все жеближе к науке. Мы в качестве исходной гипотезы предположим, что психологии присущичерты и науки искусства. Подтвердим ее.
 
2. Психология – это наукаи/или искусство
психологияискусство наука
Проблема соотношения наукиискусства в психологии не нова. Сами психологи часто говорили об этом, напримерС.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт, Р. Мэй, И. Ялом, Л.С.Выгодский, Ф.Е. Василюк, А.И. Сосланд,И.С. Захарян, Н.Т. Оганесян. Проанализируемих суждения, принимая или опровергая их.
Первые попытки психологическогоизучения человека были связаны с исследованием его индивидуального сознания и самосознания.Опираясь на психологические данные, С.Л. Рубинштейн указал на корни этого рефлексивногоспособа: «Осознавать явления и события значит мысленно включать их в связи с объективныммиром, видеть, воспринимать их в этой связи. В этом заключается основная жизненнаяфункция сознания»[4] Но заметим, что по нашемумнению самопознание настолько важно и для художника. Многие поэты, писатели, композиторы,актеры писали о своего рода фатализме рефлексии, о невозможности уйти от нее, преодолетьее навязчивую силу. Художник непрерывно наблюдает, анализирует жизнь. Он устремленнавстречу новым впечатлениям и в то же время стремится к познанию социальных и психологическихпричин человеческого поведения в силу особой чуткости, ранимости своих отношенийк миру человека. Мы считаем, что здесь определенно есть связь психологии как наукии искусства.
Далее, отметим, что психология и искусство какобласти человекознания имеют общий объект, об этом мы уже упоминали выше. Н.Т. Оганесян[5]оговаривает, что подход к этому объекту со стороны психолога и художника таков,что они выявляют разные грани художественного и собственно психологического видениячеловека. Для ученого-психолога при изучении психических явлений на первый планвыступают закономерности, определяющие, как протекает восприятие, мышление и т.д.(так называемая психическая деятельность, по замечанию С.Л. Рубинштейна[6],это лишь процессуальный или функциональный аспект более целостной и полнокровнойдуховной человеческой деятельности). Для художника восприятие, мышление выступаюткак конкретное переживание, как содержание жизни личности: выявление смысла и значениятого, что воспринимается и осмысливается человеком. Мы совершенно с этим согласны.
Так же Оганесян утверждает, что художник даже в реалистическом произведениивоплощает, на самом деле, автопортрет своей души. По свидетельству Г. Олпорта[7]Стефан Цвейг, например, говоря о Прусте, Амилье, Флобере и других великих мастерахописания характеров, замечает: «Писатели, подобные им, – это гиганты наблюденияи литературы, тогда как в психологии проблема личности разрабатывается маленькимилюдьми, сущими мухами, которые находят себе защиту в рамках науки, и вносят в неесвои мелкие банальности и незначительную ересь». (…) «Так как психология молода,ей следовало бы поучиться немного у литературы». Это также отвечает нашим представлениямоб искусстве и науке. По нашему мнению, наука объективна, искусство же по своейприроде исключительно субъективно. В искусстве, конечно, есть объективная сторона:техника, традиция, школа, которой он может, а иногда и должен придерживаться, нодух искусства субъективен.
Н.Т. Оганесян говорит о том, что задача науки состоит в получении объективного знания,но при позитивном изучении человека, заметно, что в нем все доступно познанию, кромедуховной жизни человека. С этим утверждением трудно не согласиться, в самом деле,наука может исследовать, например, духовную жизнь, когда доказано, что она естьи может быть представлена объектом, дистанцированным от субъективности исследователя.Такая задача парадоксальна для науки и ею самой выполнена быть не может. Работу,которая придает науке необходимую убежденность в изучении субъективности, выполняетискусство. Оно позволяет говорить о субъективных состояниях, сохраняя их живой характер.Задача искусства состоит в таком самовыражении индивидуального внутреннего мирачеловека, чтобы оно вызывало ответную духовную реакцию сопереживания и обусловливалодиалог автора с читателем (слушателем, зрителем). Искусство, это – форма познаниясубъективности, культура ее самовыражения.
Вот как смотрит на творчество и искусство Р. Мэй: «Главное, что отличает творческийакт – то, что он является встречей… встречей может быть идея, внутренний образ…ученыйтакже оказывается в подобной ситуации встречи, когда приступает к экспериментам,к решению своих научных задач».[8] По мнению Р. Мэя, эта встречаможет произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировке новой научнойгипотезы. То есть, отсюда делаем вывод: если мы не противопоставляем науку и творчество, почему мы должны противопоставлятьнауку и искусство? Да и являются ли литература и психология конкурентами?Возможно ли сотрудничество между литературой и психологией? Р. Мэй отвечает на этивопросы утвердительно. Литература и психологияне могут быть конкурентами хотя бы потому, что действуют в разных сферахи имеют в своем распоряжении различные средства; литература предполагает свободныйполет фантазии, вымысел, работу с языком и текстом упор на форму; ей простительнынеточности. Психология предполагает оперирование объективными данными, точность,фактичность, ей непростительны отклонения от научной истины. По нашему мнению, литератураи психология не могут быть конкурентами именно потому, что первая имеет дело с единичным,а вторая – с общим. А раз литература и психология не конкуренты, значит, они могут«действовать сообща», в сплоченном и тесном союзе. Литература может поставлять психологииматериал для новых научных психологических исследований, а психология – способствоватьболее глубокой рефлексии писателей, давать им повод для новых характеров и сюжетов.
Н.Т. Оганесян пишет: «Следует отметить, чтопсихологи гуманистического и экзистенциального направления сознательно обращаютсяк методам искусств,особенно в области психологической практики.А исследование уникальности личности всегда относилось к области искусства. Такимобразом, новое движение в психологии обращается и приближается к искусству».[9]По нашему мнению, такое замечание совершенно справедливо,и отметим еще, что новизна психологической практики более близка новизнехудожественной, когда автор свободно отзывается на изменения «духовной ситуацииэпохи». А такая абсолютная свобода присуща скорее представителям цеха художников,а не ученых.
 

Заключение
 
В результате изучения проблемы соотношения искусства и науки в психологиимы пришли к следующим выводам:
1. Психологию как науку определяют большинство словарей и энциклопедическихизданий. Вместе с тем психологи и исследователи отмечают, что этой области знанияприсущи черты, как науки, так и искусства. Это обусловлено в частности происхождениемпсихологии из философии, которая также не всегда признавалась исключительно наукой.
2. Психология как гуманитарная наука изучает человека, но такой же объектимеет и искусство, различие состоит в разных подходах к этому объекту.
3. Искусство отличается от науки тем, что пользуется не анализом и умозаключением,а воссоздает окружающую действительность второй раз, доступными ему средствами.Однако в психологии, в частности в психологической практике таким «воссоздающим»познанием отличаются личностные направления. Кроме того, в психологической практикечаще всего важны не реальности, которых нет в пространстве и времени, а символическиепереживания, метафоры, живущие в душевном опыте человека.
4. Категории, которыми оперирует и психологическая наука и искусство, — переживание,мысль, чувство. Только осмысляются они по-разному – искусство их передает, показывает,запечатлевает, психологическая наука – исследует, анализирует, выявляет. Но и вискусстве, и в психологической науке эти категории приобретают материальное воплощениеи влияние на реальную жизнь.
Таким образом, общий выводв нашей работе будет следующим: психология — специфическая область научного знания,которой присущи все категории данной области, но которая включает также в себя чертыискусства, как необходимый компонент для своего функционирования и развития.
 

Литература
 
1. Асмус В.Ф. Античнаяфилософия. М., 2005.
2. Басин Е.Я. Семантическаяфилософия искусства. 3-е изд. М., 1998
3. Бахтин М. Эстетикасловесного творчества. М.: Искусство, 1979.
4. Дмитриева Н.А. Краткаяистория искусства. М., 1968
5. Каган М.С. Социальныефункции искусства. М., 1978
6. Мэй Р. Новый взглядна свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция.2005. №2.
7. Оганесян Н.Т. Психологиякак единство науки искусства. М., 2000.
8. Олпорт Г. Становлениеличности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
9. Словарь психологии/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990
10. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. СПб, 1998
11. Столович Л.Н. Жизнь— творчество — человек. Функции художественной деятельности. М., 1985
12. Тростников В.Н. Апофатика– основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000.
13. Энциклопедия «Кругосвет»на сайте slovari.yandex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Sports To Me Essay Research Paper PERSONAL
Реферат Автоматизированная обработка информации долгосрочных кредитов банка
Реферат Разработка схемы финансирования инвестиционного проекта на примере сети салонов сотовой связи "Мобильный век"
Реферат Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла
Реферат Концепции маркетинга и их взаимосвязь с социально-экономическими условиями общества
Реферат Унифицированная система отчетно-статистической документации. Понятие бухгалтерской отчетности
Реферат Инвестиции как фактор экономического роста. Проблемы инвестиций в современной России
Реферат Сравнение изотермического реактора идеального вытеснения и реактора полного смешения в зависимости от степени превращения
Реферат Рынок ценных бумаг в россии на современном этапе
Реферат Организация малого предприятия по производству полуфабриката основного компонента для производства
Реферат А. А. Филозоп гуманитарно-культурологическое направление терапии творческим самовыражением и духовный рост человека
Реферат Вузькі місця в договорах оренди нерухомого майна: аналіз судової практики
Реферат Сущность, основы организации и задачи учета оплаты труда
Реферат Критерии и показатели эффективности общественного производства Методы их прогнозирования
Реферат Приватизация муниципального жилищного фонда Проблемы и правовые последствия